Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Воспитание младшего школьника как часть педагогического процесса

Мугалова Ж. А.
Образовательныйпроцесс, который усилиями сотен и тысяч педагогов строиться в учебныхзаведениях России, как и жизнедеятельность россиян в целом, реализуется всложной и во многом противоречивой ситуации. Изменение общественного строя встране привело к обострению социально-экономических проблем. Ученые отмечают,что нарастают тенденции социальной, региональной, этнической и конфессиональнойдезинтеграции общества. Возрастает степень его криминализации, растетбезработица. Значительная часть молодежи подвергается опасности статьнаркоманами, снижается уровень психического и физического здоровья молодогопоколения, все чаще говорят о бездуховности молодежи.
Чтоможет быть реально противопоставлено этим негативным тенденциям? Какие целивыбирать: благодарные, но нелегкие, или сомнительные, но зато легко достижимые?Как сохранить идеалы в наше непростое время? От того, как решит эти вопросы сампедагог, зависит его способность воспитать ребенка. Поэтому воспитание другихнадо начинать с воспитания самого себя, с выработки своей системы ценностей.
Психологиутверждают, что основной движущей силой развития ребенка, тем ключиком, которыйпозволяет полностью “ включить” его деятельность и получить максимальныйэффект, является мотивация. Именно мотив заставляет ребенка во время выполнениязаданий на уроке или игры “ в школу” полностью отключиться от других мыслей ивкладывать в это дело всю свою душу. Можно с уверенностью сказать, что тотпедагог, который умеет “собирать” внимание детей, увлекать их перспективамипредлагаемого дела, заинтересовывать их, формировать сильное стремление кдеятельности, является мастером своего дела. Формирование мотива – оченьсложная задача всего для того, чтобы сформировать мотив, недостаточнопоставить перед ребенком одну цель и разъяснить ее преимущества. Каждая цельимеет свой масштаб ( это и победить в игре, научиться ставить палатку илиготовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать в себекакое-либо качество и т. д. ) и конечно же, свой временный период.
Воспитательдолжен бороться не с плохими качествами, которые есть у ребенка, а за хорошие качества,которые у него еще только
будут.В этом основное отличие между учителем-ремесленником, отбывающим на урокахвремя, и мастером, умеющем найти в детях хорошее. Недопустимо акцентироватьвнимание учащихся на их промахах и недостатках. Мастера воспитания действуютнаоборот – выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны учащихся,формируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема.Спокойная и уверенная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешаетдруг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселыйи радостный, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг кдругу, не может не оказывать благоприятного воздействия.
Воспитыватьможет любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимотолько, чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развиваларебенка, его дарования и вместе с тем помогала ребенку почувствоватьудовольствие, наслаждение, радость от делания, от труда и благодарностиокружающих. Но не раздражение, обиду, отвращение( а это бывает тогда, когдадело связано с принуждением: “ Делай, что говорят, вырастишь – спасибоскажешь!” Запрет воспитателю может быть только один: нельзя заниматься с детьмипротивозаконной или безнравственной деятельностью.
Радость,удовольствие – вот что делает ту или иную деятельность привлекательной дляребенка ( да и для взрослого). Только эти чувства и эмоции могут приохотитьвоспитанника к тому или иному делу, воспитать нужные педагогу и ценные дляобщества мотивы поведения. Умственная радость от учебы, мышечная – от занятийфизкультурой, нравственная – от доброго деяния. Сегодня надо признать: нашишкольники не любят учиться, не делают по утрам зарядку, не занимаютсясамовоспитанием.
Ночто такое удовольствие, радость? Не призываю ли я к развлечениям детей, кбезделью? Категорически нет! Кстати и сами дети не любят пустого времяпровождения. От чего же и в каком случае ребенок испытывает высшие удовольствиеи радость? От победы на собой! От успеха! От признания окружающих! А подлинныепобеда и успех, связанные с трудностями, с их преодолением, с усилием. С трудомдля других!
Носамое главное для ребенка, когда эти победы личностно значимы! Когда онисодействуют решению внутренних психологических проблем. Мы знаем что базовыепотребности человека – это основные жизненные, программные задачи, которыеиндивид в своей жизни должен научиться решать: защищать себя, быть признанным иуважаемым среди окружающих, обрести цель и смысл жизни, научиться эффективным исоциально-культурным способам самореализации, научиться радоваться жизни.Каждая из этих проблем становится актуальной в свое время, в соответствующемвозрасте и требует выработки соответствующих умений, способностей(новообразований), необходимых возрасту и возрастной ситуации развития.
Проблемасоциализации, а стало быть, и воспитания заключается в том, что ребеноквозможно скорее осознал это и получил подтверждение на опыте. Кажется, всепросто. Вместе с тем, данная проблема в педагогике является самой сложной. Делов том, что процесс социализации выработка и освоение индивидуальных способовповедения происходит в основном стихийно, самим ребенком не осознается, а мы,педагоги, мало учим этому. К тому же этот процесс начинается задолго до школы. Родители,отправляя ребенка, часто единственного, в коллектив сверстников в детский сад,позднее – в школу, в сущности, бросают свое чадо в воду, не научив его плавать.И получается: выплывет – повезло, не выплывет – катастрофа для ребенка.
Вшколу ребенок приходит, с одной стороны, с многочисленными проблемами вразвитии, с другой — с нежелательными психическими новообразованиями:внутренними препятствиями, защитами, неадекватными реакциями. А педагоги могут“приговорить”: у него гены плохие.
Междутем ребенок нормальный, т. е. хороший, и гены у него нормальные. И всем своимповедением он стремится доказать это многочисленным старшим. Но у ребенка неполучается! Он хочет, но не может. Плохое, ненормальное поведение у ребенкавсегда поведение вынужденное. Оно спровоцировано, его заставили!
Ктозаставил? Почему? Как образуются “трудности” в поведении, а с ними – “трудные”дети?
Умногих детей в процессе подобной (стихийной) социализации обнаруживаютсяпрепятствия. Они могут быть самые разные: заиканье, косоглазие, шепелявость,рыжий цвет волос, веснушки, разный цвет глаз, излишний вес, излишняя худоба,расторможенность нервной системы и т. д. Как эту “не норму” часто воспринимаютсверстники? Вспомним детское: “рыжий”, “серый”, “косолапый”, “доходяга”, “жиртрест”и т. д. Детские прозвища так изобретательны, так точны и так обидны! Защищаясь,ребенок не всегда выбирает правильное поведение. И это становится серьезнымпрепятствием на пути взаимодействия с другими.
Школьныйярлык – это не безобидное прозвище, это социальная роль, которую обществонавязывает своему члену. Это клеймо, выжженное буквально каленым железом дажене на лбу, а на душе, на всей психике юного гражданина. Вспомним свое детство,и вы обязательно найдете в нем свою малую или большую драму, которая в той илииной степени живет в вашей душе и поныне. Ведь в традиционной массовой школехорошистов и отличников не более 10- 15 процентов. Конечно, не все двоечникистановятся преступниками, но всякий преступник, как правило, вырастает издвоечника. Хотя неудачником может ощущать себя и отличник.
Какобразуются “трудности” в поведении, а с ними –“трудные” дети? Каковы причиныпсихосоциального “заболевания” личности на почве, скажем, не успешности в учебемладшего школьника?
Каждыйпервоклассник мечтает быть отличником, ведь он подсознательно чувствует, чтоучеба _ это самая серьезная “работа” по сравнению с тем, что он делал раньше.Он стал уже “большим”! Но вдруг у него не получается. Причины могут бытьразные: недостаток подготовленности (неразвитость внимания, усидчивости, кистирук и т. д. ) нездоровье, несовершенство методики учителя и т. д. И вот учительнедоволен, родители ругают, ребенок растерян, обижен, подавлен. Он пребывает впостоянном психологическом дискомфорте. Он старается, собирает все силы, но …не получается. И так может быть долгие годы начальной школы. В пятом классепоявляются новые предметы, приходит много учителей и … ребенок обречен! Онпонимает: все бесполезно, честным путем препятствия не одолеть. Он усталбороться за себя. Ищет выход и находит его в обмане: в фантазировании, подделкеоценок, вырывании страниц из дневника, уход с уроков и т. п. В итоге:отставание катастрофическое, конфликты с учителями, разрыв с родителями. Носамое губительное – ребенок усвоил опасную позицию и жизненную тактику: непреодолевать препятствие, а обходить его, обманывая всех и себя. Ребеноксорвался в сторону безнравственного выбора. Страшны не двойки, а приобретеннаяустановка, потеря веры в себя и пока тихая обида на всех. А чувство обиды – этоне такое преходящее чувство, как радость или грусть. Обида накапливается,растет. Формируется психическое новообразование – обидчивость,раздражительность, неадекватная реактивность и т. д. Обнаруживаетсянеуспешность в общении, в отношениях с товарищами. Ребенка не принимают, неуважают, у него нет друзей, он не может занять удовлетворяющий его статус средисверстников. Растет внутренний дискомфорт, ему плохо. Он не может понять,почему у всех получается, а у него нет. Старается, но это не приносит успеха.
Этотрудность в ребенке и для ребенка. Она пока скрыта от окружающих. Лишь родителичувствуют неладное, учителя казенно советуют “ надо больше заниматься”. Какпомочь ребенку?
Ребенокнуждается в педагогической поддержке. Ему нужно и можно помочь, чуть-чуть“подтолкнуть”, чуть-чуть доразвить. Он с удовольствием откликается на вашупомощь. Расцветает от похвалы и одобрения, удесятеряет активность и энергию.Главное для педагога не дать ему потерять веру в себя. Успех зависит, конечно,от гуманизма, мастерства педагога, образованности и чуткости родителей. Самсебе ученик начальных классов помочь не может: он бы рад, но у него неполучается.
Нетявления более непостижимого, чем человеческое поведение. “Нет работы болееизнурительной для сердца, чем работа педагога” (В. А. Сухомлинский). Чтоговорить, насколько трудно в сегодняшних условиях сделать так, чтобы дляучеников стала привлекательной модель поведения, в основе которой лежатдоброта, великодушие, благородство, не приносящие быстрого признания или денег.
Главноев воспитание это педагогическая интуиция, нравственное чувство и горячеежелание помочь ребенку в его самый драматический период жизни, зная егоконкретные проблемы. Тот, кто считает пору своего детства розовой ибезмятежной, или очень стар, или просто глуп.
Но,может быть, самое главное – собственно человеческий пример. Когда ученик видитумного, оптимистического, успешного, уважаемого детьми и коллегами наставника,честный образ жизни, стиль и необыкновенную манеру одеваться, вести себя, то …Так учитель передает воспитанникам самого себя! Безусловно, сегодня ( а можетбыть, всегда) воспитывает только тот педагог, кому воспитанники осознанно илинеосознанно стремятся подражать, манеру поведения которого хотят сделать своей.
Список литературы
БайбародоваЛ. В. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль: ЯГПУ, 1991.
БайбородоваЛ. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе.Ярославль: ЯГПУ, 1997
БеспалькоВ. П. Слагаемые педагогические технологии. М..: Педагогика, 1989.
ГребенюкО. С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995.
КорчакЯ. Как любить ребенка. М., 1990.
ПетровскийА. В. Психология о каждом из нас. М., Российский открытый университет, 1992.
ЦукерманГ. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
ФранклВ. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.