Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Волевая регуляция поведения и деятельности

Функцией волевойрегуляции является повышениеэффек­тивности соответствующей деятельности, а волевое действиепредстает как сознательное, целенаправленное действие чело­века по преодолениювнешних и внутренних препятствий с по­мощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, каксила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматриватькак первичные, или базовые, волевые качест­ва личности. Такие качестваопределяют поведение, которое ха­рактеризуется всеми или большинством описанныхвыше свойств.
Волевого человекаотличают решительность, смелость,са­мообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно вонтогенезе (развитии) несколько позже, чем названная выше груп­па свойств. Вжизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматриватьне только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качествавторичными.
Наконец, есть еще третьягруппа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с егоморально-ценност­ными ориентациями. Это — ответственность, дисциплиниро­ванность,принципиальность, обязательность. К этой же груп­пе, обозначаемой как третичныекачества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека иего отноше­ние к труду: деловитость, инициативность. Такие качества лич­ностиобычно формируются только к подростковому возрасту.
По мнению В.А. ИВанникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации исовершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным ме­ханизмомпорождения дополнительного побуждения к действию является сознательноеизменение смысла действия выполняю­щим его человеком. Смысл действия обычносвязан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умст­венныхусилиях.
Волевое действие,необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированнойдеятельности появи­лось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением.Пред­варительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть воз­никшейпроблемы.
Включение воли в составдеятельности начинается с поста­новки человеком перед собой вопроса: “Чтослучилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, чтоволя тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности иситуации. Первичный акт включения воли в дей­ствие фактически заключается впроизвольном вовлечении со­знания в процесс осуществления деятельности.
Волевая регуляциянеобходима для того, чтобы в течение дли­тельного времени удерживать в полесознания объект, над ко­торым размышляет человек, поддерживать сконцентрирован­ноена нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основныхпсихических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления иречи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означаетпри­обретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое действие всегдасвязано с сознанием цели деятель­ности, ее значимости, с подчинением этой целивыполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-ли­бо целиособый смысл, и в этом случае участие воли в регуля­ции деятельности сводится ктому, чтобы отыскать соответст­вующий смысл, повышенную ценность даннойдеятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные сти­мулы длявыполнения, доведения до конца уже начатой дея­тельности, и тогда волеваясмыслообразующая функция связы­вается с процессом выполнения деятельности. Втретьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характерприобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевыхдействий всегда так или иначе связаны с актуальными потребностями человека.Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произволь­нымпоступкам. В этом плане волевые действия не менее де­терминированы, чем любыедругие, только они связаны с со­знанием, напряженной работой мышления ипреодолением труд­ностей.
 Волевая регуляция может включиться в деятельность на лю­бомиз этапов ее осуществления: инициации деятельности, вы­бора средств и способовее выполнения, следования намечен­ному плану или отклонения от него, контроляисполнения. Осо­бенность включения волевой регуляции в начальный моментосуществления деятельности состоит в том, что человек, созна­тельно отказываясьот одних влечений, мотивов и целей, пред­почитает другие и реализует их вопрекисиюминутным, непос­редственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляет­сяв том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи,индивид избирает иной, иногда более труд­ный, и старается не отступать от него.Наконец, волевая регу­ляция контроля исполнения действия состоит в том, чточело­век сознательно заставляет себя тщательно проверять правиль­ностьвыполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти неосталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человекатакая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем путиосущест­вления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включенияволи в управление деятельно­стью является ситуация, связанная с борьбойтрудносовмести­мых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же мо­ментвремени выполнения различных действий. Тогда созна­ние и мышление человека,включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы длятого, чтобы сде­лать одно из влечений более сильным, придать ему в сложив­шейсяобстановке больший смысл. Психологически это означа­ет активный поиск связейцели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека,сознательное при­дание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
При волевой регуляции поведения,порожденной актуаль­ными потребностями, между этими потребностями и сознани­емчеловека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так:“Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способнымк рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого ин­дивиддолжен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознатьсамого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состояниипроизвести выбор между ними.”.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.