Владимир Дмитриевич Дopoфeeв, доктор технических наук,профессор, заведующий кафедрой экономики и экономических информационных системРоссийского государственного университета инновационных технологий ипредпринимательства.
Однимииз основных показателей работы любого предприятия является позиция руководства,результативность, психологический климат. Изменение одного из этих параметроввлечет за собой изменение всех остальных. Именно руководитель влияет настановление психологического климата на предприятии. Поэтому руководителямособенно важно знать те качества, которые способствуют поддержанию здоровогопсихологического климата. Рассмотрим основные качества руководителя, наличиекоторых позволяет сформировать здоровый психологический климат на предприятии.
Общепринятоположение, что именно руководитель влияет на становление психологическогоклимата на предприятии. Поэтому руководителю особенно важно знать те качества, которыеспособствуют поддержанию здорового психологического климата. Следует отметитьосновные качества руководителя, наличие которых позволяет ему/ей сформироватьздоровый психологический климат на своем предприятии:
он(а)имеет мужество самоопределения, т.е. знает свои функциональные границы играницы своих подчиненных и четко им следует;
стремитсявкладывать не только в свое благосостояние, но и в благосостояние группы;
редкопроявляет раздражение при своих сотрудниках;
стараетсяизбегать догм в своей работе;
наизменение себя направляет больше энергии, чем на изменение других;
знаети уважает весь спектр чужих мнений;
можетизменить себя в соответствии с сильными сторонами своих подчиненных;
неподвержен(а) воздействию безответственных действий других;
стараетсявоспитывать качества зрелого лидера в последователях;
знаети умеет разделять и передавать ответственность.
Дляопределения психологического климата руководителю следует знать критерии, насоответствие которым нужно анализировать свое предприятие.
1.Первое, на что руководитель должен обратить внимание, — это насколько каждыйсотрудник организации знает свои функции и их отличие от функций другихсотрудников. Для установления здорового психологического климата важно наличиечеткого ощущения своих границ, как каждым отдельным сотрудником, так иотделениями и отделами на предприятии.
2.Следующий критерий психологического климата — осознание сотрудниками своихубеждений. При здоровом психологическом климате каждый на предприятии знаетсвои базовые ценности и взгляды. В эти понятия входят:
хорошопродуманные убеждения;
внутренняяясность собственных позиций, связанных с позициями предприятия в целом;
жизненныепринципы, воплощенные или воплощающиеся в жизнь.
3.Не менее важным критерием здорового психологического климата являетсяопределение своих позиций по отношению к себе и другим на предприятии. Важно, чтобыкаждый на предприятии обращал внимание в первую очередь на себя. И при этомпринимал следующие принципы своей деятельности:
самосознаниеи саморазвитие;
большеевнимание к своему поведению, чем к поведению других. Определение себя не впротивопоставление другим;
наличиеличных целей, соотнесенных с целями предприятия.
Приэтом в успехе и развитии предприятия большую роль играет способность удерживатькурс. Эта способность важна не только для руководителя, но и для каждого членаколлектива. Можно говорить о здоровом психологическом климате, если каждый напредприятии достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив.
Всевышеперечисленные критерии представляют ценность для предприятия, еслисотрудники способны поддерживать деловые отношения. Это такие отношения, которые,даже если они становятся эмоционально окрашенными, не смогут помешатьфункционированию сотрудника на предприятии, а, следовательно, и деятельностипредприятия в целом. При выявлении показателей климата на своем предприятиируководитель должен знать, что выявить их все достаточно сложно. Как правило, присутствуетнекая совокупность признаков, т.е. предприятие находится в постоянном колебаниимежду здоровым и нездоровым психологическим климатом. В различные периодыразвития те или иные признаки могут преобладать, поэтому руководителю важнознать критерии, на основании которых можно определить степеньздоровья/нездоровья психологического климата на предприятии.
Отметимосновные критерии нездорового психологического климата на предприятии.
1.Определенного рода реакции сотрудников предприятия на события и изменения, аименно:
притревоге основное внимание сотрудников направлено на отрицательные явления;
скованное,схематическое воображение;
меньшаяоткрытость и терпимость к различиям как между сотрудниками, так и при сравнениизаданий, выполнении работ разными отделами;
привыполнении заданий склонность к срочности и атаке;
преобладаниепроекций, обвинений, критики;
любовьк постановке диагнозов как отдельным сотрудникам, так и предприятию ируководителям в целом;
наличиеи поддержание таинственности и секретов на предприятии.
2.Традиция «скорых решений» на предприятии, включающая следующие показатели:
слишкомбольшая тревожность сотрудников, мешающая им быть терпеливыми и ждать;
поискоблегчения симптома, а не разрешения его, что выражается в поисках виновных испособов их наказания;
наличие«линейного» мышления — потребность знать наверняка что-либо, отсутствиевариантов при достижении целей;
незрелостьсуждений и низкая способность к установлению различий.
3.Ослабленное или отсутствующее лидерство на предприятии. Позиции лидера прируководстве предприятием с нездоровым психологическим климатом могут бытьразными по содержанию, но примерно одинаковыми по своей сути. Все позицииослабляют команду подчиненных и уменьшают результативность их деятельности.Выделяют три позиции подобного руководства: позиция сверхфункционирования;позиция преследования; позиция обратной связи. Рассмотрим, по каким критериямможно определить наличие одной из вышеперечисленных позиций.
1.Позиция сверхфункционирования. Руководитель, находящийся в этой позиции, стремитсядавать советы своим подчиненным, пытаясь реализовать таким образом свое чувствоответственности и беспокойство за окружающих. При этом он(а) говорит больше, чемслушает. Делает за других то, что они могли бы сделать сами. Ставит другим цели,которые они сами себе не ставят. Такая позиция руководства приводит лидера кнакоплению эмоциональной усталости, возникновению стрессовых факторов.Сотрудники при таком стиле руководства начинают приспосабливаться кдействительности, устраняться от принятия решений, проявляют пассивность, покорностьи скрытый саботаж.
2.Позиция преследования. Руководитель, находящийся в этой позиции, излишнепогружен в дела других. Он(а) начинает указывать другим не только, что имследует делать, но и как им следует думать, чувствовать и действовать. Онпостоянно пытается спасать своих подчиненных, чувствуя при этом своюнезаменимость и значимость. Находясь в этой позиции, руководитель часто меняетэмоциональную окраску своего поведения — от услужливого до контролирующего иобвиняющего. Подчиненные при таком руководстве полностью отказываются от своегостиля поведения и своего мнения в присутствии руководителя. На предприятиицарит напряженная, нервная обстановка, так как предугадать эмоции и действияруководителя подчиненные практически не могут.
3.Позиция обратной связи. Находясь в этой позиции, руководитель в основномзанят(а) тем, что защищает, объясняет и оправдывает свое поведение. Для неговажно не его собственное мнение, а мнение других о его собственном мнении.Поэтому происходит процесс подкрепления поведения тех, кто положительнооценивает любые действия руководителя, и устранение тех сотрудников, которыеоценивают действия руководителя негативно и не понимают их. Такой стильруководства вызывает на предприятии состояние беспокойства. Сотрудники выбираютпозицию молчания и уходят от обсуждения состояния дел на предприятии.Руководитель при этом больше занят(а) подкреплением собственной значимости, чемдостижениями целей предприятия.
Такимобразом, основными показателями работы любого предприятия является позицияруководства, результативность, психологический климат. Изменение одного из этихпараметров влечет за собой изменение всех остальных в ту или иную сторону.Большую роль в формировании психологического климата на предприятии играетпозиция руководителя, поскольку именно от нее зависит формирование здоровогоили нездорового психологического климата. В свою очередь, психологическийклимат формирует у подчиненных ряд качеств, способствующих илипротиводействующих результативности работы коллектива, подразделения, предприятияв целом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru