Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Взаимоотношения между процессами высшей нервной деятельности, обеспечивающими возникновение сознания и подсознания

Долгоевремя полагали, что в основе сознания лежит деятельность высшего отделацентральной нервной системы — коры полушарий большого мозга, в то время какподсознательные реакции — это реакции, осуществляемые низшими уровнямицентральной нервной системы: спинным мозгом и стволовыми отделами головногомозга. Однако выяснилось, что мозг работает как единое целое, не разделяясь на«этажи». Кора больших полушарий может принимать участие во всех рефлекторныхреакциях. Поэтому важным является решение вопроса: чем отличаются процессы,лежащие в основе возникновения сознания от тех, которые осуществляются наподсознательном уровне. Ответ на этот вопрос имеет существенноеметодологическое значение. Некоторые исследователи полагали, чтоподсознательные реакции и неосознанные формы психической деятельности как бы«не вписываются» в принцип детерминизма. Все это порождало мистику и идеализм.Представление о якобы ведущей роли бессознательных инстинктивных влечений впсихической жизни человека было высказано в начале нашего века австрийскимпсихиатром Фрейдом. Ошибка его заключается в крайнем преувеличении ролиинстинктов, в недооценке значения мышления, вырабатываемого общественнымвоспитанием человека, в неправильном противопоставлении сознания иподсо.знания, а также социального и биологического. Павловская концепция овзаимосвязи первой и во второй сигнальных систем при ведущей роли второйсигнальной системы опровергает эти представления. Сознание представляет собойфункцию человеческого мозга. Сущность сознания заключается в отражениидействительности и направленном регулировании взаимоотношения личности сокружающим миром. Развитие сознания стало возможным у человека благодаряприменению и совершенствованию орудий труда в процессе общей деятельностилюдей. Материальной формой выражения сознания является язык. Сознание — неврожденная функция мозга. Врожденной является лишь возможность возникновениясознания, детерминированная определенной структурой нервной системы. Этавозможность переходит в действительность (т. е. формируется сознание) только вусловиях общественной жизни. Мозг человека получает информацию в виде сигналов,чаще всего в форме слов. Каж-дый сигнал является материальным носителеминформации и, воздействуя на соответствующие рецепторы, вызывает появление материальныхнервных процессов — физиологических явлений, отражающие восприятие, передачу,переработку и хранение информации в головном мозге. Содержание самойинформации, помимо характера сигнала, определяется и всем прошлым опытомсубъекта, историей его жизни, трудовой деятельностью, взаимоотношениями сдругими людьми, т. е. его сознанием. • Следовательно, сознание — это и продуктмозга и одновременно продукт общест-ncilliOH жизни человека, его жизненногоопыта, который запечатлевается посредством ус.чопных рефлексов. Условныйрефлекс — это тот «кирпичик», из совокупности которых формируется сложнаяконструкция сознания. Эта конструкция не сводится к сумме условных рефлексов.Чтобы познать сущность целого, нужно выяснить план и принципы всей конструкции.Хотя принципы целостной деятельности мозга сегодня изучены еще не полностью,имеющиеся физиологические факты позволяют выявить различие и общностьнейрофизиологических процессов, обусловливающих возникновение сознательных иподсознательных проявлений высшей нервной деятельности человека. Известно, чтолюбой раздражитель, вызывая возбуждение каких-либо рецепторов, приводит кпоявлению афферентных сигналов, которые, доходя до коры большого мозга,вызывают так называемый первичный электрический ответ, т. е. локальноедвухфазное колебание потенциала в том месте коры, куда проецируется сигнал.Первичный ответ свидетельствует о поступлении сигнала от данного рецептора вкорковое представительство анализатора. Латентный период данной электрическойреакции равен 9—20 мс и складывается из латентного периода самого рецептора,времени, необходимого для прохождения возбуждения через синапсы и нейроныпроводниковых отделов анализатора. Первичный ответ можно зарегистрировать и уорганизма, находящегося в состоянии сна, т. е. он осуществляется без участиясознания. После того как поступившая информация оценена мозгом, ответнаяреакция на нее может протекать по одному из следующих трех типов. 1. Еслипоступивший сигнал не несет какой-либо существенной для организма информации, тоформирующаяся на уровне подсознания программа, сводится к торможению внешнихответных реакций организма на данный сигнал. В таком случае сигнал вызываетлишь первичный биоэлектрический ответ и вторичную биоэлектрическую активностьбез осознания сигнала и без каких-либо других реакций организма- 2. Еслипервичная оценка сигнала (протекающая на уровне подсознания) обнаружила, что онпо своему характеру требует шаблонного, хорошо заученного ответа, то возникаетреакция, осуществляющаяся по типу автоматизма. Такой автоматизированный ответорганизма не требует подключения сознания и также осуществляется на уровнеподсознания (в частности, и во сне). При этом в деятельность включаетсяограниченное количество нейронов ЦНС. •З. В случае, если первичная оценка сигнала(осуществленная до включения сознания) свидетельствует о том, что поступившаяинформация является важной для организма и что для ответной реакции на данныйсигнал требуется включение деятельности всей ЦНС, то еще на уровне подсознанияв коре большого мозга формируется команда, вызывающая через ретикулярнуюформацию общую активацию мозга. В деятельность включается вся ЦНС. Возникает«реакция пробуждения», которая проявляется десин-хронизацией ЭЭГ. Лишь в этомслучае сигнал осознается и в дальнейшем ответная реакция на него протекает ужес участием сознания. Субъективно это представляется одним мгновением. Вдействительности же это весьма значительный период в работе мозга, во времякоторого развертывается ряд важных нейрофизиологических процессов. Минимальныйлатентный период включения сознания у спящего превышает 100 мс. На уровнеподсознания могут осуществляться любые условнорефлекторные реакции (в том числеи возникающие с участием второй сигнальной системы). Еще до включения сознаниямозг способен анализировать любые (в том числе словесные) ^иг:: апы. Этосвидетельствует о том, что и сознательные, и так называемые подсознательныепроявления высшей нервной деятельности человека могут осуществляться одними итеми же структурами целого мозга, а не какого-нибудь его отдела. Данноезаключение подтверждается тем, что т. н. «вторичный биоэлектрический ответ»,который, по-видимому, отражает процессы анализа и переработки информации ипринятия решения, осуществляющиеся бессознательно, может быть зарегистрирован влюбом отделе мозга. Судя по характеру биоэлектрической активности мозга,разница между осознанными и неосознанными реакциями состоит в степени«глобальности» активации мозга, зависящей от количества вовлеченных в реакциюего нейрональных структур. Если в реакцию вовлекается относительно небольшоеколичество нейронов коры и подкорки, то такие реакции протекают какподсознательные. В случае, если в ответную реакцию вовлекается вся гигантскаясуперсистема нейронных «ансамблей» коры и подкорки и, следовательно, реакцияпротекает При «глобальной» активации всей ЦНС, то она осуществляется с участиемсознания. Таким образом, реакции, осуществляющиеся на уровне подсознания,являются более «экономичными». Это подтверждается тем, что подсознательные(автоматизированные) реакции являются и наиболее быстрыми ответными реакциями,латентные периоды которых намного меньше, чем латентные периоды реакций,протекающих с включением сознания. Подсознательные реакции не обязательновозникают по «шаблону». Даже при полностью автоматизированных реакциях(например, ходьба, удары ракеткой по мячу при игре в теннис и т. д.)подсознательно происходят вероятностная оценка обстановки и такое жепрогнозирование каждого последующего действия. Это свидетельствует о том, чтодаже при включении относительно небольшого количества нейронов, мозг способенработать по принципу вероятностного прогнозирования событий среды (и на основепринципов, которые осуществляются при эвристическом программировании). Сознаниевключается вследствие активации ретикулярной формацией огромного количестваструктур мозга. Однако ретикулярная формация представляет собой лишьопределенное звено в рассмотренной цепи процессов. Ретикулярная формацияподчиняется командам, сформированным в коре большого мозга в результате первичногоанализа и оценки каждого пришедшего сигнала. Взаимоотношение междунейрофизиологическими процессами, лежащими в основе подсознательных исознательных реакций в микроинтервалах времени — в момент пробуждения спящего ивключения сознания, которое наступает при поступлении в мозг биологическизначимой для организма информации — лишь дида'ктический прием, необходимый,чтобы рассматривать каждое явление в известной мере изолированно от другого. Вдействительности же подсознание оценивает любой приходящий в мозг сигнал нетолько во сне, но и при бодрствовании, являясь своеобразным первичным фильтромдля всей поступающей в мозг информации. Таким образом, вся высшая нервная(психическая) деятельность человека постоянно протекает на двух уровнях —подсознания и сознания, т. е. имеет двучленную структуру. Двучленная структуравысшей нервной деятельности человека дает организму существенные преимущества,обеспечивая непрерывность взаимодействия организма и среды. Постояннаяпривычная (по характеру сигналов и автоматизированным ответам на них)деятельность протекает на уровне подсознания, но когда пришедший сигнал исодержащаяся в нем информация оценены и установлено, что ответ на данный сигналтребует активации всего мозга, сигнал подключается к глобальной деятельностимозга, т. е. осознается. Именно поэтому у человека лишь одно сознание (ибо унего один мозг), в то время как автоматизированных реакций, протекающих науровне подсознания, может осуществляться множество одновременно. На этом, кпримеру, основано искусство жонглера. Каждая из сложнейших оеакг]; й артиста,отработанная и заученная, уходит в подсознание и осуществляется на уровнеавтоматизма одновременно со множеством других автоматизированных действий.Ресурсы сознания в это время освобождены и направлены на учет поведенияпартнеров, обстановки на арене, реакции зрителей и т. д. Сознание можетотключаться от привычных влияний окружающей обстановки, углубляться висследование сущности явлений, оперировать абстрактными категориями, но связьорганизма и среды при этом не нарушается. Она продолжает осуществляться науровне подсознания. Нарушение непрерывной взаимосвязи организма и среды моглобы привести к гибели организма. Этого не происходит, так как подсознание всегда«на посту» и даже после выключения сознания или переключения его на решениеабстрактных проблем. Между процессами, происходящими на уровне подсознания, ипроцессами, обеспечивающими возникновение сознания, существует как бы«динамическое равновесие». Это «равновесие» между сознанием и подсознаниемможет сдвигаться в ту или другую сторону в широких пределах при изменениифункционального состояния мозга и окружающей обстановки. Если прекратитьнепрерывную деятельность подсознания по анализу и переработке поступающей вмозг информации, то и сама функция сознания станет невозможной. Сократив доминимума приток внешних сигналов (например, создав условия абсолютной тишины итемноты при отсутствии других сигналов), мы тем самым сделаем невозможнымфункционирование сознания. Подобная ситуация для человека субъективночрезвычайно мучительна и может вызвать психические расстройства. Наоборот, еслина организм непрерывно действуют слабые малозначащие сигналы (требующиенепрерывной работы мозга на уровне подсознания по их восприятию, анализу ипереработке), то это создает «рабочий фон», на котором осуществляетсяэффективная деятельность всей ЦНС, необходимая для функционирования сознания.И. П. Павлов подчеркивал, что слабые непрерывные раздражители тонизируют корубольшого мозга, повышая ее работоспособность. Если эти непрерывно поступающиесигналы оказываются новыми, необычными, сильными или чрезвычайными, либо несутважную для организма информацию, то уже на уровне подсознания формируетсяпрограмма, подключающая для ответа на сигнал все ресурсы сознания. При этомпрежняя сознательная деятельность тормозится. Возникает так называемое внешнее,безусловное торможение, т. е. подавление существующей доминанты новойдоминантой. На уровне подсознания протекает и условнорефлекторная регуляциядеятельности внутренних органов здорового человека. Привычные раздражителиинтерорецепторов внутренних органов вызывают сигналы, поступающие в корубольшого мозга, где они анализируются на уровне подсознания. Эти сигналы могутстать основой выработки условных рефлексов, изменяющих поведение организма.Самому субъекту причина возникновения подобных реакций остается непонятной.Иногда все же возникают различные «темные чувства», т. е. недостаточнодифференцированные ощущения, что может способствовать идеалистическимпредставлениям о «предчувствиях», «божественной интуиции», «наитии свыше». Приувеличении силы подобных раздражений они начинают восприниматься сознанием ужев виде сигналов о неблагополучии в соответствующей области организма. Этовызывает появление различных субъективных ощущений и жалоб, которые приводятбольного к врачу. Таким образом, подсознание отражает не только биологическиепотребности, как ошибочно думал Фрейд. Оно хранит информацию, накопленную впроцессе жизненного опыта, т. е. все то, что становится основой поведенческихреакций организма — фундаментом личности. Подсознание не находится в конфликтес сознанием, как ошибочно полагал Фрейд. Оно относится к сознанию как часть кцелому. Оно представляет собой первую ступень, первое звено всех реакцийорганизма, но не самостоятельное. Его деятельность направляется сознанием иподчинено сознанию, так как именно сознание представляет собой высший регуляторчеловеческого поведения. Основу процессов, осуществляющихся на уровнеподсознания, составляет жизненный опыт, формирующий систему прочных условныхрефлексов, обеспечивающих появление навыков и возникновение мгновенных реакций,автоматизированных форм поведения (недаром говорят, что «привычка — втораянатура»). Аккумулированный мозгом жизненный опыт, ушедший в подсознание,составляет основу индивидуальной, т. е. присущей лишь данному субъекту, оценкивоздействий окружающей среды. Все внешние влияния воспринимаются через призмуиндивидуального опыта. Подсознательные реакции, как и все другие формыповедения и психической деятельности, подчинены закону причинно-следственныхотношений. Такова природа интуиции, догадок, творческого озарения,«предчувствий», в основе которых лежат прошлый опыт субъекта и воздействующиена него в настоящий момент влияния окружающей и внутренней среды. Все сказанноене оставляет места для мистических толкований природы подсознания, опровергаяидеалистические представления.
Физиология эмоций
Однимиз проявлений высшей нервной деятельности человека являются эмоции (от лат.emavere—потрясаю, волную). Они представляют собой реакции организма навоздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженнуюсубъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности. Состояниеэмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций рядаорганов и систем, подобно пожару, охватывающему организм. Эти изменения функцийбывают столь интенсивными, что представляются подлинной «вегетативной бурей».Однако в этой «буре» есть определенный порядок. Эмоции вовлекают в усиленную деятельностьлишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организмас окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической частивегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количествоадреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление,растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительныхи энергетических процессов в организме (У. Кеннон). Резко изменяется характердеятельности скелетных мышц. Если в обычных условиях отдельные группы мышечныхволокон включаются в работу поочередно, то в состоянии аффекта они могутвключиться одновременно. Кроме того, блокируются процессы, тормозящие мышечнуюдеятельность при утомлении. Нечто подобное происходит в других системахорганизма, благодаря чему эмоциональное возбуждение мгновенно мобилизует всеимеющиеся у организма резервы. Известно, что процессы жизнедеятельностипротекают с различной интенсивностью. Организм в каждой ситуации реагируетадекватно возникшим условиям, для чего существуют точные приспо-собительныемеханизмы. В покоящейся ткани скелетной мышцы функционирует около 25—30капилляров на 1 мм2 ее сечения, а при максимальном мышечном напряжении в 100раз больше. У человека в состоянии покоя объем дыхательного воздуха равенпримерно 500 мл, в то время как жизненная емкость легких может достигать 5000мл и более. Следовательно, в покое используется около 10% жизненной емкостилегких. Даже при интенсивной деятельности сохраняется значительное количествопотенциальных возможностей. Они используются лишь в чрезвычайных условиях, всостоянии эмоционального напряжения. Одновременно угнетаются реакции и функцииорганизма, которые в данный момент не являются жизненно необходимыми. Вчастности, тормозятся функции, связанные с процессами накопления, ассимиляцииэнергии, возрастают процессы диссимиляции, давая организму необходимыеэнергетические ресурсы. При эмоциях изменяется субъективное состояние человека.Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четковоспринимаются воздействия окружающей среды. В состоянии покоя мышление нередкобывает шаблонным, стереотипным. В моменты эмоционального подъема приходитвдохновение, озаряют открытия, переживается радость творчества. Эмоция — этосостояние высшего подъема духовных и физических суд, че^озека. В форме ответныхреакций организма, возникающих в чрезвычайных условиях, эмоции сформировались впроцессе эволюции как механизм приспособления. Организм, не обладавшийспособностью к экстренной мобилизации своих ресурсов в трудной обстановке, невыдерживал борьбы за существование и погибал. Но чрезмерные по выраженностиэмоциональные реакции могут оказаться вредными, привести к возникновению рядазаболеваний. Врач должен уметь предупредить возможные последствия таких эмоциональныхнапряжений. Для этого необходимо знать условия запуска эмоций. Эмоции возникаютлишь в том случае, если перед организмом стоит какая-либо задача (потребность,цель), а средств для решения (удовлетворения, достижения) ее оказываетсянедостаточно. Средства для достижения цели — это информация-умение, навыки,опыт — (И), энергия (Э), время (В). Для достижения любой цели существуютобъективно необходимые информация, энергия и время (соответственно И„, Эн, Ви).В случае, если существующие у организма информация, энергия и время (Ис, Эс;Вс) меньше необходимых, возникает состояние напряжения (СН), выраженное темсильнее, чем важнее цель и чем больше дефицит необходимых средств. Указанныеотношения могут быть выражены формулой: СН=Щ(Ин.Эн-Вн-Ис-Эс-Вс), \ СН —состояние напряжения, Ц — цель (задача, потребность). Эмоции возникают, если СНдостигнет определенной величины. Различают четыре степени (стадии) СН. Перваястепень (СН-1)—состояние внимания, мобилизации, активности (ВМА),характеризуется повышением работоспособности, усилением функции органов исистем, обеспечивающих решение данной задачи. СН-1 возникает всякий раз, когдавставшая перед организмом задача нешаблонна, требует концентрации внимания,мобилизации интеллектуальных и физических ресурсов. Подобное состояние весьмаполезно, оно тренирует организм, повышает работоспособность. Состояниенапряжения II степени (CH-II) отмечается, если мобилизация сил во время СН-1оказывается недостаточной. В этом случае напряжение возрастает, что приводит к появлениюстенической отрицательной эмоции (СОЭ). Психологически это знакомое каждомусостояние ярости (гнева, негодования), сопровождающееся крайне значительным(предельным) повышением активности органов и систем, обеспечивающимвзаимодействие организма с окружающей средой. Значительно возрастаетработоспособность скелетных мышц, концентрируется внимание, усиливается работаСердца, повышается артериальное давление, усиливаются дыхание, окислительные иэнергетические процессы, появляется спазм сосудов брюшных органов и кровьусиленно притекает к мышцам, мозгу, легким и сердцу. Цель подобной реакции —максимально увеличить ресурсы организма и тем добиться решения возникшейзадачи. Третья степень (CH-III) — астеническая отрицательная эмоция (АСОЭ),возникает, если задача требует ресурсов, намного превышающих те, которымирасполагает организм даже при максимальной мобилизации сил. ПсихологическиCH-III — это состояние страха (ужаса, тоски), Изменения функций организма приCH-III часто прямо противоположны тем, которые отмечаются при CH-II. Наступаетрезкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов. (От страха«опускаются руки», «подкашиваются ноги», парализуются «умственные способности»,«вегетативная буря» может перейти в «хаос»). При CH-III угнетаются не толькоинтеллектуальные и энергетические, но и иммунологические реакции, а такжекомпенсаторные процессы. Именно поэтому состояние напряжения III степени придлительном воздействии крайне вредно для организма. «Страх, тоска, печаль —разрушают тело, открывая Доступ к нему всяческим заболеваниям»,— говорил И. П.Павлов. В чрезвычайных ситуациях страх могут испытывать все—и трусливые имужественные. Но мужественный, волевой человек, подавляя в себе это чувство,может поступать в соответствии с чувством долга наперекор страху. Трус же,нередко, оказывается в плену этого чувства и, теряя рассудок, погибает. Но дажеCH-III представляет собой своеобразную защитную реакцию, так как возникает втом случае, если максимальной мобилизации резервов, характерной для стеническойотрицательной эмоции при CH-II, будет недостаточно и организм вынужденотказаться от достижения цели. Но если значимость цели сохраняется, тоуменьшение ресурсов организма, вызванное CH-III, ставит организм по существу вбезвыходное положение. В этом случае может наступить IV стадия СН (CH-IV) —невроз, представляющий собой уже заболевание, «полом» ряда регуляторныхмеханизмов. Состояние напряжения любой степени может возникнуть непосредственно«с места», без включения предшествующих степеней. Нервная система оценивает напервом этапе важность и сложность задачи, необходимые для ее достижениясредства и средства, существующие у организма, на уровне подсознания мгновенно.Это свидетельствует о том, что возникновение эмоций (и неврозов) не подвластноволе. Сознательно можно лишь сдержать внешние проявления уже возникшей эмоцииили предупредить ее возникновение, пытаясь регулировать величину факторов Ц, И„Эс, Вв, Ис, Э, Вс. Рассмотренные четыре степени состояния напряжения в «чистом»виде встречаются редко. Часто наблюдаются СН, которые можно охарактеризоватькак промежуточные (переходные) стадии. Так, например, в промежуточной стадиимежду CH-II и CH-II1 может возникнуть угнетение лишь интеллектуальных функцийпри полной сохранности (и даже повышении) энергетических ресурсов. В этомслучае объятый страхом, потерявший рассудок человек с гигантской энергиейсовершает бессмысленные поступки (паника). Наблюдаются переходные ситуации идругого рода, когда снижаются лишь энергетические ресурсы: парализованныйужасом человек осознает приближающуюся опасность, но не в силах сделать ниодного движения, чтобы избежать ее. Степень состояния напряжения, возникающегов данной ситуации, помимо всего прочего, определяется предшествующим жизненнымопытом. Недостаточность этого опыта, отсутствие навыков, необходимых дляпреодоления трудностей, способствуют возникновению состояния напряжения болеевысокой степени. Из самой природы эмоций вытекает тот факт, что эмоциональноенапряжение в большей мере проявляется у слабых и неосведомленных и в меньшеймере у сильных и уверенных в себе людей. Последние чаще остаются спокойными.Слабому же и неуверенному в своих силах человеку необходима постоянная«поддержка» в виде эмоционального напряжения. Поэтому он и «кипит» по всякому поводу.Важна и степень физической тренированности организма. При наличии сильной иработоспособной мышечной системы мобилизовать энергетические ресурсы нужно вменьшей степени. Систематическая мышечная деятельность — фактор, способствующийне только «разрядке», но И предупреждению высших степеней состояния напряжения.
Положительные эмоции
Положительныеэмоции (сопровождающиеся появлением чувства радости) играют огромную роль вжизни человека, как жизненный стимул, регулирующий поведение и деятельность.Положительные эмоции важны для сохранения высокой работоспособности и здоровьячеловека. «Радость, делая нас чувствительными к каждому биению жизни, к каждомувпечатлению бытия, безразлично как к физическому, так и к моральному,развивает, укрепляет тело»,— говорил И. П. Павлов. Известно, что положительныеэмоции возникают при достижении цели, удовлетворении потребности, решениизадачи. Чем труднее задача, сложнее цель, сильнее потребность, тем выше степеньсостояния напряжения и тем сильнее положительная эмоция, возникающая при снятииили уменьшении степени этого состояния. Именно поэтому человек нередко вызываету себя кратковременно даже III степень СН с тем, чтобы, снимая ее, ощутитьнаивысшую радость. (Удовольствие, которое доставляют аттракционы, основаноименно на этом принципе). Таким образом, удовлетворение любой из потребностейчеловека вызывает радость тем большую, чем интенсивнее выражена мотивация. Какизвестно, существует иерархия потребностей. Биологические потребности,отражающие минимум условий, необходимых для обеспечения жизни организма (ивида), имеют определенный предел насыщения. И, когда он достигнут,биологические потребности и их удовлетворение перестают быть источником радости(возникает пресыщение). Предел насыщения воспринимаемой информации являетсягораздо более высоким. При оптимальной для данного индивидуума скорости (темпе)и ритме поступления информации предел не может быть достигнут даже напротяжении всей жизни человека. Данный источник положительных эмоций •в этихусловиях становится практически неисчерпаемым. Описанный механизм запускаположительных эмоций не является единственным. Они возникают и безпредварительного состояния напряжения. Такое «первичное» состояниерадостипоявляется в ситуациях, повышающих жизненные ресурсы организма (и вида), т. е.при поступлении полезной для организма информации, увеличении энергетическихресурсов, выигрыше времени. Важным источником радости является увеличениеименно информационных ресурсов. Известно, что организм при общении со средой никогдане остается пассивным. Естественная форма поведения животного и человека —непрерывный поиск и активная «разведка» окружающих условий. Но внешняя средапостоянно изменяется. Каждое мгновение организм должен активно оцениватьвозникающую ситуацию и из многих возможных программ поведения находитьоптимальные. В случае, если бы мотивом поведения были лишь возникшие в данныймомент биологические потребности, поведение всегда сводилось бы лишь кдействиям, направленным на поддержание и сохранение физиологического равновесия(гомеостаза). Как только та или иная потребность оказалась бы удовлетворенной,повод для деятельности исчезал бы. Если бы в процессе эволюции организмруководствовался только такими мотивами, то вид в целом был бы обречен навырождение. Обычно этого не происходит. Природа заложила в любой организмчувство постоянного «информационного голода». Именно стремление получать,перерабатывать и анализировать информацию (поиск оптимальных решений) являетсяодним из важнейших жизненных стимулов. Если поступление информациипрекращается, организм становится чрезвычайно деятельным и организует приток еена себя. У человека эта деятельность опосредована словом; сферой, где ондобывает информацию, является его социальная жизнь. Но это лишь отличие человеческойступени развития. Сам же принцип активного поиска — всеобщий для живых существ,обладающих развитой нервной системой. Если, например, посадить крысу в вольер,в котором будет все необходимое для удовлетворения любых ее естественных(биологических) потребностей (пища, вода, существо другого пола и т. д.),животное начнет с видимым интересом активно знакомиться с новой для негообстановкой. Крыса все перепробует, что можно, погрызет и т. д. Но,познакомившись с обстановкой и привыкнув к ней. животное начнет проявлятьбеспокойство. Оно станет метаться по вольеру, пока не найдет специальнозамаскированное маленькое отверстие, через которое можно проникнуть вокружающую среду. Даже если эта среда будет полна опасностей, при встрече скоторыми животное может погибнуть, то, исследовав, изучив и перепробовав всевнутри ограды, оно все равно рано или поздно уйдет из вольера. Прекращениепритока информации приводит к тому, что не только люди, но и животные (судя поих поведению) начинают испытывать невыносимую скуку. Именно поэтому жизнь «вчетырех стенах» и для человека оказывается тягостной. Природа обеспечиваетусловия, при которых вид оказывается наиболее жизнеспособным лишь тогда, когдаотдельные его представители не остаются пассивными, а устремляются в разведку,на поиск оптимальных решений, увеличивающих жизненный опыт и жизнестойкостьвида. Поэтому в процессе эволюции возникли механизмы, обеспечивающие появлениечувства радости при познании нового («прелесть новизны»). Организм не можетсуществовать в замкнутой системе, информационные возможности которой исчерпаны.По своей природе он весьма активен. ' Понятно, что человек облек в свои,присущие только ему формы поведения свойственную каждому организмунеобходимость поиска. Поиск новых путей решения любой задачи, приближение к еерешению — важный источник положительных эмоций. Все это составляет могучийстимул для творчества. «Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и бытьне может человеческого искания истины»,— говорил В. И. Ленин.' Мы рассмотрели некоторыефизиологические механизмы запуска эмоций, отвлекаясь от конкретных условий, вкоторых они возникают у человека, т. е. от условий социальной среды. Но именноэти условия формируют эмоциональную сферу нашей жизни. И поэтому изучениеприроды эмоций должно производиться совместно физиологами и психологами. Здесьеще много нерешенных проблем. Не совсем понятна, например, природавозникновения положительных эмоций при воздействии определенной музыкальноймелодии (казалось бы не несущей организму какой-либо конкретной прагматическиполезной информации) или определенной цветовой гаммы в живописи либо соблюдениеопределенных пропорций в архитектуре и т. д. Дальнейшее изучение вопросов,связанных с природой положительных эмоций, как мы уже сказали, имеет большоезначение для создания оптимальных условий жизни, труда и отдыха, для сохраненияздоровья и работоспособности.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта toshka.h1.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль особо охраняемых объектов в сохранении биоразнообразия
Реферат Зарубежный опыт бизнес планирования на примере магазинов модной одежды
Реферат Технико-экономическое обоснование процесса создания ООО Молочная река и организации технологического
Реферат Независимая республика Турция
Реферат Разработка технологической документации на изготовление женского комплекта - блузы и брюк
Реферат Изменение уровня жизни и качества неселения
Реферат Неопухолевые заболевания прямой кишки - Хирургия
Реферат Анализ хозяйственной деятельности МУЖРЭП 14
Реферат Классификация производственных факторов
Реферат Обучение аудированию с опорой на видеоматериалы в старших классах средней школы
Реферат Поведение металлов при повышении температуры
Реферат Воздействие изменений в налогообложении малого бизнеса на социально-экономические аспекты развития предприятий
Реферат Динамика развития темы дружбы в лирике Пушкина
Реферат Организация бухгалтерского и налогового учета материально-производственных запасов на ОАО Балтика-Дон
Реферат 1. Первые финансовые вузы Москвы (1919 1946) Экономический подъем в России в начале ХХ в и высшее финансово-экономическое образование. Рост потребностей в специалистах по финансам для государственных финансовых органов, частн