Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Великая Октябрьская социалистическая революция и начало коренных преобразований в области просвещения и воспитания (1917-1920)

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Революционная перестройка школы.
Первыедекреты Советской власти по народному образованию и проведение их в жизнь.Великая Октябрьская социалистическая революция, уничтожив старый эксплуататорскийстрой, положила начало коренной перестройке всей общественной жизни, в томчисле и народного образования. Коммунистическая партия в своей программе понародному образованию поставила историческую задачу — превратить школу изорудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деленияобщества на классы, в орудие коммунистического переустройства общества.
Революционнаяперестройка всей системы народного образования началась с первых днейсоциалистической революции. Декретом от 9 ноября 1917 года была организованаГосударственная комиссия по просвещению, которая занялась разработкой основстроительства новой системы народного образования.
Народныйкомиссар по просвещению Анатолий Васильевич Луначарский (1875—1933), выполняяволю Коммунистической партии и Советского правительства, обратился своззваниями к населению, к учительству и учащимся. В этих воззваниях он изложилосновные принципы и задачи Советского правительства в области народногообразования: всеобщее обязательное начальное обучение, общедоступность школывсех ступеней, безусловная светскость школы, высокий бюджет по народномуобразованию, демократизация народного образования, учет местных и национальныхособенностей, привлечение педагогов к обсуждению всех вопросов строительствановой школы. Учащие и учащиеся призывались сблизиться с рабочей массой, идтивместе с революционным народом, укреплять завоевания Октября.
Началасьликвидация старой системы управления народным образованием. Управлениеначальными и средними школами на местах передавалось Советам рабочих,солдатских и крестьянских депутатов.
11декабря 1917 года было принято постановление «0 передаче дела воспитания иобразования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата попросвещению». Все учебные заведения, находившиеся ранее в ведении церкви,преобразовывались в светские и переходили в ведение Наркомпроса.
Вянваре 1918 года были ликвидированы учебные округа, упразднены должностидиректоров и инспекторов народных училищ.
20января 1918 года был принят подписанный В. И. Лениным декрет СНК «О свободесовести, церковных и религиозных обществах», провозгласивший отделение церквиот государства и школы от церкви. Этим декретом объявлялась свобода совести,отменялись всякие ограничения и привилегии, связанные с принадлежностью к томуили иному вероисповеданию; указывалось, что каждый может исповедовать любуюрелигию или не исповедовать никакой. Декрет не допускал преподаваниярелигиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частныхучебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы. Этим декретомустранялось реакционное влияние церкви на молодое поколение. Таким образом,школа впервые становилась подлинно светской.
Былиликвидированы сословные и национальные ограничения, уничтожена прежняянеравноправность женщин в области образования (как и в других областяхобщественной жизни). В мае 1918 года постановлением Наркомпроса во всех учебныхзаведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола.
5июня 1918 г. был принят декрет СНК о передаче в ведение Народного Комиссариатапо просвещению всех учебных и общеобразовательных учреждений и заведений.Сосредоточение всех общеобразовательных и профессиональных учебных заведений введении Наркомпроса обеспечивало единство школьной реформы.
Позже,в 1929 году, когда в связи с размахом социалистической индустриализациивозникла огромная потребность в инженерно-технических кадрах, профессиональныеучебные заведения были переданы в ведение различных наркоматов в соответствиисо своей специальностью.
18июня 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял положение «Об организациидела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике»,по которому общее руководство народным образованием в республике возлагалось наГосударственную комиссию по просвещению, а на местах — на губернские, уездные иволостные отделы народного образования исполнительных комитетов Советов рабочихи крестьянских депутатов. При отделах народного образования создавались Советыпо народному образованию — совещательные органы, состоявшие из представителейразличных организаций трудящихся, учителей и учащихся.
Большоезначение для улучшения учебной работы школы и облегчения работы учителей имелдекрет о введении новой орфографии (октябрь 1918 года), так как в старой школеочень много времени и сил уходило на изучение трудной орфографии в ущербразвитию речи и знакомству с классическими художественными произведениями.
НаI Всероссийском съезде по просвещению (25 августа—4 сентября 1918 года) былаодобрена система единой школы с двумя ступенями: I ступень — 5 лет и II ступень— 4 года; в совокупности обе эти ступени составляли девятилетнюю среднююобщеобразовательную школу. Этим была ликвидирована крайняя разнотипностьобщеобразовательных школ, существовавшая до Октябрьской революции.
Проведениев жизнь декретов и мероприятий Советского правительства встретило бешеноесопротивление со стороны контрреволюционных элементов — буржуазии, помещиков,высокооплачиваемых слоев чиновничества и части интеллигенции. Чиновникиминистерства народного просвещения после перехода власти к Советам рабочих,солдатских и крестьянских депутатов не явились на работу, объявили забастовку.Государственный комитет по народному образованию, созданный после Февральской революции,отверг предложения наркома просвещения А. В. Луначарского о сотрудничестве.Попечители учебных округов, директора и инспектора народных училищ, директорагимназий и других средних учебных заведений саботировали проведение в жизньдекретов Советского правительства, некоторые из них вступали вконтрреволюционные организации для борьбы с Советской властью, запугивалиучителей и т. п. Коммунистическая партия и Советское правительство, осуществляяв широких масштабах организаторскую и воспитательную работу среди интеллигенциии опираясь на ее передовую, демократически настроенную часть, успешнопреодолели это сопротивление, неустанно продолжая революционную перестройкушколы.
Борьба за учительство.
Съездыучителей и деятелей народного образования. Учительство в своей массе отнеслоськ Октябрьской революции положительно, передовое учительство — восторженно. Нонекоторая часть учителей, преимущественно средней школы (гимназий, реальныхучилищ и др.), враждебно встретила революционные преобразования, вступила напуть борьбы против Советской власти, поддержала контрреволюционную деятельностьВсероссийского учительского союза (ВУСа), принявшего участие в заговоре,организованном белогвардейцами.
Всероссийскийучительский союз организовал в Москве забастовку учителей (декабрь 1917 года доначала марта 1918 года), но она была быстро прекращена по настояниюподавляющего большинства учителей и вопреки требованиям руководства ВУСа.Кратковременные учительские забастовки имели место и в некоторых другихгородах.
Большаячасть учительства, особенно учителя народных школ, восторженно встретилаОктябрьскую революцию. А. С. Макаренко, бывший в 1917 году учителем высшегоначального училища, впоследствии вспоминал: «После Октября передо мнойоткрылись большие перспективы. Мы, педагоги, тогда так опьянели от этихперспектив, что и себя не помнили».
Вдекабре 1917 года был организован Союз учителей-интернационалистов. К весне1918 года в союз вступило более 12000 членов. На I Всероссийском съездеучителей-интернационалистов (июнь 1918 года) выступил В. И. Ленин. Он призывалучителей слиться с массами трудящихся, борющимися против буржуазии. «Задачановой педагогики, — говорил В. И. Ленин, — связать учительскую деятельность сзадачей социалистической организации общества». В этих целях Наркомпрос иорганы народного образования на местах широко организовывали съезды, курсы иконференции учителей.
Виюле 1918 года был созван I Всероссийский учительский съезд, объединившийосновную массу учительства. Участники съезда одобрили работу Государственнойкомиссии по просвещению, осудили антинародную, контрреволюционную деятельностьВсероссийского учительского союза и приняли резолюцию, призывавшую учителейпокинуть ряды ВУСа и вступить в ряды Союза учителей-интернационалистов, «дабырука об руку с органами народной воли и народной власти дружно и радостностроить светлое здание единой трудовой социалистической школы».
В1918 году было организовано в центре и на местах 164 учительских съезда и 81съезд работников отделов народного образования, на которых освещалисьполитические вопросы (о задачах пролетарской революции, о международномположении и др.) и велась энергичная пропаганда революционных принциповорганизации народного образования, целей, задач и принципов советской школы.
Вавгусте 1918 года I Всероссийский съезд по просвещению рассмотрел и единогласноодобрил проект «Положения об единой трудовой школе РСФСР», выработанныйГосударственной комиссией по просвещению. Съезд обсудил важнейшие вопросыорганизации народного образования—дошкольного воспитания, общеобразовательнойшколы для детей и образования взрослых.
Огромноеполитическое значение имело выступление на этом съезде В. И. Ленина: он вскрылклассовую сущность буржуазной школы, ярко осветил связь культурной работы сзадачами социалистической революции.
Вянваре 1919 года состоялся II Всероссийский съезд учителей-интернационалистов,на котором В. И. Ленин призвал учителей создать «широкий, охватывающий огромныемассы учителей, профессиональный союз учителей, союз, который встанет решительнона почву советской платформы и борьбы за социализм путем диктатурыпролетариата».
Вскоребыл создан новый профессиональный союз работников просвещения исоциалистической культуры, имевший более широкий состав членов. Научредительном съезде, созванном летом 1919 года, участвовали представители 70тысяч членов этого союза.
Большуюроль в переподготовке учительства сыграли учительские курсы. Только летом 1918года было проведено более 100 краткосрочных педагогических курсов. На нихчитались лекции по политическим и педагогическим вопросам. В 1920 году былиорганизованы губернские и уездные учительские курсы по изучению СоветскойКонституции и различных вопросов политического характера.
Проявлениембольшой заботы об учителях было постановление Совета Народных Комиссаров от 2января 1918 года о прибавке народным учителям заработной платы до 100 рублей вмесяц (за ноябрь-декабрь 1917 года) и об установлении месячного оклада в150—200 рублей начиная с января 1918 года.
Впервые годы остро встал вопрос о подготовке новых учительских кадров в связи стем, что сеть школ быстро росла. Учительские семинарии были преобразованы втрехгодичные педагогические курсы, увеличено их число. В учебные планыпедагогических курсов были включены социология, политэкономия, историясоциализма, Советская Конституция, основные принципы единой трудовой школы.Почти все учительские институты преобразованы в высшие педагогические учебныезаведения для подготовки учителей школ второй ступени; были открыты новыепедагогические институты.
Кконцу 1920 года в РСФСР было 57 высших педагогических учебных заведений, вкоторых обучалось свыше 10 тысяч студентов, 154 трехгодичных педагогическихкурсов для подготовки учителей школы I ступени и 90 одногодичных педагогическихкурсов с 24 тысячами учащихся.
Врезультате огромной разъяснительной работы, проведенной Коммунистическойпартией и Советским правительством среди учительства, провозглашения иосуществления на практике самых прогрессивных принципов организации народногообразования учительство страны приняло активное участие в строительстве новойшколы.
Кконцу 1918 года Всероссийский учительский союз потерял всякое влияние средиучительских масс и был распущен постановлением ВЦИК от 23 декабря 1918 года.
«Основныепринципы единой трудовой школы» и «Положение об единой трудовой школе». Втечение 1918 года в Государственной комиссии по просвещению под руководством А.В. Луначарского, Н. К. Крупской, П. Н. Лепешинского шла усиленная разработка«Основных принципов единой трудовой школы» и «Положения об единой трудовойшколе». В августе 1918 года проект «Положения об единой трудовой школе» былдоложен I Всероссийскому съезду по просвещению, который единогласно одобрилего. 30 сентября 1918 года был подписан декрет ВЦИК «Положение об единой трудовойшколе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики». Уже 16октября 1918 года «Основные принципы единой трудовой школы» и «По- ложение обединой трудовой школе» были опубликованы. «Основные принципы», более известныесреди педагогической общественности под названием «Декларация о единой трудовойшколе», провозгласили новые идейно-политические и научно-педагогическиепринципы учебно-воспитательной деятельности советской школы.
Впротивовес буржуазной и мелкобуржуазной педагогике, проповедовавшей идеюаполитичности школы, «Декларация» подчеркивала связь школы с политикой какважнейший принцип советской педагогики.
Особоевнимание «Декларация» уделяла вопросам демократизации школы: устанавливаласьобщедоступность и бесплатность школы всех ступеней; ставилась задача введения ввозможно скором времени всеобщего обязательного начального обучения.Создавалась единая школа с двумя ступенями: I ступень — 5 лет, II ступень — 4года; школа объявлялась светской; вводилась политехнизация школы.
Вобласти содержания и методов учебной работы «Декларация» выступала противформализма и схоластики, требовала учета интересов учащихся, возбуждения ихактивности и самодеятельности, развития детского творчества, тесной связи школыс жизнью. Утверждались научно-материалистическое содержание образования ипрогрессивные методы учебно-воспитательной работы, рекомендовалисьпроизводительный труд учащихся, работа на пришкольных участках,самообслуживание учеников в школе.
В«Декларации» указывалось на огромную воспитательную роль детского физическоготруда, назывались разнообразные виды ремесленного труда, которым должныовладеть школьники I ступени обучения. В старших классах школы рекомендовалосьвводить производительный труд учащихся в промышленности и сельском хозяйстве.Большое место отводилось всестороннему развитию личности учащихся, в частностифизическому и эстетическому воспитанию: гимнастике, играм, спорту, ритмике,рисованию, лепке, пению и музыке.
Впротивовес авторитарному режиму старой школы, мелочному надзору за каждым шагомучащихся, применению унизительных наказаний «Декларация» и «Положение об единойтрудовой школе» провозглашали уважение к детям. Им предоставлялись широкиевозможности для проявления инициативы, создавались ученические организации с широкимиполномочиями. И хотя эти документы содержали ряд обусловленных временемнедостатков (отмена экзаменов и домашних заданий, некоторое снижениеруководящей роли учителя и др.), они сыграли огромную роль в революционномпреобразовании школы. Эти замечательные документы проникнуты революционнымпафосом, демократизмом, гуманизмом, стремлением установить тесную связьобучения в школе с жизнью, с трудом рабочих и крестьян, с практикойсоциалистического строительства.
ПрограммаРКП (б) в области народного образования. В марте 1919 года на VIII съезде РКП(б) была принята Программа партии, проект которой был разработан В. И. Лениным.Требования Программы, относящиеся к народному образованию, гласили: «В областинародного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое сОктябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классовогогосподства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, ворудие коммунистического перерождения общества.
Впериод диктатуры пролетариата, т.е. в период подготовки условий, делающихвозможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не толькопроводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного,организационного, воспитывающего влияния пролетариата на полупролетарские инепролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способногоокончательно установить коммунизм».
Сэтой целью программа указывала как на ближайшую задачу на необходимостьдальнейшего развития уже установленных Советской властью основ школьного ипросветительного дела.
«I)Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего втеории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования длявсех детей обоего пола до 17 лет.
2)Создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п., в целяхулучшения общественного воспитания и раскрепощения женщин.
3)Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родномязыке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т.е.свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связьобучения с общественно производительным трудом, подготовляющей всестороннеразвитых членов коммунистического общества.
4)Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счетгосударства.
5)Подготовление новых кадров работников просвещения, проникнутых идеямикоммунизма.
6)Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения(развитие «советов народного образования», мобилизация грамотных и т.д.).
7)Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих икрестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школдля взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов,студий и т. п.).
8)Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста всвязи с общими политехническими знаниями».
2—10октября 1920 года в Москве состоялся III Всероссийский съезд РоссийскогоКоммунистического Союза Молодежи (РКСМ). В день открытия съезда В. И. Ленинвыступил с речью «Задачи союзов молодежи», которая является выдающимсяпроизведением марксизма-ленинизма, боевой программой коммунистическоговоспитания. Ленин указал, что задача молодежи — завершить начатое старшимпоколением коммунистов дело построения коммунистического общества и реализоватьте идеи и принципы воспитания, образования и обучения, которые былипровозглашены Программой Коммунистической партии.
Рост школьной сети.
Организацияобщественного дошкольного воспитания. Детские дома. За короткий период,1918—1920 годы, число школ и учащихся, несмотря на трудные военные условия,сильно возросло.
Такимобразом, количество школ увеличилось на 13 тысяч, а число учащихся — почти на 2миллиона. Особенно быстро росло чиело средних школ: в 1920/21 учебном году посравнению с 1914/15 учебным годом оно возросло больше, чем вдвое, достигнув4163. Наиболее быстрый рост числа средних школ происходил в сельскихместностях: в 1914/15 учебном году в сельских местностях дореволюционной Россиибыло всего 72 средние школы (к тому же это были почти исключительно школыпригородов и дачных поселков), а в 1920/21 учебном году сельских средних школстало 2144, и обучались в них главным образом дети крестьян.
Составучащихся в средних школах коренным образом изменился: до революции в нихучились дети помещиков, буржуазии, чиновников, буржуазной интеллигенции; теперьпреобладающее число учащихся в средних школах составляли дети рабочих икрестьян.
Длядетей рабочих и крестьян, не имевших возможности при царизме обучаться всредней школе и вышедших уже из школьного возраста, в 1919 году сталиорганизовываться учебные заведения нового типа — рабочие факультеты (рабфаки),дававшие в течение 4 лет среднее образование, достаточное для поступления ввысшую школу.
Длятого чтобы дать женщине-матери возможность участвовать в политической,хозяйственной и культурной жизни Советской республики и для правильноговоспитания детей, стали широко организовываться детские ясли и очаги (для детейдо 3 лет), детские сады и площадки для детей от 3 до 7 лет. До революции вовсей России существовало лишь около 300 детских садов. За исключением 10—15 такназываемых «народных», бесплатных детских садов, открытых общественнымиорганизациями для детей трудящихся, все остальные детские сады были платными иобслуживали лишь детей богатых родителей. Открывали и содержали их частные лицакак доходные предприятия. После Октябрьской революции впервые дошкольноевоспитание стало рассматриваться как дело огромной государственной важности.Много внимания дошкольному воспитанию уделила Н. К. Крупская, которая ещезадолго до революции разрабатывала вопросы дошкольного воспитания смарксистских позиций. 26 декабря 1919 года был принят разработанный поинициативе В. И. Ленина подписанный им декрет «О ликвидации безграмотностисреди населения РСФСР», который обязывал все население Советской республики от8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей страневозникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ длямалограмотных. Учителя, комсомольцы, люди самых различных профессий с большимподъемом в порядке общественной работы вели обучение в этих школах. Онизанимались также с небольшими группами неграмотных (3—4 человека) и даже содиночками. Это был в полном смысле слова всенародный поход противбезграмотности, возглавляемый созданной в системе Наркомпроса ВсероссийскойЧрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности (ВЧК ликбез).
Допервой мировой войны 1914—1918 годов в царской России насчитывалось свыше 2 1/2миллионов беспризорных детей. Бездомность детей еще более усилилась во времямировой войны и в годы интервенции и гражданской войны. Перед Советскимправительством остро встала задача борьбы с беспризорностью детей. Надо былоспасти сотни тысяч детей от физической гибели и морального разложения. Дляэтого стали создаваться детские дома. К началу 1921 года в республикесуществовало уже свыше 5 тысяч детских домов, в которых воспитывалось 260 тысячбеспризорных детей.
Вследующем году число детских домов достигло 7815 с 415 тысячами воспитанников.
Национальная политика Советской власти в областипросвещения.
Советскоеправительство в первые же дни после победы Октябрьской революции выступило с«Декларацией прав народов России», в которой провозгласило равенство всехнародов бывшей царской России, их право на свободное самоопределение исвободное развитие. Для решения задач хозяйственного и культурного развитиянародов нашей страны был создан Народный Комиссариат по делам национальностей.
С1918 года в местностях, населенных нерусскими народами, стали создаваться народных языках этих народов органы управления школами и просветительнымиучреждениями.
ВНародном Комиссариате по делам национальностей была организована сначалакультурно-просветительная комиссия, а затем — национальныекультурно-просветительные отделы (Белорусский, Латышский, Татаро-Башкирский,Украинский, Киргизский и др.). В течение 1919—1920 годов были созваны в Москвеи на местах съезды по просвещению национальностей (Всероссийское совещание попросвещению национальностей—Москва, 1919; съезд по просвещению чувашей —Казань, 1919; съезд работников просвещения мари — Казань, 1920, и др.).
Началасьусиленная работа по подготовке национальных педагогических кадров, по изданию национальныхучебников, а для народов, не имевших письменности, — по созданию алфавитов наязыках этих народов.
Несмотряна очень трудные условия (гражданскую войну, продовольственные затруднения,отсутствие национальных кадров учителей и др.), сеть школ и число учащихся внекоторых национальных районах возросли. В Татарской республике, по даннымобследования 1920 года, из 236 тысяч учащихся 105 тысяч обучались уже на родномязыке. Сеть школ в Чувашии в 1920 году выросла по сравнению с 1914 годом в 21/2 раза. Подобный же быстрый рост числа школ наблюдался и в других районахПоволжья, в Средней Азии.
Огромнымдостижением Советской власти было создание для нерусских народов среднихобщеобразовательных школ.
Учебный план и учебно-воспитательная работа советскойшколы.
В1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план советской школы, в дальнейшем этиучебные планы совершенствовались. Однако основные принципы и характерные черты,отличавшие их от учебных планов школы дореволюционной России, были уже ярковыражены в этом первом по времени советском учебном плане: большое вниманиеотводилось на изучение основ наук о природе (физике, химии, биологии), обобществе, значительное место занимало физическое и эстетическое воспитание.Объяснительная записка указывала, что время на работу на пришкольном участке ив мастерских включается в учебные предметы, в связи с которыми ведется ручнойтруд. Этот учебный план имел рекомендательный, а не обязательный характер.
Содержаниеучебно-воспитательной работы в тех школах, где работали передовые учителя,изменилось уже в течение первого года после Октябрьской революции. На урокахистории давалось научное освещение событий. При изучении литературы многовнимания уделялось знакомству учащихся с произведениями лучших русских писателей;учащиеся писали об этих произведениях рефераты, которые читались и обсуждалисьв классе.
Преподаваниематематики, физики, химии значительно расширилось, приобрело более живойхарактер. Учителя стремились связывать даваемые по этим предметам знания стехникой, сопровождать уроки лабораторными занятиями, экскурсиями и работой напришкольных участках. Эти стремления, однако, не всегда удавалось провести вжизнь вследствие недостаточного оборудования школ.
Измениласьидейная направленность преподавания общественных наук, сообщались сведения пополитической экономии, истории революционного движения и социализма. Детямговорили о защите молодой Советской республики от внешних и внутренних врагов,о героических подвигах Красной Армии.
Передовыеучителя обращали большое внимание на воспитание детей в духе коллективизма, натрудовое воспитание. Многим городским и сельским школам были отведеныпришкольные участки, которые обрабатывались силами учащихся; получаемыепродукты шли на школьные завтраки.
Некоторымшколам удалось создать хорошие мастерские (столярные, слесарные, переплетные идр.), в которых велись уроки труда, ремонтировалась и изготовлялась школьнаямебель, учебные принадлежности. В школах городов и сел дети стали заниматьсягимнастикой, спортом, знакомиться с искусством. Физическому и эстетическомувоспитанию впервые стали уделять большое внимание в сельских школах. Школыстановились центрами культурно-просветительной работы на селе. Делались первыепопытки в области политехнизации школы.
Вгоды гражданской войны советские учителя и учащиеся внесли посильный вклад вдело защиты молодой республики от иностранных интервентов и белогвардейцев:некоторые учителя вступили в ряды Красной гвардии и партизан; школьникизаготавливали белье для воинов Красной Армии, оказывали помощь семьямкрасноармейцев в обработке земли, для чего организовывались дружины изучащихся. Решающую роль в этом сыграли первые школьные комсомольскиеорганизации.
В1918 году Отдел реформы школы Наркомпроса разработал и разослал на места «Материалыдля образовательной работы школы». Это были программно-методические материалы,имевшие рекомендательный характер.
Местныеотделы народного образования и объединения учителей разрабатывали учебные планыи программы с краеведческим уклоном. Эта программно-методическая работа будилатворческую мысль, призывала интересоваться опытом лучших учителей.
Вшколах стали создаваться ученические организации, которые участвовали впереустройстве школы на новых началах, в общеполезной работе, проводиликультурные мероприятия среди населения и т. д. Застрельщиками этих начинанийбыли комсомольцы и юные коммунисты.
Советскаяшкола в первые годы ее строительства имела огромные достижения в осуществленииподлинно демократических, гуманных и научных принципов организации, содержанияи методов учебно-воспитательной работы с учащимися.
Нарядус большими достижениями в советской школе имелись и некоторые недостатки:отсутствие обязательных учебных планов и программ, что затрудняло работуучителей; в преподавании некоторых предметов в разных классах был ненужныйконцентризм, отсутствовали переводные экзамены, были отменены домашние работыучащихся.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.