Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Анатомия наблюдательности

Людмила Александровна Peгуш, доктор психологическихнаук, профессор кафедры психологии ЛГПИ им. А. И. Герцена.
Благодарянаблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительныеотличия, замечает различия в сходном, может сократить до минимума времявосприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а такжемыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать ипонимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдаемого есть определенный видмыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему этоотносится?
Наблюдательность— это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении ивосприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий.
Благодарянаблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительныеотличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, приизменившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятияпризнака, объекта, процесса.
Наблюдательностьпрежде всего опосредована процессом и свойствами ощущения и восприятия, а такжеусловиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитыйзрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.
Здесьуместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, которыйсчитал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условиемнаблюдательности. Он писал:
Хорошийглаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяцили два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написатькрасками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И черездва-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того,что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надобудет понуждать себя к этому.
Благодарявысокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видениямалозаметного.
Ужев развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностныхпредпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер.Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности квосприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающихсостояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.
Ещев большей мере личностные особенности проявляются при осознании и пониманиитого, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемогозависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий осоответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодарявключению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляютпознавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительнойдеятельностью, в которой происходят не только систематизация и классификациявоспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит — обобщение.
Н.В. Тимофеев-Ресовский — биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение также высоко, как эксперимент, подчеркивал, что при наблюдении можно что-либоувидеть только в том случае, если знаешь, что нужно искать, что нужно видеть.Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересыв различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениямивыяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужноувидеть, ничего и не увидел.
Значит,профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающиеоперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления.Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностямипамяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений ипонятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональныйопыт.Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный видмыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему этоотносится?
Третьяпредпосылка развития наблюдательности — связь наблюдательности ипрогнозирования. Условия прогнозирования в процессе взаимодействия людейособые:
ограниченностьво времени;
многогранностьобъекта прогноза (человек);
почтивсегда — дефицит информации, необходимой для прогноза;
невозможностьучесть все многообразие причин, которые воздействуют на объект прогноза.
Поэтомучаще всего для прогнозирования используется метод экстраполяции. Он заключаетсяв том, что закономерности и типичные проявления человека в прошлом и настоящемпереносятся на будущее. Ошибка экстраполяции состоит в том, что каждыйнаблюдаемый случай считается типичным даже тогда, когда он таковым не является.«Почему вы доверились этому малознакомому человеку?» — спрашивают обманутуюпожилую женщину. «Он произвел очень хорошее впечатление: вежливый, хорошодержится, прекрасно одет».
Впсихологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрытьпсихологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. Присохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состоянийбыли найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления.Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психическихсостояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявлениячеловека, для развития наблюдательности важно знать, о каких психическихявлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.
Перваяспецифическая особенность наблюдательности состоит в том, чтобы во внешнемповедении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические,состояния или свойства.
Втораяособенность наблюдательности заключается в необходимости дифференцироватьпризнаки, через которые человек выражает себя вовне. Они могут быть выраженычерез физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающиев настоящем времени, а также через мимику, жесты, позы.
Третьяособенность наблюдательности связана с интересом именно к человеку как объектувосприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательностьвосприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения егопсихических состояний. Профессиональные знания составляют ту основу, которая нетолько влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитиюдифференцировки воспринимаемых признаков, но и прямо влияет на пониманиенаблюдаемых объектов и процессов.
Четвертаяособенность наблюдательности определяется тем, что содержание деятельностипредполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, какправило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, вовзаимоотношениях друг с другом. Эмпатия характеризуется способностью котражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствуетпониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает эмоциональнуюсопричастность. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность иее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другогочеловека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух,идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитиеповедения и психических состояний — вот то конкретное содержание эмпатии,которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательностиздесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такиеэмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.
Такимобразом, наблюдательность, связана с особенностями субъекта и объектанаблюдения. Ее развитие способствует совершенствованию способности не тольковидеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.