Реферат по предмету "Хозяйственное право"


регулирование рекламной деятельности

1. Правовое регулирование рекламной деятельности Основным законодательным актом, который регулирует отноше¬ния, возникающие в процессе производства, размещения и распрост¬ранения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». До введения в дей¬ствие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены в различных законодательных и подзаконных актах, которые зачастую противоречили друг другу.


Фрагментарность, отсут¬ствие системы в правовом регулировании данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам ответственности, все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской дея¬тельности и требовало принятия специального законодательного акта. Действующий Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной конкуренции в области рекла¬мы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы


или предотв¬ратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны. Данный акт является комплексным, поскольку регулирует сово¬купность отношений, связанных с рекламной деятельностью. Так, Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». определяет само понятие рекламы; понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъ¬являемые к рекламе, и ряд других вопросов. Комплексность Закона о рекламе проявляется и в том, что он ре¬гулирует отношения,


возникающие на товарном и финансовом рын¬ках, а также при оказании таких специфических услуг, как банков¬ские, страховые и т. п. Действие рассматриваемого Закона о рекламе не распространя¬ется на политическую рекламу. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» , законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соот¬ветствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникаю¬щие в процессе производства, размещения и распространения рек¬ламы, могут


регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и норматив¬ными правовыми актами федеральных органов исполнительной вла¬сти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом. Помимо Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных видов товаров и услуг закреп¬лены в соответствующих специальных законодательных актах.


В ка¬честве примера приведем Федеральные законы «О лекарственных средствах», «О государственном регулировании производства и обо¬рота этилового спирта и алкогольной продукции», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О рынке ценных бумаг» и др. Среди подзаконных актов нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183 «О защите потребителей от недобросове¬стной рекламы»1.


Данный акт содержит требования к рекламе фи¬нансовых организаций, привлекающих средства граждан и юриди¬ческих лиц (банков, страховых и инвестиционных организаций). Определенную роль в регулировании рекламных отношений играют акты федеральных органов исполнительной власти. В качестве приме¬ра назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15 мая 1999 г. № 26Ц2, которым установлены требования к наружной рекламе, раз¬мещаемой на объектах


федерального железнодорожного транспорта. Следует отметить, что содержащееся в ст. 3 Закона о рекламе положение о федеральном уровне регулирования отношений в сфере рек¬ламы рассматривалось в Конституционном Суде РФ. Поводом к рас¬смотрению дела явились запросы Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы. В своих запросах стороны исходили из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст.


71 Конституции РФ (предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совме¬стного ведения РФ и ее субъектов) и, следовательно, рекламная дея¬тельность может регулироваться нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о рекламе. В Постановлении от 4 марта 1997 г. № 4-П1 Конституционный Суд РФ указал, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования.


Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рын¬ка, т. е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъек¬ты РФ могут осуществлять их законодательное регулирование в рам¬ках, определенных Конституцией РФ, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4-6). В силу положений ст. 130,132 и 133 Конституции РФ ор¬ганы местного самоуправления вправе самостоятельно


решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения на¬ружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью. Следует отметить, что нормативными правовыми актами субъек¬тов РФ в основном регулируются вопросы наружной рекламы и рек¬ламы на транспортных средствах. Приведем некоторые из этих актов: - Постановление


Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП2 «О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города», которым утверждены Пра¬вила размещения средств наружной рекламы и информации в Москве; - Постановление Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене»3, которым утверждено


Положение о по¬рядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в Московском метрополитене. Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Междуна¬родный кодекс рекламной практики. Он пересматривался в 1949,1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята 2 декабря 1986 г. 47-й сес¬сией Исполнительного совета Международной торговой палаты4.


В соответствии с положениями, указанными во введении Кодекса, он является в первую очередь средством самодисциплины, однако он также предназначен для использования судами в качестве справоч¬ного документа в рамках соответствующего законодательства. 2. Понятие и виды субъектов рекламных отношений В первую очередь к субъектам рекламных отношений необходи¬мо отнести непосредственных участников рекламной деятельности.


По осуществляемым функциям выделяют следующих субъектов: Рекламодатель — лицо, юридическое или физическое, являющееся ис¬точником рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения рекламы. Рекламопроизводитель — лицо, юридическое или физическое, осуще¬ствляющее полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для распространения форме.


Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламной информации путем предоставле¬ния и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами. (Ст. 2 Федерального закона «О рекламе») Отношения, возникающие между субъектами при производстве, размещении и распространении рекламы, регулируются Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».


(в частности, гл. 3 содержит права и обязанности рекламо¬дателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) и договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в условиях жесткой конкуренции реклам¬ного бизнеса представляется весьма сомнительной. Среди обозначенных в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». прав и обязанностей участников рекламного


процесса назовем следующие. Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспростра-нитель обязаны хранить материалы или их копии, содержащие рекламу, в течение одного года со дня последнего распространения рекламы. Данные субъекты обязаны предоставлять органам испол¬нительной власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе, информацию, необходимую для осуще¬ствления предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе» полномочий.


Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе тре¬бовать, а рекламодатель в этом случае обязан предоставить доку¬ментальные подтверждения достоверности рекламной информации; лицензию или ее копию, если деятельность рекламодателя подле¬жит лицензированию. Рекламопроизводитель обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение требований последнего может привести к нарушению законодательства


РФ о рекламе. Если рекла¬модатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводи¬тель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное. В роли рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламо-распространителей могут выступать юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели, поскольку на объяв¬ления физических лиц, не связанные с осуществлением предпри¬нимательской деятельности действие указанного в


Федеральном законе от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».не распространяется. Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на территории Российской Феде¬рации, могут быть и иностранные юридические лица; иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Особым образом Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». регулирует вопросы спонсорст¬ва


и связанное с этим правовое положение субъектов. В соответствии со ст. 19 Закона о рекламе, под спонсорством понимается осуществ¬ление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в ви¬де предоставления имущества, результатов интеллектуальной дея¬тельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах.


Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. При этом установлено, что спонсор не вправе вмеши¬ваться в деятельность спонсируемого. Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».называет еще одного субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т. е. о юридических или физических лицах, до сведения которых доводится


или может быть доведена реклама, следствием чего является или может являться соответст¬вующее воздействие рекламы на них. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица, права и интере¬сы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответ¬ствующими исковыми требованиями в суд. В качестве субъектов рассматриваемых рекламных отношений выступают создаваемые в субъектах


РФ государственные унитарные предприятия, наделяемые специальными полномочиями в рассмат¬риваемой сфере. Так, в Москве действуют государственные унитар¬ные предприятия «Городская реклама и информация»1 и «Реклама и информация на транспорте». Данные предприятия выполняют по¬среднические и управленческие функции в рассматриваемой сфере. Так, ГУП «Реклама и информация на транспорте»: - участвует в проведении инвентаризации, ведении реестра средств рекламы на транспорте; - участвует в разработке правил размещения


рекламы на транс¬порте, тарифов за использование рекламного пространства и разме¬щение средств рекламы; - содействует в оформлении разрешительной документации на размещение средств рекламы и информации на транспорте, а также в оформлении всех необходимых согласований с городскими службами; - выступает участником трехстороннего договора (наряду с рекламодателем и Комитетом рекламы, информации и оформления горо¬да


Москвы), оказывающим от имени транспортного предприятия - балансодержателя транспортного средства услугу по распространению рекламы и информации в течение срока действия договора и услугу по производству , размещению и демонтажу по окончании срока про¬ката рекламы на транспортном средстве городского пассажирского наземного транспорта. Участниками рекламных отношений являются также специально создаваемые государственные органы и государственные органы, наделенные функциями регулирования и контроля за осуществле¬нием рекламной


деятельности. 3. Государственное регулирование рекламной деятельности Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное. Нормативное регулирование реализуется посредством установ¬ления в актах компетентных государственных органов правил осу¬ществления рекламной деятельности и ответственности за наруше¬ние этих правил. Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами.


Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных право¬вых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы (в части установленных законодательством полномо¬чий антимонопольного органа). Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331. Полномочия антимонопольного органа в данной сфере определе¬ны


ст. 26 Федерального закона от 18 июля 1995 г № 108-ФЗ «О рекламе». В частности, антимонопольный орган: - предупреждает и пресекает факты ненадлежащей рекламы; - направляет субъектам рекламной деятельности предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, об осуществ¬лении контррекламы; - предъявляет иски в суды, арбитражные суды в связи с наруше¬нием законодательства РФ о рекламе, о признании недействительны¬ми сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.


В субъектах Российской Федерации создаются и действуют спе¬циальные органы, в функции которых входит управление реклам¬ной деятельностью. В Москве создан Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы1. К функциям этого Комитета относятся: - разработка нормативных актов, направленных на регулирова¬ние деятельности в области наружной рекламы; - формирование единого городского рекламно-информационного


пространства, разработка и ведение общегородского реестра рекламы; - анализ состояния и потребностей рынка рекламы; - разработка и представление на утверждение экономически обоснованных тарифов оплаты за использование рекламного прост¬ранства в Москве; - контроль за соблюдением правил размещения рекламы; - руководство деятельностью ГУП «Городская реклама и инфор¬мация», ГУП «Территориальные агентства по рекламному и инфор¬мационно-художественному оформлению», координация


деятельно¬сти коммерческих организаций в области рекламы; - контроль за состоянием средств рекламы, их инвентаризация; - проведение конкурсов на право размещение рекламы и др. Постановлением Правительства Москвы от 21 декабря 2004 г. № 895-ПП «О мерах по развитию рекламы и информации в городе Москве» Комитету рекламы, информации и оформления города Москвы предоставлено право: - заключать с рекламораспространителями, имеющими кратко¬срочные договоры


на размещение средств наружной рекламы и ин¬формации, долгосрочные договоры сроком до 31.12.2006; - заключать с рекламораспространителями по истечении срока долгосрочных договоров на размещение средств наружной рекламы и информации долгосрочные договоры сроком до 7 лет. В целях организации работы по оценке деятельности рекламораспространителей и вопросам, связанным с заключением долгосрочных договоров, данным Постановлением создана


Комиссию при Прави¬тельстве Москвы по развитию рекламы и информации и утверждено Положение о ней1. В субъектах РФ создаются и действуют консультативно-сове¬щательные коллегиальные органы, задачами которых являются выработка предложений по определению политики в области рек¬ламы; разработка концепций развития индустрии рекламы; коор¬динация деятельности органов власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов в сфере рекламы. В числе таких органов можно назвать


Координационный Совет по делам наружной рекла¬мы, информации и оформления территории Московской области при Правительстве Московской области2. В составе единого бюджета г. Москвы формируется Целевой бюд¬жетный фонд рекламы и городской информации. Источниками его об¬разования, в частности, являются: - плата за пользование рекламным пространством и за размеще¬ние средств наружной рекламы и информации в зонах особого город¬ского значения за минусом


средств, подлежащих перечислению в це¬левые бюджетные фонды развития территорий города Москвы по нормативам, утвержденным законом города о бюджете города Моск¬вы на соответствующий финансовый год; - плата за пользование рекламным пространством и за размеще¬ние средств наружной рекламы и информации в зонах общего город¬ского значения за минусом средств, подлежащих перечислению в це¬левые бюджетные фонды развития территорий города


Москвы по нормативам, утвержденным законом города о бюджете города Моск¬вы на соответствующий финансовый год; - доходы от проведения конкурсов и торгов на право размещения средств наружной рекламы и информации; - доходы от использования городских средств наружной рекламы и информации; - доходы от предоставления права долгосрочного размещения средств наружной рекламы и информации. Главным распорядителем средств Фонда является Комитет рек¬ламы, информации и оформления города


Москвы. Положение о Фон-де утверждено Постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2004 г. № 539-ШГ. Для предприятий московской промышленности установлена еди¬ная льгота по оплате за право размещения средств наружной рекла¬мы в Москве в размере 50 процентов тарифной ставки. Кроме того, для них определена квота ежемесячного льготного размещения рек¬ламной поддержки2.


Расходы на рекламу включаются в расходы, связанные с произ¬водством и реализацией. Согласно с п. 4 ст. 264 НК РФ, расходы нало¬гоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массо¬вых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуще¬ствленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем одного процента выручки, определяемой в соответствии со ст.


249 НК РФ. Разработаны и утверждены тарифы за использование рекламного пространства в Москве; а также порядок распределения полученных по ним средств. 4. Ответственность за ненадлежащую рекламу Законом о рекламе предусмотрены санкции и меры ответствен¬ности за различные нарушения при осуществлении рекламной дея¬тельности. При этом рекламодатель отвечает за нарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано,


что наруше¬ние произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает за оформление, производство и подготовку рекламы. Рекламораспро-странитель несет ответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени, места и средства размещения рекламы. Например, недостоверная реклама чаще является виной рекламода¬теля, скрытая реклама с использованием технических средств рекламопроизводителя; нарушение правил размещения наружной рекламы виной рекламораспространителя.


Государственным органом, контролирующим рекламную дея¬тельность, является ФАС России (и его территориальные подразде¬ления). В Москве контроль за соблюдением Правил размещения средств наружной рекламы осуществляет Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы. При установлении факта нарушения законодательства о реклам нарушитель обязан по требованию антимонопольного


органа и в установленные им сроки произвести контррекламу. Контрреклама — опровержение ненадлежащей рекламы, распро^роняемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. Ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе». Контрреклама осуществляется за счет нарушителя и, как правило, с использованием тех же средств распространения, характерно тик продолжительности, пространства, места и порядка, что и не надлежащая реклама.


За нарушение законодательства о рекламе предусмотрена гране данскоправовая и административная ответственность. Следует иметь в виду, что лица, права и интересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебном поряд¬ке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду • компенсацию морального вреда, а также публичного опровержен ненадлежащей рекламы. Административная ответственность в данной сфере установлен рядом статьей


Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии со ст.14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законода¬тельства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррек¬ламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров опла¬ты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минималь¬ных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот


до! пятисот минимальных размеров оплаты труда. В силу ст. 6.13 КоАП РФ, пропаганда либо незаконная реклама нар¬котических средств, психотропных веществ вле¬чет наложение административного штрафа на граждан в размере а двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на должностных лиц - от со¬рока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на


лиц, осу¬ществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от сорока до пятидесяти минимальных размера оплаты труда с конфискацией рекламной продукции и оборудования использованного для ее изготовления, или без таковой либо админист¬ративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой; на юридических лиц - от че¬тырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с


конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для её изготовления, или без таковой либо административное приостановле¬ние деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией реклам¬ной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, или без таковой. При этом следует иметь в виду, что не является административным правонарушением распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, све¬дений о разрешенных к применению


в медицинских целях наркотиче¬ских средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Согласно ст. 15.24 КоАП РФ, публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг докумен¬тов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющих¬ся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение админист¬ративного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пяти¬десяти минимальных размеров


оплаты труда; на юридических лиц от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда. Порядок/рассмотрения дел по признакам нарушения законода¬тельства РФ о рекламе был утвержден приказом ГКАП РФ от 13 но¬ября 1995 г. № 147. Этим актом, действующим в части, не противоре¬чащей положениям КоАП РФ, установлены процедура и сроки рассмотрения дел антимонопольным органом, порядок вынесения ре¬шения


и выдачи предписания о прекращении нарушения законода¬тельства о рекламе.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :