С О Д Е Р Ж А Н И Е ВВЕДЕНИЕ …3 — 5
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннемюношеском возрасте ................. 6 — 22
1.1 Самосознание и его место впсихической организации
человека ......................................................................................... 6 — 8
1.2 Понятие, значение иструктура Я-концепции… 8 — 15
1.3 Становление самосознания вранней юности как источник
формирования Я-концепции… 15 — 18
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности… 18 — 22
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности....................................................... 23 — 33
2.1 Личностное самоопределениекак психологическая
проблема ............................................................................................ 23 — 27
2.2 Психологическое содержаниеличностного самоопределения
в ранней юности ................................................................................. 28 — 33
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 34 — 41 ВЫВОД ....................................................................................... 42 — 43
Список литературы .......................................................................... 44 — 45
ВВЕДЕНИЕ
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали вниманиефилософов, ученых и художников. Сознание и самосознание — одна из центральныхпроблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, чтоучение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но ипрактических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию исамопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознанииосознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь внепосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процессасамопознания является динамическая система представлений человека о самом себе,сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-концепция.
Я-концепция возникает у человека впроцессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продуктего психического развития, как относительно устойчивое и в то же времяподверженное внутренним колебаниям иизменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток навсе жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Периодом возникновениясознательного “я” , как бы постепенно ни формировалисьотдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношескийвозраст. Практически все психологиуказывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознанияи рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесспереходного возраста..
Рост самосознания и интереса ксобственному Я у подростков ведет к изменениям вхарактере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте ( 15-17 лет) в рамках становления новогоуровня самосознания происходит формирование относительно устойчивогопредставления о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое впсихологической литературе обозначается термином самоопределение.
Сложность и многогранность личностныхизменений в раннем юношеском возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшегоразвития личности обуславливаетактуальность выбранной нами темы исследования : “ Я-концепция как факторличностного самоопределения в ранней юности “.
Цельисследования: Установить взаимосвязьмежду содержанием Я-концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объектисследования : юноши и девушки ввозрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : ВзаимосвязьЯ-концепции и личностного самоопределенияв раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: Содержательные характеристики Я-концепции,оказывающие влияние на личностное самоопределение в ранней юности будут иметьразличия для юношей и девушек..
Для достижения цели и проверки гипотезы впроцессе исследования решались следующие задачи :
На основе анализа зарубежной и отечественнойлитературы изучить понимание феноменов Я-концепции и личностногосамоопределения в раннем юношеском возрасте.
2. Установить соотношение понятийЯ-концепции и личностного самоопределения.
3. Определитьпоказатели личностного самоопределения враннем юношеском возрасте .
4. Провести практическое изучение Я-концепции и личностногосамоопределения юношей и девушек в возрасте15-16 лет.
5. Определить различия вхарактере связи Я-концепции и личностным самоопределением у юношей и у девушек.
Для решения поставленныхзадач мы использовали следующие методыисследования :
· сравнителный метод,
· комплекс методов психологическойдиагностики ,
· методыпервичной и вторичной обработки данных.
Значимость работы состоит в том, что на основе анализа литературы устанавливается соотношение между двумя научными понятиями,рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения в ранней юности.
ГЛАВА 1. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ.
1.1. САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ПСИХИЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.
Проблеме самосознания посвящено немалоисследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основномвокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович,А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна в общетеоретическом и методологическом аспектахпроанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общейпроблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всегосвязанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих.Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросусвязи познания других людей и самопознания . Немало опубликовано и философско-психологических и собственнофилософских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личнойответственностью, моральным самосознанием. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение кпсихологии сознания, также чрезвычайно богата — эти вопросы так или иначеприсутствуют в работах У.Джеймса , З.Фрейда, К.Роджерса, Э.Эриксона и многих других выдающихся ученых.
Самосознание - этосложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особыхкомпонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности,во-вторых, сознание своего собственного «я» как активного, деятельногоначала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и,в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все этиэлементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются онине одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца,когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когдаребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своихпсихических качеств и самооценкаприобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Нопоскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежновидоизменяет всю систему.
Самосознание имеет своим предметомсознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется всамосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своейсобственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человекав окружающем мире, знание о другом, этосамосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человекао самом себе, это своего рода «духовныйсвет, обнаруживающий и себя и другое».
Благодаря самосознанию человек осознаетсебя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других,но и для себя. Основным значениесамосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать «просто сознание нашего наличного бытия, сознаниесобственного существования, сознание самого себя, или своего «я»».
Самосознание является венцом развитиявысших психических функций онопозволяет человеку не только отражать внешний мир, но выделив себя в этом мире,познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относитсяк себе. Осознание себя в качественекоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянстволичности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться самасобой.
Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавшийпроблему самосознания как проблему «высoкого жизненного значения, венчающуюпсихологию личности», расценивал в целомкак «нерешенную, ускользающую отнаучно-психологического анализа».
В современной психологической литературеесть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из нихопирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются встроении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает термин “Я-концепция”, какой реальный психологическийсмысл в него вкладывается ?
1.2. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ
Развитие самосознаниячеловека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнениясамосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой иобществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаряему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходитсамопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в«Я» субъекта и в его личность, и какиеформы приобретают результаты этогопроцесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературысравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так изарубежной, нет единой его трактовки;ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, включающее в себяоценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человекао самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических,интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективноевосприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых вобласти психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания, такопределяет это понятие: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человекао самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом- Я или картиной- Я. Составляющую,связанную с отношением к себе или котдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не простото, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотритна свое деятельное начало и возможности развития в будущем».
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействиякак неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, какотносительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям иколебаниям психическое приобретение. Ононакладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самогодетства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, нов дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Смомента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающимв трех функционально-ролевых аспектах :
1. Я-концепция как средство обеспечениявнутренней согласованности. Рядисследований по теории личности основывается на концепции, согласно которойчеловек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности.Представления, чувства или идеи,вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеямичеловека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологическогодискомфорта. Существенным факторомвосстановления внутренней согласованности является то, что человек думает осамом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции вповедении заключается в том, что она определяет характер индивидуальнойинтерпретации опыта, т.к. у человекасуществует устойчивая тенденция строитьна основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но иинтерпретацию своего опыта.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть егопредставления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие ихарактер его действий. Люди, уверенные всобственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким жеобразом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведутсебя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образомреакции окружающих. Многие исследователисчитают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупностьожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ееуниверсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют дляобозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельныхэлементов. Чтобы внести ясность втерминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложеннойР.Бернсом, которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражаетструктуру Я-концепции, а с другой — упорядочивает терминологию, встречающуюсяна страницах психологической литературы (см. рисунок №1). На схеме Я-концепция представлена в видеиерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция,включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороныобладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из элементовдействительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатыватьпроблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self ) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее( I ) и Я-как-объект ( Me ) .
Глобальная Я-концепция
Аспекты,
выделенные Я-сознающее Я-как-объект
(процесс) (содержание)
непрерывное
взаимодействие
Компоненты самооценка
или приятие образ Я
себя
тенденции
поведения
Я-концепция как
совокупность
установок “на себя”
реальное Я идеальное Я зеркальное Я
Модальности или или или
представление представление представление
о том, каков я о том, каким я о том, как меня
Аспекты физическое физическое физическое
социальное социальное социальное
умственное умственное умственное
эмоциональное эмоциональное эмоциональное
Рисунок№1. Структура Я-концепции
Это две стороныодной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт, адругая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Невозможнопредставить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психическихпроцессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в реальной психическойжизни эти элементы настолько слиты, что образуют единое, практическинерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в процессах сознавания иявляется содержанием этих процессов, поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат ипроцесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане, впсихологическом плане они существуют слитно .
Как мы видим из определения Р.Бернса, вЯ-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяетрассматривать Я-концепцию каксовокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установкиподчеркиваются три главных элемента:
1. (когнитивная составляющая установки).
2. (эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующаяреакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческаясоставляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элементаустановки конкретизируются следующим образом :
1. Образ Я — представления индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различнойинтенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с ихпринятием или осуждением.
3. Потенциальнаяповеденческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут бытьвызваны образом Я и самооценкой.
Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющиеЯ-концепции.
1. Когнитивная составляющая Я-концепцииили Образ Я.
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся емуубедительными независимо от того основываются они на объективном знании илисубъективном мнении. Предметомвосприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, егосоциальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образаЯ могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи прилагательных: “надежный“, “общительный”, “сильный”,“красивый” и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками,которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словахпытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики : атрибутивные, ролевые, статусные,психологические и т.п. можно перечислятьдо бесконечности. Все онисоставляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая можетменяться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто подвлиянием момента. Такого родасамоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности черезсочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познатьсамого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Яправомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужноучитывать, что всякая установка - неотражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опытавзаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, нисвободным от оценочных характеристик ипротиворечий. Этим объясняется выделениевторой составляющей Я-концепции.
2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции илисамооценка. Человек какличность - самооценивающее существо. Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своимкачествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “ . Самооценка — это личностное суждение о собственной ценности, котороевыражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценкаотражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственнойценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его“Я”. Потому низкая самооценкапредполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своейличности.
Можновыделить несколько источников формирования самооценки, которые меняют весзначимости на разных этапах становленияличности:
- оценкадругих людей;
- кругзначимых других или референтная группа;
- актуальноесравнение с другими;
- сравнениереального и идеального Я;
- измерениерезультатов своей деятельности.
Самооценка играет очень важную роль в организации результативногоуправления своим поведением, без нее трудноили даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человекунравственное удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.
3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в потенциальнойповеденческой реакции, то есть конкретных действиях, которые могут быть вызваныобразом Я и самооценкой. Всякаяустановка - это эмоционально окрашенное убеждение,связанное с определенным объектом. Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе установок,объектом в данном случае является сам носитель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоциии оценки, связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, чтооказывает очень сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношенияс окружающими.
Выделивтри основные составляющие Я-концепции не следует забывать о том, что образ Я исамооценка поддаются лишь условному концептуальному различению, поскольку впсихологическом плане они неразрывно связаны. Образ и оценка своего “Я” предрасполагают человека к определенномуповедению ; потому глобальную Я-концепцию
мырассматриваем как совокупность установок человека, направленных на самогосебя. Однако эти установки могут иметьразличные ракурсы или модальности.
Такимобразом, Я-концепция представляет собой совокупность представлений человека осамом себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать каксвойственный каждому человеку набор установок, направленных на самогосебя. Я-концепция образует важныйкомпонент самосознания человека, она соучаствует в процессах саморегуляции исамоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служитисточником ожиданий человека.
1.3. СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ
Развитие самосознание - центральный психический процесспереходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этотвозраст «критическим периодом формирования самосознания».
Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которойявляется переход от детства к взрослому возрасту. С явлением акселерации границы подростковоговозраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватываетпримерно возраст с 10-11 до 14-15 лет . Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность ( 15-17 лет )только начало этого сложного этапаразвития, который завершается примерно к 20 -21 годам.
Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрастенастолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения дляформирования личности в эти периоды практически едина у исследователей разныхшкол и направлений. авторы достаточноединодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этотпериод : примерно в 11 лет у подросткавозникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение иуглубление самопознания, одновременно происходит усиление егодифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношескомвозрасте (15-16 лет) к становлениюотносительно устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам возникает особое личностноеновообразование, которое в психологической литературе обозначается термином«самоопределение».С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуетсяосознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой,общественно значимой позиции.
Рост самосознания и интереса к собственному «я» у подростков вытекаетнепосредственно из процессов полового созревания, физического развития, котороеявляется одновременно социальными символам, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие,взрослые и сверстники. Противоречивостьположения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровняпритязаний - эти факторы актуализируют вопрос: « Кто я ?»
Постановка этого вопроса — закономерный результат всего предшествующегоразвития психики. Рост самостоятельностиозначает ни что иное как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требуетинформации об объекте. Присамоуправлении это должна бытьинформация объекта о самом себе, т.е самосознание.
Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Дляребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда онпроецирует и свою фантазию. Вполнесознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психическихсостояний. Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир толькоодна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является онсам. Обретая способность погружаться всебя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новыхчувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не какпроизводные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного«я». Даже объективная, безличнаяинформация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции, размышлению осебе и своих проблемах.
Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическимпроблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития)подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящегодействия, действительность и тем меньше для него значит «внешний»событийный контекст.
Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующеесобытие, но оно вызывает также много тревожных и драматическихпереживаний. Вместе с сознанием своейуникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувствоодиночества… Юношеское «я» еще не определено, расплывчато, диффузно, ононередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты,которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении иодновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.
Развитие самосознания как и любого сложного психического новообразования,проходит ряд сменяющих друг друга стадий . С этой точки зрения раннийюношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровнясамосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознаниябудет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты — повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей иусиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия — позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности.
Одним из основных механизмов самопознания подростком или юношей самогосебя, своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличиеот логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается какдеятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, прикотором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом ещеисследует и себя как исследователя. негативные черты характера, аффективныепереживания по поводу собственных отрицательных черт (13-14 лет).
Развитие личностной рефлексииотражается на особенностях Я-концепции в ранней юности..
1.4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
В ранней юности происходит постепенная смена «предметных»компонентов Я-концепции, в частности,соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «я». Юношапривыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела,принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровеньпритязаний. Постепенно на первый пла