Федеральное агентство по образованию РоссийскойФедерации.
Южно-Уральский государственный университет.
Кафедра «Прикладной психологии».
Контрольная работа
По курсу «Психология и педагогика»
Тема: «Экзистенциональная психология»
Челябинск
2005
ЛЮДВИГ БИНСВАНГЕР(1881–1966).Швейцарский психиатр и философ. Родился 5 апреля в Кройцлингене. Получилмедицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, Цюрихе. В 1906 начал работатьв клинике Бургхельцли под руководством Э.Блейлера и К.Г.Юнга. В 1907 примкнул кпсихоаналитическому движению, одним из первых стал применять психоанализ вклинической психиатрии. С 1911 по 1956 руководил клиникой Бельвю вКройцлингене. В 1956 был награжден высшей для психиатров наградой – медальюКрепелина. Несмотря на теоретические расхождения с ортодоксальнымпсихоанализом, был близким другом З.Фрейда и автором известных о немвоспоминаний. Близким другом Бинсвангера был русский философ С.Франк, оказавший известное влияниена персоналистскую концепцию Бинсвангера в 40-е годы.
Первая получившая широкую известность книга Бинсвангера «Введение в общую психологию» (1922)была попыткой решения основных теоретических проблем психологии в духефеноменологии Гуссерля. После выхода в свет «Бытия и времени» М.Хайдеггера Бинсвангер, опираясь на экзистенциальнуюаналитику последнего, создал собственное философско-антропологическое ипсихиатрическое учение, названное «экзистенциальным анализом». В 1930–1940-еБинсвангер развивает собственную философскую антропологию. В работе «Основные формы и познание человеческогосуществования» Бинсвангер с персоналистских позиций подвергает критикеХайдеггера: помимо мира «заботы», «заброшенности», характеризуемогоБинсвангером как мир взаимного опредмечивания, инструментальной полезности,имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором Я и Ты нераздельны и неслиянны.В этом модусе «Мы» или «любви» иначе структурированы пространство и время. В1950–1960-е Бинсвангер пишет ряд монографий, в которых с позицийфеноменологической психиатрии осуществляется описание различных психическихзаболеваний. Умер 5 февраля 1966 в Амриссвиле.
Экзистенциональная психологияпредставляет собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двухстолетий, вобравший в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм(Шопенгауэр, Кьеркегор), «философия жизни» (Ницше, Дильтей),интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм Хайдеггера, Ясперса, Камю, Сартра ифилософско-психологические воззрения многих других исследователей.
Одним из основополагающих направлений в экзистенциальной психологиипослужил экзистенциальный психоанализ Ж.П. Сартра. Не будучи профессиональнымпсихологом или психиатром, французский мыслитель и литератор, Ж.П. Сартр первымвводит термин «экзистенциальная психология» и рассматривает в своихработах проблемы свободы ответственности и выбора, проблемы поиска смысласуществования.
Основныепонятия
Воля.Способностьорганизовать свое «я»таким образом, чтобы
имело место движение в определенномнаправлении или к определенной цели. Воля требует самосознания, подразумеваетнекоторую возможность иили выбор, дает желанию направление иощущение зрелости.
Интенциональность.Структура, в которой мыосмысляем
свойпрошлый опыт и соответственно, представляем себе будущее. Вне этой
структурыневозможен ни сам выбор, ни его дальнейшая реализация. Поступокподразумевает итенциональность, также как и интенциональностъ подразумевает поступок.
Невротическаятревога.Реакция, непропорциональная угрозе, вызывающая подавлениеи другие формы внутрипсихических конфликтов и управляемая разнообразнымиформами блокирования действий и понимания.
Нормальнаятревога.Реакция, пропорциональная угрозе, не вызывающая подавления,которой можно конструктивно противостоять на сознательном уровне. Нормальнаятревога — условие любого творчества..
Онтологическаявина. Выделяется три типа онтологической вины, соответствующих ипостасямбытия-в-мире. Umwelt, или«окружающей среде», соответствует вина из-за разделения, преобладающая в «развитых»обществах, вызванная разделением человека и природы. Второй тип виныпроисходит из нашей неспособности правильно пониматьмирдругих людей (Mitwelt). Третий типоснован на отношениях с собственным «я» (Eigenwelt) и связан с отрицанием намисвоих возможностей, а также с неудачами на пути их реализации. Ощущение онтологической вины, как и невротическая тревога, вызывает непродуктивные илиневротические симптомы, такие, каксексуальная импотенция, депрессия, жестокость в обращении с окружающими,неспособность делать выбор и т.д.
Свобода. Состояние личности, готовой кпеременам, в ее способности знать о своей предопределенности. Свобода — это готовность кпеременам, пусть даже конкретный характер этих перемен и остается непредсказуемым. Свободапредполагает умение всегдадержать в голове несколько различных возможностей, даже если в данный момент нам не совсем понятно, как именно намследует действовать. Этообстоятельство часто ведет к увеличениютревоги, но это нормальная тревога, которую здоровыелюди встречают с готовностью икоторая вполне поддается управлению.
Основные концепции и принципы теории.
Экзистенциальная психология имеет дванаправления: феноменологическое и собственно экзистенциальное.Феноменологическое зародилось в 18 веке. Иоганн Генрих Ламберт определилфеноменологию как науку о предметах опыта, анализирующую явления и вскрывающуюиллюзии чувственного познания. Начиная с работы «Факты сознания» И.Г.Фихте феноменология понимается как учение о становлении знания. В«Философии духа» Гегеля феноменология занимает место междуантропологией и психологией.
А. Пфендер, В. Шапп, К. Ясперс, В. Келер,К. Коффка, М. Вертгеймер использовали феноменологию как метод описаниявнутреннего мира больного, как метод анализа психологических феноменов. ВанКаам в своей книге «Экзистенциальные основания психологии» определяетфеноменологию как «метод психологии, который стремится раскрыть и пролитьсвет на феномены поведения, как они явлены в своей воспринимаемойнепосредственности».
Феноменологию можно рассматривать какметод, служащий всякой науке, т. к. наука начинается с наблюдения того, чтоесть в непосредственном опыте. Экзистенциальная психология использовалафеноменологию для освещения феноменов, принадлежащих среде личности.Основополагающим в развитии экзистенционализма становятся философские работы МартинаХайдеггера и Жан-Поля Сартра. Хайдеггер, будучи учеником Гуссерля, создал своюверсию феноменологии, в которой применил категорию интенциональности не ксознанию, а к бытию («Бытие и время», 1927). По Хайдеггеру, бытиеинтенционально, т. е. не может быть чистого бытия (как у Сократа и Платона).Бытие всегда обращено на какое-то иное бытие. В свете этого главным предметомфилософии Хайдеггера становится человеческое существование — экзистенция.Интенциональность бытия человека выражается в его экзистенциалах, к которымотносятся страх, надежда, забота и т. п. Бытие, таким образом, всегда выступаеткак включенность в некое иное бытие, как присутствие, «здесь-бытие»,«бытие-в-мире» — Dasein. Человек может забыть о своей экзистенции и восприниматьсвою собственную жизнь как совокупность фрагментов времени, наполненныхфрагментарными, разрозненными отношениями. При этом человек не воспринимаетконечность своего существования, т. к. череда фрагментов не предполагает своегоокончания (оно видно лишь с точки зрения целостности жизни): умирают толькодругие. Поворот человека «лицом к смерти» должен вернуть человеку егоэкзистенцию.
Dasein — фундаментальное понятиеэкзистенциальной психологии. Вся структура человеческого существованиябазируется на этом понятии. Dasein — не принадлежность или свойство человека,это человеческое существование, взятое как исчерпывающая целостность. Когда Медард Босс использует термин Daseinanalysis, он имеет ввиду тщательное рассмотрение природы человеческого существования или бытия-в-мире.Вопрос о подлинном существовании находится в центре внимания экзистенциализмакак философского течения.
Есть еще один источник возникновенияэкзистенциальной психологии — это протестмногих европейских психиатров против базовых принципов психоанализа Фрейда. Онивыступали против сведения всего человеческого поведения к нескольким базовыминстинктам, против материализма и детерминизма Фрейда. Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Ролан Кун, Виктор Франклсчитали, что подход аналитика к пациенту должен быть феноменологическим, тоесть терапевт должен входить в мир пациента и переживать феномены этого мира.«Нет единственного пространства и единственного времени, а есть стольковремен и пространств, сколько существует субъектов», — писал Л. Бинсвангер.
Третий источникэто гуманистическая психология. ВАмерике к 50-м годам 20 века доминировали две школы: бихевиоризм и фрейдовский психоанализ. Некоторые терапевты, такие, какГордон Олпорт, Генри Мюррей,Джордж Келли, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Ролло Мэй,считали, что существующие школы исключают из своего рассмотрения такие истинночеловеческие ценности как выбор, любовь, человеческий потенциал, творчество.Они учредили новую идеологическую школу, которую назвали «гуманистическаяпсихология».
После кризиса бихевиоризма в психологиивозникает направление — «гуманистическая психология». В классификациипсихологических школ экзистенциальная психология считается одним из направленийименно гуманистической психологии.
Гуманистическая психология — направлениев западной психологии, признающее личность как целостную уникальную систему,«открытую возможность» самоактуализации.Одной из целей экзистенциальной психологии является восстановлениеаутентичности личности, т. е. соответствия ее бытия-в-мире ее внутренней природе.Средством такого восстановления считается самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению своих личностныхвозможностей. Гуманистическая психология сформировалась как течение в 60-хгодах ХХ века. Гуманистическая психология противопоставляет себя в качестве«третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму.
В возникшее течение оказалисьвовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов того времени: Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу, К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи.
Основные положения гуманистическойпсихологии:
· человек открытмиру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологическойреальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процессстановления и бытия человека;
· человек наделенпотенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частьюего природы;
· человек обладаетопределенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам иценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
· человек — это активное,интенциональное, творческое существо.
Многое в гуманистической психологии оченьважно для экзистенциальной психологии: свобода, выбор, цели, ответственность,внимание к уникальному миру любого человека. Однако гуманистическая психологияне тождественна европейской экзистенциальной традиции: экзистенциализм в Европевсегда подчеркивал человеческие ограничения и трагическую сторону человеческогосуществования. Гуманизму же свойственен известный оптимизм, развитиепотенциала, самореализация.
Однако многие гуманистические психологипридерживаются экзистенциальных взглядов, прежде всего, Маслоу,Перлз, Бьюдженталь, РоллоМэй.
Еще одинисточник экзистенциальной психологии — это сами психоаналитики, отошедшие отФрейда. Ялом называет их«гуманистическими психоаналитиками». Это ОттоРанк, говоривший о значении тревоги, связанной сосмертью; Карен Хорни, писавшая о влиянии будущего наповедение; Эрих Фромм,проанализировавший роль и страх свободы; Гельмут Кайзер, писавший обответственности и изоляции.
И, наконец, вкачестве источника экзистенциальной психологии можно говорить о великихписателях — Достоевском, Толстом, Камю, Сартре, Кафке.
Основными представителями европейскойэкзистенциальной психологии являются Бинсвагнер иБосс (Швейцария), В. Франкл (Австрия), Лэнг и Купер (Великобритания). В Америке и Канадепропагандистами идей экзистенциальной психологии выступают Р. Мэй, Джеймс Бугенталь и другие. Заметным влиянием пользуются в США идеиэкзистенциального психоанализа. Все перечисленные авторы являютсяпсихотерапевтами, свои выводы они во многом обосновывают клиническиминаблюдениями. Энциклопедией по европейской экзистенциальной психологии дляамериканских психологов служит монография "Existence".Бинсвангер и Босс близки к истокам европейской экзистенциальной мысли и прочноассоциируются с экзистенциализмом. Их перевод хайдеггеровскойонтологии абстрактного бытия на проблемы изучения бытия индивидуальноготщательно разработан. Практикующие психиатры, они собрали богатейшийэмпирический материал анализа пациентов. Экзистенциальная психологиясформировалась во многом при изучении патологии личности: категория личностивообще находится в центре ее внимания. Экзистенциальная психологиянепосредственно связана с положениями экзистенциальной философии, с ее«находками» и «неудачами». Представителей экзистенциальнойпсихологии объединяет онтологическая трактовка сознания. Следуя методологииГуссерля, они делают попытку найти характеристики «чистого» сознания,которые понимаются как врожденные свойства человеческого бытия — происходитотказ от анализа сознания в генетическом и социально-историческом аспектах.Сознание не рассматривается как высшая форма отражения объективного мира, афактически само объективизируется.
Рассматривая эмоции, экзистенциалисты выделяютчувства беспокойства и вины не в качестве аффектов, а в качестве характеристик,коренящихся в онтологической природе человека. Беспокойство — состояниеличности, когда она сталкивается с проблемой реализации жизненных потенциалов.Личность всегда испытывает вину постольку, поскольку она реализует не всевозможности, выбирает одно, а не другое решение. Онтологическая вина имеет тримодуса: первый модус связан с невозможностью полного самораскрытия и относитсяк внутреннему миру; второй модус связан с обреченностью на бесчувствие иотносится к социальному миру (невозможность до конца понять другого); третиймодус вины — это вина в утрате единства с природой, что относится кобъективному миру.
Возведение состояний беспокойства, вины вранг онтологических не случайно: это обусловили войны и разобщенность людей встранах, где зарождалась экзистенциальная психология.
Экзистенциальная психология озабоченапроблемой смерти не меньше, чем проблемой жизни. «Ничто» всегда напути человека. Страх имеет не меньшее значение, чем любовь. Экзистенциальнаяпсихология не утешительна. Свобода человека приравнивается к егоответственности. Становление человека — сложный проект, и немногим удается еговыполнить. Цель — стать полностью человеком, выполнить все возможности Dasein.Каждый ответственен за реализацию стольких возможностей бытия-в-мире, скольковозможно. Отказ от такого становления приводит к фобиям, навязчивости,неврозам. Становление предполагает направленность и непрерывность, нонаправленность может меняться, а непрерывность разрушаться.
Методы, используемые экзистенциалистами,построены по существу на самоотчете. «Научная» психология считает,что такие методы возвращают психологию в сферу «субъективизма» и«романтизма». Экзистенциальная психология отвергает экспериментальныеметоды, принятые в психологии, считая их следствием дегуманизации.
Почему экзистенциальная психология непринимается академической психологией и психотерапией? Ответ — в различииисточников знания. Академическая психология признает в этом плане толькоэмпирическое исследование.
Альтернативу эмпирическим методамизучения в психологии составляет «феноменологический метод»,непосредственно ведущий к пониманию внутреннего мира другого человека.Погружение в опыт другого человека, сопереживание, безоценочноепринятие — эти составляющие феноменологического подхода — именно они важны дляэкзистенциального психолога.
Для психологического консультированияэкзистенциальные методы подходят как нельзя более. Ведь четкая схематизация,сведение людей и их проблем в узкие рамки, в структуру не действуют в условияхконсультирования. Экзистенциальное исследование подчинено цели найтифундаментальные отношения, к которым сводятся поведенческие проявления.Структура мира индивида раскрывается здесь через его жизненную историю,характер, содержание языка, сновидения, эмоциональные переживания.
В соответствии с установкой Хайдеггера онеобходимости «прислушаться к языку как обиталищу бытия» предметомособого анализа становится обыденный язык. И сновидения, и жизненные историисоздают лишь более широкий контекст в понимании миро-проекталичности.
Для глубинного понимания сутичеловеческих проблем необходим экзистенциальный анализ, экзистенциальнаяпсихология.
Экзистенциальная психология, как ипсихоанализ, бала взращена в Европе практиками медицины и экспортирована в США.В начале 20 века психология «делалась» почти целиком университетскимипсихологами, чья деятельность была чисто научной и теоретической. К серединевека значительное число психологов пришло в прикладную психологию и, к своемуужасу, они обнаружили, что большая часть того, чему их учили, не слишкомприменимо к их практической работе. Экзистенциальная психология и психоанализприближали «научную» психологию к практике.
Экзистенциальная психология полагает, чтолюди — уникальные существа среди всех на земле; им нельзя найти место вфилогенезе животного мира, не разрушая при этом человеческой сути. Человек — неживотное наподобие других, и нельзя переносить на него открытия, сделанные приэкспериментах с животными. Экзистенциальная психология признает, чточеловеческое существование имеет основание — наследственность или судьбу, — нолюди свободны, создавать на этом основании многое, соответственно своемувыбору, что недоступно другим видам.
Экзистенциальное направление в психологиии психотерапии составляет свежую струю. Это направление показало возможностисовершенно иного взгляда на многие проблемы, а также более глубокогопроникновения в переживания больного человека. Заслуги экзистенциальной психологиипрежде всего в том, что она предприняла борьбу с картезианским делениемчеловека на психику и сомы. Психиатры-экзистенциалисты трактуют человека какнеделимое целое; нет отдельных психических и физических явлений, а есть толькочеловеческие феномены. Экзистенциальная психология проанализировала рядпсихических феноменов: субъективное чувство времени, движения, проникновенияокружающего мира во внутренний мир больного, понимание существования человека взамкнутом «пространстве-времени», в его собственном мире причинныхсвязей, понятий, ценностей. Временное пространство для экзистенциальнойпсихологии не замыкается только прошлым, как это считалось в прежнихпсихологических направлениях, но продолжается в будущем. Аспект будущего неменее важен в понимании человека, а между тем врачи-психиатры привыклиограничиваться изучением истории болезни, прошлой жизни пациента.
Людвиг Бинсвангер, швейцарский психиатр,который собственно и разработал экзистенциальный анализ (Daseinsanalyse),не отказывается от идеи обессознательном психическом, но изменяет его трактовку: один из феноменовнаходится в фокусе сознания, в то время как остальное образует«горизонт» и является потенциально осознаваемым. Бинсвангер отрицаетдинамическую силу бессознательного, его связи с биологическими влечениями.Отрицает он и то, что бессознательное есть резервуар детских вытесненныхвлечений.
В концепции Бинсвангера отрицаетсяпричинная связь между мотивирующим значением, лежащим за порогом сознания, иосмысленным действием индивида, а также то, что принцип удовольствия являетсяединственным мотивирующим фактором человеческого поведения (еще Кант говорил,что вопрос о совести не решить простым указанием на интроекцию отцовскогообраза).
Бинсвангер считает, что фрейдизм здесьсамым примитивным образом сводит высшие проявления человеческого сознания ктому, что сознанием не является.
Итак, хотя в основном в экзистенциализменет отрицания бессознательного, взгляды представителей этого подхода сильнорасходятся в отношении к бессознательному. Общим является то, что отвергаетсяпространственная локализация подсознания в психике. Наше сознаниеинтенционально — всегда на что-то направлено — но кое-что оказывается напериферии (избегается). В психотерапии мы обращаем внимание на то, что избегается,а не вытесняется.
Л. Бинсвангер также отвергает фрейдовскую интерпретацию сновидений: интерпретироватьсядолжно именно «явное» содержание сновидения — за ним не скрываетсякакое-то скрытое, вытесненное в бессознательное, содержание. Сны вовсе не обязательноявляются исполнением желаний, как считал Фрейд, в них имеется столько же типовактивности, как и в бодрствовании. В своей работе «Сновидение исуществование» Бинсвангер пишет: «сновидение: представляет собой нечто иное, как одну из форм человеческого существования в целом».
«Для интерпретации сновидения неимеет значения, действует ли в этой драме, разворачивающейся в абсолютномбезмолвии души, сновидец сам по себе или же с теми или иными производнымиперсонажами. Рассказанная от лица Dasein тема, то есть „содержание“драмы — вот что представляет собой решающий фактор».
Психоаналитики считают, что существуетчеткий символический метод, в соответствии с которым образы имеют низменноесимволическое значение (для любого человека), и вся направленность значенияисходит из биологической потребности. Dasein-анализ не может принять такуюоднонаправленную связь. «То, что психоанализ называет символом, дляDasein-анализа такая же первичная реальность, как и „подавленное“ илисимволизируемое. Подлинное значение символа в мире индивида определяет значениесимволизируемого не только для аналитика в его попытках интерпретироватьсимвол, но и для самого индивида», — пишет Я.Нидлменв своей статье «Введение в экзистенциальный психоанализ Л.Бинсвангера». В Dasein-анализе символ и символизируемое модифицируют другдруга.
Наиболее глубоко рассмотрел болезнь издоровье в свете экзистенциальной психологии Людвиг Бинсвангер. ПредложенныйБинсвангером экзистенциальный анализ — это метод анализа личности во всей полнотеи уникальности ее существования (экзистенции). Бинсвангер определяетэкзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческогосуществования. Подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению еев себя с целью выбрать независимый от внешних обстоятельств «жизненныйплан». В тех случаях, когда открытость человека будущему, характерная дляподлинного существования. Исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, еговнутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения ивозникает невроз. Человек начинает объяснять происходящее с ним как результатдетерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора: доминируетмодус «заброшенности» (прошлое). Смысл экзистенциального анализа в том,чтобы помочь человеку осознать себя свободным существом, способным выбирать.Психическое заболевание — это крайняя степень неподлинности,удаленности от свободного трансцендирования:невротики не видят вероятностного характера бытия(«бытия-возможности») и конституируют статически законченные«миры». Сужение бытия-в-мире индивида приводит, по Бинсвангеру, к тому, что часть феноменов остается запределами горизонта видения и не может тематизироваться;выражением этого являются невротические симптомы. Задача психотерапевта — расширить горизонт видения и помочь пациенту осуществить аутентичный выбор.
Целью Бинсвангера был поиск новогооснования для психологической науки и психиатрической практики, преодолениекризиса психологии. «Болезнь» и «здоровье»,«нормальность» и «ненормальность» — значение этих понятий немалозависит от понимания человека в целом, а не только от медицинского взгляда.Отказываясь от биологического критерия психического «здоровья» или«болезни», Бинсвангер понимает их в духе учения Хайдеггера о«подлинном» и «неподлинном» существовании. Индивид самвыбирает свое существование как больное, и все события его внутреннего мирасвязаны с этим выбором. Болезнь трактуется как состояние человека,отказавшегося от свободного проектирования собственного будущего. Так, в случае"Эллен Вест" Бинсвангер лишь мелькомуказывает на то, что целый ряд ее родственников покончили с собой, сошли с ума.Бинсвангер пытается объяснить тем или иным выбором пациента и практическиничего не говорит даже о воздействии на него семейного окружения: все сводитсяк изначальной недостаточности, узости экзистенциальной структуры, задающей«горизонт опыта» человека.
Основная тема историй болезни Бинсвангера- фанатичное, отчаянное стремление человека к недостижимому идеалу быть иным,чем он есть. Описывая ситуации своих пациентов, Бинсвангер игнорируетсоциально-психологические факторы (например, семейные). Вся действительностьсливается у него в мир «заброшенности» и человек должен принять своюфактичность и «заброшенность», иначе наступает болезнь. Бинсвангерпытался на протяжении своей деятельности опровергнуть причинно-следственныеобъяснения психических явлений и одновременно хотел обосновать психологию ипсихиатрию как науки о человеке. В результате эмпирические наблюдения иклинический материал постоянно противились выдвигаемым им теоретическимпостроениям.
Психическая болезнь — высшая степень неподлинности, когда нарушается целостность существования,модус «заброшенности» доминирует над всеми остальными. Главной жехарактеристикой психического здоровья Бинсвангер считает трансцендирование,выхождение за собственные пределы.
То, что люди вообще могут статьневротиками, пишет он, «является знаком заброшенности экзистенции и еевозможного падения, короче говоря, знаком ее конечности, ее трансцендентальнойограниченности и несвободы». Осознавая себя «заброшенным»,человек должен, тем не менее, выбирать самого себя. Отказ от выбора ведет кнеподлинному существованию, в крайнем случае — к неврозу. Таким образом,заключает Бинсвангер, не прошлые события, детские фиксации и идентификации обусловливаютневроз. Сами фиксации и идентификации происходят из-за того, что бытие-в-миреданного пациента обладает особой «конфигурацией», формирующейся еще вдетстве. Поскольку экзистенция ограничена, какой-то один модус существованиястановится доминантным и сужает горизонт мировосприятия. В результате либопроисходит сведение всех модусов к одному-единственному, либо возникает резкоепротиворечие между различными сторонами человеческого существования. Бинсвангерприводит ряд форм такого разрушения целостности личности (истории болезни"Лолы Восс","Эллен Вест", "Ильзе",«Юрга Цюнда»). Причину заболевания он видитв изначальной узости возможного горизонта опыта данной экзистенции, чтоприводит в дальнейшем к неспособности осмысливать многие феномены, составляющиемир человеческого существования. Они остаются за горизонтом, но действуют,вызывая тревогу, страх, навязчивое поведение. Одновременно происходит отрывдуховного измерения от телесного; идеальное существование, идеализированный мирпротивопоставляется низменному миру, в который «заброшен» индивид.Большая часть симптомов интерпретируется Бинсвангером как результат вращенияпациентов в замкнутом кругу: стремлением достичь созданного собственнымвоображением абсолютного идеала и осознанием своего полного несоответствияэтому идеалу, идентификацией себя с полной противоположностью этому идеалу. Врезультате безуспешности всех этих попыток пациенты вообще отказываютсяопределять свою жизнь и передают себя полностью во власть других, теряютсобственное «Я» и бегут в психоз. Это потеря себя в мире,«обмирщение». Мир психоза — это полная неподлинность,но психоз есть результат выбора самого человека.
На примере "ЭлленВест" Бинсангер показывает, как совершаетсяполное отрицание социального мира и даже собственной физической конституции,которые пациентка не желает считать своими. Им противопоставляется совершеннонедостижимый идеал, а каждая неудачная попытка достигнуть этого идеала толькоусиливает отрицание. Отказ от принятия своего «заброшенного» в определенныйтелесный и социальный мир существования, постановка неосуществимых целейприводят "Эллен Вест" к неврозу,переходящему в психоз.
В статье «Шизофрения: введение»Бинсвангер выделяет некоторые концепты для понимания «шизофреническойэкзистенциальной манерой поведения»:
· Нарушение последовательности естественного переживания, егонепоследовательность,«неспособность позволять вещам быть» при непосредственном контакте сним, другими словами, «неспособность безмятежно пребывать средивещей». Пример — случай Эллен Вест, как онараспоряжается вещами, диктуя им: тело не должно полнеть, она сама должнаполностью измениться.
· «Раскол эмпирической последовательности на альтернативы», тоесть жесткое либо-либо. «Такимобразом, мы вернулись к тому, что решили определять во всех наших пациентах какформирование экстравагантных идеалов. Теперь Dasein делает все ставки на»сохранение" этой позиции, другими словами, на следование этомуидеалу «во что бы то ни стало»".
· «Концепт сокрытия» — «сизифово усилие скрыть ту сторонупротиворечия, что невыносима для Dasein, и тем самым поддержать экстравагантныйидеал», например, сокрытиетревоги посредством языкового оракула и его решений у ЛолыВосс или отчаянные усилия похудеть Эллен Вест.
· «Стирание существования (как бы в результате трения), кульминации антиномических напряжений, возникающих принеспособности найти какой-нибудь выход, который представляет собой отказ илиотречение о всей антиномической проблемы как таковой и принимает формуэкзистенциального отступления». Например, уход, отречение от жизни Эллен Вест и последующее ее самоубийство.
Экзистенциальнаяпсихология отказывается от решения вопросов нормы и патологии, она занимаетсявозможностями человека. Физическое здоровье в экзистенциальной психологиисвязано с аутентичным существованием, с авторством в жизни.
Научная психология критикуетэкзистенциальную психологию за то, что экзистенциальная психология отвергаетпричинность. Однако, отвергается «грубая» причинность:«это» вызвано «этим». Взаимосвязанность не отвергается,отвергается упростительный взгляд на причины.Экзистенциальная психология возражает против переноса из естественных наук впсихологию принципа причинности. Есть взаимосвязанность, естьпоследовательность поведенческих событий. Босс, например, говорит о мотивах, ане о причинах. Мотивация всегда предполагает понимание отношений между причинойи следствием. Босс приводит пример: окно, захлопнутое ветром и окно, закрытоечеловеком. Ветер — причина того, что окно закрылось; человек же мотивированзакрыть окно. Мотивация и понимание — действенный принципы при экзистенциальноманализе. Экзистенциальная психология отрицает, что за феноменами стоит нечто,что их объясняет или служит причиной их существования. Феномены есть то, чтоони есть во всей своей непосредственности, они — не фасад или дериваты чего-тоеще. Бинсвангер понимает причинность (обусловленность настоящего прошлым) какрезультат самоотчуждения свободной экзистенции, которая превращает саму себя извозможности в необходимость, в предмет. Субъективный смысл и причинность, поего мнению, исключают друг друга. В психоанализе человек оказывается не творцомсвоего будущего, а связанным с прошлым, причем сам он этого не осознает.
Отношение к разделению на«субъект» и «объект», психику и сому. Понятие целостности ичеловека в мире.
За экзистенциальной психологией не стоитникакая теория личности. Это сила и слабость экзистенциальной психологии.Избегается само понятие «личность», используется, в основном, понятие«человек». Есть также понятие «самости», которая вэкзистенциальной психологии понимается как открытость человека миру. Мирчеловека характеризуется в