МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
Реферат по курсу психология ипедагогика
Григорьевой Марии
На тему:
Москва, 2006
Структурно – аналитический метод.
Известно,что естествознание обязано своим развитием применению эксперимента. От простогонаблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либоявление, может произвольно изменять условия, при которых оно совершается, и,наблюдая результаты такоговмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления. Например,экспериментатор может исследовать скорость реакции в ответ на подаваемые имсигналы разной интенсивности. Или, положим, изучать действия испытуемого,которому нужно найти выход из лабиринтов разного уровня сложности. При этомэкспериментатор наблюдает и фиксирует, какие приемы, средства и формы поведенияприменяет испытуемый, выбираясь из предложенных лабиринтов. Дальнейший анализ полученных результатов,при котором экспериментатор прослеживает структурное строение применявшихсяиспытуемым приемов, получил название методаструктурного анализа.
Всяпсихофизика, психофизиология, а также многие исследования общей психологии(память, внимание, мышление) проводятся в лабораторных условиях. Этиэксперименты не вызывают сомнения, когда их целью является исследование внешненаблюдаемых реакций или форм поведения. Но можно ли экспериментально изучатьсами психические явления: восприятия, переживания, воображение, мышление? Ведьони недоступны прямому наблюдению, а для проведения эксперимента необходимоизменять условия протекания этих процессов. Действительно, напрямую этоневозможно, но возможно косвенно, если мы заручимся согласием испытуемого натакой эксперимент и с его помощью, опираясь на его самонаблюдение (субъективныйметод), будем изменять условия протекания психических процессов в егосознании.
Например,мы хотим определить, какое сочетание цветов кажется испытуемому красивым? Унас есть свое предположение (гипотеза) на этот счет и мы его проверяем. Кладем зеленуюполоску, а рядом красную и предлагаем оценить, является ли это сочетание цветовкрасивым? Если нет, то кладем синюю полоску и т.д. Предъявляемые цветовыесочетания представляют собой фактор, который экспериментатор может изменять посвоему усмотрению или в соответствии с планом эксперимента. Этот факторназывается независимой переменной. Изменяяцветовые сочетания (удаляя одну цветовую полоску и помещая на ее место другую),мы производим изменение в деятельности зрительного органа, а вместе с этим вызываемизменение состояния сознания. Словесный отчет как результат самонаблюденияиспытуемого позволяет нам зафиксировать мнение о привлекательностипредъявленного цветового сочетания. Ответы испытуемого здесь выступают факторомзависимым и потому этот фактор получил название зависимой переменной. Другими словами, мы произвели психологическийэксперимент по исследованиям психических процессов благодаря тому, чтооказалось возможным изменить условия, в которых протекает этот психическийпроцесс.
Экспериментально-генетическийметод
Нарядусо структурно-аналитическим методом в психологии широко используетсяэкспериментально-генетический метод, имеющий особенно большое значение длядетской (генетической) психологии. С егопомощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у ребенкатех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включены,какие факторы его определяют. Ответ на эти вопросы можно получить,прослеживая и сравнивая, как выполняются одни и те же задачи на последовательныхступенях развития ребенка. Этот подход получил в психологии название генетических(или поперечных) срезов. Другой модификациейэкспериментально-генетического метода является лонгитюдноеисследование, т.е. длительное и систематическоеизучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную ииндивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.
Лонгитюдноеисследование нередко ведется в условиях естественного эксперимента, который был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским (1874-1917). Смысл егов том, чтобы исключить напряжение, которое испытывает человек, знающий, что надним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия(урок, собеседование, игра, домашние занятия и т.п.).
Примероместественного эксперимента может служить исследование продуктивностизапоминания в зависимости от установки на длительность сохранения материала впамяти. На уроке в двух классах учеников знакомят с материалом, который нужноизучить. Первому классу сообщают, что их будут опрашивать на следующий день, авторому — что опрос будет через неделю. На самом деле оба класса опрашиваличерез две недели. В ходе этого естественного эксперимента были выявленыпреимущества установки на длительное сохранение материала в памяти,
Ввозрастной и педагогической психологии нередко применяется сочетаниеструктурно-аналитического и экспериментально-генетического методов.
Например,чтобы выявить, как формируется та или иная психическая деятельность, испытуемогоставят в различные экспериментальные условия, предлагая решать определенныезадачи. В одних случаях от него требуется самостоятельное решение, в других емупредоставляются разного рода подсказки. Экспериментатор, наблюдая задеятельностью испытуемых, определяет те условия, при использовании которыхиспытуемый может оптимально овладеть данной деятельностью. При этом, применяяприемы экспериментально-генетического метода, оказывается возможнымэкспериментально сформировать сложные психические процессы и глубжеисследовать их структуру. Такой подход получил в педагогической психологииназвание формирующего эксперимента.
Экспериментально-генетическиеметоды широко использовались в трудах Ж. Пиаже, Л.С. Выготского,П.П. Блонского, СЛ. Рубинштейна, А.В. Запорожца, П.Я.Гальперина, А.Н. Леонтьева. Классическим примером использования генетическогометода является исследование Л.С. Выготскимэгоцентрической речи ребенка, то есть речи, обращенной к самому себе,регулирующей и контролирующей практическую деятельность ребенка. Л.С. Выготский показал, что генетически эгоцентрическая речьвосходит к внешней (коммуникативной) речи. Ребенок вслух обращается к самомусебе так, как к нему обращался кто-либо из родителей или воспитывающихвзрослых. Однако с каждым годом эгоцентрическая речь ребенка становится всеболее сокращенной и потому непонятной окружающим, а к началу школьного возрастапрекращается совсем. Швейцарский психолог Ж. Пиаже считал, что к этомувозрасту эгоцентрическая речь попросту отмирает, однако Л.С. Выготский показал, что она не исчезает, а переходит вовнутренний план, становится внутренней речью, которая играет важную роль всамоуправлении своим поведением. Внутреннее проговаривание или «речь про себя»сохраняет структуру внешней речи, но лишена фонации, т.е. произнесения звуков.Она составляет основу нашего мышления, когда мы проговариваем про себя условияили процесс решения задачи.
Экспериментально-патологическийметод (метод синдромного анализа)
Третьим базовым методом психологии, особенно важнымдля нейропсихологии и патопсихологии, является экспериментально-патологическийметод (А… Р. Лурия).С его помощью исследуются изменения,которые наступают в случаях мозговых травм, патологии мозга, а также приисключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов. Например,известны случаи такого развития памяти, когда человек ничего не забывал и могбезошибочно воспроизвести любой услышанный или увиденный текст через многиегоды. Л.Р. Лурия исследовал подобного мнемониста в 30-х годах, фантастическая память которого,давая ему определенные преимущества, в то же время чрезвычайно затрудняла емужизнь. Эксперименты показали, что он был не в состоянии представлять ипредвосхищать реальные события, он жил как бы в одном прошлом и не могуправлять своей нечеловеческой памятью. В таких «поставленных жизнью»экспериментах исследователь устанавливает, какие именно психические процессывнутренне связаны с нарушенным фактором, а какие не зависят от него. Подобныйанализ позволяет описать целый синдром, т.е. комплекс симптомов, возникающих учеловека при изменении какой-либо одной функции, а также дает возможностьвыявить взаимную зависимость (корреляцию) отдельных психических процессов.
Методсиндромного анализа может быть также применен в общейпсихологии и психологии индивидуальных различий. Например, можно исследоватькак сверхразвитие какой-либо одной черты (положим,яркой зрительной памяти) или индивидуальной особенности нервных процессов(положим, слабость или недостаточная подвижность нервных процессов) влияет наперестройку всех психических процессов и может стать решающим фактором вформировании целого комплекса индивидуальных особенностей личности.
Все описанные выше методы эксперимента являются методамипсихологического исследования, задача которых установить закономерности илиисследовать проявления тех или иных психических процессов или форм поведениячеловека. Однако наряду с этим психологов интересует степень выраженности техили иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости, уровня притязаний и т.п.), а такжевозможность сравнивать людей между собой, т.е. оценивать их индивидуальныеразличия. Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX — начале XXвв. стали применяться качественные и количественныеметоды оценки психических процессов (знаний, умений, навыков) и простые методыизмерения уровня развития психических процессов. Это направление в современнойпсихологии получило название психодиагностика.
Веками «обителью» психологии считалась философия. Всередине XIXвека психология покидает свой«отчий дом» и начинает отстаивать право на самостоятельность в семье другихпозитивных наук. Свои «сертификаты» на независимость она черпала, во-первых, вматематике, во-вторых, в эксперименте.
Что касается математики, то вопреки Канту, учившему,что психология никогда не сможет ее применить, а потому не станет истиннойнаукой, Гербарт разработал сложный аппарат описания «статики и динамики»представлений – первоэлементов души. Когда один видный математик решилпроверить его аппарат, то к своему удивлению обнаружил, что в нем нет ни однойошибки. Но, как известно, математика подобна мукомолке – результат, которыйполучают «на выходе», зависит от запущенного сырья. Гербарт«запустил» фиктивный материал, и из его трудоемких расчетов наука ничего неизвлекла.
Другая картина, когда физиологи, проводя экспериментнад эффектами работы органов чувств, стали обрабатывать результаты своихэкспериментальных данных. Отныне они имели дело не с воображаемыми элементамибестелесной души, а с ее реальными реакциями на физические стимулы. Теперьпредметом математических обобщений служили факты, доступные опытной проверке.
Первыйфундаментальный круг этих фактов был объединен под именем психофизики. Егоосновоположником стал немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Онобратил внимание на открытие другого исследователя органов чувств — физиологаЭрнста Вебера (1795-1878).
Эрнст Вебер: зарождение психофизики.
Веберзадался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъектуловил едва заметное в ощущении. Таким образом, акцент сместился:предшественников Вебера занимала зависимость ощущений от нервного субстрата,его самого — зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызвающих их физических стимулов. Обнаружилось, что междупервоначальным раздражителем и последующими существует вполне определенное(разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинаетзамечать, что ощущение стало уже другим. Для слуховой чувствительности, например,это отношение составляет 1/160, для ощущений веса— 1/30 и т. д.
Густав Теодор Фехнер: основыпсихофизики.
Немецкийфизик, психолог, философ, профессор физики Лейпцигского университета Г. Т.Фехнер из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительныхощущений при наблюдениях за Солнцем, занялся философией, уделяя особое вниманиепроблеме отношений между материальными и духовными явлениями. С улучшениемздоровья он стал изучать эти отношения экспериментально, применяяматематические методы. В центре его интересов оказался давно установленныйрядом наблюдателей факт различий между ощущениями в зависимости от того,какова первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Звон колокола вдополнение к уже звучащему колоколу произведет иное впечатление, чемприсоединение одного колокола к десяти. Занявшись изучением того, какизменяются ощущения различных модальностей (опыты ставились над ощущениями,которые возникают при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятиипредметов на расстоянии, при вариациях в ихосвещенности и т. д.), Фехнер обратил внимание на то, что сходныеэксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э. Вебер,который ввел понятие об «едва заметном различии между ощущениями».Причем это «едва заметное различие» не является одинаковым для всехвидов ощущений. Появилось представление о порогах ощущений, т. е. о величинераздражителя, меняющего ощущение. В тех случаях, когда минимальный прироствеличины раздражителя сопровождается едва заметным изменением ощущения, сталиговорить о разностном пороге. Была установлена закономерность, гласящая: длятого чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии,необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего егостимула. Это отношение получило имя законаВебера-Фехнера. Общую формулу, выведенную из своих опытов, Фехнер обозначилследующим образом: интенсивностьощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя). Фехнер тщательноразработал технику экспериментов для определения порогов ощущений с тем, чтобыможно было установить минимальное (едва заметное) различие между ними. Фехнерупринадлежит и ряд других методов измерения ощущений (кожных, зрительных идр.).
Данноенаправление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержаниеопределялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психическихсостояний от физических воздействий.
КнигаФехнера «Основы психофизики» имела ключевое значение для разработкипсихологии как самостоятельной экспериментальной науки. Во всех вновьвозникающих лабораториях определение порогов и проверка закона Вебера-Фехнерастали одной из главных тем, демонстрирующих возможность математически точноопределять закономерные отношения между психическим и физическим.
Нарядус психофизикой Фехнер стал создателем экспериментальной эстетики. Свой общийэкспериментально-математический подход он применил, к сравнению объектовискусства, пытаясь найти формулу, которая позволила бы определить, какиеименно объекты и благодаря каким свойствам воспринимаются как приятные, акакие не вызывают ощущения красоты. Фехнер занялся тщательным измерением книг,карт, окон, предметов домашнего обихода, а также произведений искусства (вчастности, изображений Мадонны) в надежде найти те количественные отношениямежду линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства.
РаботыФехнера стали образцом и для последующих поколений исследователей, которые, неограничиваясь изучением психофизики в узком смысле слова, распространилиметодические приемы Фехнера на проблемы психодиагностики, изучение критериевпринятия решений, эмоциональных состояний у отдельных индивидов.
ВыведеннаяФехнером всеобщая формула, согласно которой интенсивность ощущения пропорциональналогарифму интенсивности раздражителя, стала образцом введения в психологиюстрогих математических мер.
Развитиепсихофизики начиналось с представлений о, казалось бы, локальных психическихфеноменах. Но она имела огромный методологический и методический резонанс вовсем корпусе психологического знания. В психологию внедрялись эксперимент,число, мера. Таблица логарифмов оказалась приложимой к явлениям душевной жизни,к поведению субъекта, когда ему приходится определять едва заметные различия междуявлениями.
Прорывот психофизиологии к психофизике был знаменателен и в том отношении, чторазделил принципы причинности и закономерности. Ведь психофизиология быласильна выяснением причинной зависимости субъективного факта (ощущения) от строенияоргана (нервных волокон), как этого требовало «анатомическое начало».Психофизика же доказала, что в психологии и при отсутствии знаний о телесномсубстрате могут быть строго эмпирически открыты законы, которым подвластны ееявления.
Франц Дондерс: время реакции.
Старая психофизиология с ее «анатомическимначалом» расшатывалась самими физиологами еще с одной стороны. Голландскийфизиолог Ф. Дондерс (1818-1889) занялся экспериментами по изучению скоростипротекания психических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольцоткрыл скорость прохожденияимпульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме. Дондерс же обратился к измерению скорости реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Испытуемый выполнял задания, требовавшие от него возможноболее быстрой реакции на один из нескольких раздражителей,выбора ответов на разные раздражителии т. д. Эти опыты доказывали, что психический процесс, подобно физиологическому, можно измерить. При этом считалось само собой разумеющимся, что психические процессы совершаются именно в нервной системе. Позже И. М. Сеченов, ссылаясьна изучение времениреакции как процесса, требующего целостности головного мозга, подчеркивал: «Психическаядеятельность каквсякое земное явление происходит во времени и пространстве».
Герман Людвиг Гельмгольц: основоположник психофизиологии.
Центральнойфигурой в создании основ психологии как науки, имеющей собственный предмет, был Г.Гельмгольц (1821-
1894).Его разносторонний гений
преобразовал многие науки о
природе, в том числе науку о природепсихического.
Гельмгольц открыл закон сохраненияэнергии. Мы
все дети Солнца, говорил он, ибоживой организм, с
позиций физики, — это система, вкоторой нет ни
чего кроме преобразований энергии. Тем самым из
науки изгонялось представление об особыхвитальныхсилах, отличающихповедение органических тел
от неорганических.Занимаясь изучением чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергетическое (молекулярное),а анатомическое начало. Именно на последнееон опирался в своей концепции цветногозрения. Гельмгольц исходил из гипотезы о том, что имеется три нервных волокна, возбуждение которых волнамиразличной длины создает ощущение основныхцветов: красного, зеленого и фиолетового.Такой способ объясненияоказался непригодным, когда Гельмгольцот ощущений перешел к анализу восприятияцелостных объектов в окружающем пространстве.Это побудило его ввести два новых фактора:а) движения глазных мышц; б) подчиненность этих движений особымправилам, подобным тем, по которым строятся логические умозаключения. Посколькуэти правила действуют независимо от сознания, Гельмгольц назвал их«бессознательными умозаключениями». Таким образом, экспериментальнаяработа столкнула Гельмгольца с необходимостью ввести новые причинные факторы.До того он относил к ним либопревращения физической энергии, либо зависимость ощущения от устройства органа. Теперь к этим двум причинным «сеткам»,которыми наука улавливает жизненныепроцессы, присоединялась третья.Источником психического (зрительного) образа выступал внешний объект, ввозможно более отчетливом видении которогосостояла решаемая глазом задача.Выходило, что причина психическогоэффекта скрыта не в устройстве организма,а вне его.
В опытах Гельмгольца между глазом и объектом ставилисьпризмы, искажавшие восприятие объекта. Однако организм посредством различныхприспособительных движений мышц стремился восстановить адекватныйобраз этого объекта. Получалось, что движения мышц выполняют не чистомеханическую, а познавательную (даже логическую) работу.
В зоне научного анализа появилисьфеномены, свидетельствовавшие об особойформе причинности: не физической, нефизиолого-анатомической, а психической.Опыты, показавшие, что образ в сознании порождается независимым от сознания механизмом, должны были привести к разделению психики и сознания.
Эдуард Пфлюгер: сенсорные функции.
Введениепсихического фактора какрегулятора поведения организмабыло связано с работаминемецкого физиолога Э. Пфлюгера (1829-1910). Он подверг экспериментальнойкритике схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы благодаря связи с центробежными производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию.
Большие спорывызвали опыты Пфлюгера надлягушкой, лишенной переднего мозга. Ее помещали вразличные условия, но она веласебя отнюдь не как рефлекторный автомат(как это следовало из тогдашнего представления о рефлекторной душе).Если ее помешали на лабораторный стол, она ползала, если бросали в воду —плыла, т. е. вела себя соответственноизменившимся условиям.
Пфлюгер объяснил это тем, что у лягушки имеетсясенсорная функция, которая и позволяет различать условия среды исоответственно полученным извне сигналамменять поведение. Старые физиологи насмехались над Пфлюгером, говоря,что он является сторонником учения о «спинномозговой душе». Новпоследствии выводы Пфлюгера былиподдержаны передовыми физиологами (в частностиИ. М. Сеченовым), подчеркивавшими, что Пфлюгер доказал своими опытами различиемежду примитивной психикой (сенсорнойфункцией) и сознанием.
Дарвин подверг анализу инстинкты как побудительныесилы поведения, критикуя с фактами в рукахверсию об их разумности. Вместе с тем без этих слепых побуждений, корникоторых уходят в историю вида, организм неможет выжить.
Полагая, что инстинкты связаны с эмоциями, Дарвинподошел к исследованию последних не с точки зрения их осознания субъектом, аопираясь на объективные наблюдения за выразительными движениями (о чем ужеговорилось выше). Традиционная психологиясчитала чувства элементами сознания.Теперь же эмоции индивида выступили в качестветаких феноменов, которые, хотя и являютсяпсихическими, первичны по отношению к сознанию.
Разделениепсихики и сознания в исследованиях гипнологов.
Свою лепту в разграничение психики и сознания внесли исследования гипноза. Поначалу они приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача Ф. Месмера,объяснявшего свои гипнотические сеансыдействием магнитных истечений (флюидов).Затем, отвергнув месмеризм, английский хирургБрэд попытался трактовать гипноз физиологически (и даже предложил термин «нейрогипноз»),однако в дальнейшем придал решающую роль психологическому фактору. Будучи предметом интересамедиков, использующих его в своей практике, гипноз не только демонстрировал факты психическирегулируемого поведения с выключенным сознанием (поддерживая тем самым представление обессознательной психике), но требовал создания ситуации взаимодействия между врачом ипациентом («раппорт»). Обнажаемая гипнозом бессознательная психика является социально-бессознательной, ибо онаинициируется и контролируется другим человеком.
Если Дарвин вывел психику запределы индивида к истории вида, то врачи-гипнотизеры — за пределы индивида кдругому индивиду. За всем этим возвышался «Монблан фактов».
На разных направленияхэкспериментальной работы (Вебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер)складывались представления об особых закономерностях в факторах, отличных как от физиологических,так и от тех, которые относились к психологиив качестве ветви философии (имеющей своим предметом явления сознания,изучаемые внутренним опытом). Наряду с лабораторной работой физиологов поизучению органов чувств и движений новуюпсихологию готовили успехи эволюционной биологии и медицинскойпрактики, применявшей гипноз при лечении неврозов.Открывался целый мир явлений, существующих независимо от сознания субъекта, доступных такому же объективному изучению, как любые другие природные факты.
Опираясь на экспериментальныеи количественные методы, исследователи установили, что в психическом миредействуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделенияпсихологии как от физиологии, так и от философии.
Следует различать реальнуюжизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К семидесятым годам XIXвека появилась потребность в том,чтобы объединить разрозненные знания опсихике в отдельную, отличную отдругих, дисциплину.
Когда времясозрело, говорил Гете, яблоки падают одновременно в разных садах.Теперь «созрело время для определения статуса психологии как самостоятельнойнауки—сразупочти одновременно сложилосьнесколько программ ее разработки. Они по-разному определяли предмет,методы и задачи психологии, направления ееразвития.
Вильгельм Вундт: «отец» экспериментальнойпсихологии.
Немецкий психолог, физиолог, философВ. Вундт (1832-1920) после окончания медицинского факультета в Тюбингене работал в Берлине у И. Мюллера, защитил диссертацию в Гейдельберге, гдезанял должность преподавателя физиологии вкачестве ассистента Гельмгольца. Став профессором философии в Лейпциге,Вундт создал здесь первую в мирелабораторию экспериментальной психологии (1879), преобразованную затем в
институт.Занимаясьфизиологией, Вундт пришел к программе разработки психологии как самостоятельнойнауки, независимой от физиологии и философии (разделом которой ее было принятосчитать). В своей первой книге „Материалы к теории чувственноговосприятия“ (1862), опираясь нафакты, относящиеся к деятельности органовчувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальнойпсихологии, план которой был изложен в его „Лекциях о душе человека иживотных“. План включал два направления исследований: а) анализ индивидуального сознания с помощью экспериментального контролируемого наблюдения субъектаза собственными ощущениями, чувствами,представлениями; б) изучение»психологии народов", т. е. психологических аспектов культуры — языка,мифов, нравов.
Следуяэтому замыслу, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определивпсихологию как науку о «непосредственномопыте». Он назвал ее физиологической психологией,поскольку испытываемые субъектом состояния изучались посредствомспециальных экспериментальных процедур, большинство которых былоразработано физиологией (преимущественно физиологией органов). Так какпродуктом деятельности этих органов являются осознаваемые субъектомпсихическиеобразы, то именно они, в отличие от телесной организации, рассматривались какособый объект изучения, относимый уже не к физиологии, а к психологии. Задачаусматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяяисходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания:психофизики, изучающей на основе экспериментаи с помощью количественных методов закономерные отношения между физическимираздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и другого направления, определяющего опытным путем время реакции субъектана предъявляемые стимулы.
К томувремени английским ученым Гальтоном была предпринята попыткаэкспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово какособый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек отвечает самымиразличными реакциями, притом не только словесными, но и образными. Этопобудило Гальтона заняться классификацией реакций, подсчетом ихколичества, времени,протекающего от предъявления слова дореакции на него, и т. д. И в этом случае применялись количественные методы.
Объединив все этинаправления, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда какпрежде эксперименты ставились только наживотных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Полученные результаты были им изложены в книге«Основы физиологическойпсихологии» (1873-1874), ставшей первым главным трудом, по которому обучалисьне только у самого Вундта, но и в других центрах,где появились специалисты по новой дисциплине— экспериментальной психологии.
«Отцом»экспериментальной психологии стали в дальнейшем называть Вундта.
Задача психологии, как и всех других наук, состоит,по Вундту, в том, чтобы: а) выделить путем анализа исходные элементы; б)установить характер связи между ними ив) найти законы этой связи.Анализ означал расчленение непосредственного опыта субъекта. Это достигаетсяпутем интроспекции, которую не следует смешивать с обычным самонаблюдением.Интроспекция — особая процедура, требующая специальной подготовки. При обычном самонаблюдении человеку трудно отделить восприятие какпсихический внутренний процесс от воспринимаемого предмета, который является непсихическим, но данным во внешнем опыте. Испытуемый должен уметь отвлекаться отвсего внешнего, чтобы добраться до исконной«материи» сознания.Последняя состоит из элементарных, далеенеразложимых «нитей составных частей». Им присущи такие качества, как модальность и интенсивность. К элементам сознания относятся такжечувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувствоимеет три измерения: а) удовольствия — неудовольствия, б) напряженности— расслабленности, в) возбужденности— успокоения. Простые чувства какпсихические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, нолюбое из них может быть охарактеризовано вовсех трех аспектах. Эта гипотеза породила множество экспериментальныхработ, в которых наряду с даннымиинтроспекции были использованытакже объективные показатели измененийфизиологических состояний человека приэмоциях.
Согласно Вундту, экспериментальному изучению подлежаттолько элементарные психические процессы (ощущения, простейшие чувства). Чтоже касается более сложных форм психической жизни, то здесь экспериментсо всеми его преимуществами, доказанными прогрессом науки, непригоден.Это убеждение Вундта было развеяно дальнейшими событиями в психологии. Ужеближайшие ученики Вундта доказали, что такие сложнейшие процессы, какмышление и воля, так же открыты для экспериментального анализа, как иэлементарные.
С внедрением в психологию эксперимента открывается перваяглава ее летописи в качестве самостоятельной науки. Именно благодаряэксперименту поиск причинных связей и зависимостей в психологии приобрелтвердую почву. Наметилась перспектива математически точной формулировкиреальных (а не воображаемых, как у Гербарта) психологических закономерностей.
Опыт радикально изменил критерии научности психологическогознания. К нему стали предъявляться требования воспроизводимости вусловиях, которые могут быть вновь созданы любым другим исследователем.Объективность, повторяемость, проверяемость становятся критериями достоверности психологического факта и основанием для его отнесения в разряд научных.
Герман Эббингауз: метод бессмысленныхслогов.
Г. Эббингауз (1850-1909) обучался в университетах Галле и Берлина сначала по специальности история ифилология, затем — философия. Доцент, затемпрофессор университетов в Берлине, Бреслау, Галле, где он организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии, он создал первую профессиональную организацию немецких психологов «Немецкое общество экспериментальной психологии» и (совместно с А.Кенигом) «Журнал психологии и физиологии органов чувств» (1890), поддержанный какфизиологами, так и психологами.
Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в развитииэкспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой наукисчитались процессы