Реферат попедагогической антропологии
студентки IIIкурса МГЛУ в/о факультета ГПН
Яншиной Марии
Экологическая психология.
Психологические основы экологического образования
Экологическая психология.
Психологические основыэкологического образования
Экологическое образование вусловиях экологического кризиса
Экологический кризис вызывается не толькотехническим прогрессом, но и господствующим антропоцентрическим экологическимсознанием. Для его преодоления необходимо сформировать экологическое сознаниеэкоцентрического типа.
Взаимодействие с природой обладает большимпсихолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован впроцессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общегоформирования и развития личности.
Главную роль в глобальном решении экологическихпроблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но испециальная система экологического образования. Экологическое образование имеетуниверсальный, междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти всодержание всех форм общего образования.
Предмет и задачи экологическойпсихологии
В настоящее время термин “экологическая психология”применяется в научной литературе для обозначения ряда близких, но нетождественных областей исследований: психологической экологии, психологииокружающей среды, экологического подхода в психологии и собственноэкологической психологии (психологии экологического сознания), которые имеютсамостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологическиеособенности.
Предметом исследования в экологической психологии является экологическое сознание,рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональномаспектах.
Экологическая психология характеризуется двумяосновными методологическими особенностями, отличающими ее от близких областейисследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человека только сприродой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектом исследованийявляется не “природная среда”, а “мир природы”.
В экологической психологии существуют четыреосновных направления исследований: экологического сознания в целом, а такжетрех его подструктур — экологических представлений, субъективного отношения кприроде, стратегий и технологий взаимодействия с ней.
Перед экологической психологией стоят следующиезадачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза ионтогенеза, изучение механизмов формирования и функционирования, индивидуальнойи групповой специфики, разработка принципов и методов диагностики, — которыерешаются в рамках каждого из четырех направлений исследований, а также задачаизучения функций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миромприроды.
Отношение к природе как предмет психологического исследования
Субъективное отношение к природе — это субъективноокрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами иявлениями природы, являющееся фактором, обусловливающим поведение.
Субъективноеотношение характеризуют такие базовые параметры, как модальность, устойчивость,широта, интенсивность, осознанность, а также параметры второго порядка:эмоциональность, доминантность, обобщенность, когерентность, принципиальностьи сознательность.
Центральными параметрами субъективного отношения кприроде являются модальность, являющаяся его качественно содержательнойхарактеристикой, и интенсивность, являющаяся показателем того, в какой степенизапечатлены в объектах отношения те или иные потребности личности и в какихсферах и в какой степени проявляется данное отношение.
Выделяются четыре типа модальности:объектно-прагматический, субъектно-непрагматический. В соответствии сосферами проявления отношения выделяются четыре компонента интенсивности:перцептивно-аффективный, когнитивный, практический и поступочный.
На основе параметров модальности и интенсивности вэкологической психологии разработана собственно психологическая типологиясубъективного отношения к природе.
Проблема субъектного восприятия мира природы
Под субъектным восприятием понимается восприятиетого или иного объекта мира именно как субъекта.
В субъектном восприятии выделяются три аспекта: а) гносеологический — считается ливоспринимающим нечто в мире субъектом, б) установочный — относится ливоспринимающий к нему как к субъекту, и в) функциональный — открывается ли оновоспринимающему как субъект.
При анализе гносеологического аспекта рассматривается,является ли нечто в мире для воспринимающего субъектом в соответствии с егособственной системой представлений.
При анализе установочного аспекта рассматривается,относится ли воспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована лиу него по отношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”.
При анализе функционального аспекта рассматривается,выполняет ли нечто в мире по отношению к воспринимающему специфическисубъектные функции и рефлектируются ли они воспринимающим.
Выделяются три специфически субъектные функции,которые должен осуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобыоткрыться воспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающемупереживание его собственной личностной динамики, б) быть опосредствующимэлементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в)выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения.
специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том,что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить наоснове анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации.
Важнейшее значение из этих механизмов имеетсубъектификация. Субъектификация — процесс и результат наделения объектов иявлений мира способностью осуществлять специфически субъектные функции, врезультате чего они открываются воспринимающему как субъекты.
Механизмы формирования субъективного отношения к природе
Существуют три канала формирования субъективногоотношения: перцептивный — в процессе построения перцептивного образа,когнитивный — на основе переработки получаемой информации, практический — впроцессе непосредственного практического взаимодействия.
Важнейшую роль в формировании субъективногоотношения к природе играют психологические релизеры. психологический релизер — это специфический стимул, связанныйс природным объектом, определяющий направ-ление и характер формированиясубъективного отношения к нему.
В рамках перцептивного канала действуют естественныепсихологические релизеры: визуальные, аудиальные, тактильные,обонятельно-вкусовые и поведенческие (витальные).
Механизмом обработки визуальных, аудиальных,тактильных, обонятельно-вкусовых психологических релизеров являетсяэмоциональный тон ощущений.
Механизмами обработки поведенческих (витальных)психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этойоснове эмоциональная оценка.
Результатом действия механизмов перцептивного каналаявляется влечение личности к природным объектам.
В рамках когнитивного канала субъективное отношениек природному объекту начинает формироваться под влиянием двух групп релизеров:1) социальных психологических релизеров и 2) экологических фактов.
социальные психологические релизеры — это специфические вербальныестимулы, определяющие направление и характер формирования субъективногоотношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными в нихсоциально выработанными эмоционально маркированными значениями.
Экологические факты как психологические релизерыкогнитивного канала — это специфическая вербальная информация экологическогохарактера, определяющая направление, характер формирования субъективногоотношения к природному объекту, действие которой обусловлено ее возможностьюоказывать лабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире.
Выделяются четыре типа экологических фактов:надорганизменные, организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные.
Механизмом обработки социальных психологическихрелизеров является эмоциональная реакция, механизмом обработки экологическихфактов — лабилизация и эмоциональная оценка.
Специфическим механизмом, действующим в рамкахкогнитивного канала, является интеллектуализация эмоций, в результате действиякоторого происходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, навсе более осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют приэтом своей эмоциональной насыщенности.
Результатом действия механизмов когнитивного каналаявляется интерес личности к природным объектам.
Существуют четыре основных типа деятельности сприродным объектом, определяющих характер формирующейся модальностисубъективного отношения: а) использование всего природного объекта или егочасти в качестве какого-либо “полезного продукта”, при этом прекращаетсядальнейшее существование данного объекта природы; б) использование частиприродного объекта или продуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объектприроды продолжает свое существование; в) использование какой-либо функцииприродного объекта, которая в данном случае является “полезным продуктом”, приэтом не прекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельнойего части; г) неиспользование природного объекта в качестве “полезногопродукта”.
психологическими релизерами практического канала являются “ответы” —специфические стимулы, определяющие направление и характер формированиясубъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответными проявлениямиприродного объекта различного характера на активность личности, направленную навзаимодействие с ним.
Выделяются пять типов “ответов”: антропоморфные,поведенческие, морфологические, физиологические и геофизические (механические).
Механизмамиобработки психологических релизеров по практическому каналу являются рефлексия,совесть и рационализация.
Результатом действия механизмов практического каналаявляется склонность личности к взаимодействию с природным объектом.
Формирование субъективного отношения к природе как система
Система психологических релизеров имеет иерархическуюструктуру. Характер этой структуры зависит от двух факторов: личностныхособенностей воспринимающего человека и особенностей самого природного объекта.
К трансканальным механизмам обработки психологическихрелизеров относятся общие перцептивные механизмы (или установочные эффекты):“эффект первичности”, “эффект новизны” и “эффект ореола”, а также экологическиеустановки личности.
Важнейшее значение имеет механизм стереотипизации,позволяющий возникнуть такому сложному имногоаспектному психологическому образованию, как субъективное отношения к“природе в целом”.
Модальность субъективного отношения, с однойстороны, является предсуществующим условием, определяющим дальнейшееформирование отношения на конкретном этапе, а с другой, является результатомформирования отношения на данном этапе и предсуществующим условием дляследующего этапа. Это обусловлено тем, что формирование субъективного отношенияк природе — многоэтапный, цикличный процесс.
Характер формирующейся модальности по оси“прагматическая — непрагматическая” определяется характером деятельности сприродным объектом, в которую включен человек. Характер формирующейсямодальности по оси “объектная — субъектная” определяется возможностью илиневозможностью возникновения субъектификации природного объекта.
Процесс формирования субъективного отношения кприроде носит системный характер, обладающий рядом специфических признаков.
Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза
Развитие экологического сознания в процессе социогенезанаиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а)психологическая “противопоставленность — включенность”, б) “объектно — субъектное”восприятие природы, в) “прагматический — непрагматический” характервзаимодействия.
В социогенезе общественного экологического сознаниявыделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая иэкоцентрическая.
Антропоцентрическая тенденция описывается такими“узловыми точками”, как “архаическое сознание ®античноесознание ®христианство ®картезианство”.
Альтернативная экоцентрическая тенденция описываетсятакими “узловыми точками”, как “инвайроментальный консерватизм ®русский космизм ®учение о ноосфере, экологизм ®универсальная этика, биоцентризм”.
Для развития экологического сознания в культурахВостока характерны иные тенденции: восточные религиозно-философские системысохранили в целом характеристики архаического экологического сознания,значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой,восприятие природы как духовной ценности.
Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе
Для дошкольного возраста характерен когнитивныйсубъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Для младшего школьного возраста характеренкогнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.
Для младшего и среднего подросткового возраста, вцелом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективногоотношения к природе.
Для старшего подросткового возраста характеренпрактический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.
Для юношеского возраста, в целом, характеренперцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения кприроде.
Выделяются два “кризисных периода”: младший школьныйвозраст и старший подростковый возраст. В них происходят переходы между эпохамии эрами в развитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопровождаютсятакже переходами между прагматической и непрагматической модальностью. Именнов эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурирование компонентовинтенсивности.
Структурные особенности отношения к природе в различных группах
при низком уровне развития субъективное отношение к природехарактеризуется объектно-прагматической модальностью и низкой интенсивностью снизкой когерентностью компонентов, в структуре которой доминирует перцептивно-аффективныйкомпонент.
при среднем уровне развития субъективное отношение к природехарактеризуется средним уровнем показателей различных его параметров.
при высоком уровне развития субъективное отношение к природехарактеризуется субъектно-непрагматической модальностью и высокойинтенсивностью с высокой когерентностью компонентов, в структуре которойдоминирует практический компонент.
По сравнению со школьниками, студенты-биологи имеютбольшую интенсивность отношения к природе. Студенты-“небиологи” не превосходятшкольников ни по одному компоненту интенсивности отношения к природе, особенноуступая им по уровню развития когнитивного.
В среднем интенсивность отношения к природе уучителей не достигает среднего уровня его интенсивности у школьников, при этоминтенсивность отношения у учителей биологии равна интенсивности данногоотношения у учителей других специальностей.
Для многих учителей характерно явление“педаго-гического блефа” — рассогласование между относительно низкими уровнямипоказателей перцептивно-аффективного, когнитивного и практического компонентовотношения к природе, с одной стороны, и относительно высоким показателемпоступочного — с другой.
Блок психодиагностических методик, разработанный вэкологической психологии, позволяет получить достаточно полную картинухарактера отношения к природе, сложившегося у личности.
История и перспективы экологического образования
проблемы экологического образования находятся в центре вниманиямеждународного сообщества. Стратегическим направлением решения экологическихпроблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, которое предусматриваетпостановку экологических вопросов в центр всех учебных программ, начиная сдетских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами, подготовкой учителей и управленческогоаппарата.
В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в.,отдельные экологические вопросы рассматривались в рамках преподаванияестествознания. Затем информация экологического характера сообщаласьшкольникам, в основном, в связи с обучением их основам сельскохозяйственногопроизводства. Начиная с 30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось впроцессе биологического образования школьников. С 80-х гг. формируется системасобственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. подвлиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейшихстратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционныхподходов.
Экологическая психопедагогика — это методологическоенаправление в педагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отборасодержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологическогообразования.
Целью экологического образования является формированиеэкологичной личности. Экологичной личностью является личность, обладающаяэкоцентрическим типом экологического сознания.
Общей задачей экологического образования являетсяформирование экологического сознания личности. Она конкретизируется на уровнетрех основных задач экологического образования: а) формирование адекватныхэкологических представлений, б) формирование отношения к природе, в) формированиесистемы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.
Содержание экологического процесса формирования экологическогосознания личности
В сфере формирования экологических представленийсодержание экологического образования базируется на следующих основныхположениях: а) сложность системы внутренних взаимосвязей в природе, б)энергетический обмен между техносферой и биосферой, в) мир природы как духовнаяценность, г) взаимосвязь природных условий и развития общества. Содержаниеэкологического образования в сфере формирования экологических представленийнаправлено на стимуляцию психологической включенности личности в мир природы.
В сфере формирования субъективного отношения кприроде содержание экологического образования заключается в развитии этогоотношения у школьников. Критерием сформированности отношения к природеявляются высокие показатели всех параметров. Наибольшее педагогическое значениеимеет формирование субъектной модальности отношения к природе.
В сфере формирования стратегий и технологийэкологической деятельности содержание экологического образования заключается вовладении школьниками умениями и навыками: а) эстетического освоения природныхобъектов, б) получения научной информации о мире природы, в) взаимодействия сприродными объектами в условиях антропогенной среды, г) природопользования вестественной среде, д) природоохранной деятельности. В процессе обучения даннымтехнологиям формируются непрагматические стратегии экологической деятельности.
Принципы и методы экологической психопедагогики
Основной методологический принцип экологическойпсихопедагогики заключается в строгом соответствии педагогического процессаэкологического образования психологическому процессу формированияэкологического сознания.
Классификация методологических принципов в экологической психопедагогике базируется натеории возможностей Дж. Гибсона — выделяются две группы принципов: организациистимулов и организации экологической деятельности.
К принципам организации стимулов относятся: принципкомплексности стимульного воздействия, принцип ориентации на актуализирующийпотенциал стимулов, принцип ориентации на сенситивность к стимулам. К принципаморганизации экологической деятельности относятся: принцип гетерогенности,принцип формирующейся направленности, принцип индивидуальной психологическойадекватности. Общим принципом является принцип гетерогенности объектов.
В соответствии с тремя подструктурами экологическогосознания выделяются три группы методов. В основе каждой группы методов лежиттот или иной методологический принцип, который регулирует конструирование ииспользование этих методов. Принцип формирования мыслеобразов регулируетиспользование методов, формирующих систему экологических представлений;принцип субъектификации — субъектного отношения к природным объектам; принципкоактивности с миром природы — стратегий и технологий экологическойдеятельности.
К методам формирования экологических представленийотносятся методы: экологической лабилизации, экологических ассоциаций,художественной репрезентации природных объектов и др. К методам формированиясубъективного отношения к природе относятся методы: экологическойидентификации, экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методамформирования стратегий и технологий взаимодействия с природой относятсяметоды: экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности,экологической заботы и др.
Процесс формирования экологического сознанияличности проходит три этапа: а) лабилизации, б) освоения адекватныхэкологических технологий и в) субъектификации природных объектов.
Формирование экологичной личности в рамкахэкологического образования Запада не может опираться на религиозно-философскийопыт Востока, оно должно искать свои технологии экологизации личности,адекватные особенностям западного восприятия.
Списоклитературы:
Дерябо С.д., ясвинВ.А.Экологическая педагогика и психология.Ростов-на-дону, 1996.
Леонтьев А.Н.проблемы развитияпсихики. М., 1972.
Хесле В.Философия и экология. М., 1993.
Зверев И.Д.Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М., 1980.