Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Шпора по личностным патологиям

Классифик-ярасстройств личности по МКБ-10
В МКБ-10 личностная патология рассматривается в первуюочередь в рубриках под названием «Специфические, смешанные и другие личностныерасстройства, а также продолжительные изменения личности». Здесь,   как видно,  обозначается   два типа  отклонений:  расстройства и изменения.
«Специфические личностные расстройства»представляют собою«онтогенетические состояния, которые появляются в детстве или подростковомвозрасте и сохраняются в периоде зрелости.
Специфические личностные расстройствасоответствуют ранее распространенному в нашей психиатрии понятию психопатий.Наряду со «специфическими» в МКБ-10 выделяются также «органическиерасстройства личности» (расстройства личности и поведения,обусловленные болезнью, повреждениям или дисфункцией головного мозга),характеризующиеся такими понятиями, как «псевдопсихопатия»и «псевдоолигофрения». Они включают в себясочетание психопатоподобных проявлений со снижениемпознавательной (когнитивной) деятельности.
Что касается «продолжительных (хронических)изменений личности», то подчеркивается, что они не связаны сповреждением или заболеванием мозга, а являются результатом травмирующихпереживаний,  (катастрофы, пленение,терроризм, пытки, длительная угроза жизни и т.п.).
С учетом данных указаний представляетсявозможным следующим образом представить патологию личности в рубриках МКБ-10.
1.                               F0 — Органические,включая симптоматические психические расстройства: F07.0 — Органическое расстройство личности.
2.                               F1 — Психическиеи поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивныхвеществ: Flx.71 — Расстройство личности или поведения (описание и критерии диагностики те же, чтои для F07.0). Отсутствует обозначение личностного аспектазависимости индивида от психоактивных веществ.
3.              F2 — Шизофрения,гиизотипические и бредовые расстройства: F20 — Шизофрения. F21 — Шизотипическое расстройство (так же самоне содержит специальной личностной рубрики; отмечается, что сюда следуетвключать шизотипическое личностное расстройство, псевдопсихопатическую шизофрению, пограничную,псевдоневротическую шизофрению и т.п.).
4.      F3 — Аффективные расстройства настроения: F34.0 — Циклотимия. Включаются «циклотимнаяличность», «циклоидная личность», «аффективное расстройство личности». F34.1 — Дистимия. Сюда включается «депрессивноерасстройство личности».
5.     F4 — Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства: F44.81 — Расстройство множественной личности.
6.      F5 — Поведенческие синдромы, связанные сфизиологическими нарушениями и физическими факторами.
7.      F6 — Расстройства зрелой личности и поведения увзрослых: F60 — Специфические расстройстваличности. F61 — Смешанные расстройства  личности. F62 — Хронические изменения личности, куда следует относить хроническиеизменения личности после переживания катастроф, после  перенесенной психической болезни,  после утраты близких, и т.д. F63 — Расстройства привычек и влечений. F64 — Расстройства половой идентификации. F65 — Расстройства полового предпочтения. F66 — Расстройства,   связанные   с   сексуальным    развитием  и ориентацией.
8.     F7 — Умственная отсталость 9.         
F8 — Нарушения психологическогоразвития: F84   -  Общие   расстройства   развития  (включает   в   себя  аутистическое расстройство детского возраста,шизоидное расстройство детского возраста и другие варианты общих расстройствдетского возраста). F9 — Поведенческие иэмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском возрасте: F91 — Расстройства поведения (сами по себе они неотносятся к патологии личности, но могут перейти в одну из ее разновидностей,например, — в F60.2 — диссоциальноеличностное расстройство). Здесь уместно заметить, что в соответствии срекомендациями МКБ-10 диагноз личностного расстройства не является адекватнымдо наступления 16-17 — летнего возраста, поскольку в детско-подростковомпериоде можно говорить лишь об отклонении в формировании личности.
Псих-аяхарак-ка взаимосвязинарушений в когнитивной и поведенческой сферах личности.
Латинское слово cognitioобозначаетзнание. Когнитивная деятельность — деятельность познавательная. Ее расстройствав широком понятии охватывают чувственно — образное и абстрактное познание,сферу памяти и интеллекта. В более узком смысле когнитивные нарушения касаются,прежде всего, сферы разума, способностик размышлениям, рассуждениям, умозаключениям, выделению главного извторостепенного; о способностях к учёбе, о способноапяхк творчеству. Сюда также относятся способности понимать юмор ипереносный смысл. Очень важным проявлением разума является способность к предвидениюи прогнозированию.
Расстройства в когнитивнойсфере сказываются в первую очередь на наиважнейшие предпосылки интеллекта — мышление и память: снижаетсяспособность к запоминанию и утрачиваются многие мыслительные операции.Одновременно скудеют эмоции, снижаетсяобъем внимания.
Расстройства интеллекта в целомнарушают познавательную (когнитивную) деятельность, снижают компетентностьличности и могут сделать невозможнымповседневное умственное функционирование даже в таких делах, как уход за собою,умывание, одевание, еда, личная гигиена, отправления физиологическихпотребностей, не говоря уже об учёбе и работе. К отдельным симптомам умственнойнедостаточности следует отнести следующие проявления.
Неразумность — неспособность, выбрать адекватный и эффективныйспособ поведения. Неразумный поведенческий опыт может накапливаться ификсироваться, закрепляя неэффективные стратегии поведения, даже в повседневнойжизни.
Нарушение общей осведомлённости. Выражается отсутствием информированности о важнейшихтекущих событиях в жизни страны и мира, касающихся либо всех, либо непосредственнобольного.
Отсутствие чувства ситуации и дистанции. Характеризуется неспособностью улавливать тонкости,нюансы и специфику обстоятельств и выбирать адекватный стиль поведения. Больныемогут проявить развязность, аморальность, неприличность, стремлениеудовлетворять свои потребности, не взирая на ситуацию и лица.
Деменщш — синдром приобретенного слабоумия. Крайняя степеньдеменции — маразм — характеризуется полным распадом психики, утратойречи, навыков самообслуживания. Этиология деменции связана с грубыморганическим поражением головного мозга. В зависимости от ведущей причинывыделяют деменции атеросклеротические, посттравматические, деменции приболезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона, Гентингтона, Крейцфельдта — Якоба; призаболеваниях, обусловленных ВИЧ; сифилитические; токсические и др. Такиебольные могут быть агрессивны или наоборот, могут выйти на улицу голыми т.е.неподконтрольное разуму поведение.

Психолог-яхарак-ка взаимосвязи нарушений в смысловой икогнитивной сферах личности
Латинское слово cognitioобозначаетзнание. Когнитивная деятельность — деятельность познавательная. Ее расстройствав широком понятии охватывают чувственно — образное и абстрактное познание,сферу памяти и интеллекта. В более узком смысле когнитивные нарушения касаются,прежде всего, сферы разума, способностик размышлениям, рассуждениям, умозаключениям, выделению главного извторостепенного; о способностях к учёбе, о способноапяхк творчеству. Сюда также относятся способности понимать юмор ипереносный смысл. Очень важным проявлением разума является способность кпредвидению и прогнозированию.
Разумная деятельность основывается на способностях крассуждениям и образованию смыслов, как результата размышлений. В ее основележит одна из главных ценностей личности и важнейшее ее достоинство — ум.
Расстройства в когнитивнойсфере сказываются в первую очередь на наиважнейшие предпосылки интеллекта — мышление и память: снижаетсяспособность к запоминанию и утрачиваются многие мыслительные операции.Одновременно скудеют эмоции, снижаетсяобъем внимания.
Расстройства интеллекта в целом нарушают познавательную(когнитивную) деятельность, снижают компетентность личности и могут сделать невозможным повседневное умственноефункционирование даже в таких делах, как уход за собою, умывание, одевание,еда, личная гигиена, отправления физиологических потребностей, не говоря уже обучёбе и работе.
Смысл — мнимое или реальное предназначение каких-либовещей, слов, понятий или действий с точки зрения конкретного человека илигруппы. Противоположностью является бессмысленность, т.е. отсутствиеконкретного предназначения.
При расстройстве смысловой и когнитивной сферы личностинарушается понимания переносного смысла. Проявляется неспособностью обнаружить прямой идополнительный смыслы, например, в двузначных ситуациях или в иносказаниях. Вотличие от нормальных людей, способных выявить и объяснить переносный смысл,больные либо буквально и конкретно трактуют сказанное, либо не понимают о чем сними говорят.
При просмотре фильма, прочтения рассказа такие больныене улавливают смысл только что прочитанного (просмотренного), не могут пересказатьо чем идет речь.
Нарушения в смысловой сфере напрямую завясят от нарушений в сфере когнитивной. Деменщш — синдром приобретенного слабоумия. Крайняя степеньдеменции — маразм — характеризуется полным распадом психики, утратойречи, навыков самообслуживания. Этиология деменции связана с грубыморганическим поражением головного мозга. В зависимости от ведущей причинывыделяют деменции атеросклеротические, посттравматические, деменции приболезнях Альцгеймера, Пика, Паркинсона, Гентингтона, Крейцфельдта — Якоба; призаболеваниях, обусловленных ВИЧ; сифилитические; токсические и др. Утрачиваетсячувство ситуации (больные могут ходить совершенно голыми).    Полностью   распадаются    знания,    навыки,   способность    к самообслуживанию.
Органическое снижение личности
 
В МКБ — 10 подчеркивается, что«органические расстройства личности» включают в себя «псевдопсихопатические»и «псевдоолигофпенические» стойкиесостояния с таким уровнем когнитивных нарушений, который не достигает степенислабоумия как такового (т.е. деменции).
Органическое снижение личности проявляется прежде всегонарушением познавательной деятельности — особенно в сфере планирования ипредвидения последствий для себя и общества. Считалось, что эти расстройства связаны с поражением лобных отделов корыголовного мозга («лобный синдром»), однако сейчас установлено, что онивозникают и при поражении других окружающих областей мозга, что определяется спомощью таких обязательных в этих случаях исследований, как КТ (компьютернаятомография), МРТ (магнитно-резонансная томография), ЭЭГ (электро-энцефалография),РЭГ (реоэнцефалография) и др.
В  психиатрической      практике   данные  состояния   -   это  либо последствиячего-то    уже   прошедшего   (черепно-мозговая    травма, кров-яние в головной мозг, токсическое или инфекционное егопоражение). Во всех подобного рода случаях речь идет об органическойцеребральной недостаточности, получившей название «энцефалопатии»,«хронического мозгового синдрома».
.Диагностическими   критериями    органического  расстройства личности (F07.0.) являются следующие признаки:
1.       Значительно сниженная способность справляться сцеленаправленной деятельностью, особенно требующей длительных усилий и небыстроприводящей к успеху.
2.   Измененное эмоциональное поведение, характеризующеесяэмоциональной лабильностью, поверхностным необоснованным весельем (эйфория,неадекватная шутливость), которое легко сменяется раздражительностью, вспышкамизлобы и агрессии. У отдельных больных наиболее яркой чертой может быть апатия.
3.   Выражения потребностей и влечений возникают без учетапоследствий и (или) социальных условностей, без чувства ситуации (сексуальныепритязания, неприличные поступки, прожорливость и т.п.)вплоть до антисоциальных деяний (воровство, поджоги и др.),
4.    Познавательныеотклонения в форме подозрительности, параноидальныхмыслей.
5.   Выраженные изменения в темпе мышления и потоке речевойпродукции с чертами случайных ассоциаций, сверхвключений,сверхдетализации, вязкости и гиперграфии.
6. Измененное сексуальное поведение (гипосексуальность, гиперсексуальность,изменения сексуального предпочтения).
Выделяют 5 стадий органич-госнижен. лич-ти.
1. Интеллектаально — нравствен. снижение личности. Страдают чувство совести, стыда, вины. Поведение становтся развязным, безответственным, аморальным,циничным.
2. Интеллектуально-волевая слабостьличности. Начинающееся ослабление ума затрудняет критическое к себеотношение, блокирует
рефлексию (самообращение) и самоанализ.
3. Интеллектуально-мыслительная         недостаточность свидетельствует уже о более глубоких органических изменениях личности.   Мышление становится тугоподвижным, вязким,Скудеет также словарный запас, страдает речь, теряется способность к сложнымграмматическим построениям.
4. Интеллектуально-мнестическаянедостаточность — умственная слабость личности в сочетании снарушениями памяти. Сначала они проявляются «обычной» забывчивостью,трудностями избирательного (нужного) воспоминания — особенно названий, чисел,имен, фамилий. В дальнейшем амнезия распространяется на знания, опыт, навыки,события. В тяжелых случаях может иметь место корсаковскийсиндром: утрачивается способность фиксировать и запоминать все происходящеездесь и сейчас (фиксационная амнезия).
5. Слабоумие (деменцчя)- в легкой, умеренной и глубокой степенях выраженности.
Первые трипроявления дементирующего процесса укладываются вкритерии органического снижения личности, ведущего к нарастающей утратепозитивной активности, продуктивности, профессионального уровня, социальнойкомпетентности личности. При этом могутбыть также нарушения со стороны характера в любых их вариантах, описанных выше.4 и 5 стадии ослабоумливания личности соответствуютболее глубоким её расстройствам с амнезиями и деменцией как таковой

Про самосознание и самооценку
Цель развития самосознания состоит в осознанииличностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит своевыражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.
Самосознание личности–это совокупность ее представленийо себе, выражающейся в «концепции –«Я» и оценка личностью этих представлений–самооценка.
Основным механизмом формирования «Я»-концепции, т. е.собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления идифференциации. В. В. Столин выделяет следующиефеномены:
1) принятие точки зрения другого на себя (прямоеусвоение или опосредованное, другой точки зрения);
в процессе межличностного взаимодействия ребенокусваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе,формирует самосознание. В процессе принятия точки зрения других важно и оценитьсебя, опираясь на отношение других людей. Что же усваивается ребенком?
Это – а) ценности, параметры оценок и самооценок,нормы; б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных икогнитивных оценок; г) самооценки самих родителей, т. е. самооценка родителейили одного из них может стать самооценкой ребенка; д)способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, которыйстановится способом саморегуляции.
2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороныродителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм,стандартов, способов поведения и т. д.;
3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретныхоценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровеньпритязаний;
4) система контроля за ребенком;
Контроль над поведением ребенка может осуществлятьсялибо по линии предоставления автономии ребенку, либо по линии жесткого контроля.Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либоподдержанием страха перед наказанием, либо вызыванием чувства вины или стыда.Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным, либо случайным инепредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно отдавать себеотчет, как система контроля, используемая родителями, трансформируется всистему самоконтроля за поведением у самого ребенка.
Например, жесткая дисциплина преобразуется всамодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль спостоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений.Предсказуемый либо непредсказуемый характер родительского контроля можеттрансформироваться в такое личностное качество как интернальность-экстернальностьповедения.
5) система межкомплиментарныхотношений (система трансакций по Э. Берну);
6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка вреальные взаимоотношения в семье.
Речь идет о роли семьи в формировании самосознанияребенка. В первую очередь следует охарактеризовать так называемую семейнуюидентичность, т. е. совокупность представлений, планов, взаимообязанностей,намерений и проч., которые создают семейное «МЫ». Именно оно, это семейное «МЫ»входит в содержание индивидуального «Я» ребенка.
7) механизм идентификации.
Из психич сферы человекотносит к своему «Я» преимущественно свои способности и особенно свой характери темперамент – те свойства личности, которые определяют его поведение,придавая ему своеобразие.
В структуре самосознания принято выделять:«Я»-реальное, т. е. совокупность представлений о себе в настоящем,«Я»-идеальное – т. е. то, каким бы хотел быть вообще, «Я»-прошлое, т. е.совокупность представлений о своем прошлом «Я», «Я»-будущее, т. е. совокупностьо себе в будущем.
Действительно, в современной психологии самосознаниеопределяется как высший уровень сознательной психической активности, создающейобраз себя (Я-концепцию), отношение к себе ипытающейся определить смысл собственной деятельности, что переходит иногда в поисксмысла жизни (С.Ю.Головин, 1997).
Самосознание проявляется:
-чувством обособленности Я, отграничения его отокружающего мира (при расстройствах встречается чувство открытости Я,доступности для других, вторжения из вне во внутренний мир Я, зависимости иподчиненности Я);
-чувством собственной активности, действий по своейволе и своим желаниям (однако может быть чувство отчуждения своей активности, вызванности и сделанностидвижений, поступков и всего поведения);
-чувством принадлежности себе всего самого: тела,мыслей, чувств, потребностей и т.д. (вместе с тем, и в этом плане встречаютсяотклонения с чувством отчуждения всего своего — частично или тотально — и дажепринадлежности себя кому-то, каким-то иным силам);
-чувством идентичности себя, эгоидентичности:самотождественности и истинности себя, чувством своейфактичности и реальности (при расстройствах может быть чувстводеперсонализации, т.е. неистинности и нереальности себя, измененностиЯ);
-чувством простоты себя и в себе: просто думаю, говорю,переживаю, делаю (при зависимостях и заболеваниях расстраивается простоеосуществление психических функций вплоть до полной невозможности осуществлятьих собственным усилием).
Е.Т.Соколова (1989) подчеркивает, что структурносамосознание является «установочным образованием», состоящим из трехкомпонентов: когнитивного, аффективного и поведенческого. Итоговым, интегративным измерением самосознания, по Е.Т.Соколовой,является мера самопринятия.
В.В. Столин (1983) считаетосновным проявлением самосознания личностный смысл Я и эмоционально-ценностное самоотношение. При этом стабильность образа — Я во времении степень его устойчивости определяются мотивами и целями субъекта, а такжетем, насколько личностные свойства помогают реализовывать жизненные замыслы,насколько они благоприятствуют или препятствуют адаптации.
 

Соматоформныерасстройства личности
Главным признаком соматоформныхрасстройств (F45) является повторяющеесявозникновение физических симптомов наряду с постоянными требованиямимедицинских обследований вопреки подтверждающимся отрицательным результатам.
При этом разные физические болезни, о которых известно,не могут объяснить тяжесть, обширность, вариабельность и упорство физическихжалоб или соответствующей социальной несостоятельности. Многие больные, неудовлетворенные результатами обследования и не соглашающиеся рассматривать ихрасстройство с психологических позиций, занимаются самолечением или пользуютсяуслугами неспециалистов.
Соматоформныерасстройства делятся на соматизированные,недиференцированные, ипохондрические, вегетативные ив форме упорного болевого синдрома.
Соматизированноерасстройство (F4S.0) можетотноситься к любой части тела или систем организма. Больные на протяжении рядалет без результата посещают врачей. Некоторым из них делают бесполезныеоперации. Жалобы больных множественные и касаются двух и более нижеобозначенных групп: -      желудочно-кишечные симптомы
1.                Боли в животе;
2.                Тошнота;
3.                Чувство распирания или переполненность газами;
4.                Плохой вкус во рту или обложенный язык;
5.                Рвота или отрыгивание пищи;
6.       Жалобы на частые движения кишечника или на отхождение газов;
7.                -сердечно-сосудистые симптомы
8.                Одышка без нагрузки;
7.        Боли в груди; нарушения сердечного ритма;
-моче-половыесимптомы
9.Дизурия или жалобы на частоемочеиспускание (миктурия);
10.Неприятные ощущения в половыхорганах или около них;
11.Жалобы на необычные или обильныевыделения из влагалища;
-кожные и болевые симптомы
12.      Жалобы на пятнистость илидепигментацию кожи;
13.      Боли в конечностях или суставах;
14.     Неприятное   онемение   или  чувство   покалывания,   зуд,  жжение, болезненность.
Для достовернойдиагностики требуется 6 или более названных симптомов,относящихся к двум и более обозначенным группам, существующим более 2-х лет.
Течение расстройства хроническое,волнообразное. Чаще встречается у женщин, чем у мужчин и начинается обычно в молодом возрасте (до 30 лет)..Сопровождается тревогой, гипотимией. Преподносится несколько драматизированно, взволнованно, с желаниемпривлечь внимание.
Недифференцированное соматизированное расстройство (F45.1) отличается, тем, что клиническая картина здесьнеполная, несформированная. Это связано сменьшей продолжительностью расстройств (неболее 6 месяцев). Социальное функционирование и семейное положение также могут быть еще не нарушенными. Такие больныенуждаются в еще более осторожнойдиагностике, чтобы не исключить возможную физическую
болезнь.
Ипохондрическое расстройство (F45.2) проявляется неадекватными и чрезмерными опасениями за своездоровье с убеждением в наличии у себя какой-либоодной серьезной болезни (иногда — двух).
Ипохондрия может входить вструктуру любого невротического состояния — чаще в сочетании с депрессией, тревожным ожиданием, фобиямиили   истерическими   проявлениями.   Однако  встречаются   такого   рода психогении,в которых доминирует угроза здоровью или даже жизни Ш пациента, особенно еслион мнителен и всегда боялся заболеть, может и не Щ отдавая себе в этом отчет.Такая мнимая или преувеличенная угроза здоровья i|исходит обычно от каких-то неприятных ощущений, временных расстройств,.
Проявляется ипохондрический невроз переживаниемопасений, тревоги или даже страха за здоровье. Это либо фобическаятревога, либо Предположение у себя той или иной болезни, тревожное ожидание,граничащее с уверенностью в ее наличии. Поэтому ипохондрические неврозы легкоусложняются, переходя в ипохондрические сверхценныеидеи, т.е. в регистр расстройств близких к бреду. Сюда относят также | дисморфофобии и различные виды нозофобий(кардиофобия, канцерофобия,сифилофобия, спидофобия ит.п.).
Соматоформная   вегетативная    дисфункция    (F4S.3)    касается  сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной,  дыхательной и моче-половойсистем в их единстве с вегетативной системой, под влиянием которой они находятся.   Первичным  расстройством   здесь   является  вегетативное возбуждение  вследствие   психологического   стресса.  Симптомы   обычно  бывают двух типов. Первый    тип   симптомов,    на    котором,   собственно,    основана диагностика,     -   это    явления    симптоза,     парасимптоза,     смешанная вегетодистония,   вегетативные   кризы,  перманентная   вегетодистония   с жалобами именно на вегетативноевозбуждение: сердцебиение, потливость, озноб, тремор, покраснение и т.п.
Второй   тип   симптомов  проявляется   жалобами   субъективного ^характера — неприятнымиощущениями в области определенных органов или !' систем: сердца исердечно-сосудистой системы (F45.30): нейроциркуляторная астения; вегетососудистая дистония; верхнийотдел желудочно-кишечного тракта (F45.31): психогенная аэрофагия;икота; диспепсия; пилороспазм; нижний отдел желудочно-кишечного тракта(F45.32):
Лечение   соматоформных  расстройств  должно   начинаться   с Консультаций     специалистов     (невролог,     кардиолог,     гастроэнтеролог, гинеколог, уролог,  онколог и др.) и  с тщательного  поиска возможной органической основы страдания, отсутствие которой закрепляетдиагноз невротических нарушений. В то же время от врача требуется еще большесерьезного внимания именно к соматической сфере больных, что, с одной стороны,успокаивает их, а с другой, — настраивает на правильное отношение к своейболезни, как к психологическому расстройству.   
Психосоматическиезаболевания, как отмечено выше,являются органическими психосоматозами, т.е.физическими заболеваниями. Однако в их этиологии важную роль играютпсихологические факторы. При этом в подавляющем большинстве случаев в качествепричинности выступают не явные психические расстройства как таковые, аобыденное нервное напряжение и, как говорил И.П.Павлов, повседневныепереживания по поводу повседневных трудностей. Об этих заболеваниях широкораспространено представление как о болезнях, возникающих, «на нервной почве».
С другой стороны, психосоматические заболеванияпрактически всегда сопровождаются психическими нарушениями. Они чаще всегоотносятся к категории легких, но в большинстве случаев носят пролонгированныйхарактер (беспокойство, дурные предчувствия, эмоциональная неустойчивость,неуравновешенность во взаимоотношениях с другими людьми, пониженное настроение,некоторая рассеянность, недостаточная работоспособность и целеустремленность,повышенная мнительность и т.п.). Лишь у небольшой части больных спсихосоматическими заболеваниями можно констатировать сопутствующее (коморбидные) психические нарушения, как таковые:депрессивные, тревожно-фобические, ипохондрические,истерические, поведенческие.
Учитывая столь тесную этиопатогенетическуюи клиническую связь психосоматических заболеваний с психологическими факторами,в МКБ-10 введена специальная рубрика (F54) для регистрации наличияпсихологических факторов, которые сыграли, как предполагается, важную
10.4.1. Соматоформныесердечно-сосудистые расстройства
Сердце и сосуды — это психофизиологический(психосоматический) орган души человека. Известно, что сердце может радоваться,печалиться, тосковать, гневаться… и все тяжкие переживания оставляют в немсвои зазубрины («печаль моя на сердце закипела»).
Психогенез сердечно-сосудистых заболеваний включает всебя несколько механизмов, создающих замкнутый психосоматический порочный круг:
Личностныесвойства индивида, предрасполагающие кпсихогенной сердечно-сосудистой патологии (деятельный, активный, ночувствительный и ранимый; близко воспринимает к сердцу; недополучивший о детствалюбви, заботы, покоя и стабильности; покареженныйборьбой за Достижения в жизни, трудностями и конфликтами; исхлестанныйнехваткой времени, спешкой, устремленный вперед и подгоняющий себя).
Отрицательные эмоции и душевные волнения ведут кдлительному сжатию («зажимам») среднего мышечного слоя стенок сосудов,вследствие чего ухудшается питание эндотелия (внутреннего слоя стенок сосудов).Его клетки становятся проницаемыми для липидов, холестерина и кальция.Перенасыщение     ими     ведет    к     образованию     бляшек.    Нарушается
Подавленные и неотреагированныеэмоции, непроработанные конфликты, невысказанные чувства, — все это создаетглубинное внутреннее напряжение, скрытую недоброжелательность, латентнуювраждебность, заторможенную агрессивность. Основной механизм такого сдерживаниясебя — вазоконстрикторная психосоматическая реакция.Сначала она проявляется ситуативной гипертензией, а затем — хронической (вдалеко зашедших случаях — с соединительнотканными отложениями в стенкахсосудов).- при гипертоническ болезни.
10.4.2. Соматоформныежелудочно-кишечные расстройства
Один    из    основоположников    конституциональной    психологии W.H.Sheldon    (1940)   выделил     висцеротоничестй    тип   человека    с функциональнымпреобладанием системы пищеварения. Эти люди, как показало дальнейшее ихизучение, весьма чувствительны не только к недостатку любви, нежности, общения.Острые и хронические психические травмы, длительные депрессивные состоянияизменяют и аппетит, и функционирование желудка и кишечника. Наибольшеепатогенное воздействие на данную сферу оказывают состояния глубоких обид иразочарований, угрызений совести и самообвинения, переживания по поводу измен иразводов, затяжных конфликтов, грубого и унижающего отношения со стороны значимогочеловека. Существенную роль в возникновении психогенных расстройств со стороныжелудочно-кишечного тракта играют также тоска, страх и даже просто душевныйдискомфорт или просто «скука». У больных гастроэнтерологическогопсихосоматического профиля (язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки,колиты, запоры, дискинезии кишечника и др.) так жечасто дополнительно развиваются нев


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Летопись жизни Ивана Ивановича Шишкина
Реферат Межличностные отношения в различных группах и коллективах. Сравнительный анализ
Реферат Бизнес план создания детской площадки на территории базы отдыха
Реферат Отечественная история Контрольная
Реферат Литература - Фармакология лечение анемий ферментные препараты
Реферат Фразеологические единицы немецкого языка с компонентом "часть тела"
Реферат Формы обеспечения возвратности кредита (лекция)
Реферат Литература - Хирургия Желчно-каменная болезнь
Реферат Лабораторная диагностика мочи
Реферат Литература - терапия КАРДИОМИОПАТИИ
Реферат Литература - Терапия ХРОНИЧЕСКИЕ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ЛЕГКИХ
Реферат Лакунарная ангина средней степени тяжести с явлениями перитонзилита
Реферат SexEducation Vs AbstinenceOnly Education Essay Research Paper
Реферат Стилизация
Реферат The Ontoligical Argument Essay Research Paper Many