Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Характер. Типологии характера

Содержание
 TOC o «1-1» h z u Введение. PAGEREF _Toc158383480 h 2
1.    Общиепонятия о характере. PAGEREF _Toc158383481 h 3
2.    Типологиихарактера. PAGEREF _Toc158383482 h 5
3.    Историяучений о характере. PAGEREF _Toc158383483 h 12
4.    Чертыхарактера. PAGEREF _Toc158383484 h 18
5.    Формированиехарактера у детей и пути его воспитания. PAGEREF _Toc158383485 h 21
6.    Личность ихарактер человека. PAGEREF _Toc158383486 h 23
7.    Заключение. PAGEREF _Toc158383487 h 24
Списокиспользованных литературных источников. PAGEREF _Toc158383488 h 25
Введение
В буквальном переводе сгреческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характеромпонимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которыепроявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способахдеятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонамиличности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьмихарактер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способахреагирования на действия и поступки людей.
Характер связывают оченьсо многими факторами как внешними, так и внутренними. Например: с его помощьюможно прогнозировать поведение человека в той ли иной ситуации.
Одной из наиболее древнихпопыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характерадатой рождения.
Также не менее популярныпопытки связать характер человека с его именем и множество других способоввлияния на характер. Исходя из этого мне кажется, что характер очень интересенв изучении, и данная тема была и бдет оставаться актуальной.
1.                    Общие понятия о характере
Характер — этоиндивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношениечеловека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.
Характер, как и темперамент,является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент влияет на формупроявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так,настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика — всосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается подвлиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторыеотрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. Схарактером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностейсвязан с такими чертами характера, как коллективизм — чувство неразрывной связис коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности,соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокойтребовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцветспособностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падатьдухом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связьхарактера и способностей выражается и в том, что формирование таких чертхарактера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность,настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируютсяи его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видовдеятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой — трудолюбие как черта характера.
В общении с людьмихарактер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования надействия и поступки людей. Манера общения может быть более или менееделикатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер вотличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы,сколько культурой человека, его воспитанием.
Существует разделениечерт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационныепобуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придаютей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальныхличностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнениядеятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборецели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своейинструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислим основные чертыличности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это тесвойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целейдеятельности (более или менее трудных). Здесь как определенныехарактерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость илипротивоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты,которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей:настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а такжеальтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом планехарактер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты,непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия,спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость –ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одногочеловека позволяет отнести его к определенному типу.[1]
2.        Типологиихарактера
Попытки построениятипологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей историипсихологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая ещев начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американскийколлега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряддругих ученых.
Все типологиичеловеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1.         Характерчеловека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной егожизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2.         Тесочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являютсяслучайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строитьтипологию характеров.
3.         Большаячасть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Э. Кречмер выделил иописал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституциичеловека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал сособым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных основанийдля этого у автора не было).
1.                     Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднемили выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-засвоей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеникатонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская груднаяклетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова восновном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, частои малорослы.
2.                     Атлетическому типусвойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычносреднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У негоплотная, высокая голова.
3.                     Пикнический типотличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота),склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате.Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Тип строения тела, какбыло показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями вобласти психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью кпсихическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чащевсего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническимзаболеваниям более склонны астеники и атлетики.[2]
Хотя типология Кречмерабыла построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивыхнаблюдений. Впоследствии дейсвительно обнаружилось, что люди с определеннымтипом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаютсяакцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторыхарактеров строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из нихпринадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификацияпостроена на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера, поЛичко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при которомнаблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведениичеловека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состоянияпсихики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте.Объясняет этот фактор автор классификации так: «при действии психогенныхфакторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступатьвременные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При взрослении ребенкаособенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточновыраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявитьсяотчетливо (особенно если возникнет заболевание).
Классификация акцентуацийхарактеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:
1.                     Гипертимный тип.Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью,склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят многошума. Любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностяхони обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатсянеровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми –родителями и педагогами – у них нередко возникают конфликты. Такие подросткиимеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило,поверхностны и быстро проводят. Подростки гепертивного типа зачастуюпереоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятсяпоказать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
2.                     Циклоидный тип.Характеризуется повышенной раздражительстью и склонностью к апатии. Подросткиданного типа предпочитают находися дома одни, вместо того чтобы где-то быватьсо сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, назамечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодическименяется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) спериодами примерно в две-три недели.
3.                     Лабильный тип.Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо.Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными,например кем-то случайно обороненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Всеони «способны погрузится в уныние и мрачное расположение духа при отсутствиикаких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков вомногом зависит от сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь вподавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех,кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь.Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4.                     Астеноневротический тип.Этот тип характеризуется повышенной мнительностью икапризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемостьпроявляется при выполнении трудной умственной работы.
5.                     Сензитивный тип.Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки нелюбят больших компаний, азартных и подвижных озорных игр. Они обычно застенчивыт робки при посторонних людях, отчего часто производят впечатление замкнутости.Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. Вюношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности в общении сосверстниками, а также «комплекс неполноценности». Вместе в тем у этих жеподростков довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборедрузей, обнаруживают большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которыестарше их по возрасту.
6.                     Психастенический тип.Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальныхразвитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкамповедения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают сильны толькона словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.
7.         Шизоидныйтип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подросткине очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компаниивзрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, которыйживет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”.такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям,отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, ихпереживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполненразличными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувствони достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своихсверстников, которые их, как правило, не очень любят.
8.                      Эпилептоидный тип. Эти подростки частоплачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, — любятмучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться надбеспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют непросто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми  они управляют, такие подростки устанавливаютсвои жесткие, почти  террористическиепорядки, причем их личная власть  в такихгруппах держится  в основном надобровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткогодисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, умеют угодитьначальству, добиться определенных преимуществ, завладеть постами, дающими вруки… власть, установить диктат над другим”.
9.                      Истероидный тип.Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данноготипа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.  Такие дети с трудом выносят. когда в ихприсутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем имсамим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становитьсядля них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии наисключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние наокружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в ролизачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящиелидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто ибыстро терпят фиаско.
10.                 Неустойчивый тип.Его иногда неверно характеризуют какслабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживаютповышенную склонность и тягу к развлечениям, причем  без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные,в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.
11.                 Конформный тип. Данный типдемонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любымавторитетам, большинству в группе. такие подростки обычно склонны кморализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — “быть, каквсе”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готовпредать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, онвсегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.
Акцентуацияхарактера при воздействии неблагоприятных условий может привести кпатологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.
Психопатия (от греч. psyche — душа иpathos — “болезнь”) — патология характера, при которой у субъекта наблюдаетсяпрактически необратимая выраженность свойств, препятствующих егоадекватной  адаптации в социальной среде.В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный  характер, проявляются во всех ситуациях ипрепятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостреннымиособенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны спсихотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль.Для психопата ограничений не существует.
Когда говорят о наличии укого-то определенного характера, тем самым указывают на известную однобокостьего психической организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, онормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. всеего поведение является простой реакцией на внешние воздействия.
Нужно отметитьрасплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями.Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственныйпродукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В тоже время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноикможет быть всеми признанным ученым, другой — душевнобольным и т.п. Исходя изтого, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всемнормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярчестановятся и свойственные ей психопатические черты.  Вероятно, поэтому среди людейвысокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимойфантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.[3]
3.        Историяучений о характере
Характерология- отрасль психологии личности (иногда рассматривается как самостоятельнаяпсихологическая наука в стволе индивидуальной психологии дерева психологическойнауки, предмет которой характер.
Учение о характере— характерология имеет длительную историюсвоего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков былоустановление типов характера и их определения по его проявлениям с цельюпрогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характерявляется прижизненным образованием личности, большинство существующих егоклассификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованнымифакторами развития личности.
Одной из наиболее древнихпопыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характерадатой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человекаполучили название — гороскопов. Практически, все гороскопы составляютсяодинаково: общепринятый временной период разбивается на определенные интервалы,каждому из которых присваивается определенный знак, символ. Описание характерачеловека дается через призму различных свойств этого символа. Однако характерылюдей, родившихся в одно и то же время, по разным гороскопам оказываютсяразличными. Так, например, в соответствии с гороскопом друидов, проводящихсвязь человеческих характеров с деревьями, человек, родившийся в интервале с22 декабря по1января, является яблоней. Согласно гороскопу яблоня редко бывает высокой, многов ней симпатичного, много обаяния, сердечности. Внушает мысль о любви, дажекогда сама о ней и не думает. По астрологическим знакам Зодиака человек,родившийся в период с22 декабря по 20 января—Козерог. По данному гороскопу это предполагает упрямый характер, наиболеестойкий, выносливый, скрытый, тайносамолюбивый. Живет реальнойдействительностью, преодолевая неприятности и препятствия. Восточные гороскопыустанавливают 12-годичные циклы, каждый из которых проходит под знакомкакого-нибудь животного. Человек, рожденный в определенном году, получает рядврожденных свойств, в соответствии с которыми и складывается его характер.Однако сравнение характеристик аналогичных животных в японском или, скажем,китайском гороскопах также существенно различается.
Не менее популярныпопытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвьхарактерологии получила новый импульс развития. Теоретики данного направлениясчитают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызваноследующими факторами. С одной стороны, максимальная скорость роста мышечнойткани у ребенка наблюдается в первые месяцы жизни, с другой — в это же времясамой гаммой звуков, которую наблюдает ребенок, является его собственное имя.Младенец не подражает услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. Врезультате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно втех  группах мышц — мимических,артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесение имени. Обменвеществ в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и без того стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но заметные в своемвлиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентированоразвитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга.Подобным образом формируется и характер.
Значительное влияние наразвитие характерологии оказала физиогномика — учение о связи между внешнимобликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодарячему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристикиэтого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека,отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затемотождествляли его характер, как в восточном гороскопе, с характером этогоживотного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкийнос с большими ноздрями, как у свиньи, — глупость, нос, как у льва, -важность,волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как ульвов и кабанов, — храбрость.
Наиболее известной сталафизиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путемпознания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа,мимики и т.д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшейстепени свидетельствует его нос, который “знаменует продуктивность, вкус илюбовь — словом поэзию”.
При определении характерачеловека физиономисты использовали в качестве определяющих самые различныепризнаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. А.Делестр отмечал,что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера;расслабленные губы — признак обладания “женскими” чертами характера (мягкость,любезность), и чем больше — тем выраженные (у глупого человека, например, ротвообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на еголице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образомсвязанная с характером. Улыбка может быть самодовольной. сладкой. счастливой,светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.
Однако самым важнымпоказателем характера являлись глаза человека. Аристотель указывал, что большиедобродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н.Толстойразличал, например, хитрые глаза, лучистые. светлый взгляд, грустный, холодный,безжизненный. Он писал: “Есть люди, у которых одни глаза смеются,- эти людихитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеются без глаз, — это люди слабые,нерешительные, и оба эти смеха неприятны”.
В настоящее время под этичисто беллитрические факты пытаются подвести научные доказательстваАмериканские психологи Дж.Глайв и Э.Клери после пятилетнего изучения чертхарактера примерно 10 тыс. детей доказали, что дети с темными глазами обладаютбольшей жизнью, инициативой и более неспокойным характером, нежели дети сосветлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения. Авторы утверждают,что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность ксентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды. бываюткапризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз — упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются своего, несмотря на различныетрудности. Бывают вспыльчивы и злопамятны. Ревнивы, большей частью однолюбы.Те, кто обладает темно карими глазами. веселы остроумны, вспыльчивы, ноотходчивы. Они влюбчивы, но не очень постоянны. Как правило общительны, любятюмор, легко сходятся с людьми. Обладатели светло-карих глаз застенчивы, склоннык уединению, мечтательны, тяжело переносят нанесенную им обиду. Трудолюбивы,старательны, на них можно положиться — они не подведут. Синие глазасвидетельствуют о романтических наклонностях, но в тоже время о эгоизме исамомнении. Синеглазые легко поддаются порывам, но быстро остывают. Ихнесомненно положительная черта — правдивость. Что же касается людей с зеленымии серо зелеными глазами, то, как утверждают Дж.Глайв и Э.Клери, в большинстве случаевони имеют сильную волю, решительны и неукоснительно идут к своей цели. Ониотличаются постоянством. Бывают жесткими и несговорчивыми.
В качестве отдельногонаправления характерологии можно выделить определение индивидуальныхособенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторыхпсихологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит,как идет, как сидит и даже в какой позе засыпает.
Не менее знаменитую ибогатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеетхиромантия.  Хиромантия — системапредсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.Хиромантия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится наXVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедрыхиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, посколькуглавными признаками руки, которые принимаются во внимание, являются “7 холмов “на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна,Меркурия, Марса и Луны.
До последнего временинаучная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучениеэмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало новыйтолчок к возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики. Было, в частностипоказано, что формирование рисунка ладоней каждого человека, как и развитиемозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним итем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтомухиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическуюособенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституционнымнаправлением характерологии, ярким представителем которого был Э. Кречмер.Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическуюконституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснялхарактер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.
Однако в настоящее времяни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакимисколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит отстроения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, чтоопределение характера человека на основании изучения его внешности невозможно?Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливопрослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великихмастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, чтозависимость между привычным выражением лица человека и складом его характера неявляется однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметьсамые различные причины возникновения. И здесь нельзя не согласиться с А. В.Петровским, что причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупостьчеловека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.
Наиболее яркое,отчетливое представление о характере человека можно получить, зная спецификуего поступков, поведения, деятельности. Движения и действия, выполнение которыхстановится в определенных условиях потребностью, как известно, называютпривычками. Привычные действия человека, повторяясь, становятся чертамихарактера, составляя его существо, влияя на положение человека в общественнойжизни и на отношение к нему со стороны других людей. На это же указывали Андреи Гастон Дюрвилии, по их мнению, выражение — это жест, закрепленный долгим повторением. идея и внешнийобраз тесно связаны между собой.
В этом отношении болееценным в диагностическом отношении, можно считать графологию — науку, котораярассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающихпсихологические свойства пищущего. Графологические сведения, накапливаемые веками, устанавливали связьмежду рядами фактов — особенностями почерка и характером.[4]
4.        Чертыхарактера
Характер — этонеразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер,нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (чертхарактера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности кобщественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение кобщественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личностик общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, кактрудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им- леность, небрежность, пассивность, расточительство. Отношение человека ктруду оказывает решающее влияние на формирование его других личностных качеств.Д. И. Писарев писал: «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывалсебе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части остаетсянавсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком». Отношение к людямнаглядно выступает в таких чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподамиэтих черт являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность. Какутверждал В. Гюго, «у каждого человека три характера: тот, который емуприписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, которыйесть в действительности». В целях выяснения сути своего характера человекуполезно знать мнение о себе коллектива, в котором он работает и проводитзначительную часть своей жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у негоотношения с людьми, насколько он нужен людям, насколько он авторитетен срединих. Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезваясамооценка — это одно из условий совершенствования личности, помогающихвырабатывать такие черты характера, как скромность, принципиальность,самодисциплина. Отрицательными чертами характера являются повышенноесамомнение, высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами,обычно неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные иконфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, вотстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться собостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознаниидействительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в трудена общую пользу. Принципиа


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.