Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Формирование социальных репрезентаций практики налогообложения при участии СМК

Формированиесоциальных репрезентаций практики налогообложения при участии СМКДипломнаяработа
Содержание
Введение………………………………………………………………………...3
1.Теоретическая модель.
1.1Теоретико-методологическийконтекст: социальный конструктивизм………………………………………………………..…6
1.2           Основныеположения теории социальных репрезентаций. … …...  12
1.3Массовыекоммуникации и формирование социальных репрезентаций. Пропагандистскоевоздействие……………………………………………25
2. Исследование формирования социальных репрезентаций в медиа-пропаганде.
2.1 Основные методологические принципы эмпирическогоисследования социальных   представлений…………………...…………………………31
2.2Концептуальная схема анализа пропагандистской продукции в структуре процессовсоциальных репрезентаций………………………………………....34
2.3Исследование формирования социальных репрезентаций  налоговой системы в аудиовизуальном дискурсеСНГ………..…………...39
Выводы………………………………………………………………………...50
Литература…………………………………………………………….……52
Приложение………………………………………………………………...54Введение
         В современных обществах схарактерными для них быстрыми темпами экономических, технологических,политических изменений возрастает необходимость в специализированнойдеятельности по продвижению нового. Пропагандистское воздействие,осуществляемое в медиа-коммуникациях в расчете на массовую аудиторию,становится одной из самых распространенных форм такой деятельности. В связи сэтим особое значение приобретает изучение закономерностей формирования моделейповедения и убеждений, а также создание практических методов организациикоммуникативного воздействия на эти процессы.
         Данная проблемная область, тесносвязанная с запросами практики, разрабатывается различными направлениямисоциальных наук достаточно давно. К настоящему времени в рамках социальнойпсихологии наиболее полно раскрыты возможности коммуникативного воздействия,основанные на знании закономерностей индивидуальных когнитивных  процессов. В рамках когнитивного подходапроведено большое количество специальных экспериментальных  исследований и на их основе разработаномножество приемов коммуникативного воздействия, которые широко используются врекламе и пропаганде. В то же время многие вопросы, которые встают при решениипрактических проблем, остались за рамками социально-психологических исследований.Речь идет в первую очередь об изучении и использовании закономерностей познанияи нормообразования в больших социальных группах –процессов, которые в наибольшей степени испытывают влияние со стороны массовойпропаганды.
Индивиды ориентируются в социальном мире, в значительнойстепени  опираясь на системыпредставлений и убеждений, сформированных на коллективном уровне – тойобщностью, к которой они принадлежат и в чьих мотивационных тенденциях онипринимают живое участие. Пропагандистское воздействие таким образомсталкивается не только с проблемами влияния на индивидуальные когнитивныепроцессы, но и с проблемами влияния на групповые процессы формированияубеждений и норм поведения. Массовые коммуникации (в том числепропагандистского характера) наряду с повседневной практикой и непосредственнымобщением   выступает пространством, гделокализованы процессы социальных репрезентаций – процессы когнитивно-конструктивногохарактера, субъектами которых выступают социальные общности. Можнопредположить, что основные эффекты медиа-пропаганды связаны с ее влиянием натекущие процессы формирования социальных репрезентаций в обществе и как таковыедолжны исследоваться с привлечением адекватных теоретических моделей иметодов. Это основное положение, которое будет обосновываться в даннойработе  с опорой на подходметодологической триангуляции, когда для описания и концептуализации изучаемыхфеноменов привлекаются данные, полученные в различных теоретических подходах спомощью различных методов. Последовательная триангуляция, при которойполученные при помощи одной методологии данные применяются в качестве основаниядля последующей разработки проблемы с привлечением альтернативной методологии,используется как основа теоретического анализа проблем массового пропагандистскоговоздействия. [30]
          Цель работы — определить теоретическиеоснования и наметить схему эмпирического исследования формирования социальныхрепрезентаций пропагандистским воздействием в медиа- коммуникациях, а такжепровести пробное исследование по предлагаемой схеме .
Данная цель может быть достигнута решением следующих задач:
(1)Обосноватьиспользование концепции социального конструктивизма и теории социальныхрепрезентаций в качестве теоретико-методологической базысоциально-психологических исследований эффектов пропаганды на макросоциальномуровне;
 (2)Проанализировать роль медиа-коммуникацийи пропаганды в формировании социальных репрезентаций;
(3)Наметитьконцептуальную основу проведения эмпирических исследований пропагандистскоговоздействия в структуре формирования социальных репрезентаций;
(4)Провестиэмпирическое исследование  формированиясоциальных репрезентаций в серии пропагандистских роликов налоговой полиции.

1.    Теоретическая модель
1.1           Теоретико-методологический контекст:социальный конструктивизм.
Социально-психологические исследования, посвященныецеленаправленному изменению установок и поведения в коммуникации, проводятся,как правило, в контролируемой лабораторной обстановке. Данный подход,основанный на позитивистской логике, имеет ряд преимуществ при теоретическихизысканиях, поскольку позволяет исследователю изучить и доказать каузальныесвязи между выделенными им основными переменными (в данном случае – факторамиубеждающей коммуникации и ее эффектами). В то же время этот подход имеет рядограничений. В лабораторной обстановке, когда индивид изолирован от«посторонних» внешних влияний, возможно изучение главным образом индивидуальныхкогнитивных процессов. Этим можно объяснить традиционную для этого подхода сферу интересов. Основное внимание здесьсфокусировано на поведении и психологических характеристиках индивида ивозможности оказания на них непосредственного влияния. Как отмечает один изизвестных представителей когнитивного подхода Ф.Зимбардо,социальная психология сосредоточена на том, что происходит у человека в голове,и том, как на его мысли, чувства и поступки могут повлиять другие люди.[11]Основные результаты, которые предоставил данный подход практикам рекламы ипропаганды – данные о закономерностях формирования индивидуальных установок вусловиях специально организованной коммуникации, когда одна из сторон имеетвозможности манипулировать индивидуальными процессами обработки информации. Нонельзя упускать из вида тот факт, что такие манипуляции, возможные в ситуации искусственнойизоляции, в реальной жизни часто становятся невозможными. В литературенакоплено значительное количество данных о так называемых «групповых эффектах»,когда на пути убеждающего воздействия   становятся те агенты социального влияния, которые постоянно действуют наповедение и установки индивидов в обычной жизни. Упорная вера в явнопровалившиеся пророчества, которую демонстрируют члены религиозных общин привзаимной поддержке, рецидивы у «перевоспитанных» преступников и наркоманов повозвращении в привычную среду, — эти и другие примеры свидетельствуют о том,что социально-психологические процессы в группах, к которым принадлежит индивид, задают определенные ограничениядля внешнего по отношению к ним пропагандистского воздействия.[11,14,15] Поэтомуразработка приемов непосредственного воздействия на индивидуальные установки иповедение должна быть дополнена изучением возможностей воздействия на групповыепроцессы формирования убеждений и норм поведения. Для пропаганды,ориентированной на массовую аудиторию медиа-коммуникаций,одним из основных групповых социально-психологических процессов, опосредующихэффекты внешних пропагандистских воздействий, являются процессы социальныхрепрезентаций. [33]
Категория социальных репрезентаций определяет знания иубеждения, обеспечивающие интеграцию социальной общности, практику повседневныхвзаимодействий и коммуникацию, в качестве коллективных по производству ифункционированию, символических по характеру и обладающих особым статусом дляиндивидов, которые являются членами данной общности. Социальные репрезентациипринимаются индивидом, как членом определенной социальной группы, какучастником определенных коллективных практик, при посредстве процессовсоциальной идентификации. Таким образом, социальные репрезентации можнорассматривать в качестве психологических характеристик членов определеннойгруппы, сформированных на коллективном уровне, в коммуникациях и совместнойдеятельности. Социальные функции такого рода знаний и убеждений в поддержаниисовместных практик и определенных отношений между субъектами социальнойобщности, которые более подробно будут обсуждаться ниже,  предполагают преобладание ценностных,концептуальных его аспектов над данными эмпирического опыта.
 В связи свышесказанным наиболее адекватным теоретико-методологическим контекстомисследования социальных репрезентаций и их формирования под воздействиемпропаганды в массовых коммуникациях следует считать концепцию социальногоконструктивизма. Соединение  когнитивизмаи конструктивизма в исследовательской модели социальных репрезентаций позволитдостаточно четко определить отношение между индивидуальными и групповымипроцессами социального познания, коммуникациями и социальной практикой, а такжевоспользоваться более продуктивной в изучении контекстно зависимых, культурно иисторически относительных объектов, каковыми являются социальные репрезентации,методологией.[32]
Социальный конструктивизм представляет собой тенденциюсоциальной мысли критически пересмотреть возможности позитивистской парадигмы,а также навязываемых ею объектов и методов исследования в общественных науках вцелом и в частности в социальной психологии. Речь идет о том, что подчиняясьпозитивистской логике, социальная психология утратила свой специфическийпредмет, превратившись по существу в раздел общей психологии, изучающийкогнитивные процессы и поведение индивида в суррогатной социальной среде,оставляя вопросы о функционировании реальной социальной среды за рамками своегонаучного интереса. Эта стратегия, целесообразная для повышения строгости и«научности» исследовательских работ и легкости их обоснования, дает результаты,применимость которых на практике весьма ограничена. Выход  на групповой, и в особенности макросоциальныйуровень изучения социально-психологических процессов требует принципиально иной теоретико-методологическойосновы.[30]
Один из основателей концепции социального конструктивизма, К.Герген, в качестве основ парадигмы, призваннойпреодолеть ограниченность позитивизма в социальной психологии, выдвигает рядпринципиальных положений.
(1)  В отличиеот традиционных западных социально-психологических теорий, поведение и мышлениелюдей необходимо рассматривать не как следствие неких программ ипредопределяющих внешних воздействий, а как результат ряда принимаемых имипроизвольных решений. В соответствие с этим и знания, относящиеся к социальнойжизни, следует понимать не как пассивное отражение внешней реальности, акак  активное преобразование,трансформацию эмпирического опыта в социальную, или символическую реальность,«лингвистическую онтологию».
(2)  Невнутренние процессы, происходящие в рамках индивидуального сознания, производитто, что называется знанием, а социальный процесс коммуникации. В связи с этимкоммуникации следует считать наиболее важным и перспективным объектомсоциальной психологии – именно здесь ее участники конструируют свою реальность.В таком контексте при изучении социального мышления в центре внимания находятся«сообщества собеседников», лингвистические ресурсы, которыми они располагают в организациисвоего мира, дискурсные практики.
(3)  Если знанияи нормы поведения людей формируются социально, то попытки осмысления этихфеноменов будут неизбежно отражать социальную, культурную, историческуюситуацию. Отсюда следует выдвигаемое К.Гергеном положениеоб историческом характере объектов социальной психологии, наблюдая и анализируякоторые, исследователь получает не универсальное объяснение, а описания,применимые только к определенным обстоятельствам.  В связи с этим принципиально невозможностроить общественные науки по образцу естественных. Культурно-историческаяотносительность объектов социальной психологии, их общественный характердиктует иную, отличную от позитивистских моделей, стратегию исследований.Акцент переносится с изучения абстрактной, безотносительной формы наконкретное, тесно связанное с социальным контекстом содержание.[30]
Концепция Гергена в сжатом виде содержит основные требования кпостроению новой социальной психологии, где общественное является не фоном, аосновным объектом исследования. Именно такой подход к определению предметасоциальной психологии развивается теорией социальных репрезентаций. Кнастоящему времени концепция социального конструктивизма объединяет рядсоциально-психологических теорий, для которых общим является пониманиереальности, в которой существуют люди. Эта реальность, символическая илисоциальная,  создается при их активномучастии, прежде всего в форме коммуникаций. Конструктивистский подходориентирован не столько на индивидуальный, сколько на межличностный, групповой,социокультурный уровни исследованийсоциально-психологических процессов.
Обоснование концепцией социального конструктивизмапринципиальной значимости процессов моделирования социальной действительности,происходящих в коммуникациях, равным образом как и мысль о том, что социальныесубъекты являются активными участниками этих процессов, в них реализуют своимотивационные тенденции и выстраивают свои взаимоотношения, позволяет считатьданную теоретико-методологическую традицию наиболее адекватным контекстомсовременного понимания феноменов социальных репрезентаций. Целесообразноисследовать социальные представления как результат согласованного выбора междуих многочисленными значениями. Такой, конструктивистский подход откроет нампуть продуктивного взаимодействия с другими социально-психологическимитеориями, в частности дискурсной психологией, которая изучаететдинамику отношений социальных субъектов, выраженную в их активных попыткахопределенным образом конструировать понимание действительности и таким образомнаправлять поведение других в заданное русло.

1.2 Основныеположения теории социальных репрезентаций.
Теория социальных репрезентаций разрабатывается с середины 20века как социально-психологическая теория познавательных процессов икоммуникаций. Предмет теории — обыденные представления, концепциидействительности, которых придерживаются люди в повседневной жизни. В даннойтеории была предпринята попытка  придатьсоциальной психологии (которая в значительной степени являлась социальнойпсихологией индивидов) более общественный характер. В первую очередь этоотражается в признании первостепенной роли социальных общностей в познании иокружающей действительности, а также релевантных уровню больших социальныхгрупп объектов и стратегий исследований.
Создатель теории, С.Московичи, в своих тезисах о природепознавательных процессов опирается на работы Дюркгейма, Тарда,Леви-Брюля — представителей французскойсоциологической школы, известных в том числе выдвижением интересных социально-психологическихконцепций функционирования общества.[16]
Концепция коллективных представлений Э. Дюркгеймарассматривает рациональность в качестве одного из проявлений существованиясоциума. Изначально рациональность зарождалась как создание общего универсумазначений, который и определял реальность социальной жизни для данногосообщества. По Дюркгейму, смысл ритуалов и верований – в создании общегоментального поля, где понятия и суждения носят безличный характер, т.е.избавлены от разночтений, неизбежных в связи с разнообразием и изменчивостьюиндивидуальных стремлений и связанных с ними способов истолкования событий.Дюркгейм описал принудительный характер коллективных представлений по отношениюк отдельному индивиду, их статичность, единство для всего общества в целом иавтономное существование в качестве «социальных фактов». [33]
Концепция изучения ментальности примитивных обществ Л.Леви-Брюля послужила основой современной методологиибольшинства социальных наук при обращении к проблемам изучения культурныхмоделей различных общественных систем. В центре предлагаемого Леви-Брюлем подхода положение о том, что различия вколлективных представлениях в первую очередь связаны с различиями вобщественной жизни, и их развитие происходит в связи с изменением культурыобщества в целом. Холизм систем представлений, единство эмоциональных,образных, действенных компонентов в структуре коллективных представлений и то,что они для представителей определенной культуры являются реальностью, – всеэти постулаты прямо переносятся Московичи в его теорию социальныхрепрезентаций. По его мнению, особенно важным для дальнейшей разработки проблемколлективных форм мышления является сделанный Леви-Брюлемна основании его исследований вывод о том, что рациональным  мы можем назвать представление толькоотносительно данной культуры, определенного общества с его структурой отношений  и взаимодействий с окружающим миром.
Можно добавить, что кроме вышеназванных концепций, в основутеории социальных репрезентаций легли также идеи Г.Тарда(его концепции социальной логики, нового типа социальных общностей, возникших сраспространением массовых опосредованных форм коммуникаций и др.)[18,28]
В центре концепциисоциальных представлений С.Московичи находится тезис об общественной природе рациональности:выработка “объективных” знаний относительно окружающей действительности нелокализована в умах отдельных индивидов. Субъектами процессов представлений,носящих статус истины, являются социальные общности. По Московичи, мы живем вдумающем, рациональном обществе, которое активно структурирует свою реальностьчерез коммуникации и интеракции, создавая общие представления о ней.Создаваемые социальной общностью представления о действительности (социальныерепрезентации) фиксируют реальность общественных отношений, взаимоотношений сокружающим миром данной конкретной общности в определенный период ееисторического развития. Таким образом, обыденные представления, действующие в повседневной жизни и разделяемыетак называемыми обывателями, выступают как рациональные с точки зрения ихсоответствия социальной реальности данной общности. Специфику этого подходаможно оценить, если вспомнить основные существующие концепции психологиисоциальных групп (внушение и заражение в толпе, групповое мышление и т.д.), гдефункции рационального познания принадлежат индивиду, группа же являетсяисточником разнообразных, часто иррациональных, искажений восприятия ипонимания действительности.
Кратко отметим основные теоретические положения, определяющиесоотношение индивидуальных мнений и установок, общественных процессов познанияи социальных репрезентаций.
(1)              Рациональность имеет общественную природу:представления о реальности создаются коллективно в процессах общения исовместной деятельности.
(2)              Субъектами “объективных концепций действительности”т.о. являются большие социальные группы.
(3)              По Московичи, обыденные представления, концепцииздравого смысла несут человеку большую часть знаний, которыми он располагает.(Особенно это утверждение касается тех областей жизни, относительно которыхчеловек не обладает значительным непосредственным опытом.)
(4)              В основе индивидуальных мнений и установок человека взначительной степени находятся социальные представления той общности, к  которой он принадлежит.
Природа и функции социальныхрепрезентаций.
Определение1.
“Социальныерепрезентации есть системы предварительных концепций, происходящих изсоциальной жизни… берущих свое начало в курсе интериндивидуальныхкоммуникаций. Они являются в нашем обществе эквивалентами мифов и систем верованийтрадиционных обществ; также их можно назвать современными версиями здравогосмысла.”[20]
Определение2.
“Категориясоциальных представлений обозначает специфическую форму  познания, содержание, функции ивоспроизводство которого социально обусловлены. В более широком плане категориясоциальных репрезентаций фиксирует свойства и процессы обыденного    практического  мышления, направленные на освоение и осмысление социального, материального иидеального окружения. ” [32]
В  определенияхкатегории социальных репрезентаций можно выделить два аспекта: с одной стороны,они рассматриваются как феномен общественного сознания, с другой — подсоциальными репрезентациями понимают познавательные процессы, осуществляемыесоциальной общностью. В качестве феномена общественного сознания  социальные репрезентации представляют собойсистемы верований, убеждений, которые разделяются определенной общностью. Этонакопленный в общественно-историческом развитии массив знаний, образов,смыслов, которые остаются валидными в повседневнойжизни общества в качестве ресурсов понимания событий и явлений. Социальныерепрезентации здесь  выступают каккогнитивный инвентарь социальной общности; системы социальных репрезентацийфиксируют границы психологических возможностей группы на данном этапе ееразвития.
В структуре представления (по аналогии с когнитивнымитеориями) выделяют смысловое ядро, а также так называемое поле представления,придающее ему смысло-образную определенность.Изменчивость социальных представлений находится в тесной взаимосвязи с ихструктурой и функциями. Те элементы представления, которые находятся на егопериферии (определяют менее принципиальные аспекты понимания и способовдеятельности с объектом), менее устойчивы к изменениям под влиянием новойинформации. Ядро социальной репрезентации, в котором зафиксирована значимостьобъекта для социальной общности, а также устраивающие ее носителей способыпонимания и взаимодействия с ним, изменяется достаточно сложно.
Свойства социальных представлений
В качестве отличительных свойств соц. репрезентаций Московичиназывал их общеизвестность, неоспоримость, то, что они не обсуждаются иявляются само собой разумеющимися. Некогда созданные и продолжающиесуществовать в практике социальных отношений представления становятся автономными,существуют в определенной степени независимо от своего объекта.[33]
Социальныерепрезентации являются специфичными (действуют для определенной социальнойгруппы  в определенный период времени).Они имеют символический характер — в них фиксируется значение объекта в жизниобщности (иными словами, для социальных репрезентаций характерно единствообразных, эмоциональных и поведенческих компонентов). Кроме того, в качествеспецифического свойства социальных репрезентаций Московичи называл их принудительныйхарактер по отношению к отдельным индивидам – членам социальной общности,которая является субъектом представлений. Основанные на праве давности и общемконсенсусе, социальные репрезентации не могут изменяться отдельным индивидом.Таким образом, через социальные репрезентации прошлое действует на настоящее,возникает непрерывность социального опыта во времени.[16]
Функции социальных представлений.
В качестве основных функций социальных репрезентацийМосковичи называл познавательную (освоение и осмысление незнакомого,странного), а также интегративную ( создание общихкодов  обозначения и способов пониманияобъектов для членов одной социальной группы).
По определению, социальные репрезентации несут социальныефункции, — т.е. обеспечивают ресурсы взаимодействий и коммуникаций. Сюда можноотнести и выделяемые некоторыми авторами дополнительные функции социальныхпредставлений — формирование окружающей среды социализации; образование иобозначение границ социальной группы; поддержание определенных внутри имежгрупповых отношений.
По Московичи, устранение «коммуникативного дефекта», которыйнеизбежен до тех пор, пока не созданы общие представления о  характеризующемся новизной или сложностью впонимании объекте, является основным результатом процесса социальныхпредставлений. Согласно этой точке зрения, в отношении  таких, неосвоенных аспектов социальной жизнибудет продолжаться интенсивная коммуникация с целью выработки общих взглядов,единого понимания вопроса социальной общностью, которое будет сочетаться с ужесуществующей в нем системой представлений о реальности. Если принять безизменений тезис о том, что главная функция социальных репрезентаций в том,чтобы люди могли понять новое и общаться по этому поводу, то все отмеченныенами выше преимущества данной теории в изучении социального мышления иповедения сойдут на нет. Проблема здесь, на наш взгляд, в том, что вместе сзаимствованными без изменений из работ французской социологической школы идеямив теорию социальных репрезентаций проник когнитивный или идеалистическийредукционизм, который отмечался еще С.Л.Рубинштейном.[26]
Как отмечал С.Л.Рубинштейн в своей работе «Психологическаяконцепция французской социологической школы», специально посвященной анализупредлагаемых этой школой социально- психологических концепций, сделанная в нихпопытка рассматривать психическое в его общественно-историческом развитиизаслуживает высокой оценки. Однако на пути решения поставленных этой школойзадач находится присущий ее теоретическим рассуждениям идеалистическийредукционизм. Социальное бытие в концепции Дюркгейма сведено к общественномусознанию, а точнее к идеологии; социальные отношения – к общению в планесознания. Идеалистический отрыв социальности отреальных общественных отношений людей и их отношения к природе приводит к тому,что общественное бытие превращается в социально организованный опыт. Из сферысоциального выпадает  общественнаядеятельность людей, в процессе которой и происходит действительное общественно-историческоеразвитие их психики. Оторванные от практики идеи и представления становятсядействительно безжизненными – они не связаны с побуждениями, мотивами людей, изамкнуты сами на себе.   Тенденции людейзаменяются тенденциями идей,  исоциальные репрезентации, оторванные от жизни своих субъектов, оказываются зарамками интереса социальной психологии. Между тем идеалистический редукционизм,который угрожает теории, может быть преодолеть, если привлечь для уточнения ееосновных положений разработанные в советской психологии принципы (1) субъектапсихической деятельности;(2) единства сознания и деятельности, (3)единстваобщения и деятельности. Привлечение принципов, разработанных советскойпсихологией (главным образом речь идет о субъектно-деятельностной теорииРубинштейна)  в данном случае вполневозможно, так как по основным вопросам изучения сознания и поведения какобщественных по природе в обоих подходах не существует существенныхпротиворечий.
Принцип субъекта психической деятельности гласит, что непсихическое само по себе, а субъект, находящийся внутри бытия и обладающийпсихикой, творит историю. В процессе своей деятельности и общения люди познаюти преобразуют реальную действительность (природу, общество, самих себя)прокладывая свой уникальный жизненный путь. Социальный детерминизм – непредопределенность, а процесс самоопределения субъекта в ходе деятельности. Субъектами являются конкретные индивиды,группы, общества, преследующие определенные цели движимые различными мотивами,осуществляющие те или иные виды деятельности.[6]
Согласно принципу единства сознания и деятельности, сознаниеформируется в деятельности, и в связи с этим его актуальные структуры  содержат основные свойства и отношенияобъекта, связанные с теми или иными способами деятельности.
Принцип единства общения и деятельности рассматривает любыеформы общения как включенные в специфические формы совместной деятельности.Люди общаются не попутно взаимодействиям, но по поводу взаимодействий.Деятельность предметна, и общение как единое с деятельностью структурируется всвязи с ее специфическим предметом. С этой точки зрения для социальнойпсихологии формы общения не менее интересны, нежели его содержание.[1]
         Используя эти принципы в пониманиифеноменов общественного сознания, мы можем переформулировать основополагающуюфункцию социальных репрезентаций в обществе. На наш взгляд,  такой функцией является интеграция общества вкачестве совокупного субъекта деятельности и обеспечения возможностей такой деятельности. Далее, ужеиз этой основной функции, следуют подчиненные ей функции обеспечениявозможности коммуникаций, общего понимания действительности и т.д. Пониманиепроцессов социальных репрезентаций, как тесно взаимосвязанных с задачамиобщественной практики, позволит не только наблюдать за этими процессами, но идавать предварительные прогнозы относительно их развития на основе изучениясоциокультурной ситуации. Кроме того, данные принципы позволяют нам обоснованнообращаться к коммуникациям и социальным практикам для изучения содержанийобщественного сознания, в качестве каковых можно рассматривать социальныерепрезентации.
Процессы формирования социальных представлений.
Какуже было сказано выше, социальные репрезентации формируются и воспроизводятсясоциальными группами в общении и повседневных взаимодействиях.
Вформировании социальных представлений выделяют два основных подпроцесса:объективацию и якорение.
         Суть процесса якоренияв том, чтобы осмыслить  незнакомые,странные явления, помещая их в уже существующие системы представлений. Якорение условно разделяется на два основных этапа:классификацию и наименование. Классификация включает сравнение объекта спрототипом, представляющим данный класс, и осуществляется одним из следующихспособов:
-        генерализация (если важным является сходство,типичность, то именно это и фиксируется)
-        партикуляризация (здесь происходит обратное)
То,как будет классифицирован объект, зависит от важности тех или иных его аспектовдля субъекта представления в его актуальной ситуации. После этого в сознаниидоминирует скорее социальная репрезентация, чем объект сам по себе в егоэмпирической форме.
Конструктивный характер процессов представления находитвыражение в том числе и в предписывающей силе закрепления объекта вопределенном смысловом поле, в котором задан набор допустимых толкований идействий, правил поведения в отношении определенного типа объектов.  В результате якоренияв уже сформированные системы представлений объект включается в сети категорий исети семантически взаимосвязанных слов и т.о. становится доступным для оценки;его можно включить в дискурс, интеракцию.
         Объективация — процесс, посредствомкоторого абстрактные концепции, свойства и отношения трансформируются вконкретные образы или реальные объекты ( здесь имеется в виду социальная илисимволическая реальность).   Процессыобъективации  или де-субъективациистроятся  т. о., чтобы мы забыли, чтоисходные концепции были продуктами нашей собственной ментальной активности.Выделяют  три этапа объективации:
-        этап отбора, или деконтекстуализации– когда происходит отбор элементов из какой-либо концепции. Обычно этоделается  «специалистами» всоответствующей области, которые выполняют функцию экспертизы, разъяснения и популяризации той или иной концепциидействительности;
-        этап формирования символического ядра, когда отобранныепо тому или иному принципу элементы складываются в образную схему;
-        этап оживления или натурализации схемы, после которого репрезентация может выступать вкачестве самостоятельной сущности, служить причиной событий и т.д.
Результатомобъективации является чувство реальности, незнакомое или абстрактное становитсяблизким и натуральным.
         Не все концепции могут бытьобъективированы и т.о. войти в картину реальности общества. Наши способностистроить реалистические образы ограничены, в частности высокозначимыми  представлениями и теми запретами, которые изних выте


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Английского издания
Реферат Воздушный винт
Реферат Закони солона. Тиранія в грецьких полісах
Реферат Элементы водного режима подсолнечника в зависимости от факторов среды
Реферат Правовые проблемы института «приемной семьи»
Реферат Смысл как «функциональный орган» личности
Реферат Социально-экономические последствия алкоголизма и наркомании в Пермском крае
Реферат Искусство в контексте личностного опыта человека
Реферат 1. общая характеристика специальности 071401 (053100) социально-культурная деятельность
Реферат Провинциальная армейская жизнь в рассказе Ю.Н. Говорухо-Отрока «Юнкер Дубяга»
Реферат Краткая биография Бориса Виана
Реферат Организация системы социальной помощи в период неурожая и голода 1891-1893 гг. (на примере Курской губернии)
Реферат Состояние, проблемы и направления развития северного оленеводства
Реферат Промышленная эксплуатация модернизированных питательных насосов энергоблоков 800 мвт Сургутской ГРЭС-2
Реферат Жизненные стимулы биосистем