Федеральное агенство образования
Омский государственный педагогическийуниверситет
Реферат по психологии профессиональногообразования
Тема: Развитие студенческой группы как коллектива
Выполнила студентка
гр. 315 факультета
«Экономика и менеджмент»
Рагозина О. Е.
Проверила Шипилина В.В.
Омск-2008
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава I. Коллектив как объект психолого-педагогическогоисследования……...8
1.1. Теории и подходы к разработкепроблемы формирования коллектива….
1.2. Понятие коллектива, структураколлектива……………………………......
Глава II. Формирование студенческого коллектива……………………………….
2.1 Особенности развития личности студента………………………………..
2.2.Особенности формирования студенческогоколлектива………………….
Заключение……………………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………………….
Введение
В современномобществе формируется потребность в новом типе личности, качествами которойявляются практичность, инициативность, способность ориентироваться в рыночныхусловиях, динамичность, постоянное стремление к развитию, интеллектуальнаяразвитость. Студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитойи прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, духовного иэкономического преобразования российского общества.
В соответствиис Законом РФ «Об образовании» функция воспитания такова: «воспитаниегражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви кокружающей природе, Родине, семье». Федеральная программаразвития образования возвращает проблему воспитания в круг государственныхприоритетов как актуальную задачу.
В апреле 2001года в рамках IВсероссийского студенческого форума был разработан проектмежведомственной программы «Студенчество России» (2004-2008гг.), целью которогоявляется поддержка молодежных движений, повышение квалификации кадровстуденческого движения, поддержка в научно-исследовательской деятельности ит.д.
Самым первым и одним из важных шагов ввоспитании студенчества является формирование коллектива с выработаннымиобщественно значимыми целями, органами самоуправления. Именно сформированныйстуденческий коллектив имеет силу и может стать источником преобразованийсовременной действительности.
Для раскрытияэтой темы необходимо использовать потенциал таких наук как философия,психология, педагогика, социология. Философия как высший уровень методологииявляется базой для осмысления педагогических проблем. Философские категориинеобходимости и случайности, общего, единичного и особенного и др. способствуютразвитию исследовательского мышления. Так же философия поможет определитьмировоззренческие подходы.
Общаяпедагогика поможет выделить основные закономерности воспитания в целом истуденческого в частности. История педагогики, в свою очередь, даст возможностьпроследить развитие теории воспитания в коллективе и выделить основные подходык разработке проблемы коллектива и индивидуальности.
Для раскрытияэтой темы данные психологии не менее важны. Социальная психология изучаетфакты, закономерности, механизмы поведения, общения и деятельности личностей,обусловленные включенностью их в социальные общности. Соответственно социальнаяпсихология даст возможность раскрыть механизмы сознания и поведения коллектива,группы, индивидов и их межличностные отношения. Психология управления поможетвыделить основные направления и этапы преобразования студенческой группы вколлектив.
Наконец данныесоциологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности, результатысоциологических исследований помогут решить проблемы, связанные с организациейстуденческого досуга, что, несомненно, является одним из факторов сплоченностигруппы.
В современнойпедагогической науке коллективопределяют как устойчивую во времени организационную группу взаимодействующихлюдей, со специфическими органами управления. Эта группа объединена целямисовместной, общественно полезной деятельности, и имеет сложную динамикуформальных и неформальных взаимоотношений между членами этой группы.
Учебныйколлектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом ирезультатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, кураторов,которые определяют его особенности; во-вторых, учебный коллектив этоотносительно самостоятельное развивающееся явление, которое подчиняется особымсоциально-психологическим закономерностям.
Глава 1. Коллектив какобъект психолого-педагогического исследования
1.1. Теории и подходы кразработке проблемы формирования коллектива
Педагогическаятеория формирования коллектива создавалась усилиями многих отечественныхпедагогов и психологов. Наибольший вклад в разработку проблемы коллектива внесвыдающийся отечественный педагог А. С. Макаренко. Он творчески переосмыслилклассическое образование, принял активное участие в поиске новых решений,определив и разработав ряд новых проблем воспитания. А. С. Макаренко занималсявопросами методологии, теории и организации воспитания. Личность являетсясубъектом воспитательного воздействия при условии, если она выражает интересколлектива.
Учение Макаренкосодержит технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал законжизни коллектива: движение – форма его жизни, остановка – форма его смертии выделил принципы развития коллектива: гласность,зависимость, ответственность, параллельное действие.
Помимо принциповразвития коллектива, А.С.Макаренко сформулировал принципы формированиярезультативного коллектива:
единство цели и труда коллективапредполагает объединение людей внутри группы не только в общей цели и в общемтруде, но и в общей организации труда;
большая«связанность» коллектива предполагает взаимопеременность состава командирови подчиненных в течение рабочего дня, недели. Поэтому, в коллективе каждый был вынужденно связан с каждым и в разныхотношениях.
«мажор»(активность)в коллективе, помнению А.С.Макаренко,- это прежде всего проявление внутреннего, уверенногоспокойствия, уверенности в своих силах, в силах своего коллектива и своембудущем. Этот крепкий мажор должен иметь вид постоянной бодрости, готовности кдействию;
защитапроявляется в том, что каждый из членов коллектива должен и обязан отстаивать«своих» перед посторонними;
торможение-эторегулирование отношений внутри коллектива и коллектива в целом.
ТакжеА.С.Макаренко выделил этапы становления коллектива:
Становление коллектива(первоначальное сплочение). Цель данного этапа — превратитьорганизованно оформленную группу в коллектив, где отношения участниковопределяются содержанием деятельности.
Усиление влияния актива. Среди членов группы произвольновыделяются наиболее инициативные люди,необходимо организовать направление данной активности – создать актив группы.Затем происходит постепенное усиление влияния актива.
Расцвет коллектива: характерен более высокий уровеньтребований к себе, к своим товарищам.
Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляеттребования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.
Настоящийколлектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, внем должны быть органы направляющие его жизнь и работу. Важна перспективадвижения вперед. Управление коллективом — это увлечь определенной целью,требующей общих усилий труда. «Важна радостная, бодрая, мажорная обстановка», –утверждал А.С.Макаренко.
Известныйотечественный психолог А.В.Петровский, характеризуя особенности развитияколлектива, выделил несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.
.Адаптацияличности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общностинорм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Индивидуализация.Порождаетсяпротиворечием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетвореннойпотребностью в максимальной персонализации.
Интеграцияличности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ееиндивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношениясотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможностьнаиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
Таким образом, насовременном этапе при организации процесса формирования коллектива, необходимоучитывать принципы и этапы становления коллектива, внутригрупповую обстановку,которые были выделены и обобщены многими отечественными педагогами ипсихологами.
2.2. Понятие коллектива, структураколлектива
Коллектив— социальная общность людей, объединенных наоснове общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместнойдеятельности и общения. Коллективпервоначально состоит из малых групп. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей,связанных непосредственным взаимодействием.
Большаячасть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компанияхсверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружескихобщностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляютсяее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группыосуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействиеобщества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за нейстоит группа
Средиестественных малых групп наиболее важным представляется выделение группформальных и неформальных. Формальныегруппы— группы, членство и взаимоотношения вкоторых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяютсяформальными предписаниями и договоренностями. Формальными малымигруппами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальныхорганизаций и институтов. Организационныеи малые институциональные группы представляют собой элементысоциальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественныхпотребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмомобъединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых группявляется совместная деятельность,
Неформальные группы — объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидампотребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерамималых неформальных групп являются дружеские и приятельские компании,неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальныеи неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования ипо характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация,деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным.Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальныхорганизаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могутприобретать признаки формальных групп.
Повремени существования выделяются группы временные,в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени(например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянствосуществования которых определяется их предназначением и долговременными целямифункционирования (семья, трудовые и учебные группы)
Под структурой коллектива мы понимаем следующие еекомпоненты: формальное лидерство, роли, нормы, статус, состав.
Почти каждый коллектив имеет своего формального лидера.Лидеры во многом определяют моральный климат, взаимоотношения в коллективе и, вконечном счете, эффективность его работы.
Так же неформальный лидер приобретает свое положение,добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам коллектива, аналогичнотому, как это делает лидер формальной организации. Опора неформального лидера –признание его коллективом.
За каждым членом коллектива обычно закрепляютсяопределенные роли. Роль – это способ поведения индивида в некоторой ситуации,определяемый его внутренней мотивацией.
Существуют две основных направленности ролей для созданиянормально работающего коллектива. Целевые роли распределены таким образом,чтобы иметь возможность отбирать коллективныезадачи и выполнять их.
Наряду с формальным распределением ролей, обязательноскладывается неформальное распределение ролей, обычно признаваемое коллективом.Отдельные члены коллектива берут на себя роль генераторов идей, другие склоннык координации усилий членов коллектива, третьи заботятся о взаимоотношениях вколлективе, о поддержании хорошего климата в нем, четвертые следят за тем,чтобы был порядок в работе, все выполнялось в срок и доводилось до конца.
Для того чтобы быть принятым в коллектив и чувствоватьего поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к его нормам. Обычно самколлектив оказывает определенное давление и пытается скорректировать поведениетех своих членов, которые поступают вопреки нормам и правилам, существующим внем.
Статус в коллективе- положение или ранг, которыйприсваивается тому или иному члену этого коллектива другими его членами.
Статус может бытьформальным и неформальным.
Статус той или иной личности в коллективе можетопределяться рядом факторов, включая такие как старшинство в должностнойиерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальныеталанты, накопленный опыт, уважение, соответствующее заслугам, знаниям. Этифакторы могут способствовать повышению и понижению статуса в зависимости от ценностейи норм коллектива. Члены коллектива, чей статус достаточно высок, способныоказывать большее влияние на коллективное решение, чем члены коллектива снизким статусом.
Кроме того, структурные характеристики коллективавключают в себя личные симпатии и антипатии между членами коллектива (кто комунравится и кто кого не любит), а также силу и конформизм (кто на кого оказываетвлияние и кто за кем следует, кто кого готов слушать и кому подчиняться).
На установлениедружеских отношений между людьми оказывают влияние несколько моментов:
1) личностные характеристикивзаимодействующих. Люди любят тех, кто близок им по духу, вкусу ипредпочтениям;
2) частота встреч, а такжеожидание того, что эти встречи будут происходить достаточно часто в будущем;
3) успешное функционированиеколлектива. Успех ведет к развитию у людей положительного отношения друг кдругу в большей степени, чем неуспех;
4) наличие одной цели;
5) широкое участие всех членов коллективав принятии решения. Возможность оказывать влияние на общеколлективные процессыстимулирует развитие положительного восприятия коллектива.
Структура коллективадостаточно сложна и в некотором роде условна. Для эффективного формированияколлектива и управления им необходимо четко знать состав малых групп, статус ироли если не каждого, то хотя быбольшинства членов коллектива. Так же установление формальных и неформальныхлидеров поможет определить направления и механизмы воздействия на коллектив.
ГЛАВА 2. Формирование студенческого коллектива
2.1. Особенности развития личности студента
Термин«студент» латинского происхождения, в переводе на русский языкозначает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями.
Студент какчеловек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трехсторон:
1) с психологической, которая представляет собой единствопсихологических процессов, состояний и свойств личности. Главное впсихологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент,характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов,возникновение психических состояний, проявление психических образований.Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенностикаждого данного индивида, его психических процессов и состояний.
2) с социальной, в которой воплощаются общественныеотношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определеннойсоциальной группе и т.д.
3) с биологической, которая включает тип высшей нервнойдеятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты,физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Этасторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, нов известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.
Изучение этихсторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностныеособенности. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечаетсянаивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решениявербально-логических задач и т.д. Таким образом, студенческий возрастхарактеризуется достижением наивысших результатов, базирующихся на всехпредшествующих процессах биологического, психологического, социальногоразвития.
Если же изучитьстудента как личность, то возраст 18- 20 лет — это период наиболее активногоразвития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизациихарактера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролейвзрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. С этим периодомсвязано начало «экономической активности», под которой понимаетсявключение человека в самостоятельную трудовую деятельность и созданиесобственной семьи.
Преобразованиемотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формированиеспециальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяютэтот возраст в качестве центрального периода становления характера иинтеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических инаучных достижений.
Студенческий возраст характерен и тем,что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных ифизических сил. Но нередко одновременно проявляются противоречия между этимивозможностями и их действительной реализацией.
Время учебы ввузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, которыйотличается сложностью становления личностных черт — процесс, проанализированныйв работах таких ученых, как Б. Г. Ананьев, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усилениесознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых нехватало в полной мере в старших классах — целеустремленность, решительность,настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышаетсяинтерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности идр.).
Юношескийвозраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из сериисоциальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений.Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватнаяидентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностныхотношений;
2) размывание чувства времени, неспособность строитьжизненные планы, страх взросления и перемен;
3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумениемобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ отсамоопределения и выбор отрицательных образов для подражания.
Юноши спониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-тозатрагивает их самооценку. Они болезненнее других реагируют на критику, смех,порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненнореагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают всебе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственнызастенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности вмир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровеньсамоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества.
Факт поступленияв вуз укрепляет веру молодого человека в собственные силы и способности,порождает надежду на полнокровную и интересную жизнь. Вместе с тем на II и IIIкурсах нередко возникает вопрос о правильности выбора вуза, специальности,профессии. К концу III курса окончательно решается вопрос о профессиональномсамоопределении. Однако случается, что в это время принимаются решения вбудущем избежать работы по специальности
Студенческийвозраст, по утверждению Б. Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развитияосновных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромноевлияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе,при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровнейпсихики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют складмышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Дляуспешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общегоинтеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти,мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровнявладения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором сниженииэтого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности,усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть ипредел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, истудент может быть отчислен.
Необходимымусловием успешной деятельности студента является освоение новых для негоособенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта иблокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсовскладывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организацииумственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии,вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается системаработы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качествличности.
Резкая ломка многолетнего привычногорабочего стереотипа иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям.Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшейнервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение.Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится системавключения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает возможностьизбежать дизадаптации и успешно сформировать студенческий коллектив. Поэтомуочень важным моментом является преобразование студенческой группы в коллектив,и приобщение недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни.
2.2. Особенности формирования студенческого коллектива
Возникновениеколлектива является результатом организационно-управленческой, воспитательнойработы. Это не просто хорошо организованная для совместной деятельности группа,а группа, объединяющая, сближающая людей на основе выполнения полезно- значимойработы. Студенческие академические группы нередко не становятся настоящимиколлективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошееусвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочнуюсовместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическимистуденческими группами как центральным звеном микро среды вузовскогостуденчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его доконца учебы в вузе. На реализацию этой задачи должны быть направлены усилияпрофессорско-преподавательского состава.
Существуют самыеразнообразные пути и средства воспитательного воздействия на группы иуправления ими: совет и просьба, внушение и приказ, указание и пример,убеждение и доказательство, информация и оценка, поощрение и наказание,справедливая требовательность и систематический контроль, определениеперспективных линий развития коллектива. Нет только отрицательных и толькоположительных форм воздействия. Каждая из перечисленных форм может оказатьсявредной или полезной, может осуществлять положительное или отрицательноевлияние на личность. Все зависит от ситуации и стиля воздействия, положения ииндивидуальных особенностей того, на кого воздействуют и кто воздействует.
Основнымисточником и условием коллективообразования является социально обусловленнаясовместная предметная деятельностьлюдей; в условиях вуза - это совместнаяучебная, познавательная деятельность и подготовка к будущей профессиональнойдеятельности. Поэтому основным путем формирования студенческих групп какколлективов является воздействие на них прежде всего через организациюсовместной учебно-познавательной деятельности членов группы при этомосуществлять субъект-субъектные взаимоотношения. В практике уже давно утвердилисебя такие формы работы как разного уровня проблемные лекции и проблемныесеминарские занятия, студенческие научные группы, деловые игры и многие другиевиды учебно-познавательной деятельности, которые приобщают к будущей профессиии делают учебную деятельность коллективной.
Одним изважнейших факторов формирования личности специалиста через коллективнуюдеятельность являются личность педагога вуза и характер педагогическогообщения. Педагогическое общение- это один из видов профессионального общения,осуществляющего определенные функции: регуляции отношений между педагогом иучащимися, оптимизации учебной деятельности, создания благоприятногопсихологического климата в коллективе и др. А. А. Леонтьев проанализировал этотвид общения и выделил его три основных вида:
социально-ориентированное общение, вкотором непосредственно реализуются общественные отношения, педагог побуждаетстудентов к активности, формирующей их ценностные ориентации и интересы,убеждения и установки;
групповое предметно- ориентированное общение,направленное на организацию коллективного взаимодействия, включенное всовместную деятельность и помогающее коллективу решать стоящие перед нимзадачи;
личностно-ориентированноекак деловое, официальное, так и не деловое, неформальное, направленное наразвитие психологических взаимоотношений в системе «педагог-студент»;
Одним из путей эффективного воспитательного воздействия настуденческую группу является путь равного развития трех видов педагогическогообщения. При этом изучение индивидуальных особенностей и возможностей каждогочлена группы, учет их в организации учебной работы, может являться мощным фактором преобразования студенческойгруппы в коллектив.
Советскийпсихолог А.В.Петровский выделяет три основных психологических уровня групповогоразвития:
Низший, на котором легкость илизатрудненность межличностных контактов, совместимость или несовместимость всовместной деятельности между отдельными членами групп, слаженность илиразобщенность их действий обусловлены непосредственными симпатиями илиантипатиями членов группы, степенью их эмоциональной привлекательности илинепривлекательности друг для друга. Если отношения в академической группеостанутся на данном уровне, то они будут сводится к образованию микрогруппировокпо симпатиям и ни о каком развитии коллектива не может идти и речи.
Среднийуровень развития характеризуется системой межличностных и личных отношений,опосредованных содержанием коллективной деятельности и основными групповымиценностями. Эти ценности у членов группы сходны, поэтому личные симпатии иантипатии отходят на второй план.
Высшийуровень группового развития характеризуется тем, что ядро межличностных иличных отношений опосредованно связями и отношениями к предмету коллективной деятельности,ее смыслу. На этом уровне сплоченность группы оказывается наиболеевысокоразвитой и устойчивой. Для этого уровня характерна общность единствжизненных целей и жизненных планов членов группы, взаимопонимание ивзаимоподдержка.
Становление коллектива студенческойгруппы зависит от:
· характераорганизации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ееоценки;
· степениясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм иособенностей преломления в них общих социальных норм;
· частотыконтактов и особенностей общения между членами группы и от особенностейпедагогического общения в системе «педагог-студент»;
· особенностеймикрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляютсебя группе);
· характерапривлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качествакооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих передгруппой;
· размерагруппы и времени ее существования;
· качествруководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент»и «студент-студент».
В научнойпсихологической и педагогической литературе можно встретить множестворазнообразнейших характеристик критериев уровня развития студенческих учебныхгрупп, начиная от единствамировоззренческой направленности и ценностных ориентации в них до таких признаков как «совпадениеформальной и неформальной структуры», «высокая успеваемость» и даже отсутствие в группах конфликтов. Из этогомножества критериев можно выделить группы наиболее значимых:
1. уровень социальнойзначимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основнойстуденческой функции, влияние на гармоническое развитие личности членаколлектива;
2. уровень сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы;
3. уровень организационногоединства группа;
4. уровень удовлетворенности членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;
5. уровень ее эмоциональнойкультуры и преобладаниемажорного тона;
6. уровень всех видов групповой общественной активности;
7. уровень групповогосамосознания и потребность в его развитии.
Первым, главным и наиболее общимкритерием оценки группы как коллективадолжна быть оценка ее предметной деятельности: оценка выполнения коллективомосновной общественной функции — овладениеглубокими знаниями, подготовка кбудущему высококвалифицированному труду, оценка возможности группы способствовать, полноценному всестороннему гармоническомуразвитию личности каждого члена группы, его активному включению в различныевиды деятельности.
Иногда оценку исполненияколлективом основной общественной функциисводят к анализу успеваемости в периоды межсессионногои сессионного к