ГосударственныйУниверситет Культуры и Искусств
ФакультетРежиссуры и Продюсерского мастерства
Формированиевысших чувств
реферат
Выполнил
студент группы 147 з/о
Логинова
Ульяна Сергеевна
Проверил
Сумин
Юрий Михайлович
2007
Санкт-Петербург
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
Основная часть
Виды чувств……………………………………………………………
Формирование высшихчувств……………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………..
Введение.
Чувствами принято называтьэмоции, возникающие на базе сложных социальных и идеальных (культурных, духовных) потребностей человека.*1
Эмоция — переживаниечеловеком своего отношения к окружающему миру и к самому себе. *2
Нельзя выжимать из себячувства. Нельзя ревновать, любить, страдать ради самой ревности, любви,сострадания. Нельзя насиловать чувства, так как это кончается самымотвратительным актёрским наигрыванием… *3
При изучении актерскойодарённости неминуемо исследование таких черт личности будущего актера, какправдоподобная передача чувств, эмоциональность, эмоциональная возбудимость.
Это подтверждается всемиличностными опросниками и хорошосогласуется с показателями эмоциональности по методике Роршаха. Кэттел выделяетв своем опроснике отдельный фактор, который он определяет как «артистичность». Это совокупность свойствличности, проявляющихся в мягкости, эмотивности натуры, чувственностивосприятия, утонченности эстетических вкусов.
В этом реферате я рассморю высшиечувства личности, их формирование в современных условиях, а также проблемынравственного, эстетического интеллектуального воспитания, когда закладываются основы эстетического вкусаи чувств и как происходит их дальнейшее развитие.
*1-1 стр. 34, Ист.№2
*2-2 стр. 33, Ист.№2
*3-3 стр. 65, Ист.№2
ВИДЫ ЧУВСТВ
При наблюдении восходасолнца, при чтении книг, при слушании музыки, при поиске ответа на возникшийвопрос — наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляетсяотношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут радоватьили огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь,страх, восторг, досада – это разнообразные чувства и эмоции. Они – одно изпроявлений отражательной психической деятельности человека.
“Воздействия внешнего мирана человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств,мыслей, побуждений, проявлений воли…” –отмечал Ф. Энгельс.*1
Чувство – особая формаотношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствиемили несоответствием потребностям человека.
Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонамдействительности, выявляет в характере этого отношения особенности данногочеловека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
Чувства чрезвычайноразнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Когдапсихологи 19 века пытались создать каталог чувств, они столкнулись с большимитрудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны.
Новые условия личной иобщественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая посвоему характеру и содержанию деятельность – источник новых переживаний иформирования новых чувств.
*1-1 стр. 293, Ист.№5
С.Л.Рубинштейн считал: “ Чтов эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическуюжизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственныепотребности. Он обозначил их соответственно как органическую чувствительность,предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К органическойчувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия инеудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органическихпотребностей.
Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиямиотдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметамподразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические.
Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видамидеятельности и вотвращении к другим. Мировозренческие чувства связаны с моралью и отношениямичеловека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориямиценностям.*1”
Чувства классифицируются нетолько по содержанию, но и по силе. По силестремления к объекту выделяютсястрасти и увлечения.
Страстями называют сильные,стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную надостижение единой цели или предмета страсти. Предметом страсти могут быть самыеразличные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может бытьчеловек другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое стремление кобладанию ими.
Когда человек сегоднястрастно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следуетговорить об увлечениях. Увлечение отличается от страсти не тем, что человекменее активно действует, а тем,, что увлечение менее устойчиво и органически несвязано с основными жизненными установками личности. Увлечения чаще всегосвойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, то естьимпульсивным.
Чувства,порожденные деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью,выделяют в еще один вид чувств. Практические или праксические чувства – этоэмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности.
*1-1 стр. 209, Ист.№6
Усложнение деятельности,привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самый процесс ееосуществления в виде творческих чувств.
Творческие чувства выделяют в отдельный вид в сфере практических чувств.
Особую группу чувств составляютвысшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Моральным (нравственным)чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своемусобственному. В сфере высших чувств нравственным чувствам принадлежит особоеместо. Моральные чувства возникаюти развиваются в процессе совместнойдеятельности людей и испытывают влияние нравственных норм, фактическигосподствующих в данном обществе. Они возникают под влиянием поведения ипоступков других людей и своих собственных. Эти переживания – своеобразныйрезультат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали,которые человек считаетобязательными для себя и других. Положительные оценкипоступков вызывают учеловека чувство удовлетворения, отрицательные – внутреннийпротест.
К моральным чувствамотносятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уваженияи презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
Среди моральных чувств особоследует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.
Особенность моральных чувств– их действенный характер. Они реализуются не только в помыслах ипереживаниях, но и в активной деятельности, которой человек отдает все своисилы, всю энергию.
Чувство долга можетпроявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьникаотказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки.Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя игрой стоварищами.
Переживания, возникающие впроцессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами.Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решениязадачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам болееглубоких знаний – вот примеры такого чувства.
Интеллектуальные чувствавыражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатаминтеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной,познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.
Осуществляемаяпознавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивлениявозникает тогда, когда человек встречается счем-то новым, необычным,неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимулпознавательной деятельности. Чувство сомнения возникаетпри несоответствиигипотез и предположений с некоторыми фактами исоображениями. Оно необходимоеусловие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательнойпроверке полученных данных.
Для плодотворной мысли надопостоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается отсознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснилисьв результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувствоудовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумнорешенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
К интеллектуальным чувствамотносятся и чувства юмора, и иронии, в которых выступает отношение человека кпознанному и оцененному им объекту.
Чувство юмора испытывают к явлению или лицу, которое с однойстороны, расценивается положительно и вызывают добродушный смех. Чувство юмора типичнодля людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующих как прекрасное, так ибезобидные недостатки и слабости.
Чувство иронии – выражениеостро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает воценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека,промахи и ошибки, допущенные им вжизни. В иронии действительное расценивается спозиций идеального.
К интеллектуальным чувствамотносится и чувство нового – мотивов поисков нового, борьбы за новое,прогрессивное. Оно преломляется во всех областях познавательной творческойдеятельности: науке и технике, культуре и искусстве.
Эстетические чувствавозникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, намхочется еще и еще раз насладиться ими.
Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникаетв это прекрасное, полнее его понимает.
Эстетические чувствавозникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасноетак же вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениямивысокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих. Такие люди вызываюту нас чувство глубочайшего уважения.
Таким образом, предложенноеделение чувств на отдельные виды является до некоторой степени условным, таккак в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувствавыступают в слитном комплексе, в различных сочетаниях, дополняя, обогащая ипереходя друг вдруга.
Высшие чувства возникают учеловека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовныхпотребностей. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер исвидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различнымсторонам и явлениям жизни.
Содержание высших чувств, их направленность определяются мировозрением человека,правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШИХ ЧУВСТВ
Сложный процесс формированияличности состоит из трех компонентов: влияния социальной среды, планомерноговоспитательного воздействия на личность через его социальные институты,сознательного целенаправленного воздействия человека на самого себя, т.е.самовоспитания.
Процесс формированияличности не должен быть однобоким. Оно существляется тем эффектнее, чеминтенсивнее используется энергия самих воспитуемых и их сознательные ицелеустремленные действия по самосовершенствованию.
Воспитание как социальноеявление отражает свойственное человеческому обществу объективное явлениепередачи общественно-исторического опыта от старшего поколения к младшему,формирования личности человека и подготовкиего к участию в трудовой, культурнойи общественной жизни.
Воспитание какпедагогическое явление означает целенаправленную, планомерную и систематическуюпередачу подрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
Формирование высших чувствначинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначальногофактического складывания личности.
Дети дошкольного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега,мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуюткарандашами, красками или мелом. Родители должны всегда поддерживать, а нетормозить эти естественные потребности детей.
Воспитание у детейустойчивого интереса к труду, желание понять красотуокружающего мира начинаетсяименно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первые шаги – и ужев этом возрасте можно закладывать основы эстетического, нравственного иинтеллектуального воспитания.
К концу преддошкольноговозраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства исостояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойная музыка (типаколыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуется красивому банту наголове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкой и т.д. В этихпереживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, ввиде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясьс маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторонупредметов, явлений и их качеств словами: “какой красивый красный мяч”, “какнарядно одета кукла” и так далее.
Очень быстро дети начинают исами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного, гармоничного,особенно в воспринимаемых звуках.
Необходимо пробуждать умалышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказадетям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”,“водичка, водичка, умой мое личико” и так далее) у детей развивается умениевслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональнаявыразительность голоса.
Поведение взрослых, ихотношение к окружающему миру, к ребенк установится для малыша программой егоповедения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно большедоброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать уребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращатьвнимание детей на красотуокружающего мира в самых доступных ее проявлениях.Взрослые должны научить своего ребенка радоваться хорошей постройке товарища,красивому букету, нарядно одетой кукле – все это будет прививаться принепосредственном влиянии мамы и папы.
На втором и третьем годахжизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерное длягодовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь,ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенкомнекоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливаютмножество любопытного, удивительного, непонятного.
“Те высокие нравственныечувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способнывдохновить его на большие дела и наблагородные поступки, не даны ребенку вготовом виде от рождения они возникают и развиваются на протяжении детства подвлиянием социальных условий жизни и воспитания”.*1
Нравственные чувствапроявляются в отношении ребенка к самому себе (чувство превосходства илинаоборот неполноценности) и по отношению к другим людям (симпатия или антипатияи т.д.).
*1-1 стр. 16, Ист.№4
Первоначальные представленияо взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениямиокружающих его взрослых. Их поведение, их отношение к нему самому, к егопоступкам становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно,что бы взрослые завоевали любовь детей своей добротой и справедливостью. Удетей возникает желание быть похожими только на того, кто затронул его чувства.Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствиетребовательности. Только разумное сочетание доброты и требовательности даетжеланный результат.
Решающее значение в нравственном воспитании детей имеет пример взрослых –ихпоступки, суждения, оценки, отношение к детям и взаимоотношения между собой.Поведение взрослых должно быть образцом для подражания.
Подрастая, ребенок попадаетв новый коллектив – детский сад, который берет на себя функцию организованнойподготовки детей к взрослой жизни.
Вопросы эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманногооформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должновоспитывать своей аккуратностью и красотой.
Еще одним из главных условийявляется насыщенность здания произведениями искусства: картинами,художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннегодетства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большоезначение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народнодекоративно-прикладное искусство.
Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров: дымковскимиигрушками, резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенкулюбовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.
Эстетическое воспитаниедолжно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать,но и создавать нечто красивое.
Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено такжеи на развитие эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематическиезанятия, как музыкальные, ознакомление схудожественной литературой, рисование,лепка и аппликация. Эстетическиечувства развиваются на занятиях изобразительнойдеятельностью, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета,составлять красивые орнаменты, узоры и т.д.
Очень важную роль в созданииэстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальныхзанятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучатьна утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышаетих жизненный тонус.
Игры с пением и хороводамистроятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материаломнравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные образы, детиначинают чувствоватькрасоту родных напевов, выразительность языка – все этоспособствуетформированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразныемузыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию,подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.
Также одним из важнейшихсредств эстетического воспитания является природа – вечный источникразнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша,вызывая у него эмоциональный отклик.
Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослые должны обращать внимание детей на своеобразиекрасок природы, учить слышать “живой” голос леса, поля.
Прогулки должны создавать у детей радостное настроение. Необходимо дать воспитанникампочувствовать удовольствие от пребывания на природе: прохладно, поют птицы,шумят деревья. Совместное рассматривание с детьми понятных им проявленийкрасоты в природе, ярко выраженное восхищение взрослого при виде маленькойпушистой собачки, красивой лужайки, заходящего солнца вызывают у ребенкасоответствующие эмоциональные переживания ипостепенно формируют у негодифференцированное отношение к окружающему, понимание красивого. Малыш начинаетпотом уже и сам выделять в окружающем наиболее красивые явления: “посмотрите,какие красивые цветы несет дядя!”
Живая природа – этоудивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведеноживотным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу икартинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольномвозрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском садуспециально создаются уголки природы.
Правильно организованные наблюдения учат ребенка не только смотреть, ноивидеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельныесуждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенномунакоплению и углублению знаний. Наблюдения помогают детям систематическизнакомиться с миром животных и проявлять свое внимательноеотношению к нему. Ониначинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычномначинают находить интересное. Уход за живымиобитателями уголка формирует удетей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и суважением относиться к труду другого человека.
Формирование первыхэмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многомзависит от игры. Обще известно влияние художественных игрушек на эстетическоевоспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселыедымковские свистульки и другие.
Очень большое значение имеетподбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не только некрасива, нои воспитывает равнодушие к этой игрушке.
Пример воспитателя, егоэмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становленияих собственного эстетического вкуса.
При условии хорошоорганизованного детского коллектива возникают начальные формы истиннотоварищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает без друга, помогает ему,делится с ним игрушками и сладостями, заступаетсяза друга, если его обидели.Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитательпобуждает детей оказывать людям помощь, формирует у детей чуткость изаботливость как черту характера.
Включение в новую сферуколлективной деятельности, выполнение поручений формирует у ребенка новоечувство – чувство долга, ответственности переддругими, требовательность к себе,радость общего успеха, недовольствособой. Оно возникает как результатсопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чемобладают сверстники.
Сравнивая свои действия(дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят,равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживанияновых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувствопревосходства, неловкости истыда.
Как бы хороши, понятны икрасочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо,искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохимпоступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственныхчувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках идействиях детей. А таких дел, доступных детям, полезных обществу и радостныхдля самих ребят, воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборкетерритории детского сада, и уход за цветами, животными в живом уголке, иукрашениепомещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам, и родителямпо дому.
Таким образом, на протяжениидошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональной сфере ребенка.Чувства ребенка все больше опосредуются его общественным опытом, накапливаемымизнаниями об окружающем, усвоенными общественными моральными оценками исобственным опытом нравственного поведения.
Поступая в школу, ребенокприобретает не только новые обязанности, но иновые права. Ему покупают книги,тетради. Он, как и взрослые члены семьи, имеет свое настоящее, ответственноедело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надо готовить уроки,надо иметь свой стол, разрезнуюазбуку и т.д.
Изменение общественногоположения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости иудовлетворения. Однако возникает у ребенка имного тревожных чувств: “Что будетв школе? Какая будет учительница?”
В школе происходитдальнейшее совершенствование эстетических чувств и вкусов. В период младшегошкольного возраста создаются благоприятные условия для дальнейшего развитияэстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.
У младших школьников легковызвать любовь к слушанию музыки и пению, они с удовольствием исполняют тепесни, в которых могут выразить свое отношение к окружающим.
Важное значение также будетвносить в развитие способностей ребёнка – участие в школьных представлениях.Это обогатит его новым опытом и разовьет артистические навыки.
Формирование эстетическихчувств у младших школьников происходит так же в процессехудожественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательноусложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотномуизображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, нои видеть в ней предмет искусства.
Эстетические чувства так жекак и моральные, не являются врожденными.
Они требуют специального обучения и воспитания. В формировании эстетическоговосприятия музыки, в частности русской народной песни, огромную роль играетобогащение детей специальными занятиями. Слушая небольшие музыкальныепроизведения, учащиеся 2-3 классов способныдостаточно чутко и тонко разобратьсяв музыкальном произведении и метко егоохарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3классов с биографией композитора, стеми условиями, в которых было написаноконкретное музыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущиемузыке средства выразительности и их обозначения в нотной записи, учительповышает у детейне только интерес к музыке, но и способность слушать,воспринимать и тонкоразличать произведения разных жанров.
В средней школе большевнимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в основном эстетическоевоспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средствэстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовыхнавыков и художественное развитие учащихся, являются кружки. Они позволяютдетям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в них радость труда ижажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известныхнародно-художественных промыслов: Гжели (художественная роспись покерамике), Хохломы, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченные жесткимвременем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнениисамостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детскоготворчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивогов поделках детей.
Широкое внедрение в жизньрадио, телевидения, доступность театра и кино, так же создают огромные возможностидля развития разнообразных эстетических чувств.
Глубокие измененияпроисходят у детей и в сфере нравственных чувств. Как показывают исследованияпсихологов, отношение, складывающиеся у младшего школьника с классом, во многомопределяются его успешным учением.
Если для первоклассника решающую роль в оценке того или другого ученика играютотметки и оценка учителя, то у учащихся 3 класса особого признания заслуживаетне «ботаник», а тот кто показал себя как хороший друг, спортсмен, с кеминтересно. При этом у класса складывается определенное отношение к каждомуученику. Характерно, что это отношение становится все более независимым отоценки учителя.
Чувство товарищества рождаетчувство ответственности за себя и за других, заботу о выполнении данного классупоручения. Младшие школьники с большой ответственностью и трогательнойзаботливостью готовят малышам игрушки к празднику и другое.
Дети уже могут испытыватьвысокие нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, к учительнице и дажек чужим людям, проявившим храбрость, благородство, преданность друг другу. Абеседы с учащимися и обсуждение вместе с ними поступков реальных людей илилитературных персонажей развивают у них умение правильно оценивать факты.
Возникновение, сила иособенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возрастадетей, сколько от содержания и организацииих деятельности, в первую очередьучебной.
Обучение, построенное наактивной, разнообразной мыслительной деятельности детей, быстро воспитывает умаленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большоеудовлетворение от найденных решений.
Интеллектуальные чувстваребенка этого возраста выражаются и в нарастающей его любознательности, вненасытной жажде знаний. Они усиливаются чтением книг, журналов. При этоммладших школьников привлекают уже не отдельные яркие и удивительные факты, какэто имело место у дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются болееглубокими причинами изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детямнравиться читать, они стремятся приобретать все новые и новые знания.
Так рождаются у младшихшкольников учебные, а затем и познавательные интересы.
Рассматривая подростковыйвозраст, как следующую ступень в жизни человека, можно выделить существенныечерты, присущие этому возрасту относительно нравственного воспитания.Подростковый возраст называют переходным возрастом, так как происходитсвоеобразный переход от детского к взрослому состоянию.
Э. Штерн: “Подростковыйвозраст – один из этапов формирования личности.
Центральной проблемой всякой психологии должна быть проблема человеческой личности,а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживаетсячеловеком как наивысшая, определяющая жизнь. Скажи мне, что для тебя ценно, чтоты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу кто ты.” *1
Для подростка характерноэмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Детиобщаются: их отношения строятся на кодексе полного доверия и стремления кабсолютному взаимопониманию. Центр жизни переносится из учебной деятельности вдеятельность общения. Мнение коллектива сверстников становится даже важнееоценки учителя и родителей.
В общении осуществляется отношение к человеку именно как к человеку. Как разздесь происходит усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей.
Одной из важных особенностейподросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственныхпредставлений, понятий, система одиночных суждений, которыми подросток начинаетруководствоваться в поведении. Если младший школьник действует по указаниюстарших, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципыповедения, собственные взгляды и убеждения.
Нравственные убеждениявозникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для ихвозникновения была заложена гораздо раньше.
Убеждения – это и мысль, ичувство, и воля, это такие знания, положения, суждения, мнения, которые связаныс глубоким переживанием их истинности.
*1-1 стр. 56, Ист.№7