Бегоян А.Н.
ТЕОРИЯ СИСТЕМЫ РЕАЛЬНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА ЛИЧНОСТИ
Бегоян А.Н.(2009) Теория системы реальностей личности как метод исследования образа мира личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 3 2009 (Том I), г.Москва, РФ; с.148-152.
Специалист психологии, специалист образования.
Психолог, “АЙГ” центр психологических услуг, Ереван, Армения.
Лектор, ЕВРАЗИЯ Международный Университет, Ереван, Армения.
Эл.почта: armanbegoyan@yandex.ru
Достижения современной психологической науки и накопившиеся в ее разных областях и смежных науках огромные экспериментальные и теоретические данные (в особенности психологии личности, психотерапии и философии) свидетельствуют о существовании некоего “образа мира”, “модели реальности” отдельной личности, которая складывается и развивается у каждой личности в течении всего социо-онтогенеза [1; 5; 6; 7; 8; 9; и др.]. Понятие “образа мира” встречается в ряде работ зарубежных психологов, среди которых следует отметить основателя аналитической психологии К.Юнга (C.G.Jung). В его концепции образ мира предстает динамическим образованием: он может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль, информация придают образу мира новые очертания [5, 5].
Термин “образ мира” в отечественной (советской) психологии появился благодаря А.Н.Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как “проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности” [9, 254]. В работах Е.Ю.Артемьевой образ мира понимается как “интегратор” следов взаимодействия человека с объективной действительностью [5, 6]. С позиций современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система “которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие” (Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения, М.: 1985) [5, 6]. Как отмечает О.А. Богпомочева: “образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой” [5, 6]. При этом образ мира – “не склад инструментов, приемов и программ”, а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д.Смирнов отмечает, что образ мира личности является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением [5, 6]. По мнению Берулавы, образ мира воплащается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках [5, 7].
Итак, теоретические и практические исследования в этой области дают нам основание придти к тому положению, что “образ мира”, “концептуальная система” личности имеет многоуровневое и взаимопроникающее динамичное строение, которое постоянно подвергается перестойке и реорганизации в отношении содержания своих компонентов. Однако является стабильной в отношении видов и количества входящих в него основных компонентов, эллементов. И необходимость детального и точного изучения модели мира, концептуальной системы личности ставит задачу создания определенных, конкретных методов исследования. Всвязи с этим мы выдвигаем Концепцию/Теорию Системы Реальностей Личности(TPRS — TheTheoryofthePersonRealitySystem), о которой детально речь пойдет чуть ниже. Но прежде необходимо уточнить некоторые моменты, от которых зависит точное понимание далее изложенного материала:
1. TPRS– это научный подход, метод дифференцации и презентации внутреннего психического пространства личности (модели мира, концептуальной системы) в целях оптимизации процесса диагностики и терапии путем “погружения в внутренний мир субъекта”, и не в коем случае не является самим методом терапевтического вмешательства.
2. TPRSрасскрывает не то как сама личность воспринимает и познает мир, его миропониамние и мироощущение, а то как на самом деле может представить себе образ мира личности сам исследователь.
3. TPRS, точнее система реальностей личности не является аналогом образа мира личности, а является его (образа мира) научной моделю, т.е. результатом его научного моделирования.
4. TPRSявляется научной моделю образа мира, концептуальной системы личности, критерии дифференцации и дескрипции которой изымаются из плоскости вербальных и невербальных проявлений личности.
Приступая к изложениюTPRS,как метода исследования, дифференцации и дескрипции концептуальной системы личности, хочется также отметить, что далее изложеный материал есть результат как теоретико-методических исследований, также клиничеких наблюдений автора в области немедицинской психотерапии.
Мы находим, что система реальностей личности являсь в некотором отношении субьективизированной “копией”Объективной Реальности (OR — ObjectiveReality) ивключающий в себя некие автономные продукты этих субъективизаций (например фантазии), “существует” в ней же, и представляет из себя некую систему взаимосвязанных и взаимопроникающих функциональных, семантических пространств (реальностей) со спецефичными психическими содержаниями, функциями и активностью.
Ниже приводим подробное описание последних же.
Объективная Реальность (Рис.1) это объективно существующий мир, система вещей которая не может быть до конца в точности отражена человеком. Как отмечают представители критической онтологии (HartmannN., PichlerH., JacobyG.и другие) – реальное бытие не может быть непосредственно воспринято, так как мы всегда остаемся в сфере нашего познания [4, 380-385].
/>
Рис.1. Объективная Реальность (OR).
Субъективная Реальность (SR-SubjectiveReality) (Рис.2) это преломленная через структуру личности проекция ORв психике человека. Всвязи с этим уместны утверждения критических реалистов о том, что мы непосредственно воспринимаем не сам объект, а нечто иное, а именно “носитель” знания, или “сущность” объекта, и эта “сущность” – не реальный предмет. По этому поводу Ф.Ницше (F.Nietzche) пишет, что “сущность” вещи это лишь “мнение о вещи” [4, 176]. Д.И.Дубровский отмечает: “Во всяком явлении СР (Субъективной Реальности – А.Н.Б.) нам дана информация об информации и целиком элиминирована какая-либо информация о ее носителе” [8, 99].
Субъективная реальность же включает в себя 4 основных компонента: Социальная Реальность, Восприятие Субъективной Реальности Другого, Абсолютная Субъективная Реальность и Объективные Компоненты Субъективной Реальности, которые характеризуются динамикой и взаимопроникновением.
/>
Рис.2. Субъективная Реалность (SR).
Социальная Реальность (SocR — SocialReality)(Рис.3) это точки соприкосновения, одинаковые содержания SRразных личностей. Последнее может проявится в виде коллективных убеждений, ценностей, мировоззрений и т.д. По словам Дж.Беркли (G.Berkeley), это и есть одновременность одних и тех же восприятий у многих людей, которые по его мнению и есть доказательство “реальности” этих восприятий [1, 261].
Выявление особенностей SocRособенно важно для решения социальных проблем и/или проблем социальной сферы (социальные конфликты, управление персоналом, воспитание и поеревоспитание, профилактика и пенитенция, и т.д.; коллектив, семья, и т.д.).
/>
Рис. 3. Социальная Реальность (SocR).
Составной частью SRявляется также Восприятие Субъективной Реальности Другого (PSRA– PerceptionoftheSubjectiveRealityofAnother).Это можно проилюстрировать так: Aдумает или ожидает, что Bвоспринимает его как честного человека (механизм экспектации). PRSAявляясь продуктом функционирования обратной связи в процессе восприятия человека человеком в то же время и обеспечивает дальнейшее функционирование этой самой связи. PSRAименно та реальность которая является порождением процесса межличностного восприятия, межличностной перцепции и в то же время выступает как необходимое условие для восприятия и понимания человека человеком, и адекватость этого восприятия зависит от числа и соотношения эллементов Объективных Компонентов Субъективной Реальности и Абсолютнoй Субъективной Реальности входящих в него (Рис.4).
Абсолютная Субъективная Реальность (ASR — AbsoluteSubjectiveReality) –этото, что можно назвать “нет истины вне Меня” или “вне Моего познания”. Эточисто субъективные содержания и интерпретации, чисто субъективное представление того, что, либо в объективной действительности не проявляет одназначно свои особености и свою сущность и предпологает множество видов интерпретации, либо вообще не является конкретной данностью в объективной действительности или не имеет доказательств “своего существования”.
Объективные Компоненты Субъективной Реальности(OCSR — ObjectiveComponentsoftheSubjectiveReality)– это то содержание психики посредством чего осуществляется контакт, общение, посредством чего становится возможным прийти к компромису и взаимопониманию, это то содержание психики на что упираются механизмы социальной адаптации. Однако это характерно и для SocR, тогда чем они друг от друга отличаются? Во-первых OCSRэто компоненты объективной реальности, а SocR — идентичные компоненты субъективной реальности нескольких или многих людей. Во-вторых, именно эта часть SRобеспечивает логическое мышление и самокритичность, объективное понимание сущности, функций и положения вещей, расскрытие объективной истины. Эта часть SRпредставляет особый интерес потому, что исполняет важную роль в процессе внутреннего развития личности и для позитивного внутреннего развития необходимо, чтобы личность с посредством OCSRпостоянно коректировала SR– напрямую воздействуя на ASRличности. Если SocRв основном осуществляет функцию социалной адаптации, то OCSR– вообще функцию адаптации, и познания объективной и абсолютной истины.
/>
Рис. 4. Компоненты Субъективной Реальности (SR).
Обобщая суть вышесказанного и принимая во внимание особенности человеческого восприятия можно утверждать, что идея феноменологического направления теории личности о том, что “поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности” является абсолютно истинным и справедливым требованием. А TPRSпозволит лучше представить и понять внутренний мир человека, моделировать ход его мыслей и причинность его поведения, облегчить диагностику и процесс терапии, также воспитание личности в целом.
Литература
1. Александров Г.Ф., Буховскоий Б.Э., Митин М.Б., Юдин П.Ф.(под ред.) История философии том 2, М.: “ОГИЗ Политиздат”, 1941
2. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики, М. 1980
3. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ, М. 2001
4. Богомолов А.С., Мельвил Ю.К., НарскийИ.С. Буржуазная философия кануна и начала империализма (под ред.), М.: “Высшая школа”, 1977
5. Богпомочева О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков // Психологическая наука и образование #4 2006
6. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком // Хрестоматия по психологии, под.ред. А.В.Петровского, М.: “Просвещение”, 1987
7. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, в 14-и томах, М.-Л., 1929-1959
8. Дубровский Д.И. Зачем субъективная реальность или “почему информационные процессы не идут в темноте? // Вопросы философии #3 2006
9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, том 2, М.: “Педагогика”, 1983
10. Лэнг Р.Д. Расколотое “Я”, СПб., 1995
ԱրմանՆ. Բեգոյան
հոգեբան, հոգեթերապևտ
www.armanbegoyan.narod.ru