Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


ТСРЛ как метод исследования образа мира личности

Бегоян А.Н.
 
ТЕОРИЯ СИСТЕМЫ РЕАЛЬНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА МИРА ЛИЧНОСТИ
Бегоян А.Н.(2009) Теория системы реальностей личности как метод исследования образа мира личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 3 2009 (Том I), г.Москва, РФ; с.148-152.
 
Специалист психологии, специалист образования.
Психолог, “АЙГ” центр психологических услуг, Ереван, Армения.
Лектор, ЕВРАЗИЯ Международный Университет, Ереван, Армения.
Эл.почта: armanbegoyan@yandex.ru 
 
Достижения современной психологической науки и накопившиеся в ее разных областях и смежных науках огромные экспериментальные и теоретические данные (в особенности психологии личности, психотерапии и философии) свидетельствуют о существовании некоего “образа мира”,  “модели реальности” отдельной личности, которая складывается и развивается у каждой личности в течении всего социо-онтогенеза [1; 5; 6; 7; 8; 9; и др.]. Понятие “образа мира” встречается в ряде работ зарубежных психологов, среди которых следует отметить основателя аналитической психологии К.Юнга (C.G.Jung). В его концепции образ мира предстает динамическим образованием: он может все время меняться так же, как и мнение человека о себе. Каждое открытие, каждая новая мысль, информация придают образу мира новые очертания [5, 5].
Термин “образ мира” в отечественной (советской) психологии появился благодаря А.Н.Леонтьеву, который отмечал, что сама проблема восприятия в психологической науке должна ставиться как “проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности” [9, 254]. В работах Е.Ю.Артемьевой образ мира понимается как “интегратор” следов взаимодействия человека с объективной действительностью [5, 6].  С позиций современной психологии образ мира определяется как целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система “которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие” (Смирнов С.Д. Психология образа: проблемы активности психического отражения, М.: 1985) [5, 6]. Как отмечает О.А. Богпомочева: “образ мира генерируется всеми познавательными процессами, являясь в этом смысле их интегральной характеристикой” [5, 6]. При этом образ мира – “не склад инструментов, приемов и программ”, а живое начало, которое постоянно апробируется в деятельности, чтобы получить подтверждение своей адекватности миру. С.Д.Смирнов отмечает, что образ мира личности является универсальной формой организации его знаний, определяющей возможности познания и управления поведением [5, 6]. По мнению Берулавы, образ мира воплащается для человека в устойчивости его поведения, которое проявляется в конкретных действиях, оценках, поступках [5, 7].
Итак, теоретические и практические исследования в этой области дают нам основание придти к тому положению, что “образ мира”,  “концептуальная система” личности имеет многоуровневое и взаимопроникающее динамичное строение, которое постоянно подвергается перестойке и реорганизации в отношении содержания своих компонентов. Однако является стабильной в отношении видов и количества входящих в него основных компонентов, эллементов. И необходимость детального и точного изучения модели мира, концептуальной системы личности ставит задачу создания определенных, конкретных методов исследования. Всвязи с этим мы выдвигаем Концепцию/Теорию Системы Реальностей Личности(TPRS — TheTheoryofthePersonRealitySystem), о которой детально речь пойдет чуть ниже. Но прежде необходимо уточнить некоторые моменты, от которых зависит точное понимание далее изложенного материала:
1.        TPRS– это научный подход, метод дифференцации и презентации внутреннего психического пространства личности (модели мира, концептуальной системы) в целях оптимизации процесса диагностики и терапии путем “погружения в внутренний мир субъекта”, и не в коем случае не является самим методом терапевтического вмешательства.
2.         TPRSрасскрывает не то как сама личность воспринимает и познает мир, его миропониамние и мироощущение, а то как на самом деле может представить себе образ мира личности сам исследователь.
3.        TPRS, точнее система реальностей личности не является аналогом образа мира личности, а является его (образа мира) научной моделю, т.е. результатом его научного моделирования.
4.        TPRSявляется научной моделю образа мира, концептуальной системы личности, критерии дифференцации и дескрипции которой изымаются из плоскости вербальных и невербальных проявлений личности.
 
Приступая к изложениюTPRS,как метода исследования, дифференцации и дескрипции концептуальной системы личности, хочется также отметить, что далее изложеный материал  есть результат как теоретико-методических исследований, также клиничеких наблюдений автора в области немедицинской психотерапии.
 
Мы находим, что система реальностей личности являсь в некотором отношении субьективизированной “копией”Объективной Реальности (OR — ObjectiveReality) ивключающий в себя некие автономные продукты этих субъективизаций (например фантазии), “существует” в ней же, и представляет из себя некую систему взаимосвязанных и взаимопроникающих функциональных, семантических пространств (реальностей) со спецефичными психическими содержаниями, функциями и активностью.
Ниже приводим подробное описание последних же.
 
Объективная Реальность (Рис.1) это объективно существующий мир, система вещей которая не может быть до конца в точности отражена человеком. Как отмечают представители критической онтологии (HartmannN., PichlerH., JacobyG.и другие) – реальное бытие не может быть непосредственно воспринято, так как мы всегда остаемся в сфере нашего познания [4, 380-385].
 
/>
Рис.1. Объективная Реальность (OR).
 
Субъективная Реальность  (SR-SubjectiveReality) (Рис.2) это преломленная через структуру личности проекция ORв психике человека.   Всвязи с этим уместны утверждения критических реалистов о том, что мы непосредственно воспринимаем не сам объект, а нечто иное, а именно “носитель” знания, или “сущность” объекта, и эта “сущность” – не реальный предмет. По этому поводу Ф.Ницше  (F.Nietzche)  пишет, что “сущность”     вещи это лишь “мнение о вещи”  [4, 176]. Д.И.Дубровский отмечает: “Во всяком явлении СР (Субъективной Реальности – А.Н.Б.) нам дана информация об информации и целиком элиминирована какая-либо информация о ее носителе” [8, 99].
 Субъективная реальность же включает в себя 4 основных компонента: Социальная Реальность, Восприятие Субъективной Реальности Другого, Абсолютная Субъективная Реальность и Объективные Компоненты Субъективной Реальности, которые характеризуются  динамикой и взаимопроникновением. 
 
/>
Рис.2. Субъективная Реалность (SR).
 
Социальная Реальность  (SocR — SocialReality)(Рис.3) это точки соприкосновения, одинаковые содержания SRразных личностей. Последнее может проявится в виде коллективных убеждений, ценностей, мировоззрений и т.д. По словам Дж.Беркли (G.Berkeley), это и есть одновременность одних и тех же восприятий у многих людей, которые по его мнению и есть доказательство “реальности” этих восприятий [1, 261]. 
Выявление  особенностей SocRособенно важно для решения социальных проблем и/или проблем социальной сферы (социальные конфликты, управление персоналом, воспитание и поеревоспитание, профилактика и пенитенция, и т.д.; коллектив, семья, и т.д.).
 
/>
Рис. 3. Социальная Реальность (SocR).
 
Составной частью SRявляется также Восприятие Субъективной Реальности Другого (PSRA– PerceptionoftheSubjectiveRealityofAnother).Это можно проилюстрировать так: Aдумает или ожидает, что Bвоспринимает его как честного человека (механизм экспектации). PRSAявляясь продуктом функционирования обратной связи в процессе восприятия человека человеком в то же время и обеспечивает дальнейшее функционирование этой самой связи. PSRAименно та реальность которая является порождением процесса межличностного восприятия, межличностной перцепции и в то же время выступает как необходимое условие для восприятия и понимания человека человеком, и адекватость этого восприятия зависит от числа и соотношения эллементов Объективных Компонентов Субъективной Реальности и Абсолютнoй Субъективной Реальности входящих в него  (Рис.4).
Абсолютная Субъективная Реальность (ASR — AbsoluteSubjectiveReality) –этото, что можно назвать “нет истины вне Меня” или “вне Моего познания”.  Эточисто субъективные содержания и интерпретации, чисто субъективное представление того, что, либо в объективной действительности не проявляет одназначно свои особености и свою сущность и предпологает множество видов интерпретации, либо вообще не является конкретной данностью в объективной действительности или не имеет доказательств “своего существования”.
Объективные Компоненты Субъективной Реальности(OCSR — ObjectiveComponentsoftheSubjectiveReality)– это то содержание психики посредством чего осуществляется контакт, общение, посредством чего становится возможным прийти к компромису и взаимопониманию, это то содержание психики на что упираются механизмы социальной адаптации. Однако это характерно и для SocR, тогда  чем они друг от друга отличаются? Во-первых OCSRэто компоненты объективной реальности, а SocR — идентичные компоненты субъективной реальности нескольких или многих людей. Во-вторых, именно эта часть SRобеспечивает логическое мышление и самокритичность, объективное понимание сущности, функций и положения вещей, расскрытие объективной истины. Эта часть SRпредставляет особый интерес потому, что исполняет важную роль в процессе внутреннего развития личности и для позитивного внутреннего развития необходимо, чтобы личность с посредством OCSRпостоянно коректировала SR– напрямую воздействуя на ASRличности.  Если SocRв основном осуществляет функцию социалной адаптации, то OCSR– вообще функцию адаптации, и познания объективной и абсолютной истины.
 
/>
Рис. 4. Компоненты Субъективной Реальности (SR).
 
Обобщая  суть вышесказанного и принимая во внимание особенности человеческого восприятия можно утверждать, что идея феноменологического направления теории личности о том, что “поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности” является абсолютно истинным и справедливым требованием. А TPRSпозволит лучше представить и понять внутренний мир человека, моделировать ход его мыслей и причинность его поведения, облегчить диагностику и процесс терапии,  также воспитание личности в целом.
Литература
1.   Александров Г.Ф., Буховскоий Б.Э., Митин М.Б., Юдин П.Ф.(под ред.) История философии том 2, М.: “ОГИЗ Политиздат”, 1941
2.   Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики, М. 1980
3.   Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ, М. 2001
4.   Богомолов А.С., Мельвил Ю.К., НарскийИ.С.  Буржуазная философия кануна и начала империализма (под ред.), М.: “Высшая школа”, 1977
5.   Богпомочева О.А. Особенности образа мира у одаренных подростков  // Психологическая наука и образование #4  2006
6.   Бодалев А.А. Восприятие человека человеком // Хрестоматия по психологии, под.ред. А.В.Петровского, М.: “Просвещение”, 1987
7.   Гегель Г.В.Ф. Сочинения, в 14-и томах, М.-Л., 1929-1959
8.   Дубровский Д.И. Зачем субъективная реальность или “почему информационные процессы не идут в темноте? // Вопросы философии #3  2006
9.   Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, том 2, М.: “Педагогика”, 1983
10.   Лэнг Р.Д. Расколотое “Я”, СПб., 1995
 
 
ԱրմանՆ. Բեգոյան
հոգեբան, հոգեթերապևտ
www.armanbegoyan.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.