НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИБИРСКИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра социальной работы
Ануфриева Елизавета Юрьевна
СТРЕСС АККУЛЬТУРАЦИИ КАК ПРЕДМЕТПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ
(аттестационнаяработа)
Аттестационнаяработа Научный руководитель:
Допущенак защите Руденский Е.В.
«……»…………………….2004г. Научный консультант:
аттестационнаяработа защищена РуденскаяЮ.Е.
«……»…………………….2004г.
Председатель ГАК
_________________
Члены ГАК
__________________
__________________
__________________
НОВОСИБИРСК
2004
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические и методологические основы стресса аккультурации развивающейсяличности подростка……………………………………………..…….7
1.1. Феномен стрессааккультурации, как результата дефекта интерактивного культурогенеза личности……………………………………………………………7
1.2. Особенности стресса аккультурации в подростковыйпериод развития личности……………………………………………………………………………..….15 1.3. Анализ методов работы со стрессомаккультурации в психосоциальной практики…………………………………………………………………………….20
Выводы поглаве 1……………………………………………………………….…22
Глава 2. Разработка программынаправленная на успешное преодоление стресса аккультурации развивающейсяличности подростка в практике психосоциальной работы…………………………………………………………………………..24
2.1.Описание структуры эмпирического исследования……………….…...…....24
2.2.Констатирующий эксперимент……………………………………………….26
2.3.Описаниерезультатов формирующего эксперимента……………………….31
2.4.Контрольный эксперимент: анализ вторичной диагностики…………….…37
Выводы по главе2……………………………………………………………….....41
Заключение……………………………………………………………………..…...42
Литература………………………………………………………………………......43
Приложения………………………………………………………………………....46
Введение
Социальнаяработа является относительно новым направлением в сфере психологической помощиличности. Социальная работа, по определению Е.И. Холостовой, — особый виддеятельности, способствующий восстановлению или улучшению способностей людей,их качества жизни [14, 27с.].
Всвязи с расплывчатостью данного определения Е.И. Холостова далее разводитпонятия профессиональная социальная работа и непрофессиональная, что на нашвзгляд еще более усугубляет проблему предметной дифференциации социальнойработы.
Отсутствиечетких теоретических и методологических границ приводит современныхспециалистов в области социальной сферы к бездумному копированию технологий,методов и концепций в целом. Не меньшая путаница возникает при попыткахвыделения предмета социальной работы. При этом в качестве глобальной цели социальной работы выступаетпреобразование социальной действительности, создание максимальных условий дляполноценной жизнедеятельности человека, содействие его социализации.
Теоретикисоциальной работы предлагают путь реализации данной цели – оказание содействиячеловеку в культурном, социальном и психологическом развитии [15, 163с.].Однако как оказать это содействие специалисты умалчивают.
Такимобразом, можно говорить о реально существующем противоречии: активнаяреализация практических программ психологической помощи в рамках социальнойработы и отсутствие четкой методологической ориентации, что приводит квыполнению специалистами в области социальной работы функций психологов,психотерапевтов и консультантов.
Вслед за шведскими исследователями (Б.Ленннеер-Аксельтон и И.Тюлефорс)мы предлагаем рассматривать социальную работу как часть психосоциальнойпрактики. Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы клиента здесьвыступают в единствесоциального и психологического контекста.
Таким образом, именно интеграцияпсихологического и социального позволяет разграничить сферу социальной работыот смежных гуманитарных практик. И это позволяет реализовать цельпсихосоциального подхода – восстановитьутраченное равновесие между внутренней психической жизнью личности клиента и межличностнымиотношениями влияющие на его деятельность.
Данное состояние динамическогоравновесия между психодинамикой личности и социодинамикой общества подробноописано в работах Е.В. Руденского и обозначается как процесс адаптивногофункционирования личности [11, 54с.]. Способность к адаптивному социальномуфункционированию не присуща личности с рождения, а формируется в течениеонтогенеза. Причем каждый этап онтогенеза представлен специфической возрастнойзадачей, которая дает возможность развивающейся личности приобрести новоесоциальное качество.
Формирование новообразований связано свключением развивающейся личности в новое интерактивное пространство, котороеобладает культурной уникальной ситуацией. Культура выступает в качества совокупности отношений,которые сложились между людьми, нормы их поведения, ценности и установки.
Задача социального работника какспециалиста в области психосоциальной помощи способствовать культурогенезу личности. Концепция культурогенетическогоразвития личности основана на изученииинтерактивного культурогенеза, который обеспечивает развитие психокультурногопотенциала.
Психокультурный потенциал – это системное образование, включающее подсистемупсихологических механизмов и подсистему психологических техник осознаннойрегуляции этими механизмами, обеспечивающие полноценное социальноефункционирование [11, 57с.].
Такимобразом, культурогенез обеспечивает условия для интериоризации личностьюценностных ориентиров культуры общества. Неспособность развивающейся личности кизменению психологических техник регуляции социального функционирования связанос дефектом интерактивного культурогенеза. В работах Е.В. Руденского данноесостояние рассматривается как стресс аккультурации.
Стресс аккультурации связан сдефицитом психологических и культурных потенциалов личности, которыепрепятствуют адекватному социальному функционированию в рамках определеннойсоциокультурной системы.
Исходя из этого, мы сформулировали гипотезу нашего исследования:абилитация психологических и культурных потенциалов развивающейся личностибудет способствовать ее выходу изстресса аккультурации (т.е. личность приобретет способность к адекватномусоциальному функционированию).
Цельисследования: выявление путей преодоления стресса аккультурации уразвивающейся личности в рамках психосоциальной работы.
Задачи исследования:
1. рассмотреть феноменологию стресса аккультурации какрезультата дефекта интерактивного культурогенеза личности;
2. анализ особенностей стресса аккультурации вподростковом периоде развития личности;
3. анализ методов работы со стрессом аккультурации в психосоциальной практики;
4. проведение констатирующего эксперимента;
5. разработка и апробация коррекционно-воспитательной программыабилитации психологических и культурных потенциалов развивающейся личностиподростка;
6. исследование изменений в личности подростковэкспериментальной группы по итогам проведенной программы (контрольныйэксперимент);
7. анализ результатов эффективности разработаннойпрограммы абилитации.
Объект исследования: стресс аккультурации развивающейся личностиподростка.
Предмет исследования: социальноекачество развивающейся личности подростка, которое определяется уровнемразвития психологических и культурных потенциалов.
Теоретическая база исследования:
1. культурогенетическая концепция социально-педагогической виктимологии, разработанная Е.В.Руденский;
2. исследования психологии личности подростка:А.В.Петров, Н.Ю. Максимова, Е.М. Борисова, В.Г.Степанов, Р.Т. Байярт, Л.Анн.
3. исследования в области интерактивной психологии: Э.Гоффман, Дж. Мид, Г. Блюмер.
4. культурно-генетическая теория развития личности Л.С.Выготского.
В качестве методов исследования мы использовали:
o теоретическиеметоды (анализ психологической, социально-психологической литературы,материалов и публикаций периодическойпсихологической печати, изучениепсихологического опыта по проблеме исследования);
o эмпирическиеметоды (наблюдение, изучение документов, беседы, психологическая диагностикауровня развития личности, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент).
База эмпирического исследования –комплексный центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня».
Глава 1. Теоретические и методологические основыстресса аккультурации развивающейся личности.
1.1.Феномен стресса аккультурации, как результатадефекта интерактивного культурогенеза личности.
Исследованиясоциологов, социальных психологов, культурологов и специалистов в областипсихологии развития личности, осуществленные в течение последних пяти лет в России убедительно доказывают наличие несоответствия уровня развития культурногопотенциала личности кульутрно-психологической ориентации общественных процессов. Это несоответствие обусловило массовую манифестацию дефицитарной деформации личности, одной измодальностей которой является психокультурнаядеформация личности. Особенно яркиедебюты манифестации психокультурнойдеформации личности отмечены в среде учащийся молодежи «кризисного возраста» — подростков. Здесь одновременно с ростом агрессивной делинквентности, различныхформ социальной девиации, жесткой агрессивности и деструкции межличностныхотношений, резко выросли аддиктивные формы поведения на фоне прогрессирующей экзистенциональнойфрустрации и ноогенного невроза [11,63с.].
Психологические и социальные утраты, которые понесли людинашей страны и стран СНГ в результате рецидивирующей модернизации социокультурнойсистемы общества, выдвигают проблему психологии дефицитарной деформацииличности в ряд наиболее актуальных и социально значимых проблем развития и практическогоприложения психологии.
Психологическое исследование дефицитарнойдеформации личности подростка и дефицита психокультурного потенциала представляетинтерес для психологии развития, акмеологии, возрастной и педагогическойпсихологии, психологии юридической и политической.
Дефицит психокультурного потенциала личности – этореальное нарушение психологического механизма рефлексии и психологическойтехники переживания [11, 69с.].
Данный дефицит определяет невозможность дляличности подростка конструктивно разрешить трудную ситуацию; осознание этойневозможности трансформирует трудную ситуацию в кризисную. В результатевозникает деструктивное напряжение в виде эмоционального дискомфорта, тревоги ит. д. Аккумуляция этого напряжениясоздаёт интрапсихический фактор риска деформации: возникает сильное полеэмоционального напряжения, деформирующее нестабильные Я – системы подростка.
Дефицитпотенциалов создает угрозу полноценному социальному функционированию идеформации личности подростка под воздействием бинарного стресса - одновременно под воздействием стрессанаходятся и интрасубъективность личности подростка (стресс аккультурации) и интерсубъективность (социальный стрессобщества).
Такая ситуация определяется в психологии как экстраординарная ситуация развития личности.
Динамика распространения экзистенциональной фрустрациии ноогенного невроза оценивается весьма часто с биогенетической позиции,игнорируя практически культурогенные факторы. Хотя в работах психоаналитиковсоциально-психологической ориентации, и прежде всего К. Хорни, Э. Эриксона, Э.Берна, неврозы и фрустрации обосновываются как следствия нарушенногокультурогенеза личности. Впервые необходимость в таком развитии научного знания о природе социальнойдефектности личности была высказана Л. С. Выгодским.
Материалы исследования,проведенного в городе Новосибирске в 1995-2000 годах, показывают наличие в среде подростков социальной дефектности развития, имеющей культурогенетическое основание.Таким культурогенетическимоснованием кризисной психологии развитияподростка является нарушенный интерактивныйкультурогенез личности – механизм, ориентированный на формированиеинтрасубъектного социального качества личности – его психокультурного потенциалав форме психологических техник осознанной регуляции механизмами социальногофункционирования личности, обеспечивающих её интеграцию в обществе [11, 116с.].
Культурогенез личностиподростка – это системный интегрированный процесс освоения ценностей культурыкак главных регуляторов развития личности как субъекта [11,124с.].
Основукультурогенеза составляет культурация. Культурацияесть интериоризация ценностей культуры.
Этоозначает: уровень культурогенеза личности определяется тем, какие ценностикультуры определяют его культурацию.
Нарушенныйкультурогенез личности, или культурная дефективность личности, возникает приусловии:
A. нарушения интрапсихического культурогенеза — психологическая деформация личности;
B. нарушения интерпсихического культурогенеза — социально– психологическая деформация личности;
C. нарушения интерактивного культурогенеза – социально –педагогическая деформация личности.
Такимобразом, психологическую деформацию развивающейся личности подростка формируетсистема взаимосвязанных дефицитов, а именно:
— дефицитинтерсубъектных потенциалов личности;
— дефицитинтрасубъектного потенциала личности;
— дефицитидентификации;
— интерактивныйдефицит.
Отмеченныедефициты образуют «квадра – синдром психологической деформации развивающейсяличности подростка». Дефициты, в итоге своей интеграции блокируют трансформациюкак результирующий психологический механизм развития личности и формируюткризис самоактуализации личности. Стагнация трансформации разрушает динамическоеравновесие в системе «Личность и общество» [11, 110 с.].
Характержизнедеятельности для многих людей вРоссии все более и более приобретает качество критической ситуации.
Критическаяситуация жизнедеятельности личности,которая сложилась в настоящий момент в России, актуализировала проблемы, связанные с дефицитарной деформацией личности. И, прежде всего, проблемыпсихокультурной деформации личности, так, как это обстоятельство определяеткачественные характеристики переживанияи преодоления критической ситуации своей жизнедеятельности в современныхусловиях.
Кчислу наиболее значимых для личности проблем относятся проблема идентификации,проблема адаптации, проблема самоактуализации и социального функционирования. Их разрешение в условиях, когда личностьимеет психокультурную деформацию развития, весьма затруднительно для реализации задачи полноценного социальногофункционирования личности. Экспериментальные исследования 4752 подростков ввозрасте 12-17 лет (по классификации Д.И.Фельдштейна) показали, что Дефицитарная деформация личности подростка как особое состояние её развития определяетсяследующими признаками:
1. субъективнойнеудовлетворенностью. Субъективнаянеудовлетворенность является следствиемфрустрации основных социогенных потребностей личности, определяющих еёсоциокультурное развитие.
2. утрата идентичности.Хроническое переживание страха, опасений, тревожности, стрессы иразличного рода фрустрации могут приводить к нарушению осознания себя, своейидентичности зачастую даже в направлении деперсонализации, и к формированиюнеадекватной самооценки.
3. дезинтеграцияиндивидуальной «Я-системы» какследствие конфликтного функционирования интрасубъектных и интерсубъетных компонентов.
4. утрата психокультурной аавтономности(независимости). Формирование мультикультурной системы общественной жизни, интенсивноепроникновение инокультурных компонентов в Я- систему личности и не готовностьличности к их интеграции определили формирование психокультурного конформизма.
5. неадекватное восприятие реальности (действительности). Широкоераспространение самых разнообразных форм экзистенциональной фрустрации инастроения социального писсемизма являются реальным подтверждением фактанеадекватного восприятия дей ствительности.Пораждаемое этим явлением состояние социального дискомфорта и социальнойизолоированности личности, чаще всего становятся причинами психологическогопорядка, которые приводят личность к аддиктивной зависимости от наркотиков илиалкоголя.
6. неадекватноесамопознание, само переживание и самооценка. Само переживаниеакцентировано в депрессивном измерении или в повышенной тревожности, чтоприводит к формированию комплекса неполноценности в процессе самопознания, аиногда, наоборот, к сверх компенсации.
7. снижениетолерантности к фрустрации. Ттолерантность бывает сниженной, что, несомненно, связано суже упоминавшейся пониженной целостностью личности, с ослабленной автономией,недостатком само доверия и с недооценкой себя.
8. нарушеннаярезистентность по отношению к стрессу. Пониженная устойчивость к нагрузкамобусловлена хроническим накоплением стрессовых ситуаций, которые в существенноймере нарушают целостность" личности, уравновешенность психическихпроцессов и сознательную регуляцию деятельности. патогенная и деструктивнаясоциальная адаптация. Она проявляется в формах поведения, связанныхс риском для жизни личности илиобращение к образу жизни характерному для социальных инфантилов и социофобов.
9. агрессивнокомпенсирующие самоутверждение. Агрессивно — компенсирующее самоутверждение выражается в ростеконфликтности социокультурных интеракций личности, в конфронтации в жизненнозначимых для неё сферах.
Культурный потециал личности проявляется в следующем:
1. в характере и культуре познания, то есть определяетпуть постижения, интерпретации себя, других людей и событий.
2. в своеобразии эмоциональной устойчивости, то есть, вхарактере колебания, импульсивности и свойств эмоционального выражения.
3. в интрапсихическом функционировании личности,проявляющемся в способности управлять интрапсихическими конфликтами.
4. в своеобразии психологических механизмов осознаннойрегуляции и, прежде всего, рефлексии.
Культурныйпотенциал личности не только накладывает отпечаток на шесть жизненно важныхсфер проявления личности: Я-концепции; взаимоотношения; трудовая деятельность;эмоции; самоконтроль; сознание, но и определяет психологические ресурсыадаптивных возможностей личности.
Адаптацияможет рассматриваться как результат соответствия культурного потенциала личности культурному эталонуидентификации, который принят в конкретной интерактивной системе общества.
Дефициткультурных и психологических потенциалов личности, а это особенно явнопроявляется в условиях подросткового кризиса, нарушает неустойчивое динамическое напряжение Я-системы личности.Внешним по отношению к личности подростка индуктором нарушения неустойчивогонапряжения Я-системы является аккультурация.
Аккультурация– этопсихологический процесс, характеризующий кризис развития личности подростка каксмену ценностных ориентиров культуры детства на ценностные ориентиры культурывзрослых.
Дляреализации задачи психосоциального перехода личности необходимо произвести психологическую аккультурацию. То естьосуществить переход от одной системы психологической регуляции (в данномслучае, приемлемой для культуры детства) к другой психологической системерегуляции. Возникает стресспсихологической аккультурации – психокультурный и психосоциальный кризис [12,15с.].
Стрессаккультурации новое явление для возрастной, педагогической психологии, так же как и новым является этотфеномен для психологии развития, психологии личности. Стресс аккультурации как динамическая характеристика наиболее острых и патогенныхформ возрастного кризиса, переживаемого подростка, связан с утратой культурыдетства и дефицитом культурных и психологических потенциалов, необходимых дляовладения требованиями, предъявляемые культурой взрослых.
Динамика стресса аккультурации у подростков осложняется социально- стрессовым состоянием российского общества.
Это проявляется в тотальном распространении конфликтности,жестокости обращения с детьми, в росте тенденции суицидальных попыток у подростков,в распространении наркомании, проституции, алкоголизма, в распространениинациональной нетерпимости, в инфляции духовных и нравственных ценностей, втенденции формирования декультурацииличности.
Декультурация личности означает реальное её существование вобществе только благодаря физиологическиммеханизмам регуляции и полный распад социоадаптивного, смыслового иэкзистенционального уровней регуляции. Распад социоадаптивного, смыслового иэкзистенционального уровней регуляции личности привел к распаду её интерактивных связей с культурой, социальными группами и другими значимымиличностями. И это связанно в первую очередь с дефектом осознанной регуляции процессами и механизмами социальногофункционирования личности.
Декультурация личности – эторазрушение психологического механизмасознательной регуляции процессов социального функционирования. Декультурацияличности создает факторы риска психокультурной деградации человека [12, 16с.].
Аэто означает, что возникла угроза культурного развития самой личности,культурации её психики, а значит и угрозасамому факту существования культуры и личности в российском обществе.
Стресс,возникающий в процессе аккультурации может привести к следующим психокультурнымдеформациям личности подростка — социофилии, социопатии, социофобии.
1.2.Особенности стресса аккультурации в подростковый период развития личности.
Процесс аккультурации является естественным явлением социокультурной реальности. Вчастности в период подросткового возраста возникает объективная необходимость кизменению культуры детства на культуру взрослых. Этап подросткового возрастаактивно рассматривался многими учеными, и как признают специалисты, данный периодтрадиционно считается самым сложным этапом онтогенеза. Так, например, что врезультате исследований, осуществленных в Институте психологии личности, более87% подростков имею дефициты удовлетворения социогенных потребностей и более78% — дефициты условий развития, то к деформирующему влиянию бинарного стрессанеобходимо добавить деформирующее воздействие фрустрации социогенных потребностей.
По данным«горячей линии», которая работала на протяжении трех лет в Институте психологииличности (1995-1998 годы) в Новосибирске ежедневно 20-25 подростков в возрастеот 13 до 16 лет совершают попытки самоубийства, более 10 человек ежедневно в состоянии аффекта совершают «передозировку»при приеме наркотиков. Каждый второй случай кончается летальным исходом. Вкаждой второй семье, обратившейся в Институт психологии личности, существуетагрессивная оппозиция в отношениях между родителями и подростками. 67%подростков, обследованных психологами Института психологии личности, постояннонаходятся в состоянии стресса или прогрессирующей фрустрации. У более чем 70% отмечена тенденция к ростуагрессивности, 90% имеют дефект эмоционально-волевой регуляции, что затрудняетих адаптацию в интерактивной системе образования [11, 48с.].
Все этосвидетельствует об особой уязвимостиличности подростка к воздействию виктимогенных факторов. Так Руденский Е.В. рассматриваетстресс аккультурации как психологический механизм дефицитарной деформацииразвивающейся личности подростка [12, 19с.].
Речь идет о несоответствие психосоциального статусаподростка тем требованиям, которые предъявляет к нему социокультурноепространство. Причем феноменология проблемностей данного периода достаточноразнообразна: от проблем первой любви дориска аддиктивного поведения. Поэтому дополнительно рассмотрим период подростковогокризиса, который соответственно возникает в подростковом возрасте.
Задачи подросткового возраста:
1. сепарация от родителей, обретение психологическойнезависимости;
2. профессиональное самоопределение;
3. преодоление кризиса идентичности;
4. обретение зрелой сексуальности, адаптация к ней;
5. попытки найти решение сути экзистенции [5, 23с.].
Инымисловами, задачи подросткового возраста связаны с самоопределением в трехсферах: сексуальной, психологической и социальной. Отсутствие жизненного опытаи еще не четкая направленность развивающейся личности приводит к наличию рядатрудностей на пути решения данных задач.
Особенностиличности подростка:
Я-концепция. Я-концепция как концепция самого себя в подростковом возрастепретерпевает значительные изменения: становится более конкретной иреалистичной. Составив представление о себе, подросток должен оценить полученнуюи информацию. Начальный этап подросткового кризиса характеризуется обострением самокритичности,что создает особую категорию уязвимости личности подростка.
Эмоциональная сферахарактеризуется высокойвозбудимостью, резкой сменой настроения, что связано с перестройкойгормональных и физиологических процессов. Наиболее неустойчивый период с 12-14лет.
Когнитивные способности. Формированиеспособности к анализу собственных мыслей, что создает объективную основу дляразвития идентичности. Формируется эгоцентризм, что проявляется в мифесобственной исключительности и ощущения публичности собственной жизни [9, 247с.].
Чувство взрослости – особая сторонасамосознания, проявляющаяся в желании подростка получать признание своейнезависимости и самостоятельности. Подросток претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет наконфронтацию, отстаивая свою позицию [4, 89с.].
Подросток, претендуя нановые права, старается расширить свои и ограничить их у взрослых; имеяобостренное чувство собственного достоинства. Осознает себя человеком, которогонельзя подавлять. Это приводит к активному протесту против ограничениясамостоятельности (опека, контроль со стороны родителей). Подросток активностремится к равноправию. Однако взрослых сдерживает ряд факторов при переходе кновому стилю взаимодействия.
Таким образом, анализподросткового кризиса показывает, что данный период полон противоречий исложностей. В этот момент частично завершается строение целостности личности иформирование ее социального качества от того, как подросток решит основныезадачи подросткового возраста, зависит вектор его дальнейшего социальногофункционирования. Процесс конструирования собственной автономности создаетситуативную уязвимость личности, это связано со сменой стратегий социальногофункционирования (состояниемаргинальности – отказ от одной и непринятие другой). В этот период возникают следующие типичные проблемыподросткового возраста:
1.
2.
3.
4.
5.
Данныепроблемы подростку, бесспорно, невозможно решить за счет собственного опыта, так как он ещесравнительно беден. Однако, подросток переживающий стресс аккультурации подвоздействием внутреннего и внешнего воздействия болезненно реагирует на любоепосягательство к его личной сфере, и в первую очередь это касается родителей.
В современнойсоциально-психологической практике подросток имеет возможность обратиться кспециалисту – школьному психологу, социальному работнику или социальномупедагогу. Но тут вновь возникают проблемы.
Детский практический психолог, работая в школе, имеетдело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст учащихся не встатистики, а в динамики он наблюдает, как дети переходят от одной ступенионтогенеза на другую, более высокую.
Помочь этому переходу – одна из сложнейших задачшкольного психолога.
Многогранное интеллектуальное и личностное развитиеучащихся требует создания оптимальных психологических и педагогических условий,обеспечивающих полноценное и эффективное прохождение детьми каждого возрастногопериода и тем самым способствует реализации их индивидуальных творческихпотенций.
Л.С. Выгодский рассматривал возраст как относительнозамкнутый период развития значение, которого определяется его местом в общем,цикле развития, и в котором общи циклы развития находят всякий раз качественносвоеобразное выражение.
Тот или иной возрастной период сензитивен к развитиюопределённых психологических процессов и свойств, психологических качествличности, а потому и к определённому типу воздействия. Поэтому ребёнок накаждом возрастном этапе нуждается в особом к себе подходе [8,67с.].
В школе никто не занимается специальной организациейдеятельности общения. Это важное условие развития личности пущено насамотёк — как у кого из подростков оносложится – взрослых мало волнует, главное, чтобы дети учили уроки. Даннуюситуацию можно представить как нарушение логики социализации, так как многие специалистызабывают, что «…образовательный процесс органически должен включатьучебно-образовательную и социально-педагогическую деятельность…» [13, 18с.].
Поэтому перед психологами и социальными работникамивстаёт важная задача: специально организовать ведущую для подростковдеятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества,взаимного доверия.
Т.П. Скрипкина раскрывает закономерности доверия клюдям в старшем дошкольном возрасте, обосновывает понимание вовлеченности как социально-психологическогомеханизма социализации, за счет актуализации интерактивного механизма развитияличности. Именно доверие какспецифическая форма социально-психологический отношений отражает уникальнуюпозицию личности в социуме — безопасность и ситуативная полезность общества [13,28с.].
Именно дефицит доверия у развивающейся личностиподростка приводит к формированию системы дефицитов культурных ипсихологических потенциалов, а так