САНКТ-ПЕТЕРБУРСКИЙТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра философии и политологии
Контрольная работа
По курсу:
«Психология и педагогика»
Тема:
«Структура характера. Акцентуацияхарактера»
студентки ____ курса ________факультета
___________ отделения _________группы
Зокоевой Олланы Олеговны №24123-з
2006г.
План
1. Введение 3
2. Общее понятие о характере 5
3. Структура характера 7
4. Акцентуация характера 14
5. Заключение 20
6. Список литературы 22
Введение.
Слово «характер» в переводе с греческого означает«печать», «чеканка». В характере запечатлены, отчеканены основные, наиболеесущественные черты каждой личности, которые устойчиво проявляются в поведениичеловека. Соответственно, характер это иерархизированная, упорядоченная совокупностьустойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которая формируетсяв процессе жизнедеятельности и проявляется в способах типичного реагированияличности в деятельности, поведении и общении.
Чтобы понять качественные особенности характерачеловека, недостаточно говорить только о круге или широте тех впечатлений, атакже разнообразии его деятельности и практического отношения к миру, которыеформируют характер. Важно раскрыть, какого рода впечатления, в каком направлениивоздействия жизни и интересы формируют характер.
Характер представляет собой целостное образование,психический склад личности. Это и есть, своего рода, структура, состоящая из известных компонентов, звеньев,которые характеризуют те или другие черты поведения человека. В содержаниихарактера может выдвигаться на первый план то один, то другой компонент, взависимости от склада жизни различных, людей, воспитательных воздействий итребований окружающей действительности.
Каждый человек, представляя собой личность, находитсяв определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Этиотношения определяют поведение, моральный облик личности. Понятно, что вповедении человека, в его практической деятельности всегда выражается егоотношение к явлениям и предметам действительности. Таким образом,индивидуальное своеобразие отношения конкретной личности к окружающему мируобусловлено общественными отношениями, особенностями воспитания и обучения.Внешние условия, в которых находится человек, и определяют формирование чертего характера. Два человека с натурами первоначально сходными, могутвпоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другой стороны, сходствожизненных обстоятельств может выработать сходные черты, реакции у людей в корнеразличных.
Люди отличаются друг от друга независимо от того,каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человекотличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики другихлюдей.
Черты, определяющие индивидуальность человека, могутбыть отнесены к различным психическим сферам: 1) сфера направленности интересови склонностей, 2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.
Наряду с понятием «черты характера», «особенностихарактера», существует и понятие «акцентуация характера». Усиление степениопределенной черты всегда предполагает акцентуацию характера.
Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальныечерты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние.
Акцентуацияявляется важным инструментом, определяющим психологию характера.
Общее понятие о характере.
Характер — это сложившийся и укрепившийся под влияниемжизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и в целомповедения человека. Стиль или характерная для личности манера поведения,являясь формой, выражает определенное содержание — типичные отношения кдействительности. В стиле поведения необходимо видеть единство формы исодержания.
Когда говорят о характере личности, то в первуюочередь имеют в виду отношение человека к окружающей действительности, людям ик самому себе. Об одном человеке говорят, что он проникся общественными целями,понимает задачи, которые ставит общественное развитие, активно участвует врешении этих задач, внимательно и чутко относится к людям, уверен в своихсилах, скромен в своем поведении. Другой, преследует свои, эгоистические цели,во всем ищет только выгоды для себя, проявляет жадность, высокомерно ипрезрительно относится к людям, игнорирует их интересы, чувства, самоуверен,груб и невыдержан. Характер того и другого человека выражает определенный складего потребностей и интересов, стремлений и целей, идейных и моральныхустановок, чувств и волн, проявляющихся в избирательности его деятельности иповедения, отношениях и манерах поведения.
Однако в системе взаимосвязанных свойств моральныеубеждения, установки и привычки занимают центральное место в характеречеловека. Не случайно на протяжении веков нрав и характер отождествлялись. Идействительно, в характере каждого человека проявляется, прежде всего, егоморальное лицо. От моральных свойств личности зависит и то, какими путями онаидет, как выполняет свою роль в обществе, в конкретном коллективе, наконец, всемье.
Наряду с моральными установками в социальном поведениии деятельности существенное значение имеют волевые качества человека. Вотпочему слабоволие рассматривается обычно как бесхарактерность. Итак,морально-волевые свойства личности составляют действительный хребет характера.
Отношения индивида выливаются в своеобразную, типичнуюдля него и родственных с ним по складу психики людей форму. Так, у однихдоброта, например, выступает в форме сентиментального сюсюканья и снисхожденияк недостаткам и слабостям, у других — в деятельном участии и непреклоннойтребовательности, способствующей преодолению слабостей людей. Или два человека,например, имеющие общее содержание направленности, могут проявлять себяпо-разному: один — выступать как горячий деятель, а другой — как спокойныйрассудительный работник.
Поэтому более полно характер можно определить каксвоеобразный психический склад человека, отражающий историю влияний внешнихусловий жизни и воспитания и проявляющийся в специфических для данного человекаотношениях к действительности и в манере держать себя, в особенностях социальногоповедения личности.
Нельзя представить себе, что характер есть некаянадстройка над процессами восприятия, мышления, чувств и воли; он и не естьнекое среднее арифметическое разнообразных психических явлений. Характерпредставляет собой своеобразный, в зависимости от жизненных влияний, целостныйсклад или систему свойств личности: направленности и воли, интеллектуальных иэмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни идеятельности.
От диапазона интересов и разнообразия деятельностилюдей зависит полнота и сила их характера. Там, где жизнь личности ограниченаузкими рамками, не выходит за пределы дома и палисадника, изолирована отосновного направления общественного движения, там, естественно, формируетсяограниченный, косный характер. Наоборот, там, где люди получают богатыевпечатления, активно участвуют в решении общественных задач, живут полнокровнойжизнью, формируется сильный и цельный характер. У индивида, например, жизнькоторого охватывает обширный круг разнообразной деятельности и различных видовпрактического отношения к миру и является, таким образом, многостороннейжизнью, — у такого индивида мышление носит такой же характер универсальности,как и всякое другое проявление его жизни. Чтобы понять качественные особенностихарактера человека, недостаточно говорить только о круге или широте техвпечатлений, а также разнообразии его деятельности и практического отношения кмиру, которые формируют характер. Важно раскрыть, какого рода впечатления, вкаком направлении воздействия жизни и интересы формируют структуру характера.
Структура характера
Определить структуру или строение характера человека —значит выделить в характере основные компоненты или свойства и установитьобусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии.
Характер представляет собой целостное образование,психический склад личности. Но это целое состоит из известных компонентов,звеньев, которые характеризуют те или другие черты поведения человека.
В характере как целостной системе мотивов и способовповедения при тщательном анализе всегда можно выделить основные звенья системы,которые актуализируются внешними воздействиями и которые характеризуютповедение человека в данных условиях жизни.
И. П. Павлов, подвергая резкой критике гештальтистов,указывал, что никто не сомневается в целостности характера, а между тем «никтоне мешает эту целостную систему разложить».
В целом отдельные черты получают различное значение:одни выдвигаются, другие замаскировываются, отступают на другой план и т. п.Это само собой разумеется. Но все-таки ведь нужно различать и эти черты. Вконце концов, если вы анализируете лицо, вы должны сказать, что по таким-точертам его нужно характеризовать тихим, спокойным, вздорным, нежным и т. д.Значит, без частей ничего не разберешь. То же самое пример с характеромчеловека. Если представить врозь отдельные черты, то, конечно, характерачеловека не определить, а взяв систему черт и разобравшись в этой системе, одничерты выдвигаются на первый план, другие еле-еле проявляются, затираются и т.д.
Динамика характера зависит от динамики внешнейдействительности, от требований, которые предъявляются человеку, ситуации, вкакой он находится, а также от качества самого характера, личности в целом.Поэтому структуру характера нужно рассматривать всесторонне, анализироватьповедение в различных ситуациях жизни, и не вообще, а в связи с историей жизнии воспитания человека. В структуре сложившегося характера человека следуетвыделять, прежде всего, две стороны: содержание, или мотивационную сторону, иформу характера, или способы, манеры поведения. При этом нужно отметить, чтовыделение формы и содержания как отдельных сторон характера является несколькоискусственным, оно диктуется только удобством анализа. В действительности содержаниеи форма характера неотделимы друг от друга, они составляют органическоеединство, то, что и отличает данного индивида от других.
При анализе структуры характера содержание отношенийличности к объективной действительности должно выдвигаться на первый план, какведущая сторона характера, отражающего общественное влияние, составляющаяжизненную позицию личности (потребности, интересы, идеалы и социальныеустановки индивида), складывающуюся в процессе реальных отношений личности вобществе.
Содержание характера проявляется в форме определенныхиндивидуально-своеобразных эмоций, интеллектуально-волевой или импульсивнойактивности, в виде сложившихся манер поведения и действий, привычек,динамических особенностей поведения и деятельности человека.
В содержании характера может выдвигаться на первыйплан то один, то другой компонент, в зависимости от склада жизни различных,людей, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности.Так, для человека склонного к предпринимательству, на первом плане стоитинтерес к материальному благополучию, все другие мотивы отодвигаются на заднийплан. У него выдвигается на первый план страсть к наживе, которая определяетвсе его поведение и деятельность, содержание чувств и направленность воли, каки другие проявления характеру.
У людей связанных с интеллектуальной деятельностью,при самом большом разнообразии их характеров все же на первый план выдвигаетсявысокий уровень сознательности и забота о развитии общества.
В сформировавшемся и нравственно устоявшемся характереведущим компонентом является система убеждений. Убеждение — это система твердыхпрочувствованных взглядов на жизнь, сложившаяся у человека в определенныхусловиях жизни и воспитания, на основе восприятия человеком идей своеговремени.
Убежденность определяет принципиальность поведениячеловека, непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важностидела, которому человек отдает все свои силы.
Убежденность проявляется в таких чертах характера, какцелеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе идругим. Убежденный человек способен в самые тяжелые минуты
испытаний проявить максимум сил для достижения общественно значимых целей.
Потребности и интересы определяют избирательностьотношений к различным сторонам жизни и деятельности человека, они сказываютсяна всем облике поведения. В зависимости от доминирующих потребностей иинтересов складывается своеобразный характер человека. Доминируют ли духовныеили материальные потребности и интересы — это определяет не только характерпомыслов и чувств личности, но и направленность ее дел. Один живет для того,чтобы есть, другой ест для того, чтобы жить, а жизнь рассматривает какобщественно полезную деятельность, творческую активность. Есть люди, которыестановятся рабами вещей, они живут для того, чтобы приобретать вещи, и этоведет в конечном итоге к обеднению духовного мира личности и нравственномурастлению.
Когда говорят о характере, то, прежде всего, имеют ввиду нравственные и эмоционально-волевые качества личности. Однако иинтеллектуальные свойства человека накладывают свою печать на характер ипридают ему определенное своеобразие. Обладает ли человек тонкойнаблюдательностью или нет, гибким умом, благодаря которому он быстроориентируется в изменяющихся условиях, или, наоборот, косностью и инертностью,наконец, глубиной анализа явлений или поверхностностью подхода к вопросу — всеэто характеризует личность с качественной стороны.
Воля в структуре характера. Стержнем сформировавшегосяположительного характера, являются морально-волевые качества личности. Человек,обладающий сильной волен, отличается определенностью и большойсамостоятельностью. Он решителен и настойчив в осуществлении поставленныхцелей. Наоборот, безвольный человек обычно считается слабохарактерным. Даже прибогатстве знаний и разносторонности способностей такой человек не можетреализовать всех возможностей, которые содержатся во внешних условиях и вовнутреннем мире собственной личности.
Вместе с развитием воли крепнет характер человека.Человек начинает поступать более адекватно внешним условиям и собственнымжизненным установкам.
Если ребенок проявляет импульсивную активность, т. е.склонность действовать и поступать под влиянием одного побуждения или поподражанию, то взрослый волевой человек способен самостоятельно приниматьрешения, соотносить импульсы со всей сложностью ситуации, в которой оннаходится, и поступать сознательно, с учетом последствий своих действий.
Волевой характер отличается определенностью,постоянством и самостоятельностью, твердостью при следовании к намеченной цели.
Чувства — это эмоциональные отношения к различнымсторонам природной и социальной жизни. Когда говорят о характере, обычнообращают внимание не только на волевые, но и на эмоциональные свойстваличности. И это понятно: человек довольно колоритно всегда себя выражает черезсвои чувства. Что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен — все этохарактеризует его действительную жизненную позицию. Чувства органически связаныс определенными потребностями и интересами, представлениями и понятиями,вкусами и привычками.
От того, как сложился психический склад, отражающийобраз жизни, зависит характер проявляемых чувств. Чувства, выражая личность,являются в то же время показателем качественных особенностей характерачеловека. В зависимости от склада характера, воспитанного социальным окружениеми сложившимися условиями жизни, человек может проявлять страстное илихолодно-рассудочное отношение к явлениям действительности, иметь высокийуровень развития моральных, эстетических и интеллектуальных чувств или,наоборот, бедный спектр чувств и проявлять несдержанность, грубость,эффективность.
Характер проявления чувства зависит от степениразвития «социально-этических тормозов», от степени развития волевойсаморегуляции. Один может быть по природе чрезвычайно эмоционально возбудимым,но умеет сдерживать себя; другой, наоборот, может иметь не столь сильнуювозбудимость, но распускает себя.
Динамической стороной характера является темперамент,выражающий тип высшей нервной деятельности. Темперамент определяет в характеретакие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, большаяподвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемойактивности, общительность или не общительность, даже замкнутость, легкость илитрудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность.
Темперамент сказывается и на других проявленияххарактера, например на тонусе чувств, выразительности движений и речи; онсказывается на волевых и интеллектуальных проявлениях и на трудовойдеятельности в целом, в способности выполнять работу, требующую терпения ивыносливости, и т. п.
. В зависимости от свойств характера, приобретенныхпривычек и навыков картина поведения представителей тех или другихтемпераментов изменяется. И. П. Павлов, очевидно, это имел в виду, когдаотличал флегматиков деятельных от флегматиков ленивых. То же самое можносказать и о сангвиниках, из которых один может выступать как активный деятель,а другой — как пустой, суетливый болтун, от безделья и отвращения к серьезномутруду ищущий пустых развлечений. Картина поведения того и другого флегматика,того и другого сангвиника зависит от характера человека, в который включен тотили иной темперамент.
Итак, все компоненты психического склада органическисвязаны и взаимодействуют друг с другом в целом характере личности, так что вдействительной жизни человека бывает очень трудно отделить одно от другого. Отособенностей сочетания свойств или черт зависит качество характера.
Полная структура характера будет считаться раскрытойтогда, когда будет найдено закономерное соотношение основных черт характера. Эту проблему в отечественной психологии поставилА. Ф. Лазурский'.
А. Ф. Лазурский справедливо заметил, что существуютзакономерные зависимости между простейшими наклонностями, присутствие одной изних всякий раз способствует возникновению другой, так или иначе связанной сней. Отсюда обнаружение одной наклонности позволяет предсказать наличие другой.Он отмечает различные виды отношения наклонностей: родство, взаимодействие,причинная зависимость, непосредственная и опосредованная связь, а такжеопределяет и противоположные наклонности.
В качестве примера сочетания наклонностей он приводит:быстроту сосредоточения внимания и быстроту принятий решений, психомоторнуюзадержку и произвольное управление мыслями и чувствами, сильные ипродолжительные чувства с серьезностью, среднюю силу чувств и быструю их сменусо склонностью к веселью и оптимизму и т, д.
П. Г. Левантовский на основе данных самооценокучащихся и их оценок со стороны учителей, используя количественные оценкиизучаемых черт с последующим вычислением матрицы ннтеркорреляций и применениемфакторного анализа, установил закономерные связи между определенными гнездамичерт характера и в пределах гнезда. Так, например, установлена связь созначительными положительными весами между следующими волевыми иэмоционально-экспрессивными проявлениями характера: энергичный, инициативный,самостоятельный, глубокий, любознательный, решительный, настойчивый, подвижный,живой, веселый. Имеется и противоположная картина сочетаний черт: мягкий,ровный, тихий. В отношении к людям выявлена такая связь черт: вежливый, чуткий,отзывчивый, тактичный. Откровенность сочетается, по данным Н. Г. Левантовского,с живостью, веселостью, общительностью.
В характере каждого человека обычно доминируютопределенные стремления и интересы, характеризующие основную жизненную егонаправленность. Но в зависимости от конкретных задач, от условий, в которых ихприходится решать, наконец, от состояния организма, проявления характера могутвидоизменяться вследствие торможения одних свойств и пробуждения других. Оставаясь самим собой, человек, однако, способенизменять тонус движений и действий и регулировать свои чувства, сдерживатьимпульсы от органических потребностей и находиться на уровне предъявляемых емуобществом моральных требований. Итак, поведение человека в известных пределахвариативно в зависимости от ситуации, в которой он находится, требований,которые ему предъявляются, жизненного опыта и воспитанности, наконец, ототношения к себе.
Структура характера, образ поведения личности зависятне только от настоящих жизненных влияний, условий жизни и деятельности, но и отпрошлых влияний, от всей истории жизни, опосредующей поведение человека. Вотпочему при изучении характера нужно знать не только данные условия жизни, но ивсю сложность и многообразие ситуаций и воздействий, которые рапсе формировалиличность. В зависимости от различных ситуаций, в которых находится человек, иразличных требований, которые ему предъявлялись раньше и предъявляются теперь,он может быть настойчив в одном и ненастойчив в другом.
Так, наблюдения за поведением школьников показывают,что одни из них очень добросовестны в занятиях, имеют большие успехи, гордятсяими и совершенно индифферентно относятся к общественной работе в коллективе, ато и вовсе игнорируют ее. Другие, являясь активными общественниками, с жаромберутся за исполнение общественного поручения, проявляют инициативу в этомделе, но хладнокровно относятся к учебе, не проявляют достаточных усилий в этомнаправлении. Можно встретить и таких школьников, которые хорошо учатся, уделяютмного внимания общественной работе, ведут себя вежливо, корректно в коллективе,а дома не хотят ничего делать, не помогают родителям, грубо относятся к членамсемьи, негативно реагируют на их замечания. Аналогичные случаи поведения могутнаблюдаться и у взрослых людей.
Противоречивость или непоследовательность поведениянекоторых людей в различных ситуациях жизни объясняется отсутствием цельностихарактера, частичным развитием отдельных черт его.Предположим,что школа предъявляла постоянно и неуклонно жизненно значимые требования,которые усваивались учеником и мало-помалу становились требованиями к себе, врезультате этого формировалось определенное отношение к своим поступкам. Вдругих условиях, например в семье, такие требования не предъявлялись со всейпоследовательностью, а значит, и не могло выработаться определенное отношение ксебе и своим поступкам.
Итак, полнота и цельность, определенность характера,единство слова и дела — не природный дар, а формирующиеся свойства характера вразличных ситуациях жизни, они образуются при единстве требований,предъявляемых человеку в этих ситуациях. Когда формирующиеся отношенияпостоянно практикуются в жизни, они становятся привычными, делаются как бывторой натурой человека.
Структура характера динамична, она изменяется напротяжении всей жизни человека. По мере роста и развития человека изменяютсяобстоятельства его жизни и характер деятельности, изменяются требования,которые предъявляются к личности, а это приводит к качественному изменениюструктуры характера в целом. В свою очередь, сущность человека, зависит нетолько от свойственных ему характерных черт. В психологии характера, наряду спонятием «черты характера», «особенности характера», существует и понятие«акцентуация характера».
Акцентуация характера
Людей отличают друг от друга не только врожденныеиндивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением ихжизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какойшколе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. Два человека снатурами первоначально сходными, могут впоследствии иметь весьма мало общегомежду собой, а с другой стороны, сходство жизненных обстоятельств можетвыработать сходные черты, реакции у людей в корне различных.
Люди отличаются друг от друга независимо от того,каким путем такое отличие возникает. Точно так же как по внешности один человекотличается от другого, так и психика каждого человека отлична от психики другихлюдей.
Однако индивидуальных черт не так много, как кажется.«Черты, определяющие индивидуальность человека, могут быть отнесены кразличным психическим сферам: 1) сфера направленности интересов и склонностей,2) чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.»
Чтобы понять сущность человека, необходимо пристальноприсмотреться к свойственным ему различным чертам названных сфер. В психологиихарактера, наряду с понятием «черты характера», «особенности характера»,существует и понятие «акцентуация характера».
Не всегда легко провести четкую грань между чертами,формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкийпсихиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университетаКарл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности.
В работах К. Леонгарда используется как сочетание«акцентуированная личность», так и «акцентуированные чертыхарактера» К. Леонгард заменил термин «психопат» на термин«акцентуированная личность». Акцентуация характера, по Леонгарду, этонечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированныеличности – это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальнымиособенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с однойстороны, от психопатов, а с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не даетчеткого ответа.
Психопатии характеризуются как тотальность иотносительная стабильность патологических черт характера и их выраженность достепени, нарушающей социальную адаптацию.
Психопатизация относительно устойчивое личностноесвойство и проявляется во всех сферах личности.
Невротизацию, в свою очередь, можно представить каквариативную личностную переменную, которая отражает как динамическиизменяющиеся особенности человека (состояния), так и относительно болеестатичные (свойства личности).
Невротизация формируется под влиянием трех классовпсихических явлений:
1) эмоционально-мотивационные особенности личности;
2) психосоматическая симптоматика;
3) собственно состояние человека, его самочувствие, основнойтон его переживаний.
Но каждый человек – этот индивидуальность, со своимиособенностями характера и возможностей к адаптации и своим запасом душевныхсил.
Сохранение душевного равновесия – важная предпосылкадля нормальной жизнедеятельности человека и достаточной продуктивности егоработы. Для приспособления к быстро изменяющимся условиям информационноперегруженного мира необходим достаточный резерв душевных сил.
Одни люди достаточно устойчивы ко многим стрессовымвоздействиям и “хорошо держат удар”, могут из любой ситуации найти, по крайнеймере, один выход, и находят его, и негативные внешние воздействия не оказываютзаметного влияния на их душевное равновесие.
А другие люди имеют совершенно иные черты характера, идаже не столь значительная психическая травма может оказать существенное отрицательноевлияние на их психику и вызвать различные психические нарушения.
На базе невротической и психопатической тенденциимогут развиться невроз или психопатия.
От неврозов психопатии отличает то, что патологическиечерты характера определяют весь психический облик человека и наблюдаются напротяжении всей его жизни. При не резко выраженных отклонениях характера, недостигающих уровня патологии и в обычных условиях не приводящих к нарушениюадаптации, говорят об акцентуации характера.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, чтолюдям, имеющим невротические тенденции свойственны выраженная эмоциональнаявозбудимость, негативные переживания, тревожность, напряженность,раздражительность. Эти же черты характерны для лиц с циклотимическим, экзальтированным,тревожным и дистимическим типами акцентуаций характера.
Высокая психопатизация, в свою очередь,характеризуется беспечностью, легкомыслием, холодным отношением к людям,упрямством. Такие люди легко выходят за рамки общепринятых норм, непредсказуемыв конфликтных ситуациях. Это сочетается с гипертимическими, возбудимыми идемонстративными чертами характера.
Акцентуация – это, в сущности, те же индивидуальныечерты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. Прибольшей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и,наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуруличности.
Акцентуированные характеры зависят не отприродно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладываютотпечаток на образ жизни данного человека.
Акцентуация всегда, в общем, предполагает усилениестепени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становитсяакцентуированной. Акцентуированные черты далеко не так многочисленны, какварьирующие индивидуальные. При большей выраженности они накладывают отпечатокна личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер,разрушая структуру личности. На основании различных классификаций (К. Леонгард,П. Б. Ганнушкин и др.) выделяются следующие основные типы: 1) циклоидный —чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом; 2)гипер-тимный — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическаяактивность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить делодо конца; 3) лабильный — резкая смена настроения в зависимости от ситуации; 4)астенический — быстрая утомляемость, раздражительность, склонность кдепрессиям и ипохондрии; 5) сензитивный — повышенная впечатлительность,боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности; 6) психастенический— высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность ксамоанализу, постоянным сомнениям, тенденция к образованию обсессий иритуальных действий; 7) шизоидный — отгороженность, замкнутость, интроверсия,эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностяхв установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;8) эпилептоидный — склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейсяагрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементамижестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность; 9)застревающий (паранойяльный) — повышенная подозрительность и болезненнаяобидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию,неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность; 10) демонстративный(истероидный) — выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактови событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым дляпривлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием,«бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании; 11)дистимный — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенностьна мрачных и печальных сторонах жизни; 12) неустойчивый — склонность легкоподдаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний,умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;13) конформный — чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других,недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. Вотличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формыАкцентуация характера — промежуточные типы (результат одновременного развитиянескольких типических черт) и амальгамные (напластование новых черт характерана его сложившуюся структуру), образующиеся по определенным законам.Психологическая диагностика типов и степени выраженности акцентуациихарактера осуществляется как при помощи специально созданных для этой целиметодик .
Одна из них была предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Он полагает, что акцентуациихарактера имеют сходство с психопатиями. Главное их отличие от психопатийзаключается в отсутствии признака социальной дезадаптации. Они не являютсяосновными причинами патологического формирования личности, но могут стать однимиз факторов в развитии пограничных состояний.
По мнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить какдисгармоничность развития характера, гипертрофированную выраженность отдельныхего черт, что обуславливает повышенную уязвимость личности в отношенииопределенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичныхситуациях.
При этом важно отметить, что избирательная уязвимостьв отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или инойакцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью кдругим воздействиям. Точно так же, затруднения с адаптацией личности внекоторых специфичных ситуациях (сопряженных с данной акц