Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Стандартизация, сертификация и метрология

УНИВЕРСИТЕТРОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Факультет: Бизнес,Маркетинг, Коммерция
Дисциплина: Общаяпсихология
Тема контрольнойработы: Что закрепляется в моей памяти ипочему?







Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович
Курс: 3.          Семестр: 6.





Дата сдачи: _____________________
Ф.И.О. преподавателя: Казаков В.А.
Оценка: _________________________                         Подпись:_________________________
Дата проверки: __________________
План
 TOC o «1-3»
2. Виды памятии их особенности
3. Особенностии взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти
4.Индивидуальные различия памяти у людей
5. Законыпамяти
5.1. Впечатление и эмоции
5.2. Повторение
5.3. Ассоциации
5.4. Осмысленное восприятие
5.5. Некоторые эффекты и законы памяти1. Общее представление о памяти человека
Память человека можно определить как психофизиологические икультурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведенияинформации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностьючеловека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ееразвитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей,страдающих серьезными расстройствами памяти.
Память есть у всех живых организмов, но наиболее высокоразвита у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущейживотным, человек обладает другими более продуктивными видами памяти,связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, учеловека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая иопосредствованная.
В целом, память человека можно представить как своеобразныйинструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыта.
2. Виды памяти и их особенности
В зависимости от деятельности хранения материала выделяютмгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная(иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образаинформации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.
Кратковременная памятьсохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.)обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы.Объем кратковременной памяти составляет 5 — 9 единиц информации и определяетсяпо количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести послеоднократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памятиявляется ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация,которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекаетк себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, — говорилЭдисон, — не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз" [2, с.338].
Оперативная памятьрассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданногосрока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции.Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная памятьспособна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, приэтом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. Напрактике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением иволевыми усилиями.
Генетическая памятьобусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, чтовлияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще,возможно).
В зависимости от преобладающего в процессефункционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную,слуховую, {осязательную, обонятельную, вкусовую}, эмоциональную и другие видыпамяти.
У человека преобладающим является зрительное восприятие.Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как егозовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связанас развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он,как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица:«Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать». Дейл Карнеги объясняетэтот феномен тем, что «нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять разтолще, чем те, которые ведут от уха к мозгу» [2, с. 340].
Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков,например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляетсловесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью илогикой.
Двигательная памятьпредставляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости ивоспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Онаучаствует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примеромдвигательной памяти является рукописное воспроизведение текста,подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученныхсимволов.
Эмоциональная память- это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, ноособенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основанапрочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции,запоминается без особого труда и на более долгий срок.
Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и другихвидов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональнойпамятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют.
Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источникиисходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания(воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку,отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.
По характеру участия воли в процессе запоминания ивоспроизведения материала память делят на произвольнуюи непроизвольную.
В первом случае перед человеком ставится специальнаямнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение),осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционируетавтоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольноезапоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многихслучаях жизни оно превосходит его.3. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

входящая информация
вытеснение
перевод
кратковременная
память
долговременная
память
повторение
Рис. 1. Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину. Взаимосвязанная работа кратковременной и долговременной памяти, включая вытеснение, повторение и кодирование как частные процессы, составляющие работу памяти
Кратковременная и долговременная память взаимосвязаны и работают как единаясистема. Одна из концепций, описывающих их совместную, взаимосвязаннуюдеятельность, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Онасхематически представлена на рис. 1 [1, с. 227]. Остановимся подробнее на отдельныхпроцессах, представленных на схеме.
Кратковременная память характеризуется ограниченностью ееобъема (в среднем 7±2). При переполнении объема кратковременной памяти человекавновь поступающая информация частично вытесняет хранящуюся там, и последняя безвозвратноисчезает. Кратковременная память выступает в роли обязательного промежуточногохранилища и фильтра, перерабатывающего самый большой объем информации, сразуотсеивающего ненужную и оставляющего потенциально полезную.
Процесс запоминания может протекатьболее эффективно, если сосредоточиться на усваиваемом материале. Установлено,что лучше усваивается информация, которая является объектом внимания исознания, выступает в качестве цели. Таким образом сокращается объем исходной информации,облегчается работа по ее переработке.
Другим мнемоническим приемом является запоминание путемповторения. Этот механизм основан на том, что запоминаемый материал посредствомсознательного повторения удерживается в кратковременной памяти на болеедлительный срок, чем несколько секунд; повышается шанс перевода информации вдолговременное хранилище. Обычно же без повторения в долговременной памятиоказывается лишь то, что находится в сфере внимания.
Одним из возможных механизмов кратковременного запоминанияявляется временное кодирование, то есть отражение запоминаемого материала в видеопределенных, последовательно расположенных знаков в слуховой и зрительнойсистеме человека. Как правило, информация перекодируется в акустическую форму,а затем сохраняется в долговременной памяти в смысловой форме. Именно смыслвспоминаемого приходит на память первым, мы в конечном счете можем вспомнить желаемоеили по крайней мире заменить его тем, что достаточно близко к нему по смыслу.На этом, в частности, основан процесс узнавания когда-то виденного илислышанного.
Особенностью долговременной памяти является то, что она, помнению Р.Аткинсона и Р.Шифрина, практически неограниченна по объему и длительностихранения в ней информации [1, с. 226].
Схема памяти по Р.Аткинсону и Р.Шифрину достаточно хорошоописывает работу кратковременной памяти, но абсолютно не учитывает обратнуюсвязь долговременной памяти с кратковременной. Дело в том, что оба типа памятиработают во взаимосвязи и параллельно. В памяти идет постоянная работа пообращению к прошлому опыту, его дополнение новой информацией, а также корректировкаусвоенных сведений.  Иначе говоря,человеку нет необходимости заучивать то, что он и так хорошо знает. На этом основанаассоциативная память.4. Индивидуальные различия памяти у людей
Различия памяти у людей бывают количественные и качественные.
К количественным характеристикам относятся скорость,прочность, длительность, точность и объем запоминания.
Качественные различия касаются как доминирования отдельныхвидов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, таки их функционирования.
«Чистые» виды памяти в смысле безусловногодоминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мысталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательнойпамяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная,зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людейвсе же доминирует зрительная память.
Наибольшего развития учеловека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются.Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Например,у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, носравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развитапамять на лица.
Процессы памяти тесным образом связаны с особенностямиличности, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Ониопределяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, чтоинтересно и эмоционально значимо, запоминается лучше.
Кроме того, память человека теснейшим образом связана сфизическим состоянием и личностными ощущениями. Это доказывается случаями болезненногонарушения памяти. Практически во всех таких случаях (они называются амнезиями ипредставляют собой кратковременные или длительные потери различных видовпамяти) происходят характерные расстройства памяти, которые в своихособенностях отражают расстройства личности больного.
Память человека не является постоянной, а изменяется втечение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализациииндивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по несколькимнаправлениям. Во-первых, начинают действовать аффективная (эмоциональная) имеханическая (моторная, двигательная) память, которая постепенно дополняется изамещается логической и образной. Во-вторых, непосредственное запоминание со временемпревращается в опосредствованное, связанное с активным и осознаннымиспользованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехническихприемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее вдетстве, у взрослого человека превращается в произвольное. Кроме того и самисредства-стимулы для запоминания подчиняются некоторой закономерности: сначалаони выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использованиедля запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук, записей и т.п.), азатем становятся внутренними (речь, чувство, ассоциация, представление, образ,мысль). Характерно, что в формировании внутренних средств запоминанияцентральная роль принадлежит речи, которая также из чисто внешней функцииобщения все больше превращается во внутреннюю. 5. Законы памяти5.1. Впечатление и эмоции
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·         
·           что хотел запомнить,чтобы восприятие было одновременно и зрительным и слуховым.
·         ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Если предложитьчеловеку закрыть глаза и неожиданно ответить, например, на вопрос о том, какогоцвета, формы и какими другими особенностями обладает предмет, который он не развидел, мимо которого неоднократно проходил, но который не вызвал к себеповышенного внимания, то человек с трудом может ответить на поставленныйвопрос, несмотря на то, что видел этот предмет множество раз. Многие люди ошибаются,когда их просят сказать, какой цифрой, римской или арабской, изображена нациферблате их механических ручных часов цифра 6. Нередко оказывается, что ее начасах нет вообще, а человек, десятки и даже сотни раз смотревший на свои часы,не запомнил его. Процедура введения информации в память и представляет собойакт обращения на нее внимания.5.2. Повторение
·         
·         
·         
·         
·         
·           середину.
·         5.3. Ассоциации
·           будет обладать лучшей памятью"[с. 354].
·         
·         
·         
·           сознании порождает припоминание конкурирующихсобытий.5.4. Осмысленное восприятие
·         
·         
Рис. 2. Гипотетические кривые, показывающие законы забывания механически заученного и осмысленного материала (использованы данные, полученные Г.Эббингазом (--- — ---), другими исследователями (- — - -)и кривая, представляющая их сумму (--------)
То, что в структуре деятельности занимает место цели, помнится лучше, чем то,что составляет средства осуществления данной деятельности.
·         
·         
·         
·         
·         5.5. Некоторые эффекты и законы памяти
·         ЭффектЗейгарник. Он состоит в следующем. Если людям предложить серию заданий иодни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, тоокажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминаютнезавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняетсятем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнитьего, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребностьполностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается,неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивациейи памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенныхзаданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти ив первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболееактуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.
·         
·         Эффекткрая. При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памятивоспроизводится его начало и конец.
·         Эффектреминисценции. Это – улучшение со временем воспроизведения заученногоматериала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдаетсяпри распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не призапоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 ¼ 3 дня)воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материаласразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что современем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемогоматериала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.
·         
·         
·         
·         
·         мотивированного забывания по Фрейду гласит, что человек имеет склонность кзабыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированноезабывание неприятных намерений  иобещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями,порождающими отрицательные эмоциональные переживания [1, с. 232].
·         
·         
·         
Итак, в данной контрольной работе были разобраны основныеособенности и закономерности функционирования памяти человека, их знание поможетответить на вопросы: «Что представляет собой память человека?»,«Что закрепляется в моей памяти и почему?» и «Как улучшитьпамять?»
Литература
1. 
2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пути укрепления финансового состояния организации на примере ООО Уралсервис
Реферат Автоматизированная система фильтрации масла с дегазации
Реферат Розробка модифікованих композиційних покриттів на поліорганосилоксановій основі для захисту магістральних трубопроводів
Реферат Реализация метода главных компонент с помощью библиотеки OpenCV
Реферат Антиатерогенна дія кріоконсервованої плаценти при експериментальному атеросклерозі
Реферат Узловые вопросы теории Большого Взрыва
Реферат Теория хроматографии, хроматографический анализ, виды хроматографии
Реферат The Third World Nation Of Venezuela Essay
Реферат Нестор Максимович Максимович-Амбодик- автор первого русского оригинального учебника по акушерству "Искусство повивания или наука о бабичьем деле"
Реферат Право собственности граждан на жилые помещения
Реферат Образ "маленького человека" у Пушкина, Достоевского и Гоголя
Реферат Принцип Демиурга
Реферат Философия и этика позитивизма в романе Н Г Чернышевского Что делать
Реферат Правовое регулирование расчетно-денежных отношений в банковской сфере
Реферат Особенности расследования групповых и организованных преступлений