Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Становление и развитие самосознания личности

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I.Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте.
1.1.Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
1.2.
1.4.Особенности Особенности самосознания в юношеском возрасте.
1.3.Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.профессиональногосамосознания
Глава II.Экспериментальное исследование развития профессионального самосознаниястудентов медицинского колледжа.
2.1.Организация и методы исследования
2.2. Анализрезультатов исследования
2.3.Выводы.Заключение
ЛитератураПриложениеВВЕДЕНИЕ
Проблема развитиясамосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается врамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучениеструктуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, какв теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться кпониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Актуальностьданного исследования заключается в попытке рассмотреть q1 особенности формирования самосознания в юношеском возрасте,как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.
Практическаязначимость работы определяется возможностью использования полученных в исследованииданных в практической деятельности педагогов.
Теоретическойосновой работы послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович,И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так изарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.
В указанныхработах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика егоразвития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные сособенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.
Предметомисследования стали особенности становления профессионального самосознания вюношеском возрасте.
Объектомисследования выступили 30 студенток первого курса и 30 студенток третьего курсаотделения «Лечебное дело» Муромского медицинского колледжа в возрасте 17-19лет.
В качестве гипотезы выступает предположение о том,что такие личности образования в структуре самосознания как самооценка исамоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания.
Задачиисследования:
1) Анализлитературы по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте.
2)Проведение сравнительного анализа результатов исследования  студентов Iи IIIкурсов.
Исследованиепроводилось в период 2001-2002 учебного года на базе Муромского медицинскогоколледжа.
Для решенияпоставленных задач был использован следующий диагностический блок:
1. Методикаисследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. [38].
2. Методикаисследования самоотношения Р.С.Пантилеева [38].
3. Методика диагностики социально-психологическихустановок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [39].
4. ОпросникМегробяна по изучению эмпатии [30].
5. Методикадиагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [39].
7.Сочинение «Я в профессии через 10 лет».
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
 становления самосознанияв юношеском возрасте.
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и егоструктуры.
Проблеме самосознанияпосвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежнойпсихологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы восновном вокруг трех групп вопросов:
философско-методологические историко-культурные аспектысамосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором,моральным самосознанием [И.С.Кон,1978, А.Г.Спиркин 1972, А.И.Титаренко 1974] идр; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемыразвития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977; С.Л.Рубинштейн,1989] и др.;
социально-перцептивныеаспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977г., С.Л.Рубенштейн, 1989г.];
социально-перцептивныеаспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью соценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей [А.В.Захарова, 1980г.; А.И.Липкина, 1976г.; В.В.Столин, 1983г.]и др.
В литературе используется множество самыхразнообразных терминов: «самсознание», «я», «я-концепция», «представление осебе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работпытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы.(М.И.Лисина, 1980г.; В.В.Столин, 1983г.).
Понятие«самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом,включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание»,«представление о себе» применяются для описания когнитивной сторонысамосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознанияописывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «ОбразЯ»  рассматривается, как структурноеобразование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывнойдеятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной. [В.В.Столин, 1983г.].
Наибольшийинтерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновениясамосознания, его структура и уровневая организация. И.И.Чеснокова (1977г.) предлагаетразличать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходитсоотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит врамках сапостовления «Я» и «другого человека». Сначала некое качествовоспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя.Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественносамовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себепроисходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человекоперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными,полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфическоговнутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. Наэтом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которуюон реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутреннихтребований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает приформировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственногодостоинства. [И.М.Чеснокова,№49]
И.С.Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я»понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентамикогнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровеньобраза «Я»  составляют «неосознанные,представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологиис «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознаниеи самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценкискладываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается вобщую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целейсвоей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [И.С.Кон, 1978г., №16,с.72-73].
Помнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: этоотражение субъекта в системе его органической активности, в системе егоколлективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и всистеме его личностного развития, связанного с множественностью егодеятельностей. [В.В.Столин№43].
Помнению М.И.Лисиной (1986г.), образ себя имеет аффективно-когнитивный характер исостоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений(знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное,ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной формезнание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут онапостоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которуюпоступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние наизменение представлений о себе. [М.И.Лисина, №   ].
С.Л.Рубенштейнсчитает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивногоневедения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию,соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.»[С.Л.Рубенштейн,1989г., № 40, с.245]
Зарубежнаялитература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайнобогата.
У.Джемспервым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное,личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в которомсоединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности,всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт(Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я, как объект). По мыслиДжемса, Я, как объект,- это все то, что человек может назвать своим. В этойобласти Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядкезначимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.[Р.Берис №2]
Интеракционнаяшкола (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально иформируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то,что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражаютреакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащенияпроисходит становление Я-концепции индивида. [Р.Бенс, №2].
Втеории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призмуэго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продуктопределенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс, который служитосновой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксонрассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную сменустадий, имеющих свои особенности. [Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров № 48].
К.Роджерспонимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм,контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматриваетсамосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия.[Р.Бернс № 2 с. 58, с. 367].
Какмы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблемасамосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемысамосознания считают, что самосознание – это прежде всего процесс, с помощьюкоторого человек познаёт себя и относится к самому себе. “Самосознание впсихической деятельности личности выступает как особо сложный процессопосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением отединичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образовв целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта,отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознаниясопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаютсяв эмоционально-ценностное отношение личности к себе.” [И.И.Чеснокова № 49, с.122].
Самосознание– это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет своиособенности.
1.2. Особенности самосознания в юношеском возрасте.Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитие самосознания,которое  побуждает личность соизмерятьвсе свои стремления и поступки с определенными приступами и образомсобственного “Я”.[И.С. Кон № 14].
Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередкопереживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которуюнеобходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременноповышается его избирательность, потребность в уединении.
Представление юноши о себе всегда соотносится с групповымобразом “Мы”, то есть образом типичного сверстника своего пола, но никогда несовпадает с этим  “Мы” полностью. Чемстарше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и“усредненным” сверстником. [И.С.Кон № 14].
Исключительно важной инстанциейсамосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение.Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, ипринятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение ксебе, и согласованность своего наличного и идеального “Я”. В зависимости оттого, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либоотдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение.Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое – с отрицательнымиэмоциями, мотив самоуважения – это “личная потребность максимизировать переживаниеположительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношениюк себе”(Г.Каплан, 1980) [И.С.Кон № 14].
Человек с высоким самоуважениемсчитает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть своинедостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувствонеполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие наэмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей спониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений осебе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то«ложное лицо», «представляемое Я».
Юноши с пониженным самоуважениемособенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику,смех, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Ониболезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если ониобнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждаетуклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такиелюди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят всобственные силы. [№4].
В юношеском возрасте в рамкахстановления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношенияк себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериевдля самооценки – они смещаются, говоря словами Л.С.Выгодского, «из вне, вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценкичеловеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (сменаоснований) создает условия для формирования в подлинном смысле словасобственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценококружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценкаотдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себеподчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятиесебя», «самоуважение». Именно в юности формируется эмоционально-ценностноеотношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться  на соответствии поведения, собственных взглядови убеждений, результатов деятельности. [№46]
Самооценки отводиться ведущая роль врамках исследования проблем самосознания.
Самооценка – оценка личностью самойсебя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.[№18] Самооценкахарактеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуальногоуровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органичновключенный в процесс самопознания.
 Юношеский возраст характеризуетсясбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентовсамооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себеначинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостнойличности, отличной от других людей.
Выполняя регулятивные функции,самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектомсвоего поведения, деятельности, отношений. Она является важнейшим фактороммобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческогопотенциала. [А.В.Захарова]
Многочисленные исследованиянеоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания,самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми,без их помощи. [№37]
В юношеском возрасте отмечаются двепротивоположные тенденции в общении: расширение его сферы с одной стороны, ирастущую индивидуализацию, обособление — с другой. Общаясь с людьми, юноши идевушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего «Я».Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, возможно при наличии  потребности в уединении. [А.В.Мудрик. №26]
В юности обостряются способности кчувствованию в состояния других лиц, способности переживать эмоционально этисостояния, как свои. Именно поэтому юность может быть столь сенситивна, стольтонка в своих проявлениях к другим людям, в идентификации с ними. Идентификацияутоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременноранимее.[В.С.Мухина №27]
Таким образом, самосознание вюношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связанос необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретныхжизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.
1.3.Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Профессионализация, как форма становления субъектадеятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознаниеявляется одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социальногоопыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.
Существует несколько подходов к пониманию профессиональногосамосознания. Например, Б.Д.Порыгин (1971г.) считает, что профессиональноесамосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторойпрофессиональной группе. В.Д.Брагина делает основной акцент в профессиональномсамосознании на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении кним. П.А.Шавир трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознанияличности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя,как субъекта своей профессиональной деятельности. Подобные интерпретациитермина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скореевзаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия. [Л.М.Митина№24]
По мнению А.К. Марковой профессиональное самосознаниевключает:
-                          осознание человеком норм, правил, моделей своейпрофессии, как эталонов для осознания своих качеств;
-                          осознание этих качеств у других людей, сравнение себя снеким абстрактом или конкретным коллегой;
-                          учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
-                          самооценивание человеком своих отдельных сторон –понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональноеотношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь напрофессиональную самооценку — ретроспективную, актуальную, потенциальную,идеальную;
-                          положительное оценивание себя в целом, определение своихположительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я-концепции”.
У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания,повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастаетстремление к самореализации.[А.К.Маркова № 22].
При этом, как указывает А.К.Маркова, в процессепрофессионализации меняется и профессиональное самосознание. Оно расширяется,меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей.
В большинстве исследований в качестве ведущих компонентовструктуры самосознания рассматривается зависимость:
1.    самосознания от ведущей деятельности предыдущего периода;
2.    самосознания от возникновения рефлексии, осознания своейиндивидуальности, открытия “Я”;
3.    самосознания от профессионального самоопределения.
В плане исследования целостного процессапрофессионального определения выделяют три направления.
Сущность первого подхода заключается в том, чтопрофессиональное самоопределение рассматривается в узких, четко обозначенных –как существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессиональногостановления личности. Другими словами выбор профессии личностью является показателемтого, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазусвоего развития. Как считает Т.В.Кудрявцев профессиональное становлениеличности проходит в своем развитии четыре стадии:
1.    формирование профессиональных намерений;
2.    профессиональное обучение;
3.    профессиональная адаптация;
4.    частичная или полная реализация личности впрофессиональном труде. [№ 17].
Второй подход к изучению профессионального взросленияличности разрабатывался  И.С. Коном, выделяющим в качестве одного изглавных показателей морально-психологической зрелости способность трудитьсяради будущего. Согласно этому подходу, важнейший аспектом становления «Я»является формирование жизненных планов личности. С одной стороны, жизненныйплан возникает в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставит передсобой человек. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивов личности,становление устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессе становленияжизненных планов происходит дифференциация и конкретизация мотивов и целей,постепенно вырисовывается более или менее реальный, ориентированный надействительность план.
По утверждению автора способности, склонности и интересыприсутствуют на начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностнаяориентация, как общественная – осознание социальной ценности той или инойпрофессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что человекхочет для самого себя, складывается позднее.
Таким образом, в работах И.С. Кона придается особоезначение связи между общим социальным развитием личности и ее профессиональнымсамоопределением.
Е.А. Климов в изучении профессионального самоопределениярассматривает этапы этого процесса, связанные с изменениями этапы этогопроцесса, связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений ииндивидуально-психологических особенностей личности. Это и является основнойдля развития третьего подхода к проблеме выбора профессии.
По мнению Е.А. Климова, «профессиональноесамоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъектадеятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимыхуровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) ипрактическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека всистеме межлюдских отношений)». [Е.А. Климов, 1983, с62-63].
В работах С.Н. Чистяковой профессиональноесамоопределение связывается со всесторонним развитием личности и ееобщественной активностью. [С.Н. Чистякова № 50].
Сам по себе выбор профессии является не толькоследствием, но и активизирует процесс развития личности.
В ходе освоения профессией возрастает информированность,разнообразие, полнота самохарактеристики субъекта деятельности в положительномплане и уменьшается информированность самохарактеристики в отрицательном плане.Профессиональное самоопределение рассматривается в его возрастной и индивидуальнойдинамике. Она выделяет, что самое ценное при выборе профессии – определить,какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, возможные.
Е.Ю.Прежниковой (1994г.) были выделены основные задачипрофессионального самоопределения:
-                          формирование общей готовности к самоопределению;
-                          а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь вконкретном выборе.
Главная цель профессионального самоопределениязаключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности косознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализацииперспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного),готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находитьличностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. [Н.С.Прежников №33]
1.4.Особенности профессионального самосознания медицинских работников.
В профессиях, связанных с взаимодействиемчеловек-человек, огромное значение имеет ориентация на другого, какравноправного участника взаимодействия. Немного существует профессий, в которыхценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние наиндивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностногоподхода – это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равнуюценности собственного Я». Особенно важна способность к гуманистической,нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего медицинскогоработника. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия являетсячеловек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуетсявысокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Медицина, какчеловековедческая наука, не может существовать без определенныхнравственно-этических принципов, норм и критериев.[Ю.П.Лисицин, А.М.Изуткин, И.Ф.Матюшин №21]
Актуальность ценностного подхода в медицине сейчас, вусловиях НТР, особенно возросла. В данный момент сложилась очень непростаясоциальная ситуация профессиональной деятельности врача, которая имеетдостаточно четкие характеристики:
-                          социальные ожидания от эффективности профессии превышаютвозможности самой профессии («сейчас врач посмотрит, а потом врач обязательнопоможет»);
-                          врач начинает осуществлять гуманистическую деятельностьна фоне общей дегуманизации (воплощение противоречия: человек – это высшаяценность, и в то же время цена человеческой жизни равна практически нулю);
-                          создается профессиональный фантом социальнойответственности (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяетграницы его социального влияния).[Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдшу№1, с40]
Труд медицинских работников ответственен, требуетвыносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, атак же необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.
Средний мед.персонал (СМП) должен обладать такимисоциальными характеристиками, как: зрелый возраст, физическое и психическоездоровье, развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободыи ответственности, нравственность, инновационный потенциал.[А.Н.Стрельникова №44]
Профессиональные качества СМП, которые наиболее значимы вмедицине (по результатам социологического исследования Нижегородскогомед.училища)
-                          профессионализм;
-                          милосердие, сострадание;
-                          доброта;
-                          умение общаться с людьми;
-                          чувство долга;
-                          аккуратность;
-                          умение владеть собой.[№29]
Помимо безупречного владения профессиональными навыкамимедицинский работник должен уметь построить взаимоотношения с пациентами. Дажеесли мед.сестра от природы коммуникабельна, важна, что бы она умела анализироватьсвое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствованияпрофессиональной деятельности. Коммуникация лежит в основе гуманистическойсестринской помощи.
Основой для коммуникации и в качественном итоге дляпостроения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение слушать,воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать,быть искренним и уважать другого человека[№13].
Успех понимающего общения зависит от способностимедсестры и эмпатии.
Эмпатия (от английского – вчуствование) – это способностьчувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно восприниматьсмысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельстваглазами собеседника. [Н. Творогова №44].
Быть в состоянии эмпатии, значит на какое-то время войтив мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свойсобственный мир.
По данным социологического опроса 350 мед. Сестер ЛПУКурска приоритетными специальностями для мед. Сестер являются:
— хирургия (операционная) – 17,1%
— косметология – 8,6%
— фельдшер – 7,4%
— отделен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системи керування базами даних в цілому їх функції та структура
Реферат Хронический колит, обострение. Хронический атрофический гастрит, ассоциированный со значительной
Реферат Видинское царство
Реферат 30 августа 2011 года Василеостровский район районный педагогический совет
Реферат Новейшая мировая история. Периодизация 1945-2000
Реферат Приватизация собственности в Российской Федерации
Реферат Цитаты Мао Цзэдуна
Реферат Принципы воспитания
Реферат Гилберт, Хемфри
Реферат Лонго, Луиджи
Реферат Карпатский экономический район (Укр.)
Реферат Исследование возможности наполнения темы Элементы II группы периодической системы ДИ Менделеева прикладным 2
Реферат Поняття та правові ознаки екологічної безпеки у плануванні та забудові міст України
Реферат Коллективизация 2
Реферат Проблемы организации и оплаты труда персонала на примере компании "Минимакс"