ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I.Теоретические аспекты проблемы становления самосознания в юношеском возрасте.
1.1.Теоретические подходы к изучению самосознания и его структуры.
1.2.
1.4.Особенности Особенности самосознания в юношеском возрасте.
1.3.Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.профессиональногосамосознания
Глава II.Экспериментальное исследование развития профессионального самосознаниястудентов медицинского колледжа.
2.1.Организация и методы исследования
2.2. Анализрезультатов исследования
2.3.Выводы.Заключение
ЛитератураПриложениеВВЕДЕНИЕ
Проблема развитиясамосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается врамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучениеструктуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, какв теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться кпониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
Актуальностьданного исследования заключается в попытке рассмотреть q1 особенности формирования самосознания в юношеском возрасте,как важном периоде личностного и профессионального самоопределения.
Практическаязначимость работы определяется возможностью использования полученных в исследованииданных в практической деятельности педагогов.
Теоретическойосновой работы послужили исследования как отечественных авторов – Л.И.Божович,И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина, И.С.Кона, В.В.Столина, М.И.Лисиной и др., так изарубежных – У.Джемса, Э.Эриксона, К.Роджерса, Р.Бернса и др.
В указанныхработах рассматриваются такие вопросы как структура самосознания, динамика егоразвития в онтогенезе, социально-перцептивные аспекты самосознания, связанные сособенностями самооценок, с самосознанием и познанием других людей, и др.
Предметомисследования стали особенности становления профессионального самосознания вюношеском возрасте.
Объектомисследования выступили 30 студенток первого курса и 30 студенток третьего курсаотделения «Лечебное дело» Муромского медицинского колледжа в возрасте 17-19лет.
В качестве гипотезы выступает предположение о том,что такие личности образования в структуре самосознания как самооценка исамоотношение влияют на процесс формирования профессионального самосознания.
Задачиисследования:
1) Анализлитературы по проблеме формирования самосознания в юношеском возрасте.
2)Проведение сравнительного анализа результатов исследования студентов Iи IIIкурсов.
Исследованиепроводилось в период 2001-2002 учебного года на базе Муромского медицинскогоколледжа.
Для решенияпоставленных задач был использован следующий диагностический блок:
1. Методикаисследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. [38].
2. Методикаисследования самоотношения Р.С.Пантилеева [38].
3. Методика диагностики социально-психологическихустановок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [39].
4. ОпросникМегробяна по изучению эмпатии [30].
5. Методикадиагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко [39].
7.Сочинение «Я в профессии через 10 лет».
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
становления самосознанияв юношеском возрасте.
1.1. Теоретические подходы к изучению самосознания и егоструктуры.
Проблеме самосознанияпосвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежнойпсихологии. В отечественной психологии эти исследования сконцентрированы восновном вокруг трех групп вопросов:
философско-методологические историко-культурные аспектысамосознания, связанные с личностной ответственностью, моральным выбором,моральным самосознанием [И.С.Кон,1978, А.Г.Спиркин 1972, А.И.Титаренко 1974] идр; общепсихологические аспекты становления самосознания в контексте проблемыразвития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977; С.Л.Рубинштейн,1989] и др.;
социально-перцептивныеаспекты становления самосознания в контексте проблемы развития личности [Л.И.Божович, 1968; И.И.Чеснокова, 1977г., С.Л.Рубенштейн, 1989г.];
социально-перцептивныеаспекты самосознания, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью соценками окружающих, с самосознанием и познанием других людей [А.В.Захарова, 1980г.; А.И.Липкина, 1976г.; В.В.Столин, 1983г.]и др.
В литературе используется множество самыхразнообразных терминов: «самсознание», «я», «я-концепция», «представление осебе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работпытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы.(М.И.Лисина, 1980г.; В.В.Столин, 1983г.).
Понятие«самосознание» используется, как родовое, для обозначения всей области в целом,включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание»,«представление о себе» применяются для описания когнитивной сторонысамосознания, знание человека о себе. Эмоциональная сторона самосознанияописывается с помощью терминов «отношение к себе» и «самооценка». «ОбразЯ» рассматривается, как структурноеобразование самосознания, своего рода «итоговый продукт» неразрывнойдеятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной и регуляторной. [В.В.Столин, 1983г.].
Наибольшийинтерес у отечественных психологов вызывает проблема возникновениясамосознания, его структура и уровневая организация. И.И.Чеснокова (1977г.) предлагаетразличать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходитсоотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит врамках сапостовления «Я» и «другого человека». Сначала некое качествовоспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя.Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественносамовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себепроисходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человекоперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными,полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфическоговнутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. Наэтом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которуюон реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутреннихтребований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает приформировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственногодостоинства. [И.М.Чеснокова,№49]
И.С.Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Образ «Я»понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентамикогнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим. Нижний уровеньобраза «Я» составляют «неосознанные,представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологиис «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознаниеи самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценкискладываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается вобщую систему ценностных ориентацией личности, связанных с осознанием его целейсвоей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [И.С.Кон, 1978г., №16,с.72-73].
Помнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: этоотражение субъекта в системе его органической активности, в системе егоколлективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и всистеме его личностного развития, связанного с множественностью егодеятельностей. [В.В.Столин№43].
Помнению М.И.Лисиной (1986г.), образ себя имеет аффективно-когнитивный характер исостоит из эмоционального отношения человека к себе и когнитивных представлений(знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное,ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной формезнание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут онапостоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которуюпоступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние наизменение представлений о себе. [М.И.Лисина, № ].
С.Л.Рубенштейнсчитает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивногоневедения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию,соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.»[С.Л.Рубенштейн,1989г., № 40, с.245]
Зарубежнаялитература по темам, имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайнобогата.
У.Джемспервым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное,личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в которомсоединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности,всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой чистый опыт(Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я, как объект). По мыслиДжемса, Я, как объект,- это все то, что человек может назвать своим. В этойобласти Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядкезначимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.[Р.Берис №2]
Интеракционнаяшкола (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально иформируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то,что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражаютреакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащенияпроисходит становление Я-концепции индивида. [Р.Бенс, №2].
Втеории Э. Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призмуэго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продуктопределенной культуры. Формирование идентичности Я-процесс, который служитосновой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксонрассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную сменустадий, имеющих свои особенности. [Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров № 48].
К.Роджерспонимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм,контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматриваетсамосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия.[Р.Бернс № 2 с. 58, с. 367].
Какмы имели возможность убедиться, во многих психологических теориях проблемасамосознания является одной из центральных. Большинство исследователей проблемысамосознания считают, что самосознание – это прежде всего процесс, с помощьюкоторого человек познаёт себя и относится к самому себе. “Самосознание впсихической деятельности личности выступает как особо сложный процессопосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением отединичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образовв целостное образование – в понятие своего собственного Я как субъекта,отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознаниясопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаютсяв эмоционально-ценностное отношение личности к себе.” [И.И.Чеснокова № 49, с.122].
Самосознание– это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет своиособенности.
1.2. Особенности самосознания в юношеском возрасте.Центральный психологический процесс юношеского возраста – развитие самосознания,которое побуждает личность соизмерятьвсе свои стремления и поступки с определенными приступами и образомсобственного “Я”.[И.С. Кон № 14].
Юношеское “Я” еще не определено, расплывчато, оно нередкопереживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которуюнеобходимо чем-то заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременноповышается его избирательность, потребность в уединении.
Представление юноши о себе всегда соотносится с групповымобразом “Мы”, то есть образом типичного сверстника своего пола, но никогда несовпадает с этим “Мы” полностью. Чемстарше и более развит человек, тем больше находит он различий между собой и“усредненным” сверстником. [И.С.Кон № 14].
Исключительно важной инстанциейсамосознания, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение.Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, ипринятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение ксебе, и согласованность своего наличного и идеального “Я”. В зависимости оттого, идет ли речь о целостной самооценке себя как личности или о каких-либоотдельных исполняемых социальных ролях, различают общее и частное самоуважение.Поскольку высокое самоуважение ассоциируется с положительными, а низкое – с отрицательнымиэмоциями, мотив самоуважения – это “личная потребность максимизировать переживаниеположительных и минимизировать переживание отрицательных установок по отношениюк себе”(Г.Каплан, 1980) [И.С.Кон № 14].
Человек с высоким самоуважениемсчитает себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть своинедостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувствонеполноценности, ущербности, что оказывает крайне отрицательное воздействие наэмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Для юношей спониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов «Я» и мнений осебе. Они больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то«ложное лицо», «представляемое Я».
Юноши с пониженным самоуважениемособенно ранимы и чувствительны, они болезненнее других реагируют на критику,смех, порицание. Их больше всего беспокоит плохое мнение о них окружающих. Ониболезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или, если ониобнаруживают в себе какой-то недостаток. Пониженное уважение побуждаетуклоняться от всякой деятельности, в которой имеется момент соревнования. Такиелюди часто отказываются от достижения поставленной цели, так как не верят всобственные силы. [№4].
В юношеском возрасте в рамкахстановления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношенияк себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований, критериевдля самооценки – они смещаются, говоря словами Л.С.Выгодского, «из вне, вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценкичеловеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (сменаоснований) создает условия для формирования в подлинном смысле словасобственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценококружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Оценкаотдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себеподчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятиесебя», «самоуважение». Именно в юности формируется эмоционально-ценностноеотношение к себе, то есть «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядови убеждений, результатов деятельности. [№46]
Самооценки отводиться ведущая роль врамках исследования проблем самосознания.
Самооценка – оценка личностью самойсебя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.[№18] Самооценкахарактеризуется как стержень процесса самосознания, показатель индивидуальногоуровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органичновключенный в процесс самопознания.
Юношеский возраст характеризуетсясбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентовсамооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себеначинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостнойличности, отличной от других людей.
Выполняя регулятивные функции,самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектомсвоего поведения, деятельности, отношений. Она является важнейшим фактороммобилизации человеком своих сил, реализации скрытых возможностей, творческогопотенциала. [А.В.Захарова]
Многочисленные исследованиянеоспоримо свидетельствуют о том, что эффективное решение проблем самосознания,самоопределения, самоутверждения невозможно вне общения с окружающими людьми,без их помощи. [№37]
В юношеском возрасте отмечаются двепротивоположные тенденции в общении: расширение его сферы с одной стороны, ирастущую индивидуализацию, обособление — с другой. Общаясь с людьми, юноши идевушки ощущают потребность в нахождении своей позиции в их среде, своего «Я».Но осмысление этой потребности и путей ее реализации, возможно при наличии потребности в уединении. [А.В.Мудрик. №26]
В юности обостряются способности кчувствованию в состояния других лиц, способности переживать эмоционально этисостояния, как свои. Именно поэтому юность может быть столь сенситивна, стольтонка в своих проявлениях к другим людям, в идентификации с ними. Идентификацияутоньшает сферу чувствования человека, делая его богаче и одновременноранимее.[В.С.Мухина №27]
Таким образом, самосознание вюношеском возрасте приобретает качественно-специфический характер. Оно связанос необходимостью оценивать качества своей личности с учетом конкретныхжизненных устремлений, в связи с решением задачи профессионального самоопределения.
1.3.Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
Профессионализация, как форма становления субъектадеятельности, влияет на все уровни самосознания. Профессиональное самосознаниеявляется одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.Формирование профессионального самосознания происходит на фоне социальногоопыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.
Существует несколько подходов к пониманию профессиональногосамосознания. Например, Б.Д.Порыгин (1971г.) считает, что профессиональноесамосознание – это осознание человеком своей принадлежности к некоторойпрофессиональной группе. В.Д.Брагина делает основной акцент в профессиональномсамосознании на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении кним. П.А.Шавир трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознанияличности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя,как субъекта своей профессиональной деятельности. Подобные интерпретациитермина «профессиональное самосознание» не противоречат друг другу, а скореевзаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия. [Л.М.Митина№24]
По мнению А.К. Марковой профессиональное самосознаниевключает:
- осознание человеком норм, правил, моделей своейпрофессии, как эталонов для осознания своих качеств;
- осознание этих качеств у других людей, сравнение себя снеким абстрактом или конкретным коллегой;
- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
- самооценивание человеком своих отдельных сторон –понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональноеотношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь напрофессиональную самооценку — ретроспективную, актуальную, потенциальную,идеальную;
- положительное оценивание себя в целом, определение своихположительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной “Я-концепции”.
У профессионала, обладающего таким уровнем самосознания,повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией, возрастаетстремление к самореализации.[А.К.Маркова № 22].
При этом, как указывает А.К.Маркова, в процессепрофессионализации меняется и профессиональное самосознание. Оно расширяется,меняются сами критерии оценивания своих профессиональных возможностей.
В большинстве исследований в качестве ведущих компонентовструктуры самосознания рассматривается зависимость:
1. самосознания от ведущей деятельности предыдущего периода;
2. самосознания от возникновения рефлексии, осознания своейиндивидуальности, открытия “Я”;
3. самосознания от профессионального самоопределения.
В плане исследования целостного процессапрофессионального определения выделяют три направления.
Сущность первого подхода заключается в том, чтопрофессиональное самоопределение рассматривается в узких, четко обозначенных –как существенный и неотъемлемый компонент индивидуального профессиональногостановления личности. Другими словами выбор профессии личностью является показателемтого, что процесс профессионального самоопределения переходит в новую фазусвоего развития. Как считает Т.В.Кудрявцев профессиональное становлениеличности проходит в своем развитии четыре стадии:
1. формирование профессиональных намерений;
2. профессиональное обучение;
3. профессиональная адаптация;
4. частичная или полная реализация личности впрофессиональном труде. [№ 17].
Второй подход к изучению профессионального взросленияличности разрабатывался И.С. Коном, выделяющим в качестве одного изглавных показателей морально-психологической зрелости способность трудитьсяради будущего. Согласно этому подходу, важнейший аспектом становления «Я»является формирование жизненных планов личности. С одной стороны, жизненныйплан возникает в результате укрупнения и обобщения целей, которые ставит передсобой человек. Это своеобразная иерархия и интеграция мотивов личности,становление устойчивого ядра ее ценностных ориентаций. В процессе становленияжизненных планов происходит дифференциация и конкретизация мотивов и целей,постепенно вырисовывается более или менее реальный, ориентированный надействительность план.
По утверждению автора способности, склонности и интересыприсутствуют на начальной стадии профессионального выбора. Более обобщенная ценностнаяориентация, как общественная – осознание социальной ценности той или инойпрофессии, так и личное формирование системы личных ценностей, того, что человекхочет для самого себя, складывается позднее.
Таким образом, в работах И.С. Кона придается особоезначение связи между общим социальным развитием личности и ее профессиональнымсамоопределением.
Е.А. Климов в изучении профессионального самоопределениярассматривает этапы этого процесса, связанные с изменениями этапы этогопроцесса, связанные с изменениями профессионально-ориентированных отношений ииндивидуально-психологических особенностей личности. Это и является основнойдля развития третьего подхода к проблеме выбора профессии.
По мнению Е.А. Климова, «профессиональноесамоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъектадеятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимыхуровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) ипрактическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека всистеме межлюдских отношений)». [Е.А. Климов, 1983, с62-63].
В работах С.Н. Чистяковой профессиональноесамоопределение связывается со всесторонним развитием личности и ееобщественной активностью. [С.Н. Чистякова № 50].
Сам по себе выбор профессии является не толькоследствием, но и активизирует процесс развития личности.
В ходе освоения профессией возрастает информированность,разнообразие, полнота самохарактеристики субъекта деятельности в положительномплане и уменьшается информированность самохарактеристики в отрицательном плане.Профессиональное самоопределение рассматривается в его возрастной и индивидуальнойдинамике. Она выделяет, что самое ценное при выборе профессии – определить,какие из качественных сторон профессии для вас наиболее желаемые, возможные.
Е.Ю.Прежниковой (1994г.) были выделены основные задачипрофессионального самоопределения:
- формирование общей готовности к самоопределению;
- а для старшеклассников и выпускников школ – это помощь вконкретном выборе.
Главная цель профессионального самоопределениязаключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности косознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализацииперспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного),готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находитьличностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. [Н.С.Прежников №33]
1.4.Особенности профессионального самосознания медицинских работников.
В профессиях, связанных с взаимодействиемчеловек-человек, огромное значение имеет ориентация на другого, какравноправного участника взаимодействия. Немного существует профессий, в которыхценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние наиндивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Суть ценностногоподхода – это ориентация на другого человека, как на «высшую ценность, равнуюценности собственного Я». Особенно важна способность к гуманистической,нравственной реакции в профессиональной деятельности врача и среднего медицинскогоработника. Поскольку объектом исследования и субъектом взаимодействия являетсячеловек, а характер знаний прикладной, то от медицинских работников требуетсявысокая мера ответственности за результаты своей деятельности. Медицина, какчеловековедческая наука, не может существовать без определенныхнравственно-этических принципов, норм и критериев.[Ю.П.Лисицин, А.М.Изуткин, И.Ф.Матюшин №21]
Актуальность ценностного подхода в медицине сейчас, вусловиях НТР, особенно возросла. В данный момент сложилась очень непростаясоциальная ситуация профессиональной деятельности врача, которая имеетдостаточно четкие характеристики:
- социальные ожидания от эффективности профессии превышаютвозможности самой профессии («сейчас врач посмотрит, а потом врач обязательнопоможет»);
- врач начинает осуществлять гуманистическую деятельностьна фоне общей дегуманизации (воплощение противоречия: человек – это высшаяценность, и в то же время цена человеческой жизни равна практически нулю);
- создается профессиональный фантом социальнойответственности (профессионал берет на себя ответственность, которая расширяетграницы его социального влияния).[Г.С.Абрамова, Ю.А.Юдшу№1, с40]
Труд медицинских работников ответственен, требуетвыносливости, предполагает высокую и постоянную психо-эмоциональную нагрузку, атак же необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях.
Средний мед.персонал (СМП) должен обладать такимисоциальными характеристиками, как: зрелый возраст, физическое и психическоездоровье, развитый интеллект, гуманистическое мировоззрение, сочетания свободыи ответственности, нравственность, инновационный потенциал.[А.Н.Стрельникова №44]
Профессиональные качества СМП, которые наиболее значимы вмедицине (по результатам социологического исследования Нижегородскогомед.училища)
- профессионализм;
- милосердие, сострадание;
- доброта;
- умение общаться с людьми;
- чувство долга;
- аккуратность;
- умение владеть собой.[№29]
Помимо безупречного владения профессиональными навыкамимедицинский работник должен уметь построить взаимоотношения с пациентами. Дажеесли мед.сестра от природы коммуникабельна, важна, что бы она умела анализироватьсвое общение с людьми и сознательно использовала свои навыки для совершенствованияпрофессиональной деятельности. Коммуникация лежит в основе гуманистическойсестринской помощи.
Основой для коммуникации и в качественном итоге дляпостроения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение слушать,воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать,быть искренним и уважать другого человека[№13].
Успех понимающего общения зависит от способностимедсестры и эмпатии.
Эмпатия (от английского – вчуствование) – это способностьчувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно восприниматьсмысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельстваглазами собеседника. [Н. Творогова №44].
Быть в состоянии эмпатии, значит на какое-то время войтив мир другого. При этом сохраняется способность в любой момент вернуться в свойсобственный мир.
По данным социологического опроса 350 мед. Сестер ЛПУКурска приоритетными специальностями для мед. Сестер являются:
— хирургия (операционная) – 17,1%
— косметология – 8,6%
— фельдшер – 7,4%
— отделен