""
Какбыть счастливым? Как реализовать себя в этом мире? Как добиться успеха в своихначинаниях? Подобные вопросы часто возникают в процессе развития человека иприобретают наибольшую актуальность во взрослом возрасте. Одни пытаются решитьих самостоятельно или при поддержке друзей и коллег, другие — обращаются запомощью к специалистам в области «человеческой души».
Помнению многих представителей психологических школ гуманистического направления,успех и связанная с ним внутренняя гармония личности во многом зависит ототношения человека к самому себе и своим возможностям, а также от еговосприятия реальной действительности, в которой эти возможности могут либоблагополучно реализоваться, либо остаться невостребованными.
Реализациявозможностей обычно приводит к изменениям, а любое изменение — очень трудная иболезненная задача. Она должна осуществляться с полным осознанием происходящегои достаточными внутренними ресурсами. Об этом пишет американский психотерапевтДентон Робертс в книге «Способный и равный», цель которой — помочьчеловеку успешно преодолеть собственные страхи и сопротивления другого вида,неизменно возникающие в тех случаях, когда человек принимает решение изменитьчто-либо в себе или в своей жизни.
Робертсразработал специальную рабочую тетрадь для самотерапии, которая заполняется втечение 10 недель утром и вечером. С помощью этой тетради можно научитьсяосознавать собственные внутренние барьеры, мешающие изменению, и научиться ихпреодолевать, опираясь на новые установки, укрепляющие веру в себя и чувствособственного достоинства. По мнению Робертса, существует пять таких установок,или базовых верований личности: каждый человек — способный, любящий, ценный, сильныйи равный другим.
Бытьспособным означает иметь все возможности для реализации своих целей и амбиций;способность вносить вклад в благополучное существование себя и других людей;способность проживать жизнь «здесь и сейчас»; способность заботиться осебе и других; способность вступать в контакт, разрешая проблемы мирным путем.
Бытьсильным означает признание собственного влияния на окружающий мир и возможностивыбора своих действий, признание того, что люди реагируют не меня так, как ясебя предъявляю, а также того, что я имею такое же влияние на тех, кто живетвокруг меня, как и они на меня.
Бытьлюбящим означает, что человек может относиться к другим и самому себе с тепломи заботой; что каждое чувство, которое испытывает человек уникально; что человекрастет и развивается, когда дает и получает поддержку; что человек можетсоздать такую среду, в которой бы процветал гуманистический дух.
Бытьценным означает ценность человеческой личности как таковой, просто потому чтоона существует; принятие собственной значимости; наличие смысла в любом аспектеполучаемого опыта.
Бытьравным означает быть не хуже и не лучше кого-либо другого; осознавать себя какчасть целого; относиться к другим, независимо от их достоинств и недостатков;верить в то, что возможности человека всегда выше, чем проблемы, с которыми онсталкивается.
ИдеяРобертса о здоровых базовых верах согласуется с подходом А. Маслоу к пониманиючеловеческих потребностей. В его иерархии за физиологическими потребностямиследуют потребность в безопасности, любви, самоуважении и самоактуализации.Последняя потребность является высшей и ярко проявляется на фоне удовлетворениявсех предыдущих. Смысл этой потребности в том, чтобы быть собой, быть именнотем, кто я есть, а не стараться соответствовать чьим-либо ожиданиям. Так,музыкант может актуализироваться в музыке, художник — в живописи, мать — ввоспитании детей и т.п. Именно от самоактуализирующихся личностей можно ожидатьмаксимального творчества в его здоровых проявлениях, т.е. готовности как квнутренним изменениям и к преобразованию окружающего мира.
Однако,по мнению Д. Робертса, для того, чтобы иметь мужество для изменения себя,простого самоуважения недостаточно. Только развитое чувство собственногодостоинства позволяет жить в гармонии с собой и окружающими. Робертс считает,что самоуважение зависит от социального окружения и принятых в обществе норм, адостоинство — категория более высокого порядка, которая от природы дана всемлюдям. К сожалению, в процессе жизни под влиянием воспитания и других внешнихусловий, это глобальное отношение к себе может искажаться и уходить на глубокийподсознательный уровень, утрачивая связь с реальностью. Для того, чтобывосстановить эту связь, необходимо принять «здоровые базовые веры»,которые автор осознал и глубоко прожил в течение долгих летпсихотерапевтической практики.
Принципиальноважными представляются следующие идеи Робертса:
1.Воля к жизни («витальность»), смысл которой во многом перекликается спонятием оптимизма, зависит от отношения человека к событиям, фактам, ситуациям(как внешним, так и внутренним). Признание собственной адекватности — первый изначимый шаг в достижении целей.
2.Позиция человека в каждой конкретной ситуации может быть выражена одним из двухлозунгов: «Я на своей стороне» или «Я в своем случае».Первая демонстрирует проживание ситуации «здесь и теперь», когдасобытия оцениваются как таковые, без связи с собственной некомпетентностью,беспомощностью или ущербностью. Вторая показывает, что человек«зациклился» на неудаче или собственном изъяне, ищет виновникапроисходящего и, тем самым, выражает готовность вступить в психологическую игрув роли «жертвы». Робертс подчеркивает, что знание собственныхнедостатков (которые, в реальности, не всегда таковыми являются) может превратитьсяв этом случае в основание для ложного представления о собственной уникальности(«Так плохо как мне, никому никогда не было»; «Я рос без отца,поэтому имею право на особое отношение к себе»; «Я чернокожий,поэтому никогда не получу признания»). Таким образом, «жертва»,присвоившая себе особое право быть самой несчастной, превращается в«преследователя» и исключает возможность равных, полноценныхотношений с другими людьми.
3.Все люди рождаются автономными существами, однако, в процессе воспитания,ограничивающего спонтанность самовыражения, у них появляется специфический«опыт выживания» в роли «жертвы». «Жертва»отличается тотальной склонностью к неудачам, пессимистическим взглядом на жизньи блестящим умением находить виновника своих несчастий. Следуя этой роли,человек способен испытывать позитивные эмоции только в тех случаях, когда (какэто не парадоксально) его негативные прогнозы подтверждаются. Более того,обижаясь и обвиняя других или себя в своих несчастьях, «жертва»впадает в зависимость либо от собственных «изъянов», либо от другихлюдей, а ее пессимистические ожидания превращаются в своего рода«самосбывающиеся пророчества». Такое отсутствие автономии — первыйпризнак утраты «здоровых базовых верований», а, следовательно, иадекватной оценки себя и окружающего мира, жизни вообще.
4.Утрата всех «здоровых базовых верований (убеждений)» делает человекаполностью беспомощным, ведет к депрессии, саморазрушению, и, в конечном, итоге,даже смерти. Утешает то, что у большинства людей эти убеждения утрачены или«ослаблены» частично, причем не все из них, а только часть. Чтобыосознать, где именно находится «слабое место», важно научитьсяпонимать собственные чувства, которые являются сигналами (посланиями),отражающими какую-то значимую и неудовлетворенную потребность человека.
5.Цель любого осознания, или саморефлексии, — понять, что, как и почемупроисходит. То, что происходит с человеком дальше, зависит от его собственноговыбора. Самый простой, на первый взгляд, путь — просто принять ситуацию такой,какая она есть. Однако самые простые пути не всегда доступны психике человека,которая сама по себе очень сложна. Сложных пути два, и они являются отражениемдвижения энергии, которая может быть направлена либо в сторону защиты, либо всторону творчества. Первый путь — это путь избегания и стагнации, второй — путьизменения и развития.
6.Любое изменение связано с чувством страха, связанного с будущейнеопределенностью и отказом от стереотипов прошлого, прочно усвоенных с детстваи когда-то успешно защищавших человека от возможных несчастий. Это чувствоестественно, и для того, чтобы справиться с ним, необходимы особые ресурсы(высокая мотивация; профессиональная поддержка; осознание невозможности жить,как раньше; способность отделять «отжившие» установки от тех, которыеявляются ключевыми и необходимыми в структуре собственной личности).
7.Один из сильнейших ресурсов — доброта, которая часто отвергается, особенно присамолечении. Поэтому наиболее эффективным способом стимуляции изменений являетсяпозитивная самоконфронтация, смысл которой состоит в том, чтобы «быть насвоей стороне», а не «в своем случае», т.е. использовать новуюинформацию не «против» себя (обвиняя, самоуничижаясь и т.п.), а наблаго себя и своего личностного развития. Любые изменения требуют доброго,бережного отношения к себе. Иначе они будут иметь носильственный характер и непомогут выработать ничего иного, кроме реакции избегания на «опасную»ситуацию.
Сидеями Робертса о восприятии человеком критических ситуаций, требующихопределенного выбора и принятия нестандартных решений, перекликаются мыслидругого американского психолога — Ш. Болса, который, ссылаясь на теориюпоэтапного формирования действий, описывает 3 возможных способа реагированиясубъекта на проблему:
1.Стереотипная реакция — автоматическая цепочка действий, проверенная опытом,которая приводила к успеху в прошлом.
2.Реакция фрустрации, ведущая к избеганию и выходу из ситуации без достижениярезультата.
3.Эвристическая реакция, предполагающая нестандартное решение, как правило,следующее за серией неудачных попыток решить проблему стандартным путем. Этареакция проявляется в форме инсайта, или резкого скачка.
Болсперечисляет факторы, оказывающие влияние на выбор того или иного способареагирования (прошлый опыт, который может быть негативным; интерес к проблеме;принципиальная способность решить данную проблему, которая часто зависит отналичия адекватной информации), а также сопровождающий их эмоциональный фон.Традиционное реагирование не вызывает особых эмоциональных переживаний, иявляется, с этой точки зрения, нейтральным. Фрустрированное реагированиехарактеризуется негативным эмоциональным фоном, связанным с деструктивностьюповедения, поиском виноватых, и позицией «жертвы». Эвристическиереакции сопровождаются чувством любопытства, полноты происходящего и восторгаот полученного эффекта.
Авторпредлагает модель описания всех вариантов решений проблемы через топологическуюмодель, разработанную в теории катастроф. Модель представляет собой искривленнуюв пространстве плоскость, точка перегиба которой соответствует точке«катастрофы». Момент инсайта на этой плоскости можно отразить через«скачок» с одной плоскости на другую. Если для осуществления«скачка» недостает ресурсов, человек «застревает» на однойиз плоскостей и не находит выхода из ситуации.
Модельпредставляется полезной для исследователей, людей, попавших в проблемнуюситуацию, а также для педагогов, обучающих эвристическим приемам решенияпроблем. Основная задача, объединяющая все эти три категории возможных«потребителей» модели — свести к минимуму страх неудачи и последующуюбеспомощность, которая заканчивается избеганием критической (проблемной)ситуации, развить в себе способность противостоять временному неуспеху инаучиться четко определять «точку катастрофы», выход за которуюявляется условием успешного решения проблемы.
Такимобразом, момент изменения возможен в «точке катастрофы», котораязанимает конкретное место в пространстве и времени. Важно осознавать, что:
1.«Катастрофы» неизбежны, т.к. это единственный путь развития.
2.«Катастрофы» можно прогнозировать.
3.Для «скачка», ведущего к изменению, необходимы специфические ресурсы:адекватная информация о ситуации и собственных возможностях, высокая мотивация;способность к эвристическому типу реагирования, смысл которого в самом процессерешения, а не в получении результата.
4.Само по себе изменение носит вероятностный характер и поэтому, всегда связано снеопределенностью. Страх неопределенности снимается за счет творческогоотношения к решению проблемы, которое является отражением потребности личностив самоактуализации. С этих позиций можно утверждать, что в творчестве не можетбыть успеха или неудачи, а может быть только новое решение, продвигающеечеловека вперед, независимо от степени его гениальности.
Список литературы
1.Boles S. (1990). AModel of Routine and Creative Problem Solving. The Journal of CreativeBehavior. (Vol.24, No 3, pp. 171- 189).
2. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation. In Management &Motivation by V.H.Vroom & E.L. Deci (Eds.), Kingsport Press, 1982 (pp.27-41).
3. Roberts D.L. (1987). Able & Equal: A Gentle Path to Peace.Human Esteem Publishing, 156 pp.
4. Roberts D.L. (1987). Able & Equal: A Gentle Path to Peace и др. (обзор подготовлен Ириной Выбойщик)