Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Самовосприятие беременности

Министерство образованияРоссийской Федерации
Пермский государственныйуниверситет
Кафедра психологии
                               
Самовосприятие беременности.
            
                         Курсовая работа
                     студентки 2 курса
                     дневного отделения
             философско-социологического
                     факультета
             специальности «Психология»
                     Неумоиной Евгении.
                 
                  Научный руководитель:
        ассистент кафедры психологии,
        кандидат психологических наук
                    Бергфельд А.Ю.
                                          Пермь,2003г.                              
          
План.
Введение…………………………………………………………………3
1.     Проблема самовосприятиябеременности…………………………4
2. Методы исследования самовосприятиябеременности…………..16
Заключение……………………………………………………………. 21
Библиографический список…………………………………………… 23
Приложение…………………………………………………………….24
                             Введение.
        Вданной работе рассматривается проблема самовосприятия беременности женщинами,готовящимися стать матерями. Проблема материнства и, в частности,  такого важного этапа подготовки к материнствукак беременность в научной литературе представлена не очень полно, внимание ейстало уделяться только в последнее десятилетие и рассмотрение этой проблемыможно найти у ограни-ченного количества авторов (Филиппова Г.Г., МещеряковаС.Ю., Брутман В.И.). В данной работе рассматривается проблема само-восприятиябеременности женщинами, которые готовятся стать матерями и методы исследования,позволяющие определить особен-ности этого самовосприятия. В этом состоитновизна работы.
         Впоследнее время проблема материнства встает перед нашим обществом очень остро,прежде всего, из-за понижения уровня рож-даемости и увеличения количестваженщин отказывающихся от своих новорожденных детей. Восприятие женщинами своейбереме-нности, особенности переживания этого периода, во многом влияют наотношение к своему будущему ребёнку, принятию или неприня-тию его в свою жизнь,поэтому данная проблема актуальна.
        Изучение самовосприятия беременности, разработка методов исследованияданной проблемы позволит выявлять особенности данного восприятия у разныхбеременных женщин и при необходи-мости проводить соответствующие коррекционныеработы с целью его оптимизации. В этом состоит прикладное значение работы.  
        Объектом работы являются женщины, готовящиеся стать мате-рями, а предметом– самовосприятие ими своей беременности..
         Целькурсовой работы – обзор методов исследования, которые могут использоваться приопределении особенностей самовосприя-тия беременности разными женщинами.
         Вработе рассматривается понятие самовосприятия беремен-ности, влияние этоговосприятия на общую готовность к материнс-тву, влияние беременности наличностную сферу женщины. Особо рассматриваются особенности самовосприятияженщинами беремен-ности на разных её этапах и различные стили самовосприятиябере-менности. Отдельно рассматриваются и анализируются различные методыисследования, которые могут применяться для определения особенностейсамовосприятия женщинами  беременности.
             Проблема самовосприятия беременности.
         Психология материнства одна из наиболеесложных и мало разработанных областей современной науки. Материнство изучаетсяв русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физио-логии,социологии, психологии. Психология беременности является одной из наиболеезначимых частей психологии материнства. Иссле-дования в русле психологиибеременности стали  проводиться толь-ко впоследние два десятилетия, и количество работ посвященных данной проблеме  пока очень ограничено. В зарубежныхисследова-ниях эта проблема представлена более обширно и подробно чем вотечественных. [23]
         В даннойработе исследуется проблема самовосприятия бере-менности, которая являетсянемаловажной составляющей  психо-логиибеременных женщин и всей психологии материнства.
       Самовосприятие беременности может определяться как воспри-ятие женщинойсвоих переживаний различных этапов беременности, идентификация этихпереживаний, которая ведет к выработке опре-делённых действий и стереотиповповедения, адекватных этим пере-живаниям.[24]
        Беременностьв психологии рассматривается, прежде всего, как этап развития материнской сферыженщины подготавливающий её к дальнейшему выполнению материнских функций впостнатальном периоде, т.е. этап психологической подготовки к материнству.[7;20]
      С.Ю.Мещерякова(2000), говорит о том, что психологическая готовность кматеринству может рассматриваться с двух основных позиций: [14]
1.    готовность к материнству как готовность кобеспечению благо-приятных условий для развития ребёнка. С этой позиции онарас- сматривается  как специфическоеличностное образование, «стер-жневой образующей которого являетсясубъект-объектная ориен-тация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку»[14 ].
2.    готовность к материнству как к переходу к новой стадииличнос-ной и половозрастной идентификации. С этой позиции она рас-сматриваетсяв аспекте удовлетворённости женщины своей мате-ринской ролью.
Проблема самовосприятия беременности занимает особое местосре- ди аспектов психологической готовности к материнству. От самово-сприятиябеременности в большей степени зависит отношение матери к своему ещё неродившемуся ребёнку, создание правильных или неправильных условий для егоразвития, образование позитив-ных или негативных установок на его воспитание ит.п. – т.е. «непо-средственная реализация матерью своих функций вовзаимодейст-вии с ребёнком.» [24]Следовательно, в рамках самовосприятия беременностипсихологическая готовностьк материнству может рассматриваться с первойпозиции.
        С позиций самовосприятия беременностипсихологическую гот-овность кматеринству можно рассматривать и как переход к новой стадии личностнойи половозрастной идентификации, можно гово-рить об удовлетворённости илинеудовлетворённости женщины сво-ей материнской ролью на данном этапе, т.е.своей беременностью.
        Г.Г.Филиппова(2002) говорит о том, что беременность является критическим периодом жизниженщины, стадией полоролевой иден-тификации, особой ситуацией для адаптации. «Вэтот период актуа-лизируются неизжитые детские психологические проблемы,лич-ностные конфликты, проблемы во взаимодействии со своей ма-терью, впереживаниях беременности играют роль особенности модели материнства своейматери, адаптация к супружеству и т.п. В динамике личностных измененийотмечается инфантилизация, обос-трение внутриличностных конфликтов, повышениезависимости, уровня тревожности». Н.П.Коваленко(1998) пишет также, что бере-менность понимается как острыйпереходный период, который не-редко сопровождается кризисными переживаниями. Входе беремен-ности существенно изменяются сознание женщины и еёвзаимоотно-шения с миром. Необходимой является перемена образа жизни, вжи-ваниев роль матери. Для многих женщин исход беременности мо-жет быть громаднымсдвигом к подлинной зрелости и возрастанию самоуважения. Для других наоборот,это может быть «патологиче-ским разрешением потенциально нагруженных чувствомвины мате-ринско-детских отношений».  [24]
          Особеннострессовой является первая беременность, т.к. она означает окончание независимогопервично целостного сущест-вования и начало «безвозвратных» материнско-детскихотношений, поскольку отныне психическое равновесие матери становитсясвя-занными с запросами беспомощного и зависимого существа. Бере-менность можносчитать критической точкой в развитии женской идентичности.
         Другоенаправление исследований (В.И.Брутман, М.И.Шму-рак) рассматривает беременностькак подготовительную фазу в раз-витии взаимной привязанности матери и ребёнка,которая связана с возникновением новых ощущений и физиологических изменений ворганизме женщины в этот период. В.И.Брутман считает централь-ным вформировании привязанности к ребёнку возникновение пер-вичного интрацептивногоощущения в ходе беременности, совпада-ющее обычно с началом шевеления, котороевызывает у будущей матери чувство «сроднённости» с собственным ребёнком.Наблю-дения показывают, что с момента начала шевеления у большинства беременныхпроисходит своеобразное вслушивание в свою телес-ность, фиксация на своихощущениях. Данный психологический механизм позволяет осуществить подготовкусамосознания беремен-ной к принятию реального ребёнка. Под воздействием этогоособого состояния постепенно формируется образ ребёнка, который вклю-чается всамосознание беременной. [4;5]
      Таким образом,в результате успешного завершения этого крити-ческого периода осуществляетсяпереход к новой личностной поло-возрастной идентификации, женщина достигаетвнутренней и внеш-ней интегрированности и обретает новый социальный статус.
          Впсихологии выделяются разные стадии родительствования: принятие решения орождении ребёнка, беременность, период зрело-го родительства, период«постродительства» (для бабушек и деду-шек)[22]. В актуальном материнстве выделяются стадияпринятия решения о сохранении беременности, период беременности до шевеленияплода, период после шевеления, роды, послеродовой период [7]. В гинекологии и акушерстве выделяются три триместрабеременности, предродовой период, роды, послеродовой период. Любая периодизациясвязана с конкретными задачами исследования. Задачей данной работы являетсяотражение особенностей само-восприятияженщиной своей беременности. В связи с этой задачей можно выделить пятьпериодов беременности: идентификация бере-менности, до начала ощущений шевеления, появление истабили-зация ощущений шевеленияребёнка, седьмой и восьмой месяцы беременности, предродовой период (Г.Г.Филиппова, 2002). Рассмо-тримсамовосприятие женщиной беременности на этих этапах подробнее: 
         1период. Идентификация беременности.
         Этот период в большинстве случаевначинается и заканчивает-ся ещё до возникновения первых изменений в физическомсостоя-нии женщины и непосредственно связан с осознанием факта бере-менности.
         Обычнопредположение о возможности беременности появля-ется у женщины через 2-3 дняпосле задержки менструации. В обыч-ных случаях возникновение первого подозренияуже вызывает опре-делённые переживания. Пока не подтверждён факт беременностиэти  переживания почти всегда носятоттенок беспокойства, причи-ной которого является либо страх наступлениябеременности, либо страх её не наступления. «Положительная» тревога обычноведёт к наиболее раннему и точному установлению факта беременности. В случаяхнежелательной беременности в сочетании с затруднениями её прерывания, возможно,напротив длительное затягивание её под-тверждения. Сроки идентификациибеременности составляют при-мерно одну неделю. В большинстве случаев за этовремя принима-ется решение о сохранении беременности или её прерывании.
           Г.Г.Филиппова (2002) выделяет 8 вариантов самовосприятия идентификациибеременности:
   1.Тревожное.При подозрении на беременность возникает сильная тревога, которая сохраняетсядо подтверждения факта беременности и после него, часто даже усиливаясь. Характернояркое сохранение в памяти всех обстоятельств идентификации беременности, ихвысо-кая эмоциональность.
   2.Первая эмоцияотрицательная (страх, тревога, ужас, растерян-ность, разочарование и др.) Онадостаточно явно выражена и про-должается до уточнения факта беременности. Послеэтого происхо-дит смена эмоционального состояния на положительное:удовлетво-рение, приятное удивление, радость. Первые ощущения чаще всего невозвращаются.
    3.Слабовыраженные отрицательные эмоции перемежаются с бо-лее выраженнымиположительными. Общая оценка своего состоя-ния явно положительная, хотяпериодически возникают озабочен-ность и сожаление. После подтверждения фактабеременности про-исходит сосредоточение на задачах, связанных с беременностью.Это наиболее благоприятный вариант переживания идентификации беременности,который свойственен зрелым, готовым к материнству женщинам, которые понимаютвсю важность происходящих в их жизни перемен и принимающих свою беременностькак желатель-ную. Они готовы перестроить свою жизнь в ориентации на ребёнка.
    4.Эйфорическоесостояние. Ярко выраженные радостные пережи-вания, абсолютно отсутствуюткакие-либо признаки тревоги, озабо-ченности, сожаления. Чаще всего такоесостояние характерно при общей личностной незрелости женщины, неприятии на себяответ-ственности. Любое нарушение «идеального течения беременности» ведет кпоявлению страха, резкой смене эмоционального состояния. Эти женщины часто неготовы к проблемам послеродового периода.
    5.Амбивалентноеотношение. Характеризуется периодической сменой полярных эмоций,затягиванием решения о сохранении беременности. Обычны раннее проявлениесоматических ощущений, связанных с беременностью, их сильная выраженность.
      6.Слабовыраженое амбивалентное отношение с неоправданным затягиванием решения осохранении беременности. Причинами, мешающими это сделать, могут бытьнедостаток денег, заболевание типа простуды или просто «некогда было». Такоеотношение можно выразить фразой: «Когда хватилась, уже поздно было».Последст-вия зависят от конкретной ситуации: от благополучной коррекции доотказа от ребёнка.
      7.Неправдоподобнодлительная интенсификация беременности. Признаки беременностиинтерпретируются как недомогания. Сома-тические ощущения часто бывают смазаны.Подозрения на беремен-ность возникают, но активно подавляются. Такое состояниечаще всего бывает у женщин, впоследствии отказывающихся от ребёнка.
      8. Аффективно-отрицательноепереживание идентификации бе-ременности. Устойчиво сохраняется внезависимости от решения о её сохранении. В дальнейшем первые негативные эмоциимогут пе-реходить либо в игнорирование факта беременности, либо в депрес-сивноесостояние, либо сохраняется аффективно отвергающее отно-шение. Идентификациябеременности обычно происходит вовремя.
     2период.До начала ощущений шевеления.
     Этот период охватываетвторуюполовину первого триместра бе-ременности и начало второго. Физиологически онхарактеризуется гормональной перестройкой организма и связанными с нейнеприят-ными физическими ощущениями, изменениями в эмоциональном состоянии.Появляется симптоматика беременности. В этот период у женщин появляетсяраздражительность, резкая смена настроений, снижается общая активность.  [7;20]
       Беременныеженщины по-разному оценивают и воспринимают свои недомогания и эмоциональныесостояния в этот период. В раз-витии материнской сферы этот период для женщины весьма сущес-твенен. Появлениеребёнка становится реальным фактом, хотя ещё нет никаких его конкретныхпризнаков. Материнское чувство ещё свободно от внешней стимуляции, присущейживому ребёнку, но женщина уже имеет возможность почувствовать происходящиеиз-менения. Появляется возможность реального развития отношения матери к своемуребёнку, т.к. она знает о его существовании и сро-ках его появления. В этотпериод представления о ребёнке не очень конкретны, описание его затруднено,женщины в основном ограни-чиваются описанием своих эмоций и переживаний.[24]
        Г.Г.Филиппова выделяет 5 вариантов самовосприятия беремен-ности  на данном этапе:
         1.Оптимальныйвариант. Соматический компонент выражен чётко, средний по интенсивности,расценивается как неизбежное, вполне терпимое состояние. Активно применяютсяспособы оптими-зации самочувствия. Эмоциональное состояние характеризуется не-многоповышенной раздражительностью, которая интерпретируется как усталость иследствие недомогания. Ребёнок представляется в возрасте около года. Активностьпо подготовке к родам и материн-ству слабая, часто в форме планов заняться этимпозже. Чаще всего соотносится со 2 и 3 типами идентификации беременности.
         2.Усиленноепереживание эмоциональных и соматических сос-тояний. Эмоциональноесостояние характеризуется повышенной раздражительностью, требовательностью кокружающим. Физичес-кие симптомы переживаются очень тяжело, повышеначувствитель-ность к своим состояниям. Способы оптимизации самочувствияпра-ктически не используются, в связи с недоверием к ним. Образ ребён-ка либоотсутствует, либо, напротив, очень конкретен, ребёнок пред-ставляется идеальным,«выстраданным матерью». Сочетается со 2, 4, 5 типами идентификациибеременности.
         3.Тревожноепереживание состояний беременности с прогнози-рованием неблагополучного исходабеременности для себя или для ребёнка.  Соматический компонент переживается оченьостро, лю-бое изменение в состоянии оценивается как угрожающее. Практи-ческипостоянно тревожный фон настроения, периоды нормального настроениякратковременны. Нередка угроза выкидыша. Ориента-ция на неблагоприятныепрогнозы, игнорирование благоприятных. Образ ребёнка почти отсутствует, илипреследуют представления о возможных врожденных увечьях. Сочетается с 5 и 6типом иденти-фикации беременности.
          4.Депрессивноесостояние. Физические симптомы пережива-ются как тяжёлые, мучающие. Общеепереживание беременности как обречённости, на словах нередко отношение кбудущему  ребён-ку как к сверхценности.Ребёнок чаще всего вообще никак не пред-ставляется, характерно полноеотсутствие содержаний, относящихся к послеродовому периоду. Сочетается часто с5 и 6, реже с 8 типами идентификации беременности. 
            5. Разныеформы отвержения беременности при принятии решения о её сохранении:
           а) почтиполное отсутствие всей симптоматики. Иногда сос-тояние даже бодрее чем добеременности. Характерно активное пла-нирование жизни после периодабеременности минимально необхо-димого для ухода за ребёнком. Образ ребёнкачасто вполне чёткий, ребёнок представляется в связи с его социальным статусом.Обычно сочетается с 5, 6  и 7 типомидентификации беременности.    
            б)аффективно-отрицательноепереживание симптомов как не-нужных, мешающих. Необходимость подготовки кпослеродовому периоду раздражает, часто не соблюдаются простые правила режи-ма.Ребёнок ещё не воспринимается как человек, состояние часто ин-терпретируетсякак отношение к беременности, а не к ребёнку. Мо-жет сочетаться с 5и6 реже с7типами идентификации беременности.
             в) устойчивоеотрицательное отношение с попытками преры-вания беременности. Соматическийкомпонент выражен средне, ре-бёнок представляется как нежеланный, наказание.Сочетается с 8 или 7 типом идентификации беременности. 
            «Все этитипы переживания второго периода беременности создают индивидуальные условиядля следующего, достаточно серь-ёзного в развитии материнской сферы – началаощущений шевеле-ния ребёнка.»[23]
   3период. Появление и стабилизация ощущений шевеления ребёнка.
        Первые ощущения шевелений ребенканачинаются обычно в се-редине второго триместра. Для физического иэмоционального само-чувствия будущей матери этот период наиболее благоприятен.Исче-зают симптомы недомогания, настроение становится более устойчи-вым.Появление шевелений позволяет воспринимать образ ребёнка более конкретным идаёт богатую пищу для интерпретации его субъективных состояний. Первыешевеления ребёнка сначала труд-норазличимы. Часто женщины подолгу вслушиваютсяв своё состо-яние, чтобы ощутить начало шевеления. Ощущения шевеления обы-чноприятны для женщины и хорошо сохраняются в памяти в тече-нии многих лет. [11]
            “Помимо общего отношения к беременности и ребёнку,ощу-щение его шевелений позволяет матери конкретизировать её «стар-товый» стильэмоционального сопровождения.” [8]
— усиливающийся стиль выражаетсяв переживаниях трево-ги при шевелении, свои ощущения расцениваются каксвидетельство недовольства ребёнка, боязни и т.п. Положительное состояниеребё-нка отмечается редко и почти не интерпретируется.
-       осуждающийстиль проявляется в том, что мать часто воспринимает ощущения как мешающие,испытывает неудобство, если ребёнок сильно шевелится в присутствии другихлюдей. Она не может чётко определить, какое её поведение служит причинойхоро-шего или плохого настроения ребёнка. 
                 — игнорирующий стиль эмоционального сопровождения выражается в описании женщинойшевелений, как физиологических ощущений, без адресации к образу ребёнка. Она неможет описать динамику или характер шевелений, не представляет себе движенияребёнка.
-       адекватныйстиль характеризуется чёткой интерпретаци-ей характера движений ребёнка.Женщина хорошо представляет се-бе, как двигается и что чувствует ребёнок,соотносит его шевеления как с внешними событиями, так и с субъективнымсостоянием ребё-нка. При обращении к нему интонирует свою речь адекватнопред-ставляемым состояниям ребёнка. Интерпретация шевелений ребёнка в основномположительная, отрицательной она бывает только в свя-зи с конкретнымипричинами. (Г.Г.Филиппова, 2002)
             В этотпериод женщины обычно начинают постепенно кон-центрироваться на задачахбеременности и подготовке к материнс-тву, посещают курсы, читают специальнуюлитературу.
        4 период. Седьмой  и восьмой месяцы беременности.
          Третийтриместр беременности считается достаточно сложным в том числе и в планесамовосприятия беременности. В этот период у женщин ограничивается физическаяактивность, несколько ухуд-шается самочувствие, появляется быстрая усталость.Одновременно с этим несколько повышается тревожность по поводу послеродовогопериода, страх родов. Такое состояние воспринимается женщиной по-разному, однистараются использовать его чтобы «набраться сил»  перед родами и последующим уходом заребёнком, другие переживают его как неприятный, остро реагируют на неудобства,связанные с большим животом. «Практически во всех случаях  к концу этого периода возникает чувство,которое можно выразить словами «скорей бы уже всё закончилось», но одни егоинтерпрети-руют как нетерпение увидеть ребёнка, а другие–как избавление отнеудобств беременности.» [23]
           Образ ребёнка в этот период становитсяболее конкретным, женщины достаточно легко представляют себе его внешний вид,ос-обенности поведения, свои действия с ним. В связи с этим повыша-етсяактивность, связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду,большинство женщин стремятся повысить свою материн-скую компетентность.  Общее повышение беспокойства реализуется вдеятельности связанной с подготовкой к рождению ребёнка, такая деятельностьспособствует проработке образа ребёнка и представле-ний о своих материнскихфункциях. 
           Впоследнем триместре беременности практически для всех женщин характерноповышение внешней активности, которая может быть описана как стремлениепривести в порядок свои дела и окру-жение. В.И.Брутман (1997) называет этовремя «периодом обустрой-ства гнезда». Разница в том, что приводится в порядок.Как правило это активная подготовка к рождению ребёнка, приготовление вещей,выбор родильного дома и т.д.
           Другимвариантом является повышение активности, напра-вленной на содержания, несвязанные с ребёнком. Чаще всего это стремление закончить учёбу, сдатьэкзамены, защитить диплом, а также произвести ремонт, купить дачу и т.п.Характерно, что часто это интерпретируется как необходимое для будущего ребёнка,хотя обычно объективной необходимости для этого нет. Одним из прояв-лений такойсмещённой активности на последних месяцах может считаться поведение женщин,отказывающихся от ребёнка  прииг-норирующем стиле восприятия беременности. Тогда для рождения ребёнка можетвообще ничего не делаться.
     Обычноотсутствие или уменьшение интересов, связанных с ребё-нком, сочетается сдругими проявлениями свидетельствующими о сниженной ценности материнства иребёнка для данной женщины. Изменение направленности активности беременной в«период обус-тройства гнезда» отражает динамику, происходящую в содержании еёсамовосприятия беременности. 
     Таким образомэтот период отражает сложную динамику эмоцио-нального состояния во времябеременности, подготавливающую всю психику будущей матери к выполнению еёфункции после родов.
              5 период. Предродовой.
      Этот периодявляется очень важным физиологически. Происхо-дит полная подготовка организма кродам, идёт накопление энерге-тического запаса организма для родов ипослеродового периода. На поведении и эмоциональном состоянии это отражаетсякак сниже-ние активности, общее расслабление, некоторое эмоциональное«от-упение». В этот период у женщин обычно снижается страх перед ро-дами, онинаиболее адекватно, по сравнению с другими периодами, оценивают своивозможности и представляют ребёнка и свои дейст-вия с ним. (Г.В.Скобло, 1992;В.И.Брутман, 1997).
       Принеблагоприятной динамике содержаний материнской сферы в беременности, напротив,возрастает тревожность, обостряются фи-зиологические нарушения, женщинапрактически перестаёт ориен-тироваться в своих ощущениях, нередко игнорируя их.При игнори-рующем стиле переживания беременности у женщин может не наб-людатьсяснижения активности и эмоциональности, что иногда при-водит к преждевременнымродам. [8]
        «Содержаниематеринской сферы в течение беременности пре-терпевает существенное изменение,которое отражается в пережива-нии женщиной симптоматики беременности, в еёвнешней активно-сти и психическом состоянии». [24]Всё это определяется общим ин-дивидуальным стилемсамовосприятия беременности. В него входят самовосприятие идентификациибеременности, динамика пережива-ний симптоматики по триместрам беременности,восприятие перво-го и последующих шевелений ребёнка, содержание активностижен-щины в третий триместр беременности. Г.Г.Филиппова (2002) выде-ляет шестьвариантов стилей общего самовосприятия и переживания беременности.
    1.Адекватный. Идентификациябеременности без сильных и дли-тельных отрицательных эмоций, соматическиеощущения выражены хорошо, средней интенсивности. В первом триместре возможнооб-щее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместреблагополучное эмоциональное состояние, в третьем – по-вышение тревожности со снижениемеё к последним неделям, актив-ность в третьем триместре направлена наподготовку к послеродо-вому периоду. Первое шевеление ребёнка переживаетсяположи-тельно – эмоционально, приятно по соматическому ощущению. По-следующиешевеления чётко дифференцированы от других ощуще-ний, не характеризуютсяотрицательными переживаниями.
     2.Тревожный.Идентификация беременности тревожная, с перио-дически возобновляющимися страхоми беспокойством. Соматичес-кий компонент выражен сильно по типу болезненногосостояния. В первый триместр эмоциональное состояние повышенно тревожное илидепрессивное, во втором триместре оно не стабилизируется, по-вторяютсядепрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триме-стре они усиливаются,активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности,родов, послеродовой период. Пер-вое шевеление ощущается рано, переживается стревогой, испугом, возможны болезненные ощущения. Дальнейшие шевеления частосвязаны с тревогой по поводу здоровья ребёнка и себя, характерны направленностьна получение дополнительных сведений, патронаж. 
     3.Эйфорический.Отмечается неадекватная эйфорическая окраска всех характеристик, некритическоеотношение к возможным пробле-мам беременности и материнства, нетдифференцированного отно-шения к характеру шевеления ребёнка. Обычно к концубеременно-сти появляются осложнения.
     4.Игнорирующий.Поздняя идентификация беременности сопро-вождается чувством досады илинеприятного удивления. Соматиче-ский компонент либо не выражен совсем, либо состояниелучше чем до беременности. Обычно не наблюдается динамики эмоционально-госостояния по триместрам. Отмечается повышение активности и третьемтриместре,  активность направлена насодержания не свя-занные с ребёнком. Первое и последующие шевеления интерпрети-руютсякак физиологические ощущения, первое шевеление отмеча-ется очень поздно.
      5.Амбивалентный.По симптоматике сходность с тревожным ти-пом. Особенностью являются резкопротивоположные по физичес-ким и эмоциональным ощущениям переживания шевеления,выра-жены болевые ощущения. Отрицательные эмоции интерпретирую-тся как страх заисход беременности, родов, характерны ссылки на внешние обстоятельства мешающиеблагополучному переживанию беременности.
      6.Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается отрицательнымиэмоциями, вся симптоматика негативно эмоциона-льно окрашена и резко выражена.Беременность воспринимается как кара, помеха. Шевеление окрашено неприятнымифизиологическими ощущениями, сопровождается брезгливостью, неудобством. Впред-родовом периоде возможны всплески депрессивных или аффектив-ных состояний.
      Каждыйконкретный случай самовосприятия беременности инди-видуален, он более ли менееприближается к описанным. Стили са-мовосприятия беременности обычно соотносятсяс ценностью ребё-нка для матери. При адекватном самовосприятии беременностинаб-людается адекватная ценность ребёнка, при тревожном или амбива-лентномвосприятии ценность ребёнка повышена или понижена. При игнорирующем илиотвергающем – ценность ребёнка низкая, при эйфорическом она обычно неадекватнаи заменена на другие ценности.
        Вообщеособенности самовосприятия беременности той или иной женщиной зависят от многихфакторов, таких как возраст буд-ущей матери, наличие предыдущих беременностей сблагоприятным или неблагоприятным исходом, материальные условия жизни,взаи-моотношения с отцом ребёнка и другими родственниками, индиви-дуальныеособенности личности женщины и некоторых других.
       Ж.В.Завялова(2000) описывает особенности самовосприятиябеременности  в зависимости от возрастаженщины, и от наличия предыдущих беременностей с благоприятным илинеблагоприятным исходом. По данным её исследования можно сделать некоторыевыводы:
        — перваябеременность у молодых женщин (младше 21 года) достаточно редко воспринимаетсяполностью в адекватном стиле. Если беременность желанная, то чаще всего еёвосприятие прои-сходит в амбивалентном стиле, а также нередким являетсяэйфори-ческий стиль, который говорит о личностной незрелости женщины, и низкойстепени готовности к материнству. Если беременность не-желанная то преобладаетотвергающий стиль, игнорирующий стиль в данной ситуации наблюдается реже.
         — перваябеременность у женщин в наиболее благоприятном для деторождения возрасте (21 –30 лет) чаще воспринимается адекватно, но также ещё присутствует эйфорический иамбивалент-ный, реже тревожный, стили восприятия беременности. Нежеланнаябеременность чаще, чем в предыдущей ситуации воспринимается в игнорирующемстиле.
         -  при восприятии первой беременности женщинамистарше 30 лет в случае её желанности чаще всего наблюдается тревожный илиамбивалентный стили, адекватный стиль восприятия наблюдается реже, чем у женщинв предыдущей ситуации. Это может быть связа-но с тем что после 30 лет перваябеременность часто воспринима-ется как «последний шанс», и это являетсяпричиной повышенной тревожности. Эйфорический стиль восприятия беременностижен-щинами этого возраста наблюдается крайне редко. При нежеланной беременностипреобладает отвергающий стиль. 
         — последующие беременности, при благоприятных исходах пре-дыдущих, внезависимости от возраста, чаще воспринимаются в аде-кватном стиле.Эйфорического стиля восприятия повторных бере-менностей практически ненаблюдается. Нежеланная беременность в данной ситуации часто воспринимается вигнорирующем стиле.
         — приналичии лишь неблагоприятных исходов предыдущих беременностей последующиебеременности достаточно редко вос-принимаются адекватно, вне зависимости отвозраста. В этих случа-ях преобладает тревожный и амбивалентный стиливосприятия, пре-обладание этих стилей особенно проявляется у женщин старше 30лет, и молодых женщин. Причём у молодых женщин чаще прео-бладает амбивалентныйстиль, а у женщин старше 30 лет – тревож-ный. Нежеланная беременно


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «входу»
Реферат Битва при Камбре 1917
Реферат Курс лекций по линейному программированию
Реферат Шенграбенское сражение. Проблема истинного и ложного героизма. В чём разница между поведением До
Реферат Российско-южнокорейские экономические отношения на современном этапе
Реферат Просвященный абсолютизм Екатерины II слова и дела
Реферат Поэтическое творчество Валерия Брюсова в контексте его учения о множественности истин
Реферат Анализ влияния инфляции на финансовые результаты организации
Реферат Біологічне забруднення харчових продуктів і продовольчої сировини
Реферат Mask Of Hamlet Essay Research Paper Masks
Реферат Партеногенез
Реферат Растворимость солей, кислот и оснований в воде
Реферат Notes Of The Death Penalty Essay Research
Реферат Оценка и мониторинг физического состояния студентов
Реферат Герб России как отражение ее истории