Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Психологический анализ агрессивности в старшем подростковом-раннем юношеском возрастах

Содержание:
Введение...................................................................................................................2Теоретическая  часть. Теоретическийанализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности......................................................................................3
Определениепонятия.........................................................................................3
Причиныагрессивности....................................................................................4
     Социальные условия, способствующиезакреплению агрессии..................19
         Подросток всемье........................................................................................19
         Подросток  в группе сверстников...............................................................24
    Биологический  фактор провоцирования агрессии. Роль половогосозревания..............................................................................................................27
Практическаячасть.
1.Методисследования.
2.Организацияисследования.
3.Результаты исследования.
4. Второйэтап исследования.
5.Общиевыводы.
Заключение.
Приложение.
Списоклитературы.

                                          Введение
В настоящее время проблемаагрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, вшколе. Тревожным симптомом являетсярост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся васоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка,хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее поотношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокостьи агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всёновые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированныхформированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают смафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возрослочисло тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов ифактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всейсоциальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения поимущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. Напочве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Крометого, проблема агрессивности мало изучена теоретически.
Этапроблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежомзанимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как онасложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центревнимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические исоциальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия,определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенностиагрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
В теоретической частимы  рассмотрели основные подходы кпониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления ивозможные факторы ее провоцирования. В практической части -  три этапа планируемого лонгитюдногоисследование школьников общеобразовательной школы.
Объект исследования –агрессия и агрессивность.
Предмет – агрессия какличностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.
Цель – анализ динамикиагрессивности как личностного образования в старшем подрастковом возрасте ираннем юношеской возрасте.
Гипотеза- на протяжении старшего  подросткового  возраста агрессивность выступает  какотносительно  устойчивое  личностное образование.      
Задачи данной дипломнойработы заключаются в следующем:
1.     теоретический  анализ литературы по  проблеме;
2.     эмпирическое  исследование  агрессивности у учащихся 8, 9 и 10 классов;
3.     выявление гендерных  различий;
Теоретическаячасть. Теоретический анализ литературы по проблеме агрессии и агрессивности.
1.Определениепонятия  В бытовом языке под агрессиейпонимается: «Открытая  неприязнь,  вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный,  вызывающий; оказывающий вредное  воздействие(С.И.Ожегов,  Н.Ю.Шведова.  Толковый словарь  русского  языка. М.,  1999.  С.18.)     Вообще термин«агрессия» имеет широкое распространение для обозначениянасильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваютсярезко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же подагрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия»объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток,сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизнинередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах«задиристость», «драчливость», «озлобленность»,«жестокость». К агрессивности близко подходит состояние враждебности.Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющееопределённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередколюди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности непроявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, ккоторым никаких враждебных чувств не питают.
В психологии термин«агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивностипредпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Имеющиеся определения можноусловно разделить на 2 большие группы:
1. Представление об агрессиикак мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль истрадания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальнаяагрессия.  Инструментальная агрессия -  та, когда человек не ставил своей цельюдействовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». Вданном случае мотив существует, но он не осознается.
Преднамеренная агрессия –это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
Этой же точки зренияпридерживается и А.Р. Ратинов. Он считает, что антиповедение – свойствоагрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре,личностному уровню.
Ю.М.Антонян считает, что причиной агрессии является тревожность. Это свойствоформируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей сматерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение.Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порогвосприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций,повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакциюиндивида.
2. Агрессия как актывраждебности и разрушения (поведенческая составляющая).
Например:
 Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают такое определение:агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинениевреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Другимисловами:
— агрессия обязательноподразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
 -в качестве агрессии может рассматриватьсятолько такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живыморганизмам;
 -жертва должна обладать мотивацией избежанияподобного обращения с собой;
Изотечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б.Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, котороереализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будетагрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвыпоследствия, и когда нарушаются нормы поведения.
Нужно разделять агрессию иагрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное),направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся вготовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретироватьповедение другого как враждебное. В  силусвоей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределятьобщую тенденцию поведения.
В данной дипломной работепод агрессией мы подразумеваем личностную черту, которая формируется подвоздействием социально-психологических факторов.
2. Причины агрессивногоповедения и агрессивности
 Исследованию агрессивности и агрессивногоповедения уделяется значительное внимание во всех основных психологическихнаправлениях.
В отечественной психологииагрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок.Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок,упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
Однимиз сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этотпериод не только происходит коренная перестройка раннее сложившихсяпсихологических структур, но возникают новые образования, закладываются основысознательного поведения. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающийпереход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденцииразвития.
Вотечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом илиальтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессеразвития человека как личности возникают как социально полезные, так исоциально вредные черты (Макаренко А.С.).
Подростокжаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится игратьопределенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Средивзрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позицииподростка – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми иподростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегаюти к агрессивным формам поведения.
Агрессивностьв личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протестапротив непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением вобществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
Еслиговорить о более глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у такихагрессивных подростков нарушениеэмоциональной сферы и кризиселичности (Ю.М. Можгинский). Не путать личностный кризис личностный свозрастным. Кризис личности проявляется в виде  болезненного отношения квосприятию собственного «Я» окружающими людьми, одиночества иоторванности о  мира, несоответствиясвоего «Я» неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннегомира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройствповедения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью ккомпенсации в благоприятных условиях, мягкостью сомато-вегетативного компонентааффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста,возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими.Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально –психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабостиправосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.
Зарубежные подходы к изучению агрессии
Самоераннее  и наиболее известноетеоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, — это положение,согласно которому агрессивное поведение по своей природе инстинктивное.Согласно этому подходу, агрессия возникает потому, что люди генетически«запрограммированы» на подобные действия. Эту точку зрения разделяли ученыепсихоаналитического и этологического подходов.
Основоположникомпсихоаналитического подходаявляется З.Фрейд. Благодаря трудам Фрейда агрессия и агрессивность былипревращены в объект научного анализа. Источником агрессивного поведения в психоаналитическойтрактовке выступает Танатос – инстинктивное влечение к смерти и разрушению. Этаконцепция сложилась в поздних работах Фрейда, а первоначально он придерживалсяиных взглядов. В своих ранних работах он утверждал, что все человеческое проистекаетиз Эроса, или инстинкта жизни, энергия которого направлена на сохранение,упрочнение и воспроизведение жизни. В этом контексте агрессия рассматриваласьпросто как реакция на блокирование либидонозных импульсов. Первоначальноагрессия как таковая не трактовалась Фрейдом как неотъемлемая часть жизни.
Первымисследователем психоаналитической школы, заговорившим об изначальной природечеловеческой деструктивности, была С.Шпильрейн. Её идея заключалась вследующем: чтобы создать новое, надо разрушить то, что ему предшествовало, тоесть во всяком акте созидания содержится процесс разрушения. Инстинктсамовоспроизведения содержит в себе два равных компонента – инстинкт жизни иинстинкт смерти. Для любви  и творчествавлечение к смерти и разрушению не является чем-то внешним. Напротив, влечение ксмерти является неотторжимой сущностью влечения к жизни. 
ПоФрейду, Танатос есть влечение к смерти. Энергия Танатоса направлена наразрушение и прекращение жизни. Все человеческое поведение является результатомсложного взаимодействия этого инстинкта с Эросом и между ними существуетпостоянное напряжение. Ввиду острого конфликта между сохранением жизни и ееразрушением, другие механизмы служат цели направлять энергию Танатоса вовне, внаправлении от Я. Таким образом, Танатос косвенно способствует тому, чтоагрессия выводиться наружу и направляется на других.
Получается,что агрессивное поведение – не только врожденное, берущее начало из«встроенного» в человека инстинкта смерти, но так же и неизбежное, поскольку,если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это вскоре приведет к разрушениюсамого индивида. Но существует вероятность, что внешнее проявление эмоций,сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и такимобразом уменьшить вероятность более опасных действий. Вывод заключается вследующем: агрессивность как неотъемлемая характеристика человека требуетусмирения.
ДляА. Адлера агрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующимего деятельность. Универсальным свойством живой материи Адлер считаетсоревновательность, борьбу за первенство, стремление к превосходству. Однакоэти базовые влечения становятся аутентичными только в контексте правильнопонятого социального интереса. Агрессивное сознание порождает различные формыагрессивного поведения – от открытого до символичного. Агрессивность, вплетаясьв контекст культуры, приобретает символические формы, связанные с причинениемболи и унижением. Всякая ответная реакция является естественной сознательнойили бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желанияиндивида ощущать себя субъектом, а не объектом. 
Врусле психоаналитического подхода причиной возникновения агрессивного поведениязанимался и Д.Доллард. он разработал фрустрационно-агрессивнуютеорию.  Эта теория возникла впротивовес концепциям инстинкта: здесь агрессивное поведение рассматриваетсякак ситуативный, а не эволюционный процесс. Агрессия – это не автоматическивозникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию – попыткапреодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижениюудовольствия и эмоционального равновесия. Агрессия всегда есть следствиефрустрации, а фрустрация всегда влечет за собой агрессию. Агрессиярассматривается как попытка навредить другому своим действием. При чем степеньфрустрации зависит от силы мотивации к выполнению желаемого действия,значительности препятствия и количества целенаправленных действия.
Помимоосновных понятий агрессии и фрустрации, рассматриваемых неразрывно, теорияоперирует также ключевыми понятиями торможения и замещения. Торможение – этотенденция ограничить или свернуть действия из-за ожидаемых отрицательныхпоследствий. Торможение любого акта агрессии прямопропорционально силеожидаемого наказания. Кроме того, торможение прямых актов агрессии почти всегдаявляется дополнительной фрустрацией, которая вызывает агрессию против человека,воспринимаемого как виновник этого торможения.
Замещение– это стремление участвовать в агрессивных действиях, направленных против какого-либо другого лица, а не истинногоисточника фрустрации.
Однойиз примечательных идей фрустрационной теории агрессии является эффекткатарсиса. Катарсис – это процесс освобождения возбуждения или накопившейсяэнергии, приводящий к снижению уровня напряжения. Суть этой идеи состоит в том,что физическое или эмоциональное выражение враждебных тенденций приводит  к временному облегчению, в результате чегодостигается психологическое равновесие и ослабляется готовность к агрессии.
Нобыло замечено, что люди довольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательнопри этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теориисогласились с этим и несколько видоизменили свою позицию. Представителем такоймодифицированной формы теории обуславливания агрессии фрустрацией являетсяЛ.Берковиц. Агрессия, по его мнению, — функция сложного взаимодействия междуврожденными склонностями и усвоенными реакциями. Он ввел новую переменную,характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, — гнев, как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Берковицпризнавал также, что агрессия не всегда является доминирующей реакцией нафрустрацию и при определенных условиях может подавляться. В концептуальнуюсхему «фрустрация-агрессия» Берковиц ввел три существенных поправки:
1.    
2.    
3.    
Вболее поздних работах отмечается, что при фрустрации личность реагирует целымкомплексом защитных реакций, из которых лишь одна играет ведущую роль.
Противоположнуюпозицию по  пониманию агрессии занимаетЭ. Фромм, представитель неофрейдизма.
Э. Фромм в своейкниге «Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научныеданные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологииопровергают гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный саморазвивающийся инстинкт агрессивности. [c. 147]
Во-первых, Э. Фромм анализирует результатыисследования проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Рядисследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо [c.284], утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разнымиучастками мозга. Так, например, экспериментально установлено, что, стимулируяопределенные участки мозга, можно усилить аффект гнева (и соответствующуюмодель поведения), а можно и затормозить. Например, активизация зависит отпромежуточного мозга, латерального гипоталамуса, центрального серого вещества.Подобные исследования демонстрируют тот факт, что в одних зонах реакция активизируется,а в других сдерживается. Вследствие дуальной (биполярной) организации полушариймозга возникает и двойственность рефлекса агрессии. Важен вопрос, какие факторынарушают равновесие и провоцируют открытую ярость и соответствующееразрушительное (агрессивное) поведение. Эксперименты показывают, что нарушенияподобного рода могут произойти, с одной стороны, от электрическогораздражителя, а с другой стороны — наступить вследствие выведения из строятормозящих центров. Такие исследователи, как Марк и Эрвин, обращают внимание нато, что нарушения равновесия могут быть вызваны еще и разного рода мозговымизаболеваниями.
Э. Фроммотмечает, что данные антропологической науки показали, что инстинктивистскаяинтерпретация человеческой разрушительности не выдерживает критики. По егомнению, жестокость и деструктивность в большинстве обществ остается на такомнизком уровне, что их объяснение с помощью «врожденных страстей» неубедительно. Так, факты свидетельствуют, что менее цивилизованные общества(охотники, собиратели и ранние земледельцы) проявляют меньшую агрессивность,чем более развитые цивилизации. [с .248]
Важно, по мнениюЭ. Фромма, исследовать социальные условия, нарушающие равновесие рефлекса.
Э. Фромманализирует различные типы агрессии и деструктивности, а также их предпосылки.
Э. Фромм подагрессией понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить)вред другому человеку, животному или неживому объекту. Следовательно, под этукатегорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов;поэтому Э. Фромм выделяет, строго различает агрессию биологически адаптивную,способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественнойагрессии, не связанной с сохранением жизни-
Во-первых, онразвивает идею «доброкачественной агрессии». Биологически адаптивная агрессия — это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе.Она свойственна и животным, и человеку. Такая агрессия носит взрывнойхарактер, возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее — устранениелибо самой угрозы, либо ее причины.
Биологическинеадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть, другими словами,деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы;она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии специфичен только человеку. Этаагрессия приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные еепроявления — убийство и жестокие истязания — не имеют никакой иной цели, кромеполучения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но исамому агрессору. В основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, анекий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существованиячеловека.
Э. Фромм,анализируя феномен агрессии, также использует такие термины как«псевдоагрессия», «игровая агрессия», «агрессия как самоутверждение»,«оборонительная агрессия».
Под понятием«псевдоагрессия», Э. Фромм понимает те действия, в результате которых можетбыть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения. Яркий примерпсевдоагрессии -случайное ранение человека.
Игровая агрессиянеобходима в учебном тренинге на мастерство, ловкость и быстроту реакций. Онане имеет никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций (гнев,ненависть). Например, фехтование, стрельба из лука являются формами проявленияигровой агрессии.
Важнейший видпсевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Концепцияагрессии как самоутверждения находит подтверждение в наблюдениях за связьюмежду воздействием мужских гормонов и агрессивным поведением. Во многихэкспериментах было доказано, что мужские гормоны нередко вызываютагрессивность. Анатомические и физиологические особенности мужчиныобусловливают его активность и способность к вторжению без промедления и безстраха. Связь между агрессивностью самоутверждения и мужскими гормонаминастраивает на мысль, что мужчины в большей мере, чем женщины, обладают высокимуровнем наступательной активности, необходимой для самореализации личности, вто время как женщины обладают такими чертами как склонность к защите слабого иуходу за другими. Касательно агрессии самоутверждения имеется еще одининтересный факт: установлено, что тот, кто беспрепятственно может реализовыватьсвою агрессию самоутверждения, в целом ведет себя гораздо менее враждебно, чемтот, у кого отсутствует это качество целеустремленной наступательности.
Основная идеяЭ.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человекаследует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а втех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главнаяпроблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условиясуществования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить иубивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия отэтого.
Вэтом смысле понять феномен агрессии можно лишь учитывая социальный факторразвития.
К.Лоренц,представитель этологического подхода,считает, что агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбыза выживание, который присутствует у людей так же, как и у всех живых существ.Лоренц предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, впользу чего свидетельствует  три еговажные функции. Во-первых, борьба рассеивает представителей видов на широкомгеографическом пространстве, и тем самым обеспечивается максимальная утилизацияимеющихся пищевых ресурсов. Во-вторых, агрессия помогает улучшить генетическийфонд виды за счет того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные иэнергичные. В-третьих, сильные животные лучше защищаются и обеспечиваютвыживание своего потомства.
Онсчитал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно,в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.
Такимобразом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:
1.    
2.    
Другими словами, чембольше количества агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силыстимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне. Фактически, если смомента последнего агрессивного проявления прошло достаточно времени, подобноеповедение может развернуться и спонтанно, в отсутствие высвобождающего стимула.
В теории социального научения, ееавтором является А.Бандура, агрессия представляет собой поведение, усвоенное впроцессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действийпри социальном подкреплении. Образец поведения рассматривается как средствомежличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяетсяизучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, наобучение детей агрессивному поведению.
Драйв – это сильныйстимул, который побуждает организм к действию. При рождении побуждается кдействию относительно узких кругом возбудителей – первичных или врожденныхдрайвов. Такие возбудители  связаны сосновными физиологическими процессами, и уменьшение силы возбуждения  существенно для выживания организма. Такимобразом, освобождение от дистресса на ранних этапах жизни ребенка зависит отдействия окружающих его взрослых; именно эта связь других людей, особенноматери, со снижением силы первичного драйва и составляет основу процессасоциализации.
Дети научаются путемнаблюдения  за поведением других людей иподражанием своим родителям. Этот процесс называется моделированием. Позднеепроцесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходе которогоформируются привычные модели реакций. Растущие дети подражают различнымпримерам, взятым из их социального окружения. Он выделил 3 наиболее важныхмомента, которые нужно учитывать при изучении агрессии:
1.          способ усвоения подобных действий
2.          факторы, провоцирующие их проявление
3.          условия, при которых они закрепляются
А.Бандура также вводитпонятия замещения подкрепления и самоподкрепления. Замещение подкрепления- положительные или отрицательные последствия чужих поступков, наблюдаемыеиндивидом. Вероятность агрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, какдругие люди были вознаграждены за подобное поведение. Самоподкрепляющий эффект влияет на поведениеиндивида как внешнее подкрепление. После того как желательная модель реакцииприобретает отрицательную оценку, роль самоподкрепления начинает играть приятыеощущения, испытываемые подростком.
 Остановимся подробнее на работе А.Бандуры иР.Уолтерса, которая полностью посвящена подростковой агрессии.
Основнаяконцепция данной книги: процесс социализации состоит в развитии привычныхответных реакций, принятых в обществе, в котором индивид живет. Научение такимнавыкам или ассоциациям требует наличие какого-нибудь мотивационного процесса(драйв)  и вознаграждения.
Из-зачасто повторяющейся связи с освобождением от физического дискомфорта такиевоздействия окружающей среды, как поведение матери при кормлении грудьюприобретают ценность вторичного вознаграждения. К тому времени, когда ребенокповзрослеет настолько, что сможет воспринимать активное социальное обучение,мать, проявляя свою привязанность к нему, сможет усилить воздействие на тереакции ребенка, которые она бы хотела развить. Социализация значительнооблегчается, если применяется система поощрений, наград в процессе обучения.Награды, связанные с редуцированием первичных драйвов, нельзя задерживать надлительное время, если ребенок не страдает серьезными физическими недостатками,но вторичными наградами можно пользоваться в процессе обучения свободно иэффективно.
Тревожностьможет вызвать значительную часть мотивационных свойств всех вторичных мотивов.Роль, которую играет тревожность в создании мотивационной составляющей,огромна. И если тревожность связанна с угрозой физической боли и лишениемвознаграждения, то у родителей есть много дополнительных средств для воспитанияребенка и контроля за его поведением[1].
Процесс научения. Воспитание родителей состоит изпоощрения социально приемлемых способов поведения, осуждение нежелательныхпривычек.
Искоренение  социально неадекватного поведения может осуществлятьсядвумя путями:
1.       
2.       
Если  родители необращают внимание на социально неадекватное поведение, оставляя его безподкрепления, и если в то же время совершаются другие поведенческие акты,которые подкрепляются, то остающиеся поведенческие акты постепенно «отмирают»или угасают.
Активное наказание так же может привести к «исчезновению»социально неадекватного поведения. Но его действие намного сложнее. Еслиребенка постоянно наказывают за социально неадекватное поведение, то импульсдля таких поведенческих актов ввиду его связи с наказанием будет стимулом длятревожности. А тревожность затем мотивирует конкурирующие реакции,  которые, если они достаточно сильны,препятствуют или тормозят социально неадекватное поведение. Но заторможенныереакции могут не потерять свою силу и проявиться в ситуациях, где угрозанаказания слабее. Наказание может помешать угасанию привычки: если привычка полностьюзаторможена, она не может реализовать и, таки образом, не может получитьподкрепление.
Наказаниеможет помешать научению таким формам поведения, которые в какое-то времязапрещаются под страхом наказания, но разрешаются в более поздние периодыжизни.
Такимобразом, сочетание наказания и подкрепления может облегчить научение некоторымформам поведения.
Генерализация и дискриминация. В первые годы жизни формы поведениягенерализуются очень легко. Значительное место в научении ребенка играет всевозрастающая способность различать те или иные нормы поведения.
Научениеразличению достигается при одновременном действии подкрепления и наказания.Этот процесс значительно облегчается при применении вербальных сигналов.Ребенок, научившись соответствующим реакциям на вербальные сигналы, можетвыгодно использовать опыт других, не проходя длительного научения методом проби ошибок.
Социализацияначинается задолго до того, как ребенок овладеет речью. В течение первыхмесяцев жизни ребенка родители часто вынуждены прибегать к ограничительныммерам или наказания, чтобы ребенок не причинил себе вреда.
Можносчитать, что с этой доречевой стадии легко могут возникнуть конфликтнаяситуация. Могут возникнуть две подобные ситуации. По причинам, которые ребенокне может  понять, его в одном случаенаказывают, а в другой – поощряют. В любой новой ситуации возникнутконкурирующие реакции. Одна из которых будет заставлять ребенка приближаться кцели, а вторая – избегать этого. Такие невербальные конфликты способны вызватьв будущем много проблем.
Условия для развития агрессии. Для того  чтобы процесс социализации был эффективен,необходимо соблюдение минимальных условий. Первое условие состоит в развитиимотивации зависимости, посредством которой ребенок научается желать интереса,внимания и одобрения окружающих. Это вторичное подкрепление может обуславливатьприспособление ребенка к требованиям и запретам, как со стороны родителей, таки со стороны общества.
Установлениезависимости хотя и является необходимым условием социализации, но не являетсядостаточным. Необходимо так же «давление» социализации в форме требований иограничений.
Недостаткисоциализации не всегда проявляются в деструктивных формах поведения.Представляется, что существенным условием развития асоциальной агрессииявляется фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и припостоянном применении наказания со стороны либо одного, либо обоих родителей.Если оба родителя постоянно наказывают ребенка, его социализация может совсемне осуществиться.
Другимусловием, которое может быть причиной неудачи с социализацией, а также вызватьвраждебность и чувство обиды, является несогласованность в требованиях кребенку со стороны родителей.
Всвоей работе Бандура рассмат


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.