Форма Ф. 4 – 40Министерство образования Московской областиГосударственное образовательное учреждениеСреднего профессионального образованияИстринский педагогический колледжПсихологические особенности развития речи
уребёнка до 3-х лет в семье
Выпускная квалификационная работа
Выполнила студентка6 курса
БабушкинаМ.С.
Специальность0313
сдополнительной квалификацией
вобласти «Семейное воспитание».
Заочнаяформа обучения
Руководитель:
преподавательпсихологии
КарасёваВ.П.
Датазащиты: 21.06.2007
Оценка:
Истра, 2007.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х летв семье……………………………………………………………………………...…...5
1.1. Общеепонятие речи: понятие, функции, виды
1.2. Развитие речи у ребёнка до 3-х лет в семье
Глава 2. Методика исследования развития речи ребёнка до 3-х лет в семье….19
2.1. Цели, задачи, объект и предмет исследования
2.2. Описание выборки и методический инструментарий
2.3. Результаты исследования и их анализ
2.4.Рекомендации родителям
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26
Приложение…………………………………………………………………………28
Введение
Одна из характерныхособенностей хорошо развитого ребёнка – склонность вести разговоры с взрослыми,как будто они его сверстники. Если ребёнка воспитывают в семье правильно, тоон, естественно, общается со взрослыми, используя речь, разговаривая с нимииногда на очень серьёзные темы. Умелые, спокойные родители отвечают на речьребёнка и втягиваются в скромную ткань беседы. Как только речь становится болееили менее постоянной, жизнь с детьми становится намного богаче, а возможностиих развития неизмеримо возрастают [4].
Очень часто при обсуждениипроблем развития речи основное внимание концентрируется почти исключительно наустном слове. Точно так же часто, когда взрослые смотрят на малыша, они задаютвопрос: «А он уже говорит?» Первые слова – это такая же знаменательная веха,как и первая улыбка, и первые неуклюжие шаги ребёнка. Но так же как многоеусваивается до первой улыбки и первых шагов, многое и происходит – и это можнонаблюдать – до первых различимых слов. Именно поэтому развитие речи гораздоправильнее рассматривать в рамках более широкого общения, с позиций, какобучения детей, так и степени, до которой взрослые помогают им в обучении [16].
Таким образом, тема«Психологические особенности развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье»является актуальной на сегодняшний день.
Объектом исследовательскойдеятельности являются психолого-педагогические особенности детей до 3-х лет.
Предметом исследовательскойдеятельности являются психологические особенности развития речи у ребёнка до3-х лет в семье.
Цель: изучение психологическихособенностей развития речи у ребёнка до 3-х лет в семье.
На основе изученнойпсихолого-педагогической литературы были поставлены следующие задачи:
1. Показать психологическийаспект речи.
2. Рассмотреть развитие речи ребёнка до 3-х лет в семье.
3. Изучить развитие речи удетей от 2-х до 3-х лет в семье.
В качестве рабочей гипотезы можно предположить, чтоэффективное развитие речи у ребёнка до 3-х лет взаимодействует наравне сдетским садом при ежедневных занятия в семье.
Практическая значимость работы заключается в том,что полученные результаты можно использовать для разработки индивидуальных игрупповых программ для родителей. Эти программы могут носить какпрофилактический, так и коррекционный характер.
Предложенный материал будет интересен студентампедагогических учебных заведений, преподавателям, родителям и всем, когоинтересуют проблемы семьи и воспитания ребенка.
Глава 1. Психологические особенности развития речи у ребёнкадо 3-х лет в семье
1.1 Общее понятие о речи: понятие, виды, функции
Речь – этодеятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредствеязыка.
В процессе речевого общения человек обогащает своизнания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоенияобщественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письменнаяиграет решающую роль в овладении наукой и культурой, в образовании и воспитаниичеловека.
Речь нетолько служит общению между людьми, но и является вместе с тем необходимымсредством, орудием человеческого мышления.
Являясьорудием мышления, речь играет большую роль и в других психических процессах.Громкое или мысленное называние находящихся перед нами предметов организует ихвосприятие, облегчает их различение и узнавание. Участие речи в процессах памяти придаёт ейлогический, осмысленный характер.
Всякоеречевое общение осуществляется средствами языка. В зависимости от условий ицелей общения речевая деятельность приобретает некоторые особенности. Так, людимогут обмениваться мыслями устно или письменно, в диалогической илимонологической форме. Соответственно этому различают несколько видов речи. Речьбывает письменная и устная. В свою очередь в устной речи различают речь диалогическуюи монологическую [3],[10].
Устная речьявляется основным видом речи, по образцу которой строятся и другие виды речевойдеятельности. Так, в нашей письменной речи буквы обозначают различные звукиустной речи. Письменная речь воспроизводит, таким образом, на бумагеособенности речи устной, звуковой.
В зависимостиот обстоятельств, в которых происходит общение между людьми, устная речь можетприобретать либо форму диалогическую (от слова «диалог» — разговор), либомонологическую (от слова «монолог» — речь одного).
Диалогическаяречь, имеющая характер разговора между собеседниками, в психологическомотношении обладает некоторыми особенностями.
Характердиалога существенно меняется в зависимости от обстоятельств, в которых онпроизносится. В некоторых случаях от диалогической речи требуется, чтобы мысльв ней была выражена в более полной и развёрнутой форме, а сам способ выражениясознательно подчинён установленным нормам и правилам.
Монологическаяречь в отличие от диалогической характеризуется тем, что здесь говорит одинчеловек, в то время как другие слушают его. Характерными примерамимонологической речи являются: связный рассказ о чём-нибудь, лекции, доклады.
Монологическаяречь в психологическом отношении отличается от речи диалогической.Монологическая речь обычно носит более произвольный, менее принуждённыйхарактер, чем речь диалогическая. Монологическая речь требует болееразвёрнутого и логически последовательного изложения мысли, чем диалогическая,так как при монологе говорящий менее связан со своими слушателями, меньшезнает, что известно о данном предмете, что их в нём интересует.
Устная речь,как диалогическая, так и монологическая, часто сопровождается различного родадвижениями, носящими характер жестов, изменений мимики лица и т. д. Это делаетречь более выразительной, помогает лучше понять содержание сказанного [9, 17].
Письменнаяречь во многом сходна с устной.
Впсихологическом отношении письменное изложение мыслей существенно отличается отизложения устного. Пишущий не видит своего собеседника, не слышит еговысказываний, не видит его жестов и выражения лица. Здесь приходится мысленнопредставить себе собеседника, его возможные вопросы и возражения и всоответствии с созданным заранее представлением строить свою письменную речь.Пишущему приходится также учитывать, что его читатель находится в инойобстановке, чем та, которая его окружает, и не может непосредственновоспринимать те предметы и явления, которые пишущий имеет в виду. Письменнаяречь по необходимости является более развёрнутой и вместе с тем болеепреднамеренной не только по сравнению с диалогической, но и по сравнению смонологической устной речью.
Иустная и письменная речь являются разновидностями внешней речи, которая служитдля внешнего общения, общения с другими людьми.
Извнешней речи развивается речь внутренняя, используемая человеком для целейсобственной мыслительной деятельности, речь про себя, которая позволяетчеловеку мыслить на базе языкового материала даже тогда, когда он не говоритгромко [3].
Речьимеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации(передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативнаяфункция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словомсвязано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессеобщения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений,воспринимающим и говорящим и говорящим.
Функцияобобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данныйпредмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенныхпризнаков.
Третьяфункция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые двефункции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, токоммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленноена контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют тристороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.
Информационнаясторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения иобобщения.
Выразительнаясторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предметусообщения.
Волеизъявительнаясторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего [17, 19].
1.2 Развитие речи у ребёнкадо трёх лет в семье
До того как дети смогут говоритьразличные слова, они произносят звуки, которые постепенно делаютсяразнообразнее и становятся различимыми. Когда младенец осваивает повторяющиесяи довольно музыкальные фрагменты звуков, это называют лепетом. Каждый ребёнокперед произношением различных слов проходит период гуления. Его звукиразнообразны и имеют разговорную мелодику. Однако в потоке звуков мало иливообще нет слов. Эта стадия, на которой у взрослого может создаватьсявпечатление, что ребёнок сказал слова, но непонятно какие. Звукоряд ребёнкапостепенно движется к словам, поскольку взрослые, а возможно, и старшие детисерьёзно воспринимают его звуки и реагируют на них.
Некоторые младенцы начинают произноситьпервые настоящие слова ещё до года, другие издают звуки, очень похожие на«мама» и «дядя», а многие не производят того, что можно назвать словом. Первыйгод жизни – это период, когда надо замечать и стимулировать построение блоков,из которых складываются основы детскойречи. В это время развёртываются важные события «доязыкового» характера [7].
В течение первого года ребёнок осваиваетмассу навыков, составляющих основу его языка. Он учится слушать и различаетзнакомые и незнакомые голоса. Своим поведением ребёнок показывает, что понимаетв обращённой к нему речи некоторые из эмоциональных обертонов, например весёлыйнепринуждённый разговор или предупреждение не делать чего-то. При ощущенииподдержки ребёнок начинает произносить более разнообразные и выразительныезвуки. Примерно к девяти месяцам появляются признаки, свидетельствующие, что ребёнокусвоил: его звуки могут вызывать действия со стороны окружающих. Такое важноепонимание полезности звуков можно заметить в том, как девятимесячный ребёнокнарочно приостанавливает лепет, чтобы убедиться, получил ли он внимание(предмет или ответ), которое хотел. Около года или чуть позже дети своимповедением часто показывают, что узнают несколько знакомых слов в контексте,или же могут выполнять очень простые просьбы взрослых, подкреплённые жестами.Малыш реагирует на все незвуковые проявления (и усиливает их), составляющиечасть взрослой речи. Некоторые взрослые начинают говорить: «Он понимает всё,что ему говорят». Но на данном этапе, да и позднее, точнее будет сказать, чторебёнок всё больше понимает то, что вы говорите и делаете [6].
Исследователи выделяют несколько этапов вразвитии речи ребёнка:
· 9 – 18 месяцев –слова: мама, папа, баба, дядя и т.д. Звукоподражательные слова: ав-ав (собака),тик-так (часы), му-му (корова) и т.п. Все существительные употребляются вименительном падеже, единственном числе;
· 18 — 20 месяцев- попытки связать два слова в фразу (мама, дай). Усваивается повелительноенаклонение глагола (иди, дай и т.п.);
· 20 — 22 месяца — появляются формы множественного числа;
· 22 — 24 месяца — словарь доходит до 300 слов. Существительных приблизительно 60 процентов,глаголов – 20 процентов, союзов нет [16].
К концу первого года возникает пониманиеречи и первые формы активной речи ребёнка. Особенность речи состоит в том, чтоона носит ассоциативно-ситуативный характер, т.е. может быть понята лишь сопорой на ситуацию, интонацию, жесты. Активная речь ребёнка развивается отгуканья, гуления и лепета, представляющих собой «бескорыстную ориентировочнуюдеятельность» как подражание интонационно-ритмической звуковой стороне человеческойречи. Сначала подражание носит репродуктивный и непроизвольный характер.Развитие лепета осуществляется в сторону возрастания произвольности имитацииречи взрослого. На 5-6 месяце появляются «псевдослова» — голосовые реакцииотносительно постоянного звукового состава, выражающие эмоциональные состоянияребёнка и используемые им воздействия на взрослого. В конце первого года жизниречь ребёнка настолько своеобразна как по семантике, так и по звуковомусоставу, морфологии и синтаксису, что получила название автономной речи [4].
В возрасте одного года ребёнок:
1. Знает, как его зовут;
2. Понимает слово «нет»;
3. Понимает и выполняет несложные просьбы;
4. Повторяет простые одно- и двухсложные слова;
5. Играет в «Сороку-белобоку», желает «спокойной ночи»;
6. Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов,обычно существительных;
7. Любит подражать голосам животных и звукам разныхпредметов;
8. По просьбе взрослого даёт игрушку;
9. С удовольствием смеётся;
10. Хорошо слышит иразличает много звуков;
11. Демонстрируетискреннюю любовь к вам;
12. Вкладывает кубикв коробку по вашей просьбе;
13. Активно рисуеткарандашом или мелком каракули [2].
До полутора лет развитие собственной речималыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30 – 40 до100 слов и употребляет их редко[5].
К полутора годам малыш обычно произноситвсе гласные звуки (хотя и не всегда чётко), ему доступны многие согласные звуки(м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуковпроизносятся смягчённо (дяй вместо дай). Отчётливость произнесения звуков вомногом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытыхслогов (после согласного идёт гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произноситего правильно. Если же слово состоит из трёх и более слогов (вместо машина — паина,вместо велосипед – апипед). Пропускается звук и в том случае, когда двасогласных стоят рядом (второй произносится как тоой, дверь – как вей).
После полутора лет происходит резкийперелом. Вместе с требованием ребёнка называть предметы можно отметить егопопытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второгогода ребёнок употребляет до 300, а концу третьего года – до 1200 – 1500 слов[14].
Откуда берутся «автономные» слова?
Во-первых, сами взрослые специальнопридумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, какам-ам, или ням-ням, тпру, нака, бяка… Взрослые считают, что они более доступныдетям.
Во-вторых, ребёнок искажает в своей речинастоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш ещё недостаточно хорошо слышитслово, и у него ещё не сложился в надлежащей мере аппарат произношения.Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произноситкак «моко», голова – как «гова»… Обычно «страдает» середина слова. Ребёноквоспроизводит ударный и первый слоги.
И, наконец, малыш сам придумывает«автономные» слова, часто шутя и играя.
Если взрослые требуют от ребёнка чёткогопроизнесения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Нобывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребёнка и дажеподражают ему. Тогда становление правильной речи идёт с задержками [13].
Главное событие в развитии речи в этотпериод (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, ав том, что слова, которые ребёнок использует в своих предложениях, приобретаютсоответствующую грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит», «лопаткубаба дела (сделала)».
С этого времени и начинается один изважнейших этапов овладения родным языком – овладения его грамматическойструктурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основныеграмматические закономерности ребёнок усваивает примерно к трём годам. К этомувремени он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами – « наволка похож», «под землю спрятался» и т. п.), формы глаголов, сложныепредложения с союзами («Во сне видела, что волк укусил мне руку», «Форточкаоткрыта, чтобы проветрилось») [7].
Итак, к двум годам ребёнок:
1. Обладает запасом в 200 – 300 слов;
2. Пользуется в речи двух-, трёхсловнымисловосочетаниями и предложениями;
3. Прислушивается к словам и понимает их значение;
4. Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации;
5. Называет предметы, изображённые на картинках;
6. Хорошо знает своё имя, произносит его;
7. Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;
8. Выражает просьбу словами, а не только жестами;
9. Использует существительные в разных падежах (то естьс разными окончаниями)
10. Согласуетпредмет и действие («машина едет», «я хочу») [2].
К трём годам в словарь ребёнкавходят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения,числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.
Что же способствует развитию речи? Детямтретьего года жизни можно и нужно давать специальные речевые задания. Болеепростые из них – это задания повторить слово или произнести какой-нибудь звук,когда взрослый учит произносить слово правильно. Более сложные – когда ребёнкапросят, например: «Подойди к бабушке и скажи ей: «Бабушка, дай мне, пожалуйста,мою шапочку» [22].
Почемутакие задания полезны для развития речи? Во-первых, потому, что взрослый даётребёнку образец речи, и не просто образец правильного построения фразы, апример использования речи в конкретных условиях общения. Подобные задания нетолько способствуют формированию грамматической, лексической правильности речи,но и воспитывают культуру речевого общения, «речевого поведения». Во-вторых,эти задания полезны потому, что ребёнок учится сознательно, осознанно строитьсвою речь, пусть в очень элементарной форме, осознавать то, как говорят другие,как говорит он сам. В самом деле, когда мама говорит сынишке: «Принеси мне,пожалуйста, чашку» — и тот, спросив какую (большую или маленькую и т. п.), идётвыполнять эту просьбу, то ни мама, ни сын не задумываются над тем, как именноони говорят. Они осознают содержание речи, а не её форму.
Речевыезадания с уже определённой формой высказывания уместны в общении с детьми додвух лет. Более старшим детям можно давать задания в более общей форме:«Подойди к бабушке и попроси её достать твою шапочку», «Попроси у бабушки своюшапочку».
Речевыезадания могут даваться и для того, чтобы ребёнок обратился к взрослому, и длятого, чтобы он обратился другому ребёнку, к нескольким детям. Тем самымактивизируется речевое общение между детьми [5].
Речевыезадания хорошо помогают обучать детей задавать вопросы; «Где?», «Какой?»,«Куда?» и т. д., употребляя сложные предложения. Например, ребёнку предлагаетсяспросить у взрослого (или у другого ребёнка): «Спроси у Натальи Петровны, кудаона положила новую книжку, игрушку». Ребёнок может задать вопрос различнымиспособами («Куда вы положили новую книжку, игрушку», « Вера Петровнаспрашивает, куда вы положили новую книжку, игрушку», « Вера Петровнаспрашивает, где новая книжка, игрушка» и т. д.), и это будут или вопросы, илисложные предложения с союзными словами «куда», «где» и т. п [11].
Детямвторого года жизни можно показывать не только предметные картинки (т. е.изображения отдельных людей, животных, предметов), но и картинки сюжетные, накоторых изображено какое-нибудь событие (дети поливают цветы на клумбе, детивыпускают птичку из клетки). На третьем году возможности детей в рассматриваниикартинок увеличиваются, однако дети не предоставляются самим себе – руководитьрассматриванием должен взрослый. Он объясняет смысл изображённого, раскрываетпоследовательность действий, задаёт детям вопросы и т. д.
Разнообразными могут быть вопросы, если накартинке изображён человек (мальчик, девочка или кукла). Здесь большой простордля обогащения словаря детей, дляформирования умений правильно строить простые предложения. Рассматриваякартинку, на которой нарисована девочка, и отвечая на вопросы, ребёнок называетпредметы одежды девочки, цвет платья, ботиночек и т. д. Разнообразие вопросов иответов увеличивается, если девочка изображена сидящей на стульчике, лежащей вкроватке [18].
Досередины третьего года у детей нередки пропуски предлогов, и ответы на вопросы«Где сидит?», «Где лежит?» способствует закреплению использования предлогов вречи, и не только в отношении преодоления пропусков, но и в отношенииправильности употребления. Сравнить, например, словосочетания «лежать вкровати» и «лежать на диване» и попробовать переставить предлоги: «лежать накровати», «лежать в диване». Последнее невозможно, а лежать на кровати – значитлежать на неразобранной кровати.
Знакомямалыша с новыми словами, нужно обратить внимание на твёрдость произнесениясогласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова.Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребёнку: «Это гусь. Он кричит:га-га-га! А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться ипроизносить звук г мягко (гя-гя-гя), необходимо поправить его.
Вниманиек правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чемвнимание к содержательной стороне. Обращать внимание малыша на то, какправильно произносятся слова, требовать от него выговаривать слова и фразычётко, внятно [21].
Когдадетям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то,разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественнымсловом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильногозвукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались длятого, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.
Нередковзрослые подражают несовершенной речи ребёнка, заимствуют у него неправильнопроизносимые слова: «Ах, ты мой теньцик далягой (птенчик дорогой)!». Делатьэтого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребёнка,тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речидругих людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи,своё умение [22].
Вниманиеребёнка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношенияслов и помогают ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтомуважно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребёнком, следили за чёткостью,ясностью своей речи, за её темпом, так как в убыстрённой речи при небрежномпроизношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки (гласные исогласные) значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда ивыпадают [7].
Ктрём годам ребёнок:
· Часто задаёт вопросы взрослым;
· Пользуется двух-, трёхсловными предложениями;
· Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
· Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
· Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов;
· Понимает значение простых предлогов и множественногочисла;
· Знает время суток;
· Называет два цвета [2].
Междугодом и двумя ребёнок делает заметные шаги в навыках речи и понимания её. Ондемонстрирует постепенно увеличивающееся понимание отдельных слов и простыхнаставлений. Обычно этот уровень понимания превосходит набор слов, которымребёнок пользуется сам. Осмысливание ребёнком более сложной речи опирается наневербальные намёки и запоминание каких-то обыденных ситуаций, например, того,что игрушки кладут в коробку, а не под неё. Таким образом, ребёнок в этомвозрасте заполняет пробелы между уже понятными им сферами.
Кдвум годам ребёнок усваивает, что слова, обозначающие знакомые им предметы,относятся к таким же предметам в книжках или в кукольных домиках. Взрослым с ихопытом это и так ясно, но ребёнку надо усвоить, что рисунок банана называетсятак же, хотя этот банан плоский и совсем несъедобный. Точно так же кукольныйстул назван тем же словом, что и настоящий, хотя сидеть на нём нельзя [12].
Возраст,в котором появляются первые слова и словосочетания, весьма неоднозначен. Ноожидать появления явных признаков развития речи следует к двум годам. К этомувремени ребёнок владеет большим числом различных слов, хоть и необязательно произносятих чисто, как взрослые. Часто он объединяет два слова в простые, нонеправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названиемкакого-то предмета или же чего-то, что ему хочется [6].
Общаясмягчённость речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки ещёотсутствуют и заменяются более лёгкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш,ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками сяпка (шапка), зюк(жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребёнок можетпроизнести звук ть; тясы (часы). Твёрдые свистящие заменяются мягкими (сянкивместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба(рыба), гия (гиря), двель (дверь) [7].
Часторебёнок двух лет и чуть старше снова и снова повторяет вопрос о названии однихи тех же предметов. Можно предположить, что ребёнок забывает ответ. Однаконередко вопрос повторяется ещё до того, как взрослый ответит. Данноеобстоятельство заставляет думать, что ребёнку нравится внимание взрослого исобственная способность задавать вопросы. Мы, взрослые, склонны считать речьнашим специфическим средством получать ответы на вопросы, выражать эмоции илииспытывать удовольствие от хорошей беседы. Дети, наоборот, получаютудовольствие от самой речи и практического применения того, что уже освоено.Похоже, что, прыгая и бегая, напрягая мышцы своего речевого аппарата, онииспытывают одинаковую радость, хотя взрослым это может показаться совершеннобессмысленным.
Впериод от двух до трёх лет речь ребёнка и его понимание речи должны заметнопродвинуться. Если от двух до двух с половиной лет развития речи ненаблюдается, данное обстоятельство требует серьёзного внимания независимо оттого, насколько хорошо малыш развивается в других областях.
Еслипопробовать перечислить слова, которые ребёнок выучит в этот период,потребуется много времени. Малыш говорит короткими фразами и простымипредложениями. Но, в отличие от взрослой речи, в них много грамматическихошибок. Поток речи ребёнка имеет прерывистый характер, поскольку малыш ищетслова и способы выразить своё сообщение. Желание ребёнка общаться можетпревосходить объём его речи, что иногда приводит его к своего рода запинкам.Как и повторение слов, характерное и для данного возраста, такие запинки на отдельныхсловах обычно проходят бесследно, если взрослые или насмешливые дети постаршене обратят это в проблему [13].
Вэтот период игра ребёнка, особенно основанная на подражании, отражает рост егоречевых способностей и стимулирует попытки малыша выразить свои желания.Постепенно для взрослых становится понятным разговор малыша с самим собой вовремя игры. Если его прежний опыт даёт на это основания, то в данном возрастеребёнок будет считать взрослых людьми, которые ответят на вопросы, выслушают сообщениеи помогут, когда его собственный лексический запас окажется недостаточным [3].
Глава 2. Методикаисследования развития речи ребёнка до 3-х лет в семье
2.1 Цель, задачи, объекти предмет исследования
Целью данной практической работы являлось изучение психологической особенностиразвития речи ребёнка до 3-х лет в семье.
Объектомисследования являлись психолого-педагогические особенности детей.
Предметомисследования являлось исследование развития речи ребёнка до 3-х лет в семье.
Задачиисследования:
1. Выборка детей раннего возраста.
2. Проведение и анализ методик на изучениеисследования развития речи ребёнка до 3-х лет в семье.
3. Рекомендации родителям по улучшениюразвития речи ребёнка до 3-х лет в семье.
2.2 Описание выборки иметодический инструментарий
Исследование проводилось в 2006 –2007году в детском приюте № 25 г. Можайска Московской области.
Вкачестве респондентов выступили дети в возрасте от 3 месяцев до 2,5 лет вколичестве 10 человек.
Исследованиесостояло из двух этапов.
Напервом этапе исследования дети были разбиты на 3 категории:
1) дети до 1 года – 4
2) дети до 2 лет – 2
3)