Контрольнаяработа №8
На тему:
,, Приемыобщения,,
Содержание
1.Приемывербального общения
2.Приемыинтерактивного общения
3.Приемыперцептивного общения
1.Приемы вербального общения
Рассказ обаналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте,сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемомусамостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, вернооценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Рассказ об аналогичномпоступке. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу споступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельноустановить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы вдальнейшем вести себя правильно.
Учитель при помощи рассказа, сказки, шутки, специальнопридуманной истории показывает, как выглядит с этических позиций тот или инойпоступок, как надо вести себя в данной ситуации. В народной педагогике с этойцелью использовались рассказы о сновидениях, легенды, пословицы, поговорки, частушки.В наши дни необходимый материал о мужестве, честности человека, его отношениик труду, товарищам можно найти в художественной литературе, в периодическойпечати. Опираясь на такой материал, учитель стремится, чтобы рассказ задевалмолодых людей за живое, действовал не только на их сознание, но и на волю,чувства. При этом важно не столько фиксировать внимание на дурных поступках,сколько пробуждать интерес к формированию положительных качеств.
Ростовский-на-Дону техникум сельскохозяйственного машиностроения.Учащаяся К., получив несколько «двоек» по технической механике, пересталапосещать занятия. Преподаватель А.М. Слизкая приехала к ней домой и узнала,что девушка, разуверившись в своих силах, уже устраивается на работу. И тогдапедагог рассказала ей, что сама, когда училась в этом же техникуме несколькораз собиралась бросить учебу. Но потом сдала первую сессию, в дальнейшемуспешно закончила техникум, а через несколько лет и технический вуз. И теперьгордится этим! Правильно говорят: «Чем больше препятствие, тем большеудовольствия от его преодоления». Рассказ произвел впечатление. Сейчас К.успешно закончила техникум, переписывается с любимым преподавателем.
Обращение понеизвестном адресу. И в этом приеме школьникаподводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для негоположительным или аморальным поступком. Но обращается при этом учитель кколлективу, не адресуясь к кому-нибудь конкретно. Расчет делается на то, чтоадресат сам поймет ошибочность своего поведения и сделает соответствующиевыводы.
В лагере труда и отдыха один из воспитателей, узнав, чтогруппа девушек сбежала с дежурства по кухне, не вымыв посуду, собрал наследующий день весь отряд и рассказал о конструкторе Марголине. Провинившиеся ився группа были удивлены, когда вместо ожидаемого нагоняя услышали следующее:
«Несколько лет тому назад в столице Венесуэлы Каракасемировой рекорд в стрельбе из пистолета установил российский стрелок Н.Калиниченко. Его моментально обступили падкие на сенсацию зарубежныежурналисты. Один из них буквально выхватил из рук спортсмена незнакомыйпистолет и, ощупывая его, воскликнул: «Да, для того чтобы создать такоеоружие, надо самому быть хорошим стрелком, иметь твердую руку и меткий глаз».
В первый момент Калиниченко хотел рассказать о создателепистолета, но потом решил промолчать. Дело в том, что Михаил Марголин — слепой.Как же он трудится? Прежде чем начертить деталь, он укладывает рядом спланшетом клубок ниток и булавки. Начертив линию, втыкает в ее концы булавки,а затем связывает их нитками. Ощупав чертеж, Марголин делает деталь из глины,убедившись, что она правильна, вынимает булавки и сдает чертеж впроизводство».
К середине рассказа на провинившихся было больносмотреть. А каково было моральное удовлетворение воспитателя, когда наследующий день, отозвав его в сторону, одна из девушек попросила ее направитьна дежурство вне очереди.
«Случайное» подслушивание. Механизм этого приема заключается в том, что учитель комментируетповедение отсутствующего в данный момент школьника с уверенностью, что томустанут известны его слова. При этом целесообразно, характеризуя поведениеученика, дать ему завышенную оценку или, наоборот, отзываясь о нем,гиперболизировать его отрицательные черты, поступки с надеждой, что в первомслучае он постарается доказать, что он действительно хороший, как о нем думают,а во втором — что преподаватель ошибается и он не так плох, как о нем думают.Подобная оценка не за глаза воспринимается ребенком как явный воспитательныйприем и положительного результата не дает.
Как-то два учителя засиделись в школе. Время было позднее,уроки давно кончились. Тихо вошла уборщица:
— А Николай-то сидит рядом в классе, развлекается с соседкой по парте.Что делать? Сказать, что пора домой уходить? Может быть вы скажете?
Николая побаивались многие в школе. Разговаривал онрезко, временами даже грубо. Кроме двух-трехопытных педагогов, ни с кем несчитался, учился слабо.
Преподаватели переглянулись.
— Не надо ничего говорить, Анна Трофимовна, — ответил один из них. —Уберите пока, пожалуйста, в кабинете директора и канцелярии и, кивнув натонкую перегородку, громко сказал товарищу:
— Нет, не убеждайте меня. Не осилит Николай программу IX класса! И волине хватит, и голова не та. Если бы зависело от меня, я бы сам предложил емууйти из школы. Шансов получить среднее образование у него, пожалуй, нет.
Так говорил учитель, который работал в этом классе несколькомесяцев, знал учеников плохо. Николай был убежден, что второй педагог, егоклассный руководитель, вступится за него, объяснит коллеге, что тот ошибается.И вдруг услышал:
— Вы, безусловно, правы. Но у него есть характер. И если он будетпо-настоящему работать, а не впустую тратить время, обязательно дойдет до цели!
Расчет на самолюбие ученика дал плоды. Напреподавателей, чей разговор услышал, он старался не смотреть, не замечать их.Буквально стал вгрызаться в науки, впервые начал готовить домашние задания,читать рекомендованную литературу. Окончил IX класс с двумя «тройками» икак-то, уже в начале следующего года, услышал: «А что бы мы с вами делали,коллега, если бы стена между этими помещениями была капитальной? Молодец, Коля!Мы были уверены в твоих способностях и волевых качествах. Поздравляем с новым,надеемся, таким же удачным для тебя, учебным годом! Уверены, что ты и сейчасхорошо слышишь нас!»
Только после этих фраз наладились отношения Николая сучителями.
Остроумнаяшутка, ответ, замечание преподавателя. Видетькомическое, находить противоречия в поведении школьников — показатель зрелостипедагога. Юмор позволяет безболезненно предупредить или ликвидировать самыйсложный конфликт, нейтрализовать напряжение.
2. Приемы интерактивного общения
Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающийхарактеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей,непосредственной организацией их совместной деятельности.
Один из эффективных приемовинтерактивного общения — опосредствование.Смысл его заключается в вовлечении школьников в интересную внеучебнуюдеятельность с целью воспитания у них тех социальных интересов, запросов и вкусов,которые заменят примитивные развлечения и дадут им возможность испытать радостьтруда, творчества создадут оптимистический настрой, укрепят веру в свои силы,что положительно скажется на их взаимоотношениях с учителями, товарищами, научебе и дисциплине. Приведем примеры.
Все попытки преподавателей привлечь учащегося Г. из железнодорожноготехникума Махачкалы к серьезной учебе, повлиять на его поведение кончалисьнеудачей. Молодой человек нарушал дисциплину на уроках, грубил преподавателям,отказывался дежурить по учебному корпусу. Преподаватель Б.А. Терещенко узналот родителей юноши, что живут они в собственном доме и сын охотно помогает импо хозяйству: увлеченно плотничает, ремонтирует бытовую технику. Подобрав подходящиймомент, преподаватель попросил Г. помочь ему в оборудовании кабинетатехнических средств. Тот остался после уроков и вместе с преподавателем сделалмеханизм привода штор затемнения, самостоятельно выполнил ряд другихпоручений. В конце года Г. попросил записать его в кружок техническоготворчества, постепенно перестал прогуливать уроки, подтянулся в учебе идисциплине.
Чтобы наладитьжизнь в коллективе, сократить до минимума нарушения дисциплины необходимокаждого учащегося увлечь полезным и интересным делом, вовлечь в общественнуюработу. «Добродетели развиваются посредством дел, а не посредством болтовни» .
Однако, как и любой аспект общения, применениеопосредствования требует предварительной вдумчивой подготовки. В практикенередки случаи, когда всех учащихся записывают в один кружок, педагогическизапущенных подростков пытаются увлечь спортом и т.п. Вначале необходимоизучить интересы и склонности учащегося. Если человек тяготеет к живописи,музыке, натуралистической работе, не следует вовлекать его в занятия ТСО или вспортивную секцию. Неудачи, скажем, в спорте будут плохо влиять на егоповедение, отношение к товарищам, к преподавателям, а в дальнейшем заинтересоватьего чем-либо будет много труднее.
Опосредствование — в некотором роде универсальный прием. Он успешно может применяться кучащимся обоего пола и разного возраста. Однако, характерная для подростковповышенная возбудимость, стремление ко всему новому, неизведанному, постояннаяготовность приложить свою кипучую энергию к серьезному, а желательно иобщественно значимому делу делают прием особенно эффективным в работе именно сэтим возрастом. Кроме того, именно подростки, по данным Петербургскогоинститута социальных проблем, стремятся принять участие в общественной работев два раза чаще, чем учащиеся других возрастов.
Прием особенно эффективен по отношению к учащимсяфлегматического и холерического темперамента. Инертного флегматика целесообразнозагрузить общественной работой, увлечь занятиями в кружке, чтобы он стал живее,энергичнее. Неуравновешенного, легковозбудимого холерика, который всегда готовчто-то предпринять и не может жить без товарищей, без коллектива, загрузитьработой по душе — значит сделать лучшим помощником воспитателя.
Подстановкаперспективы. В этом приеме педагог, учитываяестественное желание молодого человека получить радость, удовольствие, ставитперед ним несколько постепенно усложняющихся задач, ведет их от более увлекательнойперспективы к менее увлекательной, таким образом, привлекая их незаметно квыполнению работы, казавшейся раньше скучной, неинтересной, и воспитываядисциплинированность, трудолюбие, другие ценные качества.
Непросто, например, прекратить довольно частые в подростковомвозрасте драки учащихся, избиение сильным подростком или даже группой учащихсяболее слабого, беззащитного члена коллектива. Но ситуация резко меняется,когда администрация учебного заведения… разрешает поединки. — Пожалуйста,деритесь, но честно. Избиение слабого — подлость. Применение нечестных приемов:нападение группой на одного, удары ногами, использование закладки, удары нижепояса и т.п. — всегда осуждались честными и благородными людьми. Поэтомудеритесь по правилам. Заявка подается классному руководителю. Очевидно, чтосильный слабого вызывать не может. Дата поединка, его условия и определениепобедителя доверяются судейской коллегии, которую вы, ребята, выберете сами.
В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлениемотнеслись к этому предложению, выбрали судейскую коллегию, но… заявок непоступило. Драться с равным — перспектива не из приятных. А вопреки решениюколлектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызватьосуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое положение в средетоварищей.
В энемскую среднюю школу Адыгейской автономной областипришел новый преподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, чтоучащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог нестал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе сподростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительнопоказывал, что быстрый бег каждого футболиста — необходимое условие хорошейигры всей команды. А скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях.
Так появилась первая промежуточная перспектива — начализаниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.
Через несколько месяцев появилась вторая промежуточнаяперспектива — необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хваталоловкости. Наконец, все стали заниматься лыжами, чтобы выработать выносливость,необходимую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно,и на занятиях стал изучаться только программный материал. Причем совершеннобезболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников.
Однако этот прием следует применять эпизодически и, какправило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. Впротивном случае есть опасность, что школьники привыкнут выполнять только то,что увлекательно и интересно.
Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованныйпедагогом материал и готовит выступление перед товарищами или разыгрываетсценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении,образцовое поведение в обществе.
Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Кимпосле неудачной попытки изменить поведение вспыльчивого и грубого И. Кунчевапутем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости».Демонстрировать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе другихпредложили и Ивану. Он любил обращать на себя внимание и охотно взялсяподготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правилвежливого поведения героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демонстрировалправила этикета.
Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды.Юноша стал следить за своим поведением. Преподаватели и учащиеся отметили, чтоон стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, пересталгрубить старшим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.
Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чувства,возникающие у подростка в созданной педагогом психологической ситуации,подталкивают его на осмысление и правильную оценку, а значит и перестройкусвоего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не толькоосознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанныхслучаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильновести себя других.
Переключение. С целью установления высокой дисциплины на занятиях и правильныхвзаимоотношений со школьниками необходима высокая требовательность педагога,ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины,нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика,переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и,таким образом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотношений сучащимися или учебной группой.
В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельскогогруппа A-II записывала задание по математике. Демонстративно отказался работатьучащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу.Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и писать дальшеосталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его,отвлекая вопросами товарищей.
Как часто в таких случаях преподаватель повышаетголос, создает нервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своемуздоровью, теряя время на уроке. Но в данном случае педагог поступила иначе.Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски,попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток судовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.
Педагогическоеподключение. Опытный педагог часто опирается напомощь активистов из своего класса, лучших выпускников школы, известныхдостижениями в труде родителей учащихся, героев художественной литературы ит.п. Воспитывает занимающихся на их положительном примере.
Применяя педагогическое подключение, надо помнить, чтопример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача приближаетгероя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же,как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группыстарших ребят, помогающих педагогу руководить своими младшими товарищами. Вэтом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев:«Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начать самому кого-нибудьлечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над новичками — этопозволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясьбыть примером для опекаемых.
Применять педагогическое подключение следует осторожно,деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их болеесильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых.Мы ставим одного из них в пример, подключаем к нему более слабого товарища, ау него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнатьего очень трудно, а иногда и невозможно тому, у кого гуманитарный склад ума,перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подорватьверу учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.
Эффективный прием интерактивного общения — осуждение поступка в коллективе. Вынесение на обсуждениеактива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидныхпоступков членов коллектива — эпизодически применяемая мера воздействия кнарушителям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся.
Но для того, чтобы обсуждение провинившегося принеслопользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подготовить: договориться сактивом о так называемых забойных выступлениях; помочь подготовить и принятьправильное решение; сделать выводы из случившегося.
К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, незадумываясь над тем, что он один из самых сложных и трудных по организации.Очень тонко подметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничегомогущественнее, чем человеческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческоестадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда нетолько глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко,беспощадно обойтись со своим товарищем. В этом случае обсуждаемый будетпротивопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в средстворасправы.
Общественное мнение, направляемое неверно, дает учащимсяпочувствовать свою коллективную власть, нередко воспитывает жестокость поотношению к товарищам. Так, например, случается, Когда педагог призываетобъявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все заодного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного».
Применяя прием, необходимо помнить, что школьники оченьболезненно переносят потерю авторитета у товарищей.
3.Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется черезвосприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Один из самых действенных приемов перцептивного общения— прием парадокса, когдахладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалостьребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуацияиспользуется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешномсвете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, непойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно использоватьсоздавшееся положение, противопоставив озорству или грубости иронию, а иногдаи сарказм.
Практика знает немало случаев, когда, умело воздействуяэтим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.
Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московскойшколы, стул ее оказался привязанным к столу. — Ах, какие молодцы, ребята!Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не насловах, а наделе поступили правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этойстороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегонки бросилисьотвязывать стул.
Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведеннымипримерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушениядисциплины, особенно попытки школьников разыграть учителя, посмеяться науроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дисциплины,с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, достоинстве педагога. Окрики,постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают иучителей, и учащихся.
Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченнаянарушителями программа действий потерпела крах. Выработать же новую некогда,да и желание пропадает. Дети отходчивы, и, смотришь, уже смеются надположением, в которое попали. У них развито критическое отношение к мыслям ипоступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитетродителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность,частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, какповедет себя педагог — и вот нарушители дисциплины сами стали объектомнасмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятсястать посмешищем, потерять доверие товарищей — без коллектива, без друзей житьв этом возрасте особенно трудно.
Прием эффективен и потому, что у молодых людей возрастаетстремление к самоутверждению.
Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления. Когда тот не обижается на неумныйпоступок, грубую шутку, проявление невоспитанности — он «не понимает», что егохотели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другулисток бумаги, директор одной из железнодорожных школ Московской железнойдороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.
— Это рисовал настоящий художник, — сказал педагог, —давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.
Да, это большое искусство все видеть, все замечать, ноне на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагогауйдет на выявление виновников происшествий, разрешение конфликтов, наведениепорядка.
Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя поступитьдостойно возрасту и званию педагога часто не только помогает успешно разрешитьконфликт, но и способствует укреплению авторитета педагога, появлению чувстваглубокой благодарности к нему.
К сожалению, в настоящее время деловая направленностьбольшинства преподавателей значительно выше, чем их направленность навзаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиесявидят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявлениипоследними большей терпимости и сдержанности. Мелочная же опека, строгийконтроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальнойсвободы обостряют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, аиногда и уход из учебного заведения.
Опора наавторитет педагога. Чтобы успешно влиять навоспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благодаря блестящемузнанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.
Если в учебном заведении распоряжения, просьбы преподавателябезоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп(классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокойдисциплине в коллективе. Но в своих группах (классах), там где он преподает,авторитет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важносистематически, назойливо, тактично демонстрировать учащимся свои знания,кругозор, способности, умения.
Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушедшегона пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши,откровенно выражали сомнение в компетентности молодого физика. Особенно труднобыло работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один изпреподавателей попросил у Татьяны Анатольевны помощи, не заводился недавнокупленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность вэлектрооборудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоятдела в группах, где и он работал. Татьяна Анатольевна откровенно рассказала,что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: — Явойду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрооборудованииавтомобиля, он не заводится.
Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель попросилаучащихся подождать десять минут и вслед за владельцем машины вышла во двор. Ався группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели,как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Коллегарассыпался в благодарностях. После этого случая отношение к преподавателюрезко изменилось.
Несколько лет преподаватель работает с учащимися.Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог надоедаетвоспитанникам. Чтобы этого не случилось, необходимо быть бесконечно интереснымв общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова.
Прозрачныйнамек. Даже в случаях, когда грубо нарушаетсядисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируявозмущение) привестифакт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемыйсамостоятельно установит аналогию со своим поведением и в дальнейшем будетвести себя иначе.
Ожидание мерывоздействия. Делать замечание, объявлять онаказании целесообразно не сразу после совершения проступка, а через некотороевремя. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать емууспокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек воставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящемразговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы накаждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит кучителю, достаточно спросить: дал ли он объективную оценку случившемуся. И,услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».
Такой прием эффективен, потому что неизвестность длячеловека всегда неприятна. Ожидание наказания нередко тяжелее самогонаказания.
Авансированиедоверием, похвалой. Применяя прием, хвалят,оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлятьнастойчивость, упорство, прилежание, дисциплинированность. Иногда можноавансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, теплому словустаршего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Особенно частоавансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших напуть исправления, совершивших положительный поступок.
Один из приемов перцептивного общения — незаслуженное одобрение.Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу запрошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя еговклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,
Незаслуженное одобрение часто используют не толькоопытные педагоги, но и политические, хозяйственные руководители.
Особенно эффективен рассматриваемый прием в работе спосредственно успевающими школьниками и студентами, пассивно относящимися кобщественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают вниманиетоварищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению ипохвале.
Моральнаяподдержка или укрепление веры учащегося в собственные силы. Неоднократно отмечаютсяуспехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе,волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выручить учебнуюгруппу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из«неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит егопоказать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно бытьположение корпуса, движение руки, т.е. тот элемент, который у него хорошополучается.
Другой иллюстрацией этого приема может служить просьбак неуспевающему оказать помощь преподавателю в обучении новичков или младших,назначение «трудного» школьника старшим группы или капитаном команды,помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность
Анализ осознания себя через другоговключает две стороны — идентификацию и рефлексию.
Идентификация — это способ понимания другого человекачерез осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самогосубьекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. Вреальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когдапредположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основепопытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмомпознания и понимания другого человека.
Экспериментально установлена тесная связь между идентификациейи другим, близким по содержанию явлением — эмпатией Эмпатия также определяетсякак особый способ понимания другого человека. Однако здесь имеется в виду нерациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоциональнооткликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен смеханизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя наместо другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи счьей-то точки зрения — не обязательно означает отождествить себя с этимчеловеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю своеповедение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, япросто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно),но свою собственную могу строить совсем по-иному.
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого человека.В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того,как он воспринимается партнером по общению, т.е. как будет партнер по общениюпонимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоениезеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самоевремя есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причемвзаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-тохарактеристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого,стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, вчастности его причин. В обыденной жизни люди, как правило, не зная истинныхпричин поведения другого человека в условиях дефицита информации, начинаютприписывать друг другу причины поведения. Такое приписывание причин поведениядругому человеку называется каузальной атрибуцией.Список используемой литературы
1.Деловаякультура и психология общения. Учебник. Подред.Г.М.Шеламова, М., ПрофОбрИздат,2002г.
2.Общаяпсихология. Курс лекций.М, Владос,1998г.
КУБАНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине,, Деловое общение,,Подготовила: студентка заочного отделения
По специальности «бух.учет, эк.анализ и аудит» (У.)
2 го курса 2 й группы
Манило Е.Н.
Г.Кр-р, ул Кр.Партизан,73 кв 106
Краснодар,2002г.