КОСТАНАЙСКИЙ ИНСТИТУТ ВАЛЕОЛОГИИ
кафедра ментальной медицины
РЕФЕРАТ
на тему: Психологические аспекты
сценического волнения
СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ.....................................
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИРАБОТЫ .........................
3. АНАЛИЗКОНЦЕПЦИЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОГИ ...........
4. ОБЪЕКТЫ,СРЕДСТВА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ....
5. АНАЛИЗОБЪЕКТОВ ..............................
5.1 Психологический анализ объектов..........
5.2 Статистический анализ эмпирических
данных...................................
6. ВЫВОДЫ ИРЕКОМЕНДАЦИИ ........................
7. ОБОБЩЕНИЕ....................................
8. СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............
9. ПРИЛОЖЕНИЕ...................................
1. ВВЕДЕНИЕ
Различные виды сценического исполнения, втом числе и му-
зыкальное,требуют большой подготовки, мастерства и владения
способамимаксимального раскрытия возможностей исполнителя.
Для правильногопостроения сценического выступления нужно
определить особенности личности исполнителя. Воспитание ис-
полнительскихкачеств прежде всего подразумевает заботу об эф-
фективностидеятельности исполнителя, которая в свою очередь
ставит задачупсихологической подготовки исполнителя к выступ-
лению на сцене.
Проблема адекватного поведения на сценепорождена непосредст-
венной исполнительскойпрактикой. В среде музыкантов — про-
фессионалов этапроблема рассматривается с конца 17-го века. Она
включена многимиметодистами в свои работы о воспитании музы-
канта. И сегодня эта проблема по-прежнему актуальна и значи-
ма для множестваисполнителей на различных инструментах, педа-
гогов, учеников,т.к. именно психологические подходы к ее ре-
шениюнедостаточно разработаны и не систематизированы.
Многие факты из истории исполнительскогомастерства подтверж-
дают, что дажесамый опытный музыкант не застрахован от провала
на сцене, если онне готов к исполнению. Уровень подготовки ис-
полнителя зависитне только от его прошлого опыта или мастерства,
но и от того, чтопроисходит с субъектом до начала исполнения, от
его способареагирования на сценическую ситуацию, которая всегда
остаетсяповышенным стрессогенным фактором. Сейчас многие испол-
нители нуждаютсяв коррекции неправильного сценического поведения.
Такие симптомы,как тряска рук, губ, дрожь коленей, отказ голоса
или слуха,неспособность сосредоточиться на исполнении произве-
дения, простобоязнь выходит на сцену, являются основными про-
явлениямисиндрома сценического волнения. Все они требуют серь-
езного подхода,анализа проявлений этих неприятных явлений, кор-
рекции или заменытакого поведения на сцене более подходящими
и адекватнымистатусу артиста и ситуации типами. Исследованию
данной проблемы,а также разработке способов практического при-
менения,направленных на ее решение, и посвящена данная работа.
2.1 ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Поиск способов коррекции неадекватногоповедения на сцене.
Определениенаправления коррекционной работы с исполнителями,
страдающимикомплексом сценического волнения. Разработка на
основе:
а) анализа теоретических направлений выделениясостояний тре-
воги и волнения;
б) практического исследования особенностейреагирования лич-
ностей, непосредственно занимающихсяисполнительством, на
эти ситуации;
практическихспособов диагностики и коррекциисиндрома сцени-
ческого волнения.
2.2 ЗАДАЧИ РАБОТЫ
1. Определить направление поиска ресурсовдля раскрытия и
реализации ресурсов творческой личностиисполнителя.
2. Исследовать причины и механизмы психики,обуславливающие
комплекс сценического волнения личностиисполнителя.
3. Выявить и обьяснить стереотипы,допускающие неадекватность
статусу артиста и ситуации поведения.
4. Отделить волнение невротическое,неадекватное ситуации, от
обоснованного реального беспокойстваздоровой личности.
3. АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ ПРОЯВЛЕНИЯТРЕВОГИ
В случае боязни сцены или какой-либоподобной похожей ситуа-
ции необходиморазобраться, какие поведенческие реакции являются
вполне понятнымии оправденными, а какие аспекты поведения
можно считатьнеадекватными существущей ситуации. Невротик часто
сам придумываетсебе наказание, фантазирует «недобрых зрителей»,
одним словом то,что просто неспособен сделать человек со здоровой
психикой. От чегоже может зависеть проявление состояния сценичес-
кой тревоги инеадекватного поведения? Трудности интерпретации по-
ведения являютсяследствием того, что в его основе лежат два фактора:
а) внутренние причины
б) ситуация, в которой поведениеразвертывается
В настоящее время не существуетобщепринятого мнения о том,
какой подходследует применять к изучению личности для объяснения
основных аспектовповедения, в частности, проявления состояния
тревожности.Различные альтернативные теории описывают личность
какинтегрированное целое и вместе с тем объясняют различия
между людьми.
Некоторые теоретики предполагают, чтоповедение людей, как
нормальное, так иненормальное, несет на себе отпечаток семейного
окружения,общества и культуры. Все мы являемся частью социального
каркаса семьи,друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Некоторые
видывзаимоотношений с окружающими людьми, в которые мы вовлекаемся,
могут усиливатьотклонения в поведении и даже стать причиной
их возникновения.Приверженцы социокультурной модели психической
патологииутвержают, что стрессы и конфликты, которые люди пере-
живают вповседневном взаимодействии, могут вызвать и поддержи-
ватьпатологические формы поведения.
С помощью терапевтического воздействия учеловека появляет-
ся возможностьпереоценить и изменить многие аспекты своей
личности иповедения: представление о себе, стиль межличност-
ных отношений,познавательные процессы, эмоциональные реакции,
ценности,жизненные цели, способы структурирования времени -
и это далеко неполный перечень. В свою очередь, тщательное
изучениеличностных особенностей помогает выбирать средства,
с помощью которыхмогут быть модифицированы нежелательные фор-
мы поведения так,чтобы данный индивидуум мог перейти к более
эффективнымспособам функционирования.
На проблему проявления тревоги у теоретиковтакже нет еди-
ной точки зрения,как и на способы ее коррекции или полного
решения. Вотнекоторые из них, определяющие состояние тревоги
как некийвнутренний или внешний конфликт:
Самые первые результаты ФРЕЙДА в терапиирасстройств вызва-
ли у него интереск происхождению тревоги. Эта заинтересован-
ность впервыепривела его (в 1890-е годы)к предположению о том,
что тревога являетсяследствием неадекватной разрядки энергии
либидо.Возбуждение, не завершившееся разрядкой, преобразуется
и проявляется вневрозах страха. Однако по мере накопления
опыта при леченииневрозов Фрейд пришел к пониманию, что по-
добнаяинтерпретация тревоги и страха является неверной: тре-
вога являетсяфункцией эго и назначение ее состоит в том, что-
бы предупреждатьчеловека о надвигающейся угрозе, которую надо
встретить илиизбежать. В зависимости от того, откуда исходит
угроза для эго,психоаналитическая теория выделяет три типа
тревоги:
а) реалистическая. Источник — внешний мир.
б) невротическая. Источник - ид.
в) моральная. Источник — суперэго.
В зависимости оттипа тревоги эго использует несколько защит-
ных механизмов:
а) вытеснение. Процесс удаления изсознательного мыслей и
чувств, причиняющих страдание.
б) проекция. Приписывание собственныхнеприемлемых мыслей,
чувств и поведения другим людям, окружению.
в) замещение. Проявление инстинктивногоимпульса переадре-
совывается от более угрожающего объекта к менее угрожающему.
г) рационализация. Искажение реальности ввыгодную для индивида
сторону.
д) реактивное образование. Выражение вповедениях и мыслях
противоположных побуждений.
е) сублимация. Изменение импульсов такимобразом, чтобы их
можно было выражать в социально приемлемыхмыслях и
действиях.
ж) отрицание. Полное отрицание существованияраздражителя.
Всевышеприведенные защитные механизмы обладают двумя общими
характеристиками:
а) они действуют на неосознанном уровне ипоэтому являются
средством самообмана.
б) они искажают, отрицают или фальсифицируютвосприятие
реальности
Согласно Фрейду,конфликт, вызаваемый неосознаваемыми, неприемлемыми
импульсами либидои агрессивными импульсами, составляет внутреннюю
сторону жизнииндивида. Фрейд утверждал, что подобный конфликт
впервые возникаетв детстве и продолжается в зрелости, когда
его влияние нанаблюдаемое поведение выражается в развитии болезненных
симптомов. Впрошлом исследователи психоаналитической ориентации
проверялигипотезу о том, что психопатология (т.е. патологические
симптомы)отражает неосознаваемый конфликт, почти исключительно
при помощиинтервью и анализа клинических случаев.
АДЛЕР утверждал, что весь стиль жизничеловека формируется
под влияниемтворческих способностей личности. В концепции
творческого Явоплотился активный принцип человеческой жизни,
то, что придаетей значимость. Адлер считал, что каждый чело-
век имеетвозможность свободно создавать свой собственный стиль
жизни. В конечномсчете сами люди ответственны за то, как они
себя ведут и кемони становятся. Эта творческая сила отвечает
за цель жизничеловека, способствует развитию социального инте-
реса. Та же самаясила влияет на восприятие, память, фантазии
и сны. Втворческом Я содержится импульс свободы и самоопреде-
ленияиндивидуума. Признавая факторы наследственности и окружа-
ющей среды наразвитие личности, Адлер считал их стройматериалом
в творческомпостроении человеком своей жизни. Адлер считал че-
ловекаответственным за свой стиль жизни и установки по отно-
шению к миру. Стакой концепцией нам трудно не согласиться.
Однако Адлер полагал, что все, что мы делаемв жизни, отме-
чено нашимстремлением к превосходству, цель которого — достичь
совершенства,полноты и целостности в нашей жизни. Стремление
к субъективнопонимаемой жизненной цели управляется этой уни-
версальноймотивационной тенденцией. Вышеизложенные положения
укладываются вконцепцию фикционного финализма — идею о подчин-
ении поведенияиндивидуума им самим намеченным целям в отноше-
нии будущего. Налюдей на самом деле сильнее влияют их ожидания
в отношениибудущего, чем реальные прошлые переживания. Адлер
развивал мысль отом, что наши основные цели представляются
фиктивными,соотнесенность их с реальностью невозможно прове-
рить иподтвердить, из чего следует, что стремление индивидуума
к превосходствууправляется выбранной им фиктивной целью, т.е.
индивидуальноуникальна, сформирована творческим Я и является
результатомсамостоятельно принятого индивидуумом решения. Когда
эта фиктивнаяцель известна, все последующие действия наполняются
смыслом. Несмотряна то, что фиктивные цели не имеют аналогов
в реальности, онипомогают разрешить жизненные проблемы, часто
эффективно.Фиктивные цели могут быть мощным стимулом к повы-
шению уровняпрофессионализма или стать опасными для личности,
став искаженнымифантазиями. Сам Адлер настаивал на том, что
если подобныецели не выполняют функций ориентира в повседнев-
ной жизни, ихследует изменить или отбросить. Осознание фиктив-
ной жизненнойцели направляет поведение индивидуума. Цель су-
ществует не вбудущем, а в актуальном восприятии будущего.
Хотя люди, какправило, и не понимают в своей жизни истинного
значенияфиктивных целей, большая часть остается неосознанной
из-зазатушеванности детскими переживаниями. Несмотря на рассу-
дочность вреализации жизненных планов, значительная часть того,
к чему стремятсялюди, остается для них самих во многом неизвест-
ной. В теорииможно усмотреть подтверждение приверженности
Адлерапроактивности.
В философии очевидного ПЕРЛЗ развиваетутверждение, что
очевидный факторсостоит в том, что человек имеет два уровня
существования — внутренний и внешний мир. Внутренний мир, часто
называемый умом,кажется чем-то отличным от внешнего мира и
дажепротивопоставлен ему. Хотя на самом деле внутренний мир -
это нашавнутренняя проекция. Невротик как человек-конфликт -
это тот, которыйне видит очевидного. Но чтобы иметь дело с
очевидным, нужнопрежде всего уметь его удержать. Здоровый
ум — этоуменьшенное издание реальности во внутреннем мире.
В нем онисовпадают или являются тождественными по меньшей
шкале. Чтобыправильно завершить ту или иную ситуацию в жизни,
должна бытьпрямая связь между гештальтом, возникающим в фанта-
зии, игештальтом, существующем во внешнем мире. Если связи нет,
человек постоянноживет в анастрофическом или катастрофическом
мире. Именноотсутствие проверки, параллели между двумя мирами
ведет кмногочисленным искажениям, реальным катастрофам в жизни.
Сама нашажизнь — это язык организма, та сила,которая снабжа-
ет энергией всенаши действия, составляет их основу. Она преобра-
зуетфундаментальное возбуждение в соответствии с ситуацией,
в которойнеобходимо действовать, возбуждение трансформируется
в специфическиеэмоции, а эмоции — в сенсорные и моторные
действия.Неврозом с этой платформы можно считать потерю индиви-
дуумом свободывыбора и неумение выбрать подходящие средства
для своих целей,потому что невротик не умеет видеть возможности,
перед нимоткрывающиеся. Невроз порождается механизмом интроекции -
невротическимпроявлением, посредством которого человек принимает
в себе нормы, установки,способы действия и мышления, не являю-
щиеся егособственными. При интроекции сдвигается граница
между собой иостальным миром так далеко внутрь себя, что от нее
почти ничего неостается.
В отличии от Фрейда ХОРНИ не считала, чтотревога является
необходимымкомпонентом в психике человека. Наоборот, она ут-
верждала, чтотревога возникает в результате отсутствия чувства
безопасности вмежличностных отношениях и появлению базальной
тревоги уребенка, что ведет к формированию невроза у взрослого.
Чтобы справитьсяс чувством недостаточной безопасности, беспомощ-
ности ивраждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто
вынужденприбегать к различным защитным стратегиям. Выделено
десять такихстратегий:
а) в любви и одобрении
б) в руководящем партнере
в) в четких ограничениях
г) во власти
д) в эксплуатировании других
е) в общественном признании
ж) в восхищении собой
з) в честолюбии
и) в самодостаточности и независимости
к) в безупречности и неопровержимости
Эти потребностиприсутствуют у всех людей. Однако невротик,
реагируя наразличные ситуации, использует их не гибко. Он
принудительнополагается лишь на одну из всех возможных
потребностей, вто время как здоровый человек легко заменяет
одну другой, еслиэтого требуют обстоятельства. В зависимости
от группыпотребностей Хорни разделила список на три основные
категории:
а) ориентация на людей. Уступчивый тип
б) ориентация от людей. Обособленный тип
в) ориентация против людей. Враждебный тип
Таким образом представленные концепциипроявления волнения
и тревогиохватываю все значимые области и теории рассмотрения
данного вопроса.Почти все они взаимоопределяют чувство тревоги
как реакцию навозникающий конфликт, значит основным направле-
нием поискапроявлений сценического волнения как разновидности
тревоги определимвыяснение зон конфликта и возможного проявле-
ния симптомовтревожности.
4. ОБЪЕКТЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКАИССЛЕДОВАНИЯ
Для разработки практических методов, определенныхв зада-
чах работы, намибыло проведено эмпирическое исследование
группы лиц из 15человек, имеющих непосредственное
отношение ксценической деятельности, на предмет выявле-
ния состояниятревожности, самооценки профессиональных ка-
честв, оценкиобщего фона настроения, а также таких важных
компонентов, какастеническое и эйфорическое состояние. Для
этого былсоставлен тест-опросник [см.приложение], состоя-
щий из 8 тестов,6 из которых дают цифровые эмпирические по-
казатели, остальные- оценочный материал для общего анализа.
Тесты могут бытьиспользованы для широкого круга исполнителей
на предметвыявления состояния тревоги и сценического синд-
рома. Для этогонеобходимо оценить его состояние дважды — до
исполнения инепосредственно перед исполнением. Анализ полу-
ченныхрезультатов позволяет определить изменения уровня
тревожности, чащеповышения. При переходе от среднего
уровня к высокомуисполнитель нуждается в коррекции
сценическогоповедения. В данную «батарею» тестов входят:
1. Тест «ШКАЛА САМООЦЕНКИ».Использован как основной.
Стандартизирован,авторы И.Д.Спилбергер, Ю.Л. Хонин.
Использован длясамооценки таких показателей, как личностная
тревожность,которая характеризует устойчивую склонность ин-
дивида восприниматьбольшой круг ситуаций как угрожающие
личностномустатусу (уровень самоуважения) и реагировать
на такиесостояния тревоги. Высокий уровень личностной тре-
воги прямокоррелирует с наличием невротического конфликта,
с эмоциональнымии невротическими срывами, с психосоматичес-
кимизаболеваниями. Реактивная тревожность характеризует
психофизиологическоесостояние человека и описывается такими
характеристиками,как общее напряжение, беспокойство, нервоз-
ность. Если учеловека повышена реактивная тревога, то это
способствуетнарушениям внимания и иногда нарушениям тонкой
координации, аведь именно способность концентрировать внима-
ние на объектесвоей деятельности и очень точная координация
и контроль — абсолютно необходимые качества артиста и тем бо-
лее, музыкальногоисполнителя. Границы показателей:
а) до 30 — низкая тревожность
б) от 31 до 45 — умеренная тревожность
в) 46 и более — высокая тревожность
Высокаятревожность предполагает склонность к появлению со-
стояния тревоги учеловека в ситуации оценки его компетент-
ности. В этомслучае психокоррекцию необходимо направить на
снижениесубьективной значимости ситуации и задач и перенос
акцента наосмасление деятельности и формирования чувства
уверенности вуспехе.
Низкаятревожность иногда является результатом активного вы-
тесненияличностью высокой тревоги с целью показать себя «в
лучшемсвете». Коррекция направлена на повышение внимания к
мотивамдеятельности и повышения чувства ответственности.
2. Тест «ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИЛИЧНОСТИ». Использован
как основной,стандартизирован. Ориентационная анкета, впервые
опубликованная Б.Бассом в 1967 г. Выясняет такие показатели,
как:
а) направленность на себя. Ориентация напрямое вознаграждение
и удовлетворениябезотносительно работы и сотрудников, агрессив-
ность вдостижении статуса, властность, склонность к соперни-
честву,раздражительность, тревожность, интровертированность.
б) направленность на общение. Стремление прилюбых условиях
поддерживатьотношения с людьми, ориентация на совместную дея-
тельность, ночасто в ущерб выполнению конкретных заданий или
оказаниюискренней помощи людям, ориентация на социальное одоб-
рение,зависимость от группы, потребность в привязанности и
эмоциональных отношенияхс людьми.
в) напраленность на дело. Заинтересованность врешении деловых
проблем,выполнение работы как можно лучше, ориентация на дело-
воесотрудничество, способность отстаивать в интересах дела
собственноемнение, которое полезно для достижения общей цели.
По мнению автора, для успешной работысоотношение общей направ-
ленности личностии побуждащего стимула имеет два решающих ас-
пекта:
а) образовывают консонанс и тем самым помогаютличности само-
актуализироватьсяв избранном виде деятельности.
б) не сочетаются и мешают саморегуляции
Для нашей работыважны первый и третий показатели.
3. Тест «ШКАЛА ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИЭМОЦИЙ». Использован как
вспомогательный,стандартизирован. Методика предложена Б.И.
Додоновым. Цельтеста состоит в том, чтобы определить зону
эмоциональнойчувственной комфортности. Данная характеристика
используется впсихокоррекции личности как одна из базовых
для выборанаправления поиска ресурсов личности.
4. Тест «САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ».Использован
каквспомогательный. Методика предложена американскими пси-
хологами А.Уэсменом и Д. Риксом. Выясняется самооценка лич-
ности по шкалам:
а) Спокойствие — тревожность
б) Энергичность — усталость
в) Приподнятость — подавленность
г) Чувство уверенности в себе — чувствобеспомощности
Выведенная повсем показателям суммарная самооценка исполь-
зуется длявыявления наличия ресурсов личности.
5. Тест«ОЦЕНКА НАСТРОЕНИЯ».Выясняется общее настроение
на моментобследования по трем психофизиологическим харак-
теристикам:
а) Астеническое состояние.
б) Эйфорическое состояние.
в) Общий фон настроения.
Сравнивая баллыпо этим трем параметрам, определяется,
насколькореспондент ориентирован в своем состоянии, сте-
пень самоотчуждения,степень использования защитных меха-
низмов при ответена опросник, наличие противоречивых, разно-
направленныхтенденций в настроении. Сами параметры — компас
поиска ресурсов.
6. Тест «ЦВЕТОВЫЕ ВАРИАНТЫ».Использован как вспомогательный,
методикацветового теста Люшера. Цветовой тестявляется мощным
аккордом,воздействующим одновременно на разные стороны чело-
веческой психики,сопряженным психологическим и физиологическим
процессом. Важнуюроль в этом тесте играет цветовая перцепция.
Метод цветовыхвариантов лишен транскультуральных аспектов,
не провоцируетреакций защитного характера, является проектив-
ным, т.к.отношение к цветовым эталонам дает не только осознан-
ное восприятиечерез призму опосредующего субъективного опыта,
но и неосознанноечерез реакции «старого мозга», т.е. диэнце-
фальной области,которая является дирижером в сложном оркестре
автономных системорганизма. Особенно показательно переплетение
психологическихаспектов актуального состояния человека с симпа-
тико-парасимпатическимихарактеристиками, связанными с функцией
гипофиза. Они,как известно, влияют на такие характеристики, как:
а) общую психическую активность
б) побудительную силу мотивационной сферы
в) напряженность потребностей
в) направленность актуальных переживаний,обусловленную
конкретной ситуацией
г) набор устойчивых личностных характеристик,связанных с
конституционным типом индивида
7. Рисуночный тест «Я РЕАЛЬНОЕ. ЯИДЕАЛЬНОЕ». Стандартизи-
рован,использован как вспомогательный. Позволяет определить
степень осознанияиндивидом своего реального положения в гра-
дации егоидеалов, на каком отрезке пути он находится, есть ли
стремление кличностному росту, стремление познать себя и осо-
знать, на какойступени находится сейчас человек на пути к своему
идеалу,присутствует ли элемент экзистенциального беспокойства,
осознание своегоуникального смысла в мире. Исследуются следую-
щие компонентыструктуры личности испытуемого:
а) когнитивные. Образ своих качеств,способностей, внешности,
социальной значимости.
б) эмоциональные. Самоотношение, самосознание.
в) экзистенциальные. Формирование человекомотношения к себе,
прорисовка эталонов, суждений, образов,идеала, стремление
к самоизменению, усовершенствованию.
8. Тест «ШКАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙСАМООЦЕНКИ». Разработан
в контекстеданной работы для определения испытуемым своих
профессиональныхкачеств в соотношении с уровнем притязаний
на зрительскиесимпатии. Использован как основной. Максималь-
ное значениеобоих показателей 6.
Методика исследования заключается вследующем:
1. Первичноеинтервью
Время проведения интервью 30-35 минут.Выясняются следующие
вопросы:
а) социальный. Вопросы быта, материальногоблагосостояния,
организации режима труда и отдыха,семейный статус, со-
циальное окружение, круг общения.
б) мотивационный. Объяснение цели беседы.Выяснение моти-
вов побуждения для занятий сценическойдеятельностью.
Увлечения, круг интересов.
в) психологический. Выяснениепсихоэмоционального состояния,
описания симптомов сценическоговолнения, отношения к
психокоррекции, психотерапии.
2. Метод цветовыхвариантов (по Люшеру)
3. Проективныйрисуночный тест «Я реальное. Я идеальное»
4. Анкетированиепо предложенному тесту — опроснику [см.
приложение]. Время анкетирования 20-25минут.
Общее времяисследования составляет 1-1.5 часа.
5.1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ
Проведя исследование объектов (группыреспондентов из 15
человек, имеющихнепосредственное отношение к сценической де-
ятельности),необходимо выяснить специфические свойства сце-
ническоговолнения, отличающие его от других проявлений тре-
вожности. Этоможно сделать в результате психологического
анализа каждогоиз респондентов исследуемой группы и затем
в характеристикахвыяснить общие признаки, отличающие состо-
яние тревогиперед и во время исполнения от других состояний
тревоги, чтопозволит подобрать необходимые способы коррекции
неадекватногоповедения при проявлениях волнения.
Психологические портреты респондентовисследуемой группы:
Респондент 1, 28 лет. Исполнитель, пианист,занимающийся
регулярнойконцертной деятельностью. Личность с ориентацион-
нойнаправленностью на дело, социально адаптированная, с хо-
рошосформированными профессиональными навыками, психически
устойчивая,активно стремящаяся к успеху, испытывает легкую
невротизацию поповоду неудовлетворенности своим близким
окружением,желанием выполнить работу намного лучше.
Испытываетпотребность казаться лучше во всех сферах жизни.
Реактивнаятревога компенсаторно занижена. Психофизиал. При-
знаки волненияпытается подавить. Испытывает негативное от-
ношение ксамоанализу.
Респондент 2, 21 год. Студентка. Пианистка,выступает в
учебныхконцертах. Личность сильно невротизирована, фрустри-
рована.Самооценка занижена. Склонна к фантазированию и фо-
бическимреакциям, размытым представлениям реальности. Мотив
к занятиюпрофессиональной деятельностью слабый, низкий уро-
веньпрофессионализма, но испытывает потребность в улучшении
своих достижений.Испытывает сильное волнение в аудиальной и
кинестатичекойрепрезентативных системах, выглядит не конгру-
энтно, очень значимфактор оценки со стороны.
Респондент 3, 21 год. Студент, пианист,учавствует в сту-
денческих илюбительских концертах. Степень невротизации повы-
шена. Личностьпротиворечивая, интровертированная, мнительная,
самооценкареальная, мотивация в профессиональной деятельности
слабая, навыкиустойчивые.
Респондент 4, 30 лет. Играет на духовоминструменте, много
занимаетсяконцертной деятельностью. Начинает испытывать вол-
нение уже за деньдо концерта, жалобы на «отказ головы», т.е.
впадение в транси частичную амнезию. Личность социализирован-
ная, психическиустойчивая, с четкими реалистическими позиция-
ми, с сильныммотивом к исполнительской деятельности, доволь-
но крепкимипрофессиональными навыками, но профессиональная
самооценка занижена.Больная чувствительность к оценке со сто-
роны. Испытываетугрызения совести по поводу того, что мало
времени уделяетпрофессиональному техническому росту. В целом
волнение даннымиличностными характеристиками оправданное.
Респондент 5, 47 лет. Музыкант,преподаватель. В последнее
время испытываетволнение при занятиях сценической деятель-
ностью, жалобы нато, что при волнении «все валится из рук».
Личность глубоконевротизирована, астенизирована, хотя уровень
профессионализмавысокий. Контактен, открыт, волевой, трудолю-
бивый.
Респондент 6, 24 года. Играет на двухинструментах, в насто-
ящее времязанимается воспитанием детей, поэтому практикует до-
машнее, камерноемузицирование. Личность тревожная, невротизиро-
ванная, но с сильныммотивом к достижению цели. Самооценка реаль-
ная. Испытываетнедостаток в понимании и общении. Профессиональ-
ные навыкинеустойчивые, но испытывает сильное желание повысить
своюпрофессиональную компетентность. Активно стремиться к повы-
шению жизненногоуровня.
Респондент 7, 26 лет. Играет на виолончели вквартете, вы-
ступаетрегулярно, подрабатывает секретарем-машинисткой. Пыта-
ется преодолетьпризнаки и симптомы волнения, но не может спра-
виться,волнуется, если приходится быстро печатать на машинке.
Личность слабосоциально адаптирована, не коммуникабельна, глу-
боконевротизирована, астенизирована, с заниженной профессиональ-
ной самооценкой,сниженным мотивом к деятельности. Ригидная,
но центричная,зависимая от оценки окружающих, с сильными де-
монстративнымитенденциями, испытывает постоянную потребность
в поддержке ипринятии со стороны окружающих.
Респондент 8, 26 лет. Личность слабосоциально адаптирован-
ная, некомфортная. Эгоцентричен, всецело сосредоточен на сво-
ей профессии,высокий уровень невротизации и реактивной тре-
вожности.
Респондент 9, 40 лет. Исполнитель, дирижер.Уровень реак-
тивной тревогикомпенсаторно занижен. Личность эгоцентричная,
творческая,невротичная, астенизированная, со слабым побуди-
тельным мотивом кдеятельности. Испытывает дефицит общения,
потребность впонимании и сочувствии, психофизиологической
разгрузке.Профессиональные навыки устойчивые. Чувствует от-
ветственность вовремя исполнения на сцене, желание нравиться.
Проявлениеволнения адекватно ситуации и самооценке личности.
Респондент 10, 30 лет. Исполнитель,пианистка. Личность
творческая,нестабильная, деятельная, очень тревожная, эго-
центричная,чувствует ответственность за то, что делает, ис-
пытывает потребностьбыть лучше, «всегда быть на высоте». Не-
экономнорасходует энергетический потенциал, нетерпимая, нужда-
ется в постояннойэмоциональной поддержке и сочувствии.
Респондент 11, 12 лет. Ученица музыкальнойшколы, играет
только наэкзаменах. Чувствует себя скованно, старается избе-
гать публичныхисполнений. Личность невротичная, неуверенная
в себе,нуждающаяся в поддержке, понимании. Высокая степень
астенизации,проблемы выбора и слабой мотивации к деятельнос-
ти.
Респондент 12, 34 года. Дирижер хора,выступает регулярно.
Личностьастеничная, с высоким уровнем притязаний, невротичес-
ким конфликтом,тревожная, зависимая от мнения и оценки окру-
жающих.
Респондент 13, 28 лет. Альтистка, регулярновыступает в ответ-
ственных концертах,где требуется высокий уровень профессионализ-
ма. Высокаяастенизация и уровень личной тревоги, интроверсия.
Нуждается впонимании и поддержке окружающих, сосредоточенная,
собранная,волевая, со стремлением добиться успеха и хорошими
профессиональныминавыками. После коррекционной работы повысился
уровеньсамооценки, невротичность осталась, но стала чувствовать
себя комфортнее,в том числе и на сцене.
Респондент 14, 34 года. Преподаватель,пианистка. Личность
астенизированная,невротизированная, со склонностью к психосо-
матическимпроявлениям. Повышено честолюбие. Успешна, имеет
твердыепрофессиональные навыки, но наличие проблем часто ме-
шаетсосредоточиться. Очень коммуникабельна. Предпочитает не
думать о своихпроблемах со здоровьем.
Респондент 15, 14 лет. Ученица музыкальнойшколы. Способная
творческаяличность, яркая индивидуальность. Коммуникабельна,
безответственна,слабовольнна, самоуверенна. Демонстративна,
капризна,некритична, упряма, ленива. Волнение адекватно си-
туации.
5.2 СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХДАННЫХ
В результате проведенных тестированийполучены результаты,
анализ которыхпозволил нам определить основные направления
разрабатываемойметодики, акцентировать внимание на тех или
иных лицах,проявлениях исследуемой проблемы, выяснить общие
признаки,особенности сценического волнения (таблица1).
Результаты тестирования потесту-опроснику
Таблица 1
Ъ——В————В———В————В————В————В————В————В———В———В————В———В———ї
і і і і і і і і і і і і і і
іN іВозріПолі РТі ЛТ і нЯ і нО і нД іАстіЭйфі Н іСпріОзсі
і і і і і і і і і і і і і і
Г——Е————Е———Е————Е————Е————Е————Е————Е———Е———Е————Е———Е———ґ
і1 і 28 і М і 11і 32 і 18 і 25 і 38 і 5 і 7 і 2 і 5 і 4і
Г——Е————Е———Е————Е————Е————Е————Е————Е———Е———Е————Е———Е———ґ
і2 і 21 і Ж і 33і 58 і 21 і 20 і 29 і 5 і 9 і 5 і 3 і 2і
Г——Е————Е———Е————Е————Е————Е————Е————Е———Е———Е————Е———Е———ґ
і3 і 21 і М і 40і 61 і 18 і 17 і 23 і 4 і 9 і 4 і 3 і 5і
Г——Е————Е———Е————Е————Е————Е————Е————Е———Е———Е————Е———Е———ґ
і4 і 30 і Ж і 25і 48 і 38 і 24 і 19 і 6 і 8 і 3 і 4 і 6і
Г——Е————Е———Е————Е————Е————Е————Е————Е———Е———Е————Е———Е———ґ
і5 і 47 і Ж і 38і 55 і 23 і 26 і 32 і 9 і 9 і 8 і 4 і 6і
Г——Е————Е———Е————Е————Е————Е————Е————Е———Е———Е————Е———Е———ґ
і6 і 24 і Ж і 42і 60 і 24 і 17 і 40 і 6 і 9 і 5 і 3 і 2і
Г——Е————Е———Е————Е————Е————Е————Е————Е———Е———Е————Е———Е———ґ
і7 і 26 і Ж і 49і 62 і 41 і 13 і 27 і 7 і 9