Уральский Государственный Университетим. А. М. Горького
Курсовая работа на тему:
«Практиказапоминания»
Научный руководитель:
Плотников В. И.
Автор:
студент философского факультета (гр. 101)
Фельдман В. С.
г. Екатеринбург
2005 год
Содержание:
Содержание……………………………………………………………………2
Вступление…………………………………………………………………….3
1. Предварительныеположения……………………………………….......3
2. Основные принципыхорошей работы памяти…………………….......4
3. Организацияпроцесса запоминания……………………………………5
4. Техника ассоциаций……………………………………………………...6
5. Цифробуквенныйкод (ЦБК)…………………………………………….7
6. Словесно-числовойсписок (СЧС)…………………………………........7
7. Метод Цицерона(метод мест)…………………………………………. 9
8. Методпоследовательных ассоциаций……………………………… ....9
9. Метод связныхассоциаций…………………………………………… ....9
10. Метод карманов………………………………………………………….10
11. Запоминаниесписка абстрактных понятий……………………………10
12. Методфонетических ассоциаций (МФО)……………………………...11
13. Методвзаимодействия всех ощущений (МВВО)………………….......11
14. Запоминаниеисторических дат с помощью рисунков………………...11
15. Запоминание чиселс помощью ЦБК…………………………………...12
16. Запоминание чиселс помощью СЧС…………………………………...12
17. Метод запоминаниячисел с помощью системы Шедд (Shedd)………13
18. Рациональноеведение конспектов (линейный конспект и карты памяти)…………………………………………………………………………….13
18.1.Линейный конспект……………………………………………....13
18.2. Карты памяти (Mindmaps)……………………………………...14
19. Искусственныеметоды, расширяющие возможности памяти (гипнопедия, фармакологические средства)……………………………………16
19.1. Гипнопедия……………………………………………………...16
19.2. Фармакологические методы улучшения памяти……………..17
20. Заключение……………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………...18
Вступление
Данная работа будет посвященачеловеческой памяти. Но нас не будут интересовать вопросы, связанные с еефизиологией, с ее значением для человека как социального существа и томуподобное. Наша задача состоит в описании приемов, позволяющих человеку, говоряметафорически, не утонуть в потоке поступающей информации, или, проще говоря,запомнить, сохранить и в нужный момент вспомнить интересующую информацию. Этоважно еще и потому, что без должным образом организованной памяти крайнезатруднительно (если вообще возможно) обучение, а именно постоянное обучениеявляется важнейшей частью жизнисовременного человека.
Кратко коснемся логики нашегоизложения. Первые два раздела мы посвятим основаниям, принципам запоминания.Раздел 3 посвятим «гигиене умственного труда» и некоторым моментам организациидеятельности по запоминанию. В разделах 4 – 6 опишем три фундаментальныетехники, которые, не являясь сами по себе мнемотехниками, лежат (в той или инойстепени) в основе приведенных ниже методов запоминания. После описания трехтехник мы приведем их приложения к практике (чему собственно и посвященаработа): запоминанию слов, иностранных слов и чисел. Безусловно, что приведенные здесь методызапоминания не являются описанием всех возможных приложений техник (этопрактически невозможно сделать). Мы также укажем на два альтернативных способаведения записей. Их, как и все методы запоминания, мы попытаемся представитькак применения принципов раздела 1 и 2 на практике. Затем в разделе 19 опишемнекоторые искусственные методы улучшения памяти.
Как возможно понятно изпредыдущего абзаца, у нашей работы по описанию способов запоминания информацииесть два основания:
1.
2.
Эти два основания,взаимнопереплетаясь и соединяясь в различных своих частях, а также в сочетаниис уже порожденными ими методами, образуют все приведенные здесь методы (этовзаимопереплетение мы попытались продемонстрировать с помощью большогоколичества ссылок к разным частям работы (рекомендуется проходить по ссылке,так как иногда она отсылает к новому, но сейчаснеобходимому разделу, либо способствует повторению уже пройденного, а это важнодля качественного усвоения)). Мы считаем, что подобная систематизация можетспособствовать более глубокому пониманию изложенного и, как следствие, ктворческому переосмыслению и усовершенствованию (созданию новых) приведенныхметодов запоминания.
1.Предварительные положения
Прежде чем приступить к описаниюсамих приемов, необходимо сделать несколько предварительных замечаний.
Первое. В литературе по нашему вопросу существуетмнение, и на наш взгляд обоснованное, что главным препятствием на пути кразвитию хорошей (отличной) памяти является, как не странно, сам человек, ее «владелец».Человек нередко говорит себе фразы вроде «Нет, столько мне не запомнить!» или«Боже мой, этот человек безумно много знает! Объяснение этому одно – он гений.Но я-то простой смертный, мне такое не по силам!», тем самым он отрезает себепуть к «гениальной» памяти. Известно, что на исход любого дела очень сильное(если не определяющее) влияние оказывает установка, высказанная (илиподсознательно даже сформулированная) перед началом предприятия. Если установкапессимистическая, то можно утверждать, что и исход дела будет не лучшим. В случаес памятью дело обстоит также. Правильная установка – это уже 50% успеха внамеченном деле (вторые 50% — это техника исполнения). В подтверждение нашихслов скажем, что у знаменитых мнемонистов и людей, отличавшихся феноменальнойпамятью, не было выявлено никаких структурных изменений мозга (не вызываетпожалуй сомнений, что именно мозг является хранилищем нашей памяти), которыемогли бы объяснить столь феноменальные способности. Видимо все дело в психике,в установке. Установка эта должна быть подсознательной и неоспоримой, иботолько так можно победить неуверенность в собственных силах (о том, как именноее победить см. главу «Организация процесса запоминания»).
Второе. Хотя мы и обещали, что небудем касаться физиологии памяти, но все-таки невозможно не упомянуть одноголюбопытнейшего факта. Памяти как способу фиксации информации и последующейвозможности ее воспроизведения, в отличие от рефлекса, достаточно единственнойсерии импульсов, приходящей к нейронам головного мозга. Эти импульсы производятв нейронах некоторое изменение (структурное или функциональное физиологам досих пор точно не известно), создавая так называемый след памяти. Доказано, чтоэтот след больше никогда не исчезает и всегда существует возможность еговоспроизведения (сознательно или под гипнозом). Другими словами, хотя, пожалуй,несколько преувеличено, можно сказать, что человек не в состоянии что-либозабыть вообще, проблема может состоять лишь в воспроизведении следа. Чтобы такихпроблем не возникало как раз и нужно применять различные техники запоминания(мнемотехники). А этот «физиологический» экскурс пусть будет вторымподкреплением нашей уверенности в возможности отличной памяти и в необходимостиовладения мнемотехниками.
2. Основныепринципы хорошей работы памяти
Приведенные ниже семь принциповхорошей работы памяти касаются, в общем, не только процессов запоминания, но илюбой другой целенаправленной деятельности, а потому могут быть названыуниверсальными. Но именно универсальность и кажущаяся простота и может иногдазатруднять их применение. Трудность же, как уже было сказано, искупаетсястратегической эффективностью. Вот эти принципы:
· Принциппаузы. Использование в повседневной жизни принципа паузы дает время оценитьобстановку и подумать. В отношении памяти следует помнить, что она определяетсяглавным образом стратегией мышления, пауза же позволяет избежать поспешностипри выборе подходящей стратегии.
· Принципэмоциогенности. Свойства памяти таковы, что сведения вызывающие сильные эмоции(не обязательно положительные) несравнимо лучше запоминаются, чем не вызывающиетаковых. Так что, сохраняя что-либо в памяти, нужно позаботиться о том, чтобыне остаться к этому равнодушным (один из способов – см. ниже «принцип личныхкомментариев»).
· Принципрасслабления. Расслабление позволяет подавить беспокойство, котороепрепятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Успокоившись исделав несколько глубоких вдохов, вы обязательно вспомните необходимое.
· Принципосознания (внимания). При усвоении информации любого типа информацииследует сознательно включать как можно больше чувств, другими словами,проявлять максимальное внимание к объекту изучения. Большинство людей просто ненаблюдательно, но в этом они склонны обвинять свою память.
· Принципличных комментариев. Комментарии способствуют эмоциональному иинтеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставитьяркий след в памяти, кроме того, комментирование позволяет, как бы вжиться вматериал, сделать его «своим».
· Принципорганизации материала. Во время записи и использования информации следуетиспользовать категории и основные тематические разделы памяти, которыеоблегчают поиск специфических воспоминаний. Например, при запоминании чьего-либоимени следует помимо зрительной ассоциации имени и лица человека, которомупринадлежит имя, классифицировать имя, поместив его, например, в категорию«друзья бабушки» или «одногруппники» и т. п. Когда вы действуете таким образом,в голове образуется дополнительная привязка для данного имени, позволяющаябыстрее его вспомнить.
· Принциписпользования материала. Постоянное использование материала обеспечиваетбыстрое вспоминание. Чем чаще используется информация, тем легче ее извлекать.
3. Организацияпроцесса запоминания
Качество усвоения и сохраненияданных зависит не только от самого способа запоминания (мнемотехники), но и отобстановки, в которой оно производиться, психологического настроя человека,организации во времени, задач, которые ставятся и т. п. Исходя из этого, можнодать несколько рекомендаций.
1) Обстановка.Рекомендации в отношении обстановки традиционные, но это нисколько не умаляетих ценности и пренебрегать ими не стоит. Помещение, в котором предстоит работа,должно быть хорошо проветренным и тихим. Рабочее место, а это, по настоятельнойрекомендации многих исследователей, должен быть именно стол (занятия в сидячемположении, а не лежа на диване!), должно быть хорошо освещено (даже не в целяхсбережения зрения, просто при слабом освещении мозг склонен заснуть (черезглавный на данный момент орган чувств поступают слишком слабые сигналы, значитможно спать)). Кроме того не следует пренебрегать порядком на рабочем месте: настоле и вокруг него не должно быть лишних предметов (оставим «творческуюатмосферу» для художественной мастерской, где мы не беремся устанавливатьпорядки).
2) Психологическийнастрой. В разделе 1 мы обещали привести некоторые рекомендации, которыепомогли бы победить неуверенность в собственных силах. Одними из наиболееэффективных способов в этой (и не только этой) области являются самовнушение исамогипноз. По причине большей доступности мы более подробно остановимся насамовнушении. Эта техника была изобретена в начале ХХ века французскимаптекарем Эмилем Куэ и с некоторыми усовершенствованиями дошла до наших дней,не утратив своего значения. Следует обратить внимание на то, что данный способэффективен также для регуляции психического состояния и поведения, развитияопределенных личностных качеств, борьбы против человеческих слабостей. Техникасостоит в повторении (до 20 раз подряд, хотя некоторые специалисты говорят и обольшем числе повторений) одной и той же фразы, так называемой аффирмации (отлат. Affirmo –утверждаю). Это простое упражнение постепенно закрепляет в подсознании идею,содержащуюся в аффирмации. Подсознательная же сфера активно включается впроцесс осуществления идеи. Как применять технику?
а) Повторяйтеутверждение до 20 раз машинально, сосредотачивая внимание на его смысле вначале упражнения (если вы отвлеклись, то это не страшно – продолжайтеповторять). В течении дня делается обычно три сеанса: утром после пробуждения,приблизительно в полдень и вечером непосредственно перед сном.
б) Дляэффективности перед началом повторения надо снять напряжение: расслабиться,сесть или прилечь.
в) Правилавыбора аффирмации:
·
·
·
·
Несколько слов о самогипнозе. Посравнению с самовнушением самогипноз дает результаты значительно быстрее, таккак теснее связан с подсознанием, однако его применение требует специальныхтренировок. Суть его состоит в том, что те же самые аффирмации произносятся вмоменты максимально возможной всознательном состоянии открытости подсознания, то есть непосредственно перед сном,в состоянии засыпания (состояние, характеризуемое α- и δ-активностьюголовного мозга).
3) Организация вовремени. Этот пункт можно обозначит также как гигиена мозговойдеятельности. Мозг не следует перегружать. Оптимальным считается режим, прикотором 30-40 минутные периоды активности сменяются 10-15 минутным отдыхом.Кроме того укажем, что чем меньше мозг отвлекается на постороннюю информации,тем лучше усваивается основной объект нашего внимания. Поэтому наиболее важныйматериал, который должен быть как можно полнее и точнее запомнен рекомендуетсяповторять незадолго до нормального отхода ко сну. В этом случае запоминаемоелучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другимивпечатлениями.
4) Постановка задач.Мозг гораздо лучше может справиться с задачей в том случае, если она перед нимпоставлена, а не когда он работает в «режиме ожидания». Если еще перед началомдеятельности сформулировать задачу непременно усвоить такой-то объем материалатакой-то сложности, то бессознательно будет выбран соответствующий метод работы,и таким образом можно с большей вероятностью ожидать благоприятного исходадела. Кроме того наличие заранее продуманных и четко сформулированных вопросовк изучаемому материалу, ответы на которые могут быть найдены в процессе егоосвоения, способствуют лучшему запоминанию (принцип организации материала).
5) Процесс.Объемный материал запоминается легче, если его разбить на части. Помимо этого,лучше, чтобы на начало и конец заучивания приходилось сравнительно большеечисло повторений, чем на середину.
6) Вербализация (пересказ своими словами). Данный пунктв первую очередь касается смыслового запоминания прочитанных текстов. В попыткеусвоить смысл какого-либо текста очень сильно может помочь его словесныйпересказ (желательно вслух) своими словами (принцип использования материала).
4. Техника ассоциаций
Ассоциирование является частьюбольшинства методов эффективного запоминания. В широком смысле ассоциациейназывают связывание чего-то с чем-то. Эта связь между двумя или более явлениями(предметами, словами и т. д.) такова, что актуализация одного из них влечет засобой появление других.
Человек, основываясь на своемжизненном опыте, может в любой момент подобрать ассоциацию к любому слову(свободные ассоциации), но она как правило будет представлять собой штампмышления, то есть привычную форму, которая именно в силу своей привычностилегко забывается. Поэтому для овладения методом ассоциаций необходимо научитьсясоздавать новые ассоциации междулюбыми элементами. Приведем несколько примеров. Возьмем три пары слов: банка –кастрюля, яблоко – аспирин, телефон – дерево. А теперь придумаем между нимиассоциативную связь. Для первой пары:«Кастрюлю засунули в банку» (представьте!);для второй – «Откусил яблоко, а оттуда посыпался аспирин»; третье – «Деревосплошь обвесили телефонами». К одним и тем же словам можно подобрать огромноеколичество различных ассоциативных связей. Приведем несколько правилсоставления ассоциаций:Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными. Представляйте Ваши ассоциации визуально. Преувеличивайте Ваши ассоциации. Придавайте им неестественный размер. Ваши ассоциации должны двигаться. Все ассоциируемые слова должны двигаться и участвовать в этих действиях активным образом (не должно быть перечисления, например) Возможно самое важное – не надо бояться своих ассоциаций, их нелепости. В конечном счете, о них, возможно, никто никогда не узнает.
Овладение методом ассоциаций требует определенной практики,а, следовательно, волевых усилий, ибо поначалу обучение ему несколькоутомительно. Однако результаты этой работы – выработанный навык ассоциирования– будет в дальнейшем очень и очень полезен.
5. Цифробуквенный код (ЦБК)
Цифро-буквенный код (ЦБК)является одной из самых совершенных методик запоминания, имеющет очень широкийспектр применения и пригодна даже для людей с не очень развитой фантазией ивоображением.
Первую такую систему придумал всередине XVII векаСтанислав Минкфон Веснштайн. С тех пор она неоднократно совершенствовалась.Вероятная причина неширокой распространенности данного метода в нашей странета, что в оригинале он был придуман для латинского алфавита. ЦБК для кириллицывзят из книги Н. К. Корсаковой и И. А. Корсакова «Наедине с памятью».
Техника основана на условномсоответствии между согласными буквами и цифрами от 0 до 9. Еще однимпреимуществом приводимого кода является то, что он двумерный, то есть каждойцифре соответствует две согласныхбуквы. Между тем, существую ЦБК, основанные на соответствии цифр гласнымбуквам, но такой код получается одномерным, так как в кириллице всего 10гласных букв (существует также смешанный код, в который входят и гласные, исогласные буквы). Приведем наш двумерный код в виде таблицы:
Для того, чтобы пользоваться методами,построенными на данном коде, необходимо знать его, как таблицу умножения.Таблицу кода необходимо запоминать в двух направлениях: соответствие цифребуквы и соответствие букве цифры (цифра → буква и буква → цифра). Оприменении данной схемы будет сказано в разделе «Запоминание чисел с помощьюЦБК».
6.Словесно-числовой список (СЧС)
Словесно-числовой список (СЧС) –это список слов, которые вы будете помнить одновременно с их порядковыминомерами (слова являются словесным воплощением чисел, им соответствующих, позаконам ЦБК (о составлении слов соответствующих числу по закону ЦБК см.«Запоминание чисел с помощью ЦБК»).
СЧС очень эффективен длязапоминания больших объемов информации. Также СЧС может стать тем «хорошоусвоенным рядом слов», который необходим для применения метода связныхассоциаций (см. «Метод связных ассоциаций»).
Преимущества СЧС перед методомсвязных ассоциаций:
·
·
·
СЧС подобен блокноту, так какзапоминаемые элементы, связанные со словами списка, как бы записываются взаранее приготовленное место.
Список можно использовать слюбого места, главное запомнить с какого места начато использование (как иблокнот собственно).
СЧС – помощь в быстром нахождениикодовых слов для кодирования чисел в ЦБК (см. «Запоминание чисел с помощьюЦБК»).
Однако довольно о преимуществахметода. Перейдем непосредственно к его составлению и использованию. Наиболеераспространенным является СЧС на 100 слов. Составляют его так:
1)
2)
3) Каждому числу должно соответствовать толькоодно слово.
4)
5)
6)
7)
Но существует способ превратитьСЧС из блокнота в настоящий справочник. Таким справочником станет для Вас СЧСна 1000 слов. В таком большом количестве ячеек памяти появляется возможностьрубрикации (что является необходимым согласно непосредственному (существуетопосредованное, предполагающий подсознательную рубрикацию материала) пониманиюшестого принципа хорошей работы памяти (см. «основные принципы хорошей работыпамяти»)). Например, ячейки от 1 до 300 отводятся для текущих дел (оперативнаяпамять), от 301 до 500 – последовательность великих князей в Киевской Руси ицарей в России и т. п. Таким способом можно создать достаточно большое числорубрик по интересующим Вас областям.
В связи с увеличением числа слову СЧС, увеличивается и число значащих букв в этих словах (с двух в списке на100 слов до трех в списке на 1000). В связи с этим в словах с 1 до 99 должно быть только две согласныебуквы. Кроме того, для некоторых чисел бывает непросто подобрать подходящееслово, в этом случае можно использовать словосочетания или небольшие фразы.
Составление такого большогосписка потребует усилий, но они обязательно окупятся в ходе пользования этого универсальногосправочника. Стоит также отметить, что если в какой-то момент вы «записали» водну и ту же ячейку разную информацию (здесь раньше уже было что-то записано, авы записали еще что-то), то это как правило не ухудшает воспроизведения ни того,ни другого материала. Такая особенность, очевидно, еще больше расширяетвозможности СЧС.
7. МетодЦицерона (метод мест)
Этот метод считается одним изнаиболее древних способов запоминания. Древнеримский философ Марк ТуллийЦицерон (106 – 49 гг. до н. э.), как считается, уже пользовался этоймнемотехникой. По дошедшим до нас сведениям, он мысленно расставлял по своемудому ключевые моменты своих речей, внешне же он просто прогуливался по дому.Вероятно, что именно благодаря этому приему он мог произносить свои речи непользуясь записями, воспроизводя при этом по памяти большое количестворазличных фактов, дат и цитат. Хотя существует мнение, что до Цицерона методоммест пользовался древнегреческий поэт Симонид. Закончив исторический экскурс,перейдем к собственно описанию самого метода.
Суть его состоит в том, чтобызапоминаемые единицы информации (слова, даты, предложения, мысли) мысленнорасставить в хорошо знакомой комнате (на самом деле не обязательно в комнате,можно вдоль хорошо знакомого вам маршрута или в вашем родном, и потому хорошознакомом, районе) в определенном порядке. Затем нужно только вспомнить комнату(или другое вышеозначенное пространство), чтобы вспомнить данные, по нейрасставленные.
Однако, прежде чем начатьрасстановку, нужно договориться о последовательности обхода комнаты илипоследовательности мест, на которые будет размещаться информация. Первый разможно, как Цицерон, пройтись по комнате реально, расставляя предметы мысленно.Для прочного же соединения предмета и места нужно придумать между нимиэмоциогенную связь (см. «Техника ассоциаций»).
Метод Цицерона весьма эффективени имеет широкий спектр применений, но наиболее удобен он при запоминаниицепочек слов, которые могут иметь любую природу (ключевые слова речи,необходимые покупки и пр.). Еще одно преимущество метода – его простота: послевторого-третьего применения вы будете воспроизводить запомненное в полномобъеме.
8. Методпоследовательных ассоциаций
Метод последовательных ассоциацийприменяется, главным образом, при запоминании списков слов. Метод состоит впоследовательном связывании между собой слов списка (ассоциация (см. «Техникаассоциаций»)). При этом каждое последующее слово связывается с предыдущим точнотак же, как если бы это была просто пара слов (здесь необходимо соблюдение всехчетырех правил ассоциации).
В итоге должен получиться связныйсюжет или рассказ их всех слов списка.
Необходимо отметить, что каждоеслово связывается непосредственно с предыдущим строго по порядку. Каждыйэлемент сюжета (слово) становиться на короткое время главным действующим лицоми совершает какое-нибудь действие сам. Не должно быть перечислений (они легкозабываются) и лишних слов (перепутываются с запоминаемыми).
9. Методсвязных ассоциаций
Чтобы воспользоваться методом длязапоминания какого-либо списка слов, потребуется любой другой, предварительнотвердо заученный список слов, в котором слов должно быть не меньше, чем взапоминаемом.
Сам метод состоит в том, чтобыкаждое слово нового списка связывать по порядку с соответствующим словом хорошоусвоенного ранее списка. Слова связываются простой ассоциативной связью, чтоявляется преимуществом по сравнению с методом последовательных ассоциаций, таккак не нужно создавать цепочку ассоциаций (экономия сил). Порядоквоспроизведения нового списка гарантируется твердым знанием порядка в ранеезаученном. С помощью метода связных ассоциаций реализуется запоминание пословесно-числовому списку (он сам и является твердо заученным списком слов).
Скажем дополнительно несколькослов о твердо заученном списке. Чтобыболее или менее уверенно чувствовать себя перед лицом информационных потоков, вэтом списке должно быть не менее 20 слов. Кроме того, чтобы иметь возможностьэффективно пользоваться описанным методом, надо очень хорошо знать опорныйсписок слов. О природе твердо заученногосписка. Опорные слова могут быть любыми хорошо известными Вам (кроме того,они обязательно должны иметь заданный порядок). Например, это могут бытьключевые слова вашей любимой песни или стихотворения, наконец, это могут бытьпоследние (первые) слова каждого тома Большой Советской Энциклопедии. Крометого, этим твердо заученным списком может быть словесно-числовой список,описанный ранее.
Суммируя сказанное в разделах 8 и9, можно сказать, что для запоминания небольших списков слов (до 8 слов) болееудобен метод последовательных ассоциаций, при большем числе элементов болееудобен метод связных ассоциаций.
10. Методкарманов
Этот почти шуточный методявляется достаточно эффективным при запоминании небольших рядов слов (в рядутакже может быть несколько чисел). Этот метод очень похож на метод Цицерона,только здесь «хорошо знакомой комнатой» являются карманы вашего пиджака и брюк(пусть у Вас их и немного). В связи с небольшим числом предметов в некоторыхслучаях вовсе не обязательно оговаривать «направление обхода» Ваших карманов.Суть этого «обхода карманов» состоит в том, что Вы, имея некоторый список слов(желательно, чтобы это были не абстрактные понятия), визуализируя их,рассовываете их по своим карманам. При этом просто необходимо, чтобы этопроисходило эмоциогенно (см. рекомендации в разделе «Техника ассоциаций»), ибокарманы – вещь привычная, и наскоро брошенное в них легко забывается. Хорошоесли предметы при их положении в карман будут ломаться, надуваться, крошиться,растекаться, шуметь, пахнуть и т. д. – словом действовать так, как если бы этобыло в реальной жизни и доставляло бы Вам массу хлопот.
11.Запоминание списка абстрактных понятий
Бывают случаи, когда требуетсязапомнить ряды слов, имеющих абстрактное значение, кроме того, важен еще ипорядок их воспроизведения. Помочь выполнить данную задачу может приводимыйниже метод.
Прежде всего, надо составитьчеткий список запоминаемых слов. Затем, нужно, используя личный опыт,конкретизировать данные слова: то есть вспомнить яркое впечатление, связанное скаждым словом. Каждое слово-ассоциацию необходимо записать рядом сассоциируемым словом. Кроме того, важно мочь различать близкие по значению запоминаемыепонятия (близких по значению слов-ассоциаций желательно не допускать), которыемогут ввести в заблуждение при воспроизведении. На последнем этапе работы нужносоставить из слов-ассоциаций сюжетные предложения (см. «Метод последовательныхассоциаций»).
Помимо приведенного метода, длярешения описанной задачи подходит СЧС. Слова-ассоциации связываются со словамиСЧС методом связных ассоциаций (см. «Метод связных ассоциаций»).
12. Методфонетических ассоциаций (МФО)
Описав несколько способов усвоенияразличных списков слов, нам хотелось бы привести также несколько методовзапоминания иностранных слов (этому посвятим разделы 12 и 13). Известно, чтокачество общения на иностранном языке во многом зависит от того насколькобыстро Вы способны вспоминать нужные слова или, говоря более обще, от вашегословарного запаса. Знание приблизительно 3-4 тысяч слов можно назватьдостаточным для повседневного общения. Приводимый метод фонетических ассоциаций(МФО) позволит в некоторых случаях облегчить процедуру усвоения новогоиностранного слова.
Замечено (возможно, и Вы этозамечали), что некоторые слова других языков очень похожи по звучанию на словародного языка. Именно на этом и основан МФА. К иностранному слову подбираетсяфонетический аналог из родного языка (при желании такой аналог можно подобратьпочти к любому слову). Затем, составляется связное предложение, в котороевходит как фонетический аналог, так и перевод данного иностранного слова(предполагается, что он Вам известен). Приведем несколько примеров. Испанскоеслово «galera» впереводе означает «тюрьма»; можно составить такое, например, предложение «нагалере уплыли из тюрьмы». Другой пример. Немецкое слово «spannend» переводиться как«увлекательный». Отсюда забавное предложение (это и к лучшему) «увлекательнаяноска шпал».
13. Методвзаимодействия всех ощущений (МВВО)
Вы когда-нибудь задумывались надтем, как маленькие дети, только учащиеся говорить, учат слова? Поскольку они неимеют слов, с которыми можно было бы ассоциировать новые как их «перевод» (аименно так, чаще всего делаю взрослые люди), они ассоциирую звук слованепосредственно с предметом, которому он соответствует (мама говорит ребенку«Принеси тапочки!» и указывает на них. После нескольких таких эпизодов ребеноктвердо усваивает, что значит «тапочки», как, впрочем, и что значит «принеси»).На этом же принципе непосредственной ассоциации слова и предмета, емусоответствующего, основан МВВО. Нужно живо вообразить себе перевод иностранногослова. На примере покажем как это делать. Английское слово «fich» переводиться как «рыба».Представляем себе рыбу (любую) со всеми ее особенностями: запахом, выпученнымиглазами, бьющуюся об стол; представляя себе это, нужно все время произноситьпро себя или вслух «fich»(примерно как аффирмацию, машинально). Так представлять нужно около 1,5-2минут. Затраченное время себя оправдывает.
14.Запоминание исторических дат с помощью рисунков
Закончив описание методовзапоминания иностранных слов, которых, конечно, существует значительно больше,чем было описано, приступим к способам усвоения различного рода числовойинформации. Этому мы посвятим следующие четыре раздела. Полагаем, никого непридется убеждать, что подобного рода информация играет крайне важную роль внаше время. Запоминание номеров телефонов, исторических дат, времени встреч,различных числовых паролей и т. п. является неотъемлемой частью нашейповседневной жизни.
Первый описываемый нами методпредназначен для запоминания особого вида чисел – исторических дат. Историческая дата – это не только число, но исобытие, то есть нечто предметное или, по крайней мере, то, что можно представитьпредметно. Именно эта возможность предметного представления и лежит в основеописываемого метода. Суть его в том, что историческую дату нужно зарисовать.Пугаться не нужно: панораму Сталинградской бит