Введение
Употребление алкоголя и табака – неотъемлемый элемент образа жизни, культуры, быта большей части населения во многих странах мира, в массовом сознании оно воспринимается как социально приемлемое явление. Алкоголь доставляет удовольствие, дает возможность поднять настроение, расслабиться, отвлечься, снять напряжение. Кроме того, алкоголь способствует выполнению функции социализации (гостеприимство, доброжелательность, проявление доверия), это непременный атрибут важных жизненных событий.
Но, по данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем является третьей по частоте (после сердечно – сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности. Оно увеличивает риск заболевания циррозом печени, некоторыми видами рака, сердечно – сосудистыми заболеваниями, психическими расстройствами, и в целом приводит к сокращению ожидаемой продолжительности жизни. Употребление алкоголя увеличивает риск нанесения вреда и здоровью других людей: травмы, насилия, убийства, возникновению семейных, трудовых, социальных проблем. [1].
Трансформация российского общества, произошедшая за последние пятнадцать лет, отразилась не только на экономической, но и на общественной жизни. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением смертности, заболеваемости, вызвала уменьшение доли детей и подростков в структуре населения. [1]. Подростки России переживают кризисную социально – психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно, лавинообразно. Подростки утрачивают ощущение смысла происходящего и не имеют требуемых жизненных навыков, которые позволяли бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация привела подростков к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. В то же время, многие, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению, и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего поведения, в первую очередь – употребление алкоголя, наркотиков, других видов психоактивных веществ.
В целях предотвращения негативных последствий употребления алкоголя, наркотических веществ на федеральном и региональном уровнях разработаны и действуют ряд нормативных документов, ограничивающих производство, продажу алкогольной продукции и наркотических веществ, предусматривающих ответственность за:
1. Незаконный оборот наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов. (ст.6.8) [11].
2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. (ст.6.9)[11].
3. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных или одурманивающих веществ. (ст. 6.10)[11].
4. Пропаганду наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. (ст.6.13) [11].
5. Производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным и гигиеническим нормативам.(ст.6.14) [11].
6. Нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.(ст.6.15) [11].
7. «Закон об ограничении курения табака».
8. Президиум правительства утвердил увеличение с 2009 года акцизов на сигареты и папиросы на 20 и 28 % cоответственно.
9. Указ президента РБ от 22.12.2006г «Об утверждении программы по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в РБ на 2007-2009 годы.
Тем не менее, опрос 2002года, проведенный среди учащихся VII, IX, XIклассов Московских общеобразовательных школ, направленный на изучение девиантного поведения, на изучение поддержания здорового образа жизни, дал следующие результаты [48].
/>
Рис. 1. Возрастная динамика учащихся, приобщенных к курению, употреблению алкоголя (раз в неделю и чаще) и наркотиков, % от общего числа опрошенных.
Анализ качества жизни населения и потребления алкоголя в современной России дал следующие результаты по расчету объема и динамики потребления алкоголя населением 15 лет и старше в 1994 -2002 г.г… [52].
Объем и динамика потребления алкоголя населением 15 лет и старше в 1994 – 2002 г.г., всего на душу населения:
1) напитков;
2) чистого алкоголя в год, л.
таблица 1
Объем потребления алкоголя
1994
1996
1998
2000
2002
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
На душу населения
45,9
11,2
43,9
11,0
40,6
9,9
59,5
15,2
67,9
15,4
В том числе на одного мужчину
89,5
22,5
86,6
22,4
77
19,2
116,6
30,6
129,0
30,6
На одну женщину
11,9
2,3
11,4
2,4
12,9
2,8
17,3
3,8
23,2
4,3
Статистика Роспотребнадзора 2007 года утверждает, что за последние двадцать лет количество курильщиков возросло на 440 тысяч. Курят 60 % мужчин, около 30 % женщин, в возрасте 15-19 лет курят 40 % юношей, 7 % девушек, что составляет три с лишним миллиона подростков.
Таким образом, из выше изложенного вытекает противоречие между «заказом» общества на воспитание подростков, не отягощенных алкогольной и наркотической зависимостью и малой эффективностью форм и методов профилактики алкоголизма и наркомании.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему нашего исследования, которая заключается в теоретическом обосновании методов профилактики алкоголизма и наркомании и разработке практических аспектов изучаемой проблемы.
Объект исследования: психологические и физиологические особенности развития подростков, лежащие в основе употребления алкоголя и наркотиков.
Предмет исследования: профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать эффективные методы профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
Задачи исследования:
1. Провести аналитический обзор литературы по проблеме профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
2. Подобрать и апробировать диагностические методики по изучению методов профилактики алкоголизма и наркомании у подростков.
3. Разработать комплекс мероприятий по профилактике алкоголизма и наркомании среди подростков.
Теоретико – методологической основой исследования является:
1. Возрастная классификация Ж.Пиаже;
2. Возрастная классификация Д.Б. Эльконина.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы, обобщение, систематизация данных.
2. Практические: тестирование.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования состоит в изучении видов, способов, методов профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков и их практическом применении с целью повышения эффективности профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
Экспериментальной базой исследования послужило Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8» городского округа город Салават Республики Башкортостан. Данное образовательное учреждение работает по общеобразовательным программам. Численность учащихся по состоянию на 1.12.2007 г. 650 человек. Исследуемых 5 человек.
Данная курсовая работа состоит из: введения, двух глав, заключения.
Глава I.
Теоретические аспекты по проблеме профилактики алкоголизма и наркомании среди подростков.
1.1 Виды, стратегии и направления профилактики алкоголизма и наркомании.
Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ — одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии.
С конца XIX — начала XX века вопросы лечения и профилактики алкоголизма все чаще становились предметом дискуссий медицинской общественности, прогрессивной части русского общества. Осознавалась потребность в эффективных средствах лечения алкоголизма, поскольку стала очевидной бесполезность борьбы с ним при помощи настоя лягушек, сырого мяса, вегетарианства, настоя красной хины, ореха кола, примешивания алкоголя ко всем блюдам, турецких бань и прочих подобных «лекарств».
Русские врачи при лечении алкоголизма стали широко использовать гипнотерапию.В то же время приводились многочисленные данные о ее малой эффективности. Ф. Е. Рыбаков, основываясь на своих наблюдениях, писал в 1898 г., что «прочное излечение при помощи гипноза получается, по-видимому, довольно редко» и возвраты к злоупотреблению алкоголем «сравнительно часты». Со временем слава гипноза как терапевтической методики блекла, применение сужалось, уступая место «рациональной психотерапии» по Дюбуа. [46].
В трудах В. П. Сербского в 1906 г., А. Л. Мендельсона в 1910 г. подчеркивалось, что имеет место внушение, эффективность которого обеспечивается внушением извне, самовнушением и определяется личностными особенностями больных. По поводу рекламы этого способа лечения и подобных ему С. Успенский в 1912 г. замечал, что склонность к злоупотреблению алкоголем «не может быть устранена парою каких-нибудь рекламируемых пилюль или какими-нибудь секретными микстурами». Она побеждается «только силою воли и непоколебимым терпением»./>«действовать психически на испорченную нравственность человека, подвергшегося белой горячке, особливо для предотвращения пагубных возвратов оной, столь же нужно, сколь необходимо бывает таковому больному давать лекарства». [46].
Систематической разработкой вопросов психотерапии больных алкоголизмом занимался М. Магазинер. В 1837 году в Санкт-Петербурге вышла его книга «О надежнейшем врачебном способе отучать людей от пьянства и запоя и лечить его», в которой автор выделяет два условия отучения больного от пристрастия к пьянству: «Убедить его, чтобы он совершенно отрекся от неумеренного употребления спиртных напитков..- заменить спиртные напитки другим питьем, к которому он так же пристрастился бы...» В качестве такого средства автор предлагал кофе. «По нашему убеждению,— писал он,— нет вернейшего и истинно специфического средства против пьянства, как только твердая воля отречься от неумеренного употребления спиртовых напитков. Опыты показали, что твердая воля, руководимая здравым рассудком, имеет такую силу над душой и телом, что она не только предохраняет человека от болезней, но даже лечит их. Поэтому судят слишком односторонне те, которые решительно отрицают возможность отучения от пьянства».[51].
Значительное влияние на лечение больных алкоголизмом оказали взгляды ведущих отечественных психиатров и наркологов.
Начиная с 1912 г. В. М. Бехтеревым разрабатывалась система коллективной психотерапии больных алкоголизмом. Три основных элемента этого метода:
1)убеждение больных в процессе психотерапевтической беседы в пагубности употребления алкоголя и необходимости полностью отказаться от него;
2)гипнотическое внушение;
3) обучение элементам самовнушения, самоутверждения.
Одним из важнейших элементов разработанной «триады В. М. Бехтерева» является опосредованное влияние больных друг на друга. Применение этого элемента было расширено последователями В. М. Бехтерева.[51].
К. К. Спицыным в 1926 г. была разработана методика массовой психотерапии больных алкоголизмом, состоящая из шести этапов. Первый этап — «исповедь» больного. На втором этапе жена больного откровенно рассказывает о жизни своего мужа, делая акцент на негативных влияниях злоупотребления алкоголем. На этих двух этапах между больными происходит обмен мнениями, дискуссия. Третий, четвертый и пятый этапы представляют собой «триаду В. М. Бехтерева», а заключительный, шестой этап — соматический осмотр больных, назначение лекарств и оказание помощи в решении семейных и производственных проблем. Курс психотерапии длился месяц, занятия проводились два раза в неделю по 1,5—2 часа каждое. В группы включалось 15—20 больных, различающихся по тяжести алкоголизма и другим характеристикам.
В дальнейшем усовершенствовалась и методика коллективной психотерапии. Беседы проводились в большей мере, с ориентацией на взаимовоздействие между больными, для чего на занятия приглашались больные, длительно воздерживающиеся от употребления алкоголя. Количество бесед увеличивалось до 12—15. Расширялась их тематика, включавшая обсуждение сущности алкоголизма и его последствий, причины и условия, способствующие его развитию, освещалась роль особенностей личности в происхождении алкоголизма.[51].
В целях предупреждения злоупотребления алкоголем и профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.
Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.
Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями: а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;
б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;
в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;
г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;
д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);
е) развитие социально-поддерживающего процесса.
Первичная профилактика алкоголизма и наркомании проводится посредством нескольких стратегий.
Первая стратегия —информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
Вторая стратегия —формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.
Третья стратегия —развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.
Четвертая стратегия— развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:
— воздействие средств массовой информации;
— антинаркотическое обучение;
— использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;
— создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);
— проведение антинаркотических мотивационных акций;
- организация деятельности социальных работников и волонтеров;
- деятельность системы ювенальной юстиции.
Психологические технологии первичной профилактики:
- развитие личностных ресурсов;
- формирование социальной и персональной компетентности;
- развитие адаптивных стратегий поведения;
- формирование функциональной семьи.
Медицинские технологии первичной профилактики осуществляются посредством определения генетических и биологических осбенностей и их коррекции на медицинском уров