ПРОТОКОЛ
по тесту «Пьерона-Рузера»(Методика изучения концентрации и внимания)
1. Дата: 15 11/2009
2. Время: 12ч. 30 мин.
3. Испытуемый: Л
4. Социальное положение: ученица средней школы
5. Возраст: 16 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: определить уровень концентрации внимания
9. Экспериментальный материал: бланк ответа, ручка, секундомер.
10. Процедура проведения: Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования. Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!» В нашем случае исследование проходило индивидуально.
11. Инструкция: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу „Начали“ расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу „Стоп!“ расставлять знаки прекратите»..
12. Бланк ответа
13. Отчёт испытуемого: времени нехватило, инструкция была понятна, работала с интересом.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей
15. Обработка результатов: Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.
Уровень концентрации внимания определяют по таблице.
Число обработанных фигур
Ранг
Уровень концентрации внимания
100
1
очень высокий
91-99
2
высокий
80-90 65-79
3 4
средний низкий
64 и меньше
5
очень низкий
За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.
Наша испытуемая обработала 92 фигуры и при этом допустила 1 ошибку, т.о концентрация внимания испытуемой имеет средний уровень.
16. Интерпретация: концентрация внимания испытуемой имеет средний уровень
17. Вывод: уровень не вербального интеллекта нормальный, выше среднего.
18. Литература: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
Испытуемый: ____________ Дата _______
Экспериментатор: _________ Время _______
Тест
/>
ПРОТОКОЛ
по тесту «модифицированная цифровая таблица Шульте»
1. Дата: 16 11/2009
2. Время: 12ч. 00 мин.
3. Испытуемый: К.
4. Социальное положение: учитель средней школы
5. Возраст: 28 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: определить уровень переключаемости внимания
9. Экспериментальный материал: секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.
10. Процедура проведения: Испытуемого усаживают удобно за столом и дают небольшую указку. Исследование содержит три серии, которые следуют друг за другом. В первой серии испытуемому предлагают назвать и указать черные цифры в возрастающем порядке, во второй – красные цифры в убывающем порядке и в третьей он должен называть и указывать то черные, то красные цифры попеременно, причем черные, как и в первой серии, должны быть названы в возрастающем порядке, а красные – в убывающем.
11. Инструкция испытуемому в первой серии: «Возьмите указку. Вам будет предъявлена таблица с красными и черными цифрами. Как можно быстрее и без ошибок найдите и укажите все черные цифры в возрастающем порядке от 1 до 25. Цвет называть не надо, только само число. Если все понятно, тогда приготовьтесь. Начали!»
Инструкция испытуемому во второй серии:«На этой же таблице найдите и укажите все красные цифры в убывающем порядке от 24 до 1. Старайтесь работать быстро и без ошибок. Цвет цифры называть не надо, называйте только само число. Приготовьтесь! Начали!»
Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.
Инструкция испытуемому в третьей серии:«На таблице черно-красных цифр как можно быстрее и без ошибок находите, называйте и указывайте то красные, то черные цифры попеременно. Черные должны при этом последовательно возрастать, а красные – убывать. Начинайте с 1-черной и 24-красной цифр. Цвет цифры называть не надо, только само число. Если все понятно и нет вопросов, тогда приготовьтесь. Начали!»
12. Отчёт испытуемого: Было трудно особенно в третьей серии задания появилась какая то усталость.
14. Отчёт экспериментатора: -исследование проходило без особенностей, в 3-ий серии испытуемая начала сбиваться.
1. 15. Обработка результатов:
Установим время переключаемости внимания. Время переключения внимания подсчитывается как разность времени между третьей серией и первой со второй вместе взятых. Показатель времени переключения «Т» подсчитывают по формуле.
Т = Т3 – (T1+T2) = 219- (60+52)= 107
Время переключения Т (в с.)
Ранг
Уровень переключения внимания
менее 60 сек
1
высокий
60-90
2
высокий
91-100
3
средний
101-120
4
средний
121-150
5
средний
151-180
6
средний
181-200
7
средний
201-250
8
низкий
251 и больше
9
низкий
Поскольку скорость выполнения заданий первой и второй серий существенно влияет на итоговый показатель переключения внимания, то если испытуемый выполнял задания в первой или второй сериях менее, чем за 33 с, итоговый показатель следует увеличить подняв ранг на единицу или двойку. Если в первой или второй сериях испытуемый на поиск цифр затрачивал более 60 с, то ранговый знак увеличивается на 1 или 2, то есть уровень переключения определяется как более низкий. Таким образом у нашей испытуемой он остается неизменным.
16. Интерпретация: результату испытуемой соответствует 4 ранг
17. Вывод: Уровень переключения внимания испытуемой имеет среднее значение.
18. Литература: Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконов ПРАКТИКУМ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ Учебное пособие для студентов педагогических вузов.
ПРОТОКОЛ
по тесту ««ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»
1. Дата: 16 11/2009
2. Время: 18 ч. 00 мин.
3. Испытуемый: К.
4. Социальное положение: зам. директора фирмы
5. Возраст: 28 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии».
9. Экспериментальный материал: секундомер и бланк с рядом линий, перепутанных между собой
10. Процедура проведения: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке,
где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Ответы записывайте по порядку, например, 1–17, 2–14 и т.д. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок». Другой вариант выполнения задания – с ограничением времени, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается. В зависимости от состава испытуемых можно устанавливать вре-
менной интервал – 7–10 минут. В нашем случае мы ограничивали испытуемую во времени. Задание она исполняла в течении 10 минут.
11. Инструкция «На бланке нарисованы 25 перепутанных извилистых линий, пронумерованных с правой и левой стороны бланка (от 1 до 25). Необходимо взглядом без помощи карандаша проследить путь каждой линии слева направо и определить, у какого номера на правом поле бланка она заканчивается. Работа продолжается в течение 10 минут. Цель работы — быстро и точно проследить максимальное количество линий.»
12. Отчёт испытуемого: Хотелось сделать задание как можно более точно,
было немного трудно сосредоточить внимание на прослеживании линий, появлялось желание помочь себе проводя по линиям пальцем;
13. Отчёт экспериментатора: -испытуемая волновалась, проговаривала про себя …
14. Обработка результатов:
В варианте с ограничением времени наша обработка сводилась к подсчету (с помощью заранее подготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); и сверением полученных данных с предлагаемой таблицей. Оценка выполнения задания может осуществляться по 9-бал-
льной шкале:
/>
Испытуемая за 10 минут правильно отыскала 21 линию, что соответствует 6 баллам. Поскольку темп работы испытуемой в ходе работы не падал (1-5 линия – 2,5 мин, 6-10 линии – 2 мин., 11-15 линии – 2 мин, 16 – 20 линии – 2, 21-25 линии – 1,5
/>
Это может говорить об устойчивости концентрированного внимания .
16. Интерпретация: результату испытуемой соответствует 6 баллам
17. Вывод: Уровень переключения внимания испытуемой имеет среднее значение внимание обладает достаточной концентрацией
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
ПРОТОКОЛ
по тесту ««Корректурная проба Бурдона- Рудика»
1. Дата: 16. 11/2009
2. Время: 17 ч. 00 мин.
3. Испытуемый: Л.
4. Социальное положение: рабочий
5. Возраст: 30 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: исследовать устойчивость и распределение внимания методом корректурной пробы.
9. Экспериментальный материал: секундомер и бланк корректурной пробы.
10. Процедура проведения: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция.
11. Инструкция «На бланках Вы должны вычеркивать четыре заданные буквы (амкз). Старайтесь работать быстро и в то же время внимательно. После каждого слова «минута» отметьте то место на строке, где Вас это слово застало. Эксперимент начинается и кончается по команде, длится 5минут. Сначала в течении 1 минуты тренировка».
12. Отчёт испытуемого: Не могла, как следует сосредоточиться в начале, а в конце очень сильно устала.
13. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей
14. Обработка результатов:
К –показатель концентрации внимания
Н1 - общее количество правильно зачеркнутых букв=79
Н2 – количество пропущенных букв=13
Н3 — количество ошибочно зачеркнутых букв=0
Н – общее количество букв АМКЗ в просмотренных строках=92
Вычислим показатель концентрации внимания по формулеК= Н1-Н2-Н3/Н 100%=51).
Данный результат соответствует низкому уровню концентрации и распределению внимания (см источник).
16. Интерпретация: Исследуемый работал очень быстро. Средняя производительность – 395 букв в 1 мин, а в конце эксперимента – 420. Сделал много ошибок – 45. В процессе выполнения задания выявились преимущественная установка на скорость, а не на точность работы, недостаточная концентрация и распределение внимания: буква «м» пропус-
калась в два раза чаще, чем буква «к». В беседе после эксперимента утверждал,
что задача для него легкая и очень удивился, когда ему показали большое количество ошибок.
17. Вывод: Концентрация и распределение внимания испытуемой имеют показатели соответствующие низкому уровню.
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
ПРОТОКОЛ
по тесту «Таблицы Шульте»
1. Дата: 20. 11/2009
2. Время: 17 ч. 40 мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: медсестра
5. Возраст: 29 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Дополнительные сведения: тест проводится в индивидуальной форме.
8. Цель: исследовать переключение внимания.
9. Экспериментальный материал: секундомер и таблицы Шульте.
10. Процедура проведения: Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы-60Х Х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу.
11. Инструкция «На бланках Вы должны отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух»
12. Отчёт испытуемого: Сначала было немного трудно потом полегче. Работа вызвала интерес.
14. Отчёт экспериментатора: эксперимент проходил без особенностей
15. Обработка результатов:
Для оценки результатов сравнивают время, затрачиваемое обследуемым на каждую таблицу. (62,60,55,52,52)
/>
Как видно из диаграммы время затрачиваемое испытуемой на каждую таблицу постепенно снижалось.
17. Вывод: переключение внимания испытуемой находиться на среднем уровне. Отличается хорошей врабатываемостью и упражняемостью.
18. Литература: Психология внимания: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. Т.К.Комарова. – Гродно: ГрГУ, 2002. – 124 с.
ПРОТОКОЛ
по тесту «Объем внимания»
1. Дата: 20. 11/2009
2. Время: 20 ч. 40 мин.
3. Испытуемый: Д.
4. Социальное положение: медсестра
5. Возраст: 29 лет.
6. Самочувствие испытуемого: удовлетворительное
7. Цель: изучение индивидуальных особенностей объема внима-
ния и точности восприятия простейших объектов.
8.Оборудование: набор из 15 карточек. На каждой кар-
точке нарисована квадратная сетка из 16 равных клеток. В каждой
клетке – несколько точек (от 2 до 8), расположенных в случайном
порядке. Для работы испытуемому необходим бланк с 15 пустыми
сетками, такими же, как на карточках.
9.Ход работы
До начала работы испытуемый получает бланк. Экспериментатор сообщает ему инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам
на очень короткое время карточки. На каждой карточке – по не-
сколько точек, расположенных по-разному. (Для примера показать
любую карточку.) Ваша задача – запомнить, сколько точек на кар-
точке и как они расположены. После того, как будет показана пер-
вая карточка, Вы на бланке в первой квадратной сетке отметьте
расположение точек. Если запомнили количество точек, но не по-
мните расположение некоторых из них, то ставьте крестики около
сетки. Например, Вы помните, что точек 8, и помните расположе-
ние шести из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки
и два крестика рядом с сеткой. После показа второй карточки бу-
дете ставить точки во второй сет