Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Представление о психологическом консультировании, психологической коррекции и психотерапии

Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Столичная финансово – гуманитарная академия»
филиал в г. Вологде
  Факультет:психологии, педагогики и права
Специальность: Психология
Реферат
По дисциплине: Введение в психологию.
Тема: Представление о психологическомконсультировании, психологической коррекции и психотерапии.
                                                                                                          
 
Выполнила:
Студентка 1 курса
Ковальчук Н.Е.
г. Вологда 2007   год
СОДЕРЖАНИЕ:
1.    Психологическоеконсультирование
2.     Доброжелательное и безоценочноеотношение к клиенту.
3.     Ориентация.
4.     Запрет давать советы.
5.     ­Анонимность.
6.     Разграничение отношений.
7.     Процесс консультирования.
Психологическое консультирование и тестированиеВведение
Реферат посвящен вопросам,возникающим при использовании психологических тестов в практикепсихологического консультирования. Не секрет, что многие психологи-консультантыиспытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количествопсихологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностическихметодик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные снарушением принципов консультирования.
Действительно, консультирование итестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняютпрактические психологи. Цели психологического консультирования и тестовойдиагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультированиятребуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, вкакой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, разныепрофессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональнымиценностями и критериями.
Однако, различия междуконсультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели исредства консультирования являются более общими в предоставлениипсихологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностическихтестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно бытьподчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методикв консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения,интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту врешении его психологических проблем. Но это требует высокого уровняпрофессиональной квалификации и ответственности.
Очевидно, что от недостаткатребующегося опыта диагностические данные могут причинить серьезный ущербинтересам, здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатовтестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты идоступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, поменьшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективнорешали задачи консультирования, психологической коррекции, измененияпредставлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегченияболезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешенияпроблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисныхситуаций?
В реферате сформулированынаиболее существенные вопросы, связанные с применением психологических тестов вконсультировании клиентов. Ответы на эти вопросы даны на основе практическогоопыта авторов текстов, которые использованы при написании реферата и выражают ихпрофессиональную позицию. Конечно, некоторые из этих ответов имеютдискуссионный характер. Их можно воспринимать как приглашение к обсуждению ивыражению своего собственного мнения по данным вопросам. В каких случаях целесообразнопсихологическое тестирование.
Тестовые методики для диагностикииндивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений ипсихического состояния человека традиционно используются в сфере образования,здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологунередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это — измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностикапрофпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь всамоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критическихсостояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционныхвоздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении,подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства,определение психологического климата, предупреждение конфликтов. Что мешает применению тестированияв психологическом консультировании.
Корректное использованиепсиходиагностических методик является одним из условий повышения эффективностиработы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразностииспользования психологических тестов в практической работе с клиентами вызванывозможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороныпсихолога, так и со стороны клиента.
Клиент может опасаться раскрытиясобственных личных качеств или неправильного использования результатовтестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться кпроцессу консультирования.
В свою очередь, психолог можетсчитать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешаетустановлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточнодоверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивалсяс тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление обих конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владетьиспользуемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личномраспоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи. Когда использование тестированияв консультировании не требуется.
Иногда психологи считают, чтоприменение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессенаучного исследования, а в практической работе полагаются на свой опыт общенияс клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев можетбыть оправдан, поскольку тестирование требует определенных затрат времени исил, а также дополнительной квалификации психолога.
Консультационные ситуации можноразделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:
1.     краткосрочное консультирование,направленное на решение частных проблем клиента,
2.     длительное консультирование,ориентированное на личностные изменения клиента, консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.
В случаях работы с клиентом,требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты еще нетребуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учетаиндивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческиепризнаки, проявляющиеся в ходе консультативной беседы.
В случаях длительной и углубленнойиндивидуальной работы с клиентом тесты могут уже не потребоваться, посколькублизкий контакт и непосредственное знакомство уже дают психологу необходимуюдиагностическую информацию о клиенте.
Однако в случаях массовой работыс большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовойпсихометрической технологии вряд ли целесообразно. Что дает тестирование вконсультировании.
Во-первых, ряд тестовых методикпозволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на которомразвивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняютпсихолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем ипредставлений.
Во-вторых, использованиестандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и другихпользователей тестов.
В-третьих, использованиестатистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателейпозволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменениеих состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.
В-четвертых, экономичность тестовпозволяет автоматизировать их на компьютере или использовать не очень высококвалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной частирутинной деятельности и, давая тем самым возможность решать более сложные инеотложные задачи.
Кроме того, при правильномиспользовании психологическое тестирование: позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента, помогает установить контакт, присоединиться к клиенту, может облегчить формирование и поддержание доверия клиента, является источником материала для структурирования беседы, дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента, может служить средством воздействия на клиента. Какие тесты могут использоватьсяв консультировании?
В зависимости от целей и условийконсультирования могут использоваться самые разнообразные тестовые методики,которые можно условно разделить на экспресс-методы, методы углубленной иглубинной диагностики.
Психологические экспресс-тестыотличаются: компактностью и экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистом и самотестирования, возможностью выявления групп риска по тем или иным психологическим критериям, преимущественной ориентацией на диагностику склонностей клиента.
Тесты для углубленнойпсихологической диагностики характеризуются: максимальной  надежностью, универсальностью и широким спектром оценочных возможностей, избыточностью получаемой информации, удобством для группового и компьютерного тестирования, возможностью диагностики способностей.
Наконец, методики глубиннойпсихологической диагностики: позволяют выявлять скрытые или скрываемые мотивы, отношения и представления клиента, содержание его сознания и бессознательной сферы, связаны с идеографическим описанием личности, основанным на измерении индивидуального субъективного смысла различных понятий для человека, как правило, требуют использования специальных компьютерных программ. Что требуется от психолога дляиспользования тестирования.
Эффективное использованиестандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладениянавыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержаниядиагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планироватьпсиходиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами иожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Длярешения нестандартных задач психолог должен не просто быть подготовлен дляпользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметьразрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числеавтоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельностиявляются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработкиданных, информатики и компьютерной техники. Какие ошибки встречаются прииспользовании психологических тестов в консультировании.1. Выбор неадекватных тестовыхметодик.
Эти ошибки связаны с выбором и использованиемтестов, непригодных для решения поставленных задач, не соответствующихтребуемому уровню валидности, надежности. В качестве примеров можно привести: использование 16-факторного личностного опросника Кеттелла для оценки профессиональной пригодности, выявления противопоказаний к той или иной профессии, использование методики Люшера для диагностики психологических особенностей личности, использование методики Майерс-Бриггс для выявления способностей личности, использование компьютерной программы «Профи» для диагностики профессиональных интересов и склонностей.
Причинами подобных ошибок могутбыть: недостаточные знания психометрических свойств методик, субъективная привлекательность или внешняя эффектность методик, стремление сэкономить время или силы за счет применения экспресс-тестов. 2. Принятие неправильныхдиагностических решений.
Эти ошибки могут возникатьвследствие неверной интерпретация диагностических показателей. Например, могутбыть сделаны: выводы о чертах и типе характера личности при «пограничном профиле» методики MMPI, суждение о наличии отклонений от нормы при значении какого либо фактора личностного опросника Кеттелла равном 8 или 9 стенам, заключение о различии в уровне развития интеллекта у двух клиентов по методике Амтхауэра при разнице IQ менее 5 баллов.
Подобные ошибки могутобъясняться: недостаточным уровнем знаний о диагностируемых явлениях, переоценкой степени точности и объективности применяемых методик. 3. Некорректное сообщениерезультатов психологической диагностики клиенту.3.1. Передача клиенту заключенияпо результатам тестирования в письменном виде или в виде компьютернойраспечатки.
К сожалению, некоторые психологивыдают клиентам на руки письменные заключения по результатам диагностики. Этоможно рассматривать как грубую ошибку. Из того, что консультант говорит клиентувслух, клиент, как правило, запомнит только то, что поймет, с чем согласитсяили не согласится. Информация, которая может нанести психологический вред,забудется или переработается. Кроме того, только в процессе беседы психолог всостоянии проконтролировать полученный эффект и может при необходимости егооткорректировать. Напротив, когда клиент постоянно возвращается к своим данными перечитывает заключение, результаты могут быть непредсказуемы. Иногда послеэтого клиентов приходится в буквальном смысле лечить.
Эти ошибки могут быть вызваны: затруднениями при устном изложении результатов диагностики, стремлением сэкономить время и силына сообщении результатов тестирования, просьбами клиента. 3.2. Изложение результатовтестирования без предварительной работы с клиентом.
Иногда психологи торопятсясообщить тестовые результаты клиенту. Между тем, сообщение результатовтестирования требует предварительного знакомства с клиентом, установленияконтакта, выявления запросов, снятия излишнего эмоционального напряжения.Результаты тестирования должны проверяться с помощью беседы, наблюдения ииспользования дополнительных источников информации. Игнорирование проблем изапросов клиента, его состояния и индивидуальных особенностей, отсутствиеобратной связи, категоричность выводов: как правило, воспринимаются клиентом как давление на него, могут приводить к потере контакта, недоверию клиента, его сопротивлению независимо от точности полученных результатов, препятствует пониманию и принятию клиентом сообщаемой информации, мешают клиенту принять активное участие в решении своих проблем и сотрудничать с консультантом, не удовлетворяют потребностей клиента в безопасности, контакте и уважении.
Причинами подобных ошибок могутбыть: отсутствие знаний о процессе и принципах консультирования, стремление поскорее закончить работу с клиентом, избавиться от него. 3.3. Использование некорректногоязыка описания и принципов понимания личности.
Традиционные представленияхарактеризуют личность как совокупность постоянных свойств, качеств, черт,проявляющихся безотносительно к содержанию и специфике ситуации.
Это выражается в употреблениитаких терминов как тревожность, агрессивность, сдержанность, уверенность всебе, способность к самоконтролю, ответственность, невнимательность и т.п.Клиенту часто говорится, какой он (упорный, замкнутый, осмотрительный). Егоосведомляют, чем он характеризуется, какими качествами обладает(педантичностью, упрямством, раздражительностью и т.п.). Это может подкрепить уклиента иллюзию постоянства собственной личности, невозможности измененияповедения, отсутствия выбора поступков в зависимости от ситуации.
При этом клиенту редкосообщается, в каких условиях, когда и где (в ситуациях угрозы, в процессепринятия решения, при знакомстве и т.п.) проявляются указанные качества.Игнорирование условий проявления качеств личности, отсутствие указаний наконтекст, в котором они обнаруживаются, может вводить клиента в заблуждениеотносительно глобальности, обобщенности этих качеств. Клиенту косвенно даетсяпонять, что он такой всегда и везде.
Наконец, клиент часто получаетинформацию о том, чего ему не хватает, какими способностями он не обладает, чтоон не умеет или не может делать. Кроме того, иногда сообщения ограничиваютсяотрицательными результатами тестирования, свидетельствующими о недостатках,проблемах, затруднениях, без определения позитивных качеств, сильных сторон,способностей клиента.
В результате такой подачиинформации у клиента может создаваться представление об отсутствии альтернативв выборе поведения, ситуаций, ресурсов. Клиент может лишиться надежды наизменения и возможность решения проблем. Таким образом, психолог можетсослужить плохую службу клиенту, если будет говорить, какой клиент есть и кемон не является. Самое худшее, что может произойти в подобном случае, это то,что клиент может в это поверить.
Более выраженнымпсихокоррекционным потенциалом характеризуется представление о личности как осовокупности способов реагирования человека в различных ситуациях. В этомслучае черта понимается как способ поведения или переживаний человека вопределенном классе ситуаций. Любая черта личности может быть определена какспособность человека, как позитивное качество, дающее возможностьприспособления человека к определенным обстоятельствам. Например, педантичностьможет быть сформулирована как стремление к порядку и точности в своих делах.Тревожный человек может быть описан как человек, способный испытывать чувствостраха и беспокойства в ситуациях, которые он воспринимает как угрожающие.Человек, характеризующийся притворством, умеет изображать чувства, которые онна самом деле не испытывает, когда ему нужно воздействовать на других людей.Невнимательные люди могут отвлекаться от того, чем они занимаются, ипереключаться на более интересные и привлекательные дела.
Для того чтобы корректноохарактеризовать личность клиента, можно использовать следующие принципырефрейминга личностных черт:
1)Принцип деноминализации — переформулированиетерминов, характеризующих черты личности, из существительных или прилагательныхв глаголы. В соответствии с принципом деноминализации психолог говорит не отом, каким является клиент или какими качествами обладает, а о том, что онделает или чувствует.
2)Принцип контекстуализации — указание на содержание ситуаций, в которых могут наблюдаться черты личности. Всоответствии с этим принципом психолог говорит о том, когда и где человек ведетсебя тем или иным образом.
3)Принцип позитивной реинтерпретации- замена отрицаний в определении поведения человека на утверждения, несодержащие частицу «не». Позитивная реинтерпретация предполагаетотказ психолога от употребления выражений «не может», «неумеет», «не способен», предполагающих представление обограниченных возможностях клиента и отсутствие тех или иных качеств.
Например, в соответствии спринципами рефрейминга личностных черт нерешительного человека можнопредставить как человека, медленно, но тщательно принимающего решения вситуациях выбора. Непослушный человек может быть определен как человек, которыйумеет отказаться от выполнения требований других людей и действовать по-своему.
Использование рефреймингаличностных черт может помочь клиенту: более точно и правильно понять свои собственные психологические особенности или особенности других людей, по-новому оценить качества личности, обнаружить неожиданные достоинства, расширить представления о возможностях выбора того или другого способа поведения в определенных обстоятельствах, ориентироваться в различных ситуациях, выбирать ситуации, наиболее соответствующие его возможностям. 4. Другие ошибки.
В данной статье нерассматриваются более тривиальные ошибки, связанные с оценкой клиента,выражением психологом собственного отношения к нему, использованием специальныхпрофессиональных терминов и т.д. Заключение.
Психологическая диагностика, втом числе, тестирование, может быть эффективным средством профессиональнойдеятельности психолога-консультанта. Однако использование психодиагностическихтестов предъявляет повышенные требования к уровню квалификации специалиста.Несмотря на кажущуюся разработанность темы психодиагностики, вопросыпрактического использования тестовых результатов остаются полем, свободным дляпрофессионального творчества. И потребуются еще значительные усилия большогоколичества психологов-практиков для интеграции принципов и методовпсихологического консультирования и тестирования
Психологическое консультирование
Психологическое консультированиепредъявляет к консультантуопределенные морально-этические требования, без следования которым работа неможет быть успешной.
 Профессиональная этика консультанта сводится кследующим положениям.
По аналогии сморально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы консультантаможно назвать принцип “прежде всего — не вреди”.
Независимо от формы и методапсихологическое воздействия в процессе консультирования не должно быть дляклиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку.
Общение с консультантом не должнопредставлять для клиента дополнительной психологической нагрузки.
Следует помнить, что существуютопределенные принципы поведения психолога-консультанта и что следование им нетолько обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и являетсязалогом успешности психологического воздействия.
Остановимся здесь подробнее нанекоторых этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения,является особенно важным.
Доброжелательное и безоценочноеотношение к клиенту.
За формулировкой скрывается целыйкомплекс профессионального повед­­ения, направленного на то, чтобы клиентчувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.
 Доброжелательное отношение подразу­мевает непросто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательнослушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, астараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Ориентация на нормы и ценностиклиента.
Этот принцип подразумевает, чтопсихолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятыенормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которыхявляется клиент.
Эффективное воздействие возможно лишьпри опоре на систему ценностей самого клиента, критическое отношение консультанта­может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может б­ытьискренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативноговоздействия окажутся практически нереализуемыми.
Принимая же ценности клиента, уважаяих и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае,если они являются препятствием
       
Запрет давать советы.
Основания для этого достаточно широкии многообразны.
Прежде всего, к­ак­ов бы ни былжизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другомуневозможно: жизни каждого уникальна и не­предсказуема.
К тому же, советуя, консульт­антберет на себя полностью ответственность за происходящее, что не способствуетразвитию личности консультируемого и его аде­кватного отношения к действител­ьности.
В такой ситуации психолог ставит себяв позицию гуру­, что реально вредит консультированию­ приводит к тому, что уклиента вместо активного стремления разобраться в с­воей жизни и изменить ее,формируется массивное и поверхностное отношение к происходящему­.
При этом любые неудачи в реализациисовета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что,естественно, мешает пониманию клиентом ­всей роли в происходящ­их событиях.
­Анонимность.
Важнейшим условием психологическогоконсультирования является его анонимность.
Это значит, что любая информация,сообщенная клиентом — психологу­ не может быть передана без его согласия ни вкакие общественные или государственные­ организации, частным лицам­ в том числеродственникам или друзьям.
Из этого правила существуютисключения (­о которых клиент всегда предупреждается заранее), специальнооговоренные законом во многих странах.
В нашей стране таким исключением,пожалуй, можно считать ­ситуацию,­ когда психолог узнает во время приема ­очем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.
Но, конечно же, даже в этой ситуацииего действия должны быть максимально осторожными и ­соотноситься с интересамиклиента.
Разграничение личных ипрофессиональных отношений.
Существует немало очень опытных ипрофессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя склиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощьсвоим друзьям и ближайшим родственникам.
Этот путь таит в себе немалоопасностей и не только потому, что, как известно, в своем Отечестве пророка нети любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и помногим другим причинам, о некоторых из которых будет сказано ниже.
В психотерапии существуют дваважнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами:
а) “перенос”, то есть склонностьклиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним своиотношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты;
б) “контрперенос”, то есть склонностьпсихотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основныевнутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия,введенные в психоанализ 3. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются врамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд З., 1989).
Эти понятия означают, что любыечеловеческие отношения и даже такие специальные отношения, которые,складываются в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутреннихпотребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает.
Более того, дажепрофессионал-психотерапевт часто оказывается обезоружен контрпереносом.
Именно для того, чтобы понимать, упр­авлятьи уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряддругих личных и межличностных феноменов, для на­чинающего психотерапевтасуществует обязательное требование прохождения своего собственного анализа идолгой работы с супервизором.
В той или иной степени эти феноменыдействуют и в процессе консультирования.
Но трудно ожидать, чточеловек, не получивший специальной и углубленной подготовки, сможет успешноработать с этими сложнейшими явлениями.
Для консультанта достаточно понимать,что сохранение его авторитета для клиента во многом связано с тем, что последниймало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищенияпсихологом, так и для осуждения его как личности.
Установление тесных личных отношениймежду консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди,начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга иконсультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию,необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
Десятилетие назад в зарубежнойпрактической психологии активно дискутировались и анализировались различныепоследствия вступления клиента и консультанта (психотерапевта и пациента) вличные, в том числе сексуальные отношения, а также возможные влияния этогофактора на процесс терапии.
Различных точек зрения быломножество.
Но общий вывод, к которому привелиэти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избегать, а есличто-то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным,стараться дейс­твовать прежде всего в интересах клиента и как можно скореепрервать процесс консультирования или психотерапии.
Включенность клиента в процессконсультирования.
Для того, чтобы процессконсультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствоватьсебя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, чтообсуждается с консультантом.
Для того, чтобы обеспечить такуювключенность, психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговоравыглядело для клиента логичным и понятным, а также, чтобы человек не простовнимал специалисту, а ему было действительно интересно.
Ведь только в том случае,если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать путиразрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.
Бывает, что во время приема клиентвдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, ноне хочет говорить об этом.
В этой ситуации не стоит нагнетатьатмосферу, настаив­ать, пыт­аться выяснить все до конца.
Лучше, если психолог сменит тему,пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этоговключенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечитпродуктивность психологического воздействия.
Таким образом, именно при соблюдениивсех морально-этических требований возникает доверие между консультантом иклиентом.
Это доверие позволяет эффективнодействовать психологу, не манипулируя, не занимая позицию “сверху”, непривязывая себя к клиенту.
. Методы психоаналитической психодиагностики впсихокоррекционной работе
Современная психология — это нетолько теоретическая дисциплина, но и система прикладного знания.
Сегодняшнему психологу-практикубез сомнения нужны знания основ общей и возрастной психологии. Но само по себезнания этих основ — это первичная база для освоения ведущих психологическихтеорий и концепций, с последующим выходом в практическую деятельность.
Весь спектр задач стоящих передпсихологом-практиком можно свести к двум основным — психодиагностика ипсихокоррекция в любом виде — будь то психологическое консультирование,психоаналитически ориентированная психотерапия или НЛП. Ясно здесь то, что вкакой бы форме не осуществлялась психологическая помощь, она обладает общейхарактеристикой — индивидуальностью своей направленности. Эта индивидуальностьбазируется на глубоком проникновении в личность обратившегося за помощью, в егочувства, актуальные переживания, бессознательные установки и т.д. Для этогоодного лишь психологического чутья и интуиции недостаточно — требуютсяспециальные психодиагностические методы.
Однако при всей важности стоящихзадач возникают трудности в выборе методов исследования, подборе методик. Длярешения этих задач возможен ряд путей. Один из путей — это расширение диапазонаприменяемых методик. Другой путь связан с углублением, качественным изменениеминтерпретации традиционных методик. Особой глубиной интерпретации обладаютпроективные методы, особенно те, стимульный материал которыхслабоструктурирован. Слабоструктурированный или неструктурированный стимульныйматериал относительно свободен от контроля сознания, а следовательно неподвергается массированной обработке психологическими защитными механизмами испособен выявлять глубинные, неосознаваемые, базисныесвойства личности, в томчисле и вытесненные из сознания, но являющиеся причиной невротизации идезадаптации личности.
Среди слабоструктурированныхметодик внимание привлекает цветовой тест Люшера. Он достаточ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.