Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Понятие семьи и брака

Кубанскийгосударственный университет       Контрольная работаТема:«Понятие семьи и брака»
                                                                                           
                                                                      
 
                                                                                               Предмет: Общая теория социологии                                                                                  
                                                                                                Выполнила: студентка 2 курса ОЗО
                                                                                                         ф-та Управления, спец. Психология
                                                                                       
                                               
                                                            
                                                     Краснодар 2004
 
Содержание
1Предисловие   ……………………………………………………………….2                                              
2Семья       …………………………………………………………………….2
3Формы семьи   ………..……………………………………………………...3
4Жизненный цикл семьи   ……………………………………………………5
  Образование пары, брак   .…………………………………………………..5  Появление детей     …………………………………………………………..6
5Неблагоприятныефакторы и изменения     .……………………………………7
    Развод ……………………………………………………………………….8
    Используемаялитература        ......... .  ...... ......................... .  .... 9   
— 1-
Предисловие
     Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как социологическаянаука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле всепопытки осмысления общественной жизни людей, так или иначе, были связаны спониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества ик человеческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родствукак специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизнипоколений.
     Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория«среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнедеятельности и культурысогласованно действующей группы людей (семьи).
Семья
      Частоеупоминание семьи при обсуждении личностного развития призвано привлечь вниманиек семейной системе. Для многих исследователей семья является краеугольнымкамнем в понимании личностного развития и социальных отношений. Семьязаслуженно является объектом изучения многих академических величин. Семьюсоставляют отдельные личности, чтобы понять закономерности функционированиясемьи, необходим уровень анализа выше индивидуального.
Значение семь выходит далеко за пределы сохранениябиологического вида. Семью можно рассматривать как социальный институт,выполняющий функции репродукции общества и обеспечения психосоциальногоразвития на протяжении всей жизни. Осуществление этих функций происходит засчет передачи социальных ценностей и норм, а также за счет обеспечения развитияследующего поколения. Таким образом, семья выполняет две функции:  социального контроля и содействияиндивидуальному развитию. Члены семьи выполняют взаимные обязательства ипринимают определенные ограничения ради оказания поддержки друг другу. Семейнаяподдержка, в свою очередь, способствует развитию индивида и общества.
      Внекотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своимчленам уникальную среду. Некоторые семейные структуры типичны для данногообщества или социальной структуры, поскольку семья функционирует в определенныхсоциально-культурных границах. По своей структуре семья в индустриализованномобществе лишь частично похожа на семью в обществе с сельскохозяйственнымукладом. Преобладающая в обществе структура семьи неизбежно определяет способы,какими семья влияет на индивидуальное развитие.
      В любомисторическом периоде можно обнаружить значительные кросс-культурные различия всемейной жизни. В  разных странахизменение семейной жизни происходило не одинаково. В Северной Европетрадиционные семейные отношения вытесняются совместным проживанием и чуть ли неполовина детей рождается вне брака. В Италии и Испании молодые люди довольнодлительное время проживают вместе с родителями, а число детей у не состоящих вбраке родителей остается относительно небольшим r. Продолжительное проживание молодыхлюдей  с родителями делает  особенно актуальной проблему отношении между поколениями. Эта тенденция должнавызывать беспокойство, ecлиречь идет о неспособности взрослых и детей достичь финансовойсамостоятельности.
       Социально- исторические изменения не толькоизменили семью, но и привели; к возникновению совершенноновых  ее форм. Примером могут служитьсемьи гомосексуалистов и  лесбиянок. Присравнении детей, воспитывающихся лесбиянками, с детьми, воспитывающимися
-2-
одной гетеросексуальной матерью, не было обнаруженокаких-либо  различий в гендерной идентичности. Подобный результат указывает на неправомочностьсоциального стереотипа о том, что нуклеарная семья —это необходимое условиенормального развития, и в тоже время ставит под сомнение представления о зависимости гендерного развитие отродительских отношений
Отсрочивание вступления в брак и рождение детейимеет особенно примечательные следствия в социальном и личностном плане. Оноприводит к уменьшению семьи. В одних странах (например, в Голландии, Франции)уровень рождаемости (примерно два ребенка на женщину) достаточен длявосстановления естественной убыли населения, в  других (например, вИталии. Германии) — недостаточен. Это, безусловно, должно выбывать беспокойствообщества, особенно если отмечается низкая частота вступления в брак и тенденцияк отказу супругов от    деторождения(несмотря на это, нежелательные беременности среди  подростков из необеспеченных семей такжевызывают  тревогу, особенно в СШАВеликобритании). На личностном уровне отсрочивание вступления в брак  может приводить к более разумному выбору иболее устойчивому браку, но в тоже время к более холодному расчету и нежеланиюпоступится собственными привычками и жизненными целями.

Формы семьи
(Льюис Морган)
Кровнородственная семья.
          Существование этой формы приходится доказывать путём, основанной нанепосредственно её проявлении. Будучи первой, после промискуитета и наиболеедревней формой данного учреждения (низшая ступень дикости), она пересталасуществовать даже у самых отсталых дикарских племён. «Такое доказательство даётсистема родства и свойства, пережившая на бесчисленный ряд столетий те брачныеобычаи, от которых она произошла, и сохранившаяся ещё теперь, чтобызасвидетельствовать факт, что такая семья существовала тогда, когда эта системасложилась». Эта система – малайская. Она выражает те отношения родства, которыедолжны были существовать в кровнородственной семье, и предполагаетсуществование такой семьи для объяснения её собственного существования.
Совершенно очевидно, что малайская система не моглапроизойти от какой-либо другой уже существовавшей системы, так как нельзя себепредставить какой-либо более элементарной системы. Таким образом, простота иточность этой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, чтогрупповой брак родных и коллатеральных братьев и сестёр был источником, из которогоэта система возникла. Можно вполне допустить, отмечает Морган, что малайскаясистема получила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числеродных братьев и сестёр, что она действительно началась с брака между братьямии сёстрами и постепенно включала в свой круг коллатеральных братьев и сестёр,по мере того как расширялся круг брачной системы. Если подробно рассмотретьданную систему родства, то не найдётся различия между родством по крови и посвойству, то есть оно не проводится. Доказательства существования данной формысемьи. Например, на Сандвичевых островах брак междубратьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи припуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девятистепеней родства китайцев», исследователь отмечает, что она показывает, что
-3-
в то время, когда образовались эти степени родства,у китайцев существовала пуналуальная семья,необходимой предшественницей которой была кровнородственная семья.
         Общественное состояние, которому свойственна кровнородственная семья, слогической необходимостью указывает на предшествующее состояние промискуитета».Далее следует привести утверждения Моргана, которые носят чисто социологическийхарактер. Кровнородственная семья была первой организованной формой общества,она, несомненно, представляла улучшение предшествовавшего неорганизованногосостояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можно начинать историючеловеческого прогресса, факторами которого является развитие домашнихучреждений, изобретений и открытий.
Установив существование кровнородственной формысемьи будет легко доказать существование остальных форм семьи. Именно на этотвывод Морган будет опираться при следующем рассмотрении развития идеи семьи.
Пуналуальная семья.
        Переходк пуналуальной семье, как считает Морган, был вызванпостепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главныйфактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родоваяорганизация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всехчеловеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошломгосподствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода вавстралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах былозамечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между братьями исёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая ниже гавайскиесемьи, также найдётся зачаток рода.
        Можно сказать, что пуналуальная семья вырослаиз обычая «пуналуа», по которому гавайские семьиобразовывались следующим образом: родные и коллатеральные сёстры считалисьжёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»;они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны.Обычай «пуналуа» помог сложиться туранскойсистеме родства. Отсюда ясно, что эта форма семьи образовалась изкровнородственной семьи. Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд,которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье.Влияние родовой организации на древнее общество было консервативным и в то жевремя возвышающим, потому что это учреждение явилось катализатором изменений,происходивших в то время в обществе.

Синдиасмическая и патриархальная семьи.
        Морган рассматривает две эти формы семьи вместе, наверное, потому чтосчитает их промежуточными при переходе к моногамии. Важно то, что Морган неотнёс к этим формам ни одну систему родства, видимо, он считает, что присуществовании синдиасмической и патриархальной семьи(низшая и средняя ступень варварства до появления моногамии на высшей ступени)господствовала туранская система родства.
-4-
        Место больших групп, связанных брачными отношениями, заняли брачныепары,
представляющие собой ясно выраженные, хотя лишьчастично индивидуализировавшиеся семьи. В этой семье можно признать зародышмоногамной семьи, однако в ряде существенных отношений парная семья стояла нижемоногамной. Морган отмечает, что синдиасмическаясемья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не моглапреодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме,образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизмадомашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья.Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве инеобходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставленоматерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, неспрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки.Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество сталопротивиться разводам. Другой чертой брачных отношений Морган называет то, чтоот женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому еёмог подвергнуть муж, не беря на себя
того же обязательства.Привилегиябыла провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствиемсредств для того, чтобы ею пользоваться
Моногамная семья.
       Моногамия в сложившейся форме проявляется в позднейшем периодеварварства.  Морган находит её зачатки в синдиасмической семье. Морган восстанавливает наммоногамную семью на ранней стадии её развития по описаниям древних писателей,которые в свою очередь подробно останавливаются на том, каково было положениеженщины. Автор исследуемой мною работы склонен утверждать, что переход счётапроисхождения из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом наположение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своегомужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери,значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение посоциальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и угреков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом,моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере,наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своейвполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставилаиндивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на местособственности коллективной и исключительное право наследования детей на местонаследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весьпредшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется вэтом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни егодостигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, ккоторому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность,моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.
Жизненный цикл семьи
       Семейную жизнь можно рассматривать с точки зрения жизненного цикла,состоя­щего из последовательности переходов от одного периода развития кдругому, причем каждый период характеризуется своими собственными задачами.
-5-
Образование пары.
       Семенная жизнь начинается собразования супружеского союза, с процесса, подразумевающего эмоциональнуюблизость и взаимные обязательства. Брак предполагает взаимную эмоциональнуюподдержку, изменение своих  привычек и целей  в соответствии  с потребностями супруга (супруги) и  новых членов семьи. Влияние супругов друг надруга заставляет обратится к вопросу о выборе супружеского партнера. Выборсупруга (-и) может приводить к закреплению личностных качеств или к формированиюновых.
'        Исследования, посвященные супружескому выбору, указывают на то, что людисклонны выбирать похожих на себя партнеров. Отмечается позитивное выборочноесближение (или выборочный брак) в отношении интеллектуального уровня, ценностейи диспозиций, при этом термин «выборочное сближение» означает всего лишь, чтообразование пар  происходит не случайно.Таким образом, гипотеза сходства («Рыбак рыбака видит издалека») болееобоснованна, чем гипотеза дополнительности(притяжения противоположностей). Однако эффекты незначительны и варьируют взависимости от черты, ценности или другого изучаемого параметра. Сходствосупругов может отражать как социальные, так и личностные факторы. Как правило,люди чаще встречаются с похожими па них людьми, что объясняется влиянием семьи,
образовательным уровнем, экономическим статусом,выбранной профессией. Личные убеждения, цели, интериоризованныенормы и предпочтения могут усиливать сходство. Люди ищут  похожих на себя людей, а в других — то, чтоценят в себе.
.        Дляизучения личностного развития важно, что выбор супруга может повлиять науровень личностной стабильности. Существуют два варианта. Первый связан сотношением между личностными особенностями супругов. Лонгитюлиыеисследования указывают  на то, что хотясо временем cyпруги и не становятся более похожими друг на друга поличностным качествам, общий опыт длительного общения поддерживает ихизначальный уровень сходства; «при отсутствии общего опыта между ними  усилились бы различям.  Это влияние общей среды и общего опыта наличностные диспозиции безусловно пpoтиворечитутверждению о том, что факторы общей среды несущественны для личностногоразвития. Второй вариант связан |с внутриличностнойорганизацией  личностных переменных.Данные указывают на то, что выбор супружеского партнера, сходного с co6oй,способствует  внутриличностнойсогласованности  личностных атрибутов.
    Супругидействительно со временем становятся более похожими друг на друга в планеинтеллектуального функционирования и когнитивного стиля. Это естественныйрезультат того, что супруги создают общую среду, которая, в свою очередь,  формирует их паттерны мышления.
Точно установить причинные связи  между супружеским выбором, супружеской удовлетворенностыо и супружеской стабильностью довольнотрудно. Интимность и деликатность сферы супружеских чувств и поведения ещезатрудняют исследование. Обнаружено, что интимность, выполнение взаимныхобязательств, согласованность субъективных образовдругдруга и взаимных атрибуций, а так же общность ценностей являются предикторомдолгих полноценных супружеских отношений.
         Вполне вероятно, что качество отношений отражает и смягчает влияниеличностных характеристик партнеров на психосоциальное функционирование.Стрессовые события, происходящие в период брака, и то, как пары справляются сэтими трудными обстоятельствами,
-6-
не менее важны, чем устойчивые личностныенеблагоприят­ные факторы,  которыесупруги вносят в брак. Позитивность между партнерами не только укрепляет супружеский союз,  но и облегчает переход к выполнениюродительских функций, а также способствует установлению позитивных отношениимежду родителями и детьми.
 Появление детей.
         Выполнение родительских обязанностей приносит много трудностей. Дело нетолько в том, что возникают новые отношения — отношения с ребенком, изменяетсявесь семейный уклад.  С рождением детейизменяются отношения между супругами, взаимодействие с родственниками. Принятиесупружеской парой решения о рождении ребенка — еще одно подтверждение влиянияличноговыбора на психосоциальноерешение.
          То, как признаются  и выражаютсяэмоции в общении супругов и родителей с детьми, оказывает огромное влияние нетолько насупружеский союз, но ина развитие ребенка.   Как отмечает Дикс, воспитание детей – это эмоциональный опыт, в которомприсутствует больше радости, больше любви, больше гнева, и беспокойства, чем влюбых других сферах жизни. Если позитивные чувства способствуют близости иумеренному стрессу, то негативные чувства провоцируют конфликт и усиливаютнегативное влияние напряжения.
          Чтокасается заботы о ребенке, представленные выше данные свидетельствуют
О том, отношения ребенка с обоими родителямиопределяют его эмоциональ­ное и когнитивное развитие. Другой вопрос — связаныли с психической адаптацией ребенка конкретные стили воспитания. Этот вопросимеет огромное социальное значение. Проблема дисциплинарной эффективностистрогого родительского  контроля,поощрения и наказания, в том числе и физического, остается предметом научныхспоров.
Анализируя задачи семьи на протяжении ее жизненногоцикла, мы сосредото­чились на решениях, связанных со вступлением в брак,рождением детей и совмест­ным проживанием членов семьи. Хотя мы обратили особоевнимание на  внутрисемейную динамику, нельзязабывать и о роли социального принятия семейных структур. В разных культурахсуществует неодинаковое отношение к различным видам нуклеарныхсемей,  к семьям без одного родителя исемьям с неродными родителями. Дальнейшие исследования в западных и не западныхкультурах должны раскрыть взаимодействующие семейные роли  и социальное влияние на развитие личностиребенка и родителей.
Перед лицом неблагоприятных факторов и изменений
          Некоторые семьи сталкиваются с нетипичными неблагоприятными факторами,которые нарушают нормальный жизненный цикл и могут угрожать развитию членовсемьи. Любой данный неблагоприятный фактор может оказывать непосред­ственное икосвенное влияние. Смерть взрослого может означать потерю супруга, кормильца,родителя. Рождение ребенка с какими-либо отклонениями — серьезный стресс дляродителей, неизбежно отражающийся на их отношениях с другими детьми. Точно так же болезнь, потеря работы,переезд и другие события могут приве­сти к неожиданным изменениям, которыеотразятся на развитии детей и подрост­ков. Такие социальные факторы, какродственные связи, участие вобщественной жизни, государственная поддержка могут смягчать психологическоевоздействие подобных неблагоприятных обстоятельств.
-7-
Одно из серьезных неблагоприятных обстоятельств—материальные затрудне­ния. Экономические проблемы могут провоцироватьмежличностные конфликты, усиливающие экономические эффекты. Если экономическиезатруднения присущи неимущим слоям населения, то хронические заболевания,безработица и потеря  угрожают ипредставителям среднего класса. Во многих странах эти проблемы стоят особенноостро. Поскольку в разных странах ситуации складываются по-разному, влияниематериальных затруднений на личностное и семейное развитие так же не одинаково.
        В целом, на семейную жизнь может негативноповлиять чрезмерная погруженность родителей в работу, ненадежностьпрофессионального статуса, потеря работы.-
Но ети обстоятельствамогут по-разному влиять на членов семьи в зависимости от  демографических, личностных и соииалыю-псгорнчсских факгоров.
Развод
Исследования, посвященные результатам развода, неоставляют никах сомнений в том, что разрывотношений между родителями может иметь устойчивые негативнее последствия дляребенка. 0днако влияния эти носят сложный характер. Пол, возраст, влияниесверстников, индивидуальные различия родителей и детей, а также дальнейшийсупружеский статус разведенных родителей — все это о посредующие  факторы.
-8-Используемая литература
1 Дж. Капрара, Д. Сервон  «Психологияличности»
2 Льюис Морган «Системы родства о свойства человека»
3 М. М. Ковалевский « Очерк происхождения и развития семьи исобственности»
4 Дж. Ф. Мак-Леннану  « Пкрвобытный брак»
5 Солсо Р. Л. « Когнитивнаяпсихология»

.
-9-


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.