Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Познавательные психические процессы. Мышление, тестирование уровня мышления

План.
Введение                                                                                                                                                  
1.      Познавательныепсихические процессы                            
2.      Определениемышления                                                     
3.          Мыслькак единица мышления                                          
4.          Мышлениекак процесс                                                      
5.          Фазымыслительного процесса                                          
6.          Формированиепонятий                                                      
7.          Языки дискурсивное мышление                                       
8.          Видымышления                                                                  
9.          Мышлениеи воображение                                                 
10.      Формирование и развитие мышления                              
11.      Тестирование уровня мышления                                       
Заключение                                                                             
                                                                             «Мышление – орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и всебе самом».                                                                                                И.П. Павлов.                                                                              [16, с. 110]                                                                     Введение.
Психические процессы являются базовойосновой человеческой  психики. Триразновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые –образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.Психическиепроцессы, с помощью которых  формируютсяобразы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательнымипсихическими процессами. Познавательныепроцессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируютинформационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессыобеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Этизнания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побужденияопределяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент,направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления.Осознаваемые человеком  потребности такжеданы ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том,  что он чего-то хочет.  Сама деятельность человека приобретаетцеленаправленный, упорядоченный характер, благодаря  знанию оконечном ее результате как о цели, существующей в сознании, формепредставления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
Познавая и преобразуя мир, человеквыявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности,внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешнихпризнаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивыхвзаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был лидождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаяхмы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делаяумозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, невидя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многоеузнал о нем.
Замечая связи между явлениями,устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваиваетмир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляетмыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания,классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характернуюдля него интерпретацию явлений.
     
 Познавательныепсихические процессы.
 Все знания самоговысокого порядка, например, знания о физических и химических свойствах веществ,о явно наблюдаемом  устройстве вещей искрыты от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец,знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний,получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровнясложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики исобственную организацию и вносит свой особый вклад в формирование внутреннесвязанной, динамичной,  но в то же времяцелостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуютдруг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в данныймомент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов ( оттенков,форм, звуков, запахов), в которых необходимо разбираться, чтобы установить, чток чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир,находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами,населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также искрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощьюорганов чувств, в каждый момент мы воспринимаем только часть пространства, мызнаем, что пространство, окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаряэтим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности инепрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем,но и имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границырасширяются беспредельно.
Весь этот беспредельный в пространстве и времени мирумещается в маленьком пространстве человеческого организма. Организм, точнеенервная система, строит весь этот богатый образ мира и к тому же располагаетего вне себя, пользуясь впечатлениями, получаемыми только сенсорнойповерхностью, соприкасающейся с окружающим миром. Сенсорная  (от лат. Sensus — чувство, ощущение) поверхность телаявляется тем экраном, на который проецируется окружающий мир, тем единственнымсредством и источником, с помощью которого нервная система только и можетпостроить все богатство красок и форм этого мира. И хоть это именноповерхность, то есть тонкая ткань, располагающаяся в ограниченном пространствеи имеющая свою собственную конфигурацию и свойства, образ объекта, строящийсяна основе изменений, происходящих на этой поверхности, располагается вне ее,обладает свойством глубины, а сам он кажется независимым и достоверным.
Зрительно воспринимаемый нами в данный момент мирпредставляет собой образ («картинку»), лежащий за пределами нашего организмадействительности, в чем отчасти можно убедиться, проделав небольшой эксперимент. Для этого нужно сосредоточитьвзгляд на каком-то отдаленном предмете и аккуратно, сквозь нижнее веко надавитьна глазное яблоко. Произойдет следующее: от «объекта» как бы отделится его«образ» вместе с окружающим его планом, при этом отделившийся «образ»приобретет безжизненный, уплощенный характер и станет действительно картинкой.  Слова «объект» и «образ» взяты здесь вкавычки потому, что в действительности и то и другое суть образы объекта,которые до этого совмещались  в некоецелое, придавая ему качество именно отдельной вещи, а не образа.  [4, с.115]
В обыденной жизни мы не отдаем себе отчета в том, что, вчастности, зрительно воспринимаемый нами мир- всего лишь его образ.  Образы окружающих нас объектов представляютсянам настолько достоверными, что мы отождествляем их  с самими объектами, и только в особыхусловиях это обстоятельство начинает нами осознаваться, да и то лишь частично.В  этих случаях  мы говорим себе, что нам  что-то «кажется»,  «мерещится». Если имеются какие- то  понятные объяснения, то эта «кажимость»переживается нами относительно спокойно, но она приводит в ужас,  если таких объяснений  найти неудается. Легко понять переживания человека, который ясно видит, например, какнаходящаяся перед ним приборная  досканачинает таять и капать на пол, стены комнаты — изгибаться, части лица стоящегоперед ним человека – смещаться относительно друг друга, а сам он начинаетскучиваться вдоль вертикальной оси. К счастью, подобные  вещи случаются только в особых условиях,   прикоторых происходит «поломка» органов, отвечающих  за построение образов окружающего мира, или нарушение выполняющих ими функций,например, при сенсорной депривации (редких в повседневной жизни условиях, прикоторых ограничиваются контакты организма с окружающим миром), при пораженияхголовного мозга, отравлениях  и припсихических заболеваниях .
Образы окружающего мира представляют собой  сложнейшие психические образования, в ихформировании принимают участие различные психические процессы, значение которыхв структуре целостного образа можно выявить путем искусственного(экспериментального или логического) расчленения этого образа на составныечасти, а также при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологииделение единого психического процесса на отдельные познавательные процессы(ощущение, восприятие и др.) является, таким образом, условным. В то же время воснове этого деления лежат объективные специфические особенности каждого изэтих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносятв построение  целостного образа. Всовокупности они составляют своеобразную пирамиду процессов, в основе которойлежит первоисточник завершенного образа — ощущение. Первичность ощущений приэтом не означает, что  весь образявляется простой их суммой.
Основными познавательными психическими процессами, которыеучаствуют в построении образов окружающего мира, являются: ощущение,восприятие,  мышление, память.
Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отраженииотдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутреннихсостояний организма при непосредственном воздействии раздражителей насоответствующие рецепторы  (Введение впсихологию, 1996).  В действительностиуже в ощущениях субъекту представлены не только отдельные свойства окружающегомира, но и иные, более общие его характеристики.
Ощущения являются главным источником знания человека о себеи об окружающем мире. Ничто человек не может узнать иначе, чем через опыт,получаемый в результате восприятия окружающего мира с помощью органов чувств.Действительно, человек, не способный видеть, вряд ли сможет себе представить,что такое цвет и свет так, как это способен представлять и ощущать зрячийчеловек. Тот, кто лишен слуха, не в состоянии представлять и воспринимать звукимузыки и тонкие нюансы человеческого голоса точно так же, как это способен делатьхорошо слышащий человек.
Таким образом, когда говорят, что ощущения являются главнымисточником знаний человека, под этим подразумевают то, что, не имея ощущений,человек  не имел бы и сознания (в нем восновном и представлены разнообразные ощущения). Не получая ощущений, человекдействительно ничего бы не знал, так как его сознание было бы отключено. Так,например, случается, когда человек на время теряет сознание. Как только у негопоявляются ощущения, он обретает сознание вновь, и только в этот момент временион может иметь знание и себе и мире.
Восприятие — познавательный психический процесс,  состоящий в целостном отражении предметов,ситуации и событий, возникающий при непосредственном воздействии физическихраздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Это процесс познанияцелостны, сложных вещей и явлений, существующих в мире и представленных всознании человека в виде образов. Результатом восприятия как процесса являетсяобраз, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых сопределенным предметом или явлением.
Существование образов представляется очевидным в отношениизрительного восприятия и менее очевидным по отношению к другим видамвосприятия, например, слуховому. Например, образом, порождаемым слуховым восприятием речи, является наборвзаимосвязанных звуков человеческой речи, представляющих букву, слово,предложение или целое высказывание. Слуховым образом может стать фрагменткакого- либо музыкального произведения или все произведение в целом, когда мыощупываем какой-либо предмет (осязательное восприятие), мы получаем от негогамму взаимосвязанных ощущений, складывающихся в тактильный образсоответствующего предмета. Обонятельным образом предмета может служитьспецифический набор запахов, связанный с ним. Так, например, животные могут позапахам определять присутствие или отсутствие поблизости другого, вполнеконкретного животного, не видя его и не слыша воспроизводимых им звуков. Здесьориентация производится по так называемому обонятельному образу.
Память- это процессы организации и хранения прошлого опыта, делающиевозможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферусознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим иявляется важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития иобучения. Следует отметить, что под опытом здесь понимаются  любые психические процессы, предшествовавшиетекущим независимо от степени их сознания. По сути дела «опыт» и «информация» тождественны, поскольку «информация-это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе  нашего приспособления к нему иприспосабливанию  к нему наших чувств».
[5, с.83]
Памятью называется особого рода способность человека,связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания изабывания разнообразной информации. Когда мы имеем дело с запоминанием, топредполагается, что человек не просто воспринимает, но сохраняет воспринятуюинформацию в течение определенного времени. Когда мы говорим о том, что человекпользуется памятью, припоминая или узнавая нечто, имеется в виду, что это нечтоуже хранится в его голове, а не получается вновь из окружающей среды. Памятьючеловек пользуется практически беспрерывно, и она принимает участие почти вовсех его жизненных процессах и формах поведения. Когда человек только рождаетсяна свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, в его памяти очень много такназываемой генетической информации, по которой человек развивается сам, истроится вся его жизнь, по крайней мере, в течение нескольких первых лет послерождения. Все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение.Следовательно, память человеку нужна также для того, чтобы сохранить свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни.Ведь то, что человек хранит в памяти (в данном случае мы имеем дело с такназываемой генетической памятью), позволяет ему, не обучаясь вновь, сразупользоваться информацией, которую он уже имеет, или очень быстро осваивать то,что ему крайне необходимо для жизни.
Мышление –это социально обусловленный, неразрывносвязанный с речью познавательный процесс, характеризующий обобщенным иопосредствованным  отражением связей иотношений между объектами в окружающей действительности.  
                   Определение мышления.                  
Венцом эволюционного и исторического развитияпознавательных процессов  человекаявляется его способность мыслить. Благодаря понятийному мышлению человекбеспредельно раздвинул границы своего бытия, очерченные возможностямипознавательных процессов  более «низкого»уровня – ощущения, восприятия, представления. Чувственные  образы, создаваемые с помощью этих процессов, обладая качеством надежнойдостоверности, то есть высокой степени соответствия объектам и ситуациямреального мира, дают возможность вовремя реагировать на происходящие  изменения и эффективно строить  свое поведение в ответ на эти наличные,непосредственно воспринимаемые события. Придавая движениям определенное направление в пространстве, и регулируяих силу и скорость, чувственные образы в то же время, будучи жестко«привязанными» к объекту, его форме, свойствам, местоположению и скорости егопродвижения, создают и определенные ограничения в познании окружающегомира.  В этих образах окружающий мирпредстает, так сказать, в нетронутом виде. Для того, чтобы проникнуть в суть вещей и явлений, понять скрытые отнепосредственного взора связи и отношения  внутри них и между ними, необходимо активно вних вмешаться ,  произвести с ними некиефизические или мысленные манипуляции, в результате которых эти скрытые связи иотношения становятся явными. Такое постижение этих связей раздвигает границыналичной ситуации не только в том смысле, что мы знаем,  что воспринимаемые здесь  и  сейчас объекты и события являются лишьничтожной частью всего сущего  вбезграничном пространстве и времени; но и в том, что мы своим умственнымвзором можем «увидеть» то, то не дано невооруженному мыслью глазу, уху,обонянию и т.д.  Такой умственный образокружающего мира, сплетаясь с его чувственным образом, максимально отражаетокружающий мир, хотя в то же время может порождать и химеры.  С помощью мышления человек познает окружающиймир во всем многообразии, свойствах и отношениях.
Преимущества, которые дает человеку мышление, заключаютсятакже в том, что с его помощью он может, «не сходя с места» и, таким образом,находясь в безопасном положении, «проиграть в уме» различные варианты  возможных (и невозможных) событий, которые вдействительности нигде и никогда не происходили; предвосхитить наступлениенаиболее вероятных событий, чувственно не воспринимаемых в данный момент вданном месте, и подготовиться к соответствующим ответным действиям,спланировать их и корректировать их в процессе их осуществления, то есть мышление, являясь частью психики, выполняетодну из основных ее функций — функцию упреждения событий. Таким образом, спомощью мышления человек познает не только сущее, действительное, но ивозможное, он не только познает, но и создает его.
Мышление является предметом исследования многих дисциплин:философии, в рамках которой исследуются общие отношения меду мышлением иматерией; социологии, где изучается зависимость мышления от социальнойструктуры общества   и процесса егоразвития; логики, которая исследует закономерные связи между  такими основными формами мышления, какпонятие, суждение и умозаключение; физиологии и других наук.  Реально совершающееся мышление может быть, ичасто бывает, неправильным с точки зрения формальной логики. Оно можетопределяться субъективными пристрастиями, быть непоследовательным, свернутым, впроцессе его осуществления могут допускаться логические ошибки, но именно этоживое, обусловленное собственно психологическими факторами мышления иинтересует психологов. При изучении мышления конкретных людей в конкретныхобстоятельствах были получены очень важные факты. В частности, было обнаружено,что с точки зрения достижения конечного результата, «ошибка»- понятие, весьмаотносительное, так как именно «ошибка» может выполнять очень важнуюподготовительную функцию при решении задач. Если логика изучает отношения междуготовыми, уже сформированными понятиями, то психологию интересует также сам посебе процесс формирования понятий, при котором может происходить, например,приписывание вещам отсутствующих у них свойств. Кроме того, психологиюинтересуют не только развитые формы мышления, основанные на оперированиипонятиями, но и более простые его формы. Основной тезис о взаимосвязипсихических явлений реализуется в исследовании влияния на мышление другихпсихических процессов, состояний и свойств личности, таких как эмоции,установки, характер, личностные особенности.
Под мышлением мы понимаем нечто, происходящее где-то«внутри», в психической сфере, и то психическое «нечто» влияет на поведениечеловека таким образом, что оно приобретает нешаблонный, нестандартный,неповторяющийся характер. Когда мы наблюдаем однообразное поведение, слышимдавно известные истины, знаем, что человек слепо верит во что-то, мы говорим,что здесь нет и намека на мысль. Приспособительная изменчивость поведенияживотных в некоторых ситуациях  такжепобуждает нас предполагать наличие в нем разумной основы.
Приспособление к окружающей среде может осуществлятьсядвумя принципиально различными путями: а) путем выполнения автоматизированных,жестко запрограммированных действий, не зависящих от меняющихся обстоятельств;б) путем выработки в данных, конкретных ситуациях  новых индивидуальных форм поведения,учитывающих изменившиеся условия.  Всвязи с тем, что никакая заранее подготовленная (врожденная) программаповедения не может полностью соответствовать изменяющимся условиям среды, любоеповедение, основанное на психическом отражении, можно считать разумным, то естьцелесообразным, где разумное означает индивидуально-изменчивое  и приспособленное  к конкретным обстоятельствам (О. К. Тихомиров).В более узком смысле, под разумным понимают нахождение отходных путей ииспользование орудий. Даже у животных всякое поведение представляет собой сплав врожденных ииндивидуально-изменчивых форм поведения. [13, с.77]
Несмотря на  то, чтопо признаку индивидуального приспособления к изменяющимся условиям междуповедением животных и человека имеется много общего, поведение человека,основанное на мышлении, и разумное поведение животных   отличаются друг от друга существенно ипринципиально. Главное отличие в том, что поведение животных — приспособительное, поведение человека –приспособительно  преобразующее. В процессе преобразующейдеятельности человека мышление выступает как средство постановки цели и какаппарат для подготовки целенаправленных действий. То и другое возможно толькона основе использования языка как средства, в котором в обобщенной формезакреплены наиболее общие свойства предметов и явлений и отношения между ними.Формирования языка, существующего в речевой форме и являющегося средством общения,в свою очередь возможно только в социальной среде. Спецификой отражения науровне мышления    является отражениеименно отношений между объектами  ипризнаками внутри них, оно требуется, в том числе и для осуществленияобобщений. Специфическое отражение указанных отношений в мышлениипсихологически представлено в феномене понимания. До тех пор, пока этиотношения не будут поняты субъектом, их отражение в психике будетпредставлено    только на сенсорно — перцептивном уровне, как это случается при восприятии речевых звуков — можноуслышать фразу, произнесенную на родном языке, но не понять ничего.
Человеческое мышление, обладая всеми присущими емуспецифическими свойствами, не обнаруживающимися в рассудочной деятельностиживотных, не является в то же время внезапно возникшим феноменом и имеетопределенные предпосылки — биологические и социальные.
В качестве исходных условий для возникновения мышлениявыступают две формы деятельности: предметная деятельность и общение. Внутриэтих условий –совместных действий с предметом – в формировании мышленияучаствуют как собственно биологические, так и социальные предпосылки.  В качестве биологической предпосылкивыступает развитое восприятие, которое дает субъекту максимально адекватныйобраз объекта, без чего невозможна адекватная манипуляция им и, соответственно,невозможно отражение связей как внутри объекта, так и между объектами. Безрегулирующей функции образов невозможны также первичные исходные формыпредметной деятельности и общения: без наличных образов люди, образно говоря,просто не нашли бы ни объекта для совместных действий, ни друг друга. В своюочередь, совместная предметная деятельность и общение, развиваясь, становятся мощной движущей силой и главным факторомразвития мышления. Исключительно мощным средством формирования мышления, такимобразом, является вовсе не созерцание, а деятельность, действие, которое, пообразному выражению С.Л. Рубинштейна, «как бы несет мышление на проникающем вобъективную действительность острие своем». Разламывая кость, раскалывая орех,копая землю, бросая камень, царапая и пробивая мягкое  твердым, человек постигает открывающиеся приэтом связи между объектами.
Исходной предпосылкой для развития мышления являетсянепосредственная преобразующая активность отдельного индивида. Даннаяактивность приводит к формированию первой фазы всего процесса — формированию исовершенствованию специальных органов действия. У человека таким органомявляется  рука. Совершенствование рукизаключалось в постепенном приобретении ею такой формы, при которой один палецпротивопоставлен остальным, что способствует совершению разнообразных и тонкихдействий. Вторая фаза определяется тем, что действие становится орудийным икоммуникативно   опосредованным, то есть, и сами орудия, ицели, и значение действия определяются совместно с другими людьми. Далееорудийная коммуникативно опосредованная деятельность сама становится  главным фактором становления мыслительныхпроцессов. Обе фазы этого процесса переплетаются и взаимно влияют друг надруга. Наблюдения за детьми, которых воспитали животные, полностью подтверждаютэти представления: у них морфологически     (биологически) развитый орган действий – рука– в действительности не является таковым или является только отчасти, в той жемере у них оказывается неразвитым и мышление.
Итак, на начальных этапах мощным средством развития мышления является практическое действие.  В дальнейшем, при развитом мышлении, ужемысль становится средством организации действия, предваряющим его фактором,выполняющим программирующую и регулирующую функцию. При этом, практическоедействие не утрачивает своего значения и продолжает выполнять роль одного изосновных средств совершенствования мысли. Об этом следует помнить каждому, ктов своем интеллектуальном развитии не желает останавливаться на достигнутом.[5,с.65]
               Мыслькак единица мышления.
Мышление представлено субъекту не только в форме егорезультата-мысли, но и в форме процесса. Процесс мышления субъективно хорошознаком каждому, однако субъективное – не всегда достоверное, поэтому для раскрытия этапов этого процесса, а такжехарактера производимых при этом операций потребовались специальныеисследования.
Основной характеристикой ощущения является его модальность(звук, свет, вкус, запах и т.д.); отличительной характеристикой образавосприятия является его предметность, то есть отражение в нем отдельногообъекта как предмета с его очертаниями, объемом рельефом; особенной характеристикой мысли, отличающей ее от чувственныхобразов, является представленность  в нейвычлененных из чувственных образов понятных субъекту отношениймежду отдельными объектами или отдельными свойствами, характеристиками объекта.Можно, например, с помощью ощущений, восприятия и представлений «отразить»стоящую на окне вазу с цветами. При этом можно почувствовать запах цветов,различить их расцветку, осмотреть и ощупать подоконник, окно, вазу и цветы итаким образом постичь их форму, можно определить, какой из цветков находитсяближе, а какой дальше. С помощью восприятия мы можем также выделить вазу сцветами как фигуру, при этом окно и все остальное окружение станет фоном. Мыможем воспринять окно целиком, вместе с вазой, которая будет «встроена» в образокна, и в этом плане отношения между ними уже будут представлены, но они небудут вычленены, абстрагированы и, таким образом, поняты. Только с помощьюмышления мы можем понять, что ваза именно стоит на окне.То, что она именно стоит, а не, например, лежит, или прибита, илиприклеена к окну, можно понять, только произведя какую-то операцию соотнесения-попытаться физически поднять ее, толкнуть, повернуть или проделать этомысленно, манипулируя наличными образами или представлениями, либопроанализировать ситуацию, используя отвлеченные понятия, выраженные с помощьюслов. В результате этих действий, связанных с выполнением операцийсоотнесения предметов, образов и понятий, и будут обнаружены истинные,недоступные для восприятия отношения между вазой и окном.
На этой неспособности нашего восприятия постичь истинныеотношения между явлениями и, таким образом, его способности вводить нас взаблуждение построены некоторые приемы в кино. Мы видим, например, как герой снеимоверным напряжением сил, весь в поту, на одних пальцах отчаянно карабкаетсяпо отвесной скале. Вдруг мы с изумлением замечаем, что капающий с егоизмученного лица пот падает не вниз, в пропасть под его ногами, а вбок, наскалу, прямо перед его носом. Только тогда, когда оператор поворачиваеткамеру на 90 градусов и дает общий план, мы начинаем понимать, что геройпросто ползет горизонтально по бутафорской «отвесной стене».
Несмотря на усилия специалистов, как это ни парадоксальнозвучит, феномен понимания по-прежнему остается до конца не понятным. Коварствоэтого феномена заключается в резком расхождении между субъективной ясностью иотчетливостью его переживания и чрезвычайной трудностью его аналитическогоописания. Как бы там ни было, ясно, что, хотя понятными или непонятными могутбыть образы, эмоции, воспоминания, понимание является специфическойхарактеристикой именно мысли, мышления. Ведь ни образ, ни эмоция, нивоспоминание не утрачивают своих основных качеств даже в том случае, если ониостаются непонятными. В отличие от них непонятная мысль перестает быть мыслью,а средство, с помощью которого она передается, превращается в пустуюоперативную оболочку. Если это было речевое высказывание, то оно превращается всвоеобразный «речевой труп». Усвоение такого грамматически правильного набораслов без понимания его смысла – частое следствие зубрежки или бездумного повторениячужих фраз.
Одним из механизмов понимания, схватывания, усмотрения,«синтетического обнаружения» является такое физическое или мысленноепереструктурирование ситуации, при котором ее компоненты, включенные в новуюструктуру, выполняют новые функции. Эти новые функции и отношения иусматриваются. Они и предстают перед субъектом в форме понимания. Здесь вновьотчетливо видно, что в основе понимания – специфической характеристике мышления- лежит активное вмешательство в ситуацию, активное действие. Следовательно,для того, чтобы понять, нужно самостоятельно это что-то сделать или переделать,переставить, разобрать и вновь собрать и т.д.
Элементарной единицей мысли, в которой представленыотношения объектами, является суждение. Суждение- это форма мышления, вкоторой отражаются связи и отношения между сущностями. Логическое суждение  есть связь между субъектом и предикатом, где,в общей форме, субъект – это обозначаемое, а предикат- то или иное егосвойство, качество. Поскольку суждение является логическим следствиемусмотрения отношений, выявляемых уже на уровне перцепции, в нем могутотражаться отношения еще до формирования понятия. Суждение с понятиями вкачестве его структурного элемента – это только частная, хотя и высшая формасуждений.
Суждение как форма существования элементарной мыслиявляется исходной для двух других логических форм мышления- понятия иумозаключения.                                       
Понятие- мысль, в которой отражаются наиболее общие,существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности.
Умозаключение- форма мышления, которая представляет собойтакую последовательность суждений, где в результате установления отношениймежду ними появляется новое суждение, отличное от предыдущих.
Для того, чтобы вычленить и понять отношения и связи междуэлементами ситуации, необходимо произвести какие-то действия- операциисоотнесения элементов друг с другом.
Мыслительные, производимые с помощью физических илиумственных действий операции соотнесения:
·       сравнение,с помощью которого вскрываются отношения сходства или различия;
·       анализ-расчленение целостной структуры объекта;
·       синтез-воссоединение элементов в целостную структуру;
·       абстракцияи обобщение- выделение общих признаков объекта, отделение их от единичных, случайныхи поверхностных;
·       конкретизация-операция, обратная абстрагирующему обобщению, то есть возврат к осмысливаемомуобъекту во всей полноте его индивидуальной специфичности.
В связи с тем, что некоторые из этихопераций соотнесения можно производить не только с понятиями, но и с объектамии их образами, мышление имеет различные уровни.
Генетически наиболее ранним уровнемявляется  наглядно — действенноемышление. Это такой уровень мышления, при котором отношения вскрываются путемнепосредственного манипу


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.