Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Особенности самореализации с уровнем развития группы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НОУ ВПО «ОМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра общей психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:Особенностисамореализации с уровнем развития группы
студента:3 курса, очно-заочной                                                                                                             формы обучения Миронова Ю.В. 
Научный руководитель:
                                                          Рогозина Т.И.
Омск — 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение                                                                                                        3
  Глава 1. Личность и профессиональная деятельностькак
взаимосвязанные категориичеловеческого существования
1.1 Феномен самоактуализации и самореализация личности                       6
1.2 Характеристики самоактуализирующихсялюдей                                   10
1.3 Понятие малой группы                                                                               17
1.4 Классификация малых групп                                                                     19                                       
  Глава 2.Определение особенностей самореализации во взаимосвязи с уровнем развитиягруппы.
2.1 Объекты и методы исследования                                                           24
2.2 Определение уровня самореализации                                                      29
2.3 Определение уровня развития  группы                                                   31
2.4 Сравнительный анализ самореализациис уровнем
     развития группы                                                                                         32                                                    
 Заключение                                                                                                 34
 Список литературы                                                                                    36
ВВЕДЕНИЕ
   Человечество существует в мире. В этомобщечеловеческая ситуация. Понятие «человек» не существует безпонятия «деятельность». Пока в теле человека присутствует жизнь, онанепременно будет осуществлять себя во вне через деятельность.
 Как известно, в отечественной психологии связьличности с производимой ею деятельностью широко исследовалась и нашла своёвыражение в структурированном деятельностном подходе, согласно которому междусубъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, К.А.Абульханова-Славская, Г.В. Суходольский и др.). Существование конкретного человекав мире опосредовано той конкретной ситуацией, в которой он пребывает. Понятие самоактуализацииохватывает всю систему жизнедеятельности индивида, а особенно явно можетпроявиться в профессиональной деятельности, которой обычно человек посвящаетбольшую часть своей жизни. Самоактуализация включает в себя реализациючеловеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Этакатегория подразумевает в себе непрерывное движение в направлениипрофессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом мыподразумеваем приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширениючисла ситуаций, в которых они оказываются востребованными; эта сторона имеет вбольшей степени рациональное выражение. Под личностным ростом мыподразумеваем приближение к пониманию и осуществлению смысла собственной жизничерез приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание иприсвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость,доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность,независимость и т.п.; эта категория имеет иное качество, в большей степениоснованное на чувственном восприятии.
Таким образом, процесссамоактуализации представляет собой единство профессионального и личностногороста. Неясным остаётся вопрос о связи этих составляющих — существует лизависимость между первым и вторым, и если «да», то существует ли ихвзаимовлияние? [9].
    Переживаниечеловеком своей конкретной ситуации мотивирует его к деятельности, в том числек специфической деятельности по познанию мира и себя. Познавая, человекизменяет себя и, следовательно, мир, частью которого является. Изменившийсямир, в свою очередь, требует непрерывного обновления человека и образа мира.Единожды начавшийся процесс имеет явно выраженную тенденцию к ускорению,интенсификации. «Жизнь» — это уходящая вглубь, в бесконечность способность находитьсяв процессе изменения, становления, дления — пребывания, в изменении … само пребывание должно быть рассмотрено внутри изменения, они составляют единство» [8].
    Цель исследования заключается в определениивзаимосвязи между особенностями самоактуализации и уровнем развития группыстудентов – психологов вечернего отделения.
  В соответствии сосновной целью ставились следующие задачи:
1.          Определитьпонятия и особенности самоактуализации
2.          Определитьпонятия и особенности малых групп
3.          Определить,имеется ли взаимосвязь между самореализацией    человека и уровнем развития  малой группы.
Объектами исследованияслужили 30 человек, которые являлись студентами очно-заочного (вечернего)отделения специальности «Психология».              
 Предметом исследования являются особенностисамореализации студентов и уровень развития группы.
   В ходе решения исследовательских задач былииспользованы следующие методыисследования:
1.        Метод теоретического анализа
2.        Метод тестирования (Самоактуализационный тест (САТ), тест «Пульсар»)
3.        Количественные методы описания данных (методыматематической статистики с применением коэффициента r-Пирсона).
    
  Глава 1. ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ КАТЕГОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
1.1                  ФЕНОМЕНСАМОАКТУАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Самоактуализация и самореализация — это научные понятия,реферирующее определенные процессы в мире действительности. На глобальном,метапсихологическом уровне, тенденция к самоактуализации, по К. Роджерсу, естьпроявление глубинной тенденции к актуализации: «Подтверждением этому служитуниверсальность проявления этой тенденции во вселенной, на всех уровнях, а нетолько в живых системах… Мы подключаемся к тенденции, пронизывающей всюфактическую жизнь и выявляющей всю сложность, на которую способен организм. Наеще более широком уровне, как я уверен, мы имеем дело с могучей созидательнойтенденцией, сформировавшей нашу вселенную: от самой крохотной снежинки до самойогромной галактики, от самой ничтожной амебы до самой тонкой и одареннойличности. Возможно, мы касаемся острия нашей способности преобразовывать себя,создавать новые, более духовные направления в эволюции человека».[8]
На уровне человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «кактакое развитие личности, которое освобождает человека от дефицита проблем ростаи от невротических (или инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или«ненастоящих») проблем жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим»проблемам жизни (сущностно и предельно человеческим проблемам, неустранимым«экзистенциальным» проблемам, у которых нет окончательного решения), — и нетолько обратиться, но и устоять перед ними, и взяться за них. То естьсамоактуализация — это не отсутствие проблем, но движение от преходящих илиненастоящих проблем к настоящим проблемам».[5]
Процесс самоактуализации человека должен рассматриваться иописываться «изнутри» жизни человека, с его точки зрения, как определенный,сознательный выбор жизненных целей и путей их достижения. И видится он с этойточки как определенная Последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой изкоторых «Я» сталкиваюсь с определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагаясобственные усилия, по мере решения проблем совершенствуюсь, Развиваюсь,сознательно выбираю для себя еще более трудные (но соответствующие моим силам ивозможностям, моей «самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, непринимая вызовов, отказываясь от приложения собственных усилий в решениипроблем или выбирая те, которые не соответствуют моим силам и возможностям,моей «самости». В этом случае, не находя своевременно решения, «Я» так женеизбежно прихожу в результате к столкновению с более трудными проблемами, ноиного, «невротического» качества, решение которых будет вынужденным, сузитвозможности моего самоопределения, потребует психологической, социальной илимедицинской помощи. Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, внаправлении самоактуализации должен осуществляться человеком в каждой ситуациивыбора.
Отказ человека от усилий по реализации своего потенциалачреват возникновением патологии: нервными или психическими расстройствами,соматическими заболеваниям или, в наиболее тяжелом случае, развитиемметапатологии, «свертыванием» отдельных способностей, инволюцией, деградацией.Отсутствие в том или ином регионе, стране, сообществе условий длясамоактуализации человека приводит к явлениям застоя, социального иэкономического кризиса. Проведение властными элитами политики, направленной навоспрепятствование процессам самоактуализации, чревато антисоциальнымипроявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание инволюционных тенденций,вовлечение в процессы инволюции больших групп людей, маргинализация отдельныхрегионов и стран чреваты серьезной угрозой для развития цивилизации и культурыв целом.
О самоактуализации в широком смысле слова можно говорить накаждом возрастном этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть,например, в овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды навелосипеде), в овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладениишкольником определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления вВУЗ. В каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилиячеловека в какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долгонакапливаемые упорным трудом количественные изменения приносят одномоментнопроявляющееся новое качество, характеризующее себя в практике жизни какопределенная социальная или личная компетентность. Такого рода осознание,дополняемое положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приноситпиковые переживания, которые отражают состояние счастья.
В строгом значении термина, самоактуализация есть проявлениев поведенческом плане способности к саморегуляции. Поэтому, говоря осамоактуализации ребенка, мы должны помнить, что его поведенческие актыопределяются по большей части бессознательными мотивами, а регулируютсяосновными эмоциями, прямо связанными с удовлетворением биологических нужд, ивнешними факторами контроля. Нижняя возрастная граница возможного наблюденияполноценных актов самоактуализации относится к подростковому возрасту исвязывается с  обретением подростком понятийногоуровня мышления; наличием определенной зрелости механизмов центральноготорможения; накопленным в предшествующий период развития опытом положительногорешения ситуационно обусловленных проблем; наличием тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случаевозможен, но не неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровыхмотивов, доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планови попыток их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно вэтих первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласованиемотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов,необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализациипозволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретатьвысшие формы эмоций и личностные смыслы.
Уточним соотношение между понятиями самоактуализация исамореализация. Реализация (realization), в истолковании Оксфордского словарясовременного английского языка для студентов (1984) — это, прежде всего, осознание,мыслительная (когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) — имеетзначение деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus —поступок), имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает,таким образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическуюдеятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется впостроении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я»,картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующейдеятельности (формирование концепции прошлого). Самоактуализация исамореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одногопроцесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек,максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал,самоактуализировавшаяся личность. Акт самоактуализации – это некоторое конечноечисло действий, выполняемых субъектом на основании сознательно поставленныхперед собой в ходе самореализации целей и выработанной стратегии их достижения.Каждый акт самоактуализации завершается специфической эмоциональной реакцией — «пиковым переживанием», положительным в случае успеха, и отрицательным (боль,разочарование) – в случае неудачи. [5]
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ
  
    Для тех, кого привлеклагуманистическая психология, достижение самоактуализации означает идеальныйстиль жизни. Конечно, как и в случае любого абстрактного образа идеальногопсихического развития, нельзя достичь самоактуализации, просто следуяпредписаниям, предложенным «экспертами». Напротив, это медленный и болезненныйпроцесс, который лучше рассматривать как постоянный поиск, а не достижениефиксированной точки. Следовательно, любая попытка применить критерии Маслоу длясамоактуализации должна сдерживаться пониманием того, что каждый человек долженсознательно выбрать собственный путь самосовершенствования, стремясь стать тем,кем он может быть в жизни.
       Исходя из неформального исследованияописанного ранее, Маслоу пришел к заключению, что самоактуализирующиеся людиимеют следующие характеристики.
    1.Более эффективное восприятие реальности.Самоактуализирующиеся люди способны воспринимать мир вокруг себя, включаядругих людей, правильно и беспристрастно. Они видят действительность такой,какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть. Они менееэмоциональны и более объективны в своем восприятии и не позволяют надеждам истрахам повлиять на свою оценку. Благодаря эффективному восприятию,самоактуализирующиеся люди могут без труда обнаружить фальшь и нечестность вдругих. Маслоу обнаружил, что эта способность видеть более эффективно,распространяться на многие сферы жизни, включая искусство, музыку, науку,политику и философию.
   2. Принятие себя, других и природы.Самоактуализирующиеся люди могут принять себя такими, какие они есть. Они несверхкритичны к своим недостаткам и слабостям. Они не отягощены чрезмернымчувством вины, стыда и тревоги — эмоциональными состояниями, которые вообщестоль присущи людям. Самоприятие также четко выражено на физиологическомуровне. Самоактуализирующиеся люди принимают свою физиологическую природу судовольствием, ощущая радость жизни. У них хороший аппетит, сон, онинаслаждаются своей сексуальной жизнью без ненужных запретов. Основныебиологические процессы считаются частью человеческой природы и благосклоннопринимаются. Подобным образом они принимают других людей и человечество в целом.У них нет непреодолимой потребности поучать, информировать или контролировать.Они могут переносить слабости других и не боятся их силы. Они осознают, чтолюди страдают, стареют и, в конце концов, умирают.
  3. Непосредственность, простота иестественность. Поведение самоактуализирующихся людей отмеченонепосредственностью и простотой, отсутствием искусственности или желанияпроизвести эффект. Но это не означает, что они постоянно ведут себя вразрез страдициями. Их внутренняя жизнь (мысли и эмоции) чужда условности, естественнаи непосредственна. Но эта нетрадиционность не ставит целью произвести впечатление,они могут даже подавить ее, чтобы не огорчать других, и соблюдать определенныеформальности и ритуалы. Следовательно, они могут приспособляться, чтобы оградитьсебя и других людей от боли или несправедливости. По этой причине, например,самоактуализирующиеся люди могут быть терпимыми к принятой в различных образовательныхучреждениях практике обучения, которую они считают глупой, скучной илиотупляющей. Однако, когда того требует ситуация, они могут быть непримиримымидаже под угрозой остракизма и осуждения. Короче, они не колеблясь отклоняютсоциальные нормы, когда считают, что это необходимо.
  4. Центрированность на проблеме. Маслоусчитал, что все обследованные им личности без исключения были приверженыкакой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считаютважной. То есть они не эго-центрированы, а скорее ориентированы на проблемы,стоящие выше из непосредственных потребностей, проблемы, которые они считаютдля себя жизненной миссией. В этом смысле они скорее живут, чтобы работать, ане работают, чтобы жить; работа субъективно переживается ими как ихопределяющая характеристика. Маслоу сравнивает поглощенностьсамоактуализирующихся людей работой с любовным романом: «работа и человек, кажется,предназначены друг для друга … человек и его работа подходят друг другу ипринадлежат друг другу как ключ и замок». [3]
     Самоактуализирующихся людей также оченьинтересуют вопросы философии и этики. Они живут и работают в сфере широчайшейкомпетенции, стремясь посвятить себя надличностной «миссии» или задаче. Такойстиль жизни означает, что они не обращают внимание на тривиальное, незначительное,и это позволяет им четко отделять важное от неважного в этом мире.
  5. Независимость: потребность в уединении.Маслоу пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются внеприкосновенности внутренней жизни и одиночестве. Так как не стремятсяустанавливать с другими отношения зависимости, то могут наслаждаться богатствоми полнотой дружбы.
     К сожалению, это качество независимости невсегда понимается или принимается другими. В сфере социального общения часто«нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными ихолодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности уэтих людей неадекватно удовлетворены. Но у самоактуализирующихся людей этидефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди длядружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребностьобщения другого уровня — общения с собой. Маслоу считает, что самоактуализирующиесялюди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими.
       Потребность в уединении и уверенность всебе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихсялюдей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигаютличные несчастья и неудачи. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиесялюди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на темнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно,они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам обществазаставить их придерживаться социальных условностей.
   6. Автономия: независимость от культуры иокружения. Исходя из характеристик, рассмотренных выше, можно предположить, чтосамоактуализирующиеся люди свободны в своих действиях, независимо отфизического и социального окружения. Эта автономия позволяет им полагаться насвой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития.
      У здоровых людей высока степеньсамоуправления и «свободы воли». Они считают себя самоопределяющими, активными,ответственными и самодисциплированными хозяевами своей судьбы. Они достаточносильны, чтобы не обращать внимание на мнения и влияния других, поэтому они нестремятся к почестям, высокому статусу, престижу и популярности. Они считаюттакое внешнее удовлетворение менее значительным, чем саморазвитие и внутреннийрост. Конечно, достижение такого состояния внутренней независимости определяетсятем, получал ли человек в прошлом любовь и защиту от других.
  7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиесялюди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные событияв жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз. Например,сотая радуга так же прекрасна, как и первая; прогулка по лесу никогда не бываетскучной; вид играющего ребенка поднимает настроение. В отличие от тех, ктопринимает счастье как должное, самоактуализирующиеся люди ценят благосклоннуюсудьбу, здоровье, друзей и политическую свободу. Они редко жалуются на скучную,неинтересную жизнь.
      Ключевым моментом открытости для новыхпереживаний является то, что самоактуализирующиеся люди не разделяютпереживания на категории и не гонят их от себя. Наоборот, их субъективный опыточень богат, и каждый день жизни с его обычными делами всегда остается для нихзахватывающим и волнующим событием.
  8. Вершинные, или мистические переживания.Изучая процесс самоактуализации, Маслоу пришел к неожиданному открытию: умногих его испытуемых было то, что он назвал вершинными переживаниями. Этомоменты сильного волнения или высокого напряжения, а также моментырасслабления, умиротворения, блаженства и спокойствия. Они представляют собойэкстатические состояния, какие переживаются в кульминационные моменты любви иинтимности, в порывах творчества, озарения, открытости и слияния с природой.
     По Маслоу, вершинные, или мистические,переживания не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя по своейсути они религиозны. Он обнаружил, что в состоянии вершинного переживания людичувствуют большую гармонию с миром, теряют ощущение своего «я» или выходят заего пределы. Они одновременно чувствуют себя и более сильными, и более беспомощными, чем прежде, и утрачиваютчувство времени и места.
  9. Общественный интерес. Даже когдасамоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневанынедостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокоечувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим«смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувствомсострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Часто это особый видбратской любви, подобной отношению старшего брата или сестры к младшим братьями сестрам.
   10. Глубокие межличностные отношения.Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личнымвзаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, болеездоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек. То естьсамоактуализирующиеся люди склонны устанавливать близкие отношения с теми, ктообладает сходным характером, талантом и способностями, хотя благодаря своемусоциальному интересу они обладает особым чувством эмпатии к менее здоровымлюдям. Обычно круг их близких друзей невелик, т.к. дружеские отношения в стилесамоактуализации требует большого количества времени и усилий. Самоактуализирующиесялюди также испытывают особую нежность к детям и легко общаются с ними.
   11. Демократический характер. Самоактуализирующиесяличности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, ипоэтому они уважают других людей, независимо от того, к какому классу, расе,религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показателистатуса. Более того, они с готовностью учатся у других, не проявляя стремленияк превосходству или авторитарных склонностей.
      В то же время Маслоу обнаружил, чтосамоактуализирующиеся люди не считают всех без исключения равными: «Этииндивиды, сами являются элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элитахарактера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи,возраста, молодости, славы или власти.  [5]
  12. Разграничение средств и целей. Вповседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определены,последовательны и тверды, чем обычные люди, в отношении того, что правильно ичто ошибочно, хорошо или плохо. Они придерживаются определенных нравственных иэтических норм, хотя очень немногие из них религиозны. Маслоу также отметил уобследованных самоактуализирующихся личностей обостренное чувство разграничениецелей и средств их достижения. В то же время они часто наслаждались собственносредствами, которые не нравились менее терпимыми людям. Им больше нравилосьделать что-то ради самого процесса, а не потому,  что это средство для достижения какой-то цели.
  13. Философское чувство юмора. Другойпримечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явноепредпочтение философского, доброжелательного юмора. Если обычный человек можетполучать удовольствие от шуток, высмеивающих чью-то неполноценность, унижающихкого-то или непристойных, то здорового человека больше привлекает юмор, высмеивающийглупость человечества в целом. Маслоу замечал, что философский юмор обычно вызываетулыбку, а не смех. Из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся довольно сдержанными исерьезными.
  14. Креативность. Маслоу обнаружил, что всебез исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству.Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как увыдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорилскорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присущанеиспорченным детям. Это креативность, которая присутствует в повседневнойжизни как естественный способ выражения наблюдательной, воспринимающей новое иживительно простой способ личности.  [11]
Чтобы бытькреативным, самоактуализирующемуся человеку не обязательно писать книги,сочинять музыку или создавать живописные полотна.
  15. Сопротивление окультуриванию. И, наконец,самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя вто же время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностьюи уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не поддается социальномуи культурному влиянию. Такое сопротивление окультуриванию не означает, чтосамоактуализирующиеся люди нетрадиционны или антисоциальны во всех сферах человеческого поведения. Например, втом, что касается одежды, речи, пищи и манеры поведения, если это не вызывает уних явных возражений, они не отличаются от других. Подобным образом, они нетратят энергии на борьбу с существующими обычаями и правилами. Однако они могутбыть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-тоосновные их ценности. Поэтому те, кто не дает себе труда понять и оценить их,иногда считают самоактуализирующихся людей непокорными и эксцентричными.Самоактуализирующиеся люди также не требуют от своего окружения немедленногоулучшения. Зная о несовершенствах общества, они могут быть медленными ипостепенными, но их легче достичь, работая внутри этой системы.
1.3ПОНЯТИЕ МАЛОЙ ГРУППЫ
    Психология и подведение отдельного человекакак личности существенно зависят  отсоциальной среды. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, вкотором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, более илименее устойчивые соединения,
называемыегруппами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большиепредставлены государствами, нациями, народами, партиями, классами, другимисоциальными общностями, выделяемыми профессиональным, экономически,религиозным, культурным, образовательным возрастным, половым и другимвсевозможным признака.
    Непосредственным проводником влиянияобщества и больших социальных групп на индивид является малая группа. Онапредставляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек),занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг сдругом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В нейчеловек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, наиболеезначимых для человека, являются семья, школьный класс, трудовой коллектив,объединение близких друзей и приятели и т.п.
    Малую группу характеризуют психологическаяи поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу,делает ее относительно независимым социально-психологическим образованием. Этаобщность может обнаруживаться по разным характеристикам – от чисто внешних(например соседи) до достаточно глубоких, внутренних (члены одной семьи). Мерапсихологической общности определяет сплоченность группы – одну из основныххарактеристик уровня ее социально-психологического развития.
     Малые группы могут быть разным повеличине, характеру и структуре отношений, существующих между членами, поиндивидуальному составу, особенностям, ценностям, норм и правил взаимоотношений,разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержаниюдеятельности. Количественный состав группы на языке науки называется ееразмером, индивидуальный – композицией. Структура межличностного общения, илиобмена деловой и личностной информацией называют каналами коммуникации,нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений называетсяпсихологическим климатом группы. Общее правило поведения, которыхпридерживаются члены группы, называют групповыми нормами. Все перечисленныехарактеристики представляют собой основные параметры, по которым выделяют,разделяют и изучают малые группы в социальной психологии. [10]
1.4КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛЫХ ГРУПП
    Обилие малых групп в обществе предполагаетих огромное разнообразие, и поэтому для целей исследований необ­ходима ихклассификация. Неоднозначность понятия малой груп­пы породила и неоднозначностьпредлагаемых классификаций. В принципе допустимы самые различные основания длякласси­фикации малых групп: группы различаются по времени их суще­ствования(долговременные и кратковременные), по степени тес­ноты контакта между членами,по способу вхождения индивида и т.д. В настоящее время известно околопятидесяти различных ос­нований классификации. Целесообразно выбрать из нихнаиболее распространенные, каковыми являются три классификации: 1) де­лениемалых групп на «первичные» и «вторичные», 2) деление их на «формальные»«неформальные», 3) деление на «группы членст­ва» и «референтные группы». Каквидно, каждая из этих трех клас­сификаций задает некоторую дихотомию.
Делениемалых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули,который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвавтакие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кулипредло­жил определенный признак, который позволил бы определить су­щественнуюхарактеристику первичных групп — непосредствен­ность контактов. Но привыделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малымигруппами, и тогда класси­фикация утратила свой смысл. Если признак малых групп- их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще ка­кие-то особыегруппы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому потрадиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этомслучае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членамииспользуются различные «посредники» в виде средств связи, на­пример), но посуществу исследуются в дальнейшем именно пер­вичные группы, так как только они.удовлетворяют критерию ма­лой группы. Практического значения эта классификацияв насто­ящее время не имеет.
Второеиз исторически предложенных делений малых групп — это деление их наформальные и неформальные. Впервые это деле­ние было предложено Э. Мэйо припроведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальнаягруппа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, онипредписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строгораспределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемойструктуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях,определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы являетсялюбая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочаябригада, школьный класс,


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Державне кредитування В Україні
Реферат Профессиональная ориентация молодежи: понятие, сущность, механизмы формирования
Реферат Обоснование и оценка инвестиционного проекта в сфере недвижимости
Реферат Human Evolution Essay Research Paper Human EvolutionArdipithecus
Реферат Комплект документов для организации предпринимательской структуры
Реферат Обеспечение эффективной деятельности ГУП "Вязниковского ПАТП"
Реферат ХІХ век - время расцвета русской художественной культуры
Реферат Славянофильство
Реферат Общие принципы лечения диффузных заболеваний соединительной ткани
Реферат Принципи кримінального процесу в Україні
Реферат Государственное управление топливно-энергетическим комплексом
Реферат Анализ и комплекс мероприятий по обслуживанию локальной сети службы по делам детей Северодонецкого
Реферат Формы и системы оплаты труда и целесообразность их применения
Реферат Анализ и прогнозирование основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий
Реферат Корпоративные тренинги как инструмент развития менеджмента