Департамент ОбразованияГорода Москва
Московский ГородскойПсихолого-Педагогический Университет
МосковскийСоциально-Педагогический Колледж
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯРАБОТА
Тема: Особенностисоциализации современного подростка
Автор: Калинин И.В.
0314
Социальная педагогика
Курс 3
Группа 32
Научный руководитель:
Рассказова А.Л.
Москва 2004
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Глава 1 Проблемы современной социализации подростков………..5
1.1 Понятие социализации……………………………………………..5
1.2 Особенности современнойсоциализации………………………..10
1.3 Особенности социализации современногоподростка…………..13
1.4 Роль факторов семейноговоспитания, школы, группы
сверстников и средств массовойинформации в социализации
подростка………………………………………………………..….15
Глава 2 Исследование влияния факторов семейного
воспитания,школы, группы сверстников и средств массовой
информации в социализации подростков.……………………….….33
2.1 Диагностика зависимости социализации подростков
от еёфакторов…………………………………………………......33
Заключение………………………………………………………....….37
Библиография………………………………………………………….40
Приложения……………………………………………………………41
Введение
Актуальность
Одним из основных звеньевсоциализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некотороепадение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье кореннымиизменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменениесоциальных условий, смена одних общественно-экономических отношений накачественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такаяситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения,озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.
Переход от традиционной патриархальной семьи ксовременной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитетаотца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей.Распространены стали также семьи содним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда — эгоцентризмдетей.
Одна из крупнейших и острейших проблем семьи — проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных,конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс.детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифрынеуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полнуюбезответственность. Около 60% детей в таких семьях — сироты при обоихродителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного ихсостава — женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, — это сироты при живыхродителях.
Все это крайне отрицательно сказывается насоциализации подростков.
Проблему социальнойориентации и выбора дальнейшего жизненного пути целесообразно рассматривать дляподростков в возрасте 15 лет, когда они завершают обучение в основнойобщеобразовательной школе (9 классов), выясним, что же является факторами,определяющими выбор девятиклассников. Прежде всего отметим, что удевятиклассников достаточно велика при определении дальнейших образовательныхпланов роль фактора успеваемости. Если практически все подростки, обучающиесяна “4” и “5”, намереваются продолжить обучение в десятом классе, а среди тех,кто успевает в основном на “4” таковых -3/4 контингента,то среди успевающих на “3” и “4” или в основном на “3” таковых соответственно48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в основном на три и 31,4% вообще имеющихтройки, не склонны к дальнейшему обучению в школе.
Цель
Выявить роль семьи, школы,группы сверстников, СМИ в социализации современного подростка.
Объект
Социализация современных подростков.
Предмет
Роль факторов семьи, школы, группы сверстников и СМИв социализации современных подростков.
Гипотеза
Ведущим фактором, влияющим на социализацию подростков,являются СМИ.
Задачи
1.) Изучение литературы по предмету исследования.
2.) Выявление особенностей современной социализации.
3.) Анализ особенностей социализации современногоподростка.
4.) Описание факторов, влияющих на социализацию современного
подростка.
5.) Выявление роли ведущего фактора в социализацииподростка.
Глава 1. Проблемы современной социализации.
1.1 Понятие социализации.
Понятие «социализация»,ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид»,непосредственно связано с рядом проблем как практического, так иобщетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только врамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии. Остановимсяна философских и психологическихоснованиях построения теориисоциализации, что необходимо для осмысления ее педагогических аспектов.
Философия, исследуя противоречивое единство индивида иобщества, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности,характеризует формы социальности личности, их конкретные историческиевоплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агентасоциализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различныхнаправлении, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.
Представляетсясущественным наличие следующих понятий в рамках экзистенциализма, прагматизма идиалектического материализма.
В системе взглядов прагматизма таковым, например, становится опыт.
Так, автор «философии действия» Дж.Дьюи всю окружающуючеловека реальность отождествляет с «опытом» (Дьюи: 1999). Он полагает, чтосоциальный опыт никогда не дан человеку изначально, как нечто определенное: всеобъекты познания формируются познавательными умениями и усилиями в ходе решениявозникающих задач. Таким образом, «посредством деятельности», в процессекоторой дети приобретают знания и навыки, требуемые для лучшего выполнениясоциальных задач, и в определенных социальных условиях происходит воспитание.
Для представителей экзистенциализма наиболее актуальнопонятие диалогового общения.
По Г.Марселю (Марсель: 1995), основная социальнаядеятельность, в которой происходит воспитание индивида, – диалоговое общение, а также творчество и самопереживание.
Философиядиалектического и исторического материализма в качестве основы процессавоспитания как составляющей социализации выделяет социальную активность самогосубъекта.
Важным для нашего исследования является рассмотрениедуховных ценностей личности, проявляющихся при осуществлении различных видовдеятельности, в связи с процессом социализации. Согласно этой концепции,духовное освоение предстает как субъект-объектное отношение, увязывающеечеловека и мир в единую мировоззренческую систему «мир – человек».
Наиболее четкое определение процесс включения человека вобщество получил в рамках социологии, где было разработано понятиесоциализации, а также введены понятия институт социализации, агентсоциализации, социальное действие и др. (Э.Гиддингс, М.Вебер и др.)
В последнее время все более популярными становятсяисследования процессов социализации в русле культурологических концепций,которые анализируют духовную составляющую процессов социализации. Духовноеосвоение мира понимается в этих концепциях как субъект-субъектные отношения,как «творческий процесс опредмечивания и распредмечивания сущностных силчеловека», в ходе которого «происходит преобразование природной предметности всоциальную» (Философский словарь: 1983), самоутверждение человека в мире как активного,деятельного существа (См. работы М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Л. Кольберга,В.Е. Давидовича и др.).
В психологической парадигме особо делается акцент на таких понятиях, как социальная роль,социальное поведение, внутренние и внешние регуляции (социального) поведения,социальная ситуация развития, механизмы социального становления личности(механизмы социализации), этапы социализации и др.
Подвергая анализупроцесс приобретения индивидом опыта, психология уделяет особое вниманиевнутренним процессам психики человека, а также факторам, имеющим влияние нанее.
Внутренние процессы человеческой психики складываются наоснове интерпсихических, межличностных процессов (по Л.С.Выготскому). Индивид формирует свойвнутренний мир посредством усвоения, интериоризации исторически сложившихсяформ и видов социальной деятельности и, в свою очередь, выражает,экстериоризирует свои психические процессы. Для каждого возраста сочетаниевнутренних процессов развития индивида с внешними условиями имеет свою специфику.Таким образом, «индивидуальное» и «социальное» оказывается связанными друг сдругом (Выготский, 1996). Для обозначения процесса овладения индивидомсоциальным опытом, формами поведения и деятельности, становящимися содержаниемего психической жизни, Л.С. Выготским было введено понятие социальная ситуацияразвития.
По выделению различных механизмов социализации намеждисциплинарном уровне можно выделить следующие концепции социализации:
·
·
·
В психоаналистическойконцепции (Бехтерев В.М., Кон И.С. и др.): процесс социализации понимается какусвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей (См. И.С.Кон,1980).
Такая позиция близка и интеракцианистской концепции (Дж.Г.Мид, У.М.Уэнтворт и др.), которая рассматривает социализацию как усвоениеиндивидом социальных норм в процессе интеракции (межиндивидных взаимодействий)(См. Мид: 2000), т.е. какинтерсубъектный процесс.
Социальная роль трактуется как совокупность заранее данных(созданных обществом) правил и ожидаемых способов поведения и общения, которыесоответствуют определенному месту человека в группе и обществе.
Исходя из того, что социализация представляет собойсложный, состоящий из нескольких последовательно проходящих этапов, процесс,авторы психоанализа выделяют следующие этапы социализации: психогенетический,образно-символический, интеллектуально-концептуальный (См., например, К. Блага и М. Шебек (Блага и Шебек: 1991).
На психогенетическом этапе у ребенка путем проб и ошибоквырабатываются привычные шаблоны удовлетворения потребностей.
На образно-символическом этапе образы, возникающие приблокаде привычного акта, связываются с неким жестом, звуком и т.п. и последниеприобретают значение символа.
Ителлектуально-концептуальный этап характеризуется тем, чтопосредством символов ребенок начинает управлять своим и чужим поведением иприобретать новые значения через комбинации существующих значений.
Содержательная сторона процесса социализации раскрыта вдиспозиционной теории регуляции социального поведения В.А.Ядовым, которыйпредставил иерархию диспозиций, синтезирующих систему внутренних и внешнихрегуляций индивида в зависимости от степени его включенности в систему общественных отношений. Процесссоциализации с этих позиций можно охарактеризовать как процесс развитиясаморегуляции и становления самосознания и активной жизненной позиции (См.Ядов: 1998 ). Самореализация в этойконцепции рассматривается в рамках развивающегося взаимодействия индивида,коллектива и общества.
Механизмы социального становления личности обычно делят нагруппы с учетом того, кто выступает субъектом их использования – сам индивидили его окружение.
К первой группеотносятся механизмы социализации, опирающиеся на самого индивида, включенного вдеятельность. Сюда можно отнести подражание, идентификацию, симпатию,увлечение, творчество, преобразование и т.п.
Ко второй группе относятся механизмы социализации,используемые окружением индивида с цельюоказания влияния на него: убеждение, внушение, различные механизмы социальноговоздействия (приказ, принуждение) и т.д. (Мудрик: 2000, с.12).
Характеристикаведущих концепций социализации представлена в таблице:
Концепции социализации
Авторы
Ведущие идеи
Средства социализации
Ключевые понятия (термины)
Интеракционистский подход
Т.Шибутани
«Личность социализирована… когда она способна участвовать в согласованных действиях на основе конвенциальных норм.» «Человеческое общество лучше всего рассматривать как коммуникативный процесс; это система возвратных реакций.» «Люди развивают… способность исполнять различные социальные роли… в процессе социального взаимодействия.» (Шибутани Т.)
Межличностное взаимодействие (диалоговое общение): усвоение индивидом социальных норм в процессе интеракций.
коммуникативный процесс; символическое окружение;
система возвратных реакций
Психоаналитический
И.С. Кон
«…социализация наряду с воспитанием включает в себя и ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» «Переход от детства к взрослости характеризуется увеличением числа и расширением диапазона фактически доступных или нормативно обязательных для индивида данного возраста социальных ролей»; (И.С. Кон)
Самосознание: усвоение некоторой системы жизненно необходимых социальных ролей прежде всего благодаря активности личности.
Диапазон социальных ролей;
непланируемые факторы; ненамеренные (спонтанные) воздействия;
Культурологическая
А.В.Мудрик
Социализация – «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» (А.В.Мудрик)
Трансляция культуры, творчество: развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры. Развитие
Самоизменение Творчество
Культура
Трансляция (воспроизводство) культуры
Рассмотрим процесс социализации как педагогический феномен.
В педагогике исследуется такая важная проблема, каксоотношение «воспитания» и«социализация». В этой связи можно выделить две основные точки зрения:
1)
2)
Согласно первой точке зрения, социализация выступает какодна из значимых целей воспитания, ориентированного на полное вхождение ребенкав мир социальных отношений.
Однако наиболее распространенной, преобладающей в настоящеевремя в педагогике, исследующей взаимосвязь социализации и воспитания, являетсявторая, ориентирующаяся на социологические подходы, точка зрения,предполагающая, что понятие социализации является более широким.
Так, Л.П. Буева и др. рассматривают социализацию как самоеширокое понятие, отражающее процесс становления личности, поглощающее понятиевоспитание, и воспитание выступает у них как агент социализации.
Современные исследователи высказывают суждение о том, чтозначимыми параметрами взаимосвязи процессов социализации и воспитания(Н.Ф.Голованова, С.Ю. Буренина и др.)являются:
1)
2)параметр поиска результативных способов присвоения ребенком социального опыта.
В педагогическом отношении раскрытие личностногоплана социализации требует определения ее средств. Цель воспитания –специальная организация педагогического процесса.
При этом необходимо учитывать тот факт, что из двухвыделяемых видов социализации – первичной (связанной со сферой межличностныхотношений) и вторичной (связанной со сферой социальных отношений) – дляформирования личности определяющеезначение, т.е. стоящее на первом месте по степени значимости имеет первая, т.е.такая, в которой в качестве агентов социализации выступает непосредственное илиближайшее окружение человека (ребенка). Поэтому теоретические исследования,связанные с функционированием именно малой группы, являются наиболееактуальными в плане поиска эффективных средств социализации личности ребенка,тем более на современном этапе развития социума.
В частности, одной из мало исследованных в этомплане форм самореализации малой группы является семейный клуб, поскольку в немсоздаются предпосылки для возникновения субъект-субъектных отношений: ребеноквступает в различные виды взаимодействия(интеракции), осваивает разнообразныесоциальные роли, интериоризируя общественный опыт, включается в деятельность, в том числетворческого характера, активнореализуя и преобразуя себя. Указанныечерты СК позволяют рассматривать его как важное средство социализации ребенка.
1.2 Особенности современнойсоциализации.
Процессы социализации всовременном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальнойструктуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).
1) В традиционном обществежизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группепринадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательнопроходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительнойсоциализации». В современном обществе социальная мобильность носитвероятностный характер — с каждой стартовой позиции человек может попасть намножество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека кдеятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает вкакую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).
2) Вторая особенностьсоциализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, — множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционномобществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Длясовременного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного»характера социализации.
Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремяобстоятельствами:
1) изменением (разрушением) системыценностей, в результате чего
старшее поколение не всегда может подготовитьмолодежь к жизни в
новых условиях;
2) коренным и очень быстрым изменениемсоциальной структуры
общества; неспособностью многих новыхсоциальных групп обеспечить
воспроизводство своих рядов.
3) ослаблением системы формального инеформального социального
контроля, как фактора социализации.
К одной из наиболее явных особенностей современнойсоциализации относится её длительность по сравнению с предшествующимипериодами. Юношество, как период социализации значительно увеличилось посравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус его изменился. Если раньшеоно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе кнему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает неменьшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагаетбольшее уважение и более высокий статус юношества по сравнению спредшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющие права подросткови действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо кнему, поскольку оно определяет будущее.
История знает немало примеров достаточно жестокогообращения с подростками, когда родители спокойно бросали их или отдавали враспоряжение чужим людям на подсобные работы, и это происходило в масштабахвсего общества.
Для нормального развития и социализации такиесоциальные организации, как школа или семья, не только должны, но и вынужденызаботится об этом периоде жизни человека.
Если отметить гуманизацию некоторыхобщественных процессов в развитых странах, то на одном из первых мест будетотношение к подросткам, характеризующиеся большим вниманием, вложением средствв образовательные процессы, разработку и принятие законов, защищающих их права.Подросток – это не маленький взрослый. Это человек определённой стадии развитияи определённой культуры.
Для того чтобы выступить в качествеполноправного члена общества, способного оптимально функционировать средидругих людей, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализацияохватывала только период детства, то современному человеку необходимосоциализироваться всё жизнь. Общество лишено стабильности и усвоенныйсоциальный опыт устаревает очень быстро. Но меняются не только технологии,другими становятся ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ставшихнеадекватными ценностей, норм и отношений человека получил названиересоциализации. В то же время существуют ценности, которые являются абсолютнымии неизменными. Во-первых, они выработаны человечеством и сохранились в веках,оставаясь понятными и принятыми практически всеми нормальными людьми,во-вторых, их нельзя свести к чему-то более высокому, они выступают какабсолютные. Это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота,совершенство. Такие ценности служат уникальным источником взаимопониманиялюдей, выросших в совершенно разных культурных, экономических и общественнополитических системах. Практически все религии мира, все самые выдающиесяфилософские учения несут в себе информацию об этих ценностях.
Особая роль в современной социализациипринадлежит образованию и приобретению профессии. Образование являетсянеобходимым условием социализации почти во всех страх мира. Поскольку темпысмены новых поколений техники опережают темпы смены новых поколений работников,человеку приходится учиться практически всю жизнь. Успехи современногообразования определяются не только тем, чему человек научился и каковы егознания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания ииспользовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятеленв информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, какбыстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможетдостигнуть уровня высокого профессионализма. Высокий уровень профессионализмауже не является чем-то исключительным, поскольку сложнейшие производствотребует и соответствующих специалистов. Профессиональные ошибки при современныхтехнологиях всё дороже обходятся обществу, что и происходит при техническихавариях и катастрофах.
Творчество так же становится необходимыусловием социализации и уже не рассматривается современной педагогикой какнечто редкостное и необычное. Современные подходы в педагогике и психологииобучения предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактикавключает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения какважнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений инавыков.
Мы видим, что образование как обязательноеусловие и особенность современной социализации связано с многообразием преждевсего социальных проблем. Но не менее значимы и личностные проблемы. Во-первых,всё более количество молодых людей стремится получить высшее образование,связывая с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую оптимальный уровень качества жизни исоциально адаптации. Во-вторых, качественное образование является весьма дорогостоящейпроцедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и можнозаметить явную тенденцию повышения его стоимости. Кроме того, молодые людииспытывают известные трудности при выборе будущей профессии и не всегдамогут определиться с направлением своегообразования. Чем большее количество возможностей предлагает личности общество,тем большие сложности может онаиспытывать в профессиональном выборе. Более того, профессиональная работа ужене рассматривается людьми лишь только как средство поддержания определённого жизненного уровня. Современныйчеловек стремиться реализовать себя в профессиональной деятельностью, развиваясвои способности и проявляя возможности. Деятельность становится своеобразнымисточником удовольствия – таким же, как досуг. Эти относительно новые тенденциисовременной социализации охватывают всё большую часть населения, в то время какв предшествующие эпохи такой взгляд на образование и профессиональнуюдеятельность характеризовал лишь немногих субъектов – представителей культурнойэлиты общества.
Особенности современной социализации человекаопределяются также и темы новыми требованиями к его характерологическим чертам,которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качествеполноправного члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильноотличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагаетбольшую выраженность.
Кроме того, сложность и динамика в процессесоциализации требуют максимальной гармонизации черт личности в процессесоциального развития, предполагающей единство противоположных начал. Если такая гармонизация невозможна, онеобходима по крайней мере компенсация слабовыраженных или чрезмернодоминирующих качеств. Современному человеку необходимо знать свои достоинства инедостатки, поскольку они являются важнейшими условиями его продуктивной жизнедеятельности.
1.3 Особенности социализацииподростка.
Юность завершает активный период социализации. Кюношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет Вэтом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них –наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенныепсихологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу,агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность кнеобдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутоестремление к независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиятьна ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнаниевсех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость– с другой, порождают особое явление, которое называется молодежнойсубкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами:наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «труднымвозрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в измененииповеденческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям,юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям.Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, тотеперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраиваетсяпараллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекаетсяпозицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот периодзаканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние –мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмыслениясвоего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременнонаблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных спереоценкой смысла жизни. Подростки июноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если оникасаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всеготого, что составляет социальную среду и социальную символику «Я».Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкостисобственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, чтоим нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремяглавными обстоятельствами:
- несовпадением междувысоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкимсоциальном статусом, который задан их возрастом;
- несовпадением старогостиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегдаостается ребенком, и новых потенциальных возможностей подростков, заданных ихпсихофизиологическим повзрослением;
- противоречие междуусилившейся ориентацией на самостоятельность и усиливающуюся зависимость отмнения и поведения сверстников.
Психофизиологическое повзросление практически ничегоне меняет в социально-экономическом положении подростков. Социальный статусыродителей и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь,несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенностьимущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые –собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители,защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны, они все еще требуютсоциальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевойдиапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями,производителями, законодателями. Они – лишь потребители. Хотя в правовом смыслеони могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане подросткисозрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключаетсяпротиворечие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправииподростков – меньшем объеме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.Обладая меньшими возможностями, подростки сталкиваются с таким глобальнымимировоззренческими и нравственными проблемами, которые в зрелом возрастерешены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их совершать гораздо большеошибок, чем это делает взрослые, дети или старики. Но главное не в количестве,а в качестве ошибок, серьезности их последствий: преступность, употреблениенаркотиков, алкоголизм, половая распущенность, насилие над личностью. Многие подросткибросают школу, в результате нарушается естественный процесс социализации. Недополучениезнаний сразу сказывается на экономическом положении, подростки на экономическомположении, подростки и юноши оказываются в худшей ситуации на рынке труда. Вразвитых странах уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем увзрослых.
Социологи полагают, что сексуальная распущенность,злоупотребление алкоголем и лихачество – не что иное, как попытка играть рольвзрослых. Возможно, что та же самая причина побуждает многих бросать школу.Статус школьника считается «невзрослым». Он не способствует достижениюжизненного успеха, а вмести с ним и признанию в группе сверстников. Подросткиищут признания своей психологической взрослости за рамками школы и семьи –институтов, где их продолжают считать детьми.
Итак, мы рассмотрели трудности социализации в периодюности и установили, что главной среди них является ролевой конфликт, илиролевое бесправие подростков.
1.4 Роль школы, семьи, группы сверстников и СМИ всоциализации подростка.
Школа
Другим основным факторомсоциализации подростков является школа. Роль школы как канала социализации несводится только к передачи знани