МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.А.ШОЛОХОВА
Факультетпсихологии
ГрачеваТ.А.
Мировоззрение супругов и
удовлетворенность браком
Дипломнаяработа
Научныйруководитель:
кандидатпсихологических наук,
доцент Елизаров А.Н.
Рязань
2003
Содержание
Введение
Глава 1. Удовлетворенность браком как предмет исследований впсихологии.
1.1. Удовлетворенностьбраком как предмет исследований в психологии.
1.2. Мировоззрениекак возможный фактор удовлетворенности браком.
1.2.1. Определение понятия мировоззренияличности.
1.2.1.1 Структурамировоззрения.
1.2.1.2 Мировоззрениеи личность.
1.2.1.3 Критерииоценки мировоззрения.
1.2.1.4 Факторы,влияющие на формирование мировоззрения.
1.2.2. Мировоззрение как предметисследования в психологии.
1.2.3. Влияние мировоззрения супругов на удовлетворенностьбраком (с точки зрения экзистенциального подхода Ирвина Ялома.
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мировоззрениясупругов на удовлетворенность браком.
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования
2.2 Методика исследования
2.3. Результаты исследования
2.4. Обсуждение результатов
Заключение
Библиография
Приложения.
Введение
Актуальность исследования. Повышенный интерес к семье и бракуобусловлен рядом причин. Треть всех браков оказывается нежизнеспособной. Вопрособ укреплении брака и улучшении брачной структуры населения приобретаетважнейшее государственное значение в связи с проблемой рождаемости. Решениетаких проблем немыслимо без изучения механизмов внутрисемейных отношений.Социально-психологический климат в семье определяет устойчивость этихотношений, оказывает решительное влияние на развитие и детей, и взрослых.Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз инавсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким онбудет, благоприятным или неблагоприятным. А каждый отдельно взятый человек –это личность, уникальная и неповторимая, со своим мировоззрением, которое неможет не влиять на установление удовлетворяющих обе стороны взаимоотношений.Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей.Вот почему объектом исследования данной работы выбранаудовлетворенность браком, а предметом исследования –мировоззрение как возможный фактор влияния на степень этой удовлетворенности.
Учитываяактуальность проблемы удовлетворенности браком в данной работе ставится цель:проанализировать влияние фактора мировоззрения на степень удовлетворенностибраком. Для реализации указанной цели нами были определены следующие задачи:
1. Подобратьи проанализировать научную литературу по теме дипломной работы.
2. Подобратьнеобходимые методики для проверки гипотез. Сформировать выборку и осуществитьсбор данных.
3. Оценитьразличия степени удовлетворенности браком в зависимости от типа мировоззрения.
4. Обсудитьполученные результаты и сделать выводы относительно их использования вконсультативной практике, в работе по оптимизации общения в семье.
Гипотеза:
Существует связь между типом мировоззрения супругов иудовлетворенностью браком.
Представители первого из описанных нами типов мировоззрения(«те, которые стремятся найти истину») склонны к большей неудовлетворенностибраком, чем представители второго типа мировоззрения («те, которые желают мирав душе и счастья»). Это правило имеет исключение в том случае, если оба членасеми принадлежат к первому из описанных типов мировоззрения («те, которыестремятся найти истину»).
Теоретическаяценность настоящего исследования в том, что оно расширяет и углубляетимеющиеся представления о супружеских взаимоотношениях. Также наша работавыделяет различные подходы к определению понятия «мировоззрения» и выявляеттипологию мировоззрений у представителей различных психотерапевтическихнаправлений.
Практическаяценность данного исследования в том, что его результаты могут бытьиспользованы в работе практического психолога, а также при подготовке к лекциями практическим занятиям по семейной психологии.
ГЛАВА 1. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЙВ ПСИХОЛОГИИ.
1.1 Удовлетворенность браком как предметисследований в психологии. Факторы, влияющиена удовлетворенность браком.
Удовлетворенность браком являетсяосновным параметром, характеризующим супружеские отношения. В этом мнении мысхожи с достаточным количеством исследователей личностных и внутриличностныхфакторов удовлетворенности браком [Алешина Ю.Е., 1987; Алешина Ю.Е., 19934;Гиппенрейтер Ю.Б., 1988; Захаров А.И., 1973; Мягер В.К., 1971; Навайтис Г.,1998; Римашеская Н., Ванной Д., 1999; и др.]. Интерес ученых к этой проблемеогромен. Левис и Спаниер в обзоре исследований удовлетворенности браком задесятилетие именно эту тематику выделили как одну из наиболее изучаемых[Алешина Ю.С., 1987].
Проводились многочисленные исследования разных аспектовбрака, но в них почти не рассматривались взаимоотношения удачных супружескихпар. Социологи на протяжении ряда лет анализировали большое количество данных,полученных при исследовании длительных браков. В исчерпывающем обзоре исследовательскихработ по изучению качественных характеристик брака (с привлечениемстатистических данных), проводимых в 1980 годах, Гленн [Glenn, 1990] отмечал: «В количественных исследованияхуспешности брака в течение многих десятков лет наблюдается путаница концепций иразногласия в отношении параметров оценок. Сложилась тенденция осуществлятьпроверку простых гипотез, которые не позволяют сделать масштабных теоретическихвыводов». Он обосновал необходимость в гораздо большем объеме использовать качественныеметоды для исследования брака.
Другие социологи пришли к сходным заключениям наосновании собственных обзоров исследовательских работ в данной области [Lewis and Spanier, 1979]. Имеется лишь несколько психологическихисследований положительного опыта супружеских отношений. В одной публикациирассматривались факторы, влияющие на создание успешного супружеского союза, ипроводилась системная фундаментальная оценка этих факторов [Lewis, Beavers, Gossett and Phillips, 1976]. Это работа базировалась на кропотливой оценке 12семей, все члены этих пар были активными прихожанами протестантской церкви вТехасе, они были отобраны церковными служащими из большого количестваволонтеров. В результате исследований отмечались следующие факторы: важностьчетко очерченных границ между родителями и детьми, терпимое отношение кавтономии личности, привязанность и уважение, способность понимать исочувственно относиться к нуждам и желаниям другого члена семьи, способностьпринимать потери и готовность к переменам.
Броман также подчеркивает необходимость изучения качествабрака [Clifford. L. Broman, 2000] в связи с возрастанием количества разводов.Исследовав 1457 человек, 79% которых весьма удовлетворены своим браком, авторпришел к следующим выводам:
1) Существуютопределенные демографические различия в степени удовлетворенности браком.Процент удовлетворенных браком оказался значительно выше среди людей старшеговозраста, чем у молодежи. мужчины и женщины в равной степени могут бытьудовлетворены браком, равно как и люди с различной степенью образованности.Важными факторами оказались доход и расовая принадлежность: состоятельные англо-американцыпоказали больший процент удовлетворенности браком.
2) Количество детей всемье прямо пропорционально степени удовлетворенности браком (достаточнонеожиданный результат).
3) Удовлетворенностьбраком и ощущение полного счастья не являются синонимами. Будучи удовлетворенными браком, 13% испытуемых испытываютчувство обиды на супруга и недовольство обращением. Еще 13% испытывают такиечувства хотя бы иногда, еще 9% считают, что супруг сделал что-то непростительное.4-5% вполнеудовлетворенных браком одновременно подумывают о разводе.
Таким образом,результаты исследования указывают на то, что причина развода кроется скорее вплохом качестве брака, нежели в степени удовлетворенности им.
В других работах делалась попытка охарактеризоватьразличные популяции супружеских пар, находящихся в длительном браке и выделитьфакторы, релевантные для каждой из групп. Лауеры [Lauer and Lauer, 1986] изучили 351 пару, которые находились в длительномбраке, главным образом с помощью анкетного опроса. У подгрупп, идентифицированныхкак «счастливо живущие в супружестве», были отмечены два основных фактора:дружба между супругами и симпатия друг к другу. Каслоу и Хаммершмидт [Kaslow and Hammerschmidt, 1992] в своем исследовании проводимом путем письменногоопроса супружеских пар, долгое время, живущих вместе, получили подобныерезультаты. Они не обнаружили корреляции, однако, между позитивной оценкойпартнерами своего брака и оценкой супружеских отношений между их родителями.
Было осуществлено одно лонгитюдное исследование. Однако,хотя область научного интереса в нем включало большое количество параметров,оценка взаимодействия партнеров в семейной паре не проводилась. Исследовательописала много изменений в брачных отношениях, которые происходят с течениемлет. Она нашла, что такие ситуационные факторы как доход, карьера и состояниездоровья являлись основными, влияющими на оценку брака.
Готтманом был проведен целый ряд исследований брака,включая психологические и психофизиологические исследования многих сотенсупружеских пар [Gottman, 1991, 1994; Gottman and Krokoff, 1989]. Их фокус был на стабильности брака, а не на егоуспешности. Основной тезис этих работ таков: ключевым фактором, влияющим настабильность брака является баланс между позитивным и негативным стилями в решениисемейных конфликтов. Соответственно, интерес исследователей состоял вопределении стилей решения таких конфликтов и их физиологических составляющих(частота сердцебиений, гемодинамические показатели, состояние различных системорганизма при стрессе) при воспроизведении мужем и женой характерныхконфликтных ситуаций в лабораторных условиях в присутствии наблюдателей.Исследователи отмечают, что некоторые стили решения конфликтов(«подтверждающий», «легко меняющийся», и «избегающий конфликтных ситуаций»)коррелируют со стабильными браками, в то время как «активно враждебный» или«отчужденно неприязненный» разрушают стабильность и приводят к разводу. Они также вя вили что на стабильность брака или его разрушение влияют различные стиливыражения и разрешения конфликта, связанные с гендерными различиями.
В своем исследовании Валлерстайн [J.S.Wallerstein, 1999] предложил определение «счастливого брака»: обасупруга разделяли точку зрения, что ими была найдена или достигнута «золотаясередина» или особый «универсальный баланс» в индивидуальных потребностях,желаниях и ожиданиях, баланс, который они считают уникальным и, вероятно,незаменимым. Это ощущение золотой середины, достигаемое совместными усилиями,творчески создается и развивается бесконечное количество раз самой супружескойпарой в процессе подвижного, постоянно изменяющегося взаимодействия внутрисемьи. Оно имеет множество источников: ценности, разделяемые обоими супругами,когда признается важность супружеских отношений, а свой брак они считают именнотаким, каким хотели его создать. Это баланс вбирает в себя опыт детских лет иотрочества, а особенно он подпитывается за счет мощных неосознанныхтрансформаций, надежд, опасений и фантазий, которые каждая личность привносит вбрак. Баланс зиждется на реальностях настоящего и прошлого как внутри семьи,так и в социальной сред, окружающей ее. Он также создается за счет способностик эмоциональному созреванию, росту сознания личности, и так же способности всеглубже понимать своего партнера и проявлять эмпатию. И это постояннопродолжающийся творческий процесс рассматривается с точки зрения психологическихзадач, решаемых в браке. Сущность данной концепции заключается в том, чтоименно совокупность этих задач представляет основные проблемы взаимодействиялюдей в семье, они должны решаться семейной парой на протяжении всей жизни, впротивном случае брак становится непродуктивным и подвергается опасностираспада. Именно этот основной контекст, включая силу и гибкость семейногосоюза, сообща созданного двумя людьми, отличает брак, удовлетворяющий обоихпартнеров. Таких задач автор выдвигает 9.
1) Отделить себяэмоционально от семьи своего детства с тем, чтобы можно было в полной меревложить силы и чувства в свой семейный союз, но, в тоже время, переоценитьвозможные точки соприкосновения с обеими родительскими семьями. Причемзависимость мужа от родителей имеет большее значение и скорее приведет кпроблемам, чем привязанность жены к родителям, как дополняют Амштуц-Хоз иМалинкродт [Амштуц-Хоз, Малинкродт, 1996]. Развивая данную теорию, подэмоциональным отделением данное исследование считает отсутствие преувеличенногочувства вины, недоверия, тревожности, ответственности, обиды и злобы у обоихсупругов по отношению к их матерям.
2) Создание общности,основанной на взаимной идентификации, разделяемой близости и широком сознании,относящимся к обоим партнерам, одновременно с этим – установление границ,защищающих автономию каждого партнера. Согласно Амштуц-Хоз и Малинкродт,степень адаптации жены к новой семейнойжизни во многом зависит от степени независимости мужа от родителей.
3) Созданиеполноценных и приносящих радость сексуальных отношений и защита их от вторженийсо стороны обязательств, связанных с выполнением домашних и иных работ.
4) Объединение усилий,связанных с пугающими обязательствами в связи с рождением ребенка, способность«держать удар» при драматическом появлении малыша в семье, при этом защита правличности и близости супружеской пары.
5) Умениепротивостоять и побеждать неизбежные кризисы жизни, поддерживать мощь семейныхуз перед лицом неблагоприятных обстоятельств.
6) Созданиебезопасного пространства внутри семьи для выражения и разрешения разногласий,гнева и конфликтов.
7) Использование смехаи юмора при выяснении истинного положения вещей, и также чтобы избежать скуки иотчуждения.
8) Обеспечение условийухода и комфорта в отношении партнера, атакже удовлетворение постоянной потребности партнера в получении эмоциональнойи иных типов поддержки.
9) Сохранениеромантических, идеализированных представлений о любви при встрече сотрезвляющими реальностями, встречающимися на жизненном пути.
Далее в своем исследовании Амштуц-Хоз и Малинкродт пытаются установить зависимость междустепенью удовлетворенностью браком и психологическим типом – способом отношенияк миру, их авторы выделили 4:
А) экстраверт – интраверт
Б) осознающий – интуитивный
В) думающий – чувствующий
Г) планирующий – спонтанный
Лонгитюдное семилетнее исследование показало, что люди вбольшей степени удовлетворены браком, если они уверены друг в друге, имеютсовместные интересы за границами брака, могут спокойно обсуждать и обмениватьсяидеями. Согласно данному исследованию противоположные психологические типы врядли будут удовлетворены совместной жизнью.
Особенно много работ было направленона выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужаи жены с появлением первого ребенка. Данные ряда работ свидетельствуют о том,что удовлетворенность браком молодых родителей резко понизилась. Большая группаработ была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи наудовлетворенность браком. Эта ситуация даже получила в английском языке особоеназвание “синдром пустых гнезд”. Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи бездетей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье иудовлетворенностью браком существует отрицательная связь особенно в тех семьях,где женщины работают, где супруги являются приверженцами некатолического вероисповедания,а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень. Сравнениесупругов, проживающих вместе с детьми, и супругов без детей такжесвидетельствуют о том, что последние считают себя более счастливыми в браке,чем первые.
Дети — это далеко не единственныйфактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругови снижения удовлетворенности браком. Период 25-50 лет является временемнаиболее активного социального и профессионального функционирования индивида,что само по себе, как указывается многими авторами может приводить к охлаждениюего интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейнымобязанностям, а следовательно и к снижению удовлетворенности браком. Человекутрудно одинаково активно проявлять себя одновременно в различных сферах, егопредпочтение в сфере жизненных ценностей изменяется. С возрастом (можно предположить,что это время лишь случайно совпадает с тем периодом, когда дети покидают родительскийдом) близкие межличностные связи становятся более значимыми, приближениестарости порождает страх одиночества, человек начинает больше ориентироватьсяна своего супруга, а следовательно и увеличивается удовлетворенность браком.Так, по некоторым данным [Алешина Ю.С., 1987], люди после 60 лет часто считаютсвой брак настолько же удовлетворяющим их, как в первые годы после егозаключения.
Автор аналитического исследования[Алешина Ю.С., 1987] утверждает, что возможен еще целый ряд альтернативныхобъяснений изменения кривой удовлетворенности браком и параметров супружескихотношений, например, привлечение для этого результатов исследований жизненныхциклов, возрастных кризисов, факта воздействия общества на людей, имеющихдетей, и т.д. Но такие гипотезы реже встречаются в литературе, они менееразработаны. Кроме того, трудно согласиться, что изменения, происходящие в ходецикла развития семьи, связаны с воздействием одного какого-то фактора, по всейвидимости можно говорить о сложной взаимосвязи различных причин. К тому же нидети, ни работа, очевидно, не влияют сами по себе на взаимоотношения супругов,а лишь способствуют тому, что супруги начинают обращать внимание на те стороныотношений, которые до того казались маловажными. Кроме того, большинствомавторов исследований не учитывает тот факт, что все получаемые ответыреспондентов являются не описанием объективной реальности, а феноменамивосприятия супругами особенностей своей семейной жизни. В России также проводились социологические исследованияфакторов, влияющих на степень удовлетворенностью браком.
В январенезависимый исследовательский центр РОМИР, провел специальный всероссийскийопрос (N=2000, 41 субъект РФ, 203 точки опроса) по репрезентативной выборке,посвященный роли брака в жизни россиян [Ромир –2000]. Как показали результаты опроса, 70,9%респондентов уверены, что для счастливого брака очень важна супружескаяверность. Достаточно важной считают верность еще 24,5% россиян. Неважна супружеская верность только для 3,5% опрошенных. Хороший доход считаюточень важным для счастья в семье 53,4% опрошенных. Достаточно важен этотпоказатель еще для 40,9% россиян. Уважение и поддержка междусупругами очень важна для 67,7% россиян. Достаточно важны эти условия также идля 30,9% граждан. Не менее важны для счастливого брака, по мнению россиян,понимание и терпимость. Оченьважными считают эти условия 61,4% опрошенных, а достаточно важными — 36,4%.
Хорошиежилищные условия для счастливого брака считают очень важными 44,5%россиян, а достаточно важными — 48,4%. Не важными их считают 6,7% опрошенных.При этом очень важным проживание отдельно от родителей считают35,6% опрошенных, а достаточно важным — 40,2%. Совместное выполнениедомашней работы очень важно для счастливого супружества по мнению 27,6%граждан. Достаточно важным этот фактор считают 40,2% россиян. Не важнымсовместное выполнение домашней работы является для 20,3% опрошенных. Одинаковость социального происхождения важнадля счастливого брака только по мнению 9,3% россиян. Достаточно важным длясчастья считают этот фактор 21,8% граждан. Не важно одинаковое социальноепроисхождение для 65,5% опрошенных. Затруднились с ответом 3,5%респондентов. Гораздо меньше опрошенныхполагают, что для брака очень важны одинаковые религиозные убеждения (11,1%).Достаточно важными их считают 22,9% опрошенных. Не важны одинаковые религиозныеубеждения для 61% респондентов. 5% участников опроса затруднились сответом. Еще меньше россиян (3%) думают,что для счастливого брака очень важно согласие по вопросам политики.Достаточно важным взаимопонимание в этой сфере считают 11,3% граждан. Дляабсолютного же большинства — 81% россиян — взаимопонимание в вопросах политикине является важной составляющей счастливого брака. Затруднились с ответом 4,7%граждан. Что касается сексуальнойгармонии, то она очень важна для счастливой семьи по мнению 47,4%граждан. Достаточно важным этот аспект семейной жизни считают 41,5% россиян. Неважно удовлетворение сексуальными отношениями по мнению 5,7% респондентов. Наличиедетей считают очень важным для счастливой семейной жизни 73,2%опрошенных. Достаточно важно наличие детей по мнению 22,6% россиян.
Такимобразом, в массовом сознании россиян прослеживается преобладание традиционныхдуховных семейных ценностей над материальными. Для граждан России важнеепонимание, супружеская верность, дети, сексуальная гармония, чем единствополитических и религиозных взглядов.
Исследуя различные подходы к интерпретации понятия«удовлетворенность браком», мы обнаружили, что в психологической науке нетединой концепции понятийного аппарата семейной психологии, а так же, мы подошлик тому, что существуют некоторые факторы, влияющие на удовлетворенностьсупругами браком. Отечественными изарубежными исследователями было проведено ряд попыток обобщения иклассификации факторов, влияющих на качество семейных взаимоотношений [СысенкоВ.А.,1981; Харчев А.Г., 1965; Шевандрин Н. И., 1995 и др.] Проблемеудовлетворенности браком посвящены и две известные нам дипломные работы,исследующие само понятие и анализирующие факторы, влияющие на степеньудовлетворенности супругами браком. [Болотова,Сафарян].
Выводы:
Ø
Ø в психологической науке существуют различные точки зрения на определениеосновных понятий семейной психологии.
Ø
Ø
1.2. Мировоззрение как возможный фактор удовлетворенностибраком.
1.2.1. Определение понятия мировоззренияличности
Первично являясь философским понятием, мировоззрениеопределяется БЭС и философскими словарями как «система взглядов на объективныймир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей егодействительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основныежизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания идеятельности, ценностные ориентации» [БЭС, ].Мировоззрение- основа поведениячеловека, его духовно-практическогоотношения к действительности.
Однако,мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, атолько их предельное обобщение. Мировоззрение — это своего рода каркасструктуры личности, класса или общества в целом.
1.2.1.1. Структура мировоззрения.
Основамировоззрения - знания. Всякое познание формируетмировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философиявозникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества.Философия — это теоретическое ядро мировоззрения.
Получения одних мировоззренческих знаний недостаточно.Одно дело, что человек знает о мире и о человеке в нем, другое — чем онруководствуется в реальных жизненных поступках, что является детерминантами егоповедения, какие знания превратились в убеждения, определяет образ его жизни.Здесь возникает еще одна важная проблема, связанная с выяснением координациисознательных и подсознательных уровней мотивационнойсферы поведения личности.
В структуру мировоззрения входят не только знания, но иих оценка. То есть мировоззрениюприсуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая)насыщенность. Проблема ценностных ориентаций многими исследователямипризнается как основополагающая в процессе формирования мировоззрения личностии ее изучению посвящены работы Здравомыслова А.Г., Шкаратан О.И., Ядова В.А.(система аттитюдов), Бобневой М.И., Непомнящей Н.И. и других авторов. Понятие«ценностные ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки.Тем не менее, Ананьев Б.Г. подчеркивал связующий, обобщающий характер изученияЦО и в социологии, и в социальной психологии, и в психологии [Губиев М.Ю.,2002]. Последняя рассматривает ЦО тесно связанными с познавательными и волевымипроцессами, образующими содержательную сторону направленности личности, основуее отношения к действительности и способствующими целеполаганию поведения.
Представляютинтерес исследования ценностных ориентаций во взаимосвязи с особенностямиличности и их влияние на успешность деятельности. Губиев М.Ю. отмечает, чторабот, посвященных изучению зависимости эффективности деятельности коллективаот структуры мировоззрения его членов практически не существует. Этонаправление не менее важно для формирования успешных производственныхколлективов в контексте изучения регулирующей и направляющей функции ценностныхориентаций в мировоззрении личности. В свете нашего исследования подколлективом можно понимать малую группу – семью, однако изучение зависимости эффективностибрака от мировоззрения супругов тоже не проводилось.
Маргинальным проявлением ЦО является наличие идеалов.Они входят в структуру мировоззрения как решающие жизненные цели. Они могутбыть как научно обоснованными, так и иллюзорными, как достижимыми, так и нереальными.Как правило, они обращены в будущее. Идеалы — основа духовной жизни личности.Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение,как силу не только отражающую действительность, но и ориентирующую на ееизменение. Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но онине совпадают. По своему содержанию мировоззрение шире идеологии, котораяориентирована на социальные явления и классовые отношения. Мировоззрение же вцелом относится ко всей объективной действительности и к человеку.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения — это та призма, черезкоторую видится действительность. Убеждения — не только интеллектуальнаяпозиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка;уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которыеподчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.Характер представления омире способствует постановке определенных целей, из обобщения которыхскладывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрениюдейственную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когдаоно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.
Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оновлияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненныхстремлений, на вкусы и интересы.
Немного по-другому изложена структура мировоззрения насайте Брифинг [Briefing, 2003], на западный манер логично, схематично внятно идоходчиво. В данном трактовании мировоззрение - набор предположений и взглядов, которые могут быть достоверными,частично достоверными и ложными, которые мы осознанно или неосознанно можемнаходить последовательными и непоследовательными, который выступает своего родафильтром, через который мы осмысливаем свою жизнь и наш мир. Мировоззрениеформируется нашим восприятием реальности и в свою очередь влияет наформирование ценностей, которые определяют наше отношение к действительности(установки), что предопределяет наше поведение. Таким образом, буквально напальцах объясняется зависимость поведения от восприятия через мировоззрение,что наглядно представлено в следующей схеме:
Восприятие реальности формирует мировоззрение формируетценности формирует