МГУ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.
Кафедра общей психологии.
МЕДИТАЦИЯ КАК МЕТОД ИЗМЕНЕНИЯСОЗНАНИЯ.
Курсоваяработа
студента 1курса
Константинова А.В.
Научный руководитель
Кучеренко В.В.
Москва 1995.
.
— 2 -
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Стр.
Введение 3
Сознание в светенекоторых концепций психологии 4
Обычное сознаниекак иллюзорное состояние 10
Измененныесостояния сознания 13
Медитация какметод изменения сознания 18
Библиорафия 27
.
— 3 -
ш2
" Никакая оценка Вселенной в ееполноте не может быть
окончательной, если она оставляет в стороне другие формы
сознания. Вопросо том как их оценить-ведь они столь отличны
от нашегообычного сознания. Тем не менее онимогут опреде-
литьпозиции, хотя и не могут датьформул, и могут открыть
некую область, хотя и не могут предоставить еекарту. Во
всяком случае,они запрещают нам преждевременно ставить точ-
ки над i в нашейоценке реальности."
В. Джемс«Многообразие религиозного
опыта".
ВВЕДЕНИЕ.
Приход медитации на запад ознаменовался быстротой и
размахом. Нарядус другими психотехниками, расширяющими соз-
нание, позволяющими выйти за границы обычных представлений о
себе и мире, многие формы медитации предлагают то, в чем,
очевидно, нуждается наша культура и чего ей недостает.Нес-
мотря нанастороженное отношение многих исследователей (нап-
ример, Юнг считал, что путем имитации методов, взращенных
совсем инымипсихологическими условиями, ничего недобьешь-
ся«современем Запад изобретет собственную йогу») все больше
людей привлекаетвозможость обнаружения и развития скрытых
возможностей, выходящих за рамки наличных культурных норм.
Однако отсутствиенаучного осмысления этих возможностей в
— 4 -
результате игнорирования их большей частью научного сооб-
щества превращаетиспользование таких психотехник в игру со
многиминеизвестными, подчас опасную. Необходимы«картогра-
фиивнутреннего пространства", опирающиеся на дальнейшую
разработкуфундаментальных для психологии вопросов о природе
сознания.
СОЗНАНИЕ В СВЕТЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЙПСИХОЛОГИИ.
Сознание как категория отличная от«психики», была вы-
делена уже в философской концепции, созданной Декартом и
Локком.«Сознание есть восприятие того, что происходит у че-
ловека в егособственном уме,"-писал Локк, тем самым отделяя
его отнепосредственного восприятия внешних объектов и расс-
матривая как однуиз функций психического. Сознательная пси-
хика человекастала противопоставляться бессознательной пси-
хике животных.
Развитие психологии поставило вопрос офакторах, опре-
деляющихсознание, рамках в которых происходитосознание. В
XVII веке этотвопрос ставился как проблема выделения «алфа-
вита человеческихмыслей", у Канта появились«априорные ка-
тегорииразума", такие как время, пространство, причина,
субстанция, выйти за рамки которых, по Канту, человеческий
разум не всостоянии. Гегель говорил о фиксации сознательно-
го отражения взнаковой форме, подходя к проблеме о структу-
рировании,категоризации реальности в сознательном отражении
— 5 -
посредствомзнаков. Наконец, уже в начале нашеговека Дюрк-
геймпоказывает, что эти категории,«костяк разума», как он
их называет,обусловлены социально; даже такие фундаменталь-
ные явления каквремя и пространство могут по-разному струк-
турироваться и тем самым по-разному осознаватьсяв разных
обществах.
Все эти положения были подытоженыВыготским на основе
его теориикультурно-исторического происхождения высших пси-
хическихфункций. Развитие психики человека, поВыготскому,
обусловлено восновном не законами биологической эволюции, а
законамиисторического развития общества. Высшие психические
функции,сформированные в результате интериоризации-преобра-
зования внешних средств управления поведением(знаков) во
внутренние.Благодаря связи и соотношению этих функций, соз-
нание имеет системное строение. Знак (преждевсего слово)
своим значениемопосредует процесс непосредственного внут-
реннегочувственного отражения мира. Значение, как позже пи-
сал Леонтьев,-это«обобщение, известная система связей и от-
ношений,идеальная, духовная форма кристаллизации обществен-
ного опыта.Индивидуальное сознание по своей природе общест-
венно, так как впроцессе общения усваивает уже выработанные
в обществезначения, причем усваивает не сразу в готовом ви-
де.
На основе своих исследований Выготскийвыделил три ос-
новные ступени развития обобщений, системы значений при
взрослениичеловека. В онтогенезе сознания ребенокпроходит
через стадиюсинкретов — непосредственно-чувственных, не за-
висимых отреальных отношений обобщений. Затем обобщения ре-
— 6 -
бенка приобретают характер комплексов — наглядно-ситуацион-
ных обобщенийна основе действительных связей конкретных
предметов. Высшиепроявления комплексного мышления — псевдо-
понятия, уже очень трудно отличить от понятий - наиболее
развитых форм обобщения, построенных на основелогических
связей междуабстрактным содержанием других обобщений. Осоз-
нанность дляВыготского — возможность выражения одних значе-
ний через другиена основе системности организации значений.
Если применить грубую аналогию с компьютером, сознание для
Выготского — некое информационное содержание, программа, уп-
равляющая перекодировкой поступающих сигналов наязык, по-
нятныйкомпьютеру; такая перекодировка и есть осознание.
Леонтьев, продолжая линию Выготского,подчеркивает роль
деятельности какв онтогенезе сознания, так и в егоистори-
ческом развитии. «Специфически человеческиеспособности и
функции,- писалЛеонтьев,- складываются в процессе овладения
индивидом миромчеловеческих предметов и явлений... Процесс
овладенияосуществляется в ходе развития реальных отношений
субъекта к миру.Отношения же эти зависят не от субъекта, не
от егосознания, а определяютсяконкретно-историческими ус-
ловиями, в которых он живет, и тем как складывается в этих
условиях егожизнь."
В основе сознания, по Леонтьеву, лежит индивидуальная
системазначений, данных в единстве с чувственной тканью,
связывающей через перцепцию сознание с предметныммиром, и
личностнымисмыслами, определяющими пристрастность сознания,
его связь с мотивационно-потребностнойсферой, отделяющими
сознаваемоеобъективное значение от значения для субъекта.
— 7 -
Зазначениями, по Леонтьеву, скрываютсяобщественно вырабо-
танные способыдействия. Язык в такой трактовке — идеальная
формасуществования предметного мира. Лишьязык как система
значенийокончательно отделяет (эмансипирует по Гегелю) мир
объектов от субъекта за счет устойчивости содержаниязначе-
ний. На более ранних стадиях развития психикиотражение го-
раздо более субъективно. Для животных с сенсорной психикой
раздражителилишены предметных (объектных) качеств, «объект
репрезентирован субъекту в форме его переживаниясубъектом"
(Петренко). Появление предметного образа на перцептивной
стадии психики позволяет воспринимать объект какобладающую
формой, удаленностью и другими параметрамицелостность. Но,
поЛеонтьеву, эти параметры воспринимаютсяв зависимости от
их наличного биологическогосмысла. Репрезентация объектов в
форме образов зависит от мотивационно-потребностнойсферы и
эмоциональногосостояния субъекта. Лишь структуры сознания
позволяютдобиться определенной объективности отражения. Но
в то же времяотражение в знаковой форме не просто фиксирует
поступающуюинформацию, а изменяет ее, дополняя, обобщая и
вводя новые связии отношения.
Изучение генезиса, строения и функционирования индиви-
дуальной системызначений как основной образующей сознания
было продолжено врамках психосемантики. Значение в психосе-
мантике — это«обобщенная идеальная модель объекта в созна-
ние субъекта, в которой фиксированысущественные свойства
объекта, выделенные в совокупной общественнойдеятельности"
(Петренко).Значения могут фиксироваться не только с помощью
слов, но и в форме умений, ритуалов, визуальных символов,
— 8 -
жестов и т.д. Как показали исследования школы грузинских
психологов,созданной Д.Н.Узнадзе, в ходе процессов восприя-
тия формируютсятакие системы отношений, которые неосозна-
ются воспринимающим субъектом, но детерменирует процесс
восприятия. Эти принципиальные схемы познавательнойсаморе-
гуляции — установки, можно также рассматриватькак системы
значений.
Психосемантический подход не ставитпреграды между соз-
нательным ибессознательным, для него существуют лишь разные
степениосознанности. Действительно, процесс осознания всег-
да происходит вформе динамики образов. В поле сознаниятем
больше образов,чем больше оно структурировано, т.е. расчле-
нено на элементы, между которымиустановлены определенные
связи иотношения. Таким образом, чем сильнее опосредовано
восприятие черезструктуру значений, чем сложнее этаструк-
тура, тем больше степень осознаниявоспринимаемого образа.
При этом субъектосознает не значения, а сам образ,«струк-
туры значения, опосредующие восприятие, непосредственно
вплетены в ткани образа." «В тойстепени, в какой восприя-
тие, память,мышление или иной психологический процесс опос-
редованы значением,- пишет Петренко,- они являютсяпотенци-
альноосознаваемыми." Для иллюстрации этой гипотезы Петренко
и Кучеренко былипроведены опыты, в которых испытуемомупод
гипнозомзапрещалось видеть некоторые объекты. При этом
воспринимались, но неосознавались не только «запрещенные»
объекты:предметы, семантически связанные с ними, также сли-
вались с фоном.
Итак, для психосемантики категоризация(процесс отнесе-
— 9 -
ния единичногособытия, объекта, переживания к некоему клас-
су) фактическитождественна осознанию. Здесь подразумевается
осознание объекта, который категоризуется; в современной
психологии вопросо сознании без объекта не ставится или
считаетсяабсурдным.
В то же время некоторые исследователиотделяют процесс
осознания отпроцесса категоризации (не отрицая невозможнос-
ти одного бездругого). Например, Ч.Тарт настаивает на су-
ществовании базового внимания-осознания (attention-aware-
ness), направленность которого, его фокус, можетнаходиться
под контролем воли. Оно понимается Тартом как некая психи-
ческаяэнергия, активирующая те или иныесистемы подсистемы
сознания. Необходимость в постулировании существованиявни-
мания-осознанияосновывается на фактах наличия категоризации
без осознавания.В психологических системах психоаналитичес-
кого направления бессознательное психическое чаще всего
рассматриваетсякак совокупность низших проявлений психики -
инстинктов, автоматизмов, разного рода вытесненныхпроявле-
ний. Но фактический материал истории науки, в частности о
деятельностикрупных ученых, свидетельствует о том, что нео-
сознаваемые мыслительные процессы могут быть высшимипрояв-
лениямиинтеллектуального творчества. Подобныепроцессы не-
возможны в рамкахнаглядно-образного мышления, безопериро-
вания сложнымипонятиями, выражения одних понятий через дру-
гие. Одним из существенных моментов продуктивного мышления
при решении новыхдля человека задач является перерыв в дея-
тельности, который может смениться пониманием существенных
для даннойситуации связей и отношений ее составляющих (яв-
— 10 -
ление инсайта).
На подобные процессы частично проливают свет данные
нейропсихологическогои электрофизиологического анализа дея-
тельности. По материалам В.Н.Пушкина показатели реоэнцефа-
лографии(РЭГ), регистрирующие кровоснабжениемозга, растут
в лобных областяхкоры при повышении общеличностной напря-
женности прирешении задачи, если испытуемый ориентирован на
людей, оценивающих его интеллектуальные возможности. При
ориентациииспытуемого на сам процесс решения показатели РЭГ
растут в теменно-височнойобласти. В случаях одновременного
личностного и познавательного напряженияпоказатели РЭГ в
этих областяхрастут синхронно. На основании этих и большого
количества другихданных (травмы, патологии) Пушкинымдела-
ется вывод о том,что существуют два крупных блока психичес-
кой саморегуляции - личностный ипознавательный, которые
анатомическипредставлены соответственно лобными долями и
теменнойобластью.
ОбЫЧНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ИЛЛЮЗОРНОЕСОСТОЯНИЕ.
Итак, соэнание воспринимает и осмысливает реальность
так, и в той мере, как это позволяют емуспособности, сфор-
мированные этой же реальностью, в первую очередь- реаль-
ностью, социальнои культурно обусловленной.
Восточные философско-психологическиеучения, о которых
пойдет речь нижев связи с медитацией, в основе своей содер-
жат идею о том, что обычное состояниечеловеческого сознания
есть нечто такое,что могло бы быть выражено как некая иллю-
— 11 -
зия, соннаяву, гипнотическое бодрствование, неведение.Индуис-
ты называют это«майа», буддисты-«самсара».Основной целью
медитации, по ихмнению, является освобождение от этой иллю-
зии, «просветление», «видение»мира таким, каков он есть на
самом деле.
В свяэи с этим важно рассмотреть вопрос отом, насколь-
ко соэнательное отражение соответствует действительности с
точки зрениясовременной науки.
По Ч.Тарту, сознание человека подвергается троякой де-
терминации.Во-первых, оно детерминируется физическими зако-
нами, поскольку процессы сознания протекают благодаря дейс-
твию нервнойсистемы.Кроме того, оно детерминируется специфи-
ческими законамисамого сознания, не сводящимися кдействию
законовфизики, химии, физиологии.Наконец, происходит детерми-
нациясоциокультурного плана.
Психологами и философами не разотмечалось, что та ре-
альность, окоторой осведомлен индивид, является«консенсус-
ной", тоесть это «реальность по соглашению», границы которой
совпадают сграницами языка. "… Такие понятия и формы восп-
риятия действительности, как время, пространство, измене-
ние, причина, судьба, число... в каждой культуре связаны между
собой, образуя своего рода «модель мира»-ту «сетку коорди-
нат", при посредстве которых люди воспринимаютдействитель-
ность и строятобраз мира, существующий в ихсознании"- пи-
шет А.Я.Гуревич.
Конечно, эта модель формируется вреальной деятельнос-
ти, а другие виды детерминации — в биологической эволюции,
поэтому отражениенаходится в прямой связи с теми аспектами
— 12 -
действительности,учет которых важен для выживания.Но наибо-
лее выгодное спрагматической точки зрения отражение не есть
наиболее точное,хотя бы из-за бесконечной сложности отража-
емой реальности.Онесоответствии реальности нашего «образа
мира" уже науровне перцептивных гештальтов лучше всего сви-
детельствуютданные современной физики, для которойматерия
- «всего лишь возбужденное состояние поля в данной точке»,
«пространственныеи временные координаты - лишь элементы
языка, которым пользуется наблюдатель, описывающийокружаю-
щую среду"(цит. по Ф.Капра).Гораздо ближе к концепциям сов-
ременной физикирезультаты медитативного «видения» в восточ-
ныхкультурах: «В древние времена и всредневековье китайцы
воспринималифизический мир как протяженное целое. Согласно
ихпредставлениям, ци, конденсирующееся в виде осязаемого
вещества, не имеет какой бы то ни было самостоятельнойсущ-
ности вотдельности, напротив, — все отдельные предметы взаи-
модействуют друг с другом… при помощи волн, или колеба-
ний... следовательно, отдельные предметы обладают своими
собственнымиритмическими характеристиками, которыевплета-
ются в общий узормировой гармонии"(цит.по Ф.Капра).
Помимо элементов детерминации, возникающих с необходи-
мостью, строение индивидуальной системы значенийзависит и
от опыта самого индивида.Он часто склонен делать синкрети-
ческиеобобщения, возникает и ряд других феноменов, связанных
с искаженнымвосприятием мира (установки, проецирование, когда
процессы, происходящиев сознании, становятся столь сильны-
ми, что начинаютпереноситься на внешние объекты, и затем уже
ошибочновоспринимаются как действительные раздражители).Еще
— 13 -
одно такоеявление — феномен «перцептуальной защиты», или вы-
борочностивосприятий.Он выражается в том, что людив боль-
шей степени готовы понимать и видеть то, что они хотели бы
понимать ивидеть, и стремятся не видеть того, что они пола-
гают нежелательным, а есливсе же нечто нежелательное уже
вопринято, тосознание стремится разрушить такого рода восп-
риятия,преобразуя их во что-то такое, что отвечало бы жела-
ниям человека.
Вышеперечисленных процессов вполне достаточно, чтобы
сделать понятнойидею «самсары» для западного человека. С
этой точки зрения резко возрастает ценностьнекоторых изме-
ненных состоянийсознания, как попыток выхода из самсары,
или хотя быосознания нашего образа мира как одной из многих
возможныхинтерпретаций реальности.
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.
Попытки научного осмысления необычныхпсихических спо-
собностей и состояний сознания предпренимались со времен
Месмера. Однако до недавнего времени «экстравертированное
сознание", состояние «нормального»бодрствования рассматри-
валосьбольшинством ученых как единственное состояние, дос-
тойное изучения. Согласно классической концепциислабость
активацииприводит к дремоте и сну, а слишкомсильная акти-
вация — кдезорганизации поведения, рассматриваемой уже как
патологическоеявление, если человек оказывается неспособным
— 14 -
восстановитьравновесие.
До сих пор большинством западныхинтеллектуалов молчали-
во признаетсяшкала ценностей, изображенная на рисунке 1 (по
данным Ч.Тарта).
ш1
наиболее ценныесостояния сознания Рис.1
│ ┌─────────────────┐
│ полная
│ │ рациональность │
│
│ │ │
│
│ │ обычная │
│ рациональность
│ │ (невротические│ ┌───────────────────────┐
│ искажения) │ творческие состояния: │
│ └─────────────────┘ │ обращение к внутрен- │
│ │ ним импульсамличнос- │
│ ┌─────────────────┐ │ ти │
│ │ сон │ └───────────────────────┘
│ │ │ ┌───────────────────────┐
│ └─────────────────┘ │ интоксикация марихуа- │
│ │ ной │
│ └───────────────────────┘
│
│ ┌─────────────────┐ ┌───────────────────────┐
│ │ психопатические │ │ состояния, вызываемые │
│ │ состояния │ │ галлюцинативными нар- │
│ │ │ │ котиками │
│ └─────────────────┘ └───────────────────────┘
│ ┌─────────────────┐
│ │ токсикогенный │
│ │ психоз │
│ └─────────────────┘
наименее ценныесостояния сознания
ш0
Однако многих привлекает возможностьвыбирать те состо-
яния, в которых они чувствуют себя «поднявшимися» на более
высокий уровеньбытия, или, просто, избавленными отдиском-
форта,доставляемого повседневной реальностью.
Этот подход нашел свое выражение в работах психологов
гуманистическогонаправления. Вслед за Юнгом, придавшимог-
ромное значение духовным измерениям психики, Р.Ассаджиоли
— 15 -
интерпретировалмногие из явлений, которые официальная меди-
цина считаетпсихопатологическими, как сопутствующиедухов-
ному раскрытию.А.Мэслоу на основе широких исследований мно-
гих мистических(или «пиковых», «вершинных» по его определе-
нию) переживанийопроверг традиционное психиарическое возз-
рение, приравнивавшее их к психозам, признал их ведущими к
самоактуализации. Подобные «положительные»состояния