Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Направление психологии сложившееся в период открытого кризиса. Бихевиаризм

"… если бы все факты были в его руках, то психолог поведенияпосле наблюдения над индивидом, выполняющим какое-либо действие, был бы всостоянии сказать, каково то положение, которое вызвало его действие(предсказание); там, где организованное общество предписывает индивиду илигруппе поступать определенным, особым образом, психолог поведения мог бы такустроить положение или стимул, чтобы последовал определенный поступок(управление); другими словами, психология, как наука о поведении, занимаетсяпредсказанием и управлением действиями человека, а не анализом его «сознания».
                                                                                              Дж.Б. Уотсон.
Введение.
В начале XIXвека стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, афизиология стимулировала рост психологических знаний.
К середине XIXвека в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точнойнауки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организми окружающую среду. Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляетвсе живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм долженбыл пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжит, а средаизменялась, и организм был вынужден приспосабливаться.
В итогесложилась новая “картина организма” как устройства, которое подчиняетсязаконам, неведомым неорганическим телам. По новому понимались причинность,системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психическихфункций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что вседругие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология какособая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развитияразличных отраслей.
Триумфдарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития.Возникли новые направления психологического исследования – поведенческой психологии (бихевиоризм), Фрейдизм, Гештальтпсихология,Когнитивная психология,  Аналитическаяпсихология. Индивидуальная психология, Трансперсональнаяпсихология, Гуманистическая психология.
Далее мырассмотрим одно из направлений  впсихологии определившее облик американской психологии в XX столетии, радикальнопреобразовавшее всю систему представлений о психике. Основу это-го направления  выражала формула, согласно которой предметомпсихологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название – от англ. behavior, поведение.) Поскольку тогда было принято ставитьзнак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы,которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняясознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику.
Истинный смыслсобытий, связанных с возникновением и стремительным развитием бихевиористского движения, был иным и заключался не ваннигиляции психики, а в изменении понятия о ней.
Пионер бихевиористского движения Эдвард Торндайк
Одним из пионеров бихевиористского движения был Эдвард Торндайк (1874-1949). Сам он называл себя не бихевиористом,а "коннексионистом" (от англ. "коннексия" – связь). Однако об исследователях и ихконцепциях следует судить не по тому, как они себя называют, а по их роли вразвитии познания. Работы Торндайка открыли первуюглаву в летописи бихевиоризма. Свои выводы Торндайкизложил в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных.Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных».Термины Торндайк употреблял традиционные –«интеллект», «ассоциативные процессы», но содержанием онинаполнялись новым. То, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известносо времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособлениеживотного к среде, стало общепринятым после Спенсера. Но впервые именно опытамиТорндайка было показано, что природа интеллекта и егофункция могут быть изучены и оценены без обращения к идеям или другим явлениямсознания. Ассоциация означала уже связь не между идеями или между идеями идвижениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями иситуациями. Весь процесс научения описывался вобъективных терминах. Торндайк использовал идею Венао «пробах и ошибках» как регулирующем начале по ведения. Выбор этогоначала имел глубокие методологические основания. Он ознаменовал переориентациюпсихологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своихобъектов. Хотя Дарвин специально не акцентировал роль «проб иошибок», это понятие несомненно составляло одну из предпосылок егоэволюционного учения. Поскольку возможные способы реагирования на непрестанноменяющиеся условия внешней среды не могут быть заранее предусмотрены в структуреи способах поведения организма, согласование это го поведения со средойреализуется только на вероятностной основе. Эволюционное учение потребоваловведения вероятностного фактора, действующего с такой же непреложностью, как имеханическая причинность. Вероятность нельзя было больше рассматривать каксубъективное понятие (результат незнания причин, по утверждению Спинозы).Принцип «проб, ошибок и случайного успеха» объясняет, согласно Торндайку, приобретение живыми существами новых формповедения на всех уровнях развития. Преимущество этого принципа достаточноочевидно при его сопоставлении с традиционной (механической) рефлекторнойсхемой. Рефлекс (в его досеченовском понимании)означал фиксированное действие, ход которого определяется так же строгофиксированными в нервной системе путями. Невозможно было объяснить этимпонятием адаптивность реакций организма и его обучаемость.Торндайк принимал за исходный момент двигательногоакта не внешний импульс, запускающий в ход телесную машину с предуготованными способами реагирования, а проблемнуюситуацию, т.е. такие внешние условия, для приспособления к которым организм неимеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден ее построитьсобственными усилиями. Итак, связь «ситуация – реакция» в отличие отрефлекса (в его единственно известной Торндайкумеханистической трактовке) характеризовалась следующими признаками: 1) исходныйпункт – проблемная ситуация; 2) организм противостоит ей как целое; 3) онактивно действует в поисках выбора и 4) выучивается путем упражнения.Прогрессивность подхода Торндайка по сравнению сподходом Дьюи и других чикагцевочевидна, ибо сознательное стремление к цели принималось ими не за феномен,который нуждается в объяснении, а за причинное начало. Но Торндайк,устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действияхорганизма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде.Раньше предполагалось, что психолога за этимипределами могут интересовать только бессознательные явления, скрытые в«тайниках души». Торндайк решительноизменил ориентацию. Сферой психологии оказывалось взаимодействие междуорганизмом и средой. Прежняя психология утверждала, что связи образуются междуфеноменами сознания. Она называла их ассоциациями. Прежняя физиология утверждала,что связи образуются между раздражением рецепторов и ответным движением мышц.Они назывались рефлексами. По Торндайку, коннексия – связь между реакцией и ситуацией. Очевидно, чтоэто новый элемент. Говоря языком последующей психологии, коннексия– элемент поведения. Правда, термином «поведение» Торндайкне пользовался. Он говорил об интеллекте, о научении.Но ведь и Декарт не называл открытый им рефлекс рефлексом, а Гоббс, будучиродоначальником ассоциативного направления, еще не употребил словосочетание«ассоциация идей», изобретенное через полстолетия после него Локком.Понятие созревает раньше термина.
Итак, Торндайк существеннорасширил область психологии. Торндайк больше чем ктобы то ни было подготовил возникновение бихевиоризма. Вместе с тем, как отмечалось,он себя бихевиористом не считал; в своих объясненияхпроцессов научения он пользовался понятиями, которыевозникший позднее бихевиоризм потребовал изгнать из психологии. Это былипонятия, относящиеся, во-первых, к сфере психического в ее традиционномпонимании (в частности, понятия об испытываемых организмом состоянияхудовлетворенности и дискомфорта при образовании связей между двигательнымиреакциями и внешними ситуациями), во-вторых, к нейрофизиологии (в частности,«закон готовности», который, согласно Торндайку,предполагает изменение способности проводить импульсы). Бихевиористскаятеория запретила исследователю поведения обращаться и к тому, что испытываетсубъект, и к физиологическим факторам.
Теоретический лидер бихевиоризма  Джон Браадус Уотсон
Теоретическимлидером  поведенческой психологии сталДжон Б.Уотсон (1878-1958 г.г.).Егонаучная биография  поучительна в томплане, что показывает, как в становлении отдельного  исследователя отражаются влияния,определившие развитие основных идей направления в целом.  Он обучался в Чикагском университете-главномцентре функционализма.   Его учителем попсихологии был Энджелл. Именно к бихевиоризму перешлипроблемы, которые в школе Энджелла остались  нерешенными Уотсон увлекался экспериментальной психологией, но его испытуемыми былине люди, а животные. Он работал некоторое время с  Робертом Иерксом (1876-1956). Совместно они изобреталисредства определения способностей животных к различению зрительныхраздражителей. По необходимости здесь использовался объективный метод.
Итак, научный микросоциум, в котором созревал Уотсон, представлял в лице Энджелла, Леба, Чериса различные направления  сомкнувшиеся вмышлении Уотсона: функционализм, детерминизм, поиски  объективных методов изучения психики животных.Так прозвучал девиз   бихевиоризма,«стимул — реакция», основныеидеи которого Уотсон изложил в своей статье «Психология. Какой ее видит бихевиорист». Эта статья, опубликованная в 1913 г. в«Психологическом обозрении», в дальнейшем была названа  "бихевиористскимманифестом". Программа бихевиоризма сводилась  к нескольким четко сформированным пунктам: предмет психологии — поведение.  Оно построено из секреторных и мышечныхреакций без остаточно детерминированных внешними стимулами. Анализ поведения долженносить строго объективный характер и ограничиться, как и во всех остальныхестественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.
            Подобно тому, как астрономияразделалась с астрологией, нейрология с френологией,химия с алхимией, психологии, призывал Уотсон , надлежит отвергнуть представление о сознании,  как бестелесном, причудливо действующем внутреннем агенте, о котором известно лишь из показаний интроспекции.
            Все традиционные понятия овнутренних, психических процессах необходимо перевести на новый, бихевиористский язык, а это значит свести кобъективно-наблюдаемым стимул — реактивнымотношениям. Первой попыткой представить психологию с точки зрениябихевиоризма была книга Уотсона «Поведение. Введение в сравнительнуюпсихологию » 1914 г.Резонанс его  идей в американскойпсихологии был очень велик. В 1915 г. в возрасте 37-и лет он был избран президентомАмериканской психологической ассоциации. К тому времени он уже воспринялосновные положения учений И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Влияние этих учений набихевиоризм бесспорно. Но в соответствии с позитивистской методологией Уотсон иего последователи устраняли из психологии какие бы то ни было представления офизиологических механизмах поведения..    Антифизиологизм и отрицание роли образа в регуляции поведенияостались определяющими признаками программы Уотсона.Послужив в период первой мировой войны ввоенно-воздушных силах, Уотсон  последемобилизации вновь занялся  эксперементально-психологическими исследованиями, но уже нена белых крысах, а на людях, реализуя свою идею о том, что поведение всехживых существ подчинено  одним и тем  же законам, что поэтому человека также можнопрактиковать, как стимул-реактивную машину. Он приступилк изучению эмоций.
            Из этих экспериментов Уотсон сделалвывод о том, что страх, отвращение и др. эмоции взрослых людей возникают в детскомвозрасте на основе условно рефлекторных связей между внешними раздражителями инесколькими  базальными аффектами.        Подробно развито это положение в книге«Психология с точки зрения бихевиориста» 1919 г. Уотсон сталнаиболее   популярным лидером бихевиористского движения.
Но одинисследователь, сколь бы ярким он ни  был,бессилен создать научное  направление. «Взрыв», произведенныйУотсоном,  явился синтезом элементов,рассеянных в идейной  атмосфере начала20-х годов нашего века.
Что же можетбыть предметом изучения?
Ответ бихевиористов: поведение, активность. «Поток сознания мызаменяем потоком активности», – объявил Д.Уотсон.
Активность – внешняя и внутренняя– описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения ворганизме, которые могли быть зафиксированы объективными методами – сюдаотносятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной иобъяснительной Д. Уотсон предложил схему S—R, в соответствии с которойвоздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е.реакцию (R), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма,  характер реакции определяется только стимулом.С этим представлением была связана и научная программа Уотсона – научиться  управлять поведением. В самом деле, еслиреакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобыполучить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты,направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контрольситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.
Еще одинважный аспект: эта схема распространима и наживотных, и на человека. По Уотсону, законы научения(т.е. формирования реакции на определенные стимулы) универсальны; поэтомуданные, полученные в экспериментах с кошками или крысами, распространимыи на человеческое поведение.
Принцип "обусловливания"(условно-рефлекторной детерминации) Уотсон распространил также и на мышление,предложив «периферическую теорию», согласно которой мышлениеидентично субвокальному (неслышному) проговариваниюзвуков громкой речи, а если эти  звуки  являются условнымисигналами обозначаемых ими объектов. Говоря его языком, мышление — это«навык гортани», и его органом  служит не мозг, а гортань.  Вмолодости Уотсона воодушевляла мысль о возможности превратить психологию в науку, способную  контролировать и предсказывать поведение.Теперь, развивая эту мысль, он выдвинул план переустройства общества на основе бихевиористской программы. Согласно Уотсону, манипулируявнешними раздражителями, можно «изготовить» человека любого склада, слюбыми константами поведения. Отрицалось значение не только прирожденных   свойств, но и  собственных убеждений личности, ее установоки отношений- всей многогранности ее внутренней жизни.
Дайте мне,обещал Уотсон, дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я   гарантирую, что,взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить  его в специалиста любого типа -доктора,юриста,  артиста. купца или же нищего ивора — безотносительно к его таланту, склонностям, тенденциям, способностям, призванию,а также расе его предшественников.
Описание научения, данное Д. Уотсоном, достаточно просто в своейоснове (что и  определило популярностьбихевиоризма) и соотносимо с закономерностями условного рефлекса по И.П.Павлову на которого, к стати,  бихевиористы широко ссылались. Принципы классическогобихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика неподтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ навоздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и таже реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции отстимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто,определяющее реакцию, помимо стимула, точнее – во взаимодействии с ним.Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение ещеодну инстанцию. Обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея ввиду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые,не являясь в строгом смысле реакцией (т.к. их нельзя объективно зафиксировать)также определяют ответную реакцию. Схематично это выглядит так: S–O–R. Влогике его бихевиоризма об этих переменных нельзя рассуждать в традиционнойпсихологической терминологии; тем не менее необихевиористы.,по сути, нарушили этот запрет, обсуждая проблемы цели, образа и т.п. Так экспериментальнобыло доказано, что крысы, просто бегавшие по лабиринту, не получаяподкрепления, в дальнейшем быстрее научаются проходить его при условииподкрепления, нежели крысы, не имевшие предварительного «опыта бегания»; этоозначает, что у крыс первой группы сформировался образ лабиринта, позволяющийориентироваться в нем.
Итак, поведение человека как предмет бихевиоризма –это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что людиделают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция (R) в ответ навнешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Но вследствии механицизма в трактовке поведения человек вбихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельностьигнорируется. И в то же время исторической заслугой Д. Уолтсонаявляется исследование поведения и острая постановка проблемы объективногоподхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управленияповедением человека, нацеленность научного исследования на связь спрактическими задачами.Далее, распад первоначальной бихевиористскойпрограммы говорил о слабости ее категориального «ядра». Категориядействия, односторонне трактовавшаяся в этой программе, не могла успешноразрабатываться при редукции образа и мотива. Без них само действие утрачивалосвою реальную плоть. Образ событий и ситуаций, на которые всегда ориентированодействие, оказался у Уотсона низведенным до уровня физических раздражителей.Фактор мотивации либо вообще отвергался, либо выступал в виде несколькихпримитивных аффектов (типа страха), к которым Уотсон вынужден был обращаться,чтобы объяснить условно-рефлекторную регуляцию эмоционального поведения.Попытки включить категории образа, мотива и психосоциального отношения висходную бихевиористскую программу привели к ееновому варианту – необихевиоризму.
Необихевиоризм  Берреса  ФредерикаСкиннера
Беррес Фредерик Скиннер(1904– 1990) родился в Саскуэханне, штат Пенсильвания.Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской литературе в1926 году в Гамильтоновском колледже, небольшойгуманитарной школе в штате Нью-Йорк. Скиннер отказался от карьеры писателя ипоступил в Гарвардский университет для изучения психологии. Отлично понимая,что в новой области он далеко позади всех, он установил для себя жесткоеучебное расписание и придерживался его почти два года. Он был удостоен степенидоктора наук в 1931 году.С 1931 по 1936 годы Скиннерзанимался в Гарварде научной работой.В1936 году он занял должностьпреподавателя в Миннесотском университете и оставалсятам до 1945 года. В это время Скиннер много и творчески работал и приобрелизвестность как один из ведущих бихевиористовСоединенных Штатов. Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теорияоперантного бихевиоризма, разработанная Б. Скиннера.Он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения. Поведение поего теории, может строиться и по иному принципу, а именно, определяться нестимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это неозначает свободы поведения, в общем случае имеется в виду, что, имеяопределенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его,если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны.(закон  эффекта разработанный Э.Л.Торндайком ). Иными словами, не субъект выбираетповедение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом. Соответственно,можно управлять поведением, вознаграждая (т.е.положительно подкрепляя)определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными; на этомоснована предложенная Скиннером идея программированного обучения,предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждогошага. Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип,что и концепция Уотсона, а именно: психология не имеет права заниматьсячувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями;отклоняется любая попытка говорить о «природе» человека, либо конструировать модельличности, либо подвергать анализу различные действия, мотивирующие человеческоеповедение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задачСкиннер квалифицирует как донаучный, как совершенно бесполезную трату времени.Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируютчеловеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижениямаксимального результата.
 «Психология» Скиннера – это наука манипулирования поведением; еецель – обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечиватьнеобходимое«заказчику» поведение.
Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели
«стимул – реакция». Иными словами, это означает, что безусловно-рефлекторноеповедение приветствуется и вознаграждается, поскольку оно желательно дляэкспериментатора. (Скиннер считает, что похвала, вознаграждение являются болеесильным и действенным стимулом, чем наказание.) В результате такое поведениезакрепляется и становится привычным для объекта манипулирования. Например, Джонни не любит шпинат, но он все же естего, а мать его за это вознаграждает (хвалит его, одариваетвзглядом,дружеской улыбкой, куском любимого пирога и т.д.), т. е., по
Скиннеру, применяет позитивные «стимулы». Если стимулы работают последовательнои планомерно, то дело доходит до того, что Джонниначинает с удовольствием есть шпинат. Скиннер и его единомышленникиразработали и проверили целый набор операциональныхприемов в сотнях экспериментов. Скиннер доказал, что путем правильногоприменения позитивных «стимулов»можно в невероятной степени менять поведениекак животного, так и человека – и это даже вопреки тому, что некоторые слишкомсмело называют«врожденными склонностями».
Доказав этоэкспериментально, Скиннер, без сомнения, заслужил признание и известность.Одновременно он подтвердил мнение тех американских антропологов, которые напервое место в формировании человека выдвигали социокультурныефакторы. При этом важно добавить, что Скиннер не отбрасывает полностьюгенетические предпосылки. И все же, чтобы точно охарактеризовать его позицию,следует подчеркнуть: Скиннер считает, что, невзирая на генетическиепредпосылки, поведение полностью определяется набором «стимулов». Стимул можетсоздаваться двумя путями: либо в ходе нормального культурного процесса, либо позаранее намеченному плану .
Необихевиоризмне может объяснить, почему многие люди, которых обучили преследовать и мучитьдругих людей, становятся душевнобольными, хотя
«положительный стимулы» продолжают свое действие. Очевидно, существуют в человекекакие-то влечения, которые сильнее, чем воспитание; и очень важно с точкизрения науки рассматривать факты неудачи воспитания как победу этих влечений.Разумеется, человека можно обучить чуть ли не любым способом, но именно «чутьли не». Он реагирует на воспитание по-разному и вполне определенным образомведет себя, если воспитание противоречит основным его потребностям.
По сути дела, Скиннер являетсянаивным рационалистом, который игнорирует человеческие страсти. Впротивоположность Фрейду, Скиннера не волнует проблема страстей, ибо онсчитает, что человек всегда ведет себя так, как ему полезно. И на самом делеобщий принцип необихевиоризма состоит в том, что идеяполезности считается самой могущественной детерминантойчеловеческого поведения; человек постоянно апеллирует к идее собственной пользы,но при этом старается вести себя так, чтобы завоевать расположение и одобрениесо стороны своего окружения. Невероятную популярность Скиннера можно объяснитьтем, что ему удалось соединить элементы традиционного либерально-оптимистическогомышления с духовной и социальной реальностью. Скиннер считает, что человекформируется под влиянием социума и что в
«природе» человека нет ничего, что могло бы решительно помешать становлению мирногои справедливого общественного строя.
            Итак, научающе-бихевиоральный подход, поддержанный Б.Ф.
Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненнымопытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо иконтролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних
«автономных» факторах в качестве причины действий человека ипренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения. Скиннер признавал дваосновных типа поведения: респондентное поведение, какответ на знакомый стимул, и оперантное поведение,определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннерасосредоточена почти полностью на оперантномповедении. При оперантном наученииорганизм действует на окружение, производя результат, который влияет навероятность того, что поведение повторится. Оперантнаяреакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в товремя как оперантная реакция, за которой следуетнегативный результат, стремится не повторяться.
По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций наокружение.Заключение.
            Бихевиоризм (поведенческаяпсихология) родился не так, как обыкновенное продолжение определенногонаправления в науке. А именно так представляют свою историю бихевиористы.Однако известно, что задачей этого течения было не просто завершение опытовМоргана и Торндайка над животными. Бихевиоризмизначально призван решать конкретные проблемы американской жизни, о чемсвидетельствует утверждение родоначальника этого направления в психологииУотсона о том, что бихевиоризм предполагает стать лабораторией общества. Бихевиористы задались целью найти такой механизм в человеке,через который можно было бы управлять человеком, побуждать его к действию, и такимобразом, использовать человеческий материал в интересах господствующего класса.        Основным понятием бихевиоризма являетсяизвестная формула — «стимул- реакция».В рамках этого понятия укладываются все виды поведения — от животных до социальных.Поведение животного и человека бихевиористы рассматривают, как сумму реакций организма на внешние раздражители -стимулы. По мнению Д.Уотсона, а это четко прослеживается  вего научных трудах, знание характера связи раздражителей и реакций дает возможностьпредугадывать поведение людей. Более того, на этой основе можно моделироватьтакие ситуации, которые приводят к определенным типам поведения.       Всех бихевиористовобъединяла убежденность в бесплодности понятия о сознании, в необходимостипокончить с "ментализмом". Но единствоперед общим противником – интроспективной концепцией – утрачивалось при решенииконкретных научных проблем. Оценивая бихевиоризм в целом, следует признать, чтоон продолжает занимать значительное место в психологии. Была создана наука оповедении, исследования которого способствовали утверждению объективногоподхода в психологии, подняли эксперимент на высокую ступень  исследования. В результате  проделанной работы было выявлено 16 типовповедения (перцептивное поведение, защитное,индуктивное, привычное, утилитарное, ролевое, сценарное, моделирующее,уравновешивающее, освобождающее, атрибутивное, экспрессивное, автономное,утверждающее, исследовательское, эмпатическое.)
 Прикладной бихевиоральныйанализ используется в обучении психотерапии. Так, работы американского бихевиариста Б.Скиннера нашли широкое применение — принцип оперантного научения. Двеосновные области такого применения — обучение навыкам общения и биологическаяобратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основаннаяна методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобылюди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях. Оказалось, чтотренинг с биологической обратной связью эффективен в лечении тревоги, мигрени,мышечного напряжения и гипертензии. Остается, однако, неясным, какбиологическая обратная связь фактически позволяет производить контроль наднепроизвольными функциями тела.

Список литературы.
1.   Психология, как наука о поведении. Д. Уотсон./ Москва,1976 г./
2.  Военная психология -  методология, теория, проблемы. /Часть 1.  Москва.ВУ /
3.  Процесс учения у человека. Э. Торндайк. / Ципедгиз. Москва, 1935 г. /
4.  История психологии / М. Г.Ярошенко — М.: Мысль. 1976.
5. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович — Мн.: Хэлсон. 1998.
            6.Основы психологии / Л. Д.Столяренко – Ростов – на Дону. 1997.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.    Введение.
2.    Пионер бихевиористскогодвижения  Эдвард Торндайк.
3.    Теоретический лидер бихевиоризма  Джон Браадус Уотсон.
4.    Необихевиоризм  Берреса  Фредерика Скиннера.
5.    Заключение.
Списоклитературы.
Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
РЕФЕРАТ
по общей психологии
 
   
Тема: «Направление психологии сложившееся в период открытого кризиса. Бихевиаризм. ».
 
 
                                  
Комсомольск – на – Амуре
2007 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.