МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТСОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КАФЕДРАПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Курсовая работа по психодиагностике
«МОТИВАЦИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА ЛИЧНОСТИ»
Выполнил:
Студент IVкурса
Заочной формы обучения
Колесник В.Д.
Научныйруководитель:
доцент СивицкийВ.Г., D.Sc.
Минск, 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА IОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРЫ И ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
5
1.1. Мотивация как фактор построения успешной карьеры
5
1.2. Психологические особенностипрофессиональной деятельности
12
1.3. Направления и условия развития личности в профессиональной деятельности
21
ВЫВОДЫ
22
ГЛАВА IIМЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА ЛИЧНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННО — ТОРГОВОГО ЧУП «МАЛССЕРВИС».
24
2.1. Диагностика мотивационной среды Производственно — торгового ЧУП «Малссервис».
24
2.2. Метод естественного наблюдения мотивации карьерного роста личности.
26
ГЛАВА III АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРНОГО РОСТА ЛИЧНОСТИ ОФИСНЫХ РАБОТНИКОВ
30
3.1. Анализ результатов диагностики мотивационной среды Производственно — торгового ЧУП «Малссервис».
30
3.2. Анализ результатов по методу естественного наблюдения и анкетирования.
31
ВЫВОДЫ
32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
33
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ
35
ПРИЛОЖЕНИЯ
37
ВВЕДЕНИЕ
Бурно развивающиеся процессы в современном обществезатрагивают все стороны жизни, что приводит к осознанию значимости особенностейразвития общественного сознания людей, их общения, взаимодействия ивзаимоотношений на все стороны деятельности.
В этой работе я хочу показать,как человек планирует свое будущее (карьеру), основываясь на своих потребностяхи социально-экономических условиях. Нет ничего удивительного в том, что онжелает знать перспективы служебного роста и возможности повышения соей квалификации,а также условия, которые он должен для этого выполнить. В противном случаемотивация поведения становится слабой, человек работает не в полную силу, нестремится повышать квалификацию и рассматривает организацию как место, гдеможно переждать некоторое время перед переходом на новую, более перспективнуюработу.
Важность разработки проблемы мотивов длятеории психологии связана с тем, что она относится к важнейшему разделупсихологической науки – психологии личности, являясь в ней одной из значимыхпроблем.
Мотивация, являясь стержнем психологииличности, обуславливает особенности и поведения и деятельности личности.Становится все более очевидной невозможность их рассмотрения без анализамотивации. Последняя оказываетсясвоеобразным барометром общественных отношений, происходящих в них перемен.Являясь стержнем психологии личности, мотивация задает и направленность, и характер,и способности личности, оказывая на них решающее влияние.
Целью данной работы является изучение мотивации карьерного росталичности на примере офисных работников.
Для достижения поставленной нами цели следует выделитьследующие задачи:
1.Проанализироватьнаучно-методические работы отечественныхи зарубежных психологов по мотивации карьерного роста личности.
2. Сравнить методы изучениямотивации карьерного роста личности в работах отечественных и зарубежныхпсихологов.
3. Создать диагностическийкомплекс для изучения мотивации карьерногороста личности.
3. Апробировать созданный диагностический комплекс наконтингенте офисных работников.
Объектом исследованиявыступает карьера человека какпрофессиональный рост личности.
Предметом – мотивация как фактор карьерного росталичности.
Гипотезойнашего исследованияявляется утверждение о том, что мотивация является основным фактором карьерногороста личности, который может быть целенаправленно диагностирован для повышенияэффективности трудовой деятельности.
ГЛАВАI
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МОТИВАЦИИ КАРЬЕРЫ ИЛИЧНОСТНОГО РОСТА
1.1. Мотивациякак фактор построения успешной карьеры.
Мотивационнаясфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важнейшихфункций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются ирегулируются мотивацией — иерархизированной совокупностью мотивов, составляющихмотивационную сферу личности. Но важно не только признание этих функциймотивов, что обычно не вызывает возражений и, по существу, общепризнанно (хотяпонимание сущности этих функций у разных авторов различно). Не менее важнопонимание природы мотивации, ее происхождения.
Многообразие теоретических иэкспериментальных подходов в изучении мотивации порождается, во-первых,различными философскими ориентациями современных психологических школ,во-вторых, противоречивостью и сложностью этого явления. В результате понятие“мотивация” имеет весьма неоднозначный характер и часто обозначает различные по своей природе явления.Разногласие в понимании сущности мотивации исходят из разногласия психологическихтеорий.
Проведенныеисследования [1, 7, 9], показали, что мотивы являются внутренней детерминациейдеятельности, ее побудительным компонентом. Деятельность, в свою очередь,оказывает влияние на мотивы. Об этом точно и ясно сказано у Б. Ф. Ломова:“Соотношение деятельности и мотива как личностного образования не простое инеоднозначное. Тот или иной мотив, возникший у личности и побуждающий ее копределенной деятельности, может этой деятельностью и не исчерпаться; тогда,завершив данную деятельность, личность начинает другую (или же реализует этотмотив в общении). В процессе деятельности мотив может измениться, и точно также при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность (еепрограмма, структура, состав действий и т.д.)” [14, с. 312].
Теориимотивации к работе можно разделить на две группы:
- теории содержания;
- теории процесса.
Первыеделают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковымотивы определенного поведения. Вторые разъясняют тот процесс, который дает продвижениепроисходящему внутри человека процессу мотивации. Чтобы действительно можно было понятьмотивацию как явление, нужны оба понятия, а также персональный подходк рассмотрению.
1) Двухфакторная теория мотивации Герцберга.
Эта теория была создана Герцбергом на основеданных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональныхгруппах и в разных странах. Интервьюируемыхпросили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворениеили, наоборот, неудовлетворение от работы.
Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцбергпришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работойвызываются различными факторами.
На удовлетворенность работой влияют:
· достижения (квалификация) и признание успеха,
· работа как таковая (интерес к работе и заданию),
· ответственность,
· продвижение по службе,
· возможность профессионального роста.
Эти факторыон назвал “мотиваторами”.
На неудовлетворенность работой влияют:
· способ управления,
· политика организации и администрация,
· условия труда,
· межличностные отношения на рабочем месте,
· заработок,
· неуверенность в стабильности работы,
· влияние работы на личную жизнь.
Эти внешние факторы получили название “факторовконтекста”, или “гигиенических” факторов.
Мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой,связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностямиличности в самовыражении. Факторы,вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостаткамиработы и внешними условиями. С этимифакторами легко связать неприятные ощущения, которых необходимоизбегать[19].
По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенностьработой, не являются противоположностью в одном и том же измерении. Каждый из них находится как бы в собственной шкале измерений, где одиндействует в диапазоне от минуса до нуля, а второй — от нуля до плюса. Если факторы контекста создают плохуюситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшемслучае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой,а дают скорее нейтральное отношение.
Удовлетворенность работой вызывают только мотивационныефакторы, положительное развитие которых может повысить мотивациюи удовлетворенность от нейтрального состояния до “плюса”.
2)Иерархияпотребностей ( Маслоу ).
Поведение личности обычно направляется егонаиболее сильной в данный момент потребностью. Это заставляет нас действовать такимобразом, чтобы удовлетворить потребность.
Потребности можно группировать по-разному. Пятиступенчатую иерархическую модельсоздал Абрахам Маслоу и трехступенчатую — Алдерфер.
Классификация Маслоу представляет нам следующиепотребности:
- физиологические ( жажда, голод,сон, сексуальные ),
- потребность в безопасности,
- социальные потребности (любовь,принадлежность к определенной социальной группе),
- потребность в уважении (самоуважение,успех, статус),
- потребность в самовыражении.
Маслоу утверждает [12], что наиболее сильная потребностьопределяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше неопределяет поведение, то есть не действует как фактор мотивации.
Потребности удовлетворяются в определенномпорядке. Физиологические потребностии потребность в безопасности — это первичные потребности, которыедолжны быть удовлетворены прежде, чем потребности более высокогоуровня смогут определять поведение. Например, усиление чувства голода ставит потребность в пищена центральное место в поведении человека, отодвигая в сторону другие(например, удовлетворяющие потребности в собственном развитии). По мнению Маслоу, если существуют двеодинаково сильные потребности, то доминирует потребность болеенизкого уровня.
Таким образом, условия и ситуация со своей стороныопределяют, какие потребности будут доминировать. Потребности, связанные с уважениемличности и в этом смысле являются индивидуальными. Следовательно, в одной и той же ситуацииу разных людей могут существовать разные потребности, а изменениеситуации влечет за собой изменение потребностей одного человека.
Работа как таковая может дать возможность дляудовлетворения потребностей. Втом случае часто речь идет о потребностях более высокого уровня, связанныхс уважением и самовыражением. Сдругой стороны, работа может быть способом изыскивать возможностидля удовлетворения таких потребностей вне работы, и тогда доминируютпотребности более высокого уровня, связанные с условиями и факторамибезопасности.
3) Теория ожиданий ( Врум, Портер, Лоулер и др. ).
Мотивированная деятельность являетсяцеленаправленной. Цель обычно связана спрямым или косвенным удовлетворением какой-либо потребности.
Сила направленности деятельности на достижение целизависит частично от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденнойза достижение цели.
Сила стремления к получению вознаграждения или другойцели (другими словами, исполнительная мотивация) зависит от ценностивознаграждения (желательности) и его достижимости (реальности получения вознаграждения,“ценности ожиданий”).
То, что человек ценит, зависит от егопотребностей. Чтобы человек былмотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этойдеятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно бытьсвязано с достижением цели так, чтобы человек это заметил.
С другой стороны, каждый знает, что не всегда даженастойчивые усилия гарантируют достижение цели. На основе ранее полученного опыта формируется представление (ожидание) отом, насколько реальной является возможность достижения цели. В этом случае взвешиваются также всевозможности и препятствия, возникающие вследствие окружения и ситуации данногомомента.
Если ожидания высоки, сила побудительного мотива возрастает. Ранее полученный успешный опыт такжеподкрепляет ожидание того, что соответствующий результат мог бы бытьполучен. Таким образом, успех усиливаетмотивацию.
Если же ожидания не осуществляются, препятствияк достижению цели порождают ощущение тщетности усилий. Чем больше для человека важность (ценность)недостигнутой цели, тем больше ощущение тщетности. В следующий раз, может быть, будет немногоснижен и уровень цели и, если цель не осуществится несколько раз, снизитсяоценка реальности ее достижения и мотивация уменьшится. “Стоит ли пытаться...” Ощущение тщетности снижает мотивацию,а низкая мотивация уменьшает исполнительский вклад, осложняет достижениецели и вызывает еще большее ощущение тщетности. Круг замыкается.
От ощущения тщетности может избавить постановкареальных целей, приближение ожиданий к реальности и вознаграждение отдостижения цели тем способом, который ценит сам работник.
4) Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющиена мотивацию.
Способ управления и организационный климатявляются факторами, влияющими на мотивацию в рамках предприятия. Это так называемые посреднические переменные,то есть их влияние либо порождает мотивацию, либо препятствуетей. Другими такими ситуационнымифакторами являются межличностные отношения на рабочем месте,давление на работе в данный момент, использовавшийся производственныйметод, а также существующие на предприятии культура и групповые нормы.
В теории Герцберга эти моменты относятся к гигиеническимфакторам, то есть способ решения таких вопросов либо вызвал неудовлетворенность,либо сделал ситуацию нейтральной, но не создал мотивацию. В теориях ожиданий такие факторы ситуациии внешней среды являются теми переменными, которые определяют оценкужелательности цели и возможности ее достижения. К примеру, использовавшийсяпроизводственный метод уже ограничивает поддержание удовлетворенияпотребности в самовыражении как сильной цели. С другой стороны, поведение руководителяи способ управления в значительной степени определяют мотивацию идостижения его подчиненных. На основедеятельности руководителя подчиненные делают выводы о том, какиедостижения вознаграждаются, а какие — нет и что следует из каждогоспособа деятельности.
Ситуационные факторы зачастую препятствуютработнику в выполнении задания желаемым способом (например, отсутствиеинструментария), и таким образом появляются препятствия на пути к достижению цели. Например, из методов управления руководителяили проводимой на предприятии кадровой политики делается вывод отом, что достижение цели ни в коем случае не повлечет за собой желаемоговознаграждения. Препятствия, видимыена пути к достижению цели, создают ощущение тщетности и снижают мотивацию.
Одним из препятствий может быть также недостаточностьсобственных способностей по отношению к данному заданию. По этой причине исполнение неудачно, и вследующий раз мотивация при таком задании будет еще ниже. Успех при исполнении задания, напротив,стимулирует мотивацию в соответствующей работе. Следовательно, качество заданий, даваемыхработнику, в соотношении с его способностями и мастерством такжевлияет на мотивацию.
С другой стороны, личность работника оказываетвлияние в тех случаях, когда видны причины успеха и неудач. Недооценивающий себя человек переноситна себя даже маленький упрек или неудачу, а другой ищет причину вне себя- зачастую у него виноваты начальники, руководство или условиятруда.
Следовательно, “я”, или представление о самомсебе, — это такая личностная черта, которая влияет на опытность работника,формируемые на этой основе ожидания и, таким образом, на мотивациюв работе. Другими подобными факторами,связанными с человеком, являются личность, способности и умение,ценности и потребности работника, а также ожидания, сформированныена основе его более раннего жизненного опыта. По сумме этих факторов кого-то больше мотивируютвнутренние потребности в самовыражении и уважении, то есть потребностиболее высокого уровня, а кого-то — потребности, идущие извне и направленныена избежание неприятных переживаний и условий и на получение различныхвознаграждений, удовлетворяющих потребности более низкого уровня.
5)Потребности вдостижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе.
С точки зрения управления по результатам основнымиявляются три типа мотивации:
- Потребностьв достижении цели
Работник, имеющий значительную потребность вдостижении цели, ставит себе высокие, но реальные цели. Для него важны хорошие достижения.
- Потребностьв присоединении
Работник, испытывающий потребность в присоединении,ценит человеческие отношения и дружбу и поддерживает их. Такой человек может быть весьма эффективенпри выполнении заданий, требующих групповой работы.
- Потребность во власти
Работник, имеющий потребность во власти, хочетобладать возможностью влиять на других и поэтому ищет такие задания идолжности, где у него был бы соответствующий статус, дающий возможностьиспользовать власть и авторитет.
Чтобы использовать свои ресурсы эффективно,предприятия должны искать для выполнения каждого задания такого человека,чья основная мотивация соответствует особенностям задания. Если работник, имеющий потребность в достижениицели, мог бы успешно справиться с весьма сложным заданием, за выполнениекоторого он один нес бы ответственность, то, получив задание, важное,но с большой степенью рутинности и разделением ответственности намногих работников, он, очевидно, это задание не выполнит. Правда, мотивация не всегда сохраняетсяв неизменном виде. На нее оказываютзначительное влияние как ситуация, так и рабочая обстановка в организации.
Литвинов выделил два типа мотивации. Один тип проявляется у руководителей,находящихся на таких должностях, которые требуют усердия и предприимчивости,другой — при должностях, требующих координации и интеграции.
Макклеланд занимался изучением мотивациибизнесменов и пришел к выводу, что для работников, имеющих потребностьв достижении цели, типичным является следующее:
· им нравятсяситуации, в которых возможно взять на себя ответственность за нахождениерешения проблемы. Их не интересуютситуации, в которых можно добиваться успеха благодаря случайностям,они хотят сами влиять на конечный результат;
· однако они нехотят идти на слишком большой риск, а ставят себе умеренные цели, гдериск просчитан и предсказуем;
· имеющие потребностьв достижении цели хотят конкретной обратной связи, насколько хорошоони справляются с заданием. Может быть, поэтому имеющие потребностьв достижении цели великолепно чувствуют себя в деловой жизни, посколькуона постоянно создает ситуации, где ценится успех. Макклеланд отмечает, что для имеющих потребностьв достижении цели предпринимателей деньги сами по себе редко значаточень многое. Однако они важны как показательуспеха.
С точки зрения сохранения мотивации важнознать результаты исследования Эдгара Шейна, которые показывают наличиев мотивации к работе 5 — 7 -летнихотрезков времени. Если содержаниеработы не меняется полностью или значительно, то мотивация явноснижается через 5 лет.
Некоторыепрактические возможности обеспечения собственной мотивации к работе[6]:
· Нужно позаботитьсяо том, чтобы быть хорошо отдохнувшим, бодрым и деятельным.
· Относитьсяположительно к работе и жизни. Организоватьна рабочем месте кружок “люби понедельник”, поскольку понедельник- это очень тяжелый день недели.
· С помощью хорошихувлечений можно сделать собственную мотивацию более многостороннейи поддерживать душевную бодрость. Активно развивать себя, укрепляя и используя свои сильные стороныи исправляя свои недостатки, с которыми действительно нужно что-тоделать. Позаботиться о том, чтобыбыл личный план развития на год и на 2 — 3 года.
· Сделать болееприятным свое окружение на работе.
· Позаботиться о том, чтобы не делать одну и туже, повторяющуюся работу слишком долго. Постараться, чтобы работа существенно менялась с интерваломв 5-7 лет. Это возможно, если занять в этом вопросеправильную позицию.
· Определитьдля себя на ближайшие годы на основе собственных потребностей различныеальтернативные варианты продвижения по службе как в своем трудовомколлективе, так и вне его. Определитьмероприятия, с помощью которых осуществление альтернативного вариантакарьеры будет наиболее вероятным, и составить временной план осуществлениямероприятий. Если это возможно, обсудитьвопрос с начальником и коллегами. Однакоглавную ответственность за развитие карьеры в целях сохранения мотивациик работе нужно нести самому.
· Быть откровеннымс коллегами и осуществлять безоговорочную,непосредственную обратную связь по их трудовым достижениям и отношениюк Вам. Требовать от них естественной,достаточно качественной обратной связи в целях развития собственнойработы и мотивации. Не замыкатьсяв себе, идти к другим.
· Вознаграждать себя за хорошие достижения вработе и требовать вознаграждения со стороны трудового коллектива. Вознаграждение не всегда должно выражатьсяв деньгах. Значительным мотивирующимвознаграждением может быть возможность самостоятельно распределятьвремя, сознательно избегать стрессовых ситуаций, четкая информированностьо возможностях успеха.
1.2. Психологическиеособенностипрофессиональнойдеятельности.
В области прикладнойпсихологии сегодня все более ощущается необходимость в сопряжении знаний врамках концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.Понятно, что имеется в виду не их механическое сложение, не просто составлениеупорядоченного перечня, а именно их дальнейшая научная разработка, но ворганической взаимосвязи [15].
Деятельность являетсяодним из фундаментальных понятий в советской психологии и даже когдарассматривается в качестве психологической категории. В то же время это понятиеиспользуется столь широко и многозначно, что смысл его становится расплывчатым,теряется его объяснительная сила; в контексте одно значение этого понятиянередко заменяется другим, что создает немалую путаницу [10].
Деятельность –это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигаетсознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у негоопределенной потребности, мотива (см. схему 2) [18, с. 38].
Схема 1. Структура деятельности.
Мотивы и цели могут не совпадать, т.е. действиячеловека часто не совпадают с тем, для чего он действует.
Деятельность всегда носит опосредованный характер. Вроли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общениес другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенныеотношения к другим людям, даже если они реально не присутствуют в моментсовершения деятельности.
Трудовая деятельность-это труд человека в том смысле, который придавал емуК.Маркс. Следовательно, трудовая деятельность или труд, есть разновидностьдеятельности применительно к социальной форме движения материи. Трудоваядеятельность представляет собой не только целесообразную производительнуюдеятельность, но и производительное расходование человеческого мозга, мускулов,нервов, рук и так далее, то есть работу в том физическом смысле, которыйправомерно используется в физиологии труда. Таким образом, трудоваядеятельность есть диалектическое единство целесообразной производительнойдеятельности и работы человека [19, с. 16].
Логическим отрицанием трудовой деятельности является нетрудоваядеятельность. Это непроизводительная человеческая деятельность, которая неявляется общественно полезным трудом и, следовательно, не производит стоимости[19, с. 16].
Психологи в анализе семантики понятий обобщаютинтерпретации, сложившиеся в других научных дисциплинах, но встречается изначительная полисемия вида: «деятельность — активность — работа — труд» или«деятельность — поведение», «труд — поведение — деятельность». Центром являетсяосновное понятие — «деятельность», а его семантические эквиваленты расположеныкак бы на периферии (см. схему 2).
Схема 2.Семантический граф понятия «деятельность». Линии означают отношения полной иличастичной синонимии. Для простоты не показаны парные синонимии «активность — труд» и «работа — поведение», которые имеют или могут иметь место.
Объект труда– это внешне представляемая осязаемая реальность, с которой приходится иметьдело профессионалу на его трудовом посту.
Предметтруда– это наборвзаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, выделяемых самимсубъектом и как бы противостоящих ему в труде. Этот набор свойств, признаков необязательно совпадает с признаками и свойствами одного конкретноговещественного объекта, выделяемого неспециалистами (обыденным сознанием), асами эти свойства, признаки могут быть очень разнообразными – явными и скрытыми,статичными и изменчивыми, связанными для субъекта труда, профессионала внекоторую систему [8].
В силу диалектического единства и противоположностицелесообразной производительной деятельности и работы, то есть конкретного иабстрактного труда, в трудовой деятельности можно выделить две логическипротивоположные разновидности: профессиональную и непрофессиональнуюдеятельности.
Профессиональная деятельность определяется как профессия, то есть как «род трудовойдеятельности… человека, владеющего комплексом специальных теоретических знанийи практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки,опыта работы».
Непрофессиональнаядеятельность может бить определена «от противного» как трудоваядеятельность, не требующая специальных знаний и умений, а представляющая собойпростое расходование человеческой рабочей силы, не создающие инойпотребительной стоимости, кроме самой стоимости (например, труд подсобника) [19,с. 17].
Карьера — это субъективно осознанные собственные суждения работника о своем трудовомбудущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения трудом. Это продвижениевперед по однажды выбранному пути деятельности. Например, получение большихполномочий, более высокого статуса, престижа, власти, большего количестваденег [16].
Карьера — это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере домохозяек,матерей, учащихся и т. п. Понятие карьеры не означает непременное и постоянноедвижение вверх по организационной иерархии. Необходимо отметить также, чтожизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру, является еечастью [5].
Иначе говоря, карьера — это индивидуальноосознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностьюна протяжении рабочей жизни человека.
Различают несколько видов карьеры [3]:
Карьера внутриорганизационная-означает, что конкретныйработник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадииразвития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку иразвитие индив