Министерство Общего иПрофессионального ОбразованияВладивостокский Государственный Университет
Экономики и СервисаКафедра офисного и культурного сервисаКурсовая работа
«Исследование психологических характеристик спортсменов»
(на материалахисследования культуристов)
Выполнила:
Студентка
группы
ДВ-00-01
Вронская Т.А
Проверила:
Коноплева Н.А.
Владивосток2003г.
ВВЕДЕНИЕ.
Человек – существо социальное. Объединение отдельныхлюдей в группу изменяет некоторые стороны их психической деятельности,существенно меняя скорость, силу и характер их реакций на внешнюю ситуацию.
Свойства группы как целостного психо-социальногообъекта определяются с одной стороны психофизиологическими свойствами отдельныхеё членов, с другой — структурой межличностных связей в группе.
Поведение человека в некоторой обстановке не можетбыть правильно понято без учета параметров коллектива, которому он в данныйситуации принадлежит.
Идея конструирования социальной группы, обладающейзаданными свойствами не нова. В данной работе я попытаюсь подойти к проблемеформирования группы с позиции структуры межличностных и деловых отношений.
В качестве объекта исследования я буду рассматриватьмалую группу.
Интерес к исследованию малых групп возник оченьдавно, вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения общества иличности и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды её формирования.
Исследуя проблему личности, особое значениеуделяется психологическим особенностям и свойствам человека, развившиеся ипроявляющиеся у него как у члена общества. Человек всегда является членом тогоили иного коллектива – семьи, школы, рабочего коллектива на предприятии и т.д.Активная деятельность человека в коллективе, взаимоотношения его с коллективомв значительной степени определяют формирование его индивидуальных чертличности. Проблема малой социальнойгруппы стала актуальной с момента взаимодействия человека с обществом. Большуюроль в выборе темы сыграл интерес квзаимоотношениям в малой социальной группе. Эффективность деятельности зависит от взаимодействия,взаимопонимания деловых партнёров, поэтому моей задачей является рассмотрение, из каких типов личности состоит спортивная группа, какими психологическимиспособностями обладает. Чтобы достичь этой цели я проводила исследования, позволяющиеизучить психологию малой социальной группы.
МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
1. Характеристики малойгруппы
Малая социальная группа — объединениелюдей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместнойдеятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих своюпринадлежность к группе и признанных другими людьми.
Состав группы
Численность и признаки (повозрасту, полу, образованию, национальности...)
Структура группы
Подразумевает функциональныеобязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (наборожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенныефункциональные обязанности) и набор норм (набор предписаний, требований,пожеланий общественно-одобряемого поведения).
Групповые процессы
Подразумевают процессысплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формированиелидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
2. Виды и функции малых групп
По роду деятельности
(промышленные, учебные,любительские)
По способу возникновения
· формальные — возникающиедля выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня (3 — 20чел)
· неформальные или контактные-возникающие на основе взаимных симпатий, интересов.Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека(3 — 8 чел)
По степени развитиямежличностных отношений
От дифференциальных групп доколлектива
По значимости индивида
· группы членства (все люди в группе)
· референтныегруппы (значимый для индивида круг общения)
Функции групп
Для референтныхгрупп характерны функция сравнения и функция нормативная. Функция сравненияподразумевает, что группа формирует эталон поведения и оценки самого индивида иокружающих.
Инструментальные функции групп связаны с организацией совместной деятельности.
Экспрессивная и поддерживающая функции связаны с эмоциональными потребностямииндивида.
3. Групповая динамика
Групповая динамика включаетследующие процессы:
· сплочение или разобщение групп;
· процесс образования неофициальных групп внутри групп формальных;
· становление групповых норм (это важнейший процесс), т.е. спонтанноскладывающихся стандартов поведения индивида. Такие нормы — стандарты делаютповедение индивида предсказуемым, способствуют эффективности групповойдеятельности.
Становление групповых нормповышает сплоченность группы и одновременно усиливает групповое давление наиндивида.
Конформность — характеристика позиции индивида относительно позиции группы, мера подчиненияиндивида групповому давлению.
Конформность может проявиться в изменении мнения иповедения человека в направлении большего согласия с группой.
Противоположная сторона конформизма — негативизм.
Одним из важнейших процессов в динамике групп является выделение лидера. Лидер — член малой группы, имеющий определенное влияние на стороны еежизни. Влияние основано на авторитете (признании групповых и личностных качествчеловека). Выдвижение лидера связано с функциональной задачей управления.
Управление — набордействий, включающих:
· целеполагание(в т.ч. принятие решений)
· координацию совместных действий
· контроль за соблюдением стандартов группового поведения и выполнениемпринятых решений.
Управление задает отношениесубординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочениегоризонтально), реординации (упорядочение снизувверх).
Управление необходимо для оптимизации совместной деятельности, однако, каждаяиз сфер жизни группы может инициировать своих лидеров и тогда сплоченностьгруппы будет зависеть от взаимоотношений между ними.
Малая группа — системный социальный объект. Ееэлементами (как и элементами других соц. систем) выступают люди и возникающиемежду ними отношения.
Применительно к малым группам действует принцип иерархичности. Этоподразумевает. что малая группа выступает частью систем более высокого уровня(например, учебная группа включается в факультет), выступает как подсистема.
Малая группа — динамическая система, об этомсвидетельствуют процессы групповой динамики. Это открытая система, т.е. онаосуществляет обмен с внешней средой веществом, энергией, информацией.
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ СПОРТА
Определение предмета психологии спорта
Предметомпсихологии спорта являются психологические особенности спортивной деятельностив ее разнообразных видах и психологические особенности личности спортсмена.
Спорт занимает большое место в жизни современногообщества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека,но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.
Виды спорта многообразны, новсе они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематическойтренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна безизучения, с одной стороны, характерных особенностей и закономерностейспортивной деятельности, а с другой—личности спортсмена как субъекта этойдеятельности. Наряду с другими науками психология спорта призвана дать анализважнейших сторон спортивной деятельности и тем помочь рациональному решениюмногих связанных с ней практических вопросов.
Общее понятие о спортивной деятельности
Возникновение физических упражнений историческиобусловлено стремлением человека удовлетворить потребность в движении и,естественно, в развитии физических качеств. Заимствуя на первых этапах своегоразвития двигательные действия из области трудовой и военной деятельности(бег, борьба, метания, стрельба из лука, верховая езда и др.), спорт лишал этидействия их трудового или военно-прикладного значения: становясь спортивными,они начинали выполняться не для достижения каких-либо внешних целей(изготовление определенного продукта труда, победа над врагом, добыча дичи наохоте), а ради чувства удовлетворения, которое испытывалось при их выполнении исопровождалось эмоционально окрашенным сознанием совершенства их выполнениясамого по себе.
Всегда эти действия имели общественную оценку, посколькуих результаты свидетельствовали о степени превосходства того или другого членаобщественной группы над другими ее членами. Отсюда возникли их соревновательныйхарактер и регулирование более или менее сложными правилами.
Основные психологические особенности спортивнойдеятельности
Основные виды спортивнойдеятельности всегда связаны с определенными двигательнымидействиями—физическими упражнениями. Их отличительной особенностью являетсяспециальная направленность на решение задач физического воспитания (развитие исовершенствование физических качеств человека). Одновременно физическиеупражнения способствуют совершенствованию и морально-волевых качеств личности.В связи с этим физические упражнения стали специальным предметомпсихологического исследования и изучения: без точного анализа психологическихоснов — физических упражнений нельзя разработать рациональные методы обучения испортивной тренировки.Задачи психологии спорта
Психологияспорта—прикладная область психологии. Ее основная задача—дать научноеобоснование рациональных методов физического воспитания и спортивной тренировкии таким образом содействовать эффективному их применению. Исходя из этого, кругзадач, стоящих перед психологией спорта, может быть представлен по следующейсхеме.
Поскольку спортивнаядеятельность, будучи предметом психологии спорта, включает в себя самыеразнообразные виды физических упражнений, одной из задач, стоящих передпсихологами спорта, является психологический анализ особенностей отдельныхвидов спортивной деятельности (деятельность, например, гимнаста требуетнесколько иных психических функций и качеств личности, чем деятельность борца).Без конкретного изучения специфических психологических особенностей каждоговида спорта невозможно дать научное обоснование методов обучения и тренировки вних. Но у различных видов спорта имеются некоторые общие психологическиеособенности, которые в известной степени роднят их между собой и накладываютопределенный отпечаток на методику обучения и тренировки. Поэтому в задачипсихологии спорта должен входить и общий анализ спортивной деятельности вцелом. Вместе с тем, поскольку активным агентом спортивной деятельности являетсячеловек, важнейшей задачей психологии спорта является изучение психологическихособенностей личности спортсмена как общих (диктуемых психологическимиособенностями спортивной деятельности в целом), так и специфических для видаспорта, в котором специализируется данный спортсмен.
Изучение психологическихособенностей личности спортсмена имеет большое научно-практическое значение:оно должно дать научно апробированный материал для воспитания у спортсмена техчерт и особенностей личности, которые ему необходимы для успешной деятельностив избранном для специализации виде спорта. Аналогично изучение общих испециальных психологических особенностей спортивной деятельности должно датьнаучно обоснованный материал для построения методов обучения и спортивной тренировки.
Эти два взаимосвязанныхнаправления исследований приводят к решению глобальной задачи психологииспорта—разработке психологических основ спортивного мастерства как в целом,так и применительно к отдельным видам спорта.
Все указанные задачипсихологии спорта органически связаны друг с другом. Участие в спортивныхсоревнованиях требует специальной технической и тактической подготовкиспортсмена, высокого развития его качеств. И то и другое может быть достигнутотолько путем длительной и систематической спортивной тренировки. Но методикаспортивной тренировки должна иметь в своей основе углубленное изучение, какпсихологических особенностей личности спортсмена, так и самой спортивнойдеятельности в ее различных видах.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНА И СПОРТИВНОГОКОЛЛЕКТИВА
Факторы, влияющие наформирование психологических черт личности спортсмена
Личностьспортсмена, ее психологические особенности формируются под влиянием различныхвидов деятельности, в которых он принимает участие. Спортсмены занимаются нетолько спортом. На развитие их личности влияют трудовая и общественная деятельность,обучение и образование, художественное воспитание. К этому надо добавитьвлияние различных взаимоотношений, в которые спортсмены вступают с другимилюдьми в быту и в процессе всех видов деятельности, а также массовых средствинформации – театра, кино, радио, научной и художественной литературы и т. д.
В результате совокупного влияния всех этих факторов успортсмена складываются определенные черты его мировоззрения, общественныепотребности и интересы, характерные для человека моральные черты личности.
Поскольку влияние этихфакторов на разных людей в той или другой степени различно и никогда несовпадает, личность спортсмена, как и всякого другого человека, всегдаиндивидуальна и неповторима.Ведущие психологическиечерты личности спортсмена.
Толькоабстрагируясь от других разнообразных видов деятельности и сосредоточивая своевнимание лишь на спортивной деятельности, можно определить те черты личности,которые характеризуют человека как спортсмена и развились у него в результатезанятий именно спортивной деятельностью.
Спорт—это специфический виддеятельности.
На развитие психологическихособенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только емуприсущим особенностям. Главными из этих особенностей являются:
1) соревновательныйхарактер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы надпротивником;
2) максимальноенапряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы,без чего нельзя добиться рекордного результата;
3) систематическая,длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьезные коррективы врежим жизни и бытовые условия.
Спортсмена характеризуют:
1. всестороннее физическое развитие, достигнутое на базесовершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важныхфизиологических функций организма;
2. высокая степень общей работоспособности организма;
3. выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем)способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстведвигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей—силы,выносливости, быстроты и координированности движений;
4. высоко развитые процесс ощущений, особенномышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышеннаяспособность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельностимоменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях;
5. способность выполнять требуемые движения попредставлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;
6. разностороннее развитие процессов внимания—егообъема, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи сэтим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;
7. наглядно действенное и оперативное мышление,непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важнымфактором ее результативности;
8. хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательнаяпамять.
9. разностороннее развитие эмоциональных сторонличности;
большой опыт переживания различных эмоциональныхсостояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитаяспособность управлять своими эмоциональными состояниями;
10. положительные волевые стороны личности, способностьк затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умениебыстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующихнемедленных активных действий;
11. морально-волевые качества личности: дисциплинированность,решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению большихобъективных и субъективных трудностей;
12. такие социально-психологические качества личности,как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости иуважения к другим людям;
13. способность правильно оценивать действия другихлюдей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.
Уровень развития указанныхособенностей у спортсменов, занимающихся разными видами спорта, различен. Этообъясняется неодинаковостью психологической структуры разных видов спортивнойдеятельности.
В психологическую структуру спортивной деятельностивходят:
1) специфическиепсихические функции и качества личности, связанные непосредственно свыполнением спортивных действий,
2) мотивы,побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов вспортивной борьбе,
3) социально-психологическийхарактер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивнойдеятельности.
Иногда полагают, чтофизическое воспитание и спорт не столь уж важны для полноценного развитияличности человека, которое может быть успешно достигнуто с помощью другихсоциально важных видов деятельности, таких, как производственный труд, общественно-политическаядеятельность, творческая деятельность в области того или иного искусства.
Конечно,нет оснований требовать высоких спортивных способностей от каждого человека.Однако для общего процесса формирования личности очень важно, в каком возрастевлияют на человека те или другие факторы, благоприятные для ее развития. Многиевиды деятельности и связанные с ними проявления личности специфичны дляопределенных возрастов. Физические упражнения и спорт особенно ценны длявсестороннего развития личности в подростковом и юношеском возрасте. Педагогическиправильное использование свойственной данному возрасту физической дееспособностиблагоприятствует формированию связанных с нею психических свойств, а на этойбазе— и дальнейшему развитию психологических особенностей личности.
Понятие о спортивных группах и коллективах
Спортивные коллективыразличаются по характеру своей деятельности и по количеству входящих в нихчленов. Наиболее крупные из них, например, спортивные общества и федерации поотдельным видам спорта, охватывающие своей деятельностью тысячи и десятки тысячспортсменов. Ячейками этих спортивных коллективов являются малые спортивныегруппы: секции, тренировочные группы, отдельные команды по данному видуспорта, сборные команды обществ, городов, республик, всей страны.
Малая спортивная группа—этосоциальный организм, объединяющий спортсменов для совместной деятельности подостижению общих для группы (а не только индивидуальных) целей.
Малые спортивные группы объединяют небольшое числоспортсменов одной специализации на основе их общих интересов и совместнойдеятельности в данном виде спорта. Они охватывают только те стороны жизнисвоих членов, которые связаны со спортивной деятельностью.
Малый спортивный коллективчерезболее крупные объединения органически связан со всем народом, представляетсобой малую ячейку общества. Решая конкретные общие дляколлективaзадачи и области спортивной деятельности, малые спортивные коллективысодействуют развитию и совершенствованию у своих членов лучших сторон икачеств личности, присущих человеку.
Социально-психологические черты спортивногоколлектива.
Всамой сущности спортивного коллектива заложено стремление постоянносовершенствовать формы организации и деятельности, непрерывно двигатьсявперед, видеть поступательное развитие спорта, намечать и решать все новые илучшие задачи.
Для спортивного коллективахарактерно вовлечение всех своих членов в активную работу по решению общих егозадач. Это могут быть конкретные вопросы методики повышения спортивногомастерства, технического и тактического совершенствования членов коллектива,поддержание на высоком уровне достигнутого положения среди других коллективов идр.
Наряду с этим коллектив ставитперед собой также цели и задачи, направленные на общее развитие того или иноговида спорта: не только применение уже известных средств и методов тренировки,но и проверку их на опыте, развитие и совершенствование.
В состав спортивногоколлектива входят не только спортсмены, но и тренеры, врачи, массажисты,научные и технические сотрудники. Без их участия в общей работе коллектив неможет развиваться нормально.
Особенности спортивногоколлектива находят свое отражение и в его организационной структуре. Формытакой организации различны, но при всем их многообразии у них есть некоторыеобщие черты.
В ряде коллективов в связи сих особенностями избирают представителя команды, который обязан руководитьработой коллектива и представлять его в других организациях.
В спортивном коллективегосподствует дух высокой взаимной требовательности и в то же время глубокогоуважения к личности каждого члена коллектива. В нормально развивающемсяколлективе личные интересы его членов совпадают с общими интересамиколлектива. Члены коллектива испытывают чувство гордостиза свойколлектив, выражающееся в стремлении быть активным участником егодеятельности.
Характерными чертамиотличается и общий стиль жизни и деятельности спортивного коллектива. В немнет места упадочническим настроениям даже в исключительно трудных случаяхжизни.
Спортивный коллектив отличаетздоровый оптимизм, выражающийся в радостных чувствах и настроениях, связанныхс участием в общей деятельности коллектива, творческом подъеме, крепкой дружбемежду членами коллектива.
Положение спортсмена всистеме межличностных отношений в группе.
Свойственныймалым социальным группам оценочный характер межличностных отношений приводит кформированию «личного положения» отдельных членов группы по отношению ко всейгруппе.
«Личным положением» называется авторитет, завоеванный индивидом вгруппе.Оно характеризует степень авторитета (по каким-товопросам групповой жизни) и характер влияния индивида.
В группе создается более илименее определенное суждение о том, какими личностными качествами обладает тотили иной ее член, какое место он могбы занимать в жизни и деятельности группы. Один, по мнению группы, считаетсянаиболее принципиальным человеком, на суждения которого по определеннымвопросам группа может полностью положиться; другой — наиболее отзывчивым,способным всегда прийти на помощь в трудных обстоятельствах и т. д.
Личное положение членаспортивного коллектива формируется под влиянием двух факторов:
1) личностных особенностей самого спортсмена, егоспособностей, свойственных ему черт характера, особенностей его поведения вгруппе и т.д.
2) определенного и устойчивого общего мнения вгруппе в отношении показателей и норм применяемых при оценке личностных качествсвоих членов.
Какими бы положительными качествами с общепринятойточки зрения ни обладал данный индивид, он не займет соответствующего им личногоположения в группе, если общее мнение при оценке его качеств будет опиратьсяна установки и нормы, отличающиеся от общепринятых.
Установившееся (принятоегруппой) личное положение спортсмена в группе, в свою очередь, связано с двумяследствиями:
1) оно определенным образомвлияет на конкретное поведение спортсмена в группе. Знание своего положения вгруппе (его оценки группой) — в то же самое время знание тех ожидании, надежд,которые существуют в группе по отношению к данному ее члену. Поскольку данныйспортсмен ценит свою принадлежность к группе, поскольку она является для него «референтной» (т. е. он уважает мнение группы, считает егодля себя авторитетным), он будет следовать в своем поведении ожиданиям группы:воздерживаться от одних действий и хорошо выполнять другие;
2) оно сплачивает группу наоснове дифференциации личных положений ее членов. Как и всякий живойсоциальный организм, спортивная группа нормально существует и действует наоснове участия в ее жизни различных индивидуальностей,наилучшего использования в ее интересах их положительных качеств и особенностей.
Все это, однако, реально,когда в малой спортивной группе существует и активно себя проявляет общая длявсей группы моральная атмосфера. Наличие определенного и открыто выражаемогообщего мнения в группе сильно влияет на поведение отдельных ее членов. Группаможет быть сплоченной в отношении определенных моральных принципов, выступатьпри решении вопросов морального характера как единый коллектив. И тогда личноеположение каждого ее члена играет в жизни группы огромную положительную роль.Но в группе может и не быть такого единства принципиальных позиций поактуальным вопросам ее жизни и деятельности. И тогда она будет разобщатьсяпротиворечиями, фактически распадаться на отдельные группировки. В этихслучаях личное положение индивидов в группе утратит свое положительноезначение. Авторитет, завоеванный индивидом в группе, активно проявляется лишьтогда, когда группа спаяна определенными общими моральными принципами.
ЛИДЕРЫ И ЛИДЕРСТВО В СПОРТИВНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ.
Влюбой малой социальной группе активность участия ее членов в общей деятельностинеодинакова: некоторые члены группы играют в ней пассивную роль,неинициативны; вместе с тем на этом фоне почти всегда выделяются один-двачеловека, которые берут на себя руководство другими и проявляют инициативу(разрабатывают и предлагают планы общей деятельности, распределяют междуучастниками обязанности, следят за их выполнением, приходят на помощь в трудныеминуты и т. п.
Лидер — это человек, который умеет вести за собойлюдей и отвечать за них. За лидером группой признается право представлять ееинтересы и распределять функции между членами группы. Лидер выдвигаетсястихийно, может сам устанавливать свои права и обязанности, а сфера его влиянияограничивается конкретной группой. Главный признак лидера — он знает ичувствует свой коллектив, поэтому ему гораздо проще и естественней даетсямотивация. Он способен вовлекать людей в деятельность, не отдавая прямых распоряженийи команд.
Лидеры не всегда являютсяофициальными руководителями или организаторами группы; часто они принимают насебя эту функцию сами в силу свойственных им личностных особенностей — большойобщительности, деловитости, умения ладить с людьми, побуждать их к усилиям всовместной деятельности. Нередко они являются активными помощниками официальныхруководителей. При правильном руководстве их деятельность весьма полезна, онасплачивает группу вдохновляет ее на большие волевые усилия.
Однако неправильно видеть влидерстве сущность социальной структуры группы, распределять ее членов на двечасти: активных лидеров, «ведущих», обязанных этим положением в группе своимличным прирожденным особенностям вожаков, и «ведомых», не способных бытьактивными и инициативными, обреченных в виду присущих им личностных качеств напассивную роль в группе.
По широко распространяемымутверждениям некоторых зарубежных психологов, лидерами в малых социальныхгруппах стихийно оказываются люди, обладающие прирожденными для такойобщественной роли типологическими особенностями. С учетом этих особенностейбыли даже выделены следующие типы лидерства:
а) по стилю руководства «ведомыми» — авторитарные,не допускающие никаких возражений или отступлений от сделанных ими указаний, идемократичные;
б) по широте руководства —универсальные, способные длительно руководить группой во всех многообразныхусловиях ее деятельности, и ситуационные, принимающие на себя роль лидеров лишьпри особых обстоятельствах:
в) по характерупсихического воздействия на «ведомых» —вдохновители, способные пробудить в«ведомых» внутренние духовные силы и способности, ориентирующие «ведомых» наточное выполнение определенных технических действий или рабочих операций.
Вспортивном коллективе лидер является первым среди равных, каждый из которых,если потребуется, может выступить в роли лидера. Это положение особенно важнодля спортивных малых групп.
ГЕНДЕРНАЯСОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ В ВИДАХ СПОРТА, РЕПРЕЗЕНТИРУЮЩИХ ОБРАЗЫ МАСКУЛИННОСТИИФЕМИНИННОСТИ
Под социализацией понимаетсяусвоение индивидом социального опыта и обучение принятым в обществе формамповедения. Типичный для мужчин процесс социализации в большей степени, чем дляженщин, предусматривает занятия спортом, поскольку способствует формированиютаких качеств личности, которые стереотипно воспринимаются как мужские — сила,настойчивость, целеустремленность, мужественность и т.д. Хотя в последнее времяженщины активно вовлекаются в спорт, тем не менее до сих пор существуютопределенные виды спорта, которые характеризуются как более предпочтительныедля мужчин или женщин. Агрессивный физический контакт — имидж мужского спорта,в то время как грация и элегантность — характеристики тишиной спортсменкиженщины. Существуют виды спорта, репрезентирующие образы, относящиеся кстереотипам маскулинности (мужественности,жесткости, силы, проявлений агрессивности во взаимодействии с противником) — кним относятся различные виды единоборств, и феминности,где необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм — например, бальные танцы,фигурное катание.
Личность формируется вдеятельности, в том числе в спорте, как одной из высокоспециализированных сфержизнедеятельности человека. Сильная идентификация спортсменов с их спортивнойролью начинается еще в раннем детстве. Многие родители, подвластные гендepным стереотипам, опасаются отдавать девочкузаниматься единоборствами по причине беспокойства — не будет ли вид спортаотрицательно сказываться на ее женственности и воспитывать «мужеподобноесущество». Тренеры по единоборствам поставлены перед проблемой — каквзаимодействовать в образовательном процессе с мальчиками и девочками,ориентироваться ли в воспитании представительниц женского пола на требования,предъявляемые видом спорта, или на традиционные представления о фемининности. Зачастую выбирая последний путь, они ещеболее осложняют и без того противоречивую ситуацию, с которой сталкиваютсядевочки, избравшие д