СОДЕРЖАНИЕ
Содержание…………………………………………………………1 стр.
Введение…………………………………………………………….2 стр.
Обоснованиедиалога культур……………………………………… 3 стр.
Межкультурнаякоммуникация……………………………………. 6 стр.
Китайи китайцы……………………………………………………. 10 стр.
Заключение………………………………………………………….21 стр.
Списокиспользуемой литературы…………………………………22 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Говоря о межкультурной коммуникации,как о науке, невольно приходишь к выводу, что это скорее практическая наука чемтеория в чистом виде. Надо сказать, что сама межкультурная коммуникациязародилась еще в древности, ровно тогда, когда народы начинали соединяться иделиться, ссориться и мириться. На первых порах эффективность межкультурнойкоммуникации была нулевой, так как обычно все заканчивалось резней, гнетом,игом и еще многими неприятными вещами. Но со все большим стремлением кцивиллизованости и гуманности, человечество стало искать и, что самое главноенаходить пути мирного урегулирования и сосуществования. Так люди начали изучатьлюдей, а наиболее преуспевшие в этом обрели взаимопонимание.
Диалог культур еще не снят с повесткидня, так как идеальные отношения в этом плане еще не достигнуты. По-прежнему наЗемле возникают конфликты на расовой почве. Это естественно в силу того, что МЫразные. Но все же, видя то, что человечество достигло за тысячелетия правленияна планете, понятно: диалог культур все же есть и будет развиватьсяобязательно.
Экспериментально доказано, чтомеханизм восприятия каждогочеловека своеобразен и неповторим, однако это совсем не означает, чтоспособность воспринимать мир определенным образом дается человеку от рождения. Восприятиеформируется черезактивное взаимодействие человека с окружающей его культурной и естественной средой и зависит отцелого ряда факторов, таких,как пол, опыт, воспитание, образование, потребности и т.д. Но не только эти характеристикиоказывают влияние на формирование восприятия.
Культурная и социальная среда, вкоторой проходитстановление человека, играет значительную роль в способе восприятия им окружающейдействительности. Влияние культурнойсоставляющей восприятия можно видеть особенно отчетливо, когда мы общаемся с людьми, принадлежащими к другим культурам. Значительное количество жестов, звукови типов поведения интерпретируется носителями различных культур не однозначно. Например, ваш немецкий приятель подарил вамна день Рождения восемь прекрасных роз. Понятно, что восемь или десять значения уже не имеет. Важно лишь то,что число роз четное. Вы понимаете, что ваш приятель может и не знать, чтоприносить на похороны. Но в соответствии с вашей культурной интерпретацией, увас возникло неприятное чувство.
За всю историю было слишком многотаких мелочей, которые не оставляли равнодушными людей разных культур. И всеже, чтобы диалог состоялся в полной мере, крайне необходимо уметь слушать ивнимать чужие попытки наладить контакт.
Что значит понять чужую культуру, истоит ли терять для этого свою культурную идентичность — вопросы поистинеоткрытые. Ведь, чтобы делать сколь угодно правильные выводы, необходимо изучитькультуру народа. Только тогда, можно будет говорить о том, «чужой» это народили просто «другой», чуждая ли нам эта культура или просто отличается настольконасколько мы не хотим ее понимать.
Призывать любить весь белый свет совсеми его многогранными проявлениями – кажется по-детски глупым. Но есличеловек сможет адекватно реагировать на внешнюю для него среду, и если внешняя средаоткликнется подобным образом, то тогда будет шанс и быть понятым, и бытьуслышанным, а возможно даже и прощенным. Поэтому коммуникацию между культураминужно начинать с беспристрастного изучения непохожих на тебя людей.
ОБОСНОВАНИЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
Ни одна культура не существуетизолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту другихкультур. Это обращение к другим культурам получило название «взаимодействиекультур». В этомвзаимодействии очевидным фактом является общение культур на разных «языках». Дело в том, что каждая культура впроцессе своего развития создает различныесистемы знаков, которые являютсясвоеобразными ее носителями.
Создание знаков — сугубо человеческая особенность.Существующие у животных знаки и сигналы связаны лишь с поведением и особенностями жизни того или иного вида. Эти знаки не создавались животнымиспециально, они сложились в процессеэволюции вида и передаются генетически.Только человек осознанно создает свои знаки, они не являются для него врожденными, поскольку представляют собой форму существования человеческой культуры.Однако эта способность человека одновременно создает проблему пониманияи восприятия чужих культур.
На всем протяжении своей историичеловечеством было созданоогромное количество знаков поведения, без которых невозможен ни один вид егодеятельности. Для человека владение этими знаками и знаковыми системами означает его включение вотношения с другими людьми и в культуру.
Многочисленные исследования вопросоввзаимодействия культур свидетельствуют о том, что содержание и результатымногообразных межкультурных контактов во многом зависят от способности их участников понимать друг другаи достигать согласия, которое главным образом определяется этническойкультурой каждой из взаимодействующих сторон,психологией народов, господствующими в тойили иной культуре ценностями. В культурной антропологии эти взаимоотношения разных культур получили название «межкультурная коммуникация», котораяозначает обмен между двумя и болеекультурами и продуктами их деятельности, осуществляемый в различных формах.Этот обмен может происходить как вполитике, так и в межличностном общении людей в быту, семье, неформальных контактах.
Контакты и взаимоотношения междукультурами возникают в результате различных причин, перечислять которые можнодовольно долго. Всовременных условиях бурное развитие межкультурнойкоммуникации происходит в самых разных сферах человеческой жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных контактахи т.д.
Происшедшие в последние годысоциальные, политические и экономическиеизменения в мировом масштабе привели кнебывалой миграции народов, их переселению, смешению и столкновению. В результатеэтих процессов все больше людей переступают раньше разделявшие ихкультурные барьеры. Формируются новыеявления культуры, границы между своим и чужим стираются. Возникающие при этомперемены охватывают практически все формы жизни и получают в разных культурах неоднозначную оценку. Эти оценки чаще всегоопределяются особенностями взаимодействующих культур.
Между культурами существуютзначительные различия в том, как и какие средства коммуникации используются при общении с представителями других культур. Так, представителииндивидуалистских западных культур больше внимания обращают на содержание сообщения, на то, что сказано, а не на то,как сказано. Поэтому их коммуникация вслабой степени зависит от контекста. Для таких культур характеренкогнитивный стиль обмена информацией, прикотором значительные требования предъявляются беглости речи, точностииспользования понятий и логике высказываний.Представители подобных культур стремятся развивать свои речевые навыки. Такой тип коммуникации характерен для американской культуры.
И напротив, в коллективистскихкультурах восточного типа припередаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения,на то, с кем и при какойситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости формесообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основаниикоммуникация в условияхвосточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью речи, изобилиемприблизительных форм высказывания(типа «вероятно», «может быть» и т.п.).
Именно поэтому японцы в деловых взаимоотношенияхобычно ведут разговор «вокругда около», долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете общения. Эта стратегияпозволяет им лучше узнать о намеренияхпартнеров, чтобы настроиться на главную тему, либо противостоять, не уронив при этом достоинства своих партнеров.
На рубеже второго и третьеготысячелетий становится все более очевидным,что человечество развивается по путирасширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватилразличные сферы общественной жизнивсех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так иболее широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и вмире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственнымиинститутами, социальными группами,общественными движениями и отдельнымииндивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур инародов делает особенно актуальным вопрос о культурнойсамобытности и культурных различиях. Культурное многообразие современного человечества увеличивается, и составляющие его народы находят все больше средств,чтобы сохранять и развивать свою целостность и культурный облик. Этатенденция к сохранению культурной самобытности подтверждает общую закономерность, состоящую в том, что человечество,становясь все более взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего культурного разнообразия. В контексте этих тенденцийобщественного развития становится чрезвычайно важным уметь определятькультурные особенности народов, чтобы понять друг друга и добиться взаимного признания.
Процесс взаимодействия культур,ведущий к их унификации, вызывает у некоторых наций стремление к культурномусамоутверждению и желание сохранить собственные культурные ценности. Целыйряд государств и культур демонстрирует свое категорическое неприятиепроисходящих культурных изменений. Процессу открытия культурных границ они противопоставляют непроницаемость своих собственных и гипертрофированноечувство гордости своей национальнойсамобытностью. Различные обществареагируют на влияния извне по-разному. Диапазон сопротивления процессуслияния культур достаточно широк: от пассивногонеприятия ценностей других культур до активного противодействия их распространению и утверждению.
Поэтому мы являемся свидетелями исовременниками многочисленных этнорелигиозных конфликтов, роста националистических настроений,региональныхфундаменталистских движений.
Отмеченные процессы в той или инойстепени нашли свое проявлениеи в России. Реформы общества привели к серьезным изменениям в культурном облике России.
За несколько последних лет появились совершенно новыеобщественные группы: предприниматели,банкиры, политические лидеры разных движений, русские сотрудники иностранных фирм и др. Происходитстановление совершеннонового типа деловой культуры, формируется новое представление о социальной ответственности делового мира перед клиентом и обществом, меняется жизньобщества в целом. Процесс развиваетсячрезвычайно трудно и болезненно, посколькусталкивается с огромным количеством препятствий и ограничений со стороныгосударства, с недоверием к властям, с некомпетентностьюи волюнтаризмом. Одним из путей преодоления существующих трудностей являетсяналаживание эффективной системыкоммуникации между различными общественными группами и властью.
Эта система должна быть основана напринципах равного доступак необходимой информации, прямого общения между собой, коллективного принятиярешений и эффективнойработы сотрудников. К этому нужно добавить, что разносторонние международные контактыруководителей и предпринимателей всех уровней показали, что успех в любом видемеждународнойдеятельности во многом зависит от степени подготовки российских представителей в областимёжкультурной коммуникации.
И, наконец, окончание «холодной войны»между Востоком и Западом существенно расширилоторгово-экономические отношения между ними. В каждой стране год от года растетчисло людей, имеющих экономические контактыза пределами своей культуры. В настоящее время в мире насчитывается более 37тыс. транснациональных корпораций с 207 тыс. филиалов, в которых работает несколько десятков миллионов людей. Для своейэффективной деятельности они должны учитывать особенности культуры своихпартнеров и стран пребывания. Убедительнымсвидетельством взаимосвязи мировойэкономики стали кризисные ситуации последних лет в России (1998 г.), Мексике и Бразилии (1999 г.), которыенарушили существовавший экономический порядок и привели к новой расстановке сил на мировой арене.
Результатом новых экономическихотношений стала широкая доступность прямых контактов с культурами, которыеранее казались загадочными и странными. При непосредственном контакте с такими культурами различияосознаются не только на уровне кухонной утвари, одежды, пищевого рациона, но ив различном отношении кженщинам, детям и старикам, в способах и средствах ведения дел.
Становясь участниками любого видамежкультурных контактов, люди взаимодействуютс представителями других культур, зачастую существенно отличающихся друг отдруга. Отличия в языках, национальной кухне,одежде, нормах общественного поведения,отношении к выполняемой работе зачастую делают эти контакты трудными и даже невозможными. Но это лишьчастные проблемы межкультурных контактов.
Основные причины их неудач лежат за пределами очевидных различий. Они — вразличиях в мироощущении, то есть иномотношении к миру и к другим людям.Главное препятствие, мешающее успешному решению этой проблемы, состоит втом, что мы воспринимаем другие культуры черезпризму своей культуры, поэтому наши наблюдения и заключения ограничены ее рамками. С большим трудом мыпонимаем значения слов, поступков,действий, которые не характерны для нас самих. Наш этноцентризм нетолько мешает межкультурной коммуникации, ноего еще и трудно распознать, так как это бессознательный процесс. Отсюда напрашивается вывод, что эффективная межкультурная коммуникация не можетвозникнуть сама по себе, ей необходимоцеленаправленно учиться.
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В жизни человека процессы общения,коммуникации играют чрезвычайноважную роль. Поэтому неслучайно процесс общения, коммуникации привлекаетвнимание специалистов в самых разных областяхзнания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистики и др.Наиболее активно процессы общения началиизучаться со второй половины XXвека. Так, в 1950—1960-е годы наибольший научный интересвызывали способы формализациисообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Этиисследования шли в рамках новых тогда наук:кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалоськак односторонний информационный процесс, при котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общениясводилась к идее передачи информацииот автора к адресату.
В 1960—1970-е годы различные аспектыпроцесса общения заинтересовалипсихологов и лингвистов, которые основной акцент сделали на психологические и социальныехарактеристики общения, семантическуюинтерпретацию коммуникативных актов, правилах и особенностях речевого поведения. Общение теперьопределяется как деловыеили дружеские взаимоотношения, обмен мыслями при помощи языковых знаков. Своевнимание исследователи при этом сосредоточили на психологических характеристиках участников общения, особенностяхречевой деятельности, правилах речевого поведения,но почти не обращались к анализу механизма общения.
В 1980-е годы различные способыобщения стали изучаться социологами,занимавшимися анализом социальной сущности общения, которое понималось как следствиезакономерностей функционированияобщества, взаимодействия его членов, становления и развития личности, организаций,общественных институтов. Тогда и появился логико-семиотический и культурологический интерес к общению, который удовлетворялся в рамкахсоцио- и психолингвистики. В рамках этих научных направлений стало возможным связать коммуникативный акт сличностью участника общения, понять общениекак феномен того или иного типа культуры.
При изучении процессов общениязарубежные исследователи давностали использовать понятие «коммуникация». Этот термин позднее был принят иотечественными учеными. В отечественной литературе понятия «общение» и «коммуникация» зачастуюупотребляются как синонимы, хотя при болеевнимательном подходе между ними обнаруживаются некоторые различия.
В англоязычной лингвистической литературе термин «коммуникация» понимается как обмен мыслями иинформацией в форме речевых илиписьменных сигналов, что само по себе является синонимом термина «общение». В свою очередь, слово«общение» обозначает процесс обменамыслями, информацией и эмоциональнымипереживаниями между людьми. В таком случае действительно нет разницымежду общением и коммуникацией. Именно так рассуждаютлингвисты, для которых общение — это актуализация коммуникативной функции языка в различных речевыхситуациях.
В психологической и социологическойлитературе общение и коммуникациярассматриваются как пересекающиеся, но несинонимическиепонятия. Здесь термин «коммуникация», появившийся в научной литературев начале XXвека, используется для обозначения средств связи любых объектов материального и духовного мира, процесса передачи информации от человека кчеловеку (обмен представлениями, идеями, установками, настроениями, чувствами и т.п. в человеческом общении), а такжепередачи и обмена информацией в обществе с целью воздействия на социальные провесы. Общение же рассматривается как межличностноевзаимодействие людей при обменеинформацией. В числе основных функцийобщениятакже выделяются контактная,призванная удовлетворить потребностьчеловека в контакте с другими людьми, и воздейственная, проявляющаяся в постоянномстремлении человека определенным образомвоздействовать на своего партнера.
Существует точка зрения, что базовойкатегорией является коммуникация,которая между людьми протекает в форме общения, как обмен знаковыми образованиями (сообщениями). Носуществует ипротивоположная трактовка соотношения понятий «общение» и «коммуникация», в которой основнойкатегорией считается общение,а в структуре последнего выделяются коммуникация (обмен информацией), интеракция (организациявзаимодействия и воздействия), перцепция (чувственное восприятие как основавзаимопонимания).
При этом коммуникация выступаетсвоего рода посредником между индивидуальной и общественно значимой информацией. Здесь в обоих случаях несмотряна внешние различия основной упор делается на механизм, который переводитиндивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального имассового воздействия.
Таким образом, понятия «общение» и«коммуникация» имеют какобщие, так и отличительные признаки. Общими являются соотношение с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации.Отличительные признаки обусловленыразличием в объеме содержания этих понятий(узком и широком).
Это связано с тем, что они используются в разных науках, которые напервый план выдвигают различные аспекты этих понятий. Будем считать, что за общением в основномзакрепляются характеристики межличностного взаимодействия, а за коммуникацией закрепляетсядополнительное значение — информационный обмен в обществе.
На этом основании общение представляет собой социальнообусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческойдеятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Вотличие от него коммуникация — это социальнообусловленный процесс передачии восприятия информации как в межличностном, так и в массовом общении по разным каналампри помощи различных вербальных и невербальныхкоммуникативных средств.
Стремление понять чужие культуры илиих представителей, разобраться в культурных различиях и сходствах существуетстолько времени, сколькосуществует культурное и этническое разнообразие человечества. Столь же древним, как и желание постичьдругие культуры,является стремление не принимать во внимание другие культуры или же рассматривать их какнедостойные, оценивая при этомносителей этих культур как людей второго сорта, считая их варварами, у которыхнет ни культуры, ни личностных качеств и вообще каких бы то ни было человеческих достоинств.Такого рода полярноеотношение к другим культурам существовало на всем протяжении человеческой истории.
В трансформированном виде этадилемма сохраняется и сегодня и выражается в том, что само понятиемежкультурной коммуникации вызывает множество споров и дискуссий в научнойлитературе и среди специалистов-практиков. Это понятие появилось на светв результате компромисса. Синонимами его являются кросскультурная,межэтническая коммуникация, а также понятиемежкультурной интеракции.
Большинство специалистов считают, что говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) можно лишь в томслучае, если люди представляют разные культуры и осознают все, не принадлежащее к их культуре, как чужое. Отношенияявляются межкультурными, если их участники не прибегают к собственным традициям, обычаям, представлениям и способамповедения, а знакомятся с чужими правилами и нормами повседневного общения. При этом постоянно выявляются как характерные,так и незнакомые свойства, как тождество, так и инакомыслие, как признанное, так и новое в отношениях, представлениях ичувствах, возникающих у людей.
Былоотмечено, что длямежкультурной коммуникации необходима принадлежностьотправителя и получателя сообщения к разным культурам. Для нее также необходимо осознаниеучастниками коммуникации культурных отличий друг друга. По своей сущности межкультурнаякоммуникация — это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого. Действительно, не вызывает сомнений, чтокоммуникация будет межкультурной,если она происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к каким-либо трудностям в общении. Эти трудностисвязаны с разницей в ожиданиях и предубеждениях, свойственных каждому человеку,и, естественно, отличающихся в разных культурах. У представителей разных культурпо-разному идет дешифровка полученных сообщений. Все это становитсязначимым только в акте коммуникации иприводит к непониманию и напряженности, трудности и невозможностиобщения. И, наконец, межкультурнаякоммуникация основывается на процессе символического взаимодействиямежду индивидуумами и группами, культурныеразличия которых можно распознать.
Восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид,форму и результатконтакта. Каждый участник культурного контакта располагает своей собственной системойправил, функционирующих такимобразом, чтобы отосланные и полученные послания могли бытьзакодированы и раскодированы. Признакимежкультурных различий могут бытьинтерпретированы как различия вербальных и невербальныхкодов в специфическом контексте коммуникации. На процесс интерпретации, помимо культурных различий влияютвозраст, пол, профессия, социальный статус коммуниканта. Поэтому степеньмежкультурности каждого конкретного акта коммуникациизависит от толерантности, предприимчивости, личного опыта его участников.
На основании сказанного межкультурнуюкоммуникацию следуетрассматривать как совокупностьразнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами,принадлежащими к разным культурам.
Внутри каждой сферы межкультурная коммуникацияпроисходит на разныхуровнях. Можно выделить несколько типов межкультурнойкоммуникации на микроуровне.
Межэтническая коммуникация — это общение между лицами, представляющими разные народы (этнические группы). Чащевсего общество состоит из различных по численности этнических групп, которые создают и разделяют своисубкультуры. Свое культурное наследство этнические группы передают отпоколения к поколению и благодаря этому онисохраняют свою идентичность средидоминирующей культуры. Совместное существование в рамках одного общества естественно приводит квзаимному общению этих этническихгрупп и обмену культурными достижениями.
Контркультурная коммуникация — происходит между представителями материнской культуры идочерней субкультуры и выражаетсяв несогласии дочерней субкультуры с ценностями и идеалами материнской. Характерной особенностьюэтого уровня коммуникации является отказсубкультурных групп от ценностей доминирующей культуры и выдвижение своихсобственных норм и правил, противопоставляющихих ценностям большинства.
Коммуникация среди социальных классови групп — основывается на различиях между социальными группами и классамитого или иного общества. В мире нет ни одного социально однородного общества. Все различия между людьми возникаютв результате их происхождения, образования, профессии, социальногостатуса и т.д. Во всех странах мира расстояние между элитой и большинством населения, между богатыми и бедными довольновелико. Оно выражается впротивоположных взглядах, обычаях, традициях и др. Несмотря на то что все эти люди принадлежат к одной культуре, подобные различия делят их насубкультуры и отражается накоммуникации между ними.
Коммуникация между представителямиразличных демографическихгрупп: религиозных(например, между католиками и протестантами вСеверной Ирландии), половозрастных (между мужчинами и женщинами, между представителями разных поколений). Общение между людьми в данном случае определяетсяих принадлежностью к той или инойгруппе и, следовательно, особенностями культуры этой группы.
Коммуникация между городскими исельскими жителями — основывается на различиях между городом идеревней в стиле и темпежизни, общем уровне образования, ином типе межличностных отношений, разной «жизненнойфилософии», которые прямым образомсказываются на процессе коммуникации между этими группами населения.
Региональная коммуникация — возникает между жителями различных областей (местностей), поведение которых в одинаковойситуации может значительно отличаться. Так, например, жители одногоамериканского штата испытывают значительные затруднения при общении спредставителями другого штата. Жителей Новой Англии отталкиваетприторно-сладкий стиль общения жителей южныхштатов, который они считают неискренним. А житель южных штатов воспринимает сухой стиль общения своего северного друга как грубость.
Коммуникация в деловой культуре — возникает из-за того, что каждаяорганизация (фирма) располагает рядом специфических обычаев и правил, связанных с корпоративнойкультурой, и при контактепредставителей разных предприятий может возникнуть непонимание.
Общей характерной чертой всех уровнейи видов межкультурнойкоммуникации является неосознанность культурных различий ее участниками. Дело в том, чтобольшинство людей в своем восприятии мира придерживаются наивного реализма. Имкажется, что их стиль иобраз жизни является единственно возможным и правильным, что ценности, на которые они ориентируются,одинаково понятны идоступны всем людям. И только сталкиваясь с представителями других культур, обнаруживая, чтопривычные моделиповедения перестают работать, обычный человек начинает задумываться о причинах своей неудачи.
Когда в коммуникацию вступают представители разных культур, тогда сталкиваются различныекультурно-специфические взгляды намир. При этом каждый из партнеров не осознает эти различия, считает свой образмира нормальным и в итоге нечто само собой разумеющееся одной стороны встречаетнечто само собой разумеющееся другойстороны. Сначала обе стороны замечают, чтоздесь что-то не так. Пытаясь объяснить эту ситуацию, каждая сторона не ставит под сомнение свое «нечто самособой разумеющееся», охотнее думает о глупости, невежественности илизлом умысле своего партнера. Коммуникативное поведение – это то, как собеседникведет себя в процессе общения. Поэтому вдвойне выгодно изучать коммуникативноеповедение людей для повышения эффективности коммуникации, а в случае синостранцами это выгодно втройне, и это уже международная политика в рамкахдвух переговорщиков.
Здесь возникает представление о «чужом», которое и становится ключевымпонятием к пониманию межкультурнойкоммуникации. «Чужое» здесь понимается какнездешнее иностранное, еще незнакомое и необычное. И действительно,сталкиваясь с чужой культурой, мы видим в ней много необычного и странного.Только поняв это, можно прийти к пониманию причин нашей неадекватности вситуации коммуникации.
Поэтому темойработы стал Китай. Китай видится своего рода этнокультурным монолитом, которыйвозник из совокупности родственных народностей и изначально обладал едиными илитяготеющими к единству духовными традициями.[1]
КИТАЙ И КИТАЙЦЫ
КитайскаяНародная Республика – третье по размерам территории государство мира,уступая лишь территории России и Канаде. Китай расположен в Восточной иЦентральной Азии. Территория – 9,6 млн.кв. км. С востока на запад страна протянулась на 5,7 тыс. км., с севера на юг –3,7 тыс. км. КНР граничит более чем с десятью государствами: на севере – сМонголией и Россией; на западе – с Казахстаном и Афганистаном; на юго-западе –с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом; на востоке –с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Большая часть страны лежит в глубине материкаи удалена от морей Тихого океана на тысячи километров, а значение морей в жизниКитая очень велико.
Морскиеграницы составляют 11 тыс. км. (а включая длину береговых линий островов – 21тыс. км.). Длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. Но посколькуони большей частью проходят по труднодоступным природным рубежам, для внешнихэкономических связей используются главным образом выходы к Желтому,Восточно-Китайскому и Южно-Китайскому морям. Выход к морю глубинным районамдаёт речной путь до Янцзы. Длинная береговая линия со многими портами даётКитаю выход к мировым морским путям. Морские суда поднимаются вверх по течению Янцзы более чем на 1000 км.
Политико-географическоеположение КНР имеет важные особенности. Во-первых, он расположен в регионе, гдеживет (включая Китай) более ½ населения земного шара. Естественно, чточасто изменения внешней политики Китая прямо или косвенно касаются одновременномногих государств с огромной численностью населения.
Во-вторых,более 2/3 длины границ Китая на суше приходится на пять социалистических стран,в том числе самая длинная (7518 км.) и удобная для транспортных связей граница– с Россией. Китай граничит также с четырьмя миролюбивыми развивающимисястранами (из них Афганистан и Бирма – страны социалистической ориентации),которые придерживаются антиимпериалистического курса во внешней политике.Наиболее протяженная граница среди них – с Индией. Соседство ссоциалистическими и развивающимися странами объективно очень благоприятно дляКитая. Однако в последнее время вследствие враждебного отношения правительстваКНР к большинству соседних государств, в том числе и территориаль