Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Исследование религиоведческой концепции Фрейда - психоаналитического метода в целом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Р   Е   Ф  Е   Р   А   Т
на тему: Исследование религиоведческой концепции
                                             З. Фрейда — психоаналитического метода в целом
        Выполнил:                                            аспирант  Кузин А.В.
        Проверил:                                       проф., к.п.н.Левченко Г.Г.
Донецк 1997
   
   ВВЕДЕНИЕ..........................................................................…..............
1.  З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ.........................................…................
1.1.    “Коперниковский переворот”: замыслы иитоги…….………
1.2.    Исходные мировоззренческие установки
          основателя психоанализа...............................……...................
1.3.    Учение о бессознательном.
          Эволюция взглядов З.Фрейда.....................…........................
2.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
     В СВЕТЕПСИХОАНАЛИЗА..................................…....................
2.1.     Случай  и суеверие. Невроз ирелигия................…..................
2.2      Происхождениерелигии...........................................…...............
2.3.   Табу как форма социальнойрегуляции.....................…….......
2.4.    Теория атеизма..................................................................….....
     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................….....
ВВЕДЕНИЕ
Направление,в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора,недвусмысленно показывает, что за столкновением различных точек зренияскрываются мотивы, далекие от простого стремления установить истину. Энергичныеусилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателяпсихоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизме Фрейдавышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко выраженноеидеологическое звучание.
Проблемарелигии занимает особое место в социальной философии психоанализа. Фрейдобращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованияхобщепсихологического и социально-философского характера.
Определиврелигию как “проецированную во внешней мир психологию”, Фрейд поставил вопрос онеобходимости изучения ее глубоких истоков, берущих свое начало в особенностяхфункционирования человеческой психики. Этот метод, по его мнению, долженраскрыть земные, человеческие основы мифов о рае и аде, добре и зле, боге ибессмертии. Таким образом, генеральную задачу психоаналитического изученияФрейд видел в том, чтобы превратить “превратить метафизику в метапсихологию”,т.е. свести учение о сверхчувственной реальности к общей теории человеческойпсихики.
Фрейдсчитал, что религия — это не просто массовая иллюзия, но иллюзия, по своемупроисхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состояний. Как и невроз,она возникает вследствие подавлении первичных природных влечений и,  подобно неврозу, с помощью стереотипных действийи ритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающийлюдям  приспособится людям приспособитьсяк невыносимым условиям своего существования.
Очевидно,здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность. Ему удалось выяснитьинтересные параллели между ритуализмом невротика и верующего, а именно:символизм, стереотипность, принудительнось совершаемых действий, иллюзорностьлежащих в их основе идей. 
Но,разумеется, главным пороком религиоведческой концепции Фрейда был ее полныйантиисторизм. Она покоилась на сложной цепи историко-психологическихпараллелей, в основе которых лежало размывание граней между нормой ипатологией, психологическим и социальным. Полагая, что основное ядрочеловеческой психологии неизменно, Фрейд считал возможным уподоблять психикуребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребенка.
Религиоведческаяконцепция Фрейда, таким образом, представляет собой крайне запутанное ипротиворечивое явление. Собственно здесь и сталкиваются с парадоксальнымнесоответствием между мировоззренческой позицией ученого  и ее теоретическим обоснованием, междухарактером поставленных проблем и методами их решения, между субъективныминамерениями и объективным результатом его исследовательских усилий.
        1.  З. ФРЕЙД И ЕГО УЧЕНИЕ
1.1. “Коперниковский переворот”: замыслы и итоги
Сегоднявряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важность поставленных Фрейдомпроблем. Привлечение внимания научной общественности к сложной ималоисследованной стороне психической жизни человека, не осознаваемый им, ноотнюдь  не пассивной, действительно имелобольшое теоретическое и практическое значение. “По существу, — отмечает А.Е.Шерозия, — это означало попытку найти особую форму модификации человеческойпсихики за пределами сознания и сделать ее предметом объективного наблюдения.… Благодаря этому в качестве предмета психологии стала выступать психика вовсех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и наяву, какв  норме, так и в патологии”. Проблема,таким образом, поставлена точно и своевременно, но найти нужный ключ к ее решению Фрейду, к сожалению, не удалось.
Психоанализпредставляет собой крайне противоречивое учение, в которой факты сосуществуют с домыслами, язык строгой  науки совмещается с языком иносказаний иобразов. Причем, в большинстве случает позитивные моменты не даны в теорииФрейда в чистом виде. Они сплошь и рядом затемнены и искаженытерминологическими ухищрениями, произвольными заключениями и непровереннымигипотезами.
Фрейдне раз называл психоанализ своим “детищем”. Поэтому, рассматриваярелигиоведческие воззрения Фрейда в рамках общей теории психоанализа, нельзя некоснуться тех вех его жизни и творчества, которые оказали непосредственноевлияние на их оформление и развитие.
1.2. Исходные мировоззренческие установки
    основателя психоанализа
ЗигмундФрейд  родился 6 мая 1856 г. воФрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семьемелкого торговца. Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаиуже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам истрасть к знаниям.
Вгимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идейрационализма и естественнонаучного эмпиризма. Решающую роль в формированиимировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Еще в гимназическиегоды Фрейд познакомился с учением Ч. Дарвина, составившего целую эпоху вистории научного знания.
В1873 г. он  поступил на медицинскийфакультет Венского университета и через восемь лет получил степень докторамедицинских наук. Под руководством Э. Брукке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствующихоформлению материалистической теории нейронов. Он был убежден, что органомпсихики является мозг и психические процессы существуют в неразрывной связи сфизиологическими. Академическая карьера, несмотря на успешную исследовательскуюработу, была для него закрыта. Крушением творческих планов усугублялось тяжелымматериальным положением семьи. Пройдя стажировку в Венской народной больнице,Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов.
Однакоочень скоро он обнаружил, что не располагает ни какой теорией, ни эффективнымиметодами, необходимыми для борьбы с этим распространенным, но совершенно неизученным заболеванием. Затруднения Фрейда были естественным отражением общихтрудностей науки его времени.
Страстноежелание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм,отчаяние, нетерпение Фрейда прекрасно отражает история с кокаином (1883 г.),действие которого он изучал на себе и близких. Эксперименты Фрейда нанеслисерьезный ущерб здоровью некоторым его добровольным испытуемых.
Начальныйэтап научной деятельности Фрейда совпал с расцветом в неврологиифизико-химического направления исследователей. До тех пор пока Фрейд занималсясобственно нейрофизиологией, гистоанатомией и органической невропатологией,методологические принципы физико-химического подхода вполне себя оправдывала.Но, как только он приступил для изучения высших форм психической деятельности,ограниченность подобных методов сразу дала о себе знать. «Медики, — вспоминает Фрейд в последствии, — были воспитаны в духе исключительно высокойоценке анатомических, физических  ихимических методом. К оценке психического метода они не были подготовлены, т.е.они отнеслись к нему безразлично или отрицательно. Мало чем могла помочь Фрейдуи психология, которая делала свои первые шаги.
Фрейдискал таинственную причину певрозов почти полтора десятилетия. В 1885 г.,пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии в Венском университете,Фрейд получил возможность поехал на стажировку в Париж, во всемирно известнуюклинику „Сальпетриер“, которую возглавлял крупнейший невропатолог ЖанМартен Шарко. Мысль Шарко о том, что причины функциональных  психических расстройств следует искать не в анатомии,а в психологии, глубоко запала в сознание Фрейда.
Натолкнувшисьна книгу доктора Ипполита Бернгейна „Внушение и его применении в качестветерапии“, он попытался применить гипноз в целях лечения больных. В рядеслучаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больныхистерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которойв состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждению открыть зонтик,что она и сделала. На вопрос, зачем она открыла зонтик, пациентка смущенноответила, что хотела удостовериться ее ли зонтик.
  Однако вскоре он убедился, что лечениегипнозом дает нестойкий результат и затрудняет понимание природынервно-психологических заболеваний. Поэтому под гипнозом необходимо заставитьбольного вспомнить, заново пережить и тем самым разрядить подавленныйпсихический импульс, вызвавший болезнь. Обобщив накопленный материал, Фрейдпришел к выводу, что организм располагает постоянным количеством энергиипсихической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно нереализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентныйпо силе патологический импульс. Смысл предложенного состоял в том, чтобы»разрядить" патогенный заряд психической энергии. Эта работа подводилаитого многолетним изысканиям Фрейда.
1.3. Учение обессознательном.
       Эволюция взглядов З.Фрейда
Согласнопредложенной Фрейдом модели, в психике каждого человека существуют двекачественно разнородные сферы: сознание и бессознательное. К первой относятсявсе психические акты, «присущие в нашем сознании и воспринимаемыенами», ко второй — все, что не дано непосредственно в самосознании.Сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, лежащего награнице внутреннего и внешнего мира. Здесь происходит переработка как внешних,так и внутренних импульсов. Сознание, писал Фрейд, локализуется в мозговойкоре.
Акцентироваввнимание на роли сексуальных влечений как основы психологической динамики,Фрейд довел до логического конца основной принцип инстинктивизма, тем самымневольно показал абсурдность любых попыток сконструировать внутренний мирчеловека с помощью тощей схемы, состоящей из одного или нескольких инстинктов,потребностей или влечений.
Фрейдобратил внимание на частые совпадения болезненных воспоминаний пациентов с ихдетским сексуальным опытом. Эти факты навели Фрейда на мысль, что источникомпсихических заболеваний является сексуальная травма, что истерия, например,связанна с имевшим место в детстве пассивным совращением ребенка кем-нибудь извзрослых, а невроз навязчивости — с активным соучастием самого пациента в актесовращения.
Сексуальныевлечения в то время представляли собой не просто слабоизученную проблему, но иобласть, окруженную огромным количеством предрассудком и социальным табу,заставивших многих видных  ученыхсознательно обходит ее стороной.
Систематическинаблюдая в своей практической деятельности различные отклонения в сексуальнойсфере, Фрейд переоценил ее значение  вжизни нормального человека. Вынеся проблемы пола за пределы социальных иисторических рамок, Фрейд неизбежно биологизировал их, что и нашло отражение вотнесении сексуальных влечений к разряду изначальных и чуть ли не единственныхдетерминант человеческого поведения.
Онмногие годы работал в одиночестве. Но уже в 1902-1903 гг. вокруг него началскладываться кружок учеников и единомышленников и 1907 г. в Цюрихе создаетсяОбщество Фрейда.
2.  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬРЕЛИГИИ
В СВЕТЕ ПСИХОАНАЛИЗА
2.1.  Случай  и суеверие. Невроз и религия
Постулировавдетерминированность любых психических феноменов и возможность при правильномистолковании предвидеть их дальнейшие последствия, Фрейд не мог не заметить,что в роли предсказателя будущего психоанализа весьма напоминает наукообразноесуеверие.
Фрейдсчитал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовненесознательных мотивов своего поведения. Смутно ощущая внутреннююобусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительногообъяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать их источникво внешний мир. Этот механизм, по мнения Фрейда, лежит в основе любых формсуеверия, в том числе самого массового и устойчивого суеверия человечества — религии.
Фрейдпытается “найти земное ядро” туманных религиозных представлений, свести“небесное” к “земному”. Он видит в религии мистифицированную психологию,которую наука должна очистить от груза “священных” наслоений. Продуктивностьэтого метода была блестяще доказана Фейербахом в  работах “Происхождение христианства” и“Лекции о сущности религии”. Фрейд, видевший в религии лишь проекциювнутрипсихических процессов, допустил ошибку — антропологизировал ипсихологизировал религию.
Стороникмпсихоанализа нередко утверждают, что, введя понятие бессознательного, Фрейдреволюционизировал религию. На самом же деле приоритет в этом вопросепринадлежит отнюдь не Фрейду. За полвека до него Фейербах в “Лекции о сущностирелигии” писал, что предметом религии является не только внешняя природа, новнутренняя природа человека. Тайна религии есть в конце концов тайна сочетаниясознания с бессознательным. Человек со своим “Я” или с сознанием стоит на краябездонной пропасти, являющейся, однако, не чем иным, как его собственнымбессознательным существом, представляющимся ему чужим. Чувство, охватившеечеловека, перед лицом этой пропасти и изливающееся  в словах изумления: что я такое? откуда?зачем? — по сути дела, и есть религиозное чувство, чувство того, что “Я” ничтобез некоего “Не-Я”, перед которым человек испытывает такую же зависимость истрах, как и перед неуправляемыми стихиями природы. Поэтому нередко средиверующих часто встречаются люди, для которых культ, как привычная формаповедения, является основой связывающей нитью с религией.
Сопоставляярутуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том, что “легко видеть, в чемсостоит сходство невротика со священнодействием религиозного ритуала: вугрызениях совести при неисполнении в полной изоляции (запрещение мешать) идобросовестном выполнении мелочей”.
2.2.  Происхождение религии
Размываниеграниц между индивидуальным и общественным, психологическим и социальным,нормой и патологией, здоровью и болезнью, послужило методологическойпредпосылкой для широкой серии историко-психологических параллелей, легших воснову психоаналитической концепции происхождении религии.
Вработе “Тотем и табу” Фрейд считал, по собственному определению, попытался“разработать с помощью психоанализа проблему народов которая веланепосредственно к происхождению важнейших культурных установлений,государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретамкровосмесительства и веления совести”.
Фрейдбыл хорошо знаком с современной ему историко-религиоведческой иэнтографической  литературой по проблеметотемизма. Правда, ни одна из этих теорий не удовлетворяла Фрейда, ибо, с еготочки зрения, все они были слишком рациональными. Психологические теориисвязывали возникновение тотемизма с верой в духов, со страхом перед демонами,т.е. по существу, отожествляли тотемизм с анимизмом.
Критикуяподобный подход к проблеме тотемизма, Фрейд проявил известную проницаемость. Согласно Фрейду, все существующиетеории не раскрыли глубинных истоков тотемизма, и, чтобы восполнить этотпробел, он берет на себя смелую попытку осветить при помощи психоаналитическогометода то, что оставалось темным и сомнительным в психологии народов.
Воснове исследования сущности и природы тотемизма у Фрейда положена идея опринципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальной психологии. “Вдушевной жизни народов, — пишет он, — должны быть открыты… подобные процессыи связи, какие были выявлены при помощи психоанализа у индивидуума”. В каждомцивилизованном человеке, утверждал Фрейд, сидит дикарь. И это утверждение небыло для основателя психоанализа простой метафорой. Каждый человек, по мнениюФрейда, от рождения несет в себе груз архаического наследия человечества,который “включает не только предрасположения, но и идейное содержание, следывоспоминаний, опыта прежних поколений”.
СогласноФрейду, отложившееся в бессознательной сфере психическое наследие прошлого неостается бездейственным. Оно постоянно дает о себе знать, проявляясь вомножестве замаскированных форм. Наиболее явственно это архаическое прошлоеобнаруживается себя в моменты, когда контроль со стороны сознания ослабевает.Таким состоянием, присущий всем людям, является сон. Поэтому первымместопребыванием прошлого в духовной жизни человека Фрейд считал именносновидения. Фрейд рассматривает сон как пример регрессии, возвращения кпрошлому, как форму возрождения древних инстинктивных импульсов, какреставрацию “первобытного нарциссизма”.
Другим  местонахождением  прошлого Фрейд  считал  детство. Аналогия  между зарей цивилизациии детством человека, между дикарем и ребенком, приобрела широкую популярность вначале ХХ  веке среди представителей общественных наук,механически переносивших диалектику эволюции биологических видов в областьсоциального развития. Суть ее состояла в том, что ребенок в процессе роставкратце повторяет  путь духовногоразвития человечества, последовательно двигаясь от дологическихрелигиозно-магических форм мировосприятия к современному научному мышлению. Впериод детства человек, по мнению Фрейда, должен проделать огромный путь откаменного века до участия в современной цивилизации.
Третьимприбежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь. Взгляд на психическоерасстройство как на  “регрессию”,возвращение психики на более низкие ступени развития не был оригинальным. Этуидей еще в начале ХIХ  векаотстаивал немецкий психолог-идеалист К.Г. Карус. Позднее аналогичную точкузрения развивали и другие ученые. Суммировав и доведя эти идеи до логическогоконца, Фрейд пришел к прямому отожествлению ненормальности с первобытностью.Фрейд утверждал, что основной комплекс невроза заключается в отношении кродителям, находящимся во власти инцестуозных желаний, т.е. является тем самымкомплексом, который присущ любому ребенку и должен быть преодолен в процессеего роста и развития.
Круг,как видно, замкнулся. Цель аналогий и уподобления привела Фрейда к следующему:поскольку основные характеристики табу и невроза навязчивости совпадают, апсихологический механизм невроза известен, то он решает по аналогии с табусмоделировать механизм действия табу.
Опорнымипунктами фрейдовской концепции происхождения тотемизма стали психоаналитическаятрактовка детской сексуальности, концепция происхождения трапез и теория“циклопической семьи”.
СогласноФрейду, табу призвано обуздать сексуальные, агрессивные, эгоистические влеченияи импульсы. Вот здесь и пролегает демаркационная линия между табу и неврозом.
2.3.  Табу как форма социальнойрегуляции
Главнаяпричина неудачи Фрейда на ниве исторического религиоведения коренится  в изначальной заданности его концепции,возникшей до и независимо от изучения конкретно-исторической реальности.
Осуществитьэту задачу без насилия над фактами было невозможно. Произвольность в отборе иинтерпретации эмпирического материала дает себя знать уже в первых очерках  “Тотема и табу”, посвященных анализупервобытной татуации.
Этоявление впервые было обнаружено в конце ХV111 веке английским мореплавателем Куком в Полинезии. Позднееаналогичные формы социального регулирования были открыты у многих народов мира.Само понятие “табу” имеет двойственный смысл (святой; запретный) и означаеткатегорический запрет.
Фрейдисследование сущности табу начинает с уже известного тезиса о сходстве религиии невроза, иллюстрируемого на этот раз на материале первобытной табуации.
Взглянувпод таким углом зрения на табу, Фрейд приходит к мнению о том, что табуявляется очень древним запретом, наложенным кем-то из вне каким-нибудьавторитетом и направленным против сильнейших вожделений людей.  Сильное желание нарушить его остается вбессознательном.
Нокак бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз. В отличие от неврозаоно имеет не сексуальное, а социальное происхождение, т.е. инициированосоциальными влечениями, которые произошли от слияния эгоистических иэротических компонентов.
Анализупсихологических механизмов возникновения функционирования института первобытной“табу” Фрейд посвящает два очерка: “Боязнь инцеста” и “Табу иамбивалентность  чувств”. Понимание“табу”, согласно Фрейду, является результатом уподобления его навязчивым. И теми другим присущ:
·     немотивированность- их происхождение неизвестно, рациональное  обоснование отсутствует;
·     принудительность- их соблюдение происходит как бы помимо воли и желания индивида;
·     способность к сдвигу — табуированные объектымогут передавать свои опасные свойства другим предметам и лицам:
·     ритуализм — соблюдение и особенно нарушениезапрета обычно сопровождается сложным магическим действием церемониала.
Постепенноразличные виды табу все теснее срастались с религией и, в конце концов, растворились в системерелигиозно-нравственных предписаний и запретов. Кажущаяся произвольность ииррациональность табу объясняется не доминирующей ролью бессознательного, аусловиями и предпосылками, вызвавшими к жизни эту форму социальной регуляции.
УказаниеФрейда на бессознательный, амбивалентный характер табу, безусловно, заслуживаетвнимания, хотя эти свойства и не имеют того универсального значения, которое импридает психоанализ.
2.4. Теория атеизма
Завершаяобзор религиоведческой концепции Фрейда, следует сказать о его пониманиипсихологической природы атеизма. В своих работах он исходил из идейпараллелизма индивидуального и исторического развития. Если религия вырастаетиз трудностей прохождения Эдипова комплекса, то атеизм, по мнению Фрейда,коренится в их продуктивном преодолении. “Психоанализ — писал Фрейд, — научилнас видеть интимную связь между отцовским комплексом и верою в бога, он показалнам, что личный бог психологически не что иное, как идеализированный отец, и мынаблюдаем ежедневно, что молодые люди теряют религиозную веру, как толькорушится авторитет отца”.
Так,например, категорически отрицая идею богодухновенности религии, Фрейд в то жевремя склонялся к выводу о врожденном, обусловленном Эдиповым комплексомхарактере религиозной потребности. Клеймя религию как “коллективный неврознавязчивости”, как  “массовую иллюзию”,он одновременно видел в ней спасительное средство от индивидуальных формневротизации.
Нов психоанализе теологи нашли для себя не только наукообразное обоснованиерелигиозного иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своейпрактической деятельности. В истории науки немало примеров, показывающих, чтоличное неприятие религии, не опирающее на научные основы, либо остается частнымфактором биографии, либо вырождается в нигилистическое бунтарство, не имеющихсколько-нибудь  серьезных  общественных последствий.
Болеетого, лишенный позитивного содержания религиозный нигилизм сам являетсяразновидностью “превратного сознания” и потому рано или поздно превращается вразновидность сексуальной религии, из которой теологи охотно черпают для своихсистем новые идеи и аргументы. Именно эта судьба была уготована Фрейду, которыйпомимо воли с течением времени из убежденного защитника разума превратился вапостола веры, попирающий разум, из социального реформатора, освобождающихчеловечество от вековых иллюзий и заблуждений, — в творца псевдонаучного мифа,ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Религиоведческаяконцепция З. Фрейда представляет собой смесь реальных фактов и откровенныхдомыслов, истины и заблуждения, науки и мифотворчества.
Антиисторизм,непонимание социальной природы религии свели на нет научную ценность егоисследований. Современные теологи в психоанализе Фрейда нашли для себя нетолько наукообразное обоснование иррационализма и пессимизма, но и мощноеподспорье в своей активной деятельности,
Акцентируявнимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают нарелигию, они в тоже время фальсифицируют атеистические  аспекты творчества Фрейда. Судьба Фрейда иего религиоведческого наследия говорит о том, что последовательный атеизмвозможен лишь на базе диалектико-материалистического мировоззрения.
Попова М.А. Фрейдизм и религия. — М.:Наука, 1985. — 200 с.
Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. — М.: Философия, 1985. — 175 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.