Министерство по налогам и сборам Российской Федерации
ВсероссийскаяГосударственная Налоговая АкадемияФакультет кадрового управления
Кафедраприкладной психологии «Высшие чувства личности, их формированиев современных условиях»Курсовая работаВыполнил: студент
Группы Упо-201
Безукладников АлександрНиколаевич
Руководитель:
к.п.н Ганичева Алла Николаевна
Москва – 2002 год
П Л А Н .
Введение.
1. Виды чувств.
2. Формирование высших чувств.
3. Практическая часть
4. Приложение 1
Заключение.
Список литературы.
Введение.
В курсовой работе по теме “Высшие чувства личности, их формирование всовременных условиях” рассмотреныпроблемы нравственного, эстетического и интеллектуального воспитания , прослеживается когда закладываются основы нравственности, а так жепрослеживается, когда закладываются основы эстетического вкуса и чувств и какпроисходит их дальнейшее развитие.
Даннаяработа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса и заключения.В первом вопросе раскрывается понятие чувства и дается характеристика чувств.Во втором вопросе прослеживается, когда зарождаются высшие чувства и какпроисходит их формирование на разных возрастных этапах, начиная с дошкольноговозраста и заканчивая подростковым возрастом.
Эстетическое воспитаниеразвивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще ипотому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием,которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием,которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красотусделанного.
Принравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалостьк окружающим, так необходимые для воспитания “полноценного ”человека.
Все этикачества необходимы для воспитания всесторонне развитого человека.
I.Виды чувств.
При наблюдении восходасолнца, при чтении книг, при слушании музыки, при поиске ответа на возникшийвопрос — наряду с разными формами познавательной деятельности, проявляется отношение к окружающему миру. Читаемаякнига, выполняемая работа могут радовать или огорчать, вызывать удовольствиеили разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада – это разнообразныечувства и эмоции. Они – одно из проявлений отражательной психическойдеятельности человека.
“Воздействия внешнегомира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств,мыслей, побуждений, проявлений воли…” – отмечал Ф. Энгельс.1
Чувство – особая формаотношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствиемили несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям исторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенностиданного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.
“Ничто ни слова, нимысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и нашиотношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельныймысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя” –говорил К.Д. Ушинский.2
Чувства чрезвычайноразнообразны и многогранны как по своему содержанию, так и по значению. Когдапсихологи 19 века пытались создать каталог чувств, они столкнулись с большимитрудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны
Новые условия личной иобщественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая посвоему характеру и содержанию деятельность – источник новых переживаний иформирования новых чувств.
С.Л.Рубинштейнсчитал: “ Что в эмоциональныхпроявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ееинтересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Онобозначил их соответственно как органическую чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировозренческиечувства. К органической чувствительности относятся, по его мнению, элементарныеудовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органическихпотребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видамидеятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные,интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении однимипредметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировозренческие чувства связаны с моралью и отношениямичеловека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориямиценностям.1”
Чувстваклассифицируются не только по содержанию, но и по силе. По силе стремления кобъекту выделяются страсти и увлечения.
Страстяминазывают сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие неослабную энергию,направленную надостижение единой цели или предметастрасти предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельностичеловека. Объектом страсти может быть человек другого пола, определенные вещи,вызывающие непреодолимое стремление к обладанию ими.
Когда человек сегоднястрастно стремится к одному, а завтра уже к чему-то другому, то следуетговорить об увлечениях. Увлечение отличается от страсти не
тем, что человек менее активно действует, атем,, что увлечение менее устойчиво и органически не связано с основнымижизненными установками личности. Увлечения чаще всего свойственны людям,способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, то есть импульсивным.
Чувства, порожденные деятельностью, ее изменением, успешностьюили неуспешностью, выделяют в еще один вид чувств.Практические или праксические чувства – этоэмоциональный отклик на все богатство и многообразие человеческой деятельности.
Усложнениедеятельности, привнесение в нее творческого начала порождает отклик на самыйпроцесс ее осуществления в виде творческих чувств. Творческие чувства выделяютв отдельный вид в сфере практических чувств.
Особую группу чувствсоставляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Моральным(нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведениюлюдей и своему собственному. В сфере высших чувств нравственным чувствампринадлежит особое место. Моральные чувства возникают и развиваются в процессесовместной деятельности людей и испытывают влияние нравственных норм,фактически господствующих в данном обществе. Они возникают под влияниемповедения и поступков других людей и своих собственных. Эти переживания –своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствиянормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других.Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения,отрицательные – внутренний протест.
К моральным чувствамотносятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уваженияи презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
Среди моральных чувствособо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.
Особенность моральныхчувств – их действенный, то есть ярко выраженный, стеническийхарактер. Они реализуются не только в помыслах и переживаниях, но и в активнойдеятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию.
Чувство долга можетпроявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляетшкольника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сестьза уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству маме, жертвуя игройс товарищами.
Переживания,возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальнымичувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильностирешения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискамболее глубоких знаний – вот примеры такого чувства.
Интеллектуальныечувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатаминтеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной,познавательной деятельностью человека ипостоянно сопровождают ее.
Осуществляемаяпознавательная деятельность вызывает целую гамму переживаний. Чувство удивлениявозникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным,неизвестным. Способность удивляться – очень важное качество, стимулпознавательной деятельности. Чувство сомнения возникает при несоответствиигипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимоеусловие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательнойпроверке полученных данных.
И.П. Павлов подчеркивал, что для плодотворноймысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенностирождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений игипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их.Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательновыполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученикачувства удовлетворения и радости.
К интеллектуальнымчувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношениечеловека к познанному и оцененному им объекту. Чувство юмора испытывают кявлению или лицу, которое с одной стороны, расценивается положительно и вызывают добродушный смех.Чувство юмора типично для людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующихкак прекрасное, так и безобидные недостатки и слабости.
Чувство иронии –выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирониявыступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иныенедостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни. В ирониидействительное расценивается с позиций идеального
К интеллектуальнымчувствам относится и чувство нового – мотивов поисков нового, борьбы за новое,прогрессивное. Оно преломляется во всех областях познавательной творческойдеятельности: науке и технике, культуре и искусстве.
Эстетические чувствавозникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, намхочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем вбольшей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее егопонимает.
Эстетические чувствавозникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасноетак же вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих.Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего уважения.
Таким образом, предложенное деление чувств на отдельные видыявляется до некоторой степени условным, так как в переживаниях человека,сопровождающих его жизнедеятельность, чувства выступают в слитном комплексе, вразличных сочетаниях, дополняя, обогащая и переходя друг в друга.
Высшие чувствавозникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высшихдуховных потребностей. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественныйхарактер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа кразличным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, ихнаправленность определяются мировозрением человека,правилами нравственного поведения и эстетическими оценками.
II. Формирование высших чувств .
Сложный процессформирования личности состоит из трех компонентов: влияния социальной среды,планомерного воспитательного воздействия на личность через его социальныеинституты, сознательного целенаправленного воздействия человека на самого себя,т.е. самовоспитания.
Процесс формированияличности не должен быть однобоким. Он осуществляется тем эффектнее, чеминтенсивнее используется энергия самих воспитуемых иих сознательные и целеустремленные действия по самосовершенствованию.
Воспитание каксоциальное явление отражает свойственное человеческому обществу объективноеявление передачи общественно-исторического опыта от старшего поколения кмладшему, формирования личности человека и подготовки его к участию в трудовой,культурной и общественной жизни.
Воспитание как педагогическоеявление означает целенаправленную, планомерную и систематическую передачуподрастающему поколению системы научных знаний, умений и навыков.
Формирование высшихчувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это периодпервоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного возраста сбольшим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков,забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом.Родители должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественныепотребности детей.
Воспитание у детейустойчивого интереса к труду, желание понять красоту окружающего мираначинается именно в семье. Ребенок еще только научился сидеть, сделал первыешаги – и уже в этом возрасте можно закладывать основы эстетического,нравственного и интеллектуального воспитания.
К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарныеэстетические чувства и состояния. Их вызывает красивая, мелодичная и спокойнаямузыка (типа колыбельной), веселая песня, бодрый марш. Ребенок радуетсякрасивому банту на голове, любуется чем-то блестящим: украшенной елкой, брошкойи т.д. В этих переживаниях сначалаотчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания.Ребенок повторяет за мамой: ”Как красиво!” Поэтому, общаясь с маленькимребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явленийи их качеств словами: “какой красивый красный мяч”, “как нарядно одета кукла” итак далее.
Очень быстро детиначинают и сами отличать явно некрасивое, дисгармоничное от мелодичного,гармоничного, особенно в воспринимаемых звуках.
Необходимо пробуждать умалышей интерес к произведениям художественной литературы. Во время рассказадетям коротеньких художественных и народных стишков (“ладушки-ладушки”,“водичка, водичка, умой мое личико” и так далее) у детей развивается умениевслушиваться в звуки, чувство ритма, слуховая чувствительность и эмоциональнаявыразительность голоса.
Поведение взрослых, ихотношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой егоповедения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно большедоброго и красивого. В этом возрасте родители своим примером могут воспитать уребенка любовь к чистоте и порядку. Очень важно уже в этот период обращатьвнимание детей на красоту окружающего мира в самых доступных еепроявлениях. Взрослые должны научитьсвоего ребенка радоваться хорошей постройке товарища, красивому букету, нарядноодетой кукле – все это будет прививаться при непосредственном влиянии мамы ипапы.
На втором и третьемгодах жизни изменяются и познавательные чувства детей. Удивление, характерноедля годовалого ребенка, сменяется элементарной любознательностью. Освоив речь,ребенок задает множество вопросов. Освоение речи ведет и к осознанию ребенкомнекоторых переживаемых им чувств. Его пытливые глаза и руки улавливаютмножество любопытного, удивительного, непонятного.
Запорожец считал,что “Те высокие нравственные чувства,которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способнывдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку вготовом виде от рождения они возникают и развиваются на протяжении детства подвлиянием социальных условий жизни и воспитания”.[1]
Нравственные чувствапроявляются в отношении ребенка к самомусебе (чувство превосходства или наоборот неполноценности) и по отношению к другимлюдям (симпатия или антипатия и т.д.).
Первоначальныепредставления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая завзаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, их отношение к нему самому, к его поступкам становится длямалыша программой его поведения, поэтому очень важно, что бы взрослые завоевалилюбовь детей своей добротой и справедливостью. У детей возникает желание бытьпохожими только на того, кто затронул его чувства. Но, конечно, нежное, доброеотношение к ребенку совсем не означает отсутствие требовательности. Толькоразумное сочетание доброты и требовательности дает желанный результат. Решающеезначение в нравственном воспитании детей имеет пример взрослых – их поступки,суждения, оценки, отношение к детям и взаимоотношения между собой. Поведениевзрослых должно быть образцом для подражания.
Подрастая, ребенокпопадает в новый коллектив – детский сад, который берет на себя функциюорганизованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы эстетическоговоспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформленияпомещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия – должно воспитыватьсвоей чистотой, аккуратностью и чистотой.
Еще одним из главныхусловий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами,художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннегодетства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. Большоезначение в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народнодекоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей сизделиями народных мастеров: дымковскими игрушками,резьбой по дереву, вышивкой и другими. Тем самым прививая ребенку любовь кРодине, к народному творчеству, уважение к труду.
Эстетическое воспитаниедолжно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать,но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляетсяв детском саду, направлено также и на развитие эстетических чувств, поэтомубольшое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные,ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация.Эстетические чувства развиваются на занятиях изобразительной деятельностью,особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлятькрасивые орнаменты, узоры и т.д.
Очень важную роль всоздании эстетической среды играет музыка. Она должна звучать как на музыкальныхзанятиях, так и включаться в другие виды деятельности. Музыка, начиная звучатьна утренней зарядке, создает у детей бодрое настроение, активизирует и повышаетих жизненный тонус.
Игры с пением ихороводами строятся на произведениях народного творчества, являясь прекраснымматериалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народныеобразы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность языка– все это способствует формированию музыкально-эстетического вкуса.
Получая разнообразныемузыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному музицированию,подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах.
Также одним изважнейших средств эстетического воспитания является природа – вечный источникразнообразных эстетических переживаний. Живая природа воздействует на малыша,вызывая у него эмоциональный отклик. Поэтому на экскурсиях, прогулках взрослыедолжны обращать внимание детей на своеобразие красок природы, учить слышать“живой” голос леса, поля. Прогулки должны создавать у детей радостноенастроение. Необходимо дать воспитанникам почувствовать удовольствие отпребывания на природе: прохладно, поют птицы, шумят деревья. Совместноерассматривание с детьми понятных детям проявлений красоты в природе, ярковыраженное восхищение взрослого при виде маленькой пушистой собачки, красивойлужайки, заходящего солнца вызывают у ребенка соответствующие эмоциональныепереживания и постепенно формируют у него дифференцированное отношение кокружающему, понимание красивого. Малыш начинает потом уже и сам выделять в окружающем наиболеекрасивые явления: “посмотрите, какие красивые цветы несет дядя!”
Живая природа – этоудивительный, сложный и многогранный мир, особое место в котором отведеноживотным. Знания о животных дети приобретают разными путями: через книгу икартинку, рассказ взрослого или кинофильм. Но особое значение в дошкольномвозрасте имеет непосредственное общение с животными. Поэтому в детском садуспециально создаются уголки природы. Правильно организованные наблюдения учатребенка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать.Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать,замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний.Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных ипроявлять свое внимательное отношению к нему. Они начинают замечать не тольконеобычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находитьинтересное. Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическоевосприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважениемотноситься к труду другого человека.
Формирование первыхэмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многомзависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на эстетическоевоспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки и другие.
Очень большое значениеимеет подбор игрушек и уход за ними. Рваная или грязная кукла не тольконекрасива, но и воспитывает равнодушие к этой игрушке.
Пример воспитателя, егоэмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям длястановления их собственного эстетического вкуса.
При условии хорошоорганизованного детского коллектива возникают начальные формы истиннотоварищеских и дружеских чувств. Ребенок скучает без друга, помогает ему,делится с ним игрушками и сладостями, заступается за друга, если его обидели.Фиксируя внимание детей на тех, кто нуждается в помощи и заботе, воспитательпобуждает детей оказывать людям помощь, формирует у детей чуткость изаботливость как черту характера.
Среди нравственныхчувств, которые начинают формироваться в дошкольном возрасте, особое значениеимеет воспитание чувства патриотизма. Знакомство детей с жизнью родной страны,с ее героями, изобретателями, писателями формирует у ребенка чувство гордости илюбви к своей стране.
Включение в новую сферуколлективной деятельности, выполнение поручений формирует у ребенка новоечувство – чувство долга, ответственности перед другими, требовательность ксебе, радость общего успеха, недовольство собой. Оно возникает как результатсопоставления ребенком себя, своих достижений, умений, качеств с тем, чемобладают сверстники.
Сравнивая свои действия(дальность бросания мяча, меткость) с аналогичными действиями других ребят,равняясь на отношение к ним воспитателей, дети получают основу для переживанияновых чувств: гордости, неуверенности в себе, самоуверенности, чувствопревосходства, неловкости и стыда.
Как бы хороши, понятныи красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо,искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохимпоступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственныхчувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках идействиях детей. А таких дел, доступных детям, полезных обществу и радостныхдля самих ребят, воспитатель находит немало. Это и помощь взрослым в уборкетерритории детского сада, и уход за цветами, животными в живом уголке, и украшениепомещения к празднику, и помощь младшим братьям и сестрам и родителям по дому.
Таким образом, напротяжении дошкольного детства происходят важные изменения в эмоциональнойсфере ребенка. Чувства ребенка все больше опосредуютсяего общественным опытом, накапливаемыми знаниями об окружающем, усвоеннымиобщественными моральными оценками и собственным опытом нравственного поведения.
Поступая в школу,ребенок приобретает не только новые обязанности, но и новые права. Ему покупаюткниги, тетради. Он, как и взрослые члены семьи, имеет свое настоящее,ответственное дело, с которым считаются все, в том числе и родители. Ему надоготовить уроки, надо иметь свой стол, разрезную азбуку и т.д.
Изменение общественногоположения маленького ученика наполняет его чувством гордости, радости иудовлетворения. Однако возникает у ребенка и много тревожных чувств: “Что будетв школе? Какая будет учительница?”
В школе происходит дальнейшее совершенствованиеэстетических чувств и вкусов. В период младшего школьного возраста создаютсяблагоприятные условия для дальнейшегоразвития эстетических чувств детей, воспитание эстетического вкуса.
Исследования психологовВ.Н.Шацкой, С.А.Карцевойубеждают в том, что у младших школьников легко вызвать любовь к слушаниюмузыки и пению, они с удовольствием исполняют те песни, в которых могутвыразить свое отношение к окружающим.
Формированиеэстетических чувств у младших школьников происходит так же в процессехудожественно-изобразительной деятельности. Организуя последовательноусложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотномуизображению окружающего, можно научить детей не только воспринимать картину, нои видеть в ней предмет искусства.
Эстетические чувстватак же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специальногообучения и воспитания. В формировании эстетического восприятия музыки, вчастности русской народной песни, огромную роль играет обогащение детейспециальными занятиями. Слушая небольшие музыкальные произведения, учащиеся 2-3классов способны достаточно чутко и тонко разобраться в музыкальномпроизведении и метко его охарактеризовать. Знакомя учащихся 1-3 классов сбиографией композитора, с теми условиями, в которых было написано конкретноемузыкальное произведение, раскрывая детям его замысел и присущие музыкесредства выразительности и их обозначения в нотной записи, учитель повышает удетей не только интерес к музыке, но и способность слушать, воспринимать итонко различать произведения разных жанров.
В школе уже большевнимания уже уделяется сложным наукам, поэтому в основном эстетическоевоспитание осуществляется во внеурочное время. Одним из эффективных средствэстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовыхнавыков и художественное развитие учащихся начальных классов, являются кружки.Они позволяют детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждают в нихрадость труда и жажду творчества. Дети знакомятся с изделиями широко известныхнародно-художественных промыслов: Гжели (художественная роспись по керамике), Хохломы, Палеха, Городца (роспись по дереву) и другие. Не ограниченныежестким временем урока, дети проявляют больше творчества и фантазии при выполнениисамостоятельных работ. Ярким примером этому служат выставки детскоготворчества, где можно увидеть множество удивительного, неожиданного и красивогов поделках детей.
Широкое внедрение вжизнь каждой семьи радио, телевидения, доступность театра и кино, красочнооформленных книг так же создают огромные возможности для развития разнообразныхэстетических чувств.
Глубокие измененияпроисходят у детей и в сфере нравственных чувств.
Как показываютисследования психологов, отношение, складывающиеся у младшего школьника склассом, во многом определяются его успешным учением. Если для первоклассникарешающую роль в оценке того или другого ученика играют отметки и оценкаучителя, то у учащихся 3 класса особого признания заслуживает не отличник, атот, кто много знает, кто легко решает трудные задачи, может правильно ответитьна любой вопрос, тот, кто показал себя как хороший спортсмен. При этом у классаскладывается определенное отношение к каждому ученику. Характерно, что этоотношение становится все более независимым от оценки учителя.
Чувство товариществарождает чувство ответственности за себя и за других, заботу о выполненииданного классу поручения. Младшие школьники с большой ответственностью итрогательной заботливостью готовят малышам игрушки к празднику и другое.
Дети уже могутиспытывать высокие нравственные чувства: заботу и чуткость к матери, кучительнице и даже к чужим людям, проявившим храбрость, благородство,преданность друг другу. А беседы с учащимися и обсуждение вместе с нимипоступков реальных людей или литературных персонажей развивают у них умениеправильно оценивать факты.
Возникновение, сила иособенности протекания интеллектуальных чувств зависят не столько от возрастадетей, сколько от содержания и организации их деятельности, в первую очередьучебной.
Обучение, построенноена активной, разнообразной мыслительной деятельности детей, быстро воспитываету маленьких школьников любовь к умственному труду, радость исканий и большоеудовлетворение от найденных решений.
Интеллектуальныечувства ребенка этого возраста выражаются и в нарастающей его любознательности,в ненасытной жажде знаний. Они усиливаются чтением книг, журналов. При этоммладших школьников привлекают уже не отдельные яркие и удивительные факты, какэто имело место у дошкольников. Учащиеся 1-3 классов интересуются болееглубокими причинами изучаемых явлений, событий, о которых они узнают. Детямнравиться читать, они стремятся приобретать все новые и новые знания.
Так рождаются у младшихшкольников учебные, а затем и познавательные интересы.
Рассматриваяподростковый возраст, как следующую ступень в жизни человека, можно выделитьсущественные черты, присущие этому возрасту относительно нравственноговоспитания. Подростковый возраст называют переходным возрастом, так какпроисходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию.
Э. Штерн: “Подростковыйвозраст – один из этапов формирования личности. Центральной проблемой всякойпсихологии должна быть проблема человеческой личности, а для формированияличности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком какнаивысшая, определяющая жизнь. Скажи мне, что для тебя ценно, что тыпереживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу кто ты.”1
Для подросткахарактерно эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизниколлектива. Дети общаются: их отношения строятся на кодексе полного доверия истремления к абсолютному взаимопониманию. Центр жизни переносится из учебнойдеятельности в деятельность общения. Мнение коллектива сверстников становится даже важнее оценкиучителя и родителей. В общении осуществляется отношение к человеку именно как кчеловеку. Как раз здесь происходит усвоение моральных норм, осваивается системаморальных ценностей.
Одной из важныхособенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания:нравственных представлений, понятий, система одиночных суждений, которымиподросток начинает руководствоваться в поведении. Если младший школьник действует по указаниюстарших, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципыповедения, собственные взгляды и убеждения.
Нравственные убеждениявозникают и оформляются только в переходном возрасте, хотя основа для ихвозникновения была заложена гораздо раньше.
Убеждения – это имысль, и чувство, и воля, это такие знания, положения, суждения, мнения,которые связаны с глубоким переживанием их истинности.
Убеждения – этосвоеобразный сплав нравственных знаний, оценок, переживаний и побуждений кдействиям и поступкам. Убеждения определяют требования развивающейся личности ксебе и всю систему поведения и взаимоотношений с окружающими.
“В убеждении находитсвое возражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный иобобщенный, с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятсяспецифичными мотивами поведения и деятельности школьников”. 1
Таким образом, отношенияк действительности, то есть чувства положительные и отрицательные, возникают спервых дней жизни ребенка.
Чувства развиваются впроцессе усложнения образа жизни ребенка, разнообразных видов его деятельностии обогащения содержания и форм его общения с окружающим миром: природой,людьми, предметами.
С изменением положенияребенка среди сверстников и взрослых, которое связано с его приходом в школу,перестраиваются его чувства и отношения как к другим, так и к себе. Появляютсяновые переживания, углубляются и приобретают большую системность преждеиспытанные чувства..
Формирование высшихчувств – познавательных, нравственных эстетических – т