Содержание
TOC o «1-3» Введение… PAGEREF_Toc420063632 h 2
Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценкуребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе
§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы… PAGEREF _Toc420063634 h
§ 2 Причины возникновения тревожности и особенностиее проявления у детей дошкольного возраста PAGEREF _Toc420063635 h
§ 3 Самооценка. Особенности развития самооценки удетей дошкольного возраста… PAGEREF _Toc420063636 h
§ 4 Влияние тревожности на самооценку ребенка истатусное положение ребенка в группеPAGEREF _Toc420063637 h
Глава II Экспериментальное изучение проблемы влияния эмоциональнойтревожности на статус ребенка в группе старшего дошкольного возраста
§ 1 Цель,гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и методы исследованияPAGEREF _Toc420063639 h
§ 2Характеристика эмоциональной сферы детей.… PAGEREF _Toc420063640 h
§ 3Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольноговозраста… PAGEREF _Toc420063641 h
§ 4 Статусноеположение детей с различными уровнями тревожности… PAGEREF _Toc420063642 h
Выводы… PAGEREF_Toc420063643 h 49
Педагогические рекомендации… PAGEREF_Toc420063644 h 51
Заключение… PAGEREF_Toc420063645 h 52
Литература… PAGEREF_Toc420063646 h 53
Приложения… PAGEREF_Toc420063647 h 55
Введение
Необходимость активизацииинтеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоленияпереживаемого в настоящее время кризиса. В частности, она предполагает решениепроблемы развития социального интеллекта, подкоторым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные события. Лишь на этой основе возможноусиление творческой активности личности,возрастание ее требовательности и критичности по отношению к себе и к своей деятельности, сознательноеуправление своимповедением, превращение человека из объекта воспитательныхвоздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность человека не только к познанию внешнего мира, но и к самоосознаниюсчитается неотъемлемой чертой,присущей подлинно интеллигентному человеку.
Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интереск проблеме самосознания личности. Этот интересотражается в научных исследованиях,где данная проблема занимаетцентральное положение и анализируетсяв психологическом и вомногих других аспектах.
Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека вокружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своегознания, нравственного облика, интересов, идеалов имотивов поведения, к целостной оценке себя.
Становление самосознания,без которого невозможно формирование личности, — сложный и длительный процесс,характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает поднепосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых,воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно вернореагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение,целенаправленно руководить воспитанием.Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценкуребенком себя и своих сверстникови егостатусное положение в группе§ 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы
Эмоции и чувствапредставляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний.Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы,страсти и д. р. ) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
Выделяюттакие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. Поклассификации, предложенной К. Изардом, выделяютсяэмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят:1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев,6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину.[REF _Ref418942789 h *MERGEFORMAT 9, с.57]
Остальные– производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает такое комплексноеэмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе истрах, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение. [REF _Ref418941969 h *MERGEFORMAT 9, стр. 66]
«Тревожность– это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низкимпорогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметровиндивидуальных различий». [REF _Ref418944363 h *MERGEFORMAT 2, стр. 68]
Определенныйуровень тревожности – естественная и обязательная особенность активнойдеятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный илижелательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. [REF _Ref418942835 h *MERGEFORMAT 17, стр. 234] Оценка человеком своего состояния в этомотношении является для него существенным компонентом самоконтроля исамовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективнымпроявление неблагополучия личности.
Проявлениятревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонывести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожностьлишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. [14, стр. 68 ]
Ситуативноустойчивые проявления тревожности принято называтьличностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты(так называемая «личностная тревожность»). Это устойчивая индивидуальнаяхарактеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге ипредполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер»ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Какпредрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятииопределенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные соспецифическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, самоуважению. [17, стр. 234]
Ситуативноизменчивые проявления тревожности именуютситуативными, а особенность личности проявляющей такого рода тревожность,обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояние характеризуетсясубъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью,нервозностью. Такое состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовуюситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Личности,относимые к категории высокотревожных, склоннывоспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазонеситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности. [17].
Поведениеповышенно тревожных людей в деятельности направленной на достижение успехов,имеет следующие особенности:
1. Высокотревожныеиндивиды эмоционально острее,чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.
2. Высокотревожныелюди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или вусловиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3. Боязнь неудачи — характернаячерта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминируетнад стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация достижения успеховпреобладает у низкотревожных людей. Обычно онаперевешивает опасение возможной неудачи.
5. Для высокотревожныхлюдей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.
6. Низкотревожныхлюдей больше стимулируетсообщение о неудаче.
7. Личностная тревожностьпредрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасныхситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Деятельностьчеловека в конкретной ситуации зависит не только от самой ситуации, от наличияили отсутствия у индивида личностной тревожности, но и от ситуационнойтревожности, возникающей у данного человека в данной ситуации под влияниемскладывающихся обстоятельств.
Воздействиесложившейся ситуации, собственные потребности, мысли и чувства человека,особенности его тревожности как личностной тревожности определяют когнитивнуюоценку им возникшей ситуации. Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенныеэмоции (активизация работы автономной нервной системы и усиление состоянияситуационной тревожности вместе с ожиданиями возможной неудачи). Информация обовсем этом через нервные механизмы обратной связи передается в кору головногомозга человека, воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Та жекогнитивная оценка ситуации одновременно и автоматически вызывает реакциюорганизма на угрожающие стимулы, что приводит к появлению контрмер исоответствующих ответных реакций, направленных на понижение возникшейситуационной тревожности. Итог всего этого непосредственно сказывается навыполняемой деятельности. Эта деятельность находится в непосредственнойзависимости от состояния тревожности, которое не удалось преодолеть с помощьюпредпринятых ответных реакций и контрмер, а также адекватной когнитивной оценкиситуации. [14, стр. 415]
Такимобразом, деятельность человека в порождающей тревожность ситуациинепосредственно зависит от силы ситуационной тревожности, действенностиконтрмер, предпринятых для ее снижения, точности когнитивной оценки ситуации.§2 Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детейдошкольного возраста
Эмоции играют важную роль вжизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится,сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когдавербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, егоэмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха,радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится,восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявлениеэмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
В дошкольном возрастеребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайшихоттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений,интонаций голоса и т.д.
С другой стороны, ребеноковладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетнийребенок в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Оннаучается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств,облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими,информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.[16, с.103]
Но дошкольники все ещеостаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают,легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Дляпрактического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важныйпоказатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующийо его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологуэмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным илиотрицательным.
Отрицательный фон ребенкахарактеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенокпочти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены,выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемыв общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается,иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем неинтересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудомвходит в контакт.[REF_Ref418942949 h * MERGEFORMAT 11, с.105]
Одной из причин такогоэмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровнятревожности.
Под тревожностью впсихологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональноесостояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся вожидании неблагополучного развития событий.[18, с.109] Тревожные люди живут, ощущая постоянныйбеспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудьслучится?” Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность(особенно значимую), что,… в свою очередь, приводит к низкой самооценке,неуверенности в себе (“Я же ничего не мог!”). Таким образом, это эмоциональноесостояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, таккак способствует углублению личностных противоречий (например, между высокимуровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все что характерно длятревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое имичувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редкопроявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себявнимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараютсяточно выполнять требования родителей и воспитателей — не нарушают дисциплину, убирают за собойигрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность,аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Какова же этиологиятревожности? Известно, что предпосылкой возникновения тревожности являетсяповышенная чувствительность (сензитивность). Однаконе каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многоезависит от способов общения родителей с ребенком. Иногда они могутспособствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятностьвоспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль,большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание).
В этом случае общениевзрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность всебе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки,начинает беспокоиться, что он делает что – нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти встабильное личностное образование – тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайнеблизкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этомслучае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так идемократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним,интересуется его мнением).К установлению подобных отношений с ребенком склонныродители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком,такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствуетформированию тревожности.[16, с. 111]
Например,существует зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенноматерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущиматерям в детстве или проявляются сейчас. Мать, находящаяся в состояниитревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так илииначе напоминающих о ее страхах. Также каналом передачи беспокойства служитзабота матери о ребенке, состоящая из одних предчувствий, опасений и тревог.[8, с.82]
Усилениюв ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенныетребования со стороны родителей и воспитателей, так как они вызывают ситуациюхронической неуспешности. Сталкиваясь с постояннымирасхождениями между своими реальными возможностями и тем высоким уровнемдостижений, которого ждут от него взрослые, ребенок испытывает беспокойство,которое легко перерастает в тревожность. Еще один фактор, способствующийформированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины (“Ты такплохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с мамойчасто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватымперед родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является исдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленныхпредостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей такжеспособствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношенииродителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочериили отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, незадумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозамивроде: «Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.
Помимоперечисленных факторов страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональнойпамяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность илипредставляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастныйслучай, операцию или тяжелую болезнь. [8, стр. 83]
Если у ребенка усиливаетсятревожность, появляются страхи – непременный спутник тревожности, то могутразвиться невротические черты. Неуверенностьв себе, как черта характера — это самоуничтожительнаяустановка на себя, на свои силы и возможности. Тревожность как черта характера— это пессимистическая установка на жизнь, когда она представляется какпреисполненная угроз и опасностей.
Неуверенностьпорождает тревожность и нерешительность, а они, в свою очередь, формируютсоответствующий характер.[4, с.119]
Такимобразом, неуверенный в себе, склонный к сомнениям и колебаниям, робкий,тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен, нередко инфантилен, повышенновнушаем.
Неуверенный,тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим.Такой ребенок опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. Он несправляется с задачей в игре, с делом.
Этоспособствует образованию реакций психологической защиты в виде агрессии,направленной на других.[15, с.134] Так, один из самых известных способов, которыйчасто выбирают тревожные дети, основан на простом умозаключении: «чтобы ничегоне боятся, нужно сделать так, чтобы боялись меня». Маска агрессии тщательноскрывает тревогу не только от окружающих,. но и от самого ребенка. Тем не менеев глубине души у них — все та же тревожность, растерянность и неуверенность,отсутствие твердой опоры. [REF _Ref418945263 h *MERGEFORMAT 7, стр. 34]
Такжереакция психологической защиты выражается в отказе от общения и избежания лиц,от которых исходит «угроза». Такой ребенок одинок, замкнут, малоактивен.
Возможентакже вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в мирфантазий». [15, стр. 134] В фантазиях ребенок разрешает своинеразрешимые конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенныепотребности.
Фантазии- Одно из замечательных качеств, присущих детям. ля нормальных фантазий(конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с реальностью. С однойстороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его воображению (фантазиикак бы продолжают жизнь); с другой стороны — сами фантазии влияют на реальность- ребенок испытывает желание воплотить свои мечты в жизнь. Фантазии тревожныхдетей лишены этих свойств. Мечта не продолжает жизнь, а скорее противопоставляетсебя жизни. Этот же отрыв от реальности- и в самом содержании тревожныхфантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими возможностями сфактическими возможностями и способностями, перспективами развития ребенка.Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит у них душа, в чемони на самом деле могли бы проявить себя. [REF _Ref418945263 h * MERGEFORMAT 7, стр.35 ]
Тревожностькак определенный эмоциональный настой с преобладанием чувства беспокойства ибоязни сделать что-либо не то, не так, не соответствовать общепринятымтребованиям и нормам развивается ближе к 7 и особенно 8 годам при большомколичестве неразрешимых и идущих из более раннего возраста страхов. [8, стр. 87].Главным источником тревог для дошкольникови младших школьников оказывается семья. В дальнейшем, уже для подростков такаяроль семьи значительно уменьшается; зато вдвое возрастает роль школы.
Замечено,что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков идевочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики болеетревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чегоопасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связываютсвою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать своютревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся такназываемых «опасных людей» — пьяниц, хулиганов и т.д. Мальчики же боятсяфизических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидатьот родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д. [REF _Ref418943207 h *MERGEFORMAT 6, с. 28]
Отрицательные последствиятревожности выражаются в том что, не влияя в целом на интеллектуальноеразвитие, высокая степень тревожности может отрицательно сказаться наформировании дивергентного (т.е. креативного,творческого) мышления, для которого естественны такие личностные черты, какотсутствие страха перед новым, неизвестным.[16, с.112]
Темне менее у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста тревожностьеще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима припроведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. [8, стр. 88], а также можно существенно снизитьтревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будутсоблюдать нужные рекомендации.§3 Самооценка. Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста
Самооценка– это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств иместа среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степениопределяет ее активность, отношение к себе и другим людям. [15, стр. 125]
Различаютобщую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценкакаких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, илиглобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживаетчеловек по отношению к самому себе.
Человекможет оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать своиуспехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться постепени устойчивости, самостоятельности, критичности. [10, стр. 55 ]
Процесс формированияглобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частныеоценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится наразных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнятьдруг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение— устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровнесоставляет важную заботу личности. Самоуважениеличности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.
Совокупность таких целейобразует уровень притязаний личности. В его основележит такая самооценка, сохранение которой сталодля личности потребностью. [14, стр. 126] Уровень притязаний – это тот практическийрезультат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практическойдеятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которыесогласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Какфактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью,уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежаниенеудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценкепоявляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектомдеятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей. [10, с. 418]
Следовательно, функциисамооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаювнутренними условиями регуляции поведения идеятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивациидеятельности личность постоянно соотносит свои возможности,психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Знания,накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаясяна основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, котороеназывается Я — концепцией и составляет ядро личности. Я — концепция — этоболее или менееосознанная, переживаемаякак неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой онстроит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.
Таким образом, важнейшийкомпонент целостного самосознанияличности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой,так и с другими людьми, с которыми он вступает вобщение и взаимодействие.[15, стр.76]
Важные новообразования вразвитии самосознания, связанные с зарождением самооценки, происходят в концераннего возраста. Ребенок начинает осознавать собственные желания, отличающиесяот желания взрослых, переходит от обозначения себя в третьем лице к личномуместоимению первого лица – « Я ». Это ведет к рождению потребности действоватьсамостоятельно, утверждать, реализовывать свое « Я ». На основе представленийребенка о своем «Я» начинает формироваться самооценка. [10, с. 56]
В дошкольный периодсамооценка ребенка интенсивно развивается. Решающее значение в генезисесамооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, началодошкольного периода) имеет общение ребенка со взрослыми. Вследствие отсутствия(ограниченности) адекватного знания своих возможностей ребенок первоначально наверу принимает его оценку, отношение и оценивает себя как бы через призмувзрослых, целиком ориентируется на мнение воспитывающих его людей. [3, с. 297] Элементы самостоятельного представления осебе начинают формироваться несколько позже. Впервые появляются они в оценке неличностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляетсянеустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания.
Постепенно изменяет предметсамооценки. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника являетсяпереход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств ивнутренних состояний самого себя. [10, с. 56] Во всех возрастных группах дети обнаруживаютспособность объективнее оценивать других, нежели самих себя. Однако здесьнаблюдаются определенные возрастные изменения. В старших группах можно заметитьдетей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем.Например, на вопрос «Какая ты: хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: Яне знаю… Я тоже слушаюсь». Ребенок же младшего возраста на этот вопрос ответит:«Я самый хороший».[5, с. 297]
Изменения в развитиисамооценки дошкольника в значительной степени связаны с развитием мотивационнойсферы ребенка. В процессе развития личности ребенка меняется иерархия мотивов.Ребенок переживает борьбу мотивов, принимает решение, затем отказывается отнего во имя более высокого мотива. То, какие именно мотивы оказываются ведущимив системе, отчетливо характеризуют личность ребенка. Дети в раннем возрастесовершают поступки по непосредственному указанию взрослых. Совершая объективноположительные поступки, дети не дают себе отчета в их объективной пользе, неосознают своего долга по отношению к другим людям. Чувство долга зарождаетсяпод влиянием той оценки, которые дают взрослые поступку, совершенному ребенком.На основе этой оценки у детей начинает развиваться дифференцировкатого, что хорошо и что плохо. В первую очередь они учатся оценивать поступкидругих детей. Позднее дети в состоянии оценить не только поступки сверстников,но и свои собственные поступки.[3, с.65]
Появляется умениесравнивать себя с другими детьми. От самооценки внешнего вида и поведенияребенок к концу дошкольного периода все чаще переходит к оценке своихличностных качеств, отношений с окружающими, внутреннего состояния иоказывается способным в особой форме осознать свое социальное «Я», свое местосреди людей. Достигая старшего дошкольного возраста ребенок уже усваиваетморальные оценки, начинает учитывать, с этой точки зрения, последовательностьсвоих поступков, предвосхищать результат и оценку со стороны взрослого. Детишестилетнего возраста начинают осознавать особенности своего поведения, а помере усвоения общепринятых норм и правил использовать их в качестве ме