Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка

Влияниесемейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора летжизни.
Показано, что уровень психомоторного развития
                                                                                Детей в возрасте 3-х месяцев в двух группах
(дети из семей без нарушений внутрисемейных
 отношений и дети из семей, гдемежду родителями
имеет место конфликт ) не различается, однако
к возрасту 20 мес. дети из семей с нарушенными
отношениями отстают в развитии сенсорной,
познавательной и эмоционально- волевой сфер по
сравнению со сверстниками из нормальных семей.
не смотря на более легкую неврологическую
симптоматику, в 3 мес. у детей из конфликтных семей
неврологические заболевания наблюдались более
длительное время, а также реже формировался
надежный тип привязанности с матерью.
(М.В. Соболева, А.С. Батуев)
В отечественнойпсих-гии за последние 20 лет наблюдается повышенный интерес к проблеме развитияребенка и его связи с матерью. Я оговорю данные, которые свидетельствуют о том,что в конфликтных семьях отмечается больший процент психоматических нарушений ипсихических заболеваний у детей. Однако в большинстве случаев речь идет о детяхстарше 5 лет, поэтому не ясен генез заболевания у ребенка: спровоцировано лионо конфликтом между родителями и, как следствие, нарушение внутрисемейноговзаимодействия, или болезнь ребенка имеет генетическую природу.
Общение ребенка сматерью принято рассматривать как базис для возникновения чувства привязанностии формирования отношению доверия к миру, является необходимой составляющейразвития ребенка.
Согласно положениямЛ.С. Выготского, первичное действие, а затем и деятельность ребенкарассматриваются как производимые совместно со взрослым, прежде всего – сматерью. Ребенок интериоризирует  структурупредметных и социальных отношений, существующих в его окружении, аследовательно, и те характеристики взаимодействия с людьми и отношения к миру,которые использовали мать и отец в процессе совместной с ним деятельности.Согласно мнению других исследователей, развитие человека в большей степенидетерминируется биологическими факторами, и психические расстройства детей вдисфункциональных семьях объясняются генетически. Нельзя исключать возможностьтого, что  неблагоприятная для данногоребенка семейная атмосфера может способствовать реализации существующейгенетической предрасположенности и проявляться через развитие психическогодефекта.
Психологи попыталисьвыяснить, связаны ли особенности оцениванию матерью отношений в семье спсихомоторным развитием ребенка, в каком возрасте и в какой формеобнаруживаются первичные нарушения развития ребенка и какова их динамика.
Испытуемые.  Висследовании приняли участие 16 женщин ожидавших рождения ребенка, и их детипосле рождения. 8 пар «МАТЬ — РЕБЕНОК» составили контрольную группу (КГ), критерием отбора в которойслужило  отсутствие у материнеудовлетворенности семейными отношениями; 8 пар вошли в экспериментальную группу(ЭГ), характеризовавшуюся наличиемконфликтных отношений в семье или неудовлетворенностью  женщины семейными отношениями.
Процедура.  ПервыйВ проходил во втором триместре беременности женщины. С каждой из них проводили стандартизированноеинтервью, целью которого было выяснить социально- демографическиехарактеристики семьи и условия ее жизни (отношение в семье и удовлетворенностьэтими отношениями, отношение женщины и ее семьи к ее беременности, мотивырождения ребенка). Исследовали психологический статус с помощью шкалыреактивной и личностной тревожности для оценки эмоционального состояния начиная с 12 месяцев после родов (4 В),применялся тест оценки депрессивного состояния.
Через 3 мес. послерождения ребенка проводилось повторное тестирование. В дальнейшем тестированииженщин проводилось в месте с тестированием психомоторного развития ребенка. Дляоценки психомоторного развития детей использовалась методика «ГНОМ»,позволяющая определить коэффициент нервно- психического развития ребенкараннего возраста и отдельно развитие у ребенка 5 основных нервно- психическихсфер: сенсорной, моторной, эмоционально- волевой, познавательной иповеденческой. По данной методике детей обследовали пять раз в возрасте3,6,10,14,20 мес. (Вы 2-6).
Обследование детейпроводилось в присутствии матери, в одних и тех же условиях в состояниифизиологического комфорта у ребенка.
 В возрасте 3 и 14 мес. (В 2-5) детейосматривал невропатолог для определения неврологического статуса ребенка.
В возрасти 12 мес. (В4)   у детей определяли тип привязанностик матери с помощью модифицированной методики. В эксперименте изучали поведениеребенка в ситуации разлуки с матерью, степень воздействия подобнойситуации  на ребенка и то, наскольколегко удавалось матери   успокоить малыша  после расставания.
Результаты. В контрольную группу вошлисемьи, отношения в которых женщины в ходе процедур охарактеризовали “хорошие инормальные”. В экспериментальную группу были отнесены семьи, в которых за всевремя наблюдения стиль внутрисемейных отношений оценивался женщиной как “нормально-конфликтный и конфликтный”, либо во время исследования произошел распад семьи.(рис. 1).


Не было обнаруженодостоверных различий между группами по возрасту супругов, их образовательномууровню, а также по социально-экономическим характеристикам семей. Достоверныеразличия были обнаружены по такому показателю акушерского анамнеза, какколичество абортов (КГ- 1,65 и ЭГ- 6,2) и вес ребенка при рождении (КГ- 3520г иЭГ- 3060г).
Уровень реактивнойтревожности у женщин из КГ за все время наблюдений, за исключением наблюденияво время В 6 (возраст ребенка 20 мес.), был достоверно ниже, чем у женщин из ЭГ.
     
Оценка неврологического статуса детей в 3мес. В2 показала, что среди детей из КГ был больший процент с диагнозом перинатальной энцефалопатии среднейтяжести (57%) по сравнению с детьми из ЭГ (25%), однако уже к 10 мес. В4 этотдиагноз сохранился только у 1-го ребенка (14%), а остальные дети из этой группыбыли признаны врачом- невропатологом практически здоровыми (диаграмма 2). Неврологическийстатус детей в 3 мес  (А) и 10 мес (Б).  
                                 А.                                                Б.                                                                                                         
 
В ЭГ в этом возрастене осталось детей с ПЭП средней тяжести, однако (50%) детей имели диагноз ПЭПлегкой степени. Также наблюдались все типы привязанности, однако детей в КГ снадежной привязанностью было 50%, тогда как в ЭГ только 25%.
Обсуждение:
Каждая семья в предшествующийпериод, рождению ребенка, и сразу после родов испытывают привычные стрессы всемейных отношениях связанных с принятием родительских обязанностей. В семьях свнутрисемейными конфликтами нет гармоничного развития каждого члена семьи,следовательно и развитие ребенка в таких семьях также не достигает нормальногоуровня. В таких семьях наблюдается и нарушение в  развитии у детей коммуникативныхспособностей, причем наиболее отчетливо эти нарушения начинают проявляется ввозрасте 2-х лет.
Анализ динамикиразвития детей из обоих групп показал, что дети из ЭГ проходили кризисный этапв своем развитии в более поздним возрасте и в более длительное время, чем детииз КГ. При этом оказалось, что каждый критический период характеризуетсяпрогрессивным развитием определенных сфер, в то время как другие сферы остаютсяна прежнем уровне.
Известно, что втечении первого года жизни происходит уменьшение степени тяжестиневрологического диагноза. Это объясняется как пластичностью мозговойорганизации на ранних этапах онтогенеза, так и тем влиянием, которые могутоказывать гармоничные внутрисемейные взаимоотношения на психику ребенка.
·        Полученныерезультаты подтверждают влияние фактора наличие или отсутствие семейногоконфликта на нормализацию неврологического статуса. Показано, что конфликт всемье приводит к появлению у детей в старшем дошкольном и младшем дошкольномвозрасте невротической симптоматики,  проявляющейсяв значительном количестве нервных и психосоматических заболеваний. Вероятно идети более раннего возраста реагируют подобным образом на наличие в семьеконфликтной обстановки,  что так же неспособствует снижению тяжести у них неврологической симптоматики. Становление иразвитие надежного типа привязанности в семье «мать- дитя» способствуетпроцессу неврологической стабилизации у детей. В этом исследовании былопоказано, что дети из КГ, хотя и имели на момент первого обследования болеетяжелые неврологические диагнозы, к концу первого года жизни неврологическибыли практически здоровы.
Таким образом, характер внутрисемейного положения определяет спецификупсихофизиологического развития ребенка. В гармоничных семьях создаютсяоптимальные условия для благополучного развития ребенка, в то время, какконфликт приводит к диспропорциональному психофизиологическому развитию детей.
И ТАК:
1)      Уровень тревожности у женщин из КГ связан впервую очередь с динамикой и особенностями развития их детей, тогда как уженщин из ЭГ изменение уровня тревожности находится в зависимости от ихсоциального статуса.
2)      Уровень психомоторного развития 3 мес. детейв обеих группах не различается. Однако с возрастам начинали проявлятьсяразличия в темпе развития детей, причем наибольшее различие  между группами наблюдались в возрасте 20 мес.
3)      Дети из семей с нарушенными внутрисемейнымиотношениями отстают в развитии сенсорной, познавательной и эмоционально-волевой сфер по сравнению со сверстниками из благополучных семей.
4)      У детей из конфликтных семей неврологическиезаболевания наблюдаются более длительное время, а надежный тип привязанности кматери формируется реже.
ВЫВОД: По результатамнаблюдения выяснилось, что « Семейныйконфликт » отрицательно влияет на психомоторное развитие ребенка в первыеполутора лет его жизни. Поэтому будущие родители, будьте предельно внимательнык гормональному развитию каждого члена семьи в особенности ваших детей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Полномочия и задачи органов местного самоуправления в сфере управления жилищно-коммунальным хозя
Реферат Детская игра-кругосветка "Огонь олимпа"
Реферат Dilemma Essay Research Paper UOPPersonal DilemmaValues PaperMichael
Реферат "Рио-Рита литературно-музыкальная композиция о любви и войне"
Реферат 65 «Менеджмент организации», специализации «Производственный менеджмент» грачевой еленой Олеговной
Реферат Обоснование выбора почвенных участков, пригодных для орошения в ООО Михайловское Целинского района Ростовской области
Реферат Cvh Essay Research Paper Jonathan Imagine yourself
Реферат 140402, г. Коломна, Московская область, Окский проспект, д
Реферат Государственная инновационная политика, понятие и механизм реализации
Реферат Франк
Реферат Using Bicycles As An Alternative To Automobiles
Реферат Data Compression Essay Research Paper Data Compression
Реферат Автор: Аполлон давидсон
Реферат Лаос
Реферат Which languages are the hardest to learn