Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, Общение, Человек"


Влияние семейного конфликта на психомоторное развитие ребенка

Влияниесемейного конфликта на психомоторное развитие ребенка первых полутора летжизни.
Показано, что уровень психомоторного развития
                                                                                Детей в возрасте 3-х месяцев в двух группах
(дети из семей без нарушений внутрисемейных
 отношений и дети из семей, гдемежду родителями
имеет место конфликт ) не различается, однако
к возрасту 20 мес. дети из семей с нарушенными
отношениями отстают в развитии сенсорной,
познавательной и эмоционально- волевой сфер по
сравнению со сверстниками из нормальных семей.
не смотря на более легкую неврологическую
симптоматику, в 3 мес. у детей из конфликтных семей
неврологические заболевания наблюдались более
длительное время, а также реже формировался
надежный тип привязанности с матерью.
(М.В. Соболева, А.С. Батуев)
В отечественнойпсих-гии за последние 20 лет наблюдается повышенный интерес к проблеме развитияребенка и его связи с матерью. Я оговорю данные, которые свидетельствуют о том,что в конфликтных семьях отмечается больший процент психоматических нарушений ипсихических заболеваний у детей. Однако в большинстве случаев речь идет о детяхстарше 5 лет, поэтому не ясен генез заболевания у ребенка: спровоцировано лионо конфликтом между родителями и, как следствие, нарушение внутрисемейноговзаимодействия, или болезнь ребенка имеет генетическую природу.
Общение ребенка сматерью принято рассматривать как базис для возникновения чувства привязанностии формирования отношению доверия к миру, является необходимой составляющейразвития ребенка.
Согласно положениямЛ.С. Выготского, первичное действие, а затем и деятельность ребенкарассматриваются как производимые совместно со взрослым, прежде всего – сматерью. Ребенок интериоризирует  структурупредметных и социальных отношений, существующих в его окружении, аследовательно, и те характеристики взаимодействия с людьми и отношения к миру,которые использовали мать и отец в процессе совместной с ним деятельности.Согласно мнению других исследователей, развитие человека в большей степенидетерминируется биологическими факторами, и психические расстройства детей вдисфункциональных семьях объясняются генетически. Нельзя исключать возможностьтого, что  неблагоприятная для данногоребенка семейная атмосфера может способствовать реализации существующейгенетической предрасположенности и проявляться через развитие психическогодефекта.
Психологи попыталисьвыяснить, связаны ли особенности оцениванию матерью отношений в семье спсихомоторным развитием ребенка, в каком возрасте и в какой формеобнаруживаются первичные нарушения развития ребенка и какова их динамика.
Испытуемые.  Висследовании приняли участие 16 женщин ожидавших рождения ребенка, и их детипосле рождения. 8 пар «МАТЬ — РЕБЕНОК» составили контрольную группу (КГ), критерием отбора в которойслужило  отсутствие у материнеудовлетворенности семейными отношениями; 8 пар вошли в экспериментальную группу(ЭГ), характеризовавшуюся наличиемконфликтных отношений в семье или неудовлетворенностью  женщины семейными отношениями.
Процедура.  ПервыйВ проходил во втором триместре беременности женщины. С каждой из них проводили стандартизированноеинтервью, целью которого было выяснить социально- демографическиехарактеристики семьи и условия ее жизни (отношение в семье и удовлетворенностьэтими отношениями, отношение женщины и ее семьи к ее беременности, мотивырождения ребенка). Исследовали психологический статус с помощью шкалыреактивной и личностной тревожности для оценки эмоционального состояния начиная с 12 месяцев после родов (4 В),применялся тест оценки депрессивного состояния.
Через 3 мес. послерождения ребенка проводилось повторное тестирование. В дальнейшем тестированииженщин проводилось в месте с тестированием психомоторного развития ребенка. Дляоценки психомоторного развития детей использовалась методика «ГНОМ»,позволяющая определить коэффициент нервно- психического развития ребенкараннего возраста и отдельно развитие у ребенка 5 основных нервно- психическихсфер: сенсорной, моторной, эмоционально- волевой, познавательной иповеденческой. По данной методике детей обследовали пять раз в возрасте3,6,10,14,20 мес. (Вы 2-6).
Обследование детейпроводилось в присутствии матери, в одних и тех же условиях в состояниифизиологического комфорта у ребенка.
 В возрасте 3 и 14 мес. (В 2-5) детейосматривал невропатолог для определения неврологического статуса ребенка.
В возрасти 12 мес. (В4)   у детей определяли тип привязанностик матери с помощью модифицированной методики. В эксперименте изучали поведениеребенка в ситуации разлуки с матерью, степень воздействия подобнойситуации  на ребенка и то, наскольколегко удавалось матери   успокоить малыша  после расставания.
Результаты. В контрольную группу вошлисемьи, отношения в которых женщины в ходе процедур охарактеризовали “хорошие инормальные”. В экспериментальную группу были отнесены семьи, в которых за всевремя наблюдения стиль внутрисемейных отношений оценивался женщиной как “нормально-конфликтный и конфликтный”, либо во время исследования произошел распад семьи.(рис. 1).


Не было обнаруженодостоверных различий между группами по возрасту супругов, их образовательномууровню, а также по социально-экономическим характеристикам семей. Достоверныеразличия были обнаружены по такому показателю акушерского анамнеза, какколичество абортов (КГ- 1,65 и ЭГ- 6,2) и вес ребенка при рождении (КГ- 3520г иЭГ- 3060г).
Уровень реактивнойтревожности у женщин из КГ за все время наблюдений, за исключением наблюденияво время В 6 (возраст ребенка 20 мес.), был достоверно ниже, чем у женщин из ЭГ.
     
Оценка неврологического статуса детей в 3мес. В2 показала, что среди детей из КГ был больший процент с диагнозом перинатальной энцефалопатии среднейтяжести (57%) по сравнению с детьми из ЭГ (25%), однако уже к 10 мес. В4 этотдиагноз сохранился только у 1-го ребенка (14%), а остальные дети из этой группыбыли признаны врачом- невропатологом практически здоровыми (диаграмма 2). Неврологическийстатус детей в 3 мес  (А) и 10 мес (Б).  
                                 А.                                                Б.                                                                                                         
 
В ЭГ в этом возрастене осталось детей с ПЭП средней тяжести, однако (50%) детей имели диагноз ПЭПлегкой степени. Также наблюдались все типы привязанности, однако детей в КГ снадежной привязанностью было 50%, тогда как в ЭГ только 25%.
Обсуждение:
Каждая семья в предшествующийпериод, рождению ребенка, и сразу после родов испытывают привычные стрессы всемейных отношениях связанных с принятием родительских обязанностей. В семьях свнутрисемейными конфликтами нет гармоничного развития каждого члена семьи,следовательно и развитие ребенка в таких семьях также не достигает нормальногоуровня. В таких семьях наблюдается и нарушение в  развитии у детей коммуникативныхспособностей, причем наиболее отчетливо эти нарушения начинают проявляется ввозрасте 2-х лет.
Анализ динамикиразвития детей из обоих групп показал, что дети из ЭГ проходили кризисный этапв своем развитии в более поздним возрасте и в более длительное время, чем детииз КГ. При этом оказалось, что каждый критический период характеризуетсяпрогрессивным развитием определенных сфер, в то время как другие сферы остаютсяна прежнем уровне.
Известно, что втечении первого года жизни происходит уменьшение степени тяжестиневрологического диагноза. Это объясняется как пластичностью мозговойорганизации на ранних этапах онтогенеза, так и тем влиянием, которые могутоказывать гармоничные внутрисемейные взаимоотношения на психику ребенка.
·        Полученныерезультаты подтверждают влияние фактора наличие или отсутствие семейногоконфликта на нормализацию неврологического статуса. Показано, что конфликт всемье приводит к появлению у детей в старшем дошкольном и младшем дошкольномвозрасте невротической симптоматики,  проявляющейсяв значительном количестве нервных и психосоматических заболеваний. Вероятно идети более раннего возраста реагируют подобным образом на наличие в семьеконфликтной обстановки,  что так же неспособствует снижению тяжести у них неврологической симптоматики. Становление иразвитие надежного типа привязанности в семье «мать- дитя» способствуетпроцессу неврологической стабилизации у детей. В этом исследовании былопоказано, что дети из КГ, хотя и имели на момент первого обследования болеетяжелые неврологические диагнозы, к концу первого года жизни неврологическибыли практически здоровы.
Таким образом, характер внутрисемейного положения определяет спецификупсихофизиологического развития ребенка. В гармоничных семьях создаютсяоптимальные условия для благополучного развития ребенка, в то время, какконфликт приводит к диспропорциональному психофизиологическому развитию детей.
И ТАК:
1)      Уровень тревожности у женщин из КГ связан впервую очередь с динамикой и особенностями развития их детей, тогда как уженщин из ЭГ изменение уровня тревожности находится в зависимости от ихсоциального статуса.
2)      Уровень психомоторного развития 3 мес. детейв обеих группах не различается. Однако с возрастам начинали проявлятьсяразличия в темпе развития детей, причем наибольшее различие  между группами наблюдались в возрасте 20 мес.
3)      Дети из семей с нарушенными внутрисемейнымиотношениями отстают в развитии сенсорной, познавательной и эмоционально-волевой сфер по сравнению со сверстниками из благополучных семей.
4)      У детей из конфликтных семей неврологическиезаболевания наблюдаются более длительное время, а надежный тип привязанности кматери формируется реже.
ВЫВОД: По результатамнаблюдения выяснилось, что « Семейныйконфликт » отрицательно влияет на психомоторное развитие ребенка в первыеполутора лет его жизни. Поэтому будущие родители, будьте предельно внимательнык гормональному развитию каждого члена семьи в особенности ваших детей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Быт и нравы Москвы XV в. в Песне про царя Михаила Лермонтова
Реферат Особливості міжнародного ринку реклами
Реферат Проектирование фундамента 4-хэтажного администратиного здания маслоперерабатывающего завода в пос. Ахтырский Абинского района
Реферат Особенности товарооборота предприятий питания
Реферат Понятие мезологистики
Реферат Особенности хорошей рекламы
Реферат Открытие развлекательного центра "Империал" в городе Николаевск-на-Амуре
Реферат Оценка влияния установки входных железных дверей и замков
Реферат Производство, реализация и монтаж бассейнов для частных домов
Реферат Открытие массажного салона среднего ценового сегмента
Реферат Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников
Реферат Отбор целевых рынков. Емкость рынка. Сегментирование рынка
Реферат Особенности работы с локальными конкурентами и мерчендайзинг
Реферат Процесс маркетинговых исследований в Казахстане
Реферат Отчет по дисциплине «Практический маркетинг»