УЧЕБНОЕПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ
В.Б.Успенский, А.П. Чернявская
ВВЕДЕНИЕ
в ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДопущеноМинистерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия длястудентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031000«Педагогика и психология»
ББК77.02-11я73
У77
Успенский В.Б., Чернявская А.П.
У 77 Введение впсихолого-педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.— М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 176с.
ISBN 5-305-00086-6.
В учебномпособии раскрываются особенности деятельности педагога-психолога, требования кего личности, характеризуются пути его подготовки и профессионального роста.Профессия рассматривается в структуре реформируемой системы образования России.Содержание учебного пособия соответствует Государственному образовательномустандарту по специальности «Педагогика и психология».
Методическоеоснащение пособия (контрольные вопросы, тесты, приложения) содержит материалдля проведения семинарских и практических занятий.
Адресовано студентам педагогических вузов.
ББК 77.02-11я73
ISBN5-305-00086-6
© УспенскийВ.Б., Чернявская А.П., 2003 © «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003 © Серийноеоформление обложки.
«Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003
Государственная должность..., состоящая во всевозможномпопечении о воспитании мальчиков и девочек..., — эта должность гораздозначительнее самых высоких должностей в государстве.
Платон
ВВЕДЕНИЕ
Десять лет выучились в школе у многих педагогов, а если вспомнить еще и детский сад, топеред вами прошла вереница педагогов, во многом определивших особенности вашейличности. Их было много, каждый — индивидуальность, оставившая след в вашейдуше, определившая в какой-то мере ваш будущий жизненный путь. А так как выстали студентами педагогического учебного заведения, это означает, что ихвлияние было существенным.
Однако спросимчитателя: «Знаете ли вы, на что решились? Ясно ли представляете сущность иособенности будущей профессии, пути ее получения? И наконец, представляете ливы специфику обучения в вузе?»
На эти вопросыдолжна помочь ответить эта книга, которая адресована первокурсникампедагогических вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология».
Любой педагог, втом числе и педагог-психолог, готовится к профессиональной деятельности иосуществляет ее в различных образовательных учреждениях, которые в совокупностисоставляют систему образования нашего государства. С ее характеристики иначинается наша книга.
Признаком любойнауки является наличие характерного для нее понятийного аппарата, которымдолжен хорошо владеть профессионал. В конце каждой главы выделены основныепонятия, которые обязан знать студент. В приложениях имеется краткий словариктерминов.
Кроме того, вприложениях помещены различные материалы, позволяющие расширить содержаниеизучаемого предмета, дать в руки студентов инструментарий в виде тестов, опросников, анкет, позволяющий провести первыепсихолого-педагогические исследования, в том числе и своей собственной личности.
Содержаниепособия отражает требования Государственного стандарта по специальности«Педагогика и психология».
3
Глава 1. СИСТЕМАОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Сущность и принципы системы образования
Система (греч.)- целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования — совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая наоснове общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» в эту системунаряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы истандарты, а также органы управления образованием.
Чем жеопределяются особенности и уровень развития системы образования? Прежде всегоразвитием производства. Именно оно определяет требования к типу работника,уровню его образования.
Во-вторых,уровнем развития культуры в широком ее смысле и науки в частности.
В-третьих,особенностями форм общественного сознания: идеологией, моралью, религией.Например, в странах с мусульманским вероисповеданием принципы образованиясущественно отличаются от христианских.
В-четвертых, нахарактер системы образования существенно влияют исторический опыт инациональные традиции.
Наконец,образование зависит от политики властных структур (финансирование, социальныйзаказ и т. п.).
Факторы,определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образованияпериодически реформируются, чтобы удовлетворить запросы как общества, так иличности.
Современнаясистема образования нашей страны строится на основании Закона РоссийскойФедерации «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в1996 г.).Закон определил следующие принципы государственной политики в областиобразования:
а)гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей,жизни и здоровья человека, свобод-
4
ного развитияличности, воспитания гражданственности и любви к Родине;
б) единствофедерального культурного и образовательного пространства; защита системойобразования национальных культур и региональных культурных традиций в условияхмногонационального государства;
в)общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням иособенностям развития и подготовки обучающихся;
г) светскийхарактер образования в государственных, муниципальных образовательныхучреждениях;
д) свобода иплюрализм в образовании;
е)демократический, Государственно-общественный характер управления образованием,автономность образовательных учреждений.
Прокомментируемнекоторые из этих принципов. Что означает единство федерального образовательногопространства? На всей территории России от Калининграда до Чукотки действуетодин базисный учебный план, инвариантная (неизменная, обязательная) частькоторого определяет обязательный набор учебных предметов, которые изучают всешкольники России, а государственный образовательный стандарт унифицируетсодержание этих предметов. Это дает возможность учащимся в случае переменыместа жительства беспрепятственно учиться в новой школе, позволяетунифицировать требования к абитуриентам.
В то же времянаша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции.Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметовнационального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучениепрактико-ориентированным.
Общедоступностьобразования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сетиобразовательных учреждений, в том числе и в сельской местности (вот почему досих пор сохраняются экономически неэффективные малочисленные сельские школы).Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количествапедагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.
Новымдля нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развитияи подготовки обучающихся. Проще говоря, не ученик должен приспосабливаться кобразовательному учреждению, учителям, а они к нему.
5
В реализацииэтого принципа существенная роль принадлежит психологам, которые могутопределить уровень развития школьников, рекомендовать способы работы с ними,исходя из их индивидуальных особенностей.
Принципсветскости образования предполагает недопущение преподавания и пропагандырелигии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Вчастных школах этого ограничения нет.
Свобода вобразовании — это свобода выбора пути получения образования, выбораобразовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразииобразовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательныецентры и т. д.), в определении профиля специализации старших классов, впроведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального ишкольного компонентов содержания образования.
1.2. Структура системы образования
Закон определил структуру образовательных учреждений.
Дошкольноеобразование: детские сады, семейное воспитание.
Общееобразование: начальное образование (1-4 классы), основное общее образование(5-9 классы), общее среднее образование (10-11 классы). Общее среднееобразование дают также техникумы и некоторые профессиональные училища. Впоследние годы усилилась профильностьобщеобразовательных школ. Появились школы с гуманитарным,естественно-математическим уклоном. С 70-х годов в ряде школ функционируютпедагогические классы, наблюдается появление кадетских классов. То есть в этихучреждениях наряду с общим образованием осуществляется допрофессиональнаяподготовка школьников. Наиболее глубоко она ведется в суворовских и нахимовскихучилищах, лицеях при высших учебных заведениях. Большой популярностью унаселения пользуются школы с ранним, углубленным изучением иностранных языков.
Для рабочеймолодежи существуют вечерние общеобразовательные школы, в которых в последниегоды увеличилось число учащихся. Общеобразовательные и профессиональные учебныезаведения, вплоть до филиалов вузов, функционируют и в исправительныхучреждениях, подведомственных Министерству юстиции.
6
Профессиональноеобразование: начальное профессиональное образование, даваемое профессиональнымиучилищами; среднее профессиональное образование, получаемое в техникумах иколледжах; высшее профессиональное образование, которое дают высшие учебныезаведения; послевузовское образование, осуществляемое аспирантурой,ординатурой. Высшее образование можно получить в многопрофильных учебныхзаведениях — университетах, где имеются как гуманитарные, так иестественно-математические факультеты. Большинство же вузов носит профильныйхарактер — в соответствии с основными отраслями науки и производства: военные,педагогические, медицинские, экономические, железнодорожные и т. д. Кроме того,существует система повышения квалификации или переподготовки специалистов.
Дополнительноеобразование осуществляется либо однопрофильными учреждениями (музыкальные,художественные, спортивные школы, секции, станции юных техников, туристов и т.д.), либо многопрофильными (центры детского творчества, бывшие дома и дворцыпионеров и школьников). Некоторые школы, кроме реализации основнойобщеобразовательной функции, стремятся осуществлять и дополнительноеобразование детей. В этом случае на базе школы создается культурологическийцентр, совмещающий в себе несколько профилей: спортивно-оздоровительный,гуманитарный, искусствоведческий, технический и т. п. В среднем по странекаждый третий городской школьник занимается в учреждениях системы дополнительногообразования.
Специальноеобразование осуществляют образовательные учреждения для детей-сирот, оставшихсябез родительского попечения, а также учреждения для детей, имеющих отклонения вразвитии. К этой группе относятся детские дома, интернаты различных профилей,специальные школы, например школы для слабослышащих и глухонемых детей,слабовидящих и слепых детей. Существуют также школы (число которых, ксожалению, растет), где обучаются дети с проблемами интеллектуального развития,с проявлениями олигофрении.
По формеобразовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными,частными, общественных и религиозных организаций. Закон предусматривает
7
следующие формыобразования: в образовательных учреждениях, с отрывом и без отрыва от производства,семейное воспитание, экстернат.
Системаобразования нашей страны является ее законной гордостью. О том, какой огромныйпуть прошла она за последние 100 лет, свидетельствуют следующие факты. В началевека грамотность российского населения составляла всего лишь 33%. Вопрос овсеобщем начальном обучении лишь обсуждался как далекая перспектива.Современная система образования в России состоит из 70 тыс. общеобразовательныхшкол. В них обучаются свыше 20 млн детей, которым какминимум дается образование в пределах 9-летней основной школы. Значительнаячасть школьников получает полное среднее образование в 11-летней школе.
Управлениесистемой образования страны осуществляется Министерством образования. Врегионах управленческие структуры имеют различные названия: министерство,департамент, управление образования. В городах и районах руководящие структуры- это управления (отделы) образования. Ру-J ководство всей деятельностью школы осуществляется еедиректором, назначенным муниципальным отделом (управлением) образования, исоветом школы, избираемым из числа преподавателей, родителей, учащихся.Директор возглавляет педагогический коллектив, вместе с советом обеспечиваетправильный подбор кадров, создает условия для повышения эффективностиучебно-воспитательного процесса. Директор школы как представитель государстваимеет право единоначалия. Его распоряжения обязательны для всех работниковшколы и учащихся.
Обычно каждаяуправленческая структура имеет учреждения или подразделения, которые оказываютпомощь педагогам, осуществляют методические функции. При Министерствесуществует Центральный институт повышения квалификации педагогических кадров. Врегионах имеются институты повышения квалификации работников образования.Районные методические кабинеты оказывают помощь педагогам на местах. В школахметодические объединения учителей помогают им совершенствовать работу.
Ведущимнаучным учреждением страны является Российская Академия образования. Большаяисследовательская работа ведется в вузах.
я
1.3. Тенденцииразвития системы образования России
Системыобразования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинаютотставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить егоразвитие. Вследствие этого периодически (обычно с интервалами в 10-15 лет)проводятся реформы образования. В XX в. российская система образованияреформировалась около 10 раз. В настоящее время начинается новый длительныйэтап ее реформирования. Каковы же ведущие тенденции и направления этихпреобразований?
Модернизацияроссийского общества предполагает переход от индустриального общества кинформационному, в котором процессы создания и распространения новых знанийстановятся ключевыми.
Конкретноприоритетами образования для модернизации общества должны быть:
1. Облегчениесоциализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности засобственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодымипоколениями основных социальных навыков, практических умений в областиэкономики и социальных отношений.
2. Обеспечениесоциальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых иактивных молодых людей независимо от их социального происхождения, черезосвоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономическихролей.
3. Поддержкавхождения новых поколений в глобализован-ный мир, воткрытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должнызанять центральное место коммуникативность,информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.
4.Противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространениенаркомании, рост криминогенности в молодежной среде.Вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью. Особая роль спецобразования.
5. Реализацияресурса свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование.Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказомсо стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей ипредприятий.
9
Организационнойосновой новой реформы образования является постепенный переход на 12-летнийсрок обучения в средней школе, который должен быть завершен к 2010 г. Реформа, по сутидела, началась в 2000/01 учебном году переходом всей начальной школы на4-летний срок обучения детей, начиная с шестилетнего возраста. Реформапредполагает восстановление массового дошкольного образования, рассматриваемогокак часть общего образования, которое будет осуществляться по гибкимпрограммам. Посещать детский сад можно будет не каждый день, а только 2-3 разав неделю.
Существеннодолжно измениться содержание основного И среднего общего образования,предполагающее:
- усилениесоциальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, чтобудет реализовано через увеличение относительного объема предметовсоциально-гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы,общественного устройства, иностранные языки должны преподаваться в объеме,достаточном для полноценной гражданской деятельности выпускников школы);
- повышениепрактической ориентации общего среднего образования на основе достиженияоптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентированных знаний;направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и наразвитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучениепроцедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного родапрактикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемогоматериала к проблемам повседневной жизни; резкое увеличение роликоммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков;
- дифференциациюи индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативныхобразовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся (отодаренных детей до детей с проблемами), а также формированияиндивидуализированных программ и графиков обучения применительно к персональнымособенностям и способностям каждого ученика.
Реформапредполагает отработку структуры старшей ступени школы с возможностьюпрофильного обучения для более эффективной подготовки ее выпускников кразличным видам профессионального образования и профессиональной деятель-
10
ности. Основныепрофили: гуманитарные дисциплины и науки о человеке; социально-экономическиедисциплины; точные науки и информатика; естественные науки, физические ихимические технологии; техника и инженерное дело; агроком-плекси агротехнологии; искусство.
Реформа предполагает решить следующие задачи:
- устранитьхарактерную как для общего, так и для профессионального образования традициюперегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являютсяфундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы дляпоследующих стадий образования и вос-требоваться вдальнейшей социальной и профессиональной деятельности;
- изменитьметоды обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыкианализа информации, самообучения; повысить роль самостоятельной работы учащихсяи студентов;
- ввести уже всредней школе необходимую базовую подготовку по прикладной информатике, вполной средней школе -по специализированным прикладным программам;
- обеспечитьрабочее знание как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полнойсредней школы.
Осуществлениереформы должно превратить образование в одну из приоритетных областей политикинашего государства. Решать же конкретные задачи придется тем, кто сегодняпришел в студенческие аудитории и будет создавать психологическое обеспечениереформы.
1.4. Психологическоеобеспечение системы образования
Рольпсихологического обеспечения системы образования в настоящее время значительноповышается. Это связано своз-растанием роличеловеческого фактора в современном обществе, побудившим говорить обопережающей функции образования по отношению к реформированию России,направленности образования на формирование и развитие человека с позитивнымиценностями, способного взять ответственность за себя и свою судьбу, готового кактивному переустройству общества, обладающему практическими навыками иумениями в области поведения на рынке труда, экономики и социальных отношений.
11
Встране сложилась многоуровневая система психологической помощи в образовании.Первый уровень представлен педагогами-психологами, социальными педагогами(частично осуществляющими функции психологов), логопедами, работающиминепосредственно в школах. Второй уровень — методические кабинеты и центры врайонных (региональных) отделах образования, осуществляющие методическую работуи консультирование педагогов-психологов, работающих в школах. К этому же уровнюможно отнести специализированные центры и службы (например, коррекционные и проф-ориентационные центры, медико-психологическиеконсультации, дефектологическую, психотерапевтическую и психиатрическуюслужбы), осуществляющие специализированную помощь и консультирующие в особыхслучаях. Третий уровень — органы управления и специализированные службыМинистерства образования, занимающиеся психологическим обеспечением системыобразования. Для научного обеспечения работы психологической системы вобразовании созданы или привлекаются научно-исследовательские центрыфедерального (например, Институт психологии Российской Академии образования)или регионального уровня (областные научно-практические центры).
Психологическоеобеспечение системы образования осуществляется по следующим направлениям:диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, развивающее,консультативное, обучающее, просветительское. Главная цель этого обеспечения — психологическое благополучие участников образовательного процесса: детей, ихродителей и педагогов.
Психологическоеобеспечение системы образования постепенно складывается в единуюпсихолого-педагогическую и медико-социальную коррекционно-развивающую службу. Разнопрофильные специалисты (социальные педагоги, вра-чи-дефектологи, социальные работники, психологи,психотерапевты, логопеды и др.) оказывают помощь участникам образовательногопространства практически во всех типах учреждений и на всех уровняхобразования.
Во многихрегионах система психологического обеспечения доказала свою необходимость и востребованность всеми участниками образовательногопроцесса: детьми и их родителями, педагогами, руководителями органов управленияобразованием.
12
В системепсихологического обеспечения существует сеть учреждений, занимающихсяпереобучением и повышением квалификации педагогов-психологов и другихспециалистов. В нее входят областные институты повышения квалификации,научно-методические и учебные центры профессионального образования. Онирегулярно проводят курсы повышения квалификации, методические семинары,мастерские, организуют стажерские площадки для управленческих работников,социальных педагогов и психологов.
Во многихрегионах созданы информационно-методические службы, имеющие базы данных,методические подборки и выпускающие информационные бюллетени. Существуютсерверы, обеспечивающие работу педагогов-психологов в сети Интернета. Дляобмена опытом работы проводятся конференции и выставки-конкурсы.
Основныепонятия: система образования, принципы государственной политики в областиобразования, образовательные учреждения, альтернативные учебные заведения,государственные и муниципальные образовательные учреждения, реформаобразования, психологическое обеспечение образования.
Проблемные вопросы и практические задания
1. Что, повашему мнению, является решающим фактором, определяющим характер системыобразования?
2. В чемпроявляется гуманистичность принципов государственнойполитики России в области образования?
3. Где педагог может получить методическую помощь?
4. В беседе сруководителем школы выясните, какие органы самоуправления есть в ней, каковы ихфункции.
5. Узнайте,какие учреждения дополнительного образования функционируют в вашем населенномпункте. Каковы их функции?
6. Найдите всловаре слово «муниципальный». Каким учреждением является ваша школа:государственным, муниципальным, частным?
7. В чем вывидите основные трудности перехода на 12-летний срок обучения?
8. Обоснуйтепсихологическую целесообразность начала обучения в шестилетнем возрасте.
13
9.Выясните, в чем проявляется психологическое обеспечение деятельностиконкретного образовательного учреждения.
10. Начертитесхему психологического обеспечения системы образования России.
Тесты для самоконтроля
1. Какой изпринципов государственной политики в области образования требует ориентации науровень развития и подготовленности обучаемых:
а) свободы иплюрализма образования; б) общедоступности образования; в) светского характераобразования?
2. К какойструктуре образовательных учреждений относится детская музыкальная школа:
а) общегообразования; б) дополнительного образования; в) профессионального образования?
3. Какая школа называется основной:
а) начальная; б) девятилетняя; в) одиннадцатилетняя?
4. Какназывается высший управленческий орган системы образования в стране:
а) Министерствонародного образования; б) Министерство народного просвещения; в) Министерствообразования?
5. Каковапродолжительность обучения в начальной школе в соответствии с новой реформойобразования:
а) 3 года; б) 4 года; в) 5 лет?
6. Специалистыкакого профиля участвуют в психологическом обеспечении системы образования:
а) толькопсихологи; б) психологи и социальные педагоги; в) психологи, логопеды,социальные педагоги, дефектологи и другие специалисты?
Глава 2.СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Миссия и функции деятельности педагога
В учебнике речьпойдет не вообще о педагогической деятельности, которой занимаются почти всевзрослые люди как родители, а о работе профессионала-педагога, т. е. человека,занимающегося преподавательской и воспитательной работой. Первоначальный смыслэтого слова претерпел существенные изменения. В дословном переводе сдревнегреческого языка «педагог» — это «детоводитель»,т. е. раб, водивший ребенка к учителям, его наставник. У слова «педагог» естьнесколько близких по смыслу, почти синонимичных терминов: «воспитатель»,«наставник», «учитель». На последнем следует остановиться подробнее. Слово«учитель» принято употреблять как в широком, так и в узком смысле. В широкомсмысле — это авторитетный, мудрый человек, оказывающий огромное влияние налюдей. Словом «учитель» называют людей, создавших свои школы в областях науки,литературы, искусства. Высокое это звание с полным правом носят А.С. Пушкин, К.Станиславский, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие представители культуры.
Это слово вузком его смысле мы обратим к профессионалам, которые учат, воспитывают нашихдетей и тем самым оказывают огромное влияние на духовное развитие народа, атакже к тем людям, которые обучают взрослых людей.
Каждое новоепоколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущихпоколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях,способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз исостоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и в концентрированном видепередать своим питомцам. «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходомвоспитания, — писал К.Д. Ушинский, — чувствует себя живым звеном междупрошедшим и будущим v. Учитель
15
управляетпроцессом формирования личности каждого своего ученика, тем самым во многомопределяя перспективы развития общества.
Профессияучителя — одна из древнейших, важнейших и почетнейших в обществе. Она появиласьтогда, когда в рабовладельческом обществе возникла школа, т. е. в V-IV вв. дон. э. В родовом же обществе функции учителей выполняли жрецы, старейшины, т. е.авторитетные, мудрые и уважаемые люди. Каждая эпоха рождала своих выдающихсяпедагогов. Это — Конфуций в древнем Китае, Сократ в Афинах, Комен-скийв средневековой Европе, Песталоцци, совершивший свой педагогический подвиг вШвейцарии, учитель русских педагогов К.Д. Ушинский и гениальный Л.Н. Толстой,наши соотечественники, жившие совсем недавно, — А.С. Макаренко и В.А.Сухомлинский. Все эти великие люди отдали свои сердца детям, совершив каждыйсвой педагогический подвиг, оставив неизгладимый след в истории человечества.(В приложениях даны краткие справки об их деятельности.)
Функции (от лат.«обязанность», «назначение») педагога многообразны, однако среди них можновыделить три основных: обучающую, воспитывающую, общественно-педагогическую.Учитель прежде всего учит, т. е. помогает детям овладевать обобщенным человеческимопытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методамиучебной работы. Формирование личности ребенка происходит в процессе обучения иво внеучебной деятельности. Организация учебногопроцесса, общение ребенка с учителем, личность последнего, воспитательнаяработа — все это способствует формированию определенных черт личностишкольника, развитию его индивидуальности, т. е. реализуется воспитательнаяфункция.
Следуетотметить, что в традиц