СОВРЕМЕННЫЙГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ОТЧЕТ ПО УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
ТЕМА:
«Анализ психологического состояния управляющего и исполняющего составовмалых организаций»
Выполнил:
студент 1-го курса
гр. ОП-409-7
Чистов Д.Г.
Нижний Новгород
2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. … 4
2. … 7
3. … 9
4. … 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 14
ЛИТЕРАТУРА… 15
ПРИЛОЖЕНИЯ… 16
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-ознакомительная практика проходилась мною вкомпьютерном салоне розничной торговле «NiXiS» (ЧП Шмарин А.А.) с 15.08.05 по 28.08.05 и включала в себя шестьполных рабочих дней на сбор исходных данных и шесть дней на анализ результатов.В качестве темы учебно-ознакомительной практики мною была выбрана тема «Анализ психологического состоянияуправляющего и исполняющего составов малых организаций».
Цель даннойработы можно определить следующим образом: методом рисуночных тестовпроанализировать психологическое состояние управляющего и исполняющего составовфирмы и выявить общие отличия. Выбор этого метода обусловлен в разделе «Выборметода».
Основными задачамиво время прохождения практики были:
ü
ü
ü
ü
ü
Вопросы, вызвавшиезатруднения, могут быть выражены следующим образом:
ü
ü
1. ВЫБОР МЕТОДА
Для начала следует пояснить, чем обусловлен выбор методарисуночных тестов. Применение рисуночных тестов для выявления личностныхособенностей человека основано на принципе проекции, т.е. на вынесениивовне своих переживаний, представлений, стремлений и т.п. Рисуя тот или инойобъект, человек невольно, а иногда и сознательно передает свое отношение кнему. Вряд ли он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным изначимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздоменьше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображениипроявятся признаки тревоги. Рисунок — это всегда какое-то сообщение,зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифроватьего, понять, что говорит ему обследуемый.
Для диагностического использования рисунков очень важно, чтоони отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательныеимпульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно«подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности.
Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики оченьинформативны. При этом они просты в проведении, занимают немного времени и нетребуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги.
Дополнительным достоинством рисуночных методов является ихестественность, близость к обычным видам человеческой деятельности. Тот илииной опыт рисования есть практически у каждого человека. Рисунки — удобныйповод для того, чтобы непринужденно завязать клиническую беседу.
Рисуночные методики могут проводиться многократно и скольугодно часто, не утрачивая своего диагностического значения. Они применимы к клиентамсамого разного возраста. Это позволяет использовать их для контроля динамикисостояния и для наблюдения за ходом психического развития в течениедлительного периода.
В последние годы все больше подчеркиваетсяпсихотерапевтическое значение рисования, как и художественной деятельностивообще. Таким образом, благодаря применению рисуночных методик стирается граньмежду психологическим обследованием и психотерапевтическим сеансом. Все это исделало рисуночные методики самым распространенным инструментом в работепрактического психолога.
Изо всех рисуночных тестов следует особо выделить созданныйМ. З. Дукаревич оригинальный и чрезвычайно информативный тест «Несуществующееживотное». В последние годы он приобретает все более широкое признание как внашей стране, так и за рубежом.
Разумеется, рисуночные методы не лишены недостатков. Главныйиз них — относительно низкая надежность получаемых результатов, связанная ссубъективностью интерпретации. В отличие от более формализованных тестов,таких как тесты интеллекта или личностные опросники, рисуночные тесты, какправило, не позволяют количественно измерить оцениваемые психические свойства.Термины, в которых проводится интерпретация рисунков, обычно лишены тойстрогости и однозначности, которая характерна для формализованных тестов.Из-за этого трудно научными методами подтвердить надежность и валидностьрисуночных методик.
Однако психологов-практиков мало смущает недостаточная«научность» рисуночных методов. Для них оказывается более важной та польза,которую они приносят в работе с клиентами. И все же специфику рисуночныхтестов нельзя недоучитывать. Она порождает определенные ограничения в их применении,нарушение которых может привести к нежелательным последствиям.
Во-первых, следует крайне осторожно относиться к ихиспользованию в статистических научных исследованиях. Необходимым условиемтакого использования является привлечение нескольких (как минимум, двух) независимыхэкспертов, хорошо владеющих интерпретацией применяемых тестов.
Во-вторых, делать окончательные выводы о психологическихособенностях субъекта на основе одних лишь рисуночных тестов не рекомендуется.Эти тесты дают основания для обоснованных предположений, но не для безапелляционныхсуждений. Окончательное заключение может быть вынесено лишь при сопоставленииособенностей рисунков с другими данными.
И, наконец, заключение ни в коем случае не должно основыватьсяна отдельных признаках рисунка, взятых изолированно, вне их связи друг с другом.Интерпретация может быть относительно надежной лишь в том случае, если онабазируется не на одном отдельном признаке, а поддержана, по меньшей мере,двумя-тремя признаками, обнаруживающимися в рисунках.
Как показывает опыт применения этого набора тестов, онвесьма чувствителен к большому числу различных психологических особенностей.Это следущие особенности:
• уровень общего умственного развития;
• преобладание рационального или эмоционального подхода кдействительности;
• уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженнаяактивность, астения;
• недостаточность самоконтроля и планирования действий,импульсивность;
• повышенная эмоциональная лабильность или, напротив,ригидность;
• тревожность (как личностная черта) и тревога (каксостояние на момент обследования);
• страхи;
• депрессивные тенденции;
• особенности реакции на стресс;
• агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ееформы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическаяагрессия);
• экстравертность или, напротив, интровертность;
• демонстративность;
• неудовлетворенность потребности в общении;
• аутизация, избегание общения;
• степень социализированности и конформности;
• антисоциальные тенденции;
• отношение к сексуальной сфере;
• отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членамсемьи.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги.Желательно использовать лист формата А4 (21хЗОсм), но допустим и меньшийформат.
Все тесты выполняют простым карандашом. Карандаш долженбыть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более твердый карандаш не позволяетдостаточно точно оценить силу нажима, так как даже при сильном нажиме оноставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро затупляется и сильноразмазывается, оставляя на рисунке грязные пятна.
Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш безрезинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней вниманиеобследуемого не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемомурезинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Однако нашопыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровнетревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они иотказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердойрезинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишкомсмущает обследуемого.
Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужновоспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисованиявыражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезнообсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которыерекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие отпервоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной,ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов ивведение дополнительных.
Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе срисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (илиего шифр) и дату обследования.
В протоколе отмечают:
• темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;
• последовательность, в которой делались разные частиизображения;
• вопросы и высказывания обследуемого;
• краткое содержание последующей беседы.
Проведение тестирования.
Лист бумаги кладетсяперед обследуемым горизонтально. Если в дальнейшем обследуемый его поворачивает,то ему в этом не препятствуют. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у васразвиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайтеи нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого довас никто не придумал — ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».
Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, неумеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, чтодля этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисоватьживотное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким онополучится.
Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животномуназвание. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызываеточень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимостивыясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иныедетали изображения.
Бывает, что вместо несуществующего животного изображаютобычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этомслучае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное,которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Еслии повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то этуработу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например,явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это«волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его ненужно.
Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперьрасскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают,по возможности, дословно. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном,то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:
• Чем оно питается?
• Гдеживет?
• Чем обычно занимается?
• Что любит делать больше всего?
• А чего больше всего не любит?
• Оно живет одно или с кем-нибудь?
• Есть у него друзья? Кто они?
• А враги у него есть? Кто?
• Чего оно боится, или оно ничего не боится?
3. ПРОТОКОЛ РАБОТ
Протокол работ должен включать в себя:
a)
b)
c)
d)
e)
Полномасштабные копии работ включены в Приложение.
a)
b)
c)
d)
e)
ü Сам не знает
ü Живет в темной холоднойпещере
ü Мясом и кровью
ü Нет друзей
ü Все
ü Себя и страха
ü Ничего
ü Все
2.
a)
b)
c)
d)
e)
ü Лев Орел
ü Атлантида
ü Ничем
ü Огонь, Воздух
ü Вода, Мороз
ü Воды
ü Апокалипсис
ü Людей
3.
a)
b)
c)
d)
e)
ü Полиморф простейшаяразновидность
ü В лесах вблизи людскихпоселений
ü Жрет все, зависитот обличья
ü Неразумное,поэтому ни с кем не дружит
ü Дакому он на … нужен, не вкусный такой
ü Ничего, ему все по…. Неразумный он.
ü Превращаться в то, чтопонравилось.
4.
a) Стакроев Владимир, 23 года, управляющий состав.
b)
c)
d)
e)
ü Гуандурон
ü Болото
ü Чужаками
ü Нет друзей
ü Чужаки
ü Чужаки отнимут егоболото
ü Процесс пожирания чужаков
ü Когда его тревожат
4. АНАЛИЗ
1. Лешин Андрей
Сильный нажим карандаша
Эмоциональная напряженность
Штриховые линии
Тревожность как черта личности
Увеличенный размер рисунка
Стрессовое состояние на момент обследования, тревога
Схематичность
Астения, негативизм, интровертность, субдепрессия, шизоидная акцентуация
Большое количество однотипных деталей
Ригидность, тревожность, перфекционизм
Общее впечатление, выражение лица неприятное, отталкивающее
Асоциальность или антисоциальность, негативизм
Изображение в профиль
Негативизм
Глаза со слабым зрачком
Астения
Изображение зубов
Вербальная агрессия
Форма головы сильно искажена
Шизоидная акцентуация
Целостное построение животного
Художественный, но стандартный подход к задаче
2. Назорин Игорь
Нажим карандаша сильно варьирует
Эмоциональная лабильность
Промахивающиеся линии
Импульсивность, органическое поражение мозга
Увеличенный размер рисунка
Стрессовое состояние на момент обследования, тревога
Небрежность
Негативизм, импульсивность, низкая мотивация, органическое поражение мозга
Повторное начало рисования, штриховка с сильным нажимом
Острая тревога на момент обследования, стрессовое состояние, эмоциональная напряженность
Отклонение по вертикали, нарушение симметрии, грубое искажение пропорций
Органическое поражение мозга
Общее впечатление, выражение лица отстраненное
Интровертность, склонность к защитному фантазированию
Изображение в профиль
Негативизм
Глаза пустые
Аутизация
Руки расставлены в стороны
Экстравертность
Животное сконструировано из частей разных животных
Рационалистический, нетворческий подход к задаче
3. Ивлева Яна:
Стертые и исправленные линии
Признак тревоги
Плотная штриховка глаз
Фобии
Оригинальная модель
Творческие возможности
Снабжено необычными органами
Шизоидная акцентуация
Высокочувствительный орган
Повышенная тревожность
Полиморфная форма
Возможна вероятность недостаточно четкой организации внутреннего мира
Чрезвычайная оригинальность животного
Усмотрение возможной угрозы во всем
«Никому не нужен…»
Недостаточная социализированность, низкая конформность
Низкая детализация рисунка
Астеническое состояние
4. Стакроев Владимир
Сильный нажим карандаша
Эмоциональная напряженность
Эскизные линии
Стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках
Большое количество однотипных деталей
Ригидность, тревожность, перфекционизм
Общее впечатление, выражение лица агрессивное
Агрессивность, импульсивность
Животное чем-то занято, изображено в профиль
Творческая направленность, негативизм
Изображение зубов
Вербальная агрессия
Острые когти
Агрессивность
Целостное построение животного
Художественный, но стандартный подход к задаче
Темп выполнения увеличился к концу выполнения задания
Нервное истощение, астения
При анализе результатов обследуемых можно выявить следующие закономерности:исполняющий состав склонен к негативизму, стрессовому и субдепрессивномусостоянию, высокой тревожности. Управляющий жесостав выделяется творческой направленностью, вербальной агрессией и нервнымистощением.
Более подробный анализ результатов обследуемых возможен при дальнейшемведении обследования с применением комплексных методик, что выходит за рамки программыучебно-ознакомительной практики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За время прохождения учебно-ознакомительной практики мною были полученыследующие знания и умения:
ü
ü
ü
ü и обработкеизображений.
Вопросы, вызвавшиезатруднения, могут быть выражены следующим образом:
ü
ü
На мой взгляд, следует рассмотреть следующие предложения по совершенствованию процессатруда:
ü
ü
ü
ü
ü
Индивидуальные выводыо практической значимости проведенного вида практики:
ü
ü
ü
ЛИТЕРАТУРА
1.
2.
3.
4.
ПРИЛОЖЕНИЯ
1.
2.
3.
4. Стакроев Владимир,23 года, управляющий состав.