Реферат по предмету "Психология"


Эффективность работы педагогапсихолога по профилактике наркомании среди подростков

Филиал ГОУВПО «ОМГПУ» в г. Таре
Факультет педагогики и психологии
Курсовая работа
Эффективность работы педагога – психолога по профилактике наркомании среди подростков
Выполнила:
студентка 4 курса 42 группы
заочного отделения
Кучковская Тамара Михайловна
Научный руководитель:
Синицина Галина Петровна
Тара 2008 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Индивидуально-психологические особенности наркозависимых
1.2. Схема индивидуальной профилактической работы по проблеме наркомании
Глава 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ педагога-психолога ПО ПРОБЛЕМЕ НАРКОМАНИИ
Основные направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании
Применение различных методов профилактики наркомании Среди несовершеннолетних в практической деятельности педагога-психолога
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
В последние годы наркомания и связанная с ней преступность стали представлять серьезную угрозу для национальной безопасности России и ее будущего.
Рост числа больных наркоманией и токсикоманией, состоящих на учете в лечебно- профилактических учреждениях, стал устойчивой тенденцией в конце 80-х годов. Начиная с середины 90-х годов, процесс наркотизации заметно ускорился. В 2002 году, по данным Минздрава Р.Ф., число лиц употреблявших наркотики и находившихся под наблюдением, составило 448,1 тысяч человек, или 310,7 в расчете на 100 тысяч населения, 10,3% численности жителей России, из них больных наркоманией-219,9 тысяч человек. По сравнению с 1990 годом, оно увеличилось почти в 10 раз.
Однако пациенты лечебно-профилактических учреждений — это лишь небольшая часть людей, злоупотребляющих наркотиками и другими психоактивными веществами. По оценкам экспертов, реальное число потребителей наркотических средств на порядок выше. По данным Госнаркоконтроля России оно достигает 4 млн. человек, или около 3% населения России. По данным Министерства Образования Р.Ф., сегодня 6,5 млн. россиян периодически употребляют наркотические средства (или почти 4,5%), из которых 2 млн. человек страдают наркотической зависимостью. 4 млн. потребителей наркотических средств — дети и молодежь от 11 до 24лет, из которых от 0,9 до 1,1 млн. человек наркозависимы.
Заболеваемость наркоманией подростков за последние 10 лет увеличилась в 14,8 раза. Пик численности находится под медицинским наблюдением потребителей наркотиков этой возрастной категории, и пришелся на 2000 год — 123,9 на 100 тысяч подростков. Уровень регистрируемой заболеваемости токсикоманией начал снижаться еще в конце 90-х годов.
Среди общего числа наркоманов 82% составляют молодые люди в возрасте до 24 лет, а преобладающий возраст приобщения к наркотикам в последние годы снизился с 17-18 лет до 12-13 лет. Отсюда следует, что наркотизация особенно угрожает молодежи как социально-демографической группе, являющейся потенциальным носителем нестандартного, в том числе девиантного поведения. Поэтому эта проблема не может быть разрешена без комплексного анализа индивидуальной и коллективной мотивации употребления наркотиков, отношения к их употреблению в молодежной среде.
Наркомания среди молодежи, осознаваемая сегодня как «проблема номер один», является лишь следствием, отражением глубоких внутренних противоречий как психического, так и социального плана. Многие попытки исправить ситуацию, предпринимаемые сегодня, сводятся к тому, что борьба часто направлена против самих наркотиков, организация и проведение других профилактических мероприятий — все это значимо и эффективно, переключившись на социально-полезную деятельность.
Наркомания — это проблема, ведущая к деградации общества и порождающая такую социальную проблему, как обострение криминогенности. Около 213 несовершеннолетних наркоманов становятся преступниками. Наркомания в целом угрожает здоровью нации.
Наркотизация населения Российской Федерации и отдельных ее регионов является одной из острых проблем и потенциальной угрозой демографическому и культурному воспроизводству российского социума. Поэтому тема нашего исследования актуальна.
Объектом нашего исследования является процесс наркотизации среди несовершеннолетних.
Предметом исследования является работа педагога-психолога по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
Цель исследования: показать эффективность работы педагога-психолога по профилактике наркомании.
Задачи:
Теоретический анализ литературы освещающей социально-педагогические проблемы наркотизации подростков.
Подобрать наиболее эффективные методы работы социального педагога с несовершеннолетними по профилактике наркомании.
Применить методы профилактики наркомании в практической деятельности.
Методы: наблюдение, беседа, тестирование, дискуссии, диспуты.
I. ПРОБЛЕМА НАРКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
1.1. Индивидуально — психологические особенности наркозависимых
Слово «наркомания» происходит от древнегреческого «наркс». Это означает «беспамятство», «оцепенение» и «мания» — сумасшествие, безумие.
Наркотические вещества применяются в медицине в крайних случаях, как болеутоляющие средства. Но у лекарств — наркотиков есть коварное свойство. Организм быстро привыкает к ним и начинает требовать новую дозу. При этом человек испытывает большое мучение. Наркотики — яд, оказывающий угнетающее действие на все органы, ткани, а особенно на центральную нервную систему.
Морфинизм — болезненное, неудержимое влечение к употреблению опия-морфина (из мака). Производные опия — кодеин, сюда же относятся синтетический препарат прамедол.
Гашишизм — пристрастие к гашишу (из конопли). Синонимы гашиша -анаша, план, марихуана.
Кокаинизм — неудержимое влечение к соку кокаинового куста, вызывающее вначале возбуждение, а затем угнетение нервной системы.
Алкоголизм — привыкание к алкоголю.
Токсикомания- пристрастие к токсическим веществам — ядам любого происхождения. Особое место занимают стимуляторы (люмином, барбамил и другие.)
В конце 80-х годов XX века вместе с появлением в Европе музыки «рэйв» и клубной «Хаус» — культуры выделились в особые группы, которые стали именоваться «дискотечными наркотиками». Эти вещества привлекают молодежь своей «безопасностью», «новыми» ощущениями, способностью придавать силы для танцев на всю ночь.
«Дискотечные наркотики» — это всего лишь хорошо забытые психостимуляторы с галлюциногенным эффектом. Их воздействие искажает картину реального мира. Среди них GHB («Джи-эйч-би», «Гамма», «Буратино») — бесцветный густой раствор с неприятным солено — горьким вкусом. Из галлюциногенов наиболее популярны грибы (типа поганок с фиолетовым оттенком) и знаменитый LSD — эталонный галлюциноген, LSD бывает и в виде разноцветных марок, пропитанных наркотиком, и в виде прозрачного раствора.
Среди больных наркоманией большинство составляют мужчины — 83% в 2001 году против 17% женщин. Однако уровень распространенности наркомании среди женщин быстро растет — за 10 лет он вырос в 14,4 раза. Две трети составляют наркоманы 18-30 лет.
Увеличение числа лиц, употребляющих наркотики, взаимосвязано с ростом количества преступлений, связанных с независимым оборотом наркотических средств и сильнодействующих веществ. По сравнению с 1995 годом, общее число зарегистрированных в 2005 году преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств было в 1,6 раза больше, а число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ — почти в 15 раз (по данным 2005 года, соответственно, в 1,4 и 11,6 раз). Таким образом, изменилось место правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в общей структуре преступности. Если в 1990 году они составляли лишь 0,9% от общего числа зарегистрированных преступлений, то в 2004-2005 годах — более 8% (в 2005 году — 7,5%, в январе — июле 2006 года — 6,7%). С распространением наркопреступности и увеличением числа лиц, употребляющих наркотики, растет количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического или токсического опьянения. В 2005 году было совершено 18,9 тысяч таких преступлений, что в 2 раза больше, чем в 2000 году. В 2005 году было выявлено 158,9 тысяч человек, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Это в 1,5 раза больше, чем в 2002 году. Из них более 70% составила молодежь в возрасте до 30 лет. За эти годы для женщин, среди совершивших преступления связанные с незаконным оборотом наркотиков, выросло с 11% до 16%.
Соответственно, увеличилось и число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с независимым оборотом наркотиков. В 2005 году оно составило 134,8 тысяч — в 2,6 раза больше, чем в 2000 году. Среди них 72% нигде не работали и не учились, 65,4% составляли лица в возрасте от 18 до 30 лет, 17,1% женщины. Причем, число женщин увеличилось особенно быстро — в 4,1 раза за 2000-2005 года.
Наркопреступность в разной степени затронула российские регионы.
Если в целом по России количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, превысило в 2005 году 167 в расчете на 100 тысяч постоянного населения, то в двух регионах — Европейской автономии и Астраханской областях — уровень наркопреступности был превышен.
Распространение наркотической зависимости среди населения российских регионов не всегда напрямую связано с уровнем наркопреступности. Существенную роль играет уровень денежных доходов населения.
Так, Еврейская автономная область, в которой отмечается наивысшее значение зарегистрированных в расчете на 100 тысяч населения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, отмечается более низкими показателями заболеваемости наркоманией. В то же время, в ряде автономных округов, специализирующихся на нефте- и газодобыче -Ханты-мансийском, Таймырском и Ямало-Ненецком, — для которых характерен более низкий уровень наркопреступности, показатели взятых на учет с впервые установленным диагнозом наркомании и состоящих на учете в связи с заболеванием наркоманией самые высокие. Самарская область отличается высокими показателями и наркопреступности, и заболеваемости населения наркоманией. Если в 2005 году на учете в лечебно-профилактических учреждениях в связи с заболеванием наркоманией состояло 186,6 человек на каждые 100 тысяч населения, то в ряде регионов уровень заболеваемости был в 2-3 раза выше.--PAGE_BREAK--
Если принять во внимание преимущественно латентный характер незаконного оборота наркотиков и злоупотребления ими, станет очевидно, что сложившиеся тенденции наркопреступности среди населения, особенно среди молодых возрастов, несут в себе реальную угрозу национальной безопасности России и устойчивому развитию в российских регионах.
В последнее время наблюдается постоянный рост внимания к наркомании. Это вызвано тем, что наркомания несет вред не только конкретному индивиду, но и обществу в целом. Здесь особое значение приобретает знание индивидуальных психологических особенностей наркозависимых, так как это позволяет индивидуально подходить к проблеме и вырабатывать в каждом случае сугубо индивидуальный подход.
Кроме этого, знание индивидуальных особенностей наркозависимых позволяет выявлять в подростковой среде субъектов, обладающих теми же особенностями, и в связи с этим — наиболее склонных к наркотизации. Для проведения исследования специалистами были использованы протоколы психического исследования наркозависимых психологической службы городского диспансера за 2001-2002 годы.
Психологические службы сделали выборку обратившихся наркозависимых в количестве 300 человек на основе данных ГДПНД, отражающих реальное положение в наркоманской среде.
В качестве параметров, определяющих индивидуально — психологические особенности наркозависимых, взяли характеристики, выявляемые психологами наркодиспансера при проведении психоневрологического исследования наркозависимого, так как именно эти параметры используются при оказании психологической и психотерапевтической помощи. Ими являются: тип акцентуации, психоатизация личности, проявление конформности, проявление реакции эмансипации, склонность к делинквентному поведению, склонность к демонстративному поведению.
Пропорциональное соотношение этих параметров, то есть результаты математическо — статистической обработки и анализа используемых данных, было представлено в виде 14 таблиц и пояснений к ним.
На основе этого, из проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Подростки с лабильной, шизоидной, эпилептоидной, истероидной, неустойчивой и психоастенической акцентуацией особенно склонны к наркотизации.
Среди акцентуаций наиболее часто встречающимися являются истероидная и эпилептоидная.
Склонность к конформизму определяется иными психологическими характеристиками, чем акцентуация характера.
Наркозависимые более чем в половине случаев склонны проявлять реакцию эмансипации. Она является защитой на воздействие со стороны другой личности с твердой личностной позицией при одновременном осознании ущербности и недоразвитости собственной личностной позиции.
Используя данные исследований, обратимся к наиболее общим характеристикам явления. Изучение количественных и качественных показателей, связанных с одурманиванием детей и подростков объективно затруднено. Связано это с тем, что значительная часть несовершеннолетних скрывает (насколько возможно) свой опыт использования наркотиков. При анкетировании или тестировании многие дети и подростки отвечают так, чтобы «понравилось взрослым». По мнению специалистов, данные официальной статистики должны быть увеличены в 8-10 раз. Сейчас же определить хотя бы приблизительное число несовершеннолетних наркоманов, использующих одурманивающие вещества, крайне сложно. Эти данные — прямое подтверждение, что наркотизм постепенно приобретает ярко выраженный характер, становясь молодежной проблемой. Изучение наркоситуации в ближайшем будущем. «Омоложение» наркотизма должно кардинально изменить традиционное представление педагогов о сроках начала профилактической работы. Начинать ее надо не в подростковом возрасте, а с начальной школы, включая дошкольный возраст.
Наркомания — это замедленное самоубийство, самоликвидация разума, который оказался в оболочке человекообразного животного. Это последняя отчаянная попытка ощутить счастье ценой собственной жизни. К страшному концу наркотического самоубийства несложно привести любого человека. Для этого нужен сущий пустяк: внушить ему в детстве, что счастье — это материальные блага. Тогда человек изо всех сил начнет стремиться к ним, сделает их целью своей жизни, поставит их выше всего. Но в результате он найдет лишь опустошение и разочарование в жизни. Любой наркоман достоин не ненависти, а сочувствия, так как он жестоко обманутый человек. Он искал счастье там, где его не существует.
Именно молодежь является самым беззащитным объектом, по которому ведет огонь наркобизнес. А это значит, что они уже сегодня нуждаются в защите и умелом заботливом предостережении. Семья остается главным щитом, преграждающим дорогу этому злу, но, к сожалению, не всегда может с успехом решить эту проблему. Дети требуют внимания. Если есть опасность приобщения к наркотикам, помогите ему принять решение, убедите обратиться за помощью. Если ребенок вышел из того возраста, когда на многие его вопросы можно было ответить: «Подожди, вот подрастешь...», то перед ним открывается дверь во взрослую жизнь, и прежние формы общения с ним уже не годятся. Однако, шаг из детства во взрослую жизнь связан с преодолением очевидных и скрытых препятствий. Главное по мере взросления детей не отделяться от них, интересоваться их проблемами, вникать в их интересы и, конечно, внимательно относиться к любому, возникшему у них вопросу. Следует учитывать, что постепенно взросление детей проходит через два основных этапа:
На 1 этапе — в возрасте 12-15 лет — молодые люди начинают прочные связи в своей среде, меньше бывают дома и реже с ними общаются родители. Они начинают сталкиваться с реальными действительностями, пытаются найти особые жизненные ориентиры.
На 2 этапе — в возрасте 15-18 лет — наступают первые признаки взросления. Это период самоутверждения и обретения уверенности, но и в этом возрасте молодые люди нуждаются в родителях, в их поддержке, помощи, понимании. Помогите ребенку посмотреть на его проблему конструктивно, ведь употребление наркотиков не поможет сбежать от них, а лишь создает новые трудности. Нельзя учитывать, что мы живем в такое время, когда очень многие люди употребляют различные лекарства, в том числе и наркотики. Беда в том, что не всегда достаточно объяснить молодежи общее назначение всех лекарств и необходимость их применения.
Быть родителями юного человека — значит быть его справедливыми защитниками, мудрыми советчиками и экскурсоводами по дорогам жизни, которые только-только открываются перед ним. Доброжелательность и поддержка семьи помогают воспитать в детях чувство собственного достоинства, уверенности в себе и способность отстоять свое мнение. Эти качества необходимы, чтобы противостоять давлению употребляющих наркотики сверстников, их стремлению навязать другим свою волю. Юноши и девушки могут прибегнуть к наркотику в состоянии расстройства или депрессии. Необходимо уважать мнение детей, показывать свое удовлетворение и гордость за их правильные и хорошие поступки.
Причин, способствующих приобщению подростка к наркотикам очень много.
Глобальные причины:
Всеобщее падение нравов, низкая духовность и культура у значительной части населения;
Сформировавшаяся наркотическая субкультура на наркотики среди молодежи;
Сложная социально — экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.);
Относительная доступность на «черном» рынке наркотиков (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев);
Активная деятельность наркоторговцев и их сообщников, направленная на стимулирование спроса на наркотики;
Либеральный пограничный режим или его отсутствие;
Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
Социально — криминологическое изучение семьи обнаружило удивительную закономерность: почти 70% родителей из неблагополучных семей сами воспитывались в таких же или почти таких же скверных условиях. Это такие условия как: низкий образовательный уровень, примитивный круг интересов, провоцируемые на «пьяной» почве семейные скандалы, жестокость в обращении с детьми, внебрачное рождение ребенка, вовлечение детей родителями в преступную деятельность, связанную с наркотиками, попрошайничество, бродяжничество, нищенство, проституция. В.М.Кормщиков — криминолог из Перми, исследовал три поколения неблагополучных семей и пришел к неутешительному выводу: каждое новое поколение, по сравнению с предыдущим, отличалось повышенной склонностью к девиантному поведению. Так, если среди бабушек и дедушек к такому поведению были склонны 21,5%, то этой же чертой отличался каждый второй их ребенок, а среди внуков 75% подростков.
Существует множество глубоких исследований о том, почему же дети начинают употреблять наркотики. Это достойные уважения труды, основанные на знании детской психологии, содержащие экспертные оценки, полные специальные термины.
Если спросить о причинах падения самих жертв наркотиков — нынешних наркоманов, их друзей, или тех, кто пробовал наркотики в детстве, но вовремя остановился.
Первой причиной большинство назовет деньги. Избыток денег. Если родители дают своему чаду на карманные расходы слишком много, им нужно быть готовым к тому, что в один «прекрасный» момент ребенок решит попробовать наркотики. Поэтому хорошо обеспеченным семьям следует проявлять, по отношению к своим детям, особую бдительность. Дети, у которых есть все, наиболее уязвимы. Поскольку они привыкли получать все, им нечего желать. То, что доставляет радость ребенку из обычной семьи, на родившихся «с серебряной ложкой во рту» счастливчиков нередко нагоняет скуку.
Им требуются новые впечатления, и на свои карманные расходы дети богатых родителей вполне могут позволить себе такое недешевое «удовольствие», как наркотик.
Второй и главной своей причиной наркоманы считают отношения с родителями. Поскольку в детстве на ребенка воздействует в основном семья, истоки проблемы вытекают именно оттуда. Это может быть все, что угодно: от отсутствия внимания со стороны родителей до чересчур строгого контроля. В неполных семьях не хватает мужского внимания. В семьях, где у родителей плохие отношения, — любви. В неблагополучных семьях дети часто «идут по стопам» своих родителей.
Страсть к приключениям и экспериментам — еще одна причина, чтобы попробовать наркотики для ребенка из любой семьи.
Всегда есть риск, что ребенок попадет в неподходящую компанию. Плохая компания особенно опасна для детей, которые легко поддаются чужому влиянию. Достаточно оказаться рядом приятелю, который толкнет его к употреблению наркотиков. Если такое случится, остается только надеяться, что авторитет родителей окажется сильнее, чем влияние сверстников. Родители — одни из немногих, кому под силу уберечь ребенка от употребления наркотиков и убедить его, что продолжать не стоит, если он их уже попробовал. Любить своего ребенка — главный девиз для всех родителей. Только любовь и взаимопонимание помогут родителям найти не­правильные слова, чтобы не оттолкнуть ребенка от себя и не допустить увлечения наркотиками.
1.2 Схема индивидуальной профилактической работы по проблеме наркомании
Основные понятия концепции:
Наркомания — медицинский термин, определяемый следующим образом: болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости.
Наркотическое вещество — вещество, соответствующее трем критериям:
медицинскому (вещество оказывает такое специфическое воздействие на центральную нервную систему человека, которое является причиной его немедицинского потребления, говоря подростковым языком — вызывает «кайф»);
социальному (немедицинское использование препарата способно нанести существенный вред обществу);    продолжение
--PAGE_BREAK--
юридическому (распространение этого вещества ограничено и находится под строгим контролем).
3. Наркотизм — термин, используемый для обозначения всех форм
одурманивания вне зависимости от вида применяемого вещества и «стадий
знакомства» с наркогенным соединением;
— форма саморазрушения (аутодеструктивного) поведения человека.
Наркогенное заражение — определение начальной стадии, первоначального знакомства с наркогенными веществами.
Гедонистическое мировоззрение, гедонистическое сознание-система жизненных установок и ценностей человека, рассматривающих удовольствие и наслаждение как принципы нравственности. Основатель «школы гедонизма» Эпикур отмечал, что истинное удовольствие заключается в ясности ума и отсутствии страха и только тот может иметь истинное удовольствие, кто благоразумен и предусмотрителен, и таким образом, готов отказаться от сиюминутного удовольствия ради удовлетворения более устойчивого и надежного.
Гедонистические установки являются одним из важнейших механизмов, детерминирующих наркотизацию, ибо наркотики на биохимическом уровне вторгаются в отлаженный механизм жизнедеятельности человеческого организма, быстро заменяя чувство удовлетворения от реализации потребностей просто получаемым удовольствием от приема наркотика.
Существующая система средств массовой коммуникации интенсивно распространяет в молодежной среде гедонистические установки посредством влияния «красивой рекламы», экранных видов искусств (компьютер, видео, кино) и образцов поведения современной массовой культуры.
Антинаркогенное воспитание — процесс формирования у детей и подростков особой личностной структуры антинаркогенной направленности, предотвращающей обращение к одурманиванию как способу достижения субъективного положительного внутреннего состояния и обеспечивающей индивидуальную возможность реализовать собственную потребность в получении удовольствия за счет социально ценных источников.
Здоровый образ жизни — сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие со средой, выступающее в качестве условия физического, духовного, социального благополучия.
Педагогическая профилактика — рассматривается как особый способ организации социальной среды ребенка, препятствующий наркогенному заражению. Антинаркогенное воспитание при этом является основной базой педагогической профилактики.
Масштаб модели педагогической профилактики:
макромодель — рассматривается в рамках целого государства;
мегомодель — действующая на уровне региона;
микромодель — охватывающая ближайшую среду обитания (школа, семья и т. д.)
Уровни педагогической профилактики:
первичная — направленная на предупреждение реального приобщения детей и подростков к одурманиванию;
вторичная — предотвращающая развитие наркогенного заражения у несовершеннолетних;
третичная — педагогическая реабилитация детей и подростков со сформированной зависимостью.
9. Педагог-консультант — специалист по работе с проблемами наркотиков и зависимостей в детской молодежной среде:
квалифицированный (получивший специальное: психологическое, педагогическое, социально — педагогическое образование);.
пользующийся устойчивым положительным авторитетом и доверием в детско — молодежной среде, прошедший специальный профессиональный отбор для работы по должности;
осуществляющий профессиональную деятельность в составе социально-психологической службы или, в случае ее отсутствия, автономно;
реализующий теоретически, опытно, методически обоснованный, обеспеченный алгоритм взаимодействия с ребенком, испытывающим зависимость и специалистами, способными оказать помощь в рамках проблем ребенка;
включенный в систему индивидуальной профилактической работы, как в образовательном учреждении, так и в систему профилактики на уровне округа, города;
выступающий основным организатором системы индивидуального присмотра и помощи детям по проблемам зависимостей.
Концепция профилактической работы с детьми и молодежью по проблемам наркотиков и зависимостей базируется на совокупности доступных идей:
1. Каждый ребенок и молодой человек, родитель, столкнувшийся с вопросами и проблемами наркотиков и зависимостей, должен иметь возможность и право на получение информации о помощи, в случае беды, права на получение этой помощи.
Органы местного самоуправления, реализуя конвенцию ООН, законодательство о правах ребенка, должны предложить несовершеннолетнему адекватный набор услуг и видов помощи, стабилизирующих ситуацию его возможного благополучия /неблагополучия.
Адресная системная профилактическая работа с детьми и молодежью способна обеспечить возможности стабилизации жизненного благополучия/неблагополучия ребенка, несовершеннолетнего, в случае возникновения проблем с наркотиками и зависимостями силами и ресурсами квалифицированных носителей индивидуальной профилактической работы: педагогами — консультантами, социальными педагогами, психологами, учителями, педагогами дополнительного образования в той части, которая касается их компетенции и возможностей.
Интеграция носителей индивидуальной профилактической работы с детьми и молодежью по проблемам наркотиков, создание предпосылок для возникновения комплексных служб помощи детям, и молодежи — естественный результат управления, которым можно стимулировать формирование единого информационного и профессионального пространства в работе по проблемам наркотиков и зависимостей.
До сих пор не изобретено более эффективного способа работы с проблемными детьми и молодежью, чем индивидуальная психологическая, социальная помощь и работа, сопровождение (патронирование) клиентов.
Поэтому социально — психологическая работа является основополагающим средством помощи людям с различными видами трудностей.
Однако индивидуально-профилактическую работу могут выполнять только специально подготовленные (технологически, методически, личностно) специалисты с высокой мотивацией и готовностью помогать молодому человеку в решении его проблем.
Ситуация в городе с обеспеченными специалистами нового поколения характеризуется как слаборазвитая по сравнению с другими регионами.
Основными проблемами являются:
нехватка кадров для индивидуально — профилактической работы;
отсутствие специалистов высшей педагогической квалификации;
— и самое главное — несоответствие задач, поставленных перед работником, уровню его профессиональной компетенции, то есть главная проблема организации индивидуально — профилактической работы — кадровая.
На этом фоне принципиален механизм сотрудничества и системного построения деятельности педагогов-консультантов по проблемам наркотиков в школах Советского административного округа.
Участники проекта достаточно ясно разводят компетенцию и ответственность сторон участников проекта.
Управление образования обеспечивает разработку локальной правовой базы деятельности специалистов, информационно — методическое сопровождение и контроль за целевым использованием средств ставок и специалистов.
Научный консультант методически в соответствии с социально-психологическими технологиями обеспечивает пошаговый запуск модели деятельности специалиста на рабочем месте, осуществляет оперативную еженедельную обратную связь, групповое и индивидуальное консультирование.
Это позволяет привлекать те ресурсы, которыми обладают ОмГПУ (Факультет психологии и педагогики, международный социальный центр), наркодиспансер и другие учреждения. Поэтому научное обеспечение выполняет и функцию межведомственной связи.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА ПО ПРОБЛЕМЕ НАРКОМАНИИ
2.1 Основные направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании
Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно.
Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время, так и на классных часах.
Можно использовать различные формы проведения классных часов (беседа за круглым столом, час вопросов и ответов, викторина, дискуссия, устный журнал, чтение и обсуждение статьи или фильма, час встречи с врачом-наркологом, работниками УВД или прокурором), но практика показывает, что лучше всего провести обсуждение результатов предварительного анонимного анкетирования в классе. В одной из российских школ удалось выяснить, что в возрасте 15 лет с наркотиками и токсичными веществами знакомы 15% учащихся, отношение к наркотикам и у пробовавших их, и у не пробовавших — на 100% негативное; 57% учащихся знают произведения «массовой культуры», воспевающие наркотики.
Если никакие формы убеждения при профилактике наркомании не имеют успеха, педагог должен принять решительные меры по спасению жизни подростков из группы риска. Выявить юного наркомана можно по следующим признакам:
зрачки расширены;
движения нескоординированы, незавершенны, неуверенны;
поведение резко меняется (от активности, до сонливости);
— на лице у подростка — выражение блаженства, дополненное
неестественной улыбкой;
нарушена концентрация внимания;
речь сбивчивая, невнятная.
В группу риска входят дети из неблагополучных семей: подростки, склонные к курению и выпивке (в сигарету может быть добавлена анаша, в спиртное — яд наркотика). При обнаружении подозрительных признаков ребенок должен быть немедленно направлен на обследование к врачу-наркологу.
Педагог должен знать и факторы, сдерживающие человека в приобщении к наркотикам:
желание вести нормальную, полноценную жизнь;    продолжение
--PAGE_BREAK--
боязнь привыкания и смерти;
стремление нормально жить и радоваться жизни;
боязнь принести страдания родным и близким;
множество печальных примеров;
осознание вреда здоровью и трудности излечения.
Анализа непоправимых последствий этих рычагов при умелом манипулировании педагогу вполне достаточно, чтобы уберечь подростков и юношей от опасности увлечения.
Осознавая всю важность затронутой проблемы, разработана система мероприятий по профилактике возникновения наркомании среди несовершеннолетних. Определены 3 наиболее важных направления деятельности:
первое — профилактическая работа со школьниками;
второе — просветительская работа с родителями;
третье — психолого-педагогическое просвещение учителей, а также других педагогических работников.
Направления работы педагога-психолога по профилактике наркомании среди подростков в общеобразовательной школе.
Со школьниками
Тематические занятия по психологии общения с учащимися 5-11 классов


Проведение «круглых столов» с учащимися 9-11 классов
С родителями
Проведение общешкольных родительских собраний с 1 по 11 классы


Семейное и индивидуальное консультирование
С педагогами школы
Выступление с докладами на педагогических советах, семинарах


Проведение социально-психологических тренингов


Индивидуальное и групповое консультирование
В рамках первого направления проводятся классные часы психологии общения с учащимися 5-11 классов. Цель данной работы — формирование психологической устойчивости подростков к асоциальному поведению, к различным видам социальной сознательности. Для более плодотворной работы на классных часах используются: интересные тесты, нестандартные анкеты. Школьникам нравятся сюжетно — ролевые игры, игры с элементами тренинга. Неоценимую помощь в такой работе оказывают притчи восточных народов, сказки Леонардо да Винчи. Рассказывание притч и сказок сопровождаются красочными иллюстрациями, музыкальным оформлением, что помогает участникам более глубоко вникать в сюжет повествования, лучше понимать его скрытую мудрость, осознавать свой характер, свое поведение, лучше чувствовать и воспринимать окружающий мир людей.
Анализируя первое и второе направление профилактической работы по наркомании несовершеннолетних, выделяют основные методы психолого-педагогического воздействия на формирование формально-нравственной личности подростков. Очень важным является семейное консультирование. На семейном консультировании практикуются разные методы: дискуссии, психодрамы, анализ ситуаций, поступков, действий родителей, их расположенность к ребенку, к его проблемам. Хорошо себя зарекомендовали регулярно проводимые общешкольные родительские собрания, по различной тематике, вопросам обучения и воспитания школьников.
К профилактической работе по наркомании привлекают различных специалистов: врача-нарколога, представителей по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, работников милиции и прокуратуры. Данные мероприятия лучше проводить за «круглым столом». Во время проведения «круглых столов» родители и учащиеся получают ответы на многие вопросы, которые ставит перед ними жизнь.
Организуя работу учащихся по самопознанию и саморазвитию, необходимо также затронуть вопрос выбора профессии старшеклассниками, так как для данного школьного возраста выбор целей в жизни имеет очень важное значение, в плане гармоничного развития подрастающего поколения. В школе ежегодно проводится «Ярмарка учебных заведений». Сюда приглашаются представители вузов, ССУЗ, ПТУ.
Третье направление профилактической деятельности это психолого-педагогическое просвещение педагогов. Данная работа проходит на педагогических советах, на индивидуальных консультациях учителей с педагогом-психологом, социальным педагогом. Целью такой работы является ознакомление педагогов с особенностями психологии и воспитания учащихся разных возрастных групп. Положительный эффект здесь имеют социально-психологические игры, игры с элементами тренинга, проводимые психологом с педагогическим коллективом школы.
Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» антинаркогенных барьеров, воспитания личностной устойчивости к наркогенному соблазну.
Динамика развития общественных процессов в России, интенсивный поиск ответов на вопросы, которые обнажаются с ростом наркотических зависимостей в молодежной среде, стимулируют появление новых систематизированных подходов и концепций работы с молодежью. Так, впервые в 1999 году стало возможным говорить о правовом обеспечении и регулировании профилактической работы с молодежью при помощи Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Впервые Федеральный Закон провозгласил приоритетность функций помощи несовершеннолетним, оказавшимся в социально опасной ситуации, в том числе лицам, имеющим проблемы с наркотическими зависимостями. Впервые введено важнейшее понятие «индивидуальная профилактическая работа», рассматриваемое в качестве инструмента предупреждения, помощи и пресечения социально опасных проявлений в жизнедеятельности молодого человека.
Нельзя не отметить рост многообразия индивидуально групповых методик, используемых в работе с молодежью, формирование режима взаимодействия и сотрудничества представителей различных общественных, государственных муниципальных организаций и специалистов в решении проблем борьбы с наркотиками.
Осуществляется апробация модели индивидуальной профилактической работы с детьми так называемой группы риска. Центральный компонент модели – педагог-психолог по работе с детьми группы риска:
квалифицированный, получивший специальное образование специалист;
наделенный ясными полномочиями в организации в профилактической работы и помощи детям, находящимся в трудной жизненной и (или) социально опасной ситуации;
функционально реализующий эффективный алгоритм помощи и профилактической работы с ребенком;
обеспеченный на уровне округа возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
методически и профессионально сопровождаемый группой консультирования;
включенный в целостную систему контроля и анализа результатов профилактической работы учреждений, организаций структур администрации округа на уровне комиссии по делам несовершеннолетних;
поддерживаемый управленческими решениями локального окружного масштаба, в том числе возможностями получения дополнительных финансовых средств на реализацию защищенных профилактических программ работы с детьми и молодежью.
Результаты внедрения модели индивидуальной профилактической работы с детьми группы риска красноречиво подтверждают определенную эффективность выбранного пути.
По отношению к этим детям реализуются функции педагогической профилактики и психологического сопровождения, осуществляется помощь и наблюдение по поводу эффекта ее оказания.
При этом сопоставление закрытых данных банка со статистикой правонарушений среди несовершеннолетних в целом обнаруживает отсутствие клиентов педагогов-психологов в списках правонарушителей. В худшем случае можно говорить о том, что среди правонарушителей — учащихся школ появляются новые имена, новые в негативном опыте (как для школы, так и для педагога-психолога). Это заставляет говорить о необходимости учета в работе педагога-психолога иных помимо его социально — бытового положения, показателей неблагополучия ребенка и очевидных признаков трудностей в обучении, общении.
Реализация функции педагога-психолога по оказанию помощи в защите и восстановлении прав на образование повлияла на необходимость создания новой образовательной услуги, адекватной личностным и социальным особенностям детей группы риска: возможности обучаться по индивидуальному учебному плану на основании персонального постановления КДН. Кстати, в новом законе «Об основах системы профилактики» КДН получила новый статус и назначение «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Таким образом, модель индивидуальной профилактической работы демонстрирует определенный позитивный эффект в решении проблем несовершеннолетних, стабилизирует ситуацию детского неблагополучия средствами именно индивидуальной работы, осуществляемой системно.
Системный анализ сформированного опыта работы с детьми группы
риска, местного локального, регионального, российского и зарубежного,
учет появления новых правовых реальностей в виде Федерального Закона
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Закона Омской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Омской области» позволяют в существующих условиях говорить о возможностях реализаций приоритетности индивидуальной профилактической работы именно по проблемам наркотиков.
2.2 Применение различных методов профилактики наркомании среди несовершеннолетних в практической деятельности педагога-психолога
Для исследования эффективности профилактических мероприятий наркомании среди несовершеннолетних была набрана группа в количестве 20 человек, возраст учащихся 14 лет.
Исследование проводилось на базе Межшкольного учебного комбината г. Тары.
Для выяснения отношения подростков к наркотикам и наркоманам использовались следующие диагностики: тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» (приложение 1); анкета для изучения отношения к наркотикам (приложение 2).
На тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам» учащиеся отвечали серьезно и честно. Также к заполнению анкеты для изучения отношения к наркотикам ученики отнеслись не менее серьезно.
Проанализировав диагностики, можно сделать вывод, что 80% учеников правильно оценивают пагубность наркомании, а 20% имеют легкомысленный взгляд на эту проблему.
Для способствования осознанию несовершеннолетними наркозависимости и выработку у них навыков защитного поведения мы проводили следующие профилактические мероприятия:
Изготовление плаката «Мир без наркотиков». В этом задании принимали участие все учащиеся. Сначала ученики обсудили что будут рисовать, а затем приступили к изготовлению. Такие задания сплачивают коллектив, снимают напряжение в группе. На плакате ученики изобразили природу, теплый солнечный день и играющих детей. Так представляют себе ученики мир без наркотиков.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Следующим мероприятием был классный час на тему «Наркотики и наркомания» (приложение 3), в котором все учащиеся приняли активное участие и отнеслись очень серьезно. Они высказали свое мнение о наркотиках, о том можно ли избавиться от наркотической зависимости.
Очень интересными были задания, цель которых составить антинаркотические лозунги и составить примерные ответы которыми можно воспользоваться, если вам предлагают наркотические вещества. Ученикам очень понравилось составлять лозунги, так как сочиняли их в стихотворной форме, и каждый смог проявить свои литературные способности.
Наверное, самым важным среди профилактических мероприятий стал диспут «За и против». Задача учеников состояла в том, что они должны придумать аргументы «за» употребление наркотиков, а наша задача найти аргументы «Против». Диспут прошел очень оживленно. Все-таки наши аргументы «против» были убедительнее.
Для закрепления аргументов «против» употребления наркотиков была проведена встреча учеников с медработником. Он отвечал на вопросы учеников, которые они задавали о наркотиках, наркоманах и болезнях, которыми страдают наркоманы.
Затем, чтобы проверить эффективность проведенных нами профилактических мероприятий мы предложили ученикам те же диагностики что и вначале исследования.
Проанализировав данные, полученные из диагностик, можно сделать вывод, что 100% учеников теперь правильно оценивают пагубность наркотиков. А также то, что профилактические мероприятия оказывают положительный эффект. Ведь лучше предупредить заболевание, чем его лечить.
Заключение
В нашей стране накоплен значительный опыт антинаркотической работы — реабилитационной и профилактической. Актуальность этой проблемы возрастает день ото дня. Количество наркоманов и молодых наркозависимых возрастает в арифметической прогрессии. В среднем за год один наркоман вовлекает в это пагубное занятие десять человек. Каждый из них втягивает еще по десять и т.д. Цифры эти удручают. Но у нас уже формируется система профилактики.
Эффективность самого медицинского лечения составляет 5-10%. Лечением методами психологического воздействия занимаются работники медицины, психологические центры, а борьбой с распространением наркотиков — правоохранительные органы.
Также в данной проблеме очень важна роль педагогов. Учителя, психологи, социальные педагоги играют решающую роль. Главная педагогическая цель — сформировать психологический иммунитет. Он заключается в том, чтобы вызвать у молодого человека отрицательное отношение к наркотикам. В более раннем возрасте это идет на уровне: «хорошо — плохо». В старших — надо объяснить губительные механизмы действия наркотиков. К беседам на эти темы должны подключиться и медики, поскольку они лучше знают, что происходит с подростком в результате употребления наркотиков.
Сегодня в школе есть предметы, которые позволяют системно вести разговор о вреде наркотических средств. Например, ОБЖ, валеология.
Одновременно с наркотизацией в подростковой среде широко распространяются рискованные формы сексуально-девиантного поведения. Среди подростков все больше зараженных ВИЧ-инфекцией, больных вирусными гепатитами «В» и «С». Основная причина — внутривенное употребление наркотиков.
На основе высказанных положений можно сформулировать алгоритм решения проблемы и основанные направления антинаркотической профилактики.
Во-первых, это необходимость срочной, целевой подготовки и переподготовки всех специалистов, работающих с детьми и подростками.
Во-вторых, необходимо в экстренном порядке отработать реальные механизмы сотрудничества общества, различных общественных организаций и государственных структур с семьей. Не менее важно параллельно создавать широкую сеть консультативных пунктов. Они должны на профессиональном уровне обеспечить семьям первичную помощь, они должны стать посредниками между семьей и специалистами.
В-третьих, нужно найти достойное место в общеобразовательных программах основам здорового образа жизни, формированию простых ценностей радости и счастья от здоровья; воспитывать у ребенка быть здоровым, научить его избегать нажитых болезней.
В-четвертых, необходимо обеспечить реальную социальную и правовую защиту детей, укреплять систему социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры, комиссии по защите прав несовершеннолетних).
Первичная профилактическая помощь должна опираться на школьную психологическую службу, на центры психолого-педагогической реабилитации, на сеть консультативных пунктов для детей и подростков.
Формируя убеждение о вреде наркотических веществ, нужно постоянно помнить, что нельзя работу строить на методах запугивания, без глубокого разъяснения проблемы, иначе будет лишь сиюминутный эффект.
Мы убедились на собственном опыте, что в просветительской работе не следует давать подробные сведения о наркотиках, о том, где и как они произрастают, как их изготавливают. Профилактическую работу с подростками следует вести педагогически мудро. Особенно важно раскрыть влияние на мозг и подчеркнуть, что процессы, происходящие в организме, во многом аналогичны тому, что происходит при психических расстройствах. «Важно донести до сознания подростка, что порабощенность наркотикам ведет к утрате жизненных перспектив, деградации личности. Убедить в том, что нет неразрешимых проблем и безвыходных ситуаций».1
Эффективность профилактической работы определяется тем, насколько точно она ориентирована на конкретную личность, соответствует ли уровню ее развития, установкам, ожиданиям, стремлениям, интересам, учитывает ли мировоззрение, ценностные критерии, верования, привычки, стереотипы. Чтобы быть действенной, профилактическая работа должна строиться с учетом психологии поведения, психологии мышления, психологии массового и индивидуального сознания.
Применяемые сегодня в целях профилактики и борьбы с наркоманией разнообразные методы, средства, формы дают различные результаты. Наиболее эффективными из них являются: беседы, диспуты, дискуссии, но не исключено, что по мере развития этой проблемы будут появляться новые формы работы с наркозависимыми подростками.
Библиография
СБ. Белогуров. Популярно о наркотиках и наркоманах: Книга для всех. — Санкт-Петербург, — 1988 г.
М.И.Буянов. Размышления о наркомании / М. — 1990 г.
И.Г.Ванкон. наркотики — смертельная игра: Краткое руководство для тех, кто сталкивается с этой проблемой. — Чита, — 1998 г.
Ю.В.Василькова. социальная педагогика / М. — 2001 г.
5. И.А.Вишняков, С.А. Маврин. Социальная работа с молодежью; психологические социально-педагогические аспекты / Омск — 2000 г.
6. И.А.Вишняков, С.А.Маврин. Реалии социальной работы с молодежью: психологические аспекты и социально-педагогические аспекты / Омск, — 2000 г.
А.Гаврильчук. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие // Основы безопасности жизнедеятельности — 2001 г.
Л.Л. Генкова, Н.Б. Славков. Почему это опасно — М., — 2002 г.
Л.С. Горбатенко. Родителям и педагогам: все о наркомании / Ростов-на-Дону — 2003 г.
Г.В. Горцев. Энциклопедия здорового образа жизни – М., — 2001 г.
С.Гурски. Внимание наркомания. — 1988 г.
С.Гурски. Внимание родители — наркомания / М. — 1989 г.
А.Данилин, И.Данилина. Как спасти детей от наркотиков / М. -2001г.
Л.М. Зюбин. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися /М. — 1982 г.
Н.Н. Исмуков. Без наркотиков: Программа предупреждения и преодоления наркотической и алкогольной зависимости. — М., — 2001 г.
З.В. Коробкина. У опасной черты: [О борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением] — М., — 1991 г.
17. Н.Н. Куинджи. Валеология / М. — 2001 г.
А.Н. Маюров. Антиалкогольное воспитание / М. — 1987 г.
Е. Миронов. Прощайте наркотики / С.-Петербург. — 2001 г.
20. О.Н. Мосеева, И.И. Тараданова. Выбираем мир без наркотиков / Омск — 2003 г.
А.В. Мудрик. Социальная педагогика / М — 2000 г.
А.Нейк. Наркотики / М. — 2001 г.
23. С.Подобед. Наркомания — болезнь века: Как с ней бороться? // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2001 г.
24. М.С. Прусс, Л.Л. Кельин. Как избавиться от наркотической зависимости / М. — 2002 г.
25. Н.И. Рожков, М.А. Ковальчук. Профилактика наркомании у подростков / М — 2003 г.
26. Е.П. Сгибнева. Классные часы в средней школе / М. — 2005 г.
Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. Профилактика наркомании у подростков / М. — 2001 г.
А.Смирнов. Здоровье и здоровый образ жизни // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2000 г.
29. Ю.В. Татура. Наркомания. Тонкости, хитрости и секреты / М. — 2004г.
30. Р.Г. Углов. Береги здоровье и честь смолоду. — М., — 1988 г.
31. М.В. Шакурова. Методика и технология работы социального педагога / М. — 2002 г.
32. Мир без наркотиков / Комиссия по молодежной политике и туризму. Администрация Омской области. — Омск, 1999 г.
Приложение 1
Тест «Твое отношение к наркотикам и наркоманам»
Ответь на предложенные тебе вопросы «да» или «нет»:
1. Вызывает ли у тебя наркоман чувство неприязни?
Возникает ли у тебя чувство тревоги, когда ты слышишь, что подростков-наркоманов становится в нашей стране больше?
Считаешь ли ты, что легкий наркотик может снять напряжение и повысить настроение?
Хотел бы ты иметь друга, употребляющего наркотики?    продолжение
--PAGE_BREAK--
Считаешь ли ты, что наркотик вреден для человеческого организма?
Уверен ли ты, что без наркотика можно хорошо провести время?
Есть ли мотивы, оправдывающие употребление наркотиков?
Испытываете ли вы тягу к наркотикам?
Вызывает ли у тебя любопытство разговор о наркотиках?
Считаешь ли ты, что наркоман может быть хорошим сыном (дочерью)?
Нравится ли тебе внешний вид наркомана?
Вызывает ли у тебя недоумение человек, который постоянно думает и говорит о наркотиках?
Считаешь ли ты, что наркотики делают жизнь ярче и интересней?
Допускаешь ли ты мысль, что в твоем окружении могут быть люди, принимающие наркотики?
Можешь ли ты резко осадить тех, кто с восторгом говорит в твоем присутствии о наркотиках?
Считаешь ли ты, что наркоман — безответственный, слабохарактерный человек?
Нравятся ли тебе словечки из «лексикона» наркомана?
Считаешь ли ты, что наркотики — зло?
Считаешь ли ты, что наркотики вредят отношениям с родственниками?
20. Избегаешь ли ты тех людей, которые одобряют наркоманию?
Поставьте себе по одному баллу за каждый ответ «да» на вопросы 1,2, 5, 6, 12, 15, 16, 18, 19,20
и по одному баллу за каждый ответ «нет» на вопросы 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 13,14, 17.
Если ты набрал:
16-20 баллов. Ты, в основном, правильно оцениваешь пагубность наркомании. Твои взгляды достаточно устойчивы, а нравственное здоровье не вызывает опасения. В нужный момент ты сможешь сделать выбор, достойный настоящего человека.
8-15 баллов. Ты должен быть осторожен. Некоторые твои взгляды слишком легкомысленны. Есть такие, которые вызывают тревогу. Так недалеко и до беды. Будь тверже в своих негативных суждениях о наркомании.
0-7 баллов. Положение критическое. Ты настолько одобрительно относишься к наркотикам и наркоманам, что у тебя есть реальная возможность в скором будущем пополнить их ряды. Срочно пересмотри свои позиции. Желательно проконсультироваться у специалиста.
Приложение 2
Анкета для изучения отношения к наркотикам
1. Знаете ли Вы лично (не из газет или передач по радио, телевидению)
людей, употребляющих:
Наркотики знаю не знаю
другие токсические вещества знаю не знаю
2. Если Вы знаете людей, употребляющих наркотики, то известно ли
Вам, где они их достают?
в аптеке
в лечебных учреждениях
у друзей, знакомых
на черном рынке
у взрослых, употребляющих наркотики
в других местах
мне это не-известно
Знаете ли Вы, сколько стоит порция наркотиков?
Доводилось ли Вам пробовать:
наркотики да нет
другие токсические вещества да нет
5. Как вы думаете, следует ли принимать какие-то меры по борьбе с наркоманией и токсикоманией?
Никаких особых мер принимать не надо.
Следует улучшить медицинскую помощь наркоманам.
Ко всем наркоманам (токсикоманам) следует применять строгие меры, привлекать к административной и уголовной ответственности.
4. Надо прежде всего выявлять и наказывать тех, кто продает наркотики.
5. Не знаю, не задумывался (-ась).
А теперь несколько вопросов о Ваших взглядах и мнениях?
6. Какие из перечисленных жизненных ценностей имеют для Вас наибольшее значение (обведите кружком не более пяти ответов)?
Верные друзья.
Интересная работа, профессия.
Материальное благополучие.
Здоровье.
Уважение людей.
Развлечение и удовольствие.
Любовь.
Счастливая семейная жизнь.
Талант, одаренность.
Физическая сила.
Учеба, образование, знания.
Уверенность в себе, независимость.
Секс.
Служебная карьера.
Модная одежда.
Иное (что именно)? ___________________________________________
О чем Вы мечтаете? Чтобы Вы хотели, чтобы сбылось в Вашей жизни? ___________________________________________________________
Вы, очевидно, знаете, что некоторые люди, особенно из молодых, употребляют наркотики и другие одурманивающие вещества. Как Вы к этому относитесь?
Очень отрицательно. Считаю, что это пропащее дело.
Это их личное дело.
Почему бы не попробовать иногда.
Не знаю, не задумывался.
Приложение 3
Классный час.
Тема «Наркотики и наркомания».
Рассказ учителя. Тема нашего сегодняшнего разговора серьезная и тяжелая: мы будем говорить о наркотиках. Как, по-вашему, что такое наркотики? (Ответы — 5 мин.). Да, ребята, наркотики — это беда, разрушение и смерть. Выращивание растений, из которых впоследствии получают наркотики, наносит смертельный вред окружающей среде. Огромные площади лесов в Южной Америке варварски вырубаются и выжигаются, чтобы освободить место для кустарника коки, тысячи килограммов токсичных химических веществ выбрасываются в реки как побочный продукт очистки наркотиков. Животные и птицы отравляются и умирают медленной, мучительной смертью, чтобы люди в тысячах километров от них могли получить свою дозу наркотика. Как только не называют себя продавцы наркотиков — и «несущие радость», и «дающие покой». На самом деле это люди, несущие смерть и горе. Невозможно отличить слабый наркотик от сильного. Это знает не только продавец, он же единственный знает, что подмешано в наркотик. Известно много случаев, когда человек, первый раз попробовав наркотик, погибал из-за опасной примеси.
Обсуждение темы. Как вы думаете, почему люди принимают наркотики? (Ответы.) В основном люди с помощью наркотиков рассчитывают взбодриться или расслабиться. Одни наркотики, такие, как экстази, кокаин, являются возбудителями. Принимая их, человек чувствует возбуждение, прилив сил, готов бодрствовать целые сутки. Другие вещества — героин, алкоголь, вещества, входящие в состав некоторых клеев, — называют «успокоителями», они оказывают расслабляющее действие. Известно, что вдыхание паров клея уносит каждый год жизни около 150 молодых людей. ЛСД и так называемые волшебные грибы создают зрительные и слуховые образы, которых нет на самом деле, то есть галлюцинации.
Наркоманы — люди без будущего, они думают только о наркотике, сам наркотик разрушает их мозг, легкие, печень, а мысли о нем отбирают силы и разум. На одной из московских дискотек без устали танцевала 13-летняя девочка, позже ее подруга сказала, что она приняла какую-то капсулу, очень маленькую. Вдруг девочка упала на пол. «Скорая помощь» приехала вовремя, но спасти ее не удалось, не приходя в сознание, она умерла в машине. Что бы ни было причиной употребления наркотиков — скука, подражание друзьям, неумение отказать — результат, скорее всего, будет трагичным.
Тяжелее всего наркотики сказываются на психике, среди наркоманов очень много самоубийц. Многие наркоманы болеют вирусными инфекциями, вызывающими гепатит Б или СПИД. Оба эти заболевания практически не лечатся и приводят к смерти. Скажите, жалко ли вам наркоманов? Почему?
Как выдумаете, можно ли избавиться от наркотической зависимости? Каким образом? (Ответы — 5 мин.)
Творческое задание. В течение 10 минут каждый ряд должен придумать 10 вариантов занятий, которые помогут человеку отвлечься от грустных мыслей (Комментарий учителя.)
Заключительное слово. В Москве существует много медицинских центров, занимающихся лечением наркомании, если вовремя туда обратиться, жизнь человека может быть спасена. Предатель — не тот, кто, заметив проблему близкого человека, поднимет на ноги всех окружающих в поисках помощи, предатель тот, кто оставит его с проблемой один на один и не даст шансов выжить.
Приложение 4
Профилактическое занятие «Умей сказать нет!»
Задание 1. Ученикам предлагается составить варианты ответов отказа от наркотиков, которыми может воспользоваться любой.
Задание 2. Ученикам предлагается составить антинаркотические лозунги в стихотворной форме.
Приложение 5
Интерактивная игра (диспут) «За — Против»
Любую молодежную группу, в которой полезно провести репетицию этого занятия, нужно разбить на две части. «Единомышленники» должны быть территориально близки, должны совещаться. Выступать можно индивидуально. Половина присутствующих находит аргументы за употребление наркотиков, вторая половина — против.
Это примерно такой же диалог, как и диалог между теми, кто уже пробовал наркотики, или кто их распространяет, и теми, кто не хочет их пробовать. Внимательно прочитав книгу, преподаватель должен быть уверен в том, что не даст одержать «верх» аргументам «за наркотики». Кроме того, он должен сильно заинтересовать группу, это очень важно.
Приложение 6
Отношение учащихся к наркотикам и наркоманам
/>
Констатирующий этап
Ученики, имеющие
Легкомысленные
взгляды на проблему
наркомании
/>Ученики, правильно оценивающие пагубность наркомании
Приложение 7 Отношение учащихся к наркотикам и наркоманам
Контрольный этап
/>
Ученики, правильно оценивающие пагубность наркомании


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.