Реферат по предмету "Психология"


Этапы развития психологической науки, главные особенности психики

Этапы развитияпсихологической науки, главные особенности психики

Содержание
Введение
1. Этапы развития психологии
2. Мотивационная сторона встановлении психики
Заключение
Список используемой литературы
периодизация психика материя познание

Введение
Психология и педагогикаизучают факты и закономерности психической жизни и процессов воспитания иобучения. Эти науки взаимосвязаны, так как без знания психологии, котораяявляется своеобразной методологической базой педагогики, нельзя понять законы испособы адекватного воспитательного воздействия на других, в том числе и надетей, невозможна и разработка методик обучения. В то же время психологиинеобходима практическая проверка ее теоретических концепций, что и происходит впедагогическом процессе. Взаимодействие этих наук обеспечивает развитие теориии практики, позволяющее лучше понять человека, его поведение и переживания,причину его радостей и тревог.
Содной стороны, содержание этого предмета, по сути, является основой культуры,необходимой для человека в любой области его деятельности. И психология, ипедагогика связаны с многими гуманитарными науками – этнографией, социологией,теорией культуры, искусствоведением, логикой, языкознанием. Все дисциплины,которые практически или теоретически имеют дело с человеком, приходят, в концеконцов, к психологии, чтобы затем, исходя из нее, обогатить эти науки.
Осознаниеуникальности любого человека приводит к мысли о тех сильных и слабых сторонах,которые есть у каждого и которые надо сознавать и уметь уравновешивать. Неменее значимыми являются и проблемы способностей, определяющих склонности ивозможности людей, а также закономерностей процесса познания мира и техсложностей, что встают перед людьми на этом пути.

1. Этапы развития психологии
 
Психология,ее категориальный аппарат и принципы прошли длительный путь развития. Изменялсяи предмет психологии, методы следования психики.
Первыйэтап – донаучный – примерно до VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных,научных исследований психики, ее содержания и функции. В этот периодпредставления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, насказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу сопределенными живыми существами (тотемами).
Второй,научный этап начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот периодразвивалась в рамках философии, а потому он получил условное названиефилософского периода. Также несколько условно устанавливается и егодлительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) иопределения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой вфилософии или естествознания.
Всвязи с некоторой условностью периодизации процесса развития психологическойнауки возникают и некоторые разночтения при установлении временных границотдельных этапов. Иногда появление третьего этапа, т.е. выделение психологии всамостоятельную науку, связывают со школой В. Вудта, т.е. с началом развитияэкспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась каксамостоятельная значительно раньше, с осознания независимости свого предмета,уникальности своего положения в системе наук – как науки и гуманитарной, иестественной одновременно, изучающей и внутренние, и внешние (поведенческие)проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии былозафиксировано и с появлением ее как предмета преподавания в университетах уже вконце XVIII-начале XIX в. Таким образом, представляется более точным говорить опоявлении самостоятельной психологии именно с этого периода, относя к серединеXIX в. Становление экспериментальной психологии, и переходе ее на четвертыйэтап развития.
Втечение длительного времени предметом психологической науки бала душа, однако вразное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античностидуша понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архе» – первоосновамира, основной кирпичик, из которого состоит все сущее. При этом главнойфункцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первыхученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит именно душа.Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именнодуша руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось иизучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейшихпроблем психологической науки.
Вэпоху Средневековья душа стала предметом, прежде всего богословия, чтосущественно сужало возможности ее научного изучения. Поэтому, хотя и формальнов то время предмет психологической науки и не изменялся, фактически в областьисследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностейпознания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция,волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественнойволи, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевнойжизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма(Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бекона и других ученых).
Вновое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия.Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной,рациональной, а не сакральной, т.е. основанной на доказательствах, на разуме, ане на вере. Поэтому проблема предмета психологии снова встала со всейактуальностью. В это время еще не было возможности полностью отрешиться отбогословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет,становясь наукой о сознании, т.е. о содержании нашего сознания и путяхформирования этого содержания. Это давало возможность для психологии отделитьсвой предмет от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однакоэтот переход привел к тому, что уже к XVIII в. фактическим предметом психологиистало изучение познавательных процессов, в то время кА поведение, а такжеэмоциональные процессы, личность и ее развитие, не вошли в этот предмет. Такоеограничение области исследования на первых порах имело и положительноезначение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность выделитьсяв самостоятельную науку, отделив свой предмет, свою область исследования отпредмета философии. В то же время такой подход начинал и препятствоватьпсихологии в ее развитии, и поэтому уже к середине XIX в. был пересмотрен.
Благодаряразвитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсераи других исследователей, психология не только от философии, идентифицировавсебя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выводя его, пословам Сеченова, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кромепознавательных процессов в предмет психологии входят и поведение, иэмоциональные процессы. Важным моментом этого этапа является то, что стремлениестать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследованияпсихики, тек как до 80-х гг. ХIХ в. ведущей остается интроспекция.
Важнейшийэтап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной,экспериментальной наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого ивыстраивал свою психологию В.Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевнойжизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональныхпереживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение техэкспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начале ХХ в.
Этопривело ученных к поиску нового предмета, и новых методов исследования психики.Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм,Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали, что средипсихологов не существует единого мнения о том, что и как должна изучатьпсихология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации итребованиям времени, который получил название «период методологическогокризиса»
Невозможностьприйти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 1910-1920-х гг.психология разделилась на несколько направлений (пятый этап развития), в каждомиз которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималосьданным психологическим направление под психикой. Так в психологии появляются:глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология,а также такие школы, как французская социологическая или понимающая психология.
Совторой полвины ХХ в. связывают шестой этап развития психологии, когдапоявляются новые школы и направления – гуманистическая психология, генетическая(или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, котораясформировалась уже в 60-е гг. Это последняя, появившаяся в ХХ в. психологическаяшкола. Таким образом, можно сказать, что середины ХХ в. психология вступила всовременный (седьмой) этап своего развития, для которого характерно уже недробление и появление все новых школ, но и тенденции к объединению.
2. Мотивационная сторона в становлении психики
В переводе с древнегреческого «психология» – это наука о душе, и,следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психикаи психические явления? Мы уже говорили о существовании различных точек зренияна такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинствоиз них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию.В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, какправило, исходят с позиций диалектического материализма.
Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающеевся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектомнеотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения идеятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природеи механизмах проявления психики. Во-первых, психика – это свойство только живойматерии. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно,не всякая живая, материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладаетспецифическими органами, обусловливающими возможность существования психики.
Во-вторых,главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир.Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живаяматерия, обладающая психикой, обладает способностьюполучения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информациисвязано с созданием этой высокоорганизованной материей определенногопсихического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического(нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности являетсякопией материальных объектов реального мира.
В-третьих,получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой длярегуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что вцелом определяет возможность относительно длительного существования этогоорганизма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно,живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменениевнешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.
Необходимоподчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи,обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материиотличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чемзаключаются эти различия?
Элементарнаяспособность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдаетсяуже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всеголишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от однихраздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являютсяначальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобноеприспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающегоживую материю от неживой. Это свойство – раздражимость. Внешне она выражается в проявлениивынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, темболее сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условийсреды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений,например, так называемый «тропизм» – вынужденное движение.
Как правило,живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия,такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма; илина биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность,содержание микроэлементов в почве и т. д. Таким образом, мы не ошибемся, еслискажем, что живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологаческизначимые для них факторы, причем, их реагирование по своему характеруреактивно, т. е. живой организм проявляет активность только после прямоговоздействия на него фактора внешней среды.
Дальнейшееразвитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано сусложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственноимеют и более сложное анатомическое: строение. Живые организмы данного уровняразвития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешнейсреды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновениеу живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительностьхарактеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности уживотных может служить объективным биологическим признаком возникновенияпсихики.
Отличительнойчертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что свозникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать нетолько на биологически значимые факторы среды, но и на биологическинейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, такихкак черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологическизначимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных,обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличаетсяот реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличиечувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смыслобъект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развитияпсихики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т. д. Вдальнейшем в процессе развития органической материй у живых существ постепенноформируется одно из главных свойств психики – способность опережающего ицелостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюцииживотные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получатьинформацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможноевоздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых,так и биологически нейтральных.
Само по себепоявление у определенного класса животных чувствительности, или способности кощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и какпоявление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основноеотличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов,связывающих животное со средой, – процессов поведения.
Поведение – это сложный комплексреакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимоподчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития,обладают поведением различной сложности. Простейшиеповеденческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, затем, как червьизменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чемвыше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение.Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так,собака избегает встречи с объектом, который заключает всебе определённую угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается учеловека, который в отличие от животных обладает не только способностьюреагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностьюформировать мотивированное {осознанное) и целенаправленное поведение,Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием учеловека сознания.
Сознание –высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку какобщественно-историческому существу.
С практическойточки зрения сознание выступает как непрерывноменяющаяся совокупность чувственных и умственных образов» непосредственнопредстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих егопрактическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическаядеятельность по формированию психических образцов происходит и у наиболее развитыхживотных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтомучеловека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы еепротекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данныемеханизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человекатакого феномена, как сознание.
В результате действия этих механизмов человек выделяет себя изокружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою«Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самомсебе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодарясознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителейсреды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядромего системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем миречеловек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует своеповедение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок.Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды.Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степеньюего критичности.
В упрощенном виде критичность – это способность осознавать различиемежду «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы исоздается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способностькритически оценивать происходящее и сопоставлять порученную информацию сосвоими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления,формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом,критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. Сдругой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и оперированияпсихическими образами определяет наличие у человека способности к сознательнойдеятельности, проявлением которой является труд.
Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его отрицать,сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например,собака – охраняет, лошадь – перевозит дрова, а некоторые животные выступают вцирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными.Однако все это так только на первый взгляд.
Для того чтобы совершать столь сложные действия, животному нуженчеловек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не всостоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение. Следовательно,деятельность человека и поведение животного различаются степеньюсамостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно исамостоятельно.
Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развитияпсихики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведениевысших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека(самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данныхуровней имеет свои стадии развития.
Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек нерождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят впроцессе физиологического и социального развития конкретного индивида(онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален,обусловлен как особенностями социального развития, так и генетическойпредрасположенностью.
Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, которыймы должны осветить в данном разделе. В чем состоят функции психики? Кажется,что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологиивы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один изсамых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявленияпсихики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например,если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление кусловиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчествочеловека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления ксоциальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствуетрешению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример:почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимсяпроизведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое?Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. Итаких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзяобъяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.
Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимоперечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее времявряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй,только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающейсреды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики:отражение окружающей действительности, сохранение целостностиорганизма, регуляция поведения. Данные функциивзаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функциипсихики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма кусловиям окружающей среды.
Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самыесложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человекав определённой степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как иу животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность.Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессуадаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самымдостигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптациизаключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешнейсредой, т. е. в формировании соответствующего поведения у более развитыхсуществ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, ивнутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможностьбиологического существования живого существа. У человека построение контакта свнешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человекконтактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующейпо законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, чтоадаптация человека направлена не только на обеспечение его биологическогосуществования, но и на обеспечение его существования в обществе.
Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннегосостояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку притокинформации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенныеизменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит ипсихическая адаптация.
Существует еще одна проблема научного познания психики. Это проблема происхожденияпсихики. Чем обусловлено существование такого феномена, каким является психика?Существуют различные точки зрения в отношении происхождения психики. С однойточки зрения – идеалистической – психическое (душа) в своем происхождении несвязано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественноепроисхождение. С другой точки зрения – дуалистической – у человека существуютдва начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти дваначала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг сдругом. С третей точки зрения – материалистической – феномен психики обусловленэволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться каксвойство высокоразвитой материи.
Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблемапроисхождения психики является не только одной из самых сложных в научномпознании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаютсямногие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии,религии, физиологии и т. д. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос.
В отечественной психологии данную проблему рассматривают сматериалистической точки зрения, что предполагает использованиерационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаряэкспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определеннаявзаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, чтозаболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могутотражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованиемаппарата «искусственная почка» сопровождается явлением временного сниженияинтеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия.После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальныхспособностей.
Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемыеу человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живыхорганизмов, исторического развития человечества и индивидуального развитияконкретного индивида. В данной главе мы рассмотрим эволюцию психики животных.

Заключение
Человек – это социальное существо, и он не может жить вне общества, безконтактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигаетмногие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать»по внешним проявлениям – мимике, жестам, интонации, особенностям поведения –эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек –своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенныхпредставлений о психике людей.
Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторовповедения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение иконец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым,прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивостьпсихического процесса. На основе психических процессов формируются определенныесостояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.
Предметом психологии являются психика и психические явления как одногоконкретного, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. Всвою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений.Характеризуя задачу психологии, С.Л. Рубинштейн пишет: «Психическое познание –это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных,объективных связей».

Используемая литература
1.  Гиппенрейтер Ю.Б. – Введение в общую психологию – Москва – 2007 г.
2.  Гримак Л.П. – Резервы человеческой психики – Москва – 2006 г.
3.  Лурия А.Р. – Эволюционное введение в психологию – Москва – 2007 г.
4.  Маклаков А.Г. – Общая психология – Москва – 2008 г.
5.  Немов Р.С. – Общие основы психологии – Москва – 2008 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "Пространство доктора Деминга": как повысить эффективность банка в условиях финансового кризиса
Реферат Технология композиционных материалов
Реферат How The Media Effects Women
Реферат Гидроэнергетические ресурсы мира
Реферат 1. Экономическое и политическое положение Германии в 30-е гг. XIX в
Реферат How Technology Effects Modern America Essay Research
Реферат Наглядные пособия и технические средства в обучении инженерной графике
Реферат Target High Risk Areas For Medication Errors
Реферат Honda Marketing Strategy Essay Research Paper The
Реферат Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века
Реферат Межличностное общение учащихся на уроке иностранного языка
Реферат Маркетинг территорий 2
Реферат Совершенствование ассортиментной политики
Реферат Маркетингова програма будівельної фірми
Реферат Методика создания учебного фильма по географии силами учителя